Муз. творчество Д. Л. Х. охватывает разные жанры. Его «песненные» версии Трисвятого (Ασματικ τρισϒια) на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й (с определением συνοπτικν - краткое), λϒετος, 1-й плагальный, 2-й плагальный (συνοπτικν), βαρς в рукописях прилагаются к мелодическим вариантам Великого славословия Петра Византийского, свящ. Баласиса , Йоваска Влаха , протопсалтов Великой ц. Иоанна и Даниила , митр. Нов. Патр Германа (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 120-120v, 124v - 125, 139v, 141v - 141b, 143-143v, 147-147v, 154-154v, 161, 170v, 176-176v; Ath. Xeropot. 305. Fol. 143v). Д. Л. Х. принадлежат распевы Великого славословия на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 167-169, 186v - 189). В надписаниях нек-рых песнопений Д. Л. Х. указано, что они составлены согласно обычаю Смирнской церкви: это заупокойные «краткие» непорочны (Αμωμος συνοπτικς) - 3 статии на 2-й, 1-й плагальный, 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 400v - 402v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 433v - 435; 305. Fol. 114v, кон. XVIII - нач. XIX в.) и стихи «Величит душа моя... Честнейшую» на 1-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 165-166; 305. Fol. 119v). В подражание к-польским протопсалтам Иоанну и Даниилу Д. Л. Х. составил калофонические обработки икосов Акафиста Пресв. Богородице: «Сила Вышняго» на 4-й и 4-й плагальный гласы, «Бурю внутрь имея» на 4-й глас и припев «Радуйся, Невесто Неневестная» (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35-35v, 341v - 345, 362-364v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 351, 353; 305. Fol. 289v - 290v, 291-292v). Д. Л. Х. принадлежат 3 матимы: троичные стихи «Слава Тебе, в Троице воспеваемый» (ξα σοι, ν τριδι μνομενος) и «Моления рабов Твоих» (Τς δεσεις τν δολων σο) 1-го плагального гласа к полиелею «Слово благо» (Λϒον ϒαθν) Петра Византийского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 84v - 85), богородичен «Красоте девства Твоего» 3-го гласа (Athen. O. et M. Merlier. Fol. 331-333; Ath. Xeropot. 305. Fol. 282v - 283), а также калофонический ирмос «Обстояния и скорби» (Περιστσεις κα θλψεις) на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 371v - 372; 305. Fol. 305v - 307).

http://pravenc.ru/text/178215.html

Память А. отмечена в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos Typicon. Vol. 1. P. 74), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском уставе (в т. ч., в самой древней рукописи XII в.- ГИМ. Греч. 330. Л. 88, где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава , указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография к-рой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях (Arranz. Typicon. P. 42). В Евергетидском уставе (1-я пол. XII в.) обозначена вторая память 7 отроков Эфесских, впосл. вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в совр. Типиконы греч. и рус. Церквей (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 298-299). Службу А. содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.: РНБ. Греч. 551. Л. 99-101об.; Греч. 227. T. 1. Л. 93-94). Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X-XI вв. кондаки А. и 7 отрокам Эфесским на этот день. В греч. Кондакаре нач. XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 40) выписаны 2 кондака с икосами (4-го плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из к-рых совпадает с кондаком греч. печатной Минеи, др.- рус. Стихира на вечерне на «Слава» А.- приписывается в греч. и слав. печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (2-го гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны,-Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в. Sinait. gr,1096 ) списков Иерусалимского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), А. полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610) обозначена служба 2 святым А. и 7 отрокам без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), выписан кондак. В совр. рус. практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божией Матери. Свт. Аверкий, еп. Иерапольский А. изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Безукоризненно выполненная и искусно стилизованная нотация Благовещенского Кондакаря (РНБ. Q.n.I.32, кон. XII? - нач. XIII в., 130 л.) позволяет предположить, что он предназначался для владельца с высоким социальным статусом. Нотированы все 133 помещенных в рукописи кондака. В песнопениях сохранилось много визант. элементов: часто цитируемые интонационные формулы (апихимы), отдельные греч. слова, а также целые строки и песнопения по-гречески в слав. транслитерации. Наиболее известным примером такой транслитерации является ипакои на Воздвижение Креста Господня (Л. 84 об.), выписанное сначала по-славянски, а затем по-гречески слав. буквами с той же нотацией: «Дьньсь пророчьское - Симирон то профитикон». В минейной части особый интерес представляет последование мая, в к-ром содержатся 2 кондака, отсутствующие в др. Кондакарях: подобен 2-го гласа ап. Симону Зилоту (10 мая; Л. 42 об.) и подобен 3-го гласа прор. Захарии (16 мая; Л. 43). В разделе Октоиха каждый воскресный кондак дан в паре с его осмогласным ипакои (оба с нотацией; Л. 72 об.- 83). В качестве дополнительных песнопений записаны древнейшее известное будничное Трисвятое (Л. 104-104 об.), осмогласные циклы прокимнов «Всякое дыхание» (Л. 104 об.- 106 об.) и полиелея (Л. 107-113 об.), тропарь Пасхи (Л. 113 об.- 114), а также раздел с надписанием «Азматик» (Л. 114-121 об.; см. ст. Асматик ), содержащий осмогласный цикл псалмовых стихов с припевами ( ипопсалмами ), характерными для песненного последования (как и полиелей, эти припевы отличаются развитой мелизматикой); затем следуют воскресные светильны ( ексапостиларии ) и стихиры евангельские, отсутствующие в др. ранних слав. источниках ( Conomos. 1974. P. 55; Тончева. 1985. С. 3-29; Она же. 1993. С. 3-31; Швец. 2008. С. 100-132). Если Типографский Устав с Кондакарем и Благовещенский Кондакарь содержат как кондакарную, так и знаменную нотацию, то в 3 более поздних списках имеется только кондакарная. Нотация Лаврского, или Троицкого, Кондакаря (РГБ. Троиц. 23, кон. XII-XIII в., 115 л.) имеет индивидуальные особенности: реже встречаются большие знаки, расположенные в отдельном ряду, но бывают замены и заимствования из силлабической ранневизант.

