Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. В Триодях и Сборниках студийской традиции (напр., в слав. ГИМ. Воскр. 27, Син. 325) в Ж.-м. Н. уже содержится канон 2-го гласа, сохраняющийся и в совр. богослужебных книгах (2-го гласа авторства Андрея Критского (согласно греч. Триоди; в слав. Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Εσταυρθης σαρκ (      )). Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жены-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в 1-2 тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поется в понедельник после Ж.-м. Н.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 260-262), по происхождению из южноитал. студийской традиции, в Ж.-м. Н. увеличивается количество песнопений, посвященных женам-мироносицам. Так, на вечерне поется 5 стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени - воскресный 2-го гласа и Ж.-м. Н. На литургии указана 6-я песнь канона Ж.-м. Н. и вседневные антифоны . Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой ц. В Мессинском Типиконе Ж.-м. Н. обозначена как 2-я (то же и в некоторых ранних слав. Триодях, напр., ГИМ. Воскр. 27). Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 297), отражающему студийскую афонскую традицию (к-рая была близка к южноитал.), устав богослужения в Ж.-м. Н. тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны 2 тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как 3-я. Различные редакции Иерусалимского устава , к-рый получил распространение в правосл. Церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Ж.-м. Н.: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причем стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха 2-го гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жен-мироносиц: 2 цикла по 3 стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается 3-е воскресное Евангелие, но при этом предписано петь 2-ю стихиру; возможно, это связано с упоминанием в ней жен-мироносиц. На литургии прокимен из Пс 27, аллилуиарий со стихом из Пс 84, причастны Пасхи и воскресный Пс 148. 1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Исследователи считают, что речь идет об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития И., использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный прп. Иосифом Песнописцем . В каноне говорится об обеих пытках (раскаленном ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали - имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещен в служебных Минеях под 12 сент.; И. назван в нем священником (AHG. Sept. P. 226-235). Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и впосл. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сент. В совр. календаре РПЦ И. упоминается дважды: 12 сент. как мученик с 40 сподвижниками и 13 сент. как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сент. память И. объединена с памятью мч. Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан ) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии. Дж. Луккези и Р. Обер отдают предпочтение сведениям о кончине И. при имп. Лицинии ок. 320 г. Ист.: BHG, N 2211g; ActaSS. Sept. T. 4. P. 54-55; PG. 117. Col. 45-48; SynCP. Col. 37, 41-42; MartRom. Comment. P. 394; ЖСв. Сент. С. 268-269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 128-130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280-281; Т. 3. С. 372; Lucchesi G. Giuliano, santo, martire in Galazia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1197-1198; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιουλιανς (12)//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948; AHG. T. 1. Р. 436-437; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien (20)//DHGE. T. 28. Col. 502. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует. По рукописям известны следующие песнопения И.: канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιουλιανν Αγκρας μλπω πθ. Εγ Ιωσφ (Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф), плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιχνηλατσας τ πθος το παθος (Последовав страсти бесстрастного) (AHG. T. 1. P. 227-235); канон, составленный прп. Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Λελαμπρυσμνος τ αγλ (Облистаемый сиянием) (Ταμεον. Σ. 41); анонимный канон 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Ολον κ νεαρς (Всего от юhocmu)(Ibid. Σ. 42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Регулярно копировался распев стиха полиелея «Молнии в дождь» (Пс 134. 7б) 1-го гласа, представлявший собой украшенную М. Г. редакцию сочинения Константина Магулы (Ath. Xeropot. 280. Fol. 16, 2-я пол. XVI в.; 313. Fol. 97, 1794 г.; РНБ. Греч. 136. Л. 51, 1-я пол. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; Ath. Karakal. 218. Fol. 223v, кон. XVII - нач. XVIII в.; БАН. РАИК 35. Л. 164 об.- 166., нач. XVIII в.; Ath. Pantel. 984. Fol. 148, сер. XVIII в.; Ath. Xen. 123. P. 147, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Iver. 1180. Fol. 121v и др.). Ряд сочинений М. Г. представлен в виде «экзегезисов» Петра Пелопоннесского (напр., «Всякое дыхание» 4-го гласа в ркп. Lesb. Leim. 243. Fol. 112-114v, 1790-1800 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3. Fol. 182v - 185, 1811 г.) и Петра Византийского (то же песнопение, в ркп. Zakinfos. P. Gritsanis 36. P. 461-464, 1808 г.). Нек-рые песнопения М. Г. были записаны средствами нотации Нового Метода хартофилаксом Хурмузием (напр., «Молнии в дождь»: S. Sepulcri. 704. Fol. 17v-20). Распев «Верую» 4-го гласа был опубликован «согласно толкованию Марка Василиоса», а также с транскрипцией на 5-линейные ноты Г. Пахтикосом в кн. «Музыка» (Μουσικ. Κωνσταντινοπολις, 1912. Τ. 1. Σ. 292-293, 295-297). Двухголосный воскресный причастен Мануила Газиса. Певческая рукопись. 1-я пол. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 216v) Двухголосный воскресный причастен Мануила Газиса. Певческая рукопись. 1-я пол. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 216v) Творческая деятельность М. Г., вероятно, высоко оценивалась музыкантами последующих веков; об этом можно судить, в частности, по эпитету «искуснейший» (δειντατος) в каталоге музыкантов Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в. В истории визант. певч. культуры он известен прежде всего благодаря 2-голосным сочинениям в стиле, подобном «cantus planus binatim» (или «диафония»). К ним относятся 2 воскресных причастна: 1-й сохранился в 2 рукописях - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 328-328v и Athen. Bibl. Nat. 904. Fol. 241v - 242, 2-й - в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 216v. В их записи использовалось 2 цвета чернил: черный для верхнего голоса и красный для нижнего, вероятно, во избежание путаницы. В рубриках, предваряющих эти песнопения, даны следующие пояснения: «Красные [невмы] следует петь в четвертом плагальном гласе, а черные - в четвертом автентическом» (Athen. Bibl. Nat. 904), «этот причастен поется двумя [певцами], один - по черным невмам в четвертом гласе, и другой по красным - в четвертом плагальном» (Athen. Bibl. Nat. 2401).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

