Как жизнь, Он постоянно изменяется, но в изменении Своем остается вечно неизмененным и Самим Собою. Он проявляется неисчисленными образами, и Именам Его нет конца, и во всех проявлениях Своих, все тот же Единосущный, нераздельный, Сущий Бог наш, и все Имена Его одно значат, и суть единое Да.... «Не согласуемся с учением греко-российской церкви о трех лицах в Божестве (сознаются молокане). Бог один и неразделен. Свое нелепое (!) учение греко-российская церковь основывает, преимущественно, на словах, сказанных Божественным Спасителем Его ученикам: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». ( Мф. 28:19 ). Мы же понимаем это место Священного Писания так, что Иисус повелел Своим ученикам научить все народы истинному Богопознанию и указать им Бога, во всем существующего и в Себе Самом пребывающего, «да будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ), а потому, название Отец, Сын, Дух Святый суть не более, как названия Бога различные только по той области, в которой мы Его созерцаем, а созерцать Его Единого мы можем, по-преимуществу, 1) как Творца неба и Земли, 2) как Жизнь, и душу мира и 3) как Истинного Духа, каким Он открывается нам в нашей вере к Нему, ибо истинное понятие о Боге есть понятие о Нем, как о Духе ( Ин. 4:23–24 ), ибо в Духе Бог является, как Единый и Нераздельный. Вот истинное значение слов Спасителя, ибо такие телесные понятия, как Отец и Сын, к Богу можно прилагать только образно». «Бог есть Творец мира (продолжают молокане). Он сотворил его в шесть дней; но только для нас сотворение мира есть шестидневное, только мы видим все во времени, Бог же есть больший времени ( 2Пет. 3:8 ) и потому Он не только когда-то сотворил мир, но Он есть и его непостоянный (?) и неустанный (?) творец ( Еккл. 3:1–2 ), ибо Бог вечен и неизменен ( Прем. 3:8 ), и нет для Него прошлого и будущего, а только настоящее. Он творит (?) мир по бесконечной благости Своей, ибо Он Любовь и Он возлюбил мир ( Ин. 4:8 ). Бог есть Дух, и потому Ему не нужно материала для построения мира; Он создает его, различаясь Сам от Себя: мир от Бога ( Евр. 1:10 ), – он есть слово Божие ( Пс. 32:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати , которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда ( 1Кор.15:23–26 864 ), и будущее вечное Царство славы ( Лк.1:33 ; 2Пет.1:11 ; Откр.3:21 ), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное ( Мф.5:3, 19, 6:20 ; Лк.12:33; 18:22 ), исполненное не земных. а небесных благ. Стих 4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мф.19:28 ) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы. «Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст , – не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь». 865 Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу ( Ин.5:22 ; Мф.25:31 ), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14–15; Μф. 12:41–42). Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. Откр.13:14–16 ). Они ожили (ζησαν от ζω – жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. 13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, 14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. 15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. 12–15. Связь речи такова: чтобы вы могли и сумели достигнуть сей (указанной в предшествующих стихах) цели, я не перестану напоминать вам о сем, тем более что кончина моя близко. В этих словах (ст. 12–14), по-видимому, указывается и сущность, и цель послания. Цель эта – не догматическое учение и не опровержение лжеучения лжеучителей, главным образом, но утверждение и укрепление в добродетельной жизни и добрых нравах, две же предшествующие цели – более побочные, хотя имеют весьма важное значение в послании. Главное средство к таковому утверждению и укреплению есть живое познание Бога и Христа ( 2Пет. 1:2 ; 1Ин. 2:3–4 ). – Никогда не перестану: усиленное выражение заботливости апостола о том, чтобы напоминать его духовным чадам о том, что составляет его главную заботу о них. – Знаете, и утверждены: истина вам уже проповедана ( 1Пет. 1:12 ), и вы ее приняли и убеждены в ней, именно – настоящая истина, подлинная и точная, не такая, какую проповедуют лжеучители, нередко увлекая неопытных и неискусных в дознании