4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но да не смущается сердце ваше, истинные чада св. Церкви! Да не устрашают вас сии враждебные покушения царства Божия. Есть и еще неразумные сыны века сего, кои для успокоения своей совести, препятствующей им наслаждаться на лоне порока и угрожающей страшным, неумытным судом Божиим, отвергают будущую жизнь и второе славное, но вместе грозное пришествие Господа и дерзновенно говорят иногда: где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания ( 2Петр. 3:4 ). Мал есть и печален живот наш, и несть исцеления в кончине человечесте, и несть познан возвративыйся от ада. Яко самослучайно рождени есмы, и по сем будем якоже не бывше. И имя наше забвено будет во время, и никтоже воспомянет дел наших; и прейдет живот наш, яко следы облака, и яко мгла разрушится. Приидите убо, и насладимся настоящих благих, и употребим создания, яко в юности скоро. Вина дражайшаго и мира благовонна исполнимся, и да не прейдет нас цвет жития ( Прем. 2:1, 2, 4, 6, 7 ). Но как жестоко обманываются сии жалкие мечтатели! Как горько они должны будут некогда разувериться в сих неправых помышлениях своих! Нет, они забывают, что рано или поздо, но непременно приидет день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Петр. 3:10 ). Они забывают слово Самого Господа, что по исполнении времени Сын Человеческий приидет во славе Своей судить живых и мертвых и воздать каждому по достоянию деяний ( Мф.16:27 ); забывают, что то же всесильное да будет, которое воззвало весь мир из небытия в бытие, снова обратит все в прах, когда это будет нужно; забывают, что любвеобильный Бог , так заботливо пекущийся о спасении человека, наконец не пощадит упорного и ввергнет его в геенну огненную. А если так, братия, то какими, говорит Апостол, должно быть нам в святом житии и благочестии? ( 2Пет.3:11 ). Так, мы должны чаять новаго неба и новой земли, на которых будет жить одна правда. Темже, возлюбленнии, сих чающе, потщитеся нескверни и непорочни тому обрестися в мире, и Господа нашего долготерпение спасение непщуйте ( 2Пет.3:13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Почему же православная мистика говорит о пребывании Бога в человеке,  о вселении Бога в человека, об обитании Бога в человеке, о неразлучности Бога и человека, а исламская мистика – нет? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к исследованию оснований двух вероучений. В словах св. Силуана Афонского Бог описывается как Дух. Таково общее христианское учение, имеющее многотысячелетнюю историю. «Бог есть Дух ( Ин. 4:24 ), — учит Священное Писание. — Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое  слово ( Прем. 1:7 ). Нетленный Твой Дух пребывает во всем ( Прем. 12:1 )». Христианство говорит нам, что Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный, Всесовершенный. Христианское Откровение учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что природа Его — совершенно невещественная. Он не имеет образа, формы, вида. Он вездесущ и всепроницающ, пребывает всюду, не смешиваясь со Своими созданиями.  Он находится за пределами всякого измерения, беспрепятственно сквозь все проникает, «всякий предел преодолевает, ничем не будучи вмещаем и постигаем, но во все и выше всего простираясь непрестанными импульсами Своих бесконечных энергий» 6 .  Если Бог всецело духовен, то Он может пребывать везде, в том числе и в человеческой природе. При этом Его пребывание в человеке будет особенным пребыванием, поскольку человек есть разумное существо, душа которого создана по Образу и подобию Бога. Пребывая в человеке, Бог общается с человеком,  дает человеку знание о Себе, превращает человека в соучастника Своей Божественной жизни. Соединяясь с человеком, Он предлагает ему величайший дар и предел желаемого — обожение . Через обожение человек становится причастником Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ), то есть получает по неизреченному Божьему дару ту полноту Жизни, Которой Бог обладает по Своей сущности. Ислам, напротив, категорически отрицает духовность Бога 7 . Аллах ислама – не Дух, поэтому вездесущие Аллаха весьма ограниченно. Основатели исламских правовых и богословских школ (мазхабов) наделяют Аллаха антропоморфными чертами и свойствами. Так, имам Абу Ханифа говорит о вездесущии Аллаха: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: “Я с тобой”, — однако ты рядом с ним не находишься» 8 . По его мнению, у Аллаха есть рука ( йад ), лик ( ваджх ), Аллах спускается на ближнее небо ( ан-нузуль ), восседает на троне ( аль-‘арш ) на небе. По мысли имама аш-Шафии, у Аллаха есть правая рука, лик, стопа, пальцы, Аллах улыбается, не является одноглазым ( а’уар ), также спускается ночью на ближнее небо. Имамы Малик бин Анаса и Ахмад бин Ханбаль тоже признают руки, лик, стопы, трон, восседание, хождение по небу 9 . Все суннитские богословы едины в одном – Аллах не есть Дух, следовательно, неспособен обитать, пребывать и присутствовать в человеке.