В ранней рукописи этого Типикона (Patm. gr. 266, IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на В., отмечена лишь память события ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26; то же и в месяцеслове греч. Евангелия Sinait. gr. 150, X-XI вв.- Там же. С. 203). Согласно 2 рукописям X-XI вв., служба на В. пелась в храме Пресв. Богородицы в Халкопратии (обычное место наряду с Влахернским храмом для служб на Богородичные праздники), куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс 50) и малом входе литургии пели тропарь 4-го гласа «Σμερον τς εδοκας Θεο τ προομιον» (        ); чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк 1. 46а-47), Евр 9. 1-7, аллилуиарий (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), Лк 1. 39-50, 56; причастен - Пс 115. 4 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В студийских Типиконах использовавшихся в Византии до нач. XIII в., а на Руси до нач. XV в., праздничный цикл В. уже состоит из 3 или 4 дней: предпразднства 20 нояб., собственно праздника 21 нояб., попразднства 22 (или 22-23) нояб. Разные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский 1034 г. (отражает к-польскую практику 1-й пол. XI в.), Евергетидский (отражает практику к-польского монашества кон. XI в.), Георгия Мтацминдели (отражает практику афонского монашества сер. XI в.), Мессинский 1131 г. (отражает южноитал. (калабро-сицилийскую) практику XII в.) Типиконы - излагают порядок служб введенского цикла с нек-рыми различиями (см.: Пентковский. Типикон. С. 296-298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-323, 813; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61). В более раннем Студийско-Алексиевском, а также южноитал. Мессинском и Николо-Казолянском Типиконах и студийских Минеях XI-XII вв. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 431-436) попразднство составляет 1 день; в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах - 2. Поздний южноитал. Типикон мон-ря Гроттаферрата (Crypt. A. II. 7, 1300 г.) распространяет попразднство на 3 дня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365). День отдания праздника В. в студийских Типиконах не выделяется.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Ист.: BHG, N 1888-1888е; ActaSS. Iun. Т. 3. P. 813-816; MartRom. P. 245; PG. 117. P. 504 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. P. 79-82; SynCP. Col. 757; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 249-251; ЖСв. Июнь. С. 451-457. Лит.: MartRom. Comment. P. 246; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 185; Kunze K. Zosimo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1501; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165. А. М. Гагинский, Э. Габидзашвили Гимнография Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) 19 июня без богослужебного последования. В древних памятниках Студийского и Иерусалимского уставов , а также в совр. богослужебных книгах память З. отсутствует, однако по рукописям известны нек-рые песнопения в честь З.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Ζσιμον αν τν φερνυμον πθ (Восхвалю носящего имя Зосима с любовью), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ζων τν πντων θλητς (Жизнь всяческих, страстотерпец); канон авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν Ζωσμου μλψωμεν νθεον χριν. Ιωσφ (Зосима воспоем боговдохновенную благодать. Иосифов), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τατην σου τν φωσφρον (Твой светоносный) (Ταμεον. Σ. 220-221). Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/200003.html

