Подобного рода взгляд противоречит воззрениям и самого Господа на Свою мессианскую деятельность, как обнявшую собою всё необходимое для спасения человечества ( Ин.16:26 ; Мф.28:19–20), и Его апостолов, как увещевавших всех христиан не расширять преподаваемого ими учения, а только хранить это последнее в неповрежденности ( Деян.20:27 : Иуд.1:3 ; 2Ин.9 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.2:2 ; Гал.1:8–9 ), и Его, и учителей древней церкви, если и признававших развитие христианского вероучения, то исключительно в смысле уяснения его (ап. Варнава, Ириней Лионский , Ориген , Тертуллиан и др.) 45 , и вселенских соборов (напр. VI и VII всел. соб.), точно также задачу своей догматико-теоретической деятельности поставлявших лишь в восстановлении Христова учения в его первичной чистоте, поколебленной еретиками 46 . Не согласуется утверждаемая модернистами идея развития христианского учения и с самой сущностью последнего, ибо вероучение христианское есть учение, преподанное человечеству Самим Богом и как таковое следовательно должно содержать и содержит в себе всё необходимое для спасения человечества и долженствующее в силу того остаться неповреждённым и неизменяемым во все периоды исторической жизни человечества. Нельзя признать правильным и взгляд представителей модернизма на сущность христианского откровения, по которому это последнее, как мы видели, низводится на степень чисто естественного откровения, и по которому утверждается отношение к последнему как к естественному человеческому памятнику. Против справедливости подобного взгляда на христианское откровение говорят и сами носители откровения прежде всего ветхозаветного, поскольку они свидетельствуют о том, что проповедуемое ими учение раскрывается под непосредственным влиянием Св. Духа ( Исх. 20–23: 25–31, 34 : 2Цар.23:2 : Пс.69:7: 80:9–11 : Ис.8:1,5,11 : Иер.1:4; 2:1, 3:6: 7:1 : Иезек.6:1: 2Тим.3:15–16 : 2Петр.1:19–21 ). О том же говорят и носители новозаветного откровения, поскольку апостолы свидетельствуют о том, что они действуют в Своей проповеди под водительством Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Здесь, далее, совершенно ясно показывается, что для получения прощения грехов, со стороны кающегося, требуется одно, – это искреннее раскаяние. «Ибо, как только, кто из согрешивших, скажет от искреннего расположения: согрешил я пред Господом, Дух Святой отвечает (через епископа): Господь отпустил тебе грех: дерзай, ты не умрешь» ( 2Цар.12:13 ) 64 . Епископ, поэтому, и со своей стороны должен в сем случае позаботиться об одном, чтобы с верностью определить, кается ли согрешивший, и достоин ли он, совершенно, быть принятым в Церковь , а, для этого, он может и должен, кроме устного дознания, смотря по греху, назначить ему, на более или менее продолжительное время, пост и другие спасительные подвиги покаяния, которые, с одной стороны, могли бы через духовное действие вызвать и укрепить в кающемся животворную силу раскаяния, а с другой – обнаружить и доказать его несомненность и искренность 65 . По принесении, наконец, кающимся, плодов покаяния, епископ обязан преподать ему от имени Христова прощение, произнеся Его слова: прощаются грехи твои; вера твоя спасла тебя: иди в мир ( Мф.9:2 ; Мк.5:34 ) 66 , а также принимать его в общение с Церковью, через возложение руки 67 . Одним только нераскаянным и ожесточившимся не может быть преподано разрешение грехов, и они, как неисцельные, должны быть отсечены от Церкви 68 . Та же мысль о покаянии, как о, единственно важном и существенном условии, необходимом со стороны согрешившего для примирения его, при посредстве епископов или пресвитеров, с Богом и Церковью, вкратце, но сильно, выражена в следующем апостольском правиле: «Аще кто епископ, или пресвитер, обращающаяся от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа, рекшего: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» 69 . § 150. В период Вселенских Соборов Учение отдельных отцов и учителей Церкви Согласно с сим, учили и в позднейшем периоде, как отдельные пастыри и учители, так и целые Вселенские и Поместные Соборы, то повторяя, то, более подробно и точно разъясняя, древне-церковное учение о таинстве покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

