Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) В кон. XV - 1-й трети XVI в. почитание К. и. в мон-ре возросло. О начале распространения ее списков на корельских землях может свидетельствовать текст жалованной грамоты 1499 г., в которой упоминается о раздаче во время следования «лодьи с монастырским запасом… образов Пречистые» (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 170-171), в соответствии с монастырской традицией это могли быть уменьшенные списки К. и. К этому времени относится первое известное повторение К. и.- «Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми» (Музей русской иконы, Москва), сохраняющая в авторском слое живописи редкую особенность древнейшего памятника - сине-зеленый цвет мафория Богоматери. С деятельностью мастеров Новгородского архиеп. Макария (1526-1542) связано появление в монастыре шитой пелены с изображением К. и. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия). Сложная композиция, дополненная сценами «Благовещение» и «Распятие», а также крупными полуфигурами апостолов Петра и Павла по замыслу близка к изображению на иконе из Музея русской иконы в Москве. Шитую пелену окаймляет текст покаянного Богородичного тропаря 4-го гласа: «К Богородици... притецемъ грешни...» Исторических сведений о вкладе пелены в мон-рь не сохранилось, но сложная композиция и особенности шитья говорят о том, что она задумывалась как вкладное произведение, предназначенное для Коневской обители. Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Активному почитанию К. и. в сер. XVI в. способствовал процесс подготовки к официальному прославлению прп. Арсения. Местное почитание К. и. установилось во время Ливонской войны, между 1573 г. (неудачная попытка шведов занять остров) и 1577 г. (вторичная швед. экспансия, закончившаяся изгнанием монахов и переселением братии в Деревяницкий Воскресенский мон-рь). Первое известие о заступничестве Богоматери в 1573 г. было запечатлено в надписи на ризе старинной иконы Спаса Нерукотворного (или оплечного?), к-рую принес в мон-рь чудесно спасшийся из швед. плена житель Корельской земли Афанасий Беляй: «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневском острове раззорити монастырь, но молитвами Пресвятой Богородицы возвеяша ветры, поломаша лед на озере окрест монастыря и тако врази бездельни бывше, обратишася на Корельскую землю…» (Описание Осташковского Знаменского жен. мон-ря. 1890. С. 59-60; местонахождение иконы неизв., в нач. XX в. пребывала в надвратной церкви Знаменского мон-ря в г. Осташкове, ныне Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/63888.html

2003. Σ. 390-399). Д. Д. сочинил мелос для «Ныне Силы небесныя» 2-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 229v - 230, 1336 г.; Ath. Iver. 1120. Fol. 568-572; 993. Fol. 161v - 162, сер. XVII в.) (музыковедческий комментарий, транскрипцию в 5-линейной нотации см.: Conomos. 1974. P. 224-229). Написал ряд причастников: «Хвалите Господа с небес» 1-го гласа τετρφωνος (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 356v, нач. XV в.; Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; 993. Fol. 99v), «Чашу спасения прииму» 4-го плагального гласа (Ath. Iver. 985. Fol. 152-152v, 1425 г.; 993. Fol. 125v, сер. XVII в.; БАН. РАИК. 154. Л. 225 об.- 226; Ath. Philoth. 122. Fol. 225-225v, 1-я пол. XV в.), «Радуйтеся, праведнии, о Господе» 2-го плагального гласа (БАН. РАИК. 154. Л. 216-216 об.; см.: Conomos. 1985. P. 75, 87, 98, 116, 173, 186-187). Из сочинений Кратиматария Д. Д. принадлежит 6 кратим 1-го, 4-го (3 варианта), 1-го плагального и 4-го плагального гласов (анализ см.: Αναστασου. 2003. Σ. 301-303; о 1-й кратиме (Athen. Bibl. Nat. 2599. Fol. 163v, 1352 г.) см.: Jakovljevic. 1981). В Матиматарий входят следующие сочинения Д. Д.: матима Недели о блудном сыне «О, коликих благ» 2-го гласа (Ath. Iver. 975. Fol. 337v - 338r, сер. XV в.; 980. Fol. 185-186, ок. 1680 г.; 964. Fol. 200v - 201v, 1562 г.; Ath. Doch. 379. Fol. 275v - 276v, 1-я пол. XVII в.; Ath. Paul. 128. Fol. 713-714, сер. XVIII в.; в транскрипции Хурмузия - Athen. Bibl. Nat. 733. Fol. 7-9v, [S. a.]), «Прочее призову языки» 4-го плагального гласа (анаграмматизм самогласна Великой пятницы «Егда на кресте» 2-го гласа) (Ath. Iver. 975. Fol. 384r - 385r, сер. XV в.; 991. Fol. 347v - 348v, 1670 г.; Paul. 128. Fol. 776-779, сер. XVIII в.; в транскрипции Хурмузия - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 733. Fol. 312r - 314v, нач. XIX в.), матима умилительная «Не постави мя в час, Владыко, суда» 2-го плагального гласа (Ath. Cuml. 399. Fol. 164v - 165r, сер. XIV в.; Ath. Iver. 985. Fol. 199v - 200v, 1425 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 528 об.- 529, 1430 г.; Athen.

