32:44). 14–18 ст. Но милости Божии к народу иудейскому не ограничатся только восстановлением прежней политически-самостоятельной жизни его в обетованной земле. После восстановления этого материального благополучия иудеев настанут дни (се дние грядут), когда Господь исполнит Свое древнейшее и величайшее обетование, которое он изрек еще Давиду о его Потомке, царство Которого будет вечным ( 2Цар. 7:12–16 ). Эта мысль раскрывается так: «вот наступят дни, говорит Господь, и я исполню (возставлю) то благое слово, которое изрек о доме израилевом и доме иудовом (14 ст.). В те дни и в то время Я произведу (произрастити сотворю ср. возставлю семя твое по тебе – 1Цар. 7:12 ) Давиду Отрасль Правды, и Он будет производить на земле суд и правду (15 ст.). В те дни Иуда получит спасение, а Иерусалим будет пребывать в безопасности и вот, имя, каким его будут называть тогда: Господь праведный наш или Господь оправдание наше (16 ст.). Ибо так сказал Господь: не прекратится из рода Давидова муж, сидящий на престоле Израилевом (17 ст.), равным образом и священники и левиты, приносящие жертвы и дары, и совершающие повседневные жертвоприношения, не будут удалены (не погибнет) от лица Моего» (18 ст.). Здесь речь идет об исполнении того благого слова или обетования, которое изречено было от Бога устами пр. Нафана царю Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ) и о котором пророк уже говорил выше (см. 23:5–6). Это вполне ясно из снесения 15–17 стихов настоящей главы с 2Цар. 7:12–16 и Иер. 23:5–6 . Главный предмет сего обетования пророк указывает в следующем: а) Из рода Давидова произойдет Отрасль или Потомок Правды, Который будет, производить на земле суд и правду (15 ст.). Это та самая Отрасль, или Тот Потомок Давида по плоти, Который выше назван у пророка Востоком Праведным и Царем мудрым и справедливым (см. 23:5). б) Этот Потомок Давида будет Спасителем народа иудейского (во днех оных спасен будет Иуда) и упрочит положение Иерусалима (и Иерусалим пребудет в надежди), который будут называть тогда новым именем – «Господь праведный наш» (16 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили 366 ( 1Цар. 28, 31; 1 Парал. 10). Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его» 367 . При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его 368 . Давид велел казнить смертью амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне ( 2Цар. 1 ). Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова) 369 После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула. Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это смертью. После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом ( 2Цар. 2–5, 1–5; 1 Парал. 11, 12:1–3). Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова) 370 и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Сион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец ( 2Цар. 5, 6–16; 1 Парал. 11:4–9; 14:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

43 . Истню 131 я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду 132 я. Некоторые из врагов Давида, как то: Моавитяне и Аммонитяне, действительно рассеяны были им, как прах ( 2Цар. 12:31, 8:2 ; 1Пар. 20:2 ). Поглажду – т.е. совершенно покорю и истреблю. – С Евр.: «Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их». 44 . Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Когда Саул и другие гнали Давида, тогда последний терпел пререкапия, т.е. насмешки и укоризны от народа Еврейского. Но Бог избавил от них Давида, соделав его главою языков, т.е. победителем языческих соседственных народов – Моавитян, Аммонитян, Филистимлян, Амаликитян, (которые были покорены власти Давида. – 2Цар. 8:10–14 ). Во 2-й кн. Царств 22, 44: сохраниши мя во главу языков. Отцы разумеют воцарение Спасителя над язычниками по человечеству. Действительно, не видно, чтобы Давид царствовал над побежденными им язычниками в собственном смысле этого слова. «Не знаем, – говорит св. Афанасий, а с ним и бл. Феодорит и другие, – чтобы Давид царствовал над язычниками. И так, это пророчество исполняется Родившимся от него по плоти», т.е. Владыкою Христом, Который воцарился над всеми языками по человечеству ( Ис. 11:10 ). Людие ихже не ведех, работаша ми. «Это, – говорит св. Афан., – слова Самого Христа; потому что отвращаясь от непокорных Иудеев, просит в наследие Себе язычников». – «Не принимавшие никогда ни законодателя, ни пророка Моего, быв призваны, без труда послушались и возлюбили Мое владычество» (Бл. Феодор.). С Евр.:. «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне». 