Ответ. Церковь странствующая и Церковь торжествующая, которые различны по формам бытия своих членов, но не изолированы друг от друга полностью, составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. По словам Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. Ап. Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Поскольку все истинно верующие, как живые, так и умершие, составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр.3:12 сказано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего», т. е. святые суть столпы Церкви. Находясь на Небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые это, прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что «Любовь никогда не перестает, – говорит ап. Павел, – хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 ). Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и нижников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. Во 2 Мак описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: «...видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский» ( 2Мак.15:12 ). Ония обращается к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: «...это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что Церковь сия приняла от предания Апостольского, то доказывает во-первых, общее в сем согласие всех Христиан. Ибо все, кроме некоторых новомудрцев, даже и те самые, которые, отделились от Церкви, составили особые секты, не престают сего делать: во-вторых, друг другопреемственное свидетельство древних святых Отцев (Смот. сл. Дамас. о усоп.). А что Богодухновенные Апостолы не только письменно, но и устно многое предали верным, завещевая им то соблюдать, о сем свидетельствует всеблаженнейший Павел, говоря так: «темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Имеем мы и древнюю историю о Маккавеях, подтверждающую сию истину, которую приемлют не только все Христиане, но и Евреи. В ней мы читаем, что Иуда Маккавей, собрав две тысячи драхм сребра, послал их в Иерусалим для того, чтобы там принести жертву за грехи умерших на брани. «И сотворив», говорит священная История, «от мужей собрание утварей, яко две тысящи драхм сребра, посла во Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву» ( 2Мак.12:43 ). Священный Историк, сказав сие и похвалив таковое дело, далее говорит: «отонуду же за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся» ( 2Мак.12:45 ). Все убо мы право правящие слово истины, да содержим, храним и творим поминовения о умерших во благочестии, яко дело Апостолами преданное, и всею православною Церковию издревле сохраняемое, яко доказательство любви нашей к ближнему, яко дело угодное Богу, и нам полезнейшее и душеспасительное. Но да отметаем и презираем учение чистительного огня, и другие тому подобные новомудрствования, плод разврата и безумия человеческого, причитая оные к скверным и бабьим басням ( 1Тим.4:7 ), и к буим стязаниям, о которых Павел писал к Тимофею и Титу ( 2Тим.2:23 ). Аминь. Читать далее Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами/Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-./Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Следует различать два подхода Православной Церкви к Преданию. Она никогда не признавала высшего вероучительного авторитета за неканоническими книгами, но и никогда не относила их к числу апокрифов. Обладая истинным Священным Преданием, Церковь способна отличить Божие от человеческого и чистое от нечистого ( Лев. 10, 10 ). Отсюда происходит допущение пользования для духовного назидания и неканоническими книгами. О празднике Обновления, на который ходил в Иерусалим Господь Иисус Христос, сообщается только в неканонической книге. В неканонических книгах содержатся величайшие истины Божественного Откровения. Только в книге Маккавейской ясно и определенно сказано, что мир Бог сотворил из ничего ( 2Мак. 7, 28 ). Почему же с такой непримиримостью относятся протестанты-сектанты к этим книгам? Дело в том, что в них со всей определенностью содержится учение о необходимости молиться за умерших. Есть оно и в канонических книгах. Но все же так четко, как в Маккавейской книге, об этом не сказано нигде ( 2Мак. 12, 39 – 43 ). Оступившись в ересь, сектанты, в соответствии с логикой своего учения, отвергли эти книги как содержащие многочисленные заблуждения. Православная Церковь в отличие от католиков и протестантов всегда стремилась к осмотрительности в этом сложнейшем вопросе. После Реформации Католическая Церковь на Тридентском соборе (1545) признала за каноническими и неканоническими книгами одинаковую степень богодухновенности. Православная Церковь чужда подобных крайностей. Богодухновенными признаются только канонические книги Библии. Примечательно, что все утверждения сектантов об отсутствии у них Предания о чистоте их учения – совершенно беспочвенны. У сектантов есть свои обряды: водное крещение, хлебопреломление с омовением ног, бракосочетание, елееосвящение, рукоположение 97 , которые совершаются по своему чину, гораздо более превосходящему все описанное в Писании. Собрания пятидесятников также проводятся по определенным канонам, от которых они стараются не отступать. И только малознакомому со строем жизни их общины может показаться, что у них действительно многое совершается так, как это написано в Библии . Все «недосказанное» в Писании сектанты «доработали» сами, создав, таким образом, свое предание, которое свято исполняют их идейные последователи и отступление от коего грозит