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

Е. продолжала иноческую жизнь в мон-ре, приходя время от времени в город для утверждения в вере новообращенных христиан. Она была обезглавлена преемником Диогена язычником Викентием, прожив после своего крещения 56 лет. Т. о., ее кончину приблизительно можно отнести к 160-170 гг. Греч. пространное Житие Е. является, по мнению исследователей, переводом с сир. языка. Болландисты считают его легендарным из-за обилия чудес и ряда анахронизмов (в нач. II в. еще не существовало мон-рей, а епископская кафедра в Гелиополе была учреждена равноап. Константином Великим) и относят время жизни Е. к V в. Предполагают также, что в дошедшем до нас предании слились сведения о жившей в первые века христианства Е. и персид. мц. Евдокии (пам. 4 авг., 11 сент.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в Житии Е. речь могла идти не о мон-рях в совр. понимании, а об известных с древности обществах девственников и девственниц; кафедра же в Гелиополе могла быть уничтожена в эпоху гонений, а затем восстановлена Константином Великим. Сохранились также сокращенное Житие (BHG, N 605b) и Житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (т. н. Царская Минея, или Минея Латышева). Житие Е. было переведено на груз. язык. Ист.: BHG, N 604-605e; ActaSS. Mart. T. 1. P. 875-887; PG. 117. Col. 332-333 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 498-499; Латышев В. В. Из агиогр. лит-ры: 1. Сокращенное житие мц. Евдокии; 2. Варианты к жития св. Меркурия Метафрастовской редакции из ркп. РАН//ИАН. 1918. Т. 12. Сер. 6. С. 1583-1585; ЖСв. Март. С. 5-39. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 59; Т. 3. C. 90; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1020; Janin R. Eudocie (2)//DHGE. T. 15. Col. 1336; Lucchesi G. Eudocia//BiblSS. Vol. 5. P. 145-147; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 141-142. Э. П. А. Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 242) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем собой древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423), относящемся к малоазийской редакции Студийского устава, под 1 марта упоминаются канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, седален и цикл стихир Е. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 125) афоно-итал. редакции Студийского устава предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия» .

