Площадь - 110.900 кв. км. Население - более 8.990.000 (на 1989 г.) Столица София - 1.200.000 человек. Исторический очерк Болгарской Православной Церкви 1. Проникновение христианства к болгарам На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях христианство начало распространяться очень рано. По преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра имелась в г. Одесс (нынешняя Варна), где епископом был Амплий, ученик св. апостола Павла. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. В числе других епископов Балканского полуострова в деяниях Первого Вселенского Собора участвовал и Протогон, епископ Сердики (Сардики), а несколько позднее он председательствовал на Поместном Соборе в своем кафедральном городе. В конце IV и начале V столетий христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский. В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря тому, что многие из них служили в Византии в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой становились благовестниками святой веры. Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени — болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно ассимилировались с местным населением. Два народа — болгары и славяне - слились в один народ, получив от первого имя, а от второго язык. К болгарам (праболгарам) христианство частично проникало еще тогда, когда они находились в южных пределах нашей страны. После же их переселения на Балканский полуостров его интенсивному распространению способствовали торговые сношения Болгарии с христианской Византией, а также пленники обеих сторон. 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Следующим трудом в данной области является «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского . Оно состоит из 40 глав. Особенностью этого произведения является наличие не только сугубо догматических тем, но и раскрытие вопросов апологетического характера. Например: «Почему Он не спас человека одним повелением?», «Почему Бог не приведет всех к вере, если Он хочет этого?», «Историческое доказательство пришествия Божия в мир» и т. п. Блаженный Феодорит Кирский , известный экзегет и крупный деятель эпохи несторианских споров, является автором «Сокращенного изложения божественных догматов». В этом труде 29 глав. Некоторые разделы догматической науки представлены в нём совсем кратко, например, антропология. При этом немало таких тем, которые сейчас принято рассматривать в рамках нравственного богословия: «О девстве», «О браке», «О втором браке», «О блуде», «О покаянии», «О воздержании». Интересно, что у него также содержатся главы с антигностическим содержанием: «Об зонах», «О том, что Один и Тот же дал и Ветхий, и Новый Завет ». На Западе в это время тоже писались сочинения с систематическим изложением христианского вероучения. Здесь можно назвать сочинения блаж. Августина (1–я пол. V в.) «Руководство Лаврентию, или о вере, надежде и любви»; Геннадия Марсельского 175 (2–я пол. V в.) «О церковных догматах», состоящее из 88 глав; Фульгенция Руспийского (1–я пол. VI в.) «О вере, или о правиле веры». Ближе к концу эпохи Вселенских Соборов – первой половине VIII в. – преподобным Иоанном Дамаскином был написан труд «Точное изложение православной веры», ставший самым известным систематическим изложением православной веры. Это сочинение является третьей частью систематического труда «Источник знания», содержащего также философскую часть «Диалектика» и справочную часть «О ересях». В течение достаточно долгого периода после появления произведения прп. Иоанна Дамаскина систематических трудов по изложению православной веры не писалось. Иногда называют сочинение Евфимия Зигабена (XII в.) «Догматическое всеоружие православной веры» как пример труда с такой формой изложения в период после 1054 г. Однако этот труд носит ярко выраженный полемический характер и скорее должен рассматриваться в ряду полемических сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Карф. 5. 5 . Избрание в церковные степени не должно быть в присутствии слушающих. В греческом тексте этого правила стоит слово «хиротония», но в Книге Правил оно переведено, как «избрание». Смысл правила в том, что при избрании священных лиц не должны присутствовать лица, находящиеся под епитимией. Однако 13 правило того же Лаодикийского Собора вообще запрещает «сборищу народа» избирать священнослужителей. Вальсамон, Еп. Иоанн Смоленский и Еп. Никодим полагают, что значение правила в том, что не должно производить избрания священнослужителей при слушании всех желающих, потому что при избрании о кандидате может говориться и нечто недостойное. Но из того, что тем же Собором было принято 13 правило, можно вывести и заключение, что слово «хиротония» было бы правильнее в данном случае перевести все-таки как рукоположение, а не избрание, т.