Втор.7:25–26 . «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое». Объясн. Здесь, как и во всех подобных местах, говорится о кумирах и богах языческих, и к святым иконам слова этого места не могут относиться, тем более что благоговейное внесение святых икон в дом сопровождалось благословением Божиим ещё и в ветхом завете: 2Цар.6:11–12 ; ср. Чис.21:8 , а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных через святые иконы (Чит. Историю Церкви). 4Цар.17:33:41 . «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их... Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их». Объясн. Самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествования «истуканов», т.е. ложных богов и ложных изображений; православные же христиане поклоняются Господу и чествуют истинные изображения Господа. Богопоклонение православное и самарянское такое же имеет сходство, как, например, богопоклонение Соломона во дни юности его, за которое он был удостоен особых милостей Божиих: 3Цар.6:23–35:9:13 , и богопоклонение во дни его старости, за которое Соломон навлёк на себя гнев Божий: 3Цар.11:4–11 . Православные христиане за поклонение Богу чрез посредство священных изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес, описанных в истории Церкви. 4Цар.18:4 . «Он (царь Езекия) отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». Объясн. Истребление медного змея сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более что змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 , и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке Ковчега: Исх.30:8 . Из слов этого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т.е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура: ср. Ин.3:14 ; Прем.16:7 . Наконец, для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем какой существовал и практиковался в Ветхом Завете, в котором по закону обязательно было истреблять каждую женщину-прелюбодейку, и их действительно убивали: Втор.22:22 , но так ли в Новом Завете поступил Господь с женщиной, приведённой фарисеями? – Ин.8:3:11 . Равным образом, когда некоторые еретики извращают Писания: 2Пет.3:16 , то неужели нужно истреблять Священное Писание для того, чтобы поправить зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким образом, душа человека есть начало самосознательное или личное и разумно-свободное. Способность человека к разумно-свободной жизни, проистекающей из его самосознающего духа, – свойство, неизмеримо возвышающее и существенно (а не количественно) отличающее душу человека от души животных. Слово Божие, усвояя животным душу (nephesch, ψυχ), равно и простейшие душевно-телесные состояния (напр. боль и страдание – Рим.8:22 , страх – Иов.36:33 , благодарность – Ис.1:3 и т. п.), однако нигде не только не усвояет им способности к разумно свободной жизни, но и прямо отрицает бытие в них разума, называя их бессловесными ( Иуд. 10 ст., 2Пет.2:12 и др.), свободы ( Пс.31:9 ), способности к разумной жизни ( Пс.72:22 ). В Писании и человек, забывший и неведающий Бога, уподобляется бессмысленному скоту ( Пс.48:13 ). 219 Бессмертие души. – Душа человека бессмертна. Она создана способною жить не только в теле, но продолжать сознательное и самостоятельное бытие и по расторжении с ним своей связи, т. е. по смерти тела. Свойство бессмертия усвояется душе как в ветхом, так и в новом завете. В ветхом завете учению о бессмертии души не дано полного раскрытая, но совершенно ложно утверждение, будто в ветхом завете, по крайней мере в древнейшие времена, не было этого учения 220 . Глубочайшее основание бессмертия души заключается, по ветхозаветному учению, в богосозданности человека по образу Божию. Душа человека – дыхание уст Божиих и в своей духовной природе человек носит образ и подобие своего Творца. Но как вечен Первообраз, так и в существе, созданном по Его образу и подобию, отпечатлелась черта бессмертия. Бог, говорит Премудрый, создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего ( Прем.2:23 ). Поэтому и смерть, по определению суда Божия над согрешившими прародителями, должна простираться только на тело человека (прах ты и в прах возвратишься) и не простирается на дыхание уст Божиих – душу человека, запечатленную образом Божиим (Бьлт.3:17–19; сн. Еккл.12:7 ). На этом основании учение о бессмертии души было возвещаемо и исповедуемо во все периоды ветхозаветного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

5. Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников, часто зависят от людей, от их несправедливости или пристрастия, – от их свободной воли. Но Бог, как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. Потому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: поминайте слово, еже Азе рех вам: несть раб болие Господа своего; аще Мене изгнаша, и вас изженут ( Ин. 15 : 20 ), и Апостол предсказал: вси хотящи благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ). 6. Настоящая жизнь есть только время подвигов, как для праведников, так и для грешников, а воздаяние должно быть уже по окончании подвигов. Оно и будет, это праведнейшее воздаяние, в жизни другой, загробной, где праведники просветятся, яко солнце в царствии Отца их ( Мф. 13 : 43 ), а грешники предадутся во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25 : 41 ). 