При такой скудости сведений о жизни и деятельности пророка Аввакума довольно бесспорными, однако, остаются обычно принимаемые в трудах о книге прор. Аввакума положения: 1) что служение пророческое он проходил в царстве Иудейском, что доказывается полным отсутствием в его книге всякого намека на десятиколенное царство; 2) что помещение его книги в каноне после книги пророка Наума и пред книгою пророка Софонии указывает время деятельности Аввакума – между второю половиною царствования Манассии, около половины VII века, когда действовал пророк Наум, и началом царствования Иосии, когда начал свою пророческую деятельность Софония ( Соф 1.1 ). В частнейшем определении времени пророческого служения Аввакума мнения исследователей расходятся, так как, по замечанию еще блаженного Августина , три пророка из числа малых, Авдий, Наум и Аввакум сами не говорят о времени своего пророчества, не указывается, когда они пророчествовали и в хрониках Евсевия и Иеронима (De Civit. Del, Lib. XVIII, cap. XXXI, русск. пер. ч. VI, Киев 1887, с. 49–50). Но очевидно, что с православно-церковной точки зрения неприемлемо мнение, считающее Аввакума современником вавилонского плена: мнение это явно грешит рационалистическим неверием в историческую достоверность пророческих предсказаний будущего. (Подобное мнение о времени жизни пророка Аввакума, – конечно, без этих рационалистических предпосылок, – высказал и блаж. Иероним, с. 132). В самой книге есть данные, позволяющие относить ее написание к половине VII в. до Р. X., ок. 650 года. Пророк от имени Божия угрожает, гл. I ( Авв 1.5–6 ), своим современникам, Иудеям, за их нечестие, Авв 1.3–4 , неожиданным и изумительным бедствием – нашествием невиданного ими дотоле народа Халдеев. Бедствие это еще не наступило, пророк лишь предвидит его приближение ( Авв 3.2, 16 ); Иерусалим и храм еще существуют ( Авв 2.20 ), и в храме надлежащим образом отправляется богослужение ( Авв 3.1–19 ), хотя в общественной жизни царит бесправие и всякого рода нечестие ( Авв 1.2–4 ); богопоставленная царская власть тоже существует ( Авв 3.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приказали: утвердить изложенное в настоящем предложении заключение Контроля при Святейшем Синоде, о новых формах приходорасходных церковных книг и отчётных ведомостей, обозначенных литерами: А, Б, В, Г и Д и римскими цифрами: I, II, III, IV, V и VI, а равно и о правилах, относительно записи в церковные книги прихода и расхода и представления отчётных ведомостей, и дать знать о сем по Духовному ведомству печатными циркулярными указами с приложением при них печатных же означенных форм и правил, к должному в потребных случаях руководству и исполнению. Декабря 24 дня 1876 года. Правила о порядке записывания приходов и расходов в церковные шнуровые книги и представления отчётных ведомостей. I. О суммах, подлежащих записи в церковные приходорасходные книги. 1) К суммам, подлежащим записке в церковные приходорасходные книги, относится: а) суммы, принадлежащие местной церкви, б) капиталы, предназначенные в пользу причта и в) сборы и доходы, имеющие особые назначения, и поступающие в церковь в виде переходящих сумм. 2) Церковные суммы составляют: а) Кружечный и кошельковый сборы, которые по книгам и отчётным ведомостям показываются нераздельно. Примечание. Существующие сборы в пользу некоторых богоугодных и благотворительных учреждений: одни с кружечного дохода, а другие с кошелькового отчисляются для той или другой цели с половинной суммы всего кошелькового и кружечного дохода. Так напр., если на один предмет положено было отчислять 1% с кошельковой суммы, а на другой предмет 1% с кружечного дохода, то с общего кошелькового и кружечного дохода берётся 1% и полученная таким образом сумма делится на две равные части; если же по какой-либо церкви существует только один из сказанных