е. что слушающие (см. объяснение к 11 прав. 1 Всел.) должны уходить из притвора храма до хиротонии. 6 . Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий. Ср. Тимофея Алекс. 9. 7 . Обращающихся от ересей, то есть новатиан или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных, по их мнению, принимать не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились; и тогда уже называемые ими верные, по изучении Символа веры , да будут помазаны Святым Миром, – и так причащаются Святых Тайн. Относительно упомянутых здесь еретиков см. объяснения к I Всел. 8; II Всел. 1 и 7. 8 . Обращающихся от ереси, так называемых, фригов, – хотя бы находились в мнимом у них клире и величайшими именовались, – со всяким тщанием оглашать и крестить епископам и пресвитерам Церкви. Фригами назывались последователи гностика Монтана, начавшего проповедь своей ереси в Фригии около половины 2 века. II Всел. Соб. Прав. 7. 9 . Да не будет позволено церковным людям ходить для молитвы или для врачевания на кладбища всяких еретиков или, в так именуемые у них, мученические места. А ходящим, если они верные, быть лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, принимать в общение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Цодикович, РЦИ, 1991 – Цодикович В.К. Русское церковное искусство XVIII – начала ХХ в. в немузейных собраниях Ульяновской области. Каталог. Ульяновск, 1991 Ярыгина, ПРИ. 1994 – Поздняя русская икона. Конец XVIII-XIX в. Каталог выставки. Составление: И. Ярыгина. СПб., 1994 IB, 1988 – Ikonen aus Bulgarien. Вопп, 1988 IRG, 1976 – Ikonen Russland und Griechenland 15–18 Jahrhundert. Golerie Anita Rutz. Herbst, 1976 IS, 1993 – Kobrzeniecka-Sikorska G. Ikony staroobrzedowcw w zbiorach museum Warmii I Mazur. Olsztyn, 1993 МВА, 1970 – Le Monde des grands musees: Musee Bysantin Athenes, 1970. 25 MI, 1992 – Mstjoralaiset Ikonit. Valamon luostari, Heinivesi, 1992 VI, 1989 – Venäläisiä Ikoneja noin 1780–1915. Katrija Harri Willamon kokoelma. Espoo, 1989 RI, 1991–1992 – Russische Ikonen und kultgerat aus St.-Petersburg. Baden-Baden, 1991–1992 RHI, 1988–1989 Russische Heilige in ikonen. (Wiss. Berbeitung Dr. Е. Haustein.] Museen der Stadt Recklinghauzen, 20. Nov. 1988–15. 1989 IHBO, 1987 – Helga Freifrau von Mauchenheim. Ikonen Heilige Bilder der Ostkirche. [Mit einem Vorwort von W.P. Theunissen.] Pattloch, 1987 Литература Аверинцев, 1973 – Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М., 1973 Аверинцев, 1977 – Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 Аверинцев, 1985 – Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символов//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985 Аверинцев, 1988 (1) – Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир, 1988, 7, 9 Аверинцев, 1988 (2) – Аверинцев С.С. Бахтин. смех, христианская культура//Pocсия/Russia, 1988, 6 Аверинцев, 1991 – Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991 Адарюков, 1921 – Адарюков В.Я. Архив Дмитрия Александровича Ровинского//Среди коллекционеров, 1921. 6–7 Алеппский, 1897 – Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Вып. 1–3. М., 1897

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В продолжение всего царствования Юстиниана в богословии непрерывно продолжались напряженные дискуссии между защитниками идеи теопасхизма и ее противниками. Взгляды Леонтия Иерусалимского получили поддержку у нескольких богословов первой половины VI века, среди которых следует отметить «скифского монаха» Иоанна Максентия, ратовавшего за провозглашение теопасхистской формулы как в Константинополе, так и в Риме. Раздоры по этому поводу продолжались до тех пор, пока наконец император Юстиниан не опубликовал свое собственное вероопределение, а затем созвал в 553 году Пятый Вселенский Собор в Константинополе. На этом соборе были осуждены так называемые «Три главы»: (1) Феодор Мопсу-эстийский и все его писания; (2) те писания Феодорита Киррского , в которых он опровергает анафематизмы святого Кирилла Александрийского и Эфесский собор и отказывается признать какую бы то ни было форму теопасхизма; (3) письмо Ивы Эдесского, представляющее собой отчет о примирении между святым Кириллом и восточной Церковью (то есть Антиохией) в 433 году в толковании, неблагоприятном для Кирилла. Христологическое определение собора 553 года подтвердило законность и необходимость халкидонской формулы, но