45 . В слух уха послушаша мя. Т.е. по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, уверовали и повиновались Мне. Сынове чуждии солгаша ми. Если относить к Давиду, то можно так понимать: но эти же иноплеменные народы покорялись мне притворно, по неволе, казались покорными и дружественными, не быв на самом деле таковыми, изменяли, как например – Сирияне и Аммонитяне ( 2Цар. 10:1 ). – Но св. Афан. и бл. Феод. разумеют Иудеев, изменивших вере и закону. «Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие», говорит св. Афанасий. С Евр.: «По одному слуху (обо мне) повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. В результате этой войны Авессалом погибает. «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» ( 2Цар.18:9 ). Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми он так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчаст­ного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею», и увидел это некий воин, а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе. «И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: «сберегите мне отрока Авессалома» ( 2Цар.18:11–12 ). Да, во время этой войны Давид умолял своих полко­вод­цев: «сберегите мне отрока Авессалома» ( 2Цар.18:5 ). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бун­тарь, не узур­патор, а всего лишь отрок, его дитя. Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы. А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Бог не оставил их, и Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом и не убил его сразу, то дело его проиграно. И не только в военном отношении. Ведь Авессалом обещал, что при нем будет лучше, чем при Давиде. Однако за счет чего это могло произойти? Поэтому в период исполнения обещаний будет ясно, что при Давиде было лучше, и народ снова захочет видеть его царем. Соответственно проиграно и дело самого Ахитофела. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер» ( 2Цар. 17:23 ). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве 163 , поэтому оно значительно и указывает на смерть Иуды. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя 164 .      О том, что всё это восстание было делом диавольским, свидетельстует не только то, что Авессалом клеветал на отца, но и то, что он при жизни поставил себе памятник ( 2Цар. 18:18 ). Значит, не искание справедливости, а именно гордость была причиной его действий. Какой разительный контраст по сравнению с действиями Давида по отношению к Саулу. Притом что Давид был помазанником, а Авессалом – нет. После того как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, организовал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Несмотря на это, Иоав, который имел для этого полную возможность, хладнокровно Авессалома убил. Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и плакал о погибшем сыне ( 2Цар. 18:33 ). Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда одержана победа, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять его с победой. 14.8. Восстановление власти Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

34 . Великая добродетель, – а особенно в царе, – такое глубокое смирение (sic obire humilitatis munia), (какое обнаружил Давид, между прочим, в том), что он разделял долю рядовых воинов (communem se exhiberet etiam infimis), что не захотел (вкушать той) пищи и отказывался от (того) питья, (которые ему доставали) другие с (смертельной) для себя опасностью ( 2Цар.23:13 и сл.), а также и в том, что исповедал свой грех и самого себя обрек на смерть за народ, дабы гнев Божий излился на него (, а не на народ; именно: видя) ангела поражающего (людей) он, предлагая (в качестве искупительной жертвы) себя, говорил: «Вот я, я согрешил, и я, пастырь, совершил беззаконие, а что стадо, что оно сделало? Пусть рука твоя будет на мне» ( 2Цар.24:17 ) 454 . 35 . И что мне сказать о прочих (его добродетелях), именно, как он не отверзал уст своих 455 замышлявшим обман и, как бы не слышавший, не считал нужным отвечать им; не мстил (non respondebat) за поношения, молился за обижавших его, благословлял злословивших его ( Пс.37:13 и сл.)