сборов, в размере напр. 1%, то от общего кошелькового и кружечного дохода берётся ½% или же целый % от половины всего дохода. б) Доход от продажи церковных свечей и восковых огарков, к которому относятся вклады, поступающие за освещение церкви при венчании браков, отпевании покойников и проч. в) Доходы от отдачи в наём домов, лавок, мельниц и других оброчных статей, принадлежащих церкви. г) Суммы, поступающие за отпускаемые из церкви катафалк, покров и подсвечники на время панихид и отпевания усопших, а также доходы собственно по кладбищам, как-то: за отдаваемые места на кладбищах, за вырытие могил, за обкладку могил дёрном и проч. д) Получаемые некоторыми церквами суммы из казны на церковные потребы. е) Денежные пожертвования в пользу местной церкви; как-то: на украшение храма и благолепие богослужения, на неугасаемую лампаду, и на другие церковные потребности, согласно воле жертвователей. ж) Проценты с капиталов, принадлежащих местной церкви. з) Вклады с определённым назначением на постройку или перестройку церкви, а равно доброхотные пожертвования, собираемые в пользу местной церкви по сборным книгам, или доставляемые вследствие повсеместной в Империи подписки на сооружение и украшение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. В котором году, при каком Государе, в благословении какого Архипастыря, по какому случаю и накакую сумму построена, источников для сведений о сем никаких не имеется, когда построена церковь неизвестно. Но из истории Российской Епархии части V стр.589 видно, что здесь находился мужеский Полистьский Николаевский монастырь, который в 1686 году приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым состоял до совершенного своего упразднения. Из монастырских же зданий и церковной утвари ничего не осталось. 3. Церковь сия всегда приходила в большее благоустройство. 4. Благосостоянию церкви содействовали особенно церковные старосты собственными пожертвованиями. 5. По утверждении нормальных штатов, церковь отнесена к VI(?) классу и подчинена непосредственно Консистории. II Hapyжhый и внутренний вид церкви 1. Вид, величина и расположение церкви были ли когда нибудь изменяемы, или нет, сведения о сем никакого нет. 2. В настоящем состоянии церковь имеет вид продолговатого квадрата, который от половины к востоку суживается и которого восточная сторона выдается полукружием. Верхняя часть с большим круглым осьмигранным куполом с двумя фронтонами с южной и северной стороны. Оные снаружи испещрены украшениями в виде кружков, фестонов и четвероугольников, вверху карнизами в виде поясков, фонарь на куполе глухой, цельный, осьмигранный, на нем яблоко, в коем укреплен осьмиконечный деревянный, обитый железом крест. 10 окон с железными решетками, вверху с арками, у коих наличники по сторонам в виде колонн, а вверху дугою. В куполе три окна арками, два входа в церковь с западной и с северной стороны, кровля на церкви железная, с западной стороны на два ската, на куполе дуговая на все скаты, к востоку в виде полукружия на все скаты. Внутри церковь в виде продолговатой квадратной палаты, алтарь без разделения, полукружием, вверху сводом в виде полукруглой дуги, от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами для дверей царских северных и южных, с западной стороны придел отделяется каменною стеною с одним пролетом для дверей, посреди храма свод, осьмигранный, без опоры, украшенный трофаретами. Колокольня на западной стороне в связи с церковью, четырехгранная, со шпилем, обитым белым железом, в два яруса. Кровля на ней железная, в виде опрокинутой чаши. Церковь и колокольня каменные. Церковь с колокольнею длиною 12 сажен, вышиною 12 сажен. Церковь с западной стороны шириною 4.5 сажени, по середине 3.5 сажени, алтарь 2.5 сажени. В настоящее время церковь украшена благолепно и утварью средняго достоинства снабжена достаточно.