http://azbyka.ru/islamskaya-sufijskaya-m...

Наше смиренное «свидетельство» не прибавило ничего нового в христианском вероучении или учении Церкви. Но мы засвидетельствовали о том, что наше отеческое предание и сейчас, как и прежде, остается неизменным. Однако свидетельство обязано быть всегда живым и своевременным, и если оно таково, то уже непростительно незнание или равнодушие, ибо и то, и другое влечет за собой пагубный вред. Наши богоносные и богомудрые отцы, явив нам деятельный образ покаяния, указали безошибочный путь к преуспеянию. Ибо они – «не по воле человеческой, но будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1, 21 ) – подтверждают истину Божественного откровения, которое «сегодня и во веки то же» ( Евр. 13, 8 ). В них мы имеем свидетельства, согласные с учением древних отцов, которые являются для нас, «достигших последних веков» ( 1Кор. 10, 11 ), знаком неразрывной связи с отеческим преданием, ибо мы говорим не от «слышания», не о том, что было «во время оно», но о том, «что видели своими очами и что осязали руки наши» ( 1Ин. 1, 1 ), и удостоверяем, что наше немощное естество, несмотря на яростное сопротивление времени, по благодати и человеколюбию нашего Господа способно исполнить свое предназначение. То, что мы говорим, говорим не от себя, но заимствуем мысли современных подвижников. Слова, которые звучат в наше время из их уст, выражают учение древних отцов и указывают нам все тот же святоотеческий путь, ибо единый Святый Дух говорит во всех. И мы, вооружаясь для защиты советами наших старцев, совершивших столько подвигов, и держа в руках их собственное оружие, не чувствуем, что они покинули нас. Да и как это возможно, если «праведники живут во веки; награда их – в Господе» ( Прем. 5, 15 ) и преставление их – «сон честный пред Господом» ( Пс. 115, 6 )?! Их живой пример, их отеческие советы, их нежная забота и попечение о том, «чтобы у нас ни в чем не было недостатка» ( Тит.3,13 ), – все это свидетельствует о их присутствии среди нас. Мы получили от них верное и истинное наследие, которое вдохновляет нас хвалиться тем, что, несмотря на наше недостоинство и ничтожество, мы остаемся наследниками завета отцов, переданного нам их нежной родительской любовью. Сколько раз их примеры воодушевляли нас среди наших многих недоумений и немощей? Только одно воспоминание, что «Старец не сделал бы того», «Старец не захотел бы этого», воспитывает нас в благочинии. Мы никогда не имели писательского таланта, но нынешние обстоятельства, которые вызвали полную дезориентацию в обществе, не позволяют молчать. Люди вновь должны услышать голос старого Афона: «Покаемся, ибо приблизился час!». И если требуется выразить духовные размышления и переживания, то автор, даже недостаточно владеющий искусством слова, будет гораздо предпочтительнее мудрецов и ораторов века сего, которые лишены опыта духовных таинств и переживаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«Святым Духом всяка душа живится». Оживление души есть первое в нас действие благодати Всесвятого Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по Богу. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям: не видит очами ума, не слышит ухом доброго произволения и не разумеет сердцем ни Бога, ни Божественного порядка вещей и своей в нем участи. «Слеп есть и мжай» ( 2Пет.1, 9 ) и ходит « в суете ума», в нерадивое о спасении «нечаяние вложшеся, с окаменелым» и бесчувственным ко всему духовному сердцем ( Еф.4, 17–19 ). Оживут ли такие кости? – Не оживут если не проречено будет о Духе, если Дух Божий, « проходящий сквозь все различные духи» ( Прем.7, 23 ) и дышащий, «идеже хощет» ( Ин.3, 8 ), не проникнет путями, для нас недоведомыми, к омертвелому духу человека и не оживотворит его. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они «не созиждутся и не обновится лице земли» ( Пс.103, 30 ). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотою Своею и не разрешит облежащих его угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей. Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежием спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни. С сей только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но сим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: «покайтеся» ( Деян.2, 38 ). Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, – и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Т. е., он просил у Тебя продолжения жизни, и Ты дал ему долготу дней во век века. Этот стих наиболее всего доказывает, что настоящий псалом изображает события, случившиеся при царе Езекии и с самим Езекиею, ибо ни к одному из прочих царей и князей Иудейских, без крайнего насилия буквальному смыслу, отнесён быть не может; никто из них не просил Бога о продолжении жизни своей, и никому из них не дано того высокого преимущества какого удостоился благочестивый Езекия, что Бог услышал его молитву и приложил к его жизни ещё пятнадцать лет, а в залог верности своего обетования уклонил пред очами его тень солнечную на десять степеней назад ( Ис.38:8 ). Но вот возражение против сего рассуждения, по-видимому, ниспровергающее наши выводы. И вся жизнь Езекии была не очень продолжительна: он умер пятидесяти четырёх лет, прибавка же к сей жизни состояла только в пятнадцати годах, между тем как в тексте прямо говорится, что Бог дал долготу дний в век века; след., эта долгота не Езекиина. Но сие возражение легко разрешается словом Премудрого: старость честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Праведник, скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его ( Прем.4:8,13–14 ). И вообще должно заметить, что у Бога счёт лет совсем другой, нежели какой у нас: у Него и малое наше бывает иногда многим, и многое – малым; пред Ним, по словам апостола Петра, и тысяща лет яко день един, и един день яко тысяща лет ( 2Пет.3:8 ). Жизнь Езекии не многолетняя по числу лет, была пред очами Божиими долголетнею по его благочестию. Выражение же: в век века, к долготе дней Езекииных прибавленное, указывая на жизнь вечную и нескончаемую, указывает вместе и на то, что Езекия был прообразом Того из потомков своих, Который, по словам Ангела благовестника, воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ). Посему-то святый Афанасий Великий сей стих прямо прилагает ко Христу Богочеловеку, говоря: Бог Отец даде живот Христу, егда, воскресив Его от мертвых, в бессмертный живот преведе, в долготу дний, конца не имущую.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Проникнутый тою же мыслью, и премудрый Соломон говорит: великая вещь человек! ( Прем. 20:30 .) Если же в Ветхом Завете, подавленный грехом, чувствующий отвержение от Бога, только ожидающий искупления, человек так ясно сознавал свое высокое достоинство в ряду творений, то что же сказать о Завете Новом, где грех уже снят, где нас ради человек и нашего ради спасения сошел на землю и воплотился Сам Бог, где человечество сделалось сыном Бога ( Ин. 1:12 ; Рим. 8:14 ; Гал. 2:26 ; Евр. 12:7 ), и в лице Искупителя само как бы обожилось, так что апостол, обращаясь к христианам, прямо говорит им, что они – причастники завета небесного ( Евр. 3:1 ; Кол. 1:12 ) и даже – причастники Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ). Наконец, в полноте даров Св. Духа дается завершение и венец человеческому достоинству; отныне жизнь человечества процвела и украсилась особенною силою, высшею и благодатною, и воистину началась для него благоухающая духовная весна, что зазеленела от могучей, внутренней живительной силы христианства и украсилась цветами веры и любви, подобно этой, всюду видимой ныне, весенней зеленой траве, зеленым деревьям и весенним благоухающим цветам. В чем полагаем мы это величие внутреннее? Мы так привыкли слышать на этот вопрос затверженный ответ: конечно, в человеческом разуме... И действительно, бывают умы талантливые и гениальные, одаренные необыкновенной силой и остротой мысли, обладающие самыми разнообразными и богатыми сведениями, – умы, которые пролагают новые пути в науке, делают в ней открытия, распространяют ее пределы. Смотря на редкого счастливца, обладателя таких достоинств, мы говорим в восхищении: великий мыслитель, великий ученый, великий ум, великий человек! Новое время, как принято называть его в научной истории, начавшееся с успехов человеческого разума, выразившихся в целом ряде открытий и изобретений (XVI-XIX вв.), отличается