? Он ходил в простоте 456 , избегал гордых, держался непорочных; он, когда оплакивал грехи, то прах мешал с хлебом своим и питье свое растворял слезами ( Пс.101:10 ). По справедливости весь народ так возжелал его, что все колена израильские пришли к нему, говоря: «Вот мы кости твои и плоть твоя; вчера и третьего дня, когда был Саул и царствовал над нами 457 , ты был тем, который выводил и приводил Израиля. И сказал тебе Господь: ты будешь пасти народ мой» ( 2Цар.5:1–2 ). И что мне много говорить о том, когда нам известен такой приговор о нем (самого) Господа: «Я обрел Давида по сердцу моему» ( Пс.88:21 )? Кто (другой) подобно ему ходил в святости и правде сердца, дабы исполнить волю Божию, – (подобно ему), ради которого дано прощение согрешившим потомкам его и сохранена царская власть (praerogativa) его наследникам ( 3Цар.11:12, 13 )? 36 . Кто мог не любить того, который, как он видел, так дорог был своим друзьям (ita carum amicis)? Он сам искренно любил своих друзей, и потому мог быть уверен, что и его любят так же, как и он. И действительно: родители предпочитали его своим детям, а дети – родителям. Поэтому-то и Саул, сильно рассерженный (на сына), хотел копьем 458 поразить Иоанафана, потому что тот, по его мнению, ставил выше сыновней любви и родительской власти дружбу с Давидом ( 1Цар.20:30 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии , относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24 , Лев.10:2 , Чис.16:35 , 2Цар.1:10 , 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54 ). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3 : пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3 : грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8 ). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей ( 2Пет.3:7 ), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26 : Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный ( Сир.21:10 ). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

О христиане, опомнимся! Как далеки мы от познания воли Божией! Хотим и требуем от всех, чтобы они нас уважали, отдавали нам почтение даже и тогда, когда мы сами бесчестим себя своими поступками и неведением воли Божией! Ведь если бы воля Божия была нам любезна, то никакая укоризна, даже самая тяжкая, не смутила бы нас и не заставила бы преследовать своих оскорбителей. Кто понимает, что без воли Божией, без Божия попущения ничего не совершается (ни похвалы, ни поругания), тот осуждает сам себя пред Богом, говоря: «О Господи! Сам я весьма достоин того, чтобы меня все презирали и поносили: за что же я буду негодовать на них? Знаю, Господи, что без Твоей святой воли никто меня не посрамит и не обидит: «и я еще больше уничижусь, как говорил царь Давид, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ). – Когда царь Давид убегал от восставшего против него непокорного сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, забежал вперед Давида и стал его поносить жесточайшими словами: уходи, уходи, убийца и беззаконных! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарылся, ы предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего: ы вот ты в беде, ибо ты – кровопийца! ( 2Цар. 16:5–8 ). Вот поражающий образец человеческой злобы: Семей не убоялся ни закона Божия, ни своего царя не устыдился и не почтил: бесстыдно в лицо называет его мужем крови, мучителем, похитителем престола. Мерзкое дело! Но этого мало: царь многочисленного народа, кроткий его правитель, находящийся уже в невыносимой печали, сделавшийся из богатого беднейшим и опозоренным, идет босыми ногами, закрыв голову и лицо свое, дабы сокрыть от любопытных свое горе и слезы, – и вот Семей, не устыдясь царственного лица, бросает в него камнями, вместо цветов, брызгает его грязью и терзает поносными словами, как острыми гвоздями. Эта картина изображает для нас величайшее долготерпение и кротость Давидову, с которыми он всего себя предал в волю Божию и тяжкую укоризну терпит, как посланную себе свыше. Авесса, брат военачальника, видя такое поругание над Давидом, говорит: Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. Но царь благочестивый, три раза избранный Богом на царство, укоряемый своим злобным подданным, которого не обидел он ни словом, ни делом, не только не разгневался, не показал грозного вида, не искал мести за свою обиду, но является защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: «[оставьте его], пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? ( 2Цар. 16:9–10 ). Если же Семей и тяжко согрешил, проклиная меня, но потому-то Бог и употребил его, как орудие, для поношения меня; ибо его злобной воли не был причиной Бог, но Он мудро употребил Семея в наказание Давиду».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

