Но ни в каком случае chemah нельзя придавать значение «густое кислое молоко», так как это значение совершенно неприложимо ко многим местам, где употребляется слово chemah. Так, в Быт.18:8 , где говорится об угощении Авраамом трех странников, в виде которых явился ему сам Бог, читаем: и взял (Авраам) chemah wechalaw, и теленка приготовленного, и поставил пред ними, а сам стоял подле них под деревом; и они ели. Очевидно, что в этом мест слово chemah не может означать «скисшееся молоко», потому что нельзя, конечно, допустить того, чтобы богатый, кочующий Авраам предложил своим гостям кислое молоко; Авраам, несомненно, предложил своим гостям самое лучшее молоко, а таким может быть только густое и еще свежее молоко или даже сливки. Подобным образом и на том же основании никак нельзя придавать значение «кислое молоко» слову chemah во 2Цар.17:29 , где речь идет о том, что некоторые богатые землевладельцы принесли убежавшему от Авессалома Давиду и бывшим с ним людям разного рода съестные припасы и, между прочим, chemah, скорее всего и здесь это слово употреблено в значении «сливки» или вообще густое, но во всяком случае еще не скисшее, молоко. Точно так же, не может быть речи о кислом молоке и у Ис.7:22 , где говорится о немногих жителях Иудеи, пощаженных неприятелем, что они, вследствие обилия молока, будут есть chemah, т. е. как видно по связи речи, не простое молоко, a flos lactis. Это последнее место для нас имеет особенно важное значение, так как несомненно, что рассматриваемый нами 15-й стих стоит с ним в тесной связи. В русской и славянской Библиях слово chemah в большинстве случаев переводится словом «масло». Но такой перевод едва ли можно признать верным, так как слово chemah употребляется в Библии там, где речь идет о простой пище, а между тем известно, что на востоке в древности масло употреблялось исключительно только как врачебное средство и никогда не употреблялось как простая пища, в особенности для детей. По свидетельству Михаэлиса, Плиния, Диоскорида и др. 69 масло даже и у греков и римлян не употреблялось как пища в обыденной жизни, но только с медицинской целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Но помимо этих частных примеров точности генеалогического отдела, должно обратить внимание на происхождение этого отдела. Иосиф Флавий свидетельствует о чрезвычайно тщательном ведении и сохранении у евреев генеалогических таблиц и родословных «записей» (Прот. Апп. 1, 7). В книге Ездры приводится характерный и очень поучительный случай недопущения сынов Хабайи до отправления священнических обязанностей и даже «исключения из священства», потому что «они искали своей записи родословной и не нашлось ея» ( 1Езд.2:68–69 ). Отсюда естественно заключать, что у евреев с древнего времени велись генеалогические записи, в которых могли делаться нужные официальные справки. Еще об Елдаде и Модаде Бытописатель замечает, что они были «вписанные – » ( Числ.11:26 ). С тех пор подобные записи не прерывались. Среди евреев постоянно был, по временам очень немалочисленный, класс особых «писцов», которые описывали землю и отдельные поземельные родовые владения ( Нав.18:1–9 ), а равно и всех жителей и разные занятия, должности, придворную и храмовую службу их и т. п. Например, при Давиде таковых «писцов» было до шести тысяч ( 1Пар.23:4; 24:6 ), при Иосафате ( 2Пар.19:11 ), при Иосии (34:13) упоминаются «писцы», как особый класс должностных лиц в иудейском царстве. Но они существовали, конечно, всегда. Этими «писцами», а равно и другими лицами, велись родословные таблицы, часто упоминаемые писателем Паралипоменон. Так, читаем: «братьев во всех поколениях Иссахаровых… было 87 тысяч, внесенных в родословные записи» ( 1Пар.7:5 ). Еще: «братья его (Рувима), по племенам их, по родословному списку их были…» ( 1Пар.5:7 ). В некоторые моменты иудейской истории по особенным историческим поводам