вместе с тем признало законность и некоторых выражений Севира Антиохийского – в частности, что различение природ во Христе может проводиться только «на словах и в мыслях, а не в конкретном смысле». С другой стороны, провозгашалась и законность формулы святого Кирилла «одна воплощенная природа Бога Слова»: в этом выражении, согласно вероопределению Юстиниана, Кирилл «употреблял слово «природа» вместо слова «ипостась " ». Тем самым халкидонская формула была истолкована в приемлемых для всех терминах, открывая дорогу для примирения с монофизитами. Несмотря на поистине экуменическую – в идеологическом, а не в политическом смысле – позицию Константинопольского собора, монофизиты отказались принять его решения. Во-первых, они уже вполне закостенели в своих взглядах и попросту не желали соглашаться с православными. Во-вторых, они продолжали видеть противоречия между Халкидонским и Константинопольским соборами, в противоположность православным, которые считали необходимыми оба собора: Халкидонский – чтобы покончить с евтихианством, Константинопольский – чтобы раз и навсегда дать правильное истолкование христологических взглядов святого Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В состав сей книги входили песнопении: из Литургии, псалмы и стихиры. Название свое получила она от Демественного пения. Списки сей кииги не восходят далее конца XV столетия. Лучший список из поздней редакции находится в библиотеке И. Н. Царского. IV. Минеи служебные Списки служебных Миней встречаются очень редко. Это служит доказательством, что они не были во всеобщем употреблении. Из предисловия к Какизам узнаем, что Минеи положены на ноты Русскими певцами. Инок Евфросин знал в половине XVII века все XII Миней. Вероятно, Кондакарь и Стихирарь месячный служили основанием для Русских творцов при составлении Миней. Полного собрания сих книг из наших библиотек не видно ни в одной. V. Минея праздничная В составе сей книги входили: стихиры и каноны избранным Святым. Греческих ли певцов это произведение, или Русских, решить еще невозможно, но неимению данных. Из этой Минеи в последующем времени был составлен – книга, имевшая одинаковое назначение. Замечательные списки с этой Минеи находятся в библиотеках: Академии Наук – харатейный список и С. Публичной – бумажный. Когда она выведена была из употребления – не видно. крайней мере, писатели об ней уже не упоминают в конц века. VI. Триодь постная Образцом для редакции сей книги служил Стихирарь постный. В новом своем составе она принадлежит Русским творцам. В предисловии к какизам находишь известие, что «Триодь распел и изъяснил Иван Нос, будучи в Слободе у Царя Иоанна Васильевича». Имея ввиду Стихирарь, понятно, что Иван Нос распел очснь не многое: ему только принадлежат исполнения, собранные из разных готовых книг. Список ХП века находился в библиотеке С. Петербургской Публичной. VII. Праздничник Надписание сей книги: Начало праздником владычным. В составе сей книги входили: стихиры и величания на разные праздники. Замечательно, что в некоторых списках величания положены на Путевой напев. Вот состав сей книги: 1)Служба на Рождество Богородицы; 2)на Воздвижение Честнаго Креста; 3)на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы; 4)на день Святителя Николая; 5)на Рождество Христово; 6)на день Богоявления Господня; 7)на Сретение Господне; 8)в Субботу шестой недели Великого Поста; 9)на Благовещение Пресвятыя Богородицы; 10)на Вознесение Господне; 11)в Субботу Пятдесятную Святой и Живоначальной Троицы; 12)на Преображение Господне; 13)на Успение Пресвятыя Богородицы; 14)на чин Новаго Лета; 15)на Обретение Честныя главы Иоанна Предтечи; 16)на день Св. Апостол Петра и Павла. Появление сей книги в нашей Церкви еще не определено с достоверностию. Происхождение ее известно по Минее праздничной. VIII. Ирмологий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Игнатий был не богословом-теоретиком, но деятельным подвижником. На творчество св. Игнатия существенное влияние оказали творения святых отцов и сокровищница церковного аскетического Предания «Добротолюбие». Из отечественных духовных писателей он более других цитирует преп. Нила Сорского , св. Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского , преп. Серафима Саровского , схиархим. Паисия Величковского , Георгия Затворника Задонского. Как отмечал глубокий исследователь духовного наследия св. Игнатия игумен Марк (Лозинский) , «основная особенность и достоинство произведений епископа Игнатия состоит в том, что он с присущей ему духовной мудростью отразил в своих сочинениях учение святых отцов, примененное к требованиям современности. Творения епископа Игнатия вводят, облегчают современным читателям понимание «Добротолюбия» и творений других святых отцов» (Игумен Марк. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) //Богословские труды. Сб. VI. М.: Изд-во Московской Патриархии. 1971. С. 227). Сочинения: Аскетические опыты: В 5 т. СПб., 1905; Отечник (1891), Слово о смерти (1863), О кончине мира. СПб., 1899; Из неизданных писем//Вестник РХД. 1977. 123; Аскетическая проповедь. М., 1995; Крестоношение. Избр. творения. С прил. жития св. Игнатия, службы и акафиста ему. М.: Правило веры, 1999. Литература о святителе Игнатии: Игнатий. В поисках живого Бога (Преосвященный Игнатий и его аскетическое мировоззрение). М., 1913; Жизнеописание епископа Игнатия... и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881; Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. Ч. 1–2; Гумеров Ш.А. Игнатий (Брянчанинов) //Русские писатели, 1800–1917. М., 1992. Т. 2. С. 396–397. Священник Иван Беллюстин Русь православная Впервые: Континент. 1992. 74. С. 141–158. Печатается по тексту первой публикации. «Русь православная» – глава из книги И.С. Беллюстина «Описание сельского духовенства», изданной в 1858 г. в Лейпциге без имени автора. В названном издании настоящая глава отсутствовала. Впервые она была опубликована Е.Ю. Буртиной по автографу, хранящемуся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Автограф содержит редакторскую правку, принадлежащую, очевидно, М. П. Погодину (см. коммент. ниже). Появление книги в начале второй половины XIX в. стало событием. В ней впервые обстоятельно и без прикрас было рассказано о жизни и быте русского духовенства. Книга, несмотря на запрет, проникла в Россию. Обер-прокурор Синода граф А.П. Толстой назвал анонимного автора «духовным Щедриным» (Литературное наследство. Т. 63. С. 98). Книга явилась практически первым опытом обсуждения проблем церковной и религиозной жизни, что прежде казалось невозможным. Очень вероятно, что она способствовала подготовке некоторых преобразований в духовном ведомстве.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).     Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М.,  1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2859813

Уже два тысячелетия своей истории Церковь живет в непрестанном ощущении близости конца времён, а сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, эти настроения, пожалуй, ещё более обострились, - и симптоматично, что одна из прошедших конференций была посвящена эсхатологической проблематике. Примечательно, что сегодня рассуждения о «конце света» становятся чрезвычайно популярными и в секулярной внецерковной среде, а мысль о приближающемся «конце истории» получает вполне рациональное подтверждение. В 1989 году известный американский политолог и социолог Френсис Фукуяма опубликовал статью «Конец истории?», на основе которой в 1992 году издал книгу «Конец истории и последний человек». В своих работах Фукуяма настаивает на том, что в ХХ столетии главными соперниками либеральной идеологии были коммунизм и фашизм, но они проиграли битву идей, и сегодня у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Эта победа «единственно верной» идеологии, собственно, и знаменует собою «конец истории», которая отныне реализуется как история глобализации. Один из крупнейших отечественных историков-востоковедов И. М. Дьяконов, подводя итоги своим многолетним исследованиям в работе «Пути истории. От древнейшего человека до наших дней» выделил восемь фаз исторического процесса: первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую. По Дьяконову, «исторический процесс являет признаки закономерного экспоненциального ускорения. От появления Homo sapiens до конца I фазы прошло не менее 30 тыс. лет, II фаза длилась около 7 тыс. лет, III фаза — около 2 тыс., IV фаза — около 1,5 тыс., V фаза — около тысячи лет, VI фаза — около 300, VII фаза — немногим более 100 лет; продолжительность VIII фазы пока определить невозможно. Нанесенные на график, эти фазы складываются в экспоненциальное развитие, которое предполагает   в конце   концов переход к вертикальной линии или, вернее, к точке — так называемой сингулярности. По экспоненциальному же графику развиваются научно-технические достижения человечества, а также численность населения Земли». Ускорение исторического процесса приводит к тому, что после каждого цикла на все оставшееся развитие приходится время, практически равное половине прошедшего этапа; время как бы «сворачивается в спираль», устремляясь к некоторому пределу.