7. Известно наконец, что не все праведники бедствуют на земле и не всегда; напротив, часто они наслаждаются благами жизни, и дворы праведных видимо благословляются Богом ( Прит. 3:33 ). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самых своих грехов ( Прем. 11 : 17 ), часто терпят заслуженные наказания от людей, часто клятва Господня обязательна для всех в домах нечестивых ( Прит. 3:33 ). § 70. Способы промышления Божие о человеке и переход к следующей части Способы промышления Божия о человеке многочисленны и разнообразны; но все они относятся к двум главнейшим, из которых один называется способом естественным, а другой сверхъестественным. Естественный способ промышления Божия о людях состоит в том, что Бог хранит их, содействует им в доброй деятельности и направляет их к последней цели их бытия средствами естественными, например: а) когда с небесе нам дождь дает, и времена плодоносна, и исполняет пищею и веселием сердца наша ( Деян. 14:17 ); б) когда наставляет нас на путь истины и добра через нашу совесть, как в язычниках, иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести ( Рим. 2:15 ); в) когда наказывает грешников естественным образом, чтобы их вразумить и исправить ( 1Кор. 11:32 ), или чтобы их казнью вразумить и исправить других ( 2Пет. 2:6 ); г) когда препятствует нам творить зло, удаляя случаи ко греху, как видно из примера Саула ( 1Цар. 19:11 ); д) когда устраивает обстоятельства так, что из худых действий проистекают для людей благие последствия, чему пример известен из истории Иосифа ( Быт. 50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рим.9:19 : «Ибо кто противостанет воле Его?». Иудифь.16:13 : «Воспою Господу моему песнь новую». Откр.5:9 : «И поют новую песнь...». Иудифь.16:17 : «…Господь Вседержитель отмстит им в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно». Мк.9:44,46,48 : «где червь их не умирает и огонь не угасает»; Мф.8:12 : «...там будет плач и скрежет зубов» (ср. Мф.13:42; 13:50; 22:13; 24:51; 25:30 ); 2Фес.1:9 : «…которые подвергнутся наказанию, вечной погибели…». Прем.3:7 : «Во время воздаяния им они (праведники) воссияют...». Мф.13:43 : «тогда праведники воссияют...». Прем.2:2 : «дыхание в ноздрях наших – дым... жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман». Иак.4:14 : «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Прем.2:6 : «Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью». 1Кор.15:32 : «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!». Прем.3:8 : «(Праведные) будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки» (ср. Сир.4:16 : «послушный ей (премудрости) будет судить народы…». 1Кор.6:2 : «Разве не знаете, что святые будут судить мир?»; Откр.20:4 : «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить». Прем.1:6 : «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его». 1Кор.4:5 : «Господь… осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения...»; Евр.4:12 : «…слово Божие 669 …судит помышления и намерения сердечные». Прем.1:13 : «Бог… не радуется погибели живущих». 2Пет.3:9 : «...не желая, чтобы кто погиб…». Прем.2:12 : «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона…» Мф.12:14 : «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его»; Ин.7:19 : «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону». Прем.2:13 : «объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Откр.13:11:15 . «И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон... И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Объясн. Здесь говорится об «образе» (по-славянски – иконе) зверя, т.е. говорится об изображении диавола, который пред кончиной мира будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: ст.2:6. Употреблённым здесь названием «образ», «икона» не унижается достоинство наших святых икон или образов так же, как применением к капищу языческого бога Молоха названия «скиния» не унижена та священная скиния, которая сделана была Моисеем по повелению Божию и по образу, Господом показанному: Деян.7:43 ; срав. ст.44 ( Исх.25:9 ), или как применением названия «чаша» к трапезе бесовской не унижена чаша Господня: 1Кор.10:21 . Поэтому приравнивающие образ зверя к святым образам Господа и святым Его страшно богохульствуют, ибо какая совместимость образа зверя – диавола с образом истинного Бога, Матери Божией и угодников Божиих? Отсюда со всей ясностью исполняются слова святого апостола Петра, сказавшего, что «невежды» и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания: 2Пет.3:16 . Втор.4:28 . «И будете там служить (другим) богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют». Объясн. В этом месте говорится о языческих кумирах, или идолах, которые у язычников не только назывались «богами», но и совсем признавались ими за настоящих богов: Пс.95:5 ; Прем.13:10:14:8 ; Ис.44:17 ; Дан.14:3–6 , так что и при чествовании их честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира: Прем.14:15 ; Ис.44:15:17 . Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты святых личностей: Исх.37:7 ; 3Цар.6:29 ; отсюда при правильном христианском чествовании святых икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображённому: Исх.30:6–8 ; Лев.16:2 ; Догм. 7 вселенск. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Праведный Лот, исполняя древний закон гостеприимства, предлагает двух своих дочерей, «которые не познали мужа» ( Быт. 19:8 ), но извращенцы, распаляемые мерзкой похотью, пытались изнасиловать самого Лота: «Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» ( Быт. 19:9 ). Современное западное общество, лишившееся христианских корней, пытается быть «гуманным» в отношении к гомосексуалистам, называя их нравственно нейтральным словом «сексменьшинство» (по аналогии с нацменьшинством). На самом деле это очень жестокое отношение. Если бы врач, желая быть «добреньким», внушал тяжело больному, что он здоров, только по природе не похож на других, то он мало бы отличался от убийцы. Священное Писание указывает, что Бог «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» ( 2Пет. 2:6 . Оно говорит не только об опасности потерять вечную жизнь, но и о возможности исцелится от любой, даже самой тяжкой и закоренелой духовной болезни. Апостол Павел не только сурово обличал коринфян за постыдные грехи, но и укреплял в них надежду примерами из их же среды: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 . Святые отцы указывают, что центр тяжести всех страстей (включая плотские) находится в области человеческого духа – в его поврежденности. Страсти являются результатом удаления человека от Бога и проистекающей от этого греховной развращенности. Поэтому исходной точкой исцеления должна быть решимость навсегда «покинуть Содом». Когда ангелы выводили семью Лота из этого города гнусного разврата, один из них сказал: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад» ( Быт. 19:17 . В этих словах было нравственное испытание. Прощальный взгляд на развращенный город, которому уже был вынесен Божий приговор, свидетельствовал бы о сочувствии к нему. Жена Лота оглянулась, потому что душою не рассталась с Содомом. Подтверждение этой мысли мы находим в книге премудрости Соломона. Говоря о премудрости, автор пишет: «Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб ( Прем. 10:6–7 ). Жена Лота названа неверной душой. Господь наш Иисус Христос предупреждает своих учеников: «В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех… Вспоминайте жену Лотову» ( Лк. 17:29–32 ). Не только тем, кто своим опытом заглянул в бездну, но и всем оправдывающим этот порок, нужно постоянно помнить жену Лотову. Путь к реальному падению начинается с морального оправдания греха. Нужно ужаснуться вечного огня, и тогда лживыми покажутся все либеральные речи о «праве» на то, о чем Господь устами священных писателей сказал: «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» ( Прит. 3: 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так один растрачивает на то свое богатство, как евангельский блудный сын, подобно бурному потоку стремясь и ныне и завтра туда, где находит возможным удовлетворить требованию своего чрева, по слову апостола, возвращаясь, как пес, на свою блевотину, или, как вымытая свинья, снова валяясь в грязи ( 2Пет.2:22 ); другой пропивает свой потовый труд, не раздумываясь, что будет завтра, и будет ли он иметь возможность к приобретению, нисколько не думая, быть может, о вопиющих нуждах, окружающих его. Для него имеет значение его жажда к удовлетворению своему чреву в пресыщении. Вот его главная задача: будем наслаждаться настоящими благами, и спешим пользоваться миром, как юностию. Преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни ( Прем.2:6:7 ). Пристрастие к пьянству порождает в человеке безотчетную решимость (или, как в просторечии говорится, бесшабашность), нечто самохвальное, задорное – непременно удовлетворить своему желанию, хотя бы это связывалось с крайним ущербом. Тогда самый труд лишается своего значения, служит не к созиданию дома, а к разорению. Утомляясь от труда, он лишает себя возможности дать себе отдых, чтобы с возобновленными силами наутро начать новые труды и работы и быть благоуспешным в них. Мало того, такой человек лишается доверия лиц, которые дают ему возможность к труду и возможному благоустроению. Св. апостол говорит: трудивыйся да яст; а предавшийся пьянству, убивающий время, которого дни бывают лукавы, мотающий свое достояние, лишается и возможности пропитания, представляя собою жалкую картину: в лохмотьях, разорванной обуви, почти босой, он бродит с дрожащей головой, трясущимися руками и подбитыми глазами. Вот опытно-жизненный совет Премудрого: не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися вином, между пресыщающимися мясом, потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище ( Притч.23:20:21 ), – кто любит веселье, обеднеет, и кто любит вино и тук, не разбогатеет ( Притч.21:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Когда художник измышляет план и устройство какого-нибудь художественного произведения, – мысль его приходит в более или менее тягостную напряженность. Как внутреннее раскрытие мысли в уме художника, так особенно осуществление ее в самом произведении совершается постепенно, не без трудов и усилий, не без борьбы и внутреннего утомления. Только разве дитя в таком же виде может представлять себе творческую деятельность Домостроителя мира. В существе всесовершеннейшем невозможно никакое постепенное раскрытие идеи. Творческая мысль о мире не постепенно раскрывалась и уяснялась, как мысль ума человеческого, но от вечности существовала в уме Божественном в своем полном раскрытии; от вечности содержались в уме