производились и особые нарочитые переписи всем евреям или только некоторым коленам: при Давиде ( 2Цар.24 гл.), при Езекии ( 1Пар.4:41 ), при Иоафаме и Иеровоаме 2-м ( 1Пар.5:17 ). Особенно характерно следующее выражение: «первенство (после Рувима) отдано сыновьям Иосифа с тем однакож, чтобы им не писаться перворожденными» ( 1Пар.5:1 ). Из этого замечания очевидно, что родословные таблицы имели официальный характер и особенную терминологию, строго выработанную и имевшую государственное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О преданиях, унесенных в далекие странствования, мы будем говорить подробнее при смешении языков и рассеянии народов по лицу земли. 69 «Для точного уразумения этого сказания, говорит Отто Герлах ( Быт.2:9 , прим. 6), весьма важно вникнуть в понятие добра и зла, о котором говорится здесь, и в (3:5, 22). Совершенное незнание добра и зла означает младенчество (ср. Втор.1:39 ), знание же добра и зла означает мудрость ангелов (сравни 2Цар.14:17 ), и самого Бога ( Быт.3:5, 22 ). Знание или разумение в настоящем случае надо понимать в смысле выбора, свободного избрания, которое в себе заключает волю и действие (сравн. Ис.7:16 ). «Посему отринуть лукавое и избрати благое», говоря словами пророка, есть самосознательная свобода воли. Богу, конечно, не было угодно, чтобы человек лишен был этой свободы, самое сотворение человека по образу, и подобию Божию и передача ему власти над землею, которую он должен был подчинить себе, свидетельствуем о пути, начертанном для него Богом. Он был предназначен ясно уразумев закон, данный Богом, с твердою решимостью воли знать зло и отринуть его, знать добро и избрать его, и таким образом перейти из состояния детской невинности к невинности ангельской. Но для того, чтобы этот переход совершился, нужно было, чтобы человеку дана была возможность иначе пожелать, чем желал Бог; эта возможность лежала в заповеди: не есть от плодов древа, стоящего среди рая. Тогда человеку открылась два пути достигнуть той свободы воли, которая была целью этой заповеди. Один путь, путь правды и истины, был узнать чрез заповедь искушение зла и преодолеть его силой воли: этим путем человек, без греха и смерти, сделался бы способным перейти в такое состояние сознательной невинности, в которой даже способность грешить была бы далеко от него, как далеко она от ангелов. «Но подле этого правого пути представился Адаму и другой, неправый путь. На место истинной свободы (заключающейся в том, чтобы, отдалив от себя искушение зла, сообразоваться с законом Божиим), он мог избрать ложный призрак свободы, который заключался в возможности действовать каждое мгновение по собственному произволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В первой части содержится: а) посрамление восстающих от Бога Отца; б) гневный глагол Его к ним; в) объявление царя. Ст. 4. Живый () по коренному значение должно переводить: сидяй. Почему и находят здесь свойство судии, коему прилично седение во время суда. На небесех. Небо противоположно земле светом, высотою, и окружением всего земного. Впрочем, в жилище Богу не только видимое небо, но и небо небесе недовлеет; хотя между тем Он глаголом силы – присутствует на земле, благодатью – в сердцах верующих, славою – в святых, с ним торжествующих. Следовательно небо, на коем живет Господь, бесконечно превыше неба видимого, нежели сколько сие превыше земли. Это есть твердь духовная, неприступная по свету и славе, беспредельно высокая по святости и силе, все объемлющая и необъемлемая по бесконечности. Посему сидяй на небе противополагается царям и князьям, которые живут в бренных храминах ( Иов.4:9 ), и ограждается безопасностью от всякого их оружия. Посмеется. Сие выражение означает: а) презрение тому, кому посмеваются, как беззаконные праведному ( Иов.9:23 ), б) безопасность от того, что противу устремляется, каковая описывается