отлучением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Молитвенное поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Писании говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем (см.: Втор. 26:14 ). В Книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар. 3:4–5 ). Праведный Иуда Маккавей молился о своих погибших воинах, присвоивших вещи, посвященные идолам, так: Да будет совершенно изглажен содеянный грех ( 2Мак. 12:42 ). Затем, по его распоряжению, было собрано двести тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы священник храма принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12:45 ). В Новом Завете о молитвах за усопших прямо не говорится, что можно объяснить ранним становлением канона Нового Завета, когда большинство апостолов были живы и актуальность заупокойных молитв была не столь очевидной. Вообще, молитвенный строй Церкви в этот период ещё только формировался, и странно было бы искать в Священном Писании прямые предписания для всех церковных священнодействий. Церковное учение о заупокойных молитвах вполне согласуется с Евангелием, ибо Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ) – значит, есть и такие грехи, которые могут быть изглажены после смерти. Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях Литургии, дошедших до нас, и имеют широкое обоснование в святоотеческих творениях, в житиях святых и другой духовной литературе. Умершие члены Церкви лично уже не в состоянии изменить свою участь, но в силу любви ближних и единства Церкви такое изменение возможно. Любовь связывает души, даже разделенные порогом смерти, поэтому живущие на земле члены Церкви способны вымаливать усопших в меру своей любви и духовного подвига, воспринятого ради души усопшего человека. Пример действенности такой любви имеется в Евангелии, когда друзья расслабленного человека принесли его к ногам Иисуса, и Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои ( Лк. 5:20 ). Не вера расслабленного, а именно вера и любовь ближних стала основанием для его спасения. Подобное происходит и с душами умерших. Молитвы за умерших являются выражением нашей любви и веры. Притом они важны не только для самих умерших, но и для живых. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела» 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Однако странное пренебрежение к воскресению в целом сохраняется. Как ни печально, ведущие представители богословия освобождения почти не упоминают о Христе, восставшем из мертвых 4 . Католические специалисты по нравственному богословию заняты многими темами, кроме воскресения; и, что еще удивительнее, воскресение почти не привлекает внимания исследователей, работающих в области богословия таинств 5 . Далее в этой книге мы вернемся к тому, как могла бы пасхальная вера оживить и эти две области богословия, и богословие освобождения в целом. Здесь же я лишь поддержу призыв Келли чаще вспоминать о воскресении Иисуса из мертвых и относиться к нему серьезнее. Н.Т. Райт «Воскресение Сына Божьего» (2003) 6 В фундаментальной работе Н. Т. Райта – более восьмисот страниц, отвечающих на основные вопросы о происхождении христианства и воскресении Иисуса 7 . Что имели в виду первые христиане, провозглашая, что Иисус из Назарета воскрес из мертвых? Куда приведут нас исторические свидетельства, если мы попытаемся выяснить, что же произошло в день первой христианской Пасхи? Можно ли в наши дни верить, что Иисус воскрес? Значимость этой книги для исторической и библейской науки очевидна с первых же двухсот страниц, где автор разворачивает перед нами «карту» античных верований о жизни и смерти – как в языческом, так и иудейском мире. Райт показывает нам, как представляли себе посмертное существование души греки и римляне. В языческом мире воскресение считалось невозможным. У евреев поначалу мы встречаем лишь намеки на воскресение (например, Ис. 26:19 ; Иез. 37:1–14 ; Ос. 6:12; 13:14 ); позднее, в ответ на смерть мучеников, вера в грядущее воскресение стала отчетливой ( Дан. 12:23 ; 2Мак. 7 ). Разумеется, некоторые (как саддукеи) отрицали мало-мальски значимую жизнь после смерти, другие ожидали лишь бестелесного бессмертия, однако ко времени Иисуса «в воскресение верило большинство иудеев» 8 . Они ожидали всеобщего воскресения в конце нынешнего века – иначе говоря, новой телесной жизни для всех при конце истории. Но никто даже не воображал себе, что какой-то отдельный человек воскрес или может воскреснуть из мертвых, не дожидаясь последнего дня. Стоит отметить, что Осия говорит о воскресении исключительно во множественном числе («нас») в 6:12 и («их») в 13:14: речь идет о воскресении всего народа, а не отдельных людей. Кроме того, между теми, кто ожидал общего воскресения, не было согласия в вопросе о том, каким оно будет. Будет ли оно означать, что пробудившиеся от смертного сна «будут сиять, как светила на тверди» ( Дан. 12 )? Или же к ним вернутся их смертные тела, точно такие же, как были при жизни, включая и руки, и ноги, отрубленные палачами ( 2Мак. 7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Маккавеи. Принесение Иудою Маккавеем молитв и жертв за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ). – Молитвы умерших праведников Онии и Иеремии за народ ( 2Мак.15:12–14 ). Священная История Нового Завета Посещение Божией Матерью праведной Елисаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Слова эти сбываются: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. Сретение Господне. Сорокадневного младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ). Посему у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. Св. Иоанн Предтеча. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. Крещение Господне. В Ветхом Завете на горе Хориве (Синае) люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:12–16 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т. е. здесь было истинное и полное Богоявление ( Лк.3:21, 22 ; Ин.1:14–18 ). Потому в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. Ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только Ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. Пост и искушение Господа Иисуса Христа в пустыне. После Своего крещения Господь Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ). Если пост телесный нужен был для безгрешного Христа, то тем более он нужен для обыкновенных людей. Приступил ко Христу дьявол. Дьявол, когда искушал Господа Иисуса, то в доказательство приводит слова Священного Писания ( Мф.4:1–11 ). Так иногда слово Божие употребляется для злых целей. Посему то не всякого человека слушать нужно, который будто говорит от Писания, – нужно слушать только людей на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте ( Ин.2:1–11 ; Деян.2:46, 47 ). Изгнание торгующих из храма. У нас во св. храме, когда берут свечи, то никакой торговли не бывает: человек жертвует деньги, староста дает свечку, которую зажигают во славу Божию. Не то было в храме Иерусалимском: великое безобразие происходило, когда там находился скот и шел шумный торг, – храм делали домом торговли и вертепом разбойников. Господь изгнал скот и торговцев ( Ин.2:13–17 ; Мф.21:12, 13 ) и тем заповедал нам оказывать подобающую честь дому молитвы или дому Божию ( Мар.11:16, 17 ), в котором Он являет Свое присутствие ( Деян.22:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.1:31 ). После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф.13:52–53 ). «Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» 212 . Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания апостола Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие ( Деян.13:12 ). «По сему примеру понятно, что святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» 213 . Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ). Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем ( Исх.13:17 ; Втор.13:14 ). В книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою. не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.1:4–5 ). Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился: «Да будет совершенно изглажен содеянный грех» ( 2Мак.13:42 ). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «да разрешатся от греха» ( 2Мак.13:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

2Мак.11:22 . Письмо же царя содержало вот что: царь Антиох брату Лисию обрадование. 2Мак.11:23 . После того, как отец наш преставился к богам, наше желание таково, чтобы подданные царства были безмятежны и усердны ко всему своему. 2Мак.11:24 . Когда же мы услышали, что иудеи не соглашаются на призыв отца моего к еллинизму, а предпочитают свой образ жизни, и умоляют, чтобы им предоставлены были их обычаи, 2Мак.11:25 . то мы желая, чтобы и сей народ не возмущался, присуждаем, чтобы храм их был возстановлен, и чтобы они гражданствовали по обычаям своих предков. 2Мак.11:26 . Итак ты хорошо сделаешь, если пошлешь к ним и предложишь условия, дабы они, зная нашу волю, были благодушны, и радостно продолжали хранить свои обычаи. 2Мак.11:27 . К народу же послание царя было таково: царь Антиох сенату иудейскому и прочим иудеям обрадование. 2Мак.11:28 . Если вы здравствуете, то да будет все, как мы желаем: а мы сами здоровы. 2Мак.11:29 . Объявил нам Менелай, что вы желаете возвратиться, и остаться при своих обычаях. 2Мак.11:30 . Итак отходящим до тридцатаго дня Ксанфика будет вручено условие с дозволением 2Мак.11:31 . иудеям жить своим полным добром и по своим законам, как и прежде; и никто из них никаким образом не будет утеснен за необычное им. 2Мак.11:32 . А послал я и Менелая, чтобы он утешил вас. 2Мак.11:33 . Здравствуйте. Сто сорок осьмаго года, пятнадцатаго дня Ксанфика. 2Мак.11:34 . Прислали к ним и римляне письмо такого содержания: Квинт Меммий и Тит Маклий, сенаторы римские народу иудейскому – обрадование. 2Мак.11:35 . Что уступил вам Лисий родственник царя, на то и мы согласны. 2Мак.11:36 . А что присудил он предложить царю, о том разсудите и немедленно пошлите кого-либо к нему, дабы мы предстательствовали о сем, как подобает нам; ибо мы отправляемся в Антиохию. 2Мак.11:37 . Посему поспешите и пошлите кого-либо, дабы и мы знали, какия у вас думы. 2Мак.11:38 . Здравствуйте. Сто сорок восьмаго года пятнадцатаго дня Ксанфика. Глава 12 2Мак.12:1 . Когда же состоялись условия сии; тогда Лисий отправился к царю, а Иудеи занялись земледелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.3:34 . Ты же небожителями биенный поведай всем величие и державу Бога. И сказав сие, они стали невидимы. 2Мак.3:35 . Илиодор же, принесши жертву Богу, и обеты величайшие обещав Удостоившему его жить, и обласкав Онию, возвратился с воинами к царю, 2Мак.3:36 . и всем засвидетельствовал дела величайшаго Бога, кои видел во очию. 2Мак.3:37 . Когда же царь спросил Илиодора: кто был бы способен, чтоб еще раз послать его в Иерусалим; он ответил: 2Мак.3:38 . если ты имеешь какого нибудь врага или противника действиям твоим, то пошли его туда; но избитаго примешь, если только он уцелеет. Ибо на месте том истинно есть некая сила Божия. 2Мак.3:39 . Ибо