http://sobory.ru/article/?object=45396

Библиография работ о персоне: Память святаго священномученика  Мефодия, епископа Патарского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.  11. – Месяц июнь. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 83).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. VI, гл. 13). Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.136–141, 292–294. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.102–103. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.233–235. Е.Л. Сведения о жизни и творениях святого великомученика Мефодия//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995. Иларион (Алфеев), иеромонах. Священномученик Мефодий Олимпийский (Вступительная статья).//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1 Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.128–129. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.138–140. Мефодий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.    Миллер Т.А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2993115

Эпическая форма и эпический стиховой размер гекзаметр («шестимерник») сначала были совершенно несовместимы с незамысловатым «койне» евангелистов и отождествлялись только с языческим мироощущением. Подобное утверждение справедливо как в отношении гомеровского эпоса, поэм Гесиода, корпуса киклических поэм, так и в отношении малых эпических поэтов: Евмела, Асия, Херсия, Аристея, Креофила, Писандра, Паниасида, Херила. Последним эпическим поэтом, причисленным античными филологами к выдающимся представителям этого жанра, считается Антимах из Колофона (поел, четверть V – 1-я пол. IV b. до н. э.). Он стоял первым в ряду поздних эпиков, а Евфорион с острова Евбея (главный библиотекарь в столице Сирии Антиохии) стал завершающим звеном традиции. Таким образом, уже к середине III b. н. э. классического эпоса как живого явления, даже в форме эпиллий, очевидно, уже не существовало. В конечном счете эпос становится неотъемлемым атрибутом греческой учености – одной из составляющих системы знаний о мире и о человеке. В 392 г. христианство провозглашается официальной религией Римской империи, и это, безусловно, вызывает к жизни необычные литературные формы, когда эпос и, возможно, трагедия 1 наполняются христианским содержанием. Один из главных сохранившихся образцов, единственный в своем роде «новозаветный эпос», появился в Египте, где до VI b. включительно сохранялось еще очень значительное влияние язычества. Так, храм Исиды в Филе действовал до 535 г., пока по приказу Юстиниана не был переустроен в христианский храм. А в столице Египта продолжала жить своей замкнутой жизнью философская школа неоплатоников: Аммоний Александрийский, которому один из позднейших переписчиков «Деяний Иисуса» присваивает авторство поэтического пересказа Евангелия от Иоанна, руководил собственным училищем вплоть до 20-х гг. VI в. Именно здесь, в Египте, в городе Панополь (егип. Ипу, копт. Шмин, Хмим) и появился на свет поэт Нонн, предполагаемый автор публикуемой нами евангельской парафразы, которая в настоящем издании названа «Деяниями Иисуса». Написал он свою поэму примерно в 1-й половине V b. н. э., очевидно незадолго до Халкидонского собора и смерти апы Шенуте 2 (оба события произошли в 451 г.), во времена правления императора Феодосия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

   Существующая в научно-популярной литературе тенденция «вешать всех собак» на персидский погром 614 г., когда, якобы, были разрушены все христианские здания Иерусалима и окрестностей, какие только могли быть разрушены, привела к появлению однозначного вывода о погребении под церковью св. Полиевкта армянских жертв означенного погрома. Поскольку, как было сказано, антропологическое и археологическое (монеты, пряжки, монисты и т.п.) исследование останков не проводилось, то прямым следствием указанного стереотипа стал тот вывод , что после погрома 614 г. армяне переселились в Иерусалиме из не защищенного стеной северного предместья в существующий и поныне армянский квартал, находящийся внутри городских стен. Вывод этот не учитывает, по меньшей мере, двух обстоятельств, а именно: 1. за прошедшие 2 тыс. лет городские стены Иерусалима срывались и возобновлялиь не менее 10 раз, и город неоднократно подолгу существовал без стен; 2. армянское (и, возможно, алуанское) присутствие в городе и до и после персидского погрома зафиксировано археологически не только в Армянском квартале, но и на Масличной горе (Елеоне) и в описываемом нами районе, к северу от городской стены (как описывается ниже). После однозначной, на основании данных эпиграфики и искусствоведческого анализа напольной мозаики, датировки строительства церкви 500-550 гг., популяризаторы и авторы путеводителей не успокоились: в итоге появились смехотворные тексты, со всей наукообразностью утверждающие, что поминальная часовня-усыпальница св. Полиевкта была построена в первой половине VI века для захоронения и увековечения памяти жертв персидского погрома начала VII века. Более продуктивным представляется подход, при котором в истории периода 500-550 гг. следует искать события, которые могли бы привести к массовой смертности населения в таком масштабе, что могильщики не имели возможности осуществлять индивидуальные захоронения и не знали имен умерших (см. эпиграфику). Таких событий в описываемый период истории Иерусалима (без учета землетрясений) было, по крайней мере, два: восстание самаритян 529 г. и Юстинианова чума 540-544 гг. Что вполне объясняет поминальный характер данной церкви (часовни) без привлечения к ответственности вездесущих персов. Естественно, при наличии места, жертвы персидского погрома спустя 70-80 лет могли быть «подхоронены» в ту же погребальную пещеру, что, однако, вызывает большие сомнения, поскольку разделение по национальному признаку трупов (по большей части, расчлененных) Фомой-«Могильщиком» и его командой в 614 г. представляется выходящим за рамки человеческих возможностей.

http://sobory.ru/article/?object=16372

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.    Малахов С.Н. EPITHETHON basilicum в посланиях Николая Мистика и сочинениях Константина VII Порфирородного (К анализу индивидуального восприятия официальной титулатуры византийских василевсов)//Историко–археологический альманах. – Армавир; М., 1996. – Вып. 2. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX – XI веков. – М.: Языки русской культуры, 2001.   Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Петрухин В.Я., Шелов–Коведяев Ф.В. К методике исторической географии: " Внешняя Росия " Константина Багрянородного и античная географическая традиция//Византийский временник. –  М.,   1988. – Т. 49. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. – М.: Наука, 1982.   Раннефеодальные государства на Балканах. VI – XII вв. – М,: Наука, 1985.   Ронин В. К. Франко–хорватские отношения в трактате Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»//Византийский временник. – М., 1983. Т. 44. С.60—67. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. – М.: Мысль, 1980 .   Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 459.   Смирнова О.В. Евнапий и Зосим в Excerpta de sententiis и Excerpta de legationibus Константина Багрянородного//Византийский временник. –  М.,  2005. – Т.64 (89). Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.276–299. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I: Восточная агиология. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 143 – 145. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.312–313.