http://bogoslov.ru/article/1243176

1 ставрат=8,45 г чистого серебра=2 пол ставрата=192 медных торнезе=576 (?) фолларо (XIV – первая половина XV вв.) 1 ставрат=16,9 г серебра=2 ставрата=4 пол-ставрата=16 аспров (после реформы 1367 г.) 1 «политик»=1 денье латинских княжеств Греции (XIV-XV вв.) 1 кентинарий=100 литр золота=7200 номисм. 1 литра (фунт) серебра=12 номисм=144 милиарисия (милиаренсов) 1 солид=12 гексаграм серебра (VII в.) 1 гексаграм=6 скрипул=1 серебряная монета весом около 6,5–6,8 г (615680-е гг.) 1 полутремисс серебра=1/6 солида (VI в.) 1 полусиликва серебра (demisiliqua)=1/2 кератия=1, 28–1,42 г серебра 1 пентаграм серебра=20 фоллов (конец VII в.) 1 сикль (siklos)=4 фолла (обола) 1 фолл=40 нумий (noumia, nummium) (бронзовая монта весом 10–16 г) 1 полуфолл=20 нумий 1 деканумий=10 нумий 1 пентанумий=5 нумий 1 нумий=бронзовая монета весом меньше 1 г 1 лепта (lepta) («медяк»)=1 обол (фолл) 1 обол=3 кератия (VI в.) Меры веса 1 позднеримский либр (литр, фунт)=327,45 г (при оценке веса и стоимости драгоценностей, золотых монет) 1 позднеримский либр (литр, фунт)=322,2 г (при платежах) 1 литра (фунт)=около 324 (IV-VI вв. по Эриху Шильбаху) 1 литра (фунт)=около 322 г (VI-VII вв.) 1 литра (фунт)=около 320 г. (VII-IX вв.) 1литра (фунт)=около 319 г (IX – начало XIII вв.) 1 литра (фунт)=не более 319 г (XIII-XV вв.) 1 литра (фунт)=12 унций=72 солида=288 скрипул=1,728 кератия (карата) 1 унция=6 солидов – 24 скрипулы=144 кератия (карата) 1 унция (oungkia)=1/12 литры=27 г 1 номисма (nomismata)=3,79–4,55 г 1 солид=4 скрипулы=24 кератия (карата) 1 секстула=4,55 г 1 скрипула=6 кератиев (каратов)=1,14 г 1 сикль=1/4 унция (6,8 г) 1 фолл (обол)=от 13,64 до 6,82 г 1 талант=50 литр=16,3 кг 1 кентинарий=100 литр=32,7 кг 1 кентинарий (поздневизантийский)=176 фунтов=56,1 кг 1 артаба (артава)=3 модия=80 фунтов (литр) 1 артаба (артава)=около 25 кг (другой вариант – 29,4 кг) 1 медимн=8–10 кг 1 модий византийский=7,4–7,5 кг 1 малый модий=6,528 кг 1 большой модий (сатон)=ближневосточно-римский=9,792 кг 1 аннонный модий=около 10 кг

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010