настоящей истины. – В сей телесной храмине, или палатке: так называется тело, как жилище души, – образ, употребляемый, кроме рассматриваемого места, у апостола Павла ( 2Кор. 5:1 ) и в Ветхом Завете ( Ис. 38:12 ; Прем. 9:15 ). Представляется, что душа при жизни настоящей живет в теле, как человек в жилище, или доме, или палатке, а при смерти как бы выходит из этого жилища, отходя в другой мир. Этим образным выражением означается бессмертие души человеческой при смертности тела, кратковременность пребывания ее в теле и легкость ее отхода из этой жизни. Особенно силен образ палатки, а не дома, который обыкновенно более прочен и в котором долго можно жить; палатка – подвижное жилище, снял, разобрал – и нет ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

32. Премудрость Божия, изложивши так в общих чертах речь свою и к проповедникам слова и к званным на таинственную её трапезу, напоминает тот час и о наградах им, говоря: потому что таким образом умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни ( Притч. 4:11 ). Таким образом, то есть со всем вниманием полагая страх Господень в начало мудрости, ища разумения и ведением божественным усовершая понимание меня (потому что это дарует совет святых, сущее понимание некое дивное, впечатлевающее в благих мыслях и душах законы Божии, пишемые на плотяных скрижалях сердца не чернилами, а благодатию ( 2Кор. 3:3 ), – таким образом ты, стремящийся к успеху, проживешь много времени, и будешь у меня самым счастливым, и прибавится тебе годов жизни. Под множеством времени с прибавкою жизни разумеет действительно блаженное оное и бесконечное время, заключающее в себе, так сказать, множество и всякую такую прибавку, и множество превыше всякого мысленного представления, и прибавку превосходнее всякой воображаемой; под жизнию – ту блаженную и действительную, о которой без сомнения и Христос в последствии сказал: Я пришел для того, чтоб имели жизнь, и имели с избытком ( Ин. 10:10 ). Или: в будущем веке, говорит, станешь жить в свою очередь многое и нескончаемое время, по сказанному то есть; но и в теперешней жизни прибавятся тебе годы жизни. Ибо. так как, по выражению той же книги Притчей, лета нечестивых сократятся, а страх Господень прибавляет дней ( Притч. 10:27 ), то и здесь, говорит, тебе, усердному ученику прибавится годов жизни. Если угодно, разумеются годы чувственные и обнаруживающиеся, потому что и ими иногда еще здесь награждает благодать, конечно, на общую пользу человеков; а если нет, пусть это лучше будут годы и дни, которые мысленное Солнце правды ( Мал. 4:2 ) сверхестественно соделывает в святых душах праведников ( 2Пет. 1:19 ), прилагая знание неизреченное. О них, кажется мне, и вдохновенный Давид сказал негде: кто есть человек, хотящий жизни, любящий наслаждение днями добрыми ( Пс. 33:13 )? Да и сам этот мудрец, опять, говорит: не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется. Ибо мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь возраст старости. Достигши совершенства в короткое время, он сполнил долгие лета ( Прем. 4:8, 9, 13 ). А это то же самое, что – прибавится тебе годов жизни. Слово третье

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Но только назад, а вперед – извини! Вот грянет гроза и накажет усталость, – Торгующий правдой, вот плата – прими! А кто материнством торгует беспечно, Святую любовь променял на гроши И Деву Марию отверг скоротечно, Такой поживи... умирать не спеши!.. Да, к нашему большому горю «провал памяти» теперь бывает часто, часто. И самая очевидная истина забывается разом, если предлагается какой-нибудь расчет. Можно забыть родную мать свою, можно забыть и отвергнуть Матерь Божию, но с таким извращенным «правосудием» далеко человек не пойдет! Он будет, бедный, топтаться на одном «проклятом» месте, пока это место не провалится и открывшаяся бездна не поглотит свою жертву... «Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Васорова, который возлюбил мзду неправедную... Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад»... ( 2Пет. 2: 15–21 ). е) Грабеж Пирамиды «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» ( Прем. 1: 12 ). В безбрежной пустыне, освещенной ярким Солнцем, ехали два всадника. Сидя на небольших конях, они ехали и разговаривали. Вид их не был похож на местных жителей – египтян. Они скорее были европейцы. Разговор их касался каких-то тайных сокровищ, которые сокрыты в этой пустыне. И если прислушаться внимательно, то вы услышите часто повторяемое ими имя Хеопса. Может быть, они какие-нибудь дальние родственники знаменитого египетского фараона Хеопса, золотая гробница которого стоит, замурованная в пирамиде, вот уже более трех тысяч лет? А может быть, это какие-нибудь исследователи древних памятников культуры, получившие задание изучить и обследовать знаменитости и чудеса древней египетской техники и потом сообщить обо всем этом в прессе? Гадать можно сколько угодно, однако заметно, что путники эти не простые люди, и намерения их покрыты глубокой зловещей тайной. Вот они проехали на своих конях еще несколько километров и вдруг остановились. Сойдя с коней, они прилегли на горячий сыпучий песок и развернули карту...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

44. Ин. 8:44 . Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. 1Ин. 3:7 д.; Ин. 8:40 ; Прем. 2:24 ; Быт. 3:4 ; Иуд. 6:2 ; 2Пет. 2:4 ; 3Цар. 22:22 . 45. Ин. 8:45 . А как Я истину говорю, то не верите Мне. Ин. 8:40 ; Рим. 1:18 . Ваш отец диавол: после отрицания сыновства иудеев Аврааму и Богу, Господь прямо и положительно уже указывает, чьи они дети и кто их отец. Вы, говорит Христос, которые дерзаете считать себя детьми Бога, на самом деле по своим нравственным расположениям, стремлениям и качествам дети врага Бога и добра – дьявола; вы действуете так, как он, подражаете ему и, следовательно, можете быть названы детьми его (ср. 1Ин. 3:8, 12 ; Деян. 13:10 ). Диавол: см. прим. к Мф. 4 и парал. Хотите исполнять похоти отца вашего: слово хотите указывает, что они добровольно поступают так, вследствие сознательного извращения своей воли; исполнять похоти – быть орудиями исполнения того, чего он захочет, к чему он направит их (в чём состоят эти похоти, указывается далее). Поэтому-то, что они сознательно и добровольно делают то, чего захочет враг всякого добра и истины – дьявол , они и суть в нравственном смысле дети дьявола. Главнейшие характеристические черты дьявола, выражающиеся в похотях его, суть человекоубийство и ложь – те самые похоти или стремления, которые обнаруживали иудеи в отношении к Иисусу Христу, ища убить Его и отвергая истину Его учения. – Он был человекоубийца от начала: т. е. от начала человеческого рода, с какового времени только он мог быть человекоубийцею, а не от начала своего бытия. Человекоубийство его от начала проявилось в том, что он самых первых людей – прародителей всего рода человеческого обольщением ввёл в грех, следствием которого явилась в мире смерть ( Рим. 5:12 ), смерть не только духовная, как отчуждение духа человеческого от Бога, но и телесная. – И не устоял в истине: греческое слово – не устоял означает не только действие прошедшее, но вместе и продолжающееся, не только – не устоял, но и теперь не стоит и никогда не стоял с тех пор, как раз не устоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

все, что есть на земле, лишится жизни. Так как вся земля растлилась и наполнилась беззакониями живущих на ней, то гибнут на ней все виновники ее осквернения, во главе с первыми и главными из среды их – людьми. Однако, нельзя считать этот всемирный потоп чем-либо вроде личной мести со стороны Бога человеку: нет, он являлся необходимым следствием духовной смерти первобытного, нравственно выродившегося человечества. Человечество это было исключительной «плотью», как бы навсегда утратившей душу и представлявшей разлагавшийся труп, дальнейшее сохранение которого было бы не только бесполезно, но и положительно вредно для духовно-нравственной атмосферы мира. И вот, первый мир гибнет в волнах потопа, чтобы омыть лежащую на нем скверну и начать жить на новых (возрожденных) началах. Быт.6:18 . Но с тобою Я поставлю завет Мой, Союз Бога с человеком здесь впервые назван своим специальным термином «завет» (берит). Подтверждая существование того завета, который был заключен Богом еще в первообетовании о семени жены ( Быт. 3:15 ), Господь тем самым ясно свидетельствует, что хотя Он и уничтожает почти все человечество, но не разоряет Своих вечных заветов ( Сир. 17:10 ); погибнет только злое семя змия, семя же жены в лице Ноя будет торжествовать свою победу ( Прем. 10:4 ). и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Вот полный перечень всех членов Ноевой семьи, которые одни только и спаслись от потопа, как подтверждает это и Апостол Петр в двух своих посланиях ( 1Пет. 3:20 ; 2Пет. 3:6 ). Быт.6:19–20 . Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Для сохранения и последующего возрождения также животной жизни, Бог повелевает Ною взять с собою в ковчег по одной паре каждого из главных родов их. Основываясь на словах 20 стиха, можно думать, что животные эти, гонимые инстинктом ввиду надвигавшейся грозы потопа, сами подходили к ковчегу и искали в нем спасения, что значительно облегчало задачу Ноя. Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража, мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа не было еще настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос воскрес в теле нетленном, духообразном. Подобными телами облекутся и все воскресшие. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). Вместе с телом Христос принес в жертву Свою пречистую Кровь, «омывающую нас от грехов» (см. Откр. 1, 5 ), «очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» (см. Евр. 9, 14 ). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, – и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровью Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби (см. Откр. 7, 13–16 ). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи (см.: 2Пет. 2, 22 ), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению. Принесши в жертву Богу Отцу Тело и Кровь Свою, Христос, «возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23, 46 ). «И, преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19, 30 ). «Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем. 3, 1 ). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут (см. Мф. 10, 28 ). Душа праведника, отрешившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражии не долетят до нее, – она превыше всего земного. Для ветхозаветных верующих этой областью служила так называемая долина смертной тени, где обитали все отошедшие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Что касается до ближайшего общения c Богом, то оно будет состоять не только в нравственном единении с Ним, посредством живейшей и пламеннейшей любви, но и в причастии, по слову св. апостола Петра, Божеского естества ( 2Пет. 1, 4 ), причащаясь которого сначала здесь в святейшем таинстве Евхаристии праведники будут еще истее причащаться в невечернем дне царствия Божия, так что, как говорит св. апостол Павел, будет Бог все во всем ( 1Кор.15, 28 ). Он будет, по выражению св. Иоанна Богослова, и светом для праведников, просвещающим их, и древом животным, питающим их своими плодами, и напоящим их источником воды животной ( Апок. 21, 6; 22, 5 ). Такое неизреченное и непостижимое теперь для нас теснейшее общение с Богом составляет высочайшее благо из всех, какие уготованы праведникам бесконечной любовью Спасителя нашего и которыми они будут наслаждаться в блаженном царстве славы. «Какая будет слава, какая радость, – восклицает св. Киприан, – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом..., вкушать радость спасения и вечного света!..». 132 В постоянном общении с Богом и лицезрении Его праведники найдут обильный и неиссякаемый источник для внутреннего блаженства. Внутреннее блаженство они будут находить в сознании и ощущении в себе высокого совершенства и согласия как духовных, так и телесных сил. По внутреннему устроению существа своего, праведники будут иметь совершенный ум, совершенную волю и совершенные чувства; в замечательном соответствии совершенства с ними будут находиться и телесные отправления. И таким образом, они достигнут совершенного восстановления в себе образа и подобия Божия, которые имел человек в себе при создании его Богом ( Быт. 1, 26–27 ; Прем. 2, 23 ). Совершенство умственных сил в будущей жизни апостол Павел выражает самыми разительными чертами. Он говорит, что сейчас мы отчасти знаем...; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор. 13, 9–10; 13, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010