http://pravenc.ru/text/178199.html

Еще один канон свт. Николаю «Τν ποιμνα Χριστο τν Θρεμμτων» (Пастыря Христовых чад) 1-го гласа был издан А. Коминисом по 7 спискам греч. Миней XI-XIV вв. из зап., гл. обр. южноиталийских, собраний (AHG. T. 4. P. 52). Во всех песнях использованы ирмосы свт. Андрея Критского (1-я песнь - «Δι στλου πυρς κα νεφλης» (        ) ( Σωφρνιος. Σ. 12. N 16; Σ. 13. N 16, 17; Σ. 14. N 18) и, как и в каноне на Введение, имеются троичны и богородичны. 2-я песнь и соответственно полное написание имени В. в акростихе богородичнов сохранились только в 2 рукописях (в т. ч. в самой ранней - Crypt. Δ. α. XIV, XI в.). Иногда в надписании к имени автора прибавлено прозвище «Пагуриот» (Пагариот) (Paris. gr. 13 (Colbert. 121). Fol. 157v, XIII в.), или «Монах» (Crypt. Δ. α. IV. Fol. 40, XIII в.). Однако в рукописях Ath. Laur. Θ. 32 (XVI в.) и Vat. gr. 779 (1408) этот гимн надписан именем «Андрей» (AHG. T. 4. P. 789). В Параклитике Crypt. Δ. γ. I. Fol. 16v - 20 (X в.) имя «Василий Монах» носит крестовоскресный канон 1-го плагального (5-го) гласа «Υπ νδρν παρανμων τ σταυρ προσεπγης» (Людьми беззаконными ко кресту пригвожденного) с акростихом «Υμνον, Χριστ, σο προσγω τ ναστντι» (Песнь, Христе, Тебе приношу воскресшему). В печатных Минеях содержатся также самогласен ап. и евангелисту Луке (18 окт., в греч. Минее на стиховне, в рус. Минее - седален по полиелее, без надписания) «Τ τς Σωφας λιευτικ καλμ» (      ) 4-го гласа, носящий имя В., и стихира свт. Василию Великому (1 янв., на стиховне) «Πντων τν γων νεμξω τς ρετς» (          ) 1-го гласа, надписанная именем «Василий Монах». В Стихираре S. Sepulcri. 270 (XII в.) именем «Василий Монах» надписана литийная стихира в Неделю святых отцов «Βολδας στρπτοντες θεηγορας» (      ) 1-го гласа ( Thibaut. P. 101). В рукописных Матиматариях (Doch. 379. Fol. 228, 1-я пол. XVII в., и РНБ. Греч. 126. Л. 166, 2-я пол. XV в.) творением В. названа самогласная стихира индикта (1 сент. на стиховне) «Επστη εσοδος το νιαυτο» (      ) 1-го гласа, хотя встречается и иная атрибуция: Василику - в Матиматариях (Ivir. 975, сер. XV в.; Pantel. 938, кон. XV - нач. XVI в.; и Ivir. 991, 1670); Иоанну Монаху - в печатных Минеях.