характерной чертой благоговейного, чуть не богоподобного поклонения этому величию ума человеческого. Часто дарования ума ставятся единственным мерилом достоинства человека, и ради этих дарований все прочее ему прощается, и название: «умный человек”, по общепринятому смыслу и какому-то тайному общему соглашению, считается лучшей и незаменимой похвалой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Когда же сотворил Бог ангелов? На этот вопрос встречаем ответ святого Григория Богослова , который говорит так: «Бог измышляет прежде всего ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое исполнилось словом и совершено духом.... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир вещественный и видимый, и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними». 48 Из этого рассуждения видно, что состав неба и земли считался святыми отцами сотворенным после ангелов. О времени же творения ангелов блаженной Иероним рассуждает так: «Нашему миру не исполнилось еще и шести тысяч лет (разумеется, до того времени, когда жил блаженный Иероним ), а сколько должно полагать и до него протекло вечностей, сколько времен, сколько неиссчетных веков, в продолжении которых ангелы, престолы власти и прочие силы служили Господу и существовали по воле Его без всякого измерения и перемены времен». 49 Вот как рассуждали древние учители святые церкви о происхождении ангельского духовного невидимого мира, и это рассуждение имело основанием священное писание, которое выражает, что творение мира духовного, ангельского, действительно предшествовало творению мира вещественного. «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим еси ангелы мои», так вещал Бог ко Иову ( Иов.38:7 ). Таким образом оказывается, что ангелов и неба нельзя смешивать между собою, ибо первые в творении предшествовали последнему. Предоставляя творению мира духовного, ангельского, подобающее ему первенство, богословы, сделавши вывод, что под именем неба сотворил Бог ангелов, заключили, что под именем земли сотворено все мировое вещество. А потому в богословии говорится, что «поэтому под землею надобно понимать не одну собственно землю, а и вообще вещество, из которого потом в продолжении шести дней Бог образовал мир вещественный». 50 Но такое мнение не может считаться правильным. Священный бытописатель, сказавши о сотворении земли, тотчас же определяет её первобытное состояние, какое она имела до явления света; он говорит, что земля была невидима и не устроена, или безводна и пуста ( Быт.1:2 ), покрыта тьмой ( Быт.1:3 ) и водою ( Быт.1:4 ). А из этого никак не следует, чтобы земля была ворсе не сформирована, а тем более, чтобы она представляла собой, всю мировую материю, какую сотворил и распространил Бог в основу всего видимого мира, занимающего теперь неизмеримо обширное пространство. Да при том же мир сотворен не из земли, как полагают современные нам богословы, а из газообразного вещества, не имевшего вида или образа. «Всесильную рука Твоя сотвори мир от безобразного вещества» ( Прем.11:18 ). Из этого же вещества, от воды и водою, как будет подробно пояснено ниже, образована и земля. Священное писание, словами святого апостола Петра, повествует: «Таится бо им сие хотящим, яко небеса быша сперва, и земля от воды и водою составлена Божиим словом» ( 2Пет.3:5 ). Таким образом оказывается, что и в определении сущности земли богословские выводы тоже неправильны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Большинство иудеев верили, что десять из двенадцати израильских племен затерялись на столетия и что они будут восстановлены только в конце времен. Но они, однако, должны были где-то существовать, поэтому вступительные слова Иакова могут звучать так: «Всем моим братьям и сестрам, рассеянным по всему миру». Евреи «диаспоры», или «рассеяния», проживали не только в Римской империи, но и в Парфии, и Иаков, возможно, познакомился с иудеями из многих мест, которые могли в качестве паломников посещать Иерусалим по праздникам. Некоторые комментаторы считают, что он имеет в виду символическое обозначение всех христиан как духовных израильтян – по аналогии с 1Пет. 1:1 , но, учитывая контекст послания, Иаков, вероятно, все же обращается конкретно к христианам из иудеев. 