http://pravenc.ru/text/187063.html

В 1522 и 1525 гг. Г. участвовал в церковных Соборах. На Соборе 1525 г. в ходе обсуждения позиции прп. Максима Грека в вопросе о каноничности поставления Московских митрополитов рус. епископами прп. Максиму напоминали, что «также и архимандрит Герасим симановской и иные многие речи на тобя сказывали с очей на очи с тобою, и ты тогда того запрелся» (СГГД. Т. 1. 149, 154; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 111). Во время настоятельства Г. в Симонов мон-рь перешли бывш. насельники Волоколамской обители Досифей (Топорков) и Иона Голова (Пушечников) (после февр. 1522, когда на митрополичий престол был поставлен настоятель Волоколамского мон-ря Даниил ), в Симоновом мон-ре жил старец-кн. Вассиан (Патрикеев) , пришедший туда почти одновременно с Г.- ок. 1509 г. Перепиской книг Г. занимался в Волоколамском мон-ре. В описях обители 1545, 1573 и 1591 гг. перечислены созданные Г. рукописи: Евангелие апракос, Устав, Октоих 5-го гласа, Триодь (по описи, существовали 2 списка: один - письма прп. Иосифа Волоцкого, другой - созданный Г.). Сохранилась упомянутая в описях Следованная Псалтирь, «Кипреянов перевод», письма Г.- РГБ. Ф. 113. 152 (конволют кон. XV - 20-х гг. XVI в.; почерк Г.- Л. 1-239 (по Плигузову - Л. 240-454 об.)), являющаяся копией Псалтири митр. Киприана (РГБ. Ф. 173/I. 142). Копия была сделана для монастырской б-ки, в записи отмечено: «А по келиамъ ея не даютъ, а держатъ ея на свидетельство» (Л. 454). Рукопись представляет интерес также тем, что сохранила следы работы прп. Максима Грека: в конце ее (Л. 454 и 455 об.), на свободных от рус. письма местах его рукой заостренной деревянной палочкой (каламом) процарапан значительный по объему греч. текст, по-видимому из 109-го псалма, однако здесь он имеет значительные отличия от текста, представленного рукописной традицией греч. Псалтири ( Фонкич Б. Л. Максим Грек - узник Иосифо-Волоколамского мон-ря// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 85-88). Рукой Г. написана значительная часть Псалтири РНБ. F. I. 11 (Л. 1-146 об., 196-593 об., запись на 593 об.).

http://pravenc.ru/text/164577.html

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад. Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва - Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви. Лит.: Муратов П. П. Два открытия//София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая»//СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели//Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания//ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

http://pravenc.ru/text/149329.html

По свидетельству ряда рукописей, 1-е перенесение мощей П. (в Тырново) отмечалось в день памяти прмц. Параскевы Римской ( Кожухаров. 1974); в дополнениях к болг. Панагюриштской (или Априловской) Минее праздничной кон. XIV - нач. XV в. (Гос. архив Костромской обл. Ф. 538. Оп. 2. 426. Л. 332-344 об.) служба П. с сокращенной редакцией Жития патриарха Евфимия включает канон (глас 6), написанный слитно с каноном того же гласа прмц. Параскеве Римской. В рус. месяцесловах XVI и XVII вв. день памяти П. указывается иногда 13 окт. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224, 318-319). Мощи Мощи П. после обретения были положены в храме св. Апостолов в Калликратии, впосл. их 5 раз переносили: не позже 1231 г.- в Тырново, ок. 1393 г.- в г. Бдин (ныне Видин, Болгария), ок. 1396 г.- в Белград, в 1521 г.- в К-поль, в 1641 г.- в Яссы (совр. Румыния), где они и находятся в наст. время. Почитание в Византии Почитание в Византии началось вскоре после кончины святой. После 1-го чуда от мощей П. для них изготовили раку в соседнем с Калликратией сел. Икономия. В повествовании о перенесении мощей П. в Тырново утверждается, что «святая была очень почитаема и известна» в К-поле во время правления «царя Романа» ( Кожухаров. 1974) - вероятно, визант. имп. Романа III Аргира (1028-1034). Возможно, уже в XI в. было составлено 1-е Житие П., впосл. сожженное по велению патриарха К-польского Николая IV: само намерение патриарха создать «достойное» Житие П. свидетельствует о канонизации святой ( H ø gel Ch. Symeon Metaphrastes: Rewriting and Canonization. Cph., 2002. P. 12, 20, 46, 49, 51, 53). В заключительной части пространного Жития сообщается о прибытии императора в Калликратию для поклонения мощам святой и «украшения» ее раки ( Mineva. 2017. P. 20-29); если составление текста было связано с патриархом Николаем IV, то императором мог быть лишь Мануил I Комнин (1143-1180). Следует отметить, что почитание П. не зафиксировано в г. Мадите, несмотря на упоминание города в описании единственного прижизненного чуда святой, связанного с ее братом еп. Евфимием, и что визант. традиция не восприняла родство этих святых (Ibid. P. 30-77). Это видно по единственному сохранившемуся тексту о свт. Евфимии - житийной Похвале, составленной в XIII в. патриархом К-польским Григорием II Кипрским (BHG3, N 654; Γεωργου Κυπρου. Εγκμιον ες τν μγαν Εθμιον πσκοπον Μαδτων//ΔΙΕΕΕ. Τ. 4. Σ. 387-422), в к-рой П. не упоминается, а повествование о семье и юности епископа отличается от аналогичного периода в жизнеописании святой. Отсутствие почитания П. в Мадите показывает, что в XI в. оно ограничивалось Вост. Фракией. Однако это не исключает возможность родства этих святых.