http://pravenc.ru/text/150683.html

В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: Ιερεον μωμον, θελουσως, σεαυτν προσγαγες (            ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστς σε μλπω Μρτυς γλα > σμνε. Ιωσφ (          ), ирмос: Τρισττας κραταιος, τεχθες κ Παρθνου (          ), нач.: Προθμ λογισμ, τος γνας ζηλσας, τν γενναων θλητν (            ); цикл из 3 стихир. Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ θαυμαστσαντι ν τος θλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην (      ), нач.: Παλου τς παραινσεις (Павловы наставления). Иконография В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Лит.: David J. Bessarion//DHGE. T. 8. Col. 1080-1081; Sauget J. -M. Bessarione//BiblSS. T. 3. Col. 140-141; Παπαδπουλος Σ. Τ. Βησσαρ ων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 846-847; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Regnault L. Bessarion, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 379. А. А. Войтенко Гимнография Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия» , т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона. Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: (                  ); канон 2-го гласа творение Иосифа (            ) (                    ). В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κματι θαλσσης» (    ), нач.: «Χριτος τς θεας ανδα μοι στξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρων (sic), ρον νσους Αρσενου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην» (      ), нач.: «Βλμματι κοιμτ βλπων πσαν τν γν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεον. Σ. 212). А. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)

http://pravenc.ru/text/158760.html

Из пападических сочинений И. К. известны стихи 1-й кафизмы «Блажен муж» 4-го плагального гласа (Ath. Iver. 948. Fol. 8-19v, кон. XIV в.; 974. Fol. 25-42v, 1-я пол. XV в.; 987. Fol. 44v; 993. Fol. 17v, сер. XVII в.; Meteor. Metamorph. 317. Fol. 64, сер. XV - нач. XVI в.; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-67v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v - 66v, 1767 г.), в т. ч. из 1-й статии (Пс 1) - «И на седалищи губителей» (БАН. РАИК. 154. Л. 31; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v et al., сер. XV в.; Lesb. Leim. 259. Fol. 39v), «И в законе Его» (Ath. Iver. 984. Fol. 15-21v, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v; РНБ. Греч. 126. Л. 20 об., 2-я пол. XV в.), «И будет яко древо» (РНБ. Греч. 126. Л. 20 об.), «От лица земли» (Там же. Л. 23), «Сего ради не воскреснут нечестивии» (Там же), «Яко весть Господь» (Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 10v, 3-я четв. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 32), «И путь нечестивых погибнет» (Ath. Iver. 973. Fol. 39v; БАН. РАИК. 154. Л. 34; 42. Л. 21, сер. XVIII в.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 34v; Lesb. Leim. 459. Fol. 37v - 38; РНБ. Греч. 130. Л. 22 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 57 об.; 711. Л. 31 об.), из 2-й статии (Пс 2) - «И князи собрашася вкупе» (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 426), «Работайте Господеви» (Ibid. 127. Fol. 14v), «И радуйтеся Ему с трепетом» (Ath. Iver. 973. Fol. 45v; Ydra Iliou. 597 (33). Fol. 42v; Lesb. Leim. 238. Fol. 50v - 51; 8. Fol. 35; 459. Fol. 43; БАН. РАИК. 42. Л. 29 об.; РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 104 об., нач. XIX в.; в транскрипции хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 703. Fol. 156v - 157v, 1818 г.), «Приимите наказание» (РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 105 об.), а также калофоническая стихира «Лик четверодесятосиянный» (Χορς τετραδεκαπρσευτος) 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 1-1v, 1629 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; idem. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς Μετωρα Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων τς Ελληνικς Ψαλτικς Τχνης Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς, τν ποκειμνων ες τς βιβλιοθκας τν ερν μονν τν Μετερων. Αθνα, 2006; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 101; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1991; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1.

http://pravenc.ru/text/471326.html

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 357-359; SynCP. Col. 551-552, 558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 116; ЖСв. Март. С. 415. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 81, 84; T. 3. C. 112, 115; Π[απαδοπουλος] Σ. Γ. Ικωβος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 638; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 207-208; PMBZ, N 2637. Д. В. Зайцев, Э. П. А. Гимнография Память И. Н. в Типиконах студийской традиции встречается нерегулярно. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429) память И. Н. отмечается 24 марта; последование святому включает только канон и стихиры. В слав. списке XIV в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 333) И. Н. упоминается 21 марта без богослужебного последования. Во всех редакциях Иерусалимского устава память И. Н. отмечается 21 марта, совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене, включающая канон, стихиры, седален святому. Последование И. Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Игнатием, 2-го гласа без акростиха, ирмос: ετε, λαο (    ), нач.: Τν φωτισμν το σο εσπτου, Ικωβε (    [твоего Владыки],   - в слав. Минеях начало канона переведено неточно), цикл из 3 стихир-подобнов, седален. В греч. печатных Минеях приводятся иные стихиры и седален И. Н. В слав. рукописях встречаются кондаки И. Н.- 2-го гласа       (РГБ. Троиц. 340), 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 541). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200335.html