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

http://pravenc.ru/text/187173.html

Сохранилось Житие Г., написанное пресв. Евстратием К-польским (BHG, N 700-701) со слов свт. Дометиана, к-рое было переведено на слав. язык и вошло в ВМЧ. Совр. Г. историк Феофилакт Симокатта рассказывает, что она после смерти мужа, предсказанной ей в видении, отправилась в Нисибин и там приняла христианство. Обладая даром прозорливости, Г. предсказала все, что произойдет с Хосровом II. Краткий рассказ о Г. есть в Церковной истории Евагрия Схоластика, также ее современника. По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), отца Г. звали Асмодох, мать - Мизух и они были магами, святая имела 2 сыновей. Все эти источники, вероятно, использовали сир. Житие Г., написанное еп. Иерапольским Стефаном. На нем скорее всего основано и сохранившееся груз. Житие Г. В нек-рых греч. рукописях память Г. установлена 13 июля, в этот же день она отмечена в зап. календарях. Ист.: BHG, N 700-702b; PG. T. 117. Col. 537 [Минологий Василия II]; ЖСв. Июль. С. 328-334; Феофилакт. Ист. Кн. 5. Гл. 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 20; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 25//PG. T. 147. Col. 377. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 267-268; Garitte G. La passion géorgienne de St. Golindouch//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 405-440; ΘΗΕ. Τ. 4. S. 607; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 98; Fiey J. M. Golindouch//DHGE. T. 21. Col. 510-511. О. Н. Афиногенова Гимнография В совр. греч. Минее (Μηναον. Τ. 11. Σ. 111-114) под 13 июля помещен канон Г., 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом: Χαροις Γολινδοχ, Μρτυς ρασμνη. Ιωσφ (Радуйся, Голиндуха, мученица украшенная. Иосиф), с ирмосом: Ως ν περ (      ), нач.: Χαρμονικς τ Δεσπτη ν οραν (Радостно Владыке на небесах). В греч. рукописях под 12 июля встречается др. канон Г., 2-го гласа, с ирмосом: Δενε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Ο νοητς λιος περιαστρψας ν τ σκοτ (Умное солнце блистает во тьме) (Ταμεον. Σ. 243). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/165257.html