121. азъ легн на др своемь. 117 об. поношь б (прич.), 4 аще коснетас емъ (дважды). По словоупотреблению примечательны следующие выражения: 11. сътвори себ ковчегъ древъ прогннъ ( Быт. 6:14 .); 12. плоч мраморьны (доски); 21 (и многокр.) и достоить см твое землю сїю (т.е. получит в достояние себе); 27 об. прїимова десткы дестктс ( Евр. 7:9 .); 48. (о Моисее) и вложи въ ста сво (свечю) и прїатъ конець зыка своего: и палис и бысть свибливъ (косноязычен); 68 об. и вземше жегала (кадильницы) вложиша фимьнъ и кадх, тоже 69.; но 74 об. встречается жегол, по-видимому, в ином значении: озанъ же на жеголъ рк положи хот възвигнти паче телцл. (См. 2Цар. 6:6 .). 89 (и часто) мжишас (укрепились мужеством); – об. господиша землю (взяли во владение). 110 бнемощих. 115 тиховааше (утихал); – че дадимъ сестр мою мелхол в жен и зтимъ его. 121 об. еда како... смертить м (т.е. предаст смерти); см. и выше 120; 121. б вржа двда цр (жена Уриина беременна); 123 об. (Авессалом) призва един посадниць ца своего. ( 2Цар. 16:21. 22 . подложница); 116 об. Асидорская волшебница неоднократно называется: мастропа (от Греч. μαστροπς), металка; Саул говорит ей: помещи о мн, т.е. поволхвуй о мне; мастропа же метнвши ре ем... л. 19. не знах тогда члци тжевати, сказано в повествовании о пришествии Авраама с домом своим в землю Ханаанскую; – едва ли это не значит: принимать странных – ξενζειν. На об. 71. сочинитель говорит о произрастениях земли Ханаанской ( Чис. 13:24 .) обртоша пло дрвны. калины гдун. и гроздї, и далее: гроздъ два мжа носх. тако же и калины. и гдн (в книге Числ: гроздь винограда, и от шипков, и от смоквей): гдуня – не дыня ли, вместо смоквы? «Книга Бытия небу и земли» есть ли перевод, или составлена, на Славянском языке? По-видимому, она переведена с Греческого. У Ламбеция между рукописями Венской библиотеки, приводится «Сокращение Ветхозаветной Истории от Адама до времени пророка Аввакума», с таким заглавием: στορα παλαιο περιχων π το δμ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

31 ff. по Kolber’y). 276 В 1Цар. 9:2 о Сауле говорится «и молодой и красивый». Слово еще не указывает на молодые лета Саула, а только на его удалый молодецкий вид. И. Флав. Arch. VI, 13, 5 говорит, что Самуил 12 лет управлял народом самолично, и 18 лет вместе с Саулом. Апостол Павел определяет время Самуила и Саула в 40 лет ( Деян. 13:20, 21 ). 277 Лета вступления на царство и время царствования Саула в еврейской Библии определяются так: . Настоящее чтение масоретов, очевидно, неправильно: «сыв года Саул когда воцарился и два года царствовал». В древних еврейских списках числа обозначались буквами еврейского алфавита, так что между и стояло вероятно, =50 которое по недосмотру переписчика и было опущено, так что осталось одно . Перед стояло=20, которое впоследствии приняли за =2 и заменили числительным . За 50-летний возраст Саула при вступлении на царство говорит значительный возраст детей, оставшихся после Саула ( 2Цар. 2:10 ). Против краткости царствования Саула говорит множество совершенных им дел (ср. Petavius de doctrina tempor с. IX, 35. Vign. Chronolog. p. 138. Ew. Gesch. d. V. I. Bd. 3, 69 etc.). Повреждение этого места в еврейском тексте случилось очень рано, так что переводы 70-и, вульгата и пешито повторяют эту ошибку. Пер. 70: Υις νιαυτον Σαολ ν τ βασιλεειν υτν κα δο τη βασλευσεν Вульгата: Filius unius anni erat Saul cum regnare coepisset, duobus autem annis regnavit etc. Пешито: (vecad schento chedo vetertin amlek Schaul). Вместо (vecad) «и когда» первоначально, вероятно, читали (vebar) «и сын». При настоящем же чтении дается следующий перевод: и когда год и два царствовал Саул и пр. Ср. русский перевод в высоком издании Библии. Кесслер определяет продолжительность царствования Саула не в 20, а в 12 лет. При этом в свою пользу приводит следующие соображения. 1) если бы выпало в тексте (20), стояло бы не , а ср. Быт. 23:1, 2 ) рядом с стоит еще , а числа 20, 30 и 40 могут соединяться только с , а не с 3) известно, что Саул царствовал менее 22 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Храм 1. Господь о Своем местопребывании говорить так: Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих: где же построите вы дом для Меня и где место покоя Моего? ( Ис.66:1 ). 2. В первый раз Бог научил устроять рукотворенное святилище на земле пророка Моисея: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне… И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделаете, как Я показал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее: так и сделайте ( Исх.25:1,8–9 ). Примечание. Подробно об устройстве скинии читай в книге Исход главы 25–27, 30, 35–38. 3. Кроме Моисея Бог заповедал построить святилище, или храм, царю Давиду: Господь сказал Давиду [отцу Соломона]: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твои, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему ( 2Пар.6:8–9 . Ср. 2Цар.7:1–13 ). Примечание. Подробно об устройстве Соломонова храма читай в 3 Книге Царств, гл. 6, 7; 2 Паралипоменон гл. 2, 3, 4, 5. 