Начиная с ранних редакций Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 211), 28 апр. к памяти И. прибавляется память С.; указывается отпустительный тропарь Απστολοι γιοι (    ). В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 28 марта отмечается память И. и С. и мучеников Максима и Дады; помещены краткие богослужебные указания, в соответствии с к-рыми последования святых соединяются со службой праздника Преполовения Пятидесятницы. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 28 апр. последование И. и С. соединяется с последованием мучеников Максима и Дады; служба совершается по типу «два малых святых без знака»; апостолам назначаются отпустительный тропарь 3-го гласа    и кондак 4-го гласа       Такой устав службы сохраняется в слав. богослужебных книгах до наст. времени. Последование И. и С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь Απστολοι γιοι (    ); кондак 2-го гласа Τος δγμασι το Παλου (Учениями Павла) - в греч. Минее, 4-го гласа      - в славянской; в греч. Минее помещен анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τ το Χριστο βματι (Суду Христа), в слав. Минее - канон авторства Иосифа, греч. оригинал которого известен по рукописям (см.: AHG. T. 8. P. 340-348), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν κλεινν Ισονα μν προφρνως Ιωσφ (Славного Иасона воспою ревностно. Иосиф), ирмос: Η κεκομμνη τν τομον (    ), нач.: Τας τν γγλων συνν μηγρεσι (        ); разные циклы стихир-подобнов, разные седальны, экзапостиларий (только в греческой). В рукописях встречаются песнопения И. и С., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон И. 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τν Θαρα σν ρμασι (      ), нач.: Τν αωνως κλεσαντα (Вечно заключенного); канон И. 4-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Μετγαγεν μν Δεσπτης (Направил нашу Господь); канон И. и С., составленный гимнографом Иовом, с акростихом Μλπω τν Ισονα σν Σωσιπτρ. Ιβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ); нач.: Μετ πασν τν φωτοφρων τξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεον. Σ. 193).

http://pravenc.ru/text/200411.html

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Г. В рус. Типиконах с XVI в. этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Г. и Стефана Савваита или прп. Иосифа Солунского. В рус. Типиконах с XVI в. отмечается знаком «3 точки в полукруге» как малый праздник месяцеслова. Совр. последование 26 марта, помещенное в богослужебных книгах, содержит следующие посвященные Г. песнопения: тропарь 4-го гласа (в греч. Минее отсутствует):      , кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Взбранной» (в греч. Минее отсутствует):          , канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: Ως παμμγιστον τν Γαβριλ ανσω. Ιωσφ (Гавриила, как превеликого, хвалю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ως φς χρηματζοντα (      ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах». По рукописям известен не вошедший в печатные издания канон 4-го гласа с акростихом: Χαρων σε τν κρυκα τς χαρς σβω (Радостями тебя, глашатая благодати, почитаю) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Χαρτων τν πρ νον βυσσος (Благодатей, превосходящих ум, бездна) (Ταμεον. Σ. 180-181). В совр. последовании 8 нояб. 1-й канон на утрене посвящен в основном архангелам Михаилу и Г., творение Иоанна Монаха, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих, указанный в рус. Минее, в каноне отсутствует), ирмос: ρδβλθυοτεΑισμα ναπμψωμεν: (    ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (      ); 2-я группа стихир на «Господи, воззвах». По рукописям известны и др. каноны на 8 нояб., посвященные архангелам Михаилу и Г.: 2-го гласа, творение Иоанна Евхаитского, акростих: Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Σ μου τν νον σαι δς θη σου νας Θες (Ты мне ум воспевать дай множество Твоих помышлений, Боже), ирмос: Δετε, λαο: (    ), нач.: Σθνος Πατρς κα δεξι παναλκς το Θεο (Сила Отца и всемогущее уверение Бога); 4-го гласа, акростих: Σν Γαβριλ με, Μιχαλ, φρουρν σκπε. Γεωργου (С Гавриилом меня, Михаил, сохраняя, защити. Георгия), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Σαλπσας ξκουστον ρχιστρτηγος σμερον (Вострубил слышимое архистратиг сегодня); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с алфавитным акростихом (богородичны в акростих не включены), ирмос:

http://pravenc.ru/text/161233.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010