http://bogoslov.ru/person/2931320

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Прозоров В. Иоанн Кассиан//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Светлов М. Преподобный Иоанн Кассиан, его жизнь и аскетические творения//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1894. – Т. 4. Серафим (Роуз) Православное монашество в Галлии V – VI веков. – СПб., 1996. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.237–253. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.162–166, 238–243. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. – Клин: Фонд " Христианская жизнь, 1999. С.146–209. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменоости (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.245–302. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.242–243. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    Смирнов Ф.А. Монашество//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.II. Феодор (Поздеевский) иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского). – Казань, 1902. Феодор (Поздеевский), архимандрит. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Его жизнь и богословско–аскетические воззрения). – Казань, 1908. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.40–44. 2568. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007. Библиография работ автора: Писания преподобного Отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина/  Пер. с лат.:  еп. Петр. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. (Репринт изд. 1892 г.). То же: М.: АСТ; Минск:  Харвест. 2000. Обозрение духовной брани//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2861319

пр. 14. 15); чтобы епископы не простирали своей власти на Церкви, находящиеся вне пределов их епископий (ορους) (Ап. прав. 53); чтобы епископы каждого народа (εκαςου εϑνους) признавали над coбoq право первого из них ( εν αυτοις πρωτος) (34). Здесь выражения: предел (ορος), округ (παροιχια), народ (εϑνος), – дают понятие о первоначальном разделении поместных Церквей. Каждый народ, или страна, отдельно, составляли поместную Церковь , которая имела в своём составе несколько округов, округи по нескольку епископий, и каждая епископия составляла предел власти для своего епископа. Такой распорядок церковного управления мы действительно видим в истории самых первых веков. Например, христиане Африки, Египта, Галлии, Италии, составляли в своих странах отдельные Церкви, имевшие – во 1-х, главные, первенствующие кафедры, каковы были: в Африке карфагенская, в Египте александрийская, в Галлии лионская, в Италии римская; – во 2-х, несколько округов, которые составлялись из нескольких, соединённых в них, епархий; как например, в Африке Мавритания, Нумидия, и пр.; в Египте Ливия, Фиваида, и т. д. Все эти округи и епархии, с их епископами, подчинялись в Африке епископу карфагенскому; в Египте – александрийскому; в Галлии – лионскому; в Италии – римскому 2 . Очевидно, что такой распорядок церковного управления соображён был с гражданским разделением областей и городов; и это всегда было принимаемо за правило в церковном управлении (IV всел. 17; VI всел. 38). Более определённому разграничению поместных Церквей способствовало разделение римской империи, сделанное императором Константином. Для последующих наших соображений здесь нужно заметить это разделение. Кроме разделения империи на две половины, восточную и западную, Константин составил из всей империи четыре главные префектуры: восточную, иллирийскую, италийскую, галльскую. Каждая префектура заключала в себе несколько округов, или областей (διοικησις, dioeccsis), а эти по нескольку градоначальств, или провинций (επαρχια, provincia).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Библиография работ о персоне: Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 38). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. V, гл. 11. Кн. VI, гл. 6, 13–14). Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. II, гл. 35. Кн. III, гл. 7). Аверинцев С.С.  Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Аверинцев С.С. Климент Александрийский//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Александр Болонников, иерей. Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов// Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. –  1.  Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.   Александрийская школа//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.III. (Приложение). Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.116–122. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.100–101. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афонасин Е.В.  " Гносеология " Климента Александрийского и неопифагорейская традиция//Историко–философский ежегодник " 99. – М.: Наука, 2000. Афонасин Е.В. " От начала мы бессмертны. " Концепция времени в гнозисе Валентина: (К истории двух высказываний Валентина у Климента Александрийского)//Жизнь. Смерть. Бессмертие. – СПб., 1993. Афонасин Е.В. " Строматы " Климента Александрийского//Климент Александрийский. Строматы. – СПб., 2003. – Кн. 1. Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002.

http://bogoslov.ru/person/2930865

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010