4. Назначение рукотворенного святилища у как места особого присутствия Божия: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ). И слышал я кого-то говорящего из храма, а тот Муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки. ( Иез.43:5–7 ). 5. На сколько времени Бог определил существование рукотворенного святилища на земле, или храма? Избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил, и устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек. ( Пс.77:68–69 ; Пс.131:13–14 ; Иез.37:26–28 ). 6. Условие, которое поставил Бог человеку для обладания святилищем, как местом обитания Своего среди людей: После того, как Соломон кончил строение храма Господня… и дома царского и все, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 22 Песнь Давида по случаю освобождения его от врагов 2Цар.22:1 .  И воспел Давид песнь Господу в день, когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: На склоне дней своих, спокойно обозревая протекшую жизнь, – ее беды и опасности, победы и возвышение, – Давид ясно видит во всех путях его жизни крепкую спасающую руку Господа. «Преобладающие черты этой песни – величественное изображение грозного всемогущества Иеговы, устрашившего врагов Давидовых, и яркие картины сильных поражений, которые Давид наносил врагам своим – показывают, что она была пета в то время, когда душа Давида была еще полна свежими воспоминаниями тревожной боевой жизни, великих опасностей и чудесных спасений от них. Другим духом отличается песнь, которую Дееписатель называет «последними словами Давида» ( 2Цар.23:1 ) и которая явилась, очевидно, позднее, когда Давид, счастливо избавившийся от рук человеческих, два раза впадал в руки Божии. Помилованный Богом, он обращает здесь свой взор более на внутренние основания благоволения Божия к нему и его дому, чем на внешнюю форму проявления этого благоволения» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 250). 2Цар.22:3 .  Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! «Рог спасения моего». Схватившийся за рога жертвенного алтаря скинии считался, по закону ( Исх.27:2 ), неприкосновенным для преследования. Выражение «рог» употребляется в Священном Писании и в смысле вообще силы, надежного средства обороны (см. 1Цар.2:1 ). Господь есть рог спасения, т. е. сила во спасение человека. 2Цар.22:8 .  Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался [на них Господь]. 2Цар.22:9 .  Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него. 2Цар.22:10 .  Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его; 2Цар.22:11 .  и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра; 2Цар.22:12 .  и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Цар.19:11 .  И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его? 2Цар.19:12 .  Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его? «Колено Иудино сохраняло загадочное молчание, не подавая никаких надежд для Давида. Это обстоятельство представляется несколько странным и требует некоторого объяснения. Возможно то предположение, что, не получив от Давида никаких особенных привилегий сравнительно с другими коленами ( 2Цар.19:42 ), колено Иуды примкнуло к Авессалому сколько по чувству недовольства Давидом, столько и из ожидания получить желаемые привилегии от Авессалома. Когда же предприятие Авессалома не удалось и оставалось только возвратиться к старому порядку вещей, колено Иудино глубже других чувствовало свое заблуждение и стыдилось своего поступка. Его представителям совестно было явиться на глаза Давиду с повинной и с предложением верноподданства, сделавшегося столь сомнительным, и они медлили. Давид понял затруднение своего колена и, все-таки считая его, несмотря на временное увлечение, более верным оплотом своего дома, решился ободрить его кротким приглашением и напоминанием его обязанности» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 237–238). 2Цар.19:13 .  И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя – ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда! «Не кость ли ты моя и плоть моя – ты?» См. ( 2Цар.17:25 ). «Вместо Иоава, навсегда»: резкая самостоятельность Иоава и случай явного нарушения им воли своего царя ( 2Цар.18:5,9–17 ), помимо же того, что предметом последней своевольной выходки Иоава было лицо, особенно близкое Давиду, – не могли не оттолкнуть от него Давида. 2Цар.19:16 .  И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошел с Иудеями навстречу царю Давиду, См. ( 2Цар.16:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Войны Давида с филистимлянами, моавитянами, сувским царем Адраазаром, дамасскими сириянами. Утверждение еврейского могущества в Идумее. 