приведенные стихи пс. 50 с 4 и 7 стихами псалма 39) относительно отрицательной стороны ответа на вопрос: чем благодарить Иегову за такое возвеличение Давида и его дома ( 2Цар. 7, 18 ). Затем, в положительный ответ на то, чего же желает Иегова вместо всесожжений и жертв, от Давида в благодарность Себе, в псал. 39 получается изречение: тогда я сказал: вот иду (ст. 8), а в псал. 50: Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (ст. 19). Общая же мысль обоих ответов та, чтобы приносить свою волю, свое сердце в жертву воле и Сердцу Божию, – общее, покоряться закону воли Божией 45 . Также покорность воле Божией видна и в свободном отказе Давида своему желанию достроить дом Иегове вследствие сообщенного ему откровения ( 2Цар. 7 гл.). И пс. 50, вслед за приведенными выше словами, разъясняет смысл откровения и действования по нему со стороны Давида: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион, воздвигни стены Иерусалима (срав. 2Цар. 7, 29 ). Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на олтарь Твой тельцов (ст. 20–21). Итак, вот когда Богу будет благоугодно принимать в благодарность Себе и жертвы, а теперь пока послушание, терпеливая покорность воле Божией – вот благодарственная жертва, благоугодная Ему. Так и «в свитке книжном написано о мне», как бы так говорит Давид, выразивши уже готовность покориться воле Божией словами: «вот иду». В каком же, спрашивается теперь, свитке книжном 46 написано о нем это? – Судя по дальнейшим словам: «я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце», и по обозначению именем «книжного свитка» пятикнижия в других местах Библии (См. цит. места из прор. Иезек. и Иерем.). Это есть Тора, закон Моисеев, который повелено было списывать царю, чтобы «исполнять все слова закона» ( Втор. 17. 18–19 ). Но это о всяком царе; Давид же говорить: «о мне». Разрешение этого недоразумения находим в обстоятельствах царствования Давида в отношении к характеру царствования предшественника его – Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Потому и мы от таких поступков, которые, как читаем, святые мужи в Ветхом Завете совершали или по воле Божией, или для преобразования духовных таинств, или для спасения некоторых, когда потребует необходимость, не можем отказываться; даже апостолы, как видим, не уклонялись от них, когда того требовала какая-либо польза. На время оставив это, сперва исследуем то, что мы предположили еще сказать из Ветхого Завета; после этого выведем приличное заключение, чтобы удобнее доказать, что и праведные, святые мужи как в Новом, так и в Ветхом Завете были согласны между собою в этих делах. Что скажем о том благочестивом притворстве Хусия перед Авессаломом для спасения царя Давида ( 2Цар.17:8–13 ), которое, хотя все было пронизано духом лукавства и обмана и противно было пользе советующегося, тем не менее одобряется свидетельством Св. Писания, которое так говорит: так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома ( 2Цар.17:14 ). Нельзя порицать того, что делалось с правым намерением и благочестивым рассуждением в пользу правой стороны, для спасения и победы того, чье благочестие угодно было Богу, совершено благочестивым притворством. Также, что мы скажем о поступке той женщины, которая, приняв посланных Хусием к царю Давиду, скрыла их в колодце и, положив покрышку на отверстие его; показывала вид, что она просушивает крупу, говоря: они перешли вброд реку ( 2Цар.17:20 ), и этой уловкою избавила их от рук преследующих. Поэтому прошу, отвечайте мне: что стали бы выделать, если бы теперь вам, руководствующимся Евангелием, встретилось подобное обстоятельство, – не захотели ли бы вы подобной ложью скрыть их и исполнить заповедь: «спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» ( Притч.24:11 ). Или открытием истины выдадите скрывающихся тем, которые хотят погубить их? Как же будет исполнена заповедь апостола: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого " ( 1Кор.10:24 ). И о себе апостол говорит: «я угождаю всем во всем, ищу не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор.10:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010