Иовом, в коне сретающем стрелы (39:22), в) иногда веселие мстителя, отмщающего врагам не по действу гнева, но потому что они сами себя ввергают в пагубу ( Втор.28:69 , Притч.1:26 ); иногда же г) низложение восстающих в предмет смеха, так как царя Вавилонского пред народом Божиим ( Ис.14:4 ). Три первые значения несомненно заключаются в настоящем псалме. Сюда же относится и последнее, но как отдаленное, которое торжественно исполнится в веселии неба, святых апостолов и пророков, когда Бог совершит суд их над нечестивыми (см. Апостол.18:20). И Господь. В подлиннике нет соединения между сидящим на небесех и словом: Господь; следовательно, здесь не можно разуметь двух разных лиц, но к единому Вышнему надлежит отнести два действия – посмеется и поругается. Поругается. () LXX сие слово переводили подражнением ( Пс.34 ) т.е. когда вместо ожидаемого успеха встретившуюся безуспешность противника поставляют пред очами нашими в посрамление нашего ожидания. Посланники Езекии от Ефремлян и Манассиан поруганы, когда ими возвещаемое повеление царя во всех градах отвержено ( 2Цар.30:10 ). А Осия ругание поставляет в том, что князи воительного народа падают мечем, ради наказания языка моего (7:6). Таким образом, Господь поругается восстающим на него, а) поставляя пред лицем их тщету всех усилий; б) отъемля средства успехов в то время, когда на них одних оснуется все чаяние; в) оставляя им в пагубу то самое, что устремляли на погибель его царства. Езек.7:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И современники Иеремии, хотя под влиянием проповеди пророка сперва и отпустили рабов и рабынь в субботний год, но потом, раздумав, стали брать их назад, принуждая их снова быть для них рабами и рабынями, чем и навлекли на себя великий гнев Божий ( Иер. 34:10–17 ). После вавилонского плена, под влиянием окружающих народов, особенно греков и римлян, у евреев были довольно суровые отношения к рабам ( Сир. 33:25–33 ). Раввины, запрещавшие при наказании людей давать более 40 ударов, дозволяли это относительно рабов, хотя сами раввины, по крайней мере некоторые, напр. Гамалиил, относились к рабам гуманно (Maimon., Avadim. Stapfer, op. с., р. 155). § 70. Положение рабынь-наложниц Наложничество, как и рабство, у древних народов, в частности у вавилонян, среди которых жил Авраам 193 , было общераспространенным явлением. Оно имело место и в семье евреев (ср. Быт. 16:3; 22:24; 25:6; 30:4; 36:12 ; Суд. 8:31 ; 2Цар. 3:7 ). Обыкновенно наложницами были рабыни, хотя у богатых лиц, напр. судей и царей, могли быть женщины и не из числа рабынь, а из лиц свободных (ср. 3Цар. 11:3 ). Иногда сами отцы, по своей бедности, продавали богатым людям своих дочерей, которые у них становились рабынями-наложницами ( Исх. 21:7 ). Закон Моисея, не запрещая вполне наложничества у евреев, тем не менее дал относительно его ряд постановлений, которые охраняли рабынь-наложниц от дикого произвола мужчин. Во-первых, к рабыням-наложницам применялись общие постановления относительно рабов: их содержания, обращения с ними и условий дарования им свободы ( Втор. 15:12–17 ), ср. § 69. Но кроме их были даны еще некоторые дополнительные постановления, относящиеся только к рабыням-наложницам. Так, по одному из них, еврей, купивший у другого еврея себе в наложницы-рабыни его дочь, в случае, если она ему не нравилась или была не нужна, не имел права перепродать ее другому лицу, и тем более в иную землю, как это обычно делалось в древности, а отчасти делается и теперь на востоке. Он обязан был пристроить ее к своей общине и прежде всего дать ее своему сыну, причем обязан был относиться к ней, как к дочери, не притеснять ее и не смотреть на нее, как на наложницу-рабыню. В случае, если господин, имея одну наложницу, брал себе еще другую, то не должен был лишать первую пищи, одежды и мужеского сожительства. Если же он этого не делал, то должен был предоставить ей полную свободу без особого за нее выкупа ( Исх. 21:7–11 ) во всякое время. По другому постановлению мужчина, преспавший с рабою, обрученною мужу, подлежал наказанию, хотя и не смертною казнью ( Лев. 19:20–21 ), как это полагалось за прелюбодеяние с обрученной мужу свободной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