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Во многих греч. рукописях (напр., Sinait. gr. 623. Fol. 43-45 v., XI в.) сохранился канон А. 2-го гласа с акростихом «Αντπας ντθησεν χθρν ες χος» (Антипа низложил врага в небытие) гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 564. Σ. 187), и канон, надписанный в разных рукописях именами Феофана или Арсения (напр., Crypt. Δ. α. VIII, XI в.- AHG. Vol. 8. P. 134-145, 400-401), с акростихом «Ωδας σε μρτυς Αντπα στφω πθ» (Песнями тебя, мученик Антипа, венчаю страстно). Из печатных книг известны службы А., составленные Никодимом Святогорцем, Георгием Л. Вутерисом ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 10). Иконография А. изображается как седовласый старец, с седой заостренной бородой средней длины, в руках Евангелие; облачен в традиц. для епископов одежды: фелонь и омофор с крестами. Изображения святого сохранились: в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в Синаксаре (Кекел. А 648. fol. 5r (99)), 1030 г.; в росписи жертвенника ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; на иконах XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ; в апсиде ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Успения мон-ря Трескавац близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 45, 109 об., XV в.). Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.); в росписи ц.Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. В рус. памятниках изображение А. имеется: на иконе 1692 г. из ц. Харитона Исповедника в Огородниках (Москва) (ЦАК МДА); на иконе «Свт. Антипа Пергамский и прп. Александр Ошевенский», XIX в. (КИАХМЗ); на мозаике юж. стены в ц. Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг., и др. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с длинной бородой» (§ 8. 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 11 апр. указано: «В руце свиток: Владыко Господи, спаси всех надеющихся на Тя, сед, курчеваты власы на главе, брада Власиева [сщмч. Власий Севастийский], риза крестечная киноварь с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/115790.html

Ист.: BHG, N 2173; BHL, N 3858; ActaSS. Iul. T. 6. P. 426-429; MartRom. P. 307-308; PG. 117. Р. 560 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 843; Laty š ev. Menol. Т. 2. Р. 214-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107-108; ЖСв. Июль. С. 615-616. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Т. 3. С. 284; Ερμλαος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 876-877; Sauget J.-M. Ermolao, Ermippo ed Ermocrate//BiblSS. Vol. 5. Col. 66-67; Aubert R. Hermolaos//DHGE. T. 24. Col. 118; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Гимнография Память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 350) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ермолай, Ермипп и Ермократ не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), 26 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа включает канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 171) память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается 26 июля; служба подробно не описана. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (см.: Lossky. Typicon. P. 227) в день памяти Ермолая, Ермиппа и Ермократа назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Такое же указание содержится 26 июля в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В рус. первопечатном Типиконе (М., 1610) Ермолаю, Ермиппу и Ермократу назначается служба с «Бог Господь»; указан общий отпустительный тропарь священномученику 4-го гласа       Начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 26 июля вместо тропаря священномученику помещается общий тропарь мученикам 4-го гласа       Последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа в совр. богослужебных книгах состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο Μρτυρς σου Κριε (      ); кондака 4-го гласа        (только в славянских); канона, составленного гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Υμνοις γεραρω τος Ερμολου πνους. Ιωσφ (          ), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Υμνοις, τν φωτοφρον (    ); цикла стихир-подобнов; седальна. В русской Минее (МП) 26 июля помещено полиелейное последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа, включающее дополнительные песнопения: отпустительные тропари 1-го гласа       и 8-го гласа     несколько стихир и седальнов.

http://pravenc.ru/text/190207.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010