2Цар.8:1 .  После сего Давид поразил филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук филистимлян. Предстоящая устроительная деятельность Давида в области религиозной и общественной жизни народа требовала полной безопасности государства извне. Мефег-Гаамма – то же, что Геф ( 1Пар.18:1 ). См. пр. к ( 1Цар.6:17 ). 2Цар.8:3 .  И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке [Евфрате]; Местоположение Сувского царства относят к северо-востоку от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом. 2Цар.8:7 .  И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.] См. ( 2Пар.12:1–11 ). 2Цар.8:9 .  И услышал Фой, царь Имафа, что Давид поразил все войско Адраазарово, Имаф – при реке Оронте, впадающей в Средиземное море вблизи северных границ Палестины. 2Цар.8:13 .  И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч сирийцев в долине Соленой. Параллельное этому место в ( 1Пар.18:12 ) читается так: «И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч». Означенное обстоятельство, а также то, что в предшествовавших стихах ничего не говорится о поражении восемнадцати тысяч сирийцев (4–5 стихи сообщают иные цифры), заставляют нас предполагать, что ( 2Цар.8:13 ) относится не к предшествовавшим, а к следующему – 14 стиху и что вместо сирийцев следует здесь читать Идумеян. «И сделал Давид себе имя», т.е. прославился. 2Цар.8:16 .  Иоав же, сын Саруи, был начальником войска; и Иосафат, сын Ахилуда, – дееписателем; Иоав, Азаил и Авесса были племянниками Давида от его сестры Саруи. «Иосафат ... был дееписателем». «Замечательные события, наполнявшие царствование Давида, множество лиц, на которые должно было быть обращено внимание царя, множество дел, требовавших наблюдения и решения, – требовали записей и породили особую государственную должность – должность дееписателя, летописца и секретаря государя» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 Возмущение Авессалома. Бегство Давида из Иерусалима. 2Цар.15:1 .  После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону. Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего Израиля (см. 2Цар.15:6 ). 2Цар.15:7 .  По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; «По прошествии сорока лет царствования Давида». Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо «сорока лет царствования Давида» читают «четырех лет» со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, ( 2Цар.14:33 ) ) Авессалома. В еврейском тексте слов «царствования Давида» нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. «Священную летопись» Г. Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим. ). 2Цар.15:12 .  Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома. «Гило» – город к югу от Хеврона. 2Цар.15:17 .  И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата. «У Беф-Мерхата», в греческом тексте – ν οκω τ μακρν, т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его «слобод». 2Цар.15:18 .  И все слуги его шли по сторонам его, и все хелефеи, и все фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему. 2Цар.6:9 .  И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? «Ко мне» – в город Давида (ср. 2Цар.5:7,6:10 ). 2Цар.6:12 .  Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. «Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета. Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время ( 1Пар.13:3 )» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 152). 2Цар.6:14 .  Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом; одет же был Давид в льняной ефод. «Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом» – от полноты своего религиозного восторга. «Одет же был Давид в льняной ефод». См. пр. к ( 1Цар.2:18 ). 2Цар.6:16 .  Когда входил ковчег Го­с­по­день в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Го­с­по­дом, уничижила его в сердце своем. Мелхола – дочь Саула и жена Давида. См. ( 1Цар.18:20–23,25:44 ; 2Цар.3:12–16 ). «Уничижила его в сердце своем». Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид. 2Цар.6:17 .  И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. ( 1Пар.15:1,16:1 ). Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар ( 1Цар.22:20–23,23:9 ); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок ( 1Пар.16:39 ). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие сочувствовавшие им колена позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 155–156).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010