13 . Но нам надобно обсуживать, кому говорить; потому что часто слово порицания, принимаемое одним лицом, не принимается другим. А часто одно и то же лицо по обстоятельствам делается другим. Поэтому Пророк Нафан сильным словом обличения поразил Давида после прелюбодеяния. Когда сей произнес суд на похитителя овцы: сын смерти есть муж сотворивый сие, тогда тот немедленно отвечал: ты еси муж, сотворивый сие ( 2Цар.12:5, 7 ). Но ему же (Давиду), говоря о царстве Соломона, так как за ним не было вины, он (Нафан) смиренно поклонился. Итак, поскольку в одном и том же лице была причина различна, то и речь пророческая была не одинакова. 14 . Надобно обсуживать и то, когда мы должны говорить; потому что часто хотя и не нравится укоризна, но после принимается благосклонно. А иногда становится слабым то, что произносится по упущении времени, в которое должно было быть произнесено. Ибо и женщина умная, видя Навала пьяным, не захотела обличать в виновности упорства того, кого по изтрезвлении от вина с пользою поразила словами своего обличения ( 1Цар.25:36–37 ). И Пророк возвещает, что обличения речей льстецов не надобно отлагать до будущего времени, говоря: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже ( Пс.69:4 ). Ибо лесть, если она терпеливо до времени принимается, умножается, и мало по малу услаждает душу до того, что она расслабевает от услаждения речи для строгости своей правоты. Но чтоб она не возрастала, ее тотчас и без промедления должно отталкивать. 15 . Надобно еще обсуживать и то, как мы должны говорить. Ибо часто слова, которые одного возвращают на путь спасения, наносят раны другому. Поэтому и Апостол Павел, который, давая наставления Титу, говорит: обличай со всяким повелением ( Тит.2:15 ), а давая наставления Тимофею, говорит: обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:2 ). Что это значит, что одному предписывает власть, а другому долготерпение, если не то, что он одного знал кротким по духу, а другого горячим? Кроткому нужна была по важности начальствования строгость слова, а тот, кто по духу горячился, должен был умеряем быть терпением для того, чтобы он, разгорячившись более надлежащего, вместо уврачевания ран, не ранил здоровых мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Это значит, что как не по своей воле пр. Иеремия начал возвещать людям Слово Божие, так не в его же власти было и прекратить свою проповедь. – Что пр. Иеремия из желания избежать оскорблений, а может и опасности жизни (см. ниже 10 ст. и сравни 11:19–21), решается прекратить свою пророческую деятельность – это не должно казаться странным. По таким же побуждениям другой великий пророк Илия оставляет место служения своего – царство израильское и скрывается от преследований Ахава и Иезавели в пустыню на юг Палестины, а оттуда уходит еще далее к горе Хориву ( 3Цар. 19:3–8 ). Подобным образом пр. Иона, хотя и по другим побуждениям, уклонялся от исполнения своих пророческих обязанностей и вместо того, чтобы идти в Ниневию, куда посылал его Бог, направился в Фарсис ( Ион. 1:2–3 ). Все такие случаи свидетельствуют лишь о том, что все люди, без исключения, грешны ( Иов. 4:17–19; 14:4–5 ) и что даже великие праведники, избранники Божии, не чужды были некоторых, свойственных человеческой природе, слабостей: яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Екк. 7:21 ). Так, пр. Моисей, с которым Бог беседовал лицом к лицу как бы с другом Своим, дозволил себе такой поступок, за который лишен был возможности вступить в землю обетованную ( Чис. 20:11–12, 24 ; Втор. 32:48–52 ). Пророк и царь Давид, который называется в Писании мужем по сердцу Божию ( 1Цар. 13:14 ; Деян. 13:22 ) при всей праведности своей сделал тяжкий грех , убив Урию Хеттеянина ( 2Цар. 11:14–17 ). Сын и преемник его Соломон, возлюбленный Богом ( 2Цар. 14:15 ), при всей своей несравненной мудрости ( 3Цар. 3:12, 29–34 ) впал в тяжкий грех идолослужения ( 3Цар. 11:5–8 ). Первоверховный апостол Петр, который готов был положить душу свою за своего Божественного учителя ( Мф. 26:33–35 ), во избежание угрожавшей опасности трижды с клятвою отрекся от Него ( Мф. 26:69–75 ). Другой великий апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией ( Деян. 9:15 ), потрудившийся в деле благовестия более всех других апостолов, сам говорит о себе: еже бо хотети (доброе) приложит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим. 7:18–19 ). Такова сила греховной привычки в человеке и столь слабы собственные силы его для борьбы с нею? – Если же так близки к падению даже великие праведники, то сколько же удобоподвержены греху все прочие? Если по Слову Божию, мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ), то сколько же должны быть осмотрительными и осторожными в своих поступках все мы?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Так, согласно с обетованием Божиим о семени жены ( Быт. 3:15 ) и пророчеством Исаии о рождении от Девы Эммануила ( Ис. 7:14 ), Иисус Христос родился без мужа, от одной Пресвятой Девы Марии, по наитию Духа Святого ( Мф. 1:20–23 ), и родился, как предсказано было пр. Михеем, именно, в Вифлееме Иудейском ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:1 ). Ставши же Сыном Девы Марии, Которая вместе со Своим обручником Иосифом происходила издревле знаменитого, хотя уже, подобно усеченному у корня дереву, увядшего царского рода Давидова ( Ис. 11:1 ). Он, вместе с тем, стал и потомком Давидовым, а также через Давида – потомком и Авраама, и Исаака, и Иакова ( Мф. 1:1–16 ), которым всем был обетован Богом Мессия в их, именно, потомке ( Быт. 22:12; 26:4; 28:12 ; 2Цар. 7:12– 16 ; См. Гал. 3:16 ; Деян. 3:25, 26 ). Пришел же на землю Иисус Христос тогда, согласно с предсказанием Иакова ( Быт. 49:10 ), когда уже не стало в Иудее своих законодателей и правителей, прекратившихся со смертью последнего законного первосвященника и вождя иудейского Гиркана, и с переходом от него власти в руки иноплеменника Ирода, но еще оставался второй Иерусалимский храм, в котором, согласно с пророчествами Аггея и Малахии ( Агг. 2:6–9 ; Мал. 3:2 ), предстояло Мессии явить Свою славу, – и когда, имевшие, по пророчеству Даниилову, возникнуть после Навуходоносора три сильные царства ( Дан. 2:44 ) уже сошли с лица земли (Вавилонское, Персидское и Македонское), чтобы дать место вечному, не прекращающемуся царству, равно, как и, числительно определявшие время пришествия Мессии, седмины Данииловы ( Дан. 9:24:27 ) уже приблизились к своему концу, достигши до последнего года своего 69-го седмилетия, который (если начинать, по принятому, счет седминам с 20-го года царствования Артаксеркса Лонгимана, в который дан был указ о восстановлении Иерусалима, равняющегося 299 г. от основания Рима или 453 г. до Р. X.) соответствовал, по римскому счислению, от основания Рима 782-му году, или 15-му году царствования Тиверия, а по летосчислению христианскому – 30-му году по Рождестве Христовом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

