Исократима в «Тебе поем» 1-го гласа в изд.: Agion Oroj, 1999. S. 353 Исократима в «Тебе поем» 1-го гласа в изд.: Agion Oroj, 1999. S. 353 Попытки более систематизированной и упорядоченной записи, и в первую очередь способов исполнения И., были предприняты в кон. XIX в. в К-поле архим. Германом (Афтонидисом) и франц. музыковедом и композитором Л. А. Бурго-Дюкудре , разработавшими т. н. двойной исон (διπλ σο, т. е., согласно развитию псалмодии, одновременное звучание 2 муз. звуков на 2 смежных звуковых уровнях). Похожие опыты были записаны в Афинах в нач. XX в. К. Псахосом (т. н. двойная интервальная буква - διπλ συνηχητικ γραμμ) и позднее С. Карасом (т. н. двойная И.- διπλ σοκρτημα). В настоящее время И. используется в певч. практике по-разному. С одной стороны, существует тенденция к проведению исследований и развитию практики И. в соответствии с правилами греч. муз. системы. С другой - наблюдается непродуманное построение И., исходя из логики гармонической вертикали, свойственной западноевроп. музыке, не имеющей отношения к греч. муз. системе. Возможно, появление в певч. практике признаков западноевропейского гармонического мышления опирается не столько на знание и применение соответствующей теории, сколько на преобладающее и эстетически принятое стандартизированное слуховое восприятие широко распространенных общеевроп. муз. моделей без учета системы визант. гласов и нотации. Лит.: Ψχος Κ. Α. Περ σου, τοι περ δας π τ κυρως μλος βοηθητικς γραμμς//Θρμιγξ. Περοδος 2. Αθναι, 1905. Ετος 1. Ν 6. 31 Μαου. Σ. 1-2; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 28, 31, 36-37; Βασιλεου Β. Μονοφωνα κα Ισοκρτημα στ Βυζαντιν Μουσικ: Διπλωματικ ργασα. Θεσσαλονκη, 1998. [Ркп.]; Αγγελπουλος Λ. Α. Η τεχνικ το σοκρατματος στ νετερη μουσικ πρξη//Μουσικς Τνος. 2004. Τ. 31. Σ. 56-58; Δεσπτης Σ. Κ. Η σοκρατηματικ πρακτικ τς βυζαντινς κκλησιαστικς μουσικς: Ιστορικη κα μορφολογικ προσγγιση//Γριγριος Παλαμς. 2007. Τ. 90. Τεχος 816. Σ. 143-175; Σπυρκου Ε. Χ. Ο χορο ψαλτν κατ τν βυζαντιν παρδοση. Αθναι, 2008. Σ. 484-502.