Творческом образы и самых великих и самых малых вещей в их полном очертании. Творец осуществлял Свою мысль единым словом, по разумению Отцов, одним мановением воли. «Все величие видимого, – как говорит Василий Великий , – привел в бытие одним мановением воли. Когда приписываем Богу глас, речь и повеление, – хотим в виде повеления изобразить самое мановение в воле» 80 . И малые вещи заключались в плане Мироздателя; а иначе, они не были бы сотворены. «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ). «Мала и велика Сей сотвори, подобне же проразумевает о всех» ( Прем.6:7 ). И будто мысль о них недостойна Творца? Только грубый разум определяет достоинство вещей по их массивности и величине. И в делах рук человеческих – в иной малой вещи гораздо больше искусства, устройство и соразмерение ее частей – несравненно труднее, чем устройство большой. В планах и предначертаниях человеческих недосмотр и малостей обличает недостаток строителя; опущение из вида так называемых мелочей отнимает немало достоинства у целого и часто совершенно его портит. Великий ум обнаруживает свою силу и в малом и в великом, в совершенной полноте и законченности своих произведений. И что такое – вещь малая или вещь великая в очах Божиих, когда перед Господом «и тысяча лет яко день един» ( 2Пет.3:8 ), и весь мир перед Ним, «яко капля росы утренния, сходящия на землю» ( Прем.11:23 ), «и вси языцы яко ничтоже суть» ( Ис.40:17 )? Кичливому разуму представляется делом ничтожным измышление формы для каждого цветка, хотя человек не совершенно огрубелый не может не изумляться перед разнообразием, красотою и мудрым устроением царства растительного; а иное растение своею целительною или иною благодетельною силою, своим применением к известным нуждам и потребностям являет в себе дивное дело Премудрости многопопечительной и любвеобильной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Современное западное общество, лишившееся христианских корней, пытается быть «гуманным» в отношении к гомосексуалистам, называя их нравственно нейтральным словом «сексменьшинство» (по аналогии с нацменьшинством). На самом деле это очень жестокое отношение. Если бы врач, желая быть «добреньким», внушал тяжело больному, что он здоров, только по природе не похож на других, то он мало бы отличался от убийцы. Священное Писание указывает, что Бог «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» ( 2Пет.2:6 ). Оно говорит не только об опасности потерять вечную жизнь, но и о возможности исцелится от любой, даже самой тяжкой и закоренелой духовной болезни. Апостол Павел не только сурово обличал коринфян за постыдные грехи, но и укреплял в них надежду примерами из их же среды: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Святые отцы указывают, что центр тяжести всех страстей (включая плотские) находится в области человеческого духа – в его поврежденности. Страсти являются результатом удаления человека от Бога и проистекающей от этого греховной развращенности. Поэтому исходной точкой исцеления должна быть решимость навсегда «покинуть Содом». Когда ангелы выводили семью Лота из этого города гнусного разврата, один из них сказал: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад» ( Быт.19:17 ). В этих словах было нравственное испытание. Прощальный взгляд на развращенный город, которому уже был вынесен Божий приговор, свидетельствовал бы о сочувствии к нему. Жена Лота оглянулась, потому что душою не рассталась с Содомом. Подтверждение этой мысли мы находим в книге премудрости Соломона. Говоря о премудрости, автор пишет: «Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб ( Прем.10:6–7 ). Жена Лота названа неверной душой. Господь наш Иисус Христос предупреждает своих учеников: «В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех… Вспоминайте жену Лотову» ( Лк.17:29,32 ). Не только тем, кто своим опытом заглянул в бездну, но и всем оправдывающим этот порок, нужно постоянно помнить жену Лотову. Путь к реальному падению начинается с морального оправдания греха. Нужно ужаснуться вечного огня, и тогда лживыми покажутся все либеральные речи о «праве» на то, о чем Господь устами священных писателей сказал: «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» ( Прит.3:32 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnaya-c...

Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом) ( Втор. 29:23 ; Ос. 11:8 ), то, основываясь на данных самого текста ( «дождем серу и огонь... с неба»), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели ( Втор. 29:23 ; Иер. 49:18, 50:40 ; 2Пет. 2:6 ), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим ( Быт. 14:10 ); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли. Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины Сиддим и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины ( Втор. 3:17 ), или Соленым морем ( Быт. 14:3 ; Чис. 34:3 ); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами. Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения. Жена Лотова обращается в соляной столб Быт.19:26 . Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов ( Быт. 19:17 ), служившее выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует автор кн. Премудрости Соломона ( Прем. 10:7–8 ) и сам Господь наш Иисус Христос ( Лк. 17:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010