1:2 . В данном послании рассматривается вопрос, который особо его волнует: бедность и притеснения бедных богатыми (1:9–11; 5:1–6; ср.: 2:5,6). 1:3,4. В иудейской традиции постоянно подчеркивалась необходимость стойко переносить все испытания и особое радостное чувство приобщения к Богу в процессе испытаний через веру в верховенство Бога. (Философы-стоики также акцентировали внимание на умении довольствоваться имеющимся, даже в страданиях, считая, что каждый может владеть собой в бедственной ситуации, но не может контролировать богиню судьбы.) Такие обращения к своим читателям, как «друзья», «возлюбленные», «братья», были характерны для нравственных наставлений в древности; обращение «братья» использовалось как по отношению к землякам, соотечественникам, так и к собратьям по вере. Здесь применяется особый риторический прием, известный под названием «цепочка», «лестница» или «каскад», когда одно понятие следует за другим, образуя ряд из нескольких элементов (как здесь; см. также: 1:14,15; Рим. 5:3–5 ; 2Пет. 1:5–7 ). Перечень пороков и добродетелей тоже может быть своего рода литературным приемом. 1:5 . В иудейской литературе мудрости часто подчеркивалась необходимость стойко переносить испытания, а также давались практические советы по этому поводу. Первый ветхозаветный пример на эту тему – просить у Бога мудрости (ср.: 4:2,3) – встречается в 3Цар. 3и 9 (ср. также в апокри-фах, Прем. 8:21; 9:5 ; Сир. 51:13,14 ), а Бог считался вечным источником мудрости (напр.: Прит. 2:6 ). В иудейской традиции обвинения или обличения в обычных условиях считались грубостью, хотя обличения воспринимались с почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Справедливость Бога не может быть оценена, поскольку никто не владеет достаточной информацией о том, что Он принимает во внимание. Но люди могут верить, что Он справедлив, потому что убеждены в Его мудрости. 4:12–5:27 Первая речь Елифаза 4:9. От дуновения Божия погибают. Здесь под «дуновением Божьим» подразумевается ветер пустыни, который иссушает растительность (Ос. 13и Ис. 40:7 ). Обычно это выражение используется при описании животворной деятельности Бога (см.: Быт. 2:7 ). 4:13–15. Дух прошел надо мною. Тема наведения на человека глубокого сна с последующими видениями часто повторяется в Писании. Например, Бог навеял сон на Авраама во время заключения завета ( Быт. 15:12–21 ). Этот мотив встречается и в мифологии Месопотамии. Финикийский бог Дагон часто обращался к своим почитателям в храме через сны. Люди, желавшие получить видение, оставались в храме на ночь. В эпосе о Гильгамеше легкий ветер, зефир, навевает сон и дает видения. В Месопотамии богом сна считался Закику, и его имя происходит от слова, которое обозначает дух. Этот дух, или легкое дуновение, проходит через дверные щели по ночам. Подобные представления отражены также в «Илиаде» и «Одиссее». 4:18. В ангелах усматривает недостатки. Во 2 Пет. также упоминается наказание согрешивших ангелов, однако в Ветхом Завете этот эпизод не получил подробного освещения. В угаритских мифах говорится о непослушных богам слугах (особенно о служанках, прислуживающих богам). Трудность состоит в том, что слово, переведенное здесь как «недостатки», больше нигде в Ветхом Завете не встречается и значение его не совсем понятно. 4:19. Храмины из брения. Слово «храмина» используется как иносказание для обозначения тела в апокрифической книге Прем. 9:15 , во 2Кор.5иво 2Пет. 1:14 , но мысль о духе, обитающем в теле, встречается в Ветхом Завете только здесь. Глина (брение) и прах символизируют слабость человеческого тела и его преходящую, смертную природу. 5:1. Святые. Понятие, обозначающее Божьих слуг, или ангелов, неоднократно встречается в Писании ( Ос. 11:12 ; Зах. 14:5 ; Дан. 4:10,14,20 ; 7и Пс. 88:8 ). Они святы, потому что близки к Богу, а не по природе. 6:1–7:21 Первая речь Иова 6:2. На весах мучения и нищета. Весы использовались торговцами для взвешивания товаров. Иов желает, чтобы его страдания были взвешены, но даже морской песок, который символизирует неисчислимое множество, представляется ему слишком легким противовесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010