http://pravenc.ru/text/674989.html

Противоречит т. зр. Петерса то, что в тексте приведены дни кончины каждого из братьев, а также наличие даже в сокращенной версии множества деталей, таких, напр., как название легиона, где служили мученики, имя «скифского» великана, имя и должность призвавшего братьев в армию чиновника; если бы текст составлялся с целью пропаганды, эти подробности вряд ли были бы нужны агиографу. Какое варварское племя понимается под скифами, неизвестно,- возможно, речь идет о готах. Несмотря на присутствие в Мученичестве черт агиографической легенды, полностью согласиться с Петерсом нет достаточных оснований. Несохранившееся Мученичество вполне могло быть составлено в нач. IV в. и сообщать о реальных событиях. Сказание о мучениках и их память включены также в арм. Синаксарь Тер-Исраэла под 18 марта. В средневековых зап. Мартирологах памяти братьев нет, она была включена в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием лишь в XVI в. под 24 июня (день кончины О.) в соответствии с Синаксарем К-польской ц. Перевод визант. синаксарного сказания помещен в ВМЧ также под 24 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 241 (2-я паг.)); из визант. стишных Синаксарей память братьев попала в слав. стишной Пролог ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 55-56); в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского указаны только памяти О., Ф., Е., Фирма, Фирмина, К. и Л., Мученичество не приводится. Ист.: SynCP. Col. 767-768, 772; ActaSS. Iun. T. 4. P. 809-811; MartRom. P. 281; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 275-277; Le Synaxaire armenien de Ter Israel/Ed. G. Bayan. P., 1930. Pt. 8. P. 179-181. (PO; T. 21. Fasc. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231-232; Peeters P. La légende de S. Orentius et de ses six frères martyrs//AnBoll. 1938. Vol. 54. P. 241-264; Sauget J.-M. Orenzio, Eros, Farnace, Firmino, Firmo, Ciriaco e Lonfino//BiblSS. Vol. 9. Col. 1224-1226; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 366; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 747-748. О. Н. А. Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. с братьями отмечается 24 июня без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). Также они упоминаются 23 июня в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 265). По одной из афонских рукописей XV в. известен посвященный им канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Επτδα τιμ μαρτρων μαιμνων. Εγ Ιωσφ (Седмерицу прославлю братьев-мучеников. Иосиф), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Εν ξ μραις, παντουργ, τν σμπασαν (За шесть дней, всех Творец, всю землю) (см.: Ταμεον. Σ. 222). В совр. русских и греческих богослужебных книгах служба О. и его братьям отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2581511.html

По рукописям известен канон Ермолаю, Ермиппу и Ермократу 2-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Τος Παντελεμονος αν συμπνους (Пантелеимона восхвалю сострадальцев), ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τος νοητος σμερον φωστρας (Мысленные днесь светила), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 11. P. 506-516). Е. Е. Макаров Иконография Образ Ермолая, почитаемого как врача и пресвитера, часто встречается в визант. и древнерус. искусстве, уступая только образам св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна. Его изображали седовласым старцем с небольшой заостренной бородой, обычно облаченным, согласно сану, в священнические одежды (фрески Кылычлар-килисе, ок. 900, и Саклы-килисе, 3-я четв. XI в., в Гёреме; неф «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита на о-ве Кипр, ок. 1200; ц. Спасителя в Ано-Алепохори близ Мегары, между 1260 и 1280; ц. св. Врачей на п-ове Мани, 1265; ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1315) или в хитон и плащ (в каппадокийских храмах: в ц. 15а в Гёреме, 1-я пол. X в., в сев. апсиде ц. Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.), с крестом и Евангелием или принадлежностями для врачевания (с коробочкой с врачебными инструментами, с сосудом с маслом). Также Ермолая нередко изображают благословляющим. Одно из ранних изображений Ермолая сохранилось на эмалевом медальоне (X в.) из Пала д " Оро (собор Сан-Марко в Венеции). В священнических одеждах, в фелони, с епитрахилью и эпигонатием Ермолай представлен на литой иконе (нач. XI в., Дамбартон-Окс), в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Ермолая часто изображали в вост. части храма: в алтарной апсиде под святительским чином в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); предположительно в диаконнике ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164); в кафедральном соборе Санта-Мария Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (между 1183 и 1189); в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1259-1265). Изображения Ермолая нередко помещались рядом с врачами-бессребрениками, особенно часто с Пантелеимоном, к-рого Ермолай крестил и обучил искусству врачевания: в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (XII в.); в ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в ц. Спасителя в Ано-Алепохори (между 1260 и 1280); в ц. сщмч. Власия в Фрилингианике на о-ве Китира (90-е гг. XIII в.). Рядом с мучениками Иоанном и Киром держащий Евангелие Ермолай представлен в ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо) (1146-1151) и в Палатинской капелле (50-60-е гг. XII в.) в Палермо; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в ц. вмч. Димитрия в Пурко на о-ве Китира (нач. XIV в.); в ц. Таксиархов (Чиноначальников) в Кастории (1359); в группе с мучениками Иоанном и Киром и вмч. Пантелеимоном - в ц. св. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.).

http://pravenc.ru/text/190207.html

В рус. календарях память Ан. и Аф. 9 окт. появляется в кон. XIV - нач. XV в. с распространением Иерусалимского устава : в Уставе (РГАДА. Тип. 45. Л. 159об., кон. XIV в.); в Минее служебной (ЯМЗ. 15466. Л. 36об., кон. XIV - нач. XV в.); в Апостоле (РГБ. Фадеев. 56. Л. 236, ок. 1417 г.). В нестишном и Стишном Прологах житие преподобных отсутствует. В ВМЧ под 9 окт. помещено Слово отца Даниила об Андронике и жене его Афанасии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 90 (1-я паг.)). Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Гимнография Последование святых, помещенное в совр. греч. служебной Минее, полностью совпадает с напечатанным в совр. слав., причем в греч. Минее служба святых соединена со службой ап. Иакова Алфеева , празднуемого в этот день, а в слав. Минее помещены тексты службы святых с указанием их пения на повечерии, что предписывает Типикон, принятый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 205), а также первопечатный рус. Типикон 1610 г., где святым выписан кондак и указано чтение на утрени «Повести об Андронике и жене его Афанасии». В богородичны канона 8-го гласа из указанного последования вписано имя некоего Димитрия (Δημητρου). В греч. печатных Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 86). Ист.: BHG, N 120-123i; ActaSS. Oct. Т. 4. Р. 998-1000; PG. 115. Col. 1049-1054; ЖСв. Окт. С. 202-211. Лит.: Clugnet L. Vie et récits de l " abbé Daniel le Scétiote//ROC. T. 5. Col. 370-387; Византийские легенды. М., 1994. С. 188-192; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 41. О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Святые изображаются вдвоем как преподобные, облачены в хитон и гиматий, голова Аф. покрыта платом, подобным вост. головному убору, или мафорием. Представлены: в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в росписи целого ряда кипрских церквей: ц. св. Антония в Келлии, XI в. (?); ц. Панагии Мутулла в Мутулласе, 1280 г.; ц. св. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, XIII в.; ц. арх. Михаила в Педуласе, 1474 г.; ц. св. Мамаса в Луварасе, 1495 г.; ц. Панагии Хризелеусы в Эмпе, XV в.; ц. св. Созомена, 1513 г., и ц. арх. Михаила (Пресв. Богородицы), 1514 г., в Галате; ц. Св. Креста в Киперунте, 1521 г.; ц. св. Феодосия в Ахелье, XVI в. (?), и др.; в рус. памятниках: на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ), в гравированных святцах на октябрь, кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), и др. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память святых и указания об их изображении содержатся под 9 окт. и 6 мая (согласно греч. печатной Минее - Сергий (Спасский).Месяцеслов. Т. 2. С. 134)). Обликом Ан. уподобляется прп. Сергию Радонежскому: «Сед, аки Сергий, риза преподобническая, у мантии испод связан, испод вохра с белилом», а Аф.- прмц. Евдокии Илиопольской (?).

http://pravenc.ru/text/115420.html

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому) , мощи Е. К. из К-поля были перенесены в Теате (ныне Кьети, Италия) при Джованне I, кор. Неаполитанской (1343-1382), и вновь открыты в 1580 г. В визант. календарях есть расхождения при указании дня памяти Е. К.: в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) он обозначен под 4 авг., в Минее (Vindob. Theol. gr. 33) XIII в.- под 25 авг., в стишных синаксарях семейства M (по классификации И. Делеэ) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1595) - под 15 дек. В совр. греч. церковных календарях день памяти Е. К. отмечен 15 дек. (в этот же день поминается Елевферий, еп. Иллирийский). Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 4 авг. день памяти Е. К., к-рый по месту своего рождения назван К-польским мучеником. Ист.: BHG, N 572, 572e; ActaSS. Aug. T. 1. P. 320-326; SynCP. Col. 313-314, 866-868, 923-924; PG. 117. Col. 572 [Минологий имп. Василия II]; MartRom. Comment. P. 321-322; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 245-247; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 319-321; ЖСв. Март. С. 49. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 236, 384; Т. 3. С. 309-310; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 368-370; Ελευθριος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 566; Janin R. Éleuthère//DHGE. T. 15. Col. 147; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 127; Delehaye. Origines. P. 238. Д. В. Зайцев Гимнография В различных редакциях Студийского устава память Е. К. не отмечается. Большинство редакций Иерусалимского устава также не содержат памяти Е. К., однако в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) и его редакции 1641 г. Е. упоминается 4 авг. без богослужебного последования. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах память Е. К. не отмечается. По греч. рукописям известен канон Е. К. 2-го гласа, с именем автора (Георгия) в богородичнах, без акростиха, с ирмосом: Δετε, λαο (    ), нач.: Ο τ φωτ, Κριε, τς σς χρησττητος (Свету, Господи, Твоей доброты) (Ταμεον. Σ. 264). Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)

http://pravenc.ru/text/189727.html

Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. В IV в. свт. Митрофан , еп. Византия, построил ц. во имя А. и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из К-поля в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывш. здании сената) посвященный им храм; там они покоятся и в наст. время. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в. Пространное житие мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. пространное и краткое жития святых мучеников включены под 26 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436-437). Гимнография В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А. и Н. «в святейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргируполя» (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384-385). Также А. упоминается в Стишном Прологе к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского (в т. ч. и ркп. XII в. Син. 330) и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1 С. 456, 493). В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 168. Л. 154-159) выписаны седален и кондак (отличные от помещенных в печатных Минеях), 5 стихир (3 из них совпадают с печатными), канон (тот же, что в печатных). В Мессинском Типиконе (1131), представляющем собой италийскую редакцию Студийского устава, предписано на утрене петь общий тропарь «      », читать житие святых; совершать литургию так же, как и 20 сент. Канон (2-го плагального, т. е. 6-го, гласа), написанный Феофаном Начертанным ( 845) и встречающийся во многих рукописях (XII в. Doch. gr. 32; кон. XIII - нач. XIV в. Син. греч. 450. Л. 187-192об.), вошел в печатные греч. и слав. Минеи. Славник на вечерне «      » в печатных Минеях атрибутируется Ефрему Карийский . В совр. Минеях помещен тропарь «        ». Служба в греч. Минее в целом совпадает с последованием слав. Минеи, однако в слав.- 2 тропаря мученикам; греч. (Αγουστος. Σ. 256-257) имеет на утрене стишной ямбический синаксарь святым мученикам («Αδριανο τμνουσι χερας κα πδας») после 6-й песни канона и 3 стихиры на хвалитех . Сохранились неопубликованные греч. службы А. и Наталии (Paris. Gr. 13. Fol. 378v, XIII; Fol. 215, 1575; Laur. 33. Fol. 173, XV; 43. Fol. 282v, XIV; Δ 45. Fol. 173v, XI). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., указана служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), а также полиелей Сретению иконы Владимирской Богоматери . По Уставу греч. Церквей поется последование со славником на вечерне. Иконография

http://pravenc.ru/text/63606.html

В греч. стишных синаксарях семейства B и C (по классификации И. Делеэ, напр., Vat. 1613, XI в.; Mess. gr. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) память З. и Зины приходится на 23 июня. Под этой же датой в груз. переводе палестинского календаря, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34 (X в.), содержится память мучеников З. и Германа. Имя Герман встречается в этом календаре также 1 и 2 марта ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 257-258). Груз. Мученичество З. и Зины содержится под 21 июня в рукописи 3 из собрания Гелатского мон-ря, которое ныне хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Грузия). Ист.: BHG, N 1887; ActaSS. Iun. T. 4. P. 474-482; MartRom. P. 251; MartRom. Comment. P. 252; PG. 117. Col. 505-508 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 763-764, 765; Mateos. Typicon. T. 1. P. 316-317; ЖСв. Июнь. С. 497-498. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 188, 190; Т. 3. С. 230; Sauget J.-M. Zenone et Zena//BiblSS. Vol. 12. P. 1482-1483; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 163-164. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Гимнография Память З. и Зины отмечается в Типиконе Великой ц . IX-XI вв. 22 июня ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память З. и Зины не отмечается, однако в греч. рукописях XI-XIII вв. под 23 июня содержится канон З. и Зине 4-го гласа авторства Иосифа с акростихом Ζυγν παιν μαρτρων στεφηφρων. Ιωσφ (Двоицу восхваляю мучеников венценосных. Иосиф), ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ζων τν ληθ, θλοφροι, ποθοντες (Жизнь истинную, страстотерпцы, желая) (Ταμεον. Σ. 224). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199879.html

В Иадгари - сохранившемся в груз. переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-X вв.,- для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группы стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Вел. понедельника - 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну ( Метревели. Иадгари. С. 177-185). В соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. отраженном в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 66-71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров , паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125-137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ - Исхода (1. 1-20; 2. 5-10; 2. 11-22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1-12; 1. 13-22; 2. 1-10 соответственно для каждого из 3 дней) и прор. Иезекииля (1. 1-20; 1. 21-28; 2. 3-3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано к-польской практикой прочитывать в течение Великого поста и Страшный Суд. Миниатюра из Евангелия. XVI-XVII вв. (РГБ. Ф. 178. Л. 73 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

А. известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова ап. Андрею (BHG, N 105), вмц. Варваре (BHG, N 218), мч. Ферину Эпирскому (BHG, N 1799), им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение ( Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck . Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707); ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «Ευχς λαου ψαλμς ξ Αρσενου» (        ) (M. Jugie), а также канона сщмч. Тимофею Прусскому (J. Mateos). А. ошибочно отождествляют с мон. Арсением, к-рый состоял в переписке с Патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни А. к VIII в. Сохранилось житие А. (BHG, N 2044), включенное в синаксарь не позднее 2-й пол. XVII в., и ода, написанная в честь А. Иоанном Крассом (BHG, N 2045). Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память А. внесена в рус. календари в XVII в. начиная с печатных Святцев 1656 г. Гимнография. Известно последование А., впервые изданное в 1694 г. ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, последование А. не вошло. Иконография. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § XV. 18), в разделе «Песнотворцы» об облике А. сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...». Ист.: BHG, N 2044-2045; Νικο δμος. Συναξαριστς. T. 1. Σ. 454-457; ActaSS. Ian. T. 2. P. 761; Lampros Sp. Κερκυρακ νκδοτα. Αθναι, 1882. Σ. 9-22; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 166; Goar. Euchologion. P. 332-334; Требник. Ч. 1. С. 292-302 [канон на Елеосвящение]. Лит.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 290-292; P é trid è s S. , Emereau C. Saint Arsène de Corfou//EO. 1921. N 20. P. 431-446; Jugie M.//EO. 1927. N 26. P. 416-419; Mateos J. À la recherche de l " auteur de canon de l " Euchélaion//OCP. 1956. P. 361-375; Ерминия ДФ. С. 175; Janin R. Arsène, évêque de Corfou//DHGE. T. 4. Col. 751-752; Ο Κερκρας Μεθδιος. Αρσνιος, Αρχιεπσκοπος Κερκρας//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 231-234; Sz ö v é rffy. Hymnography. Pt. 2. P. 55; ODB. Vol. 1. P. 187; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 57-58.

http://pravenc.ru/text/76184.html

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах , помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «      », находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 127, 298). Ист.: BHG, N 76x - 78e; PG. 105. Col. 336-372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; Ibid. 115. Col. 1293-1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520-528; ЖСв. Окт. С. 593-602. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 564-565. О. В. Венцель Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия . В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

http://pravenc.ru/text/114936.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010