О. Н. Заец Гимнография Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τρισττας κραταιος» (    ), нач.: «Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ υρικ χορε μελιηδα μνον εδω. Αμν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα βθισε» (      ), нач.: «Μαρτυρικν νευφημεν βουλμενος χορεαν, Δσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεον. Σ. 34). Иконография Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью. Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «    » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

http://pravenc.ru/text/288132.html

К. прославляется в лике святых как преподобный, и его память отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 276) 28 апр.; в др. синаксарях, приводимых в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), память К. находится также под 27, 28, 30 апр., 23, 28 мая (SynCP. Col. 632, 633, 641, 713). Хотя в совр. богослужебных книгах служба К. отсутствует, она сохранилась в савваитских рукописях XI-XII вв. и была опубликована С. Петридесом ( P é trid è s. 1903. P. 575-581); богослужебное последование К. включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Καννα πστεως (    ), анонимный канон с акростихом Κλμεντα μλπω τν μελουργν μφρνως (Климента воспеваю песнотворца разумно) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ κυρ (    ), нач.: Κλμ σε τς μπλου τς ζωαρχικς (Ветвь тебя винограда живоначального), цикл стихир-подобнов. Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 787-788; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126. Лит.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 258-259; P é trid è s S. Office inédit de saint Clément, hymnographe//BZ. 1903. Bd. 12. N 3/4. S. 571-581; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 138-147; Salaville S. Clement (saint)//DACL. 1914. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1870-1873; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. N 129. P. 17-18; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 231-234; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 518; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pt. 1. P. 286-287; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 36 [Библиогр.]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 253; Arco Magri M. Clemente Innografo e gli inediti canoni cerimoniali. R., 1979; Theodoridis Chr. Der Hymnograph Klemens terminus post quem für Choiroboscos//BZ. 1980. Bd. 73. N 2. S. 341-345; Каждан А. П. История визант. лит-ры. СПб., 2002. С. 337-348. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1841333.html

В этот период обычным становится более редкое, чем в предшествующую эпоху, причащение - даже среди монахов. Так, если прп. Феодор Студит еще призывал монахов приступать к Св. Таинам за каждой литургией, то практика ежедневного причащения, к-рой придерживался прп. Симеон Новый Богослов (949-1022), в его время была уже исключением, а в одном из наиболее известных монастырских уставов 2-й пол. XI в., Евергетидском Типиконе , говорится, что даже «достойные» монахи могут причащаться Св. Таин только трижды в неделю, тогда как находящимся «в плену страстей» предписано приступать к Чаше раз в неделю или вовсе не причащаться. В любом случае, хотя Евергетидский Типикон и принадлежит к студийской традиции, решение вопроса о частоте причащения предоставляется в нем не самим монахам (как предписывал прп. Феодор Студит), но игумену мон-ря. В этом же памятнике имеются указания о необходимости исповеди перед причащением и о чтении правила ко св. Причащению, что является одним из древнейших свидетельств об использовании этого правила в визант. традиции. В рукописях правило ко св. Причащению выписывается с XI в. и приобретает тот вид, который оно имеет сейчас, далеко не сразу, хотя его основные молитвы, надписанные именами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (они есть и в принятых в наст. время печатных изданиях), присутствуют уже в его древнейших рукописях (см.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//DOP. 2006 Vol. 60. P. 145-188). Содержащийся в правиле канон (2-го гласа, с алфавитным акростихом, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αρτος ζως αωνιζοσης (      )) встречается в рукописях с XIV в. В дониконовской рус. практике был известен и иной канон (того же гласа и с тем же 1-м ирмосом - но в целом наборы ирмосов в двух канонах не тождественны,- нач.:         греч. оригинал канона не выявлен), имевший широкое распространение (он до наст. времени печатается в старообрядческих изданиях правила). 1-й из этих канонов иногда дополняется тропарями из 2-го (напр., в нек-рых изданиях и рукописях рус. Каноника - напр., в Канонике из коллекции Скалигера, 1331-1332 гг., являющемся одной из древнейших рукописей визант. канона ко Св. Причащению; см.: Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic Kanonnik. Hague; P., 1968. P. 46-63).

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010