382 ...Иакову ...Израилю – так именовался древнееврейский народ, ведущий свое происхождение от сыновей Иакова (Израиля). В этом стихе идет речь о Законе Моисеевом, который регламентировал жизнь религиозной общины (см.: Втор. 4:1–45 ). 386 Речь идет о бедствиях, постигших потомков египтян, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 6–14 ). Танеос (Цоан, Танис) -столица Нижнего Египта в дельте Нила, в 55 км к юго-западу от совр. Порт-Саида. 400 Ст. 67–69. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с начертанными на них заповедями Божиими, захваченный из Силомской скинии как трофей филистимлянами, по возвращении его израильтянам не вернулся в Силом, принадлежавший потомкам Ефрема, сына Иосифова, но был перенесен в Кириаф-Иарим, а затем – при Давиде – на гору Сион в Иерусалим, город племени Иудина (см.: 1Цар. 7 ; 2Цар. 6 ). 403 В псалме оплакивается разрушение Иерусалима и храма. Это событие имело место в 587 г. до Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен войском царя Навуходоносора, и в 169 г. до Рождества Христова, когда город был снова взят и храм снова осквернен, но уже царем Антиохом IV Епифаном. 405 ...терзали – букв. «пожрали». Иакова, и земли его – еврейский народ. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) назывались по имени своего предка и объединялись в племя, «колено», которое владело закрепленной за ним территорией. 406 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1; ...откровение – церковносл. «свидение» – этим словом обозначается здесь ветхозаветный богооткровенный Закон, засвидетельствованный Богом и людьми; псалом заключает откровение святой воли Божией; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. В псалме звучит горестный плач народа-страдальца. Псалмопевец осознает полную зависимость судьбы людей от воли Бога и молитвенно взывает к Нему о спасении народа (ст. 4, 8, 20). 408 Пред Ефремом, и Вениамином, и Манассией –имеются в виду отдельные племена древнееврейского народа, носящие имена своих родоначальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 24–31. Вспоминаются дальнейшие события в пустыне – ниспослание с неба манны и перепелов для насыщения голодного народа (см.: Исх. 16:13–15 ; Чис. 11:7–9,31–33 ). Ст. 25. Хлеб ангельский – т. е. подаваемый Ангелами, служащими Божиим мановениям. Бог не только тела евреев питал манною, но и душу их питал разумною силою, какою питает и Ангелов (свт. Афанасий Великий ). Ст. 38. Речь идет о милости Божией к народу в пустыне (см.: Исх. 32:14 ). Ст. 44–53. Перечисляются беды, которые навел Бог на Египет, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 54. Речь идет о горе Синай (Хорив), на которой Бог дал Моисею заповеди (см.: Исх. 19 ). Ст. 55. Вспоминается завоевание Ханаанской страны Иисусом Навином ( Нав. 11–19 ). Ст. 56–58. Речь идет об усвоении древними евреями культа побежденных народов. Ст. 59–64. Речь идет о поражении израильтян в войне с филистимлянами (см.: 1Цар. 4 ). Ст. 65–66. Вспоминается победа израильтян над филистимлянами (см.: 1Цар. 7 ). Ст. 67–69. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с начертанными на них заповедями Божиими, захваченный из Силомской скинии как трофей филистимлянами, по возвращении его израильтянам не вернулся в Силом, принадлежавший потомкам Ефрема, сына Иосифова, но был перенесен в Кириаф-Иарим, а затем – при Давиде – на гору Сион в Иерусалим, город племени Иудина (см.: 1Цар. 7 ; 2Цар. 6 ). Ст. 70. Этот стих повествует о том, как юный пастух Давид был избран Богом в цари над Израилем (см.: 1Цар. 16:1–13 ).   Псалом 78 ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 1. В псалме оплакивается разрушение Иерусалима и храма. Это событие имело место в 587 г. до Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен войском царя Навуходоносора, и в 169 г. до Рождества Христова, когда город был снова взят и храм снова осквернен, но уже царем Антиохом IV Епифаном. Ст. 5. ...палить – букв. «гореть»; ...кара – букв. «ревность». Ст. 7. ...терзали – букв. «пожрали». Иакова, и земли его – еврейский народ. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) назывались по имени своего предка и объединялись в племя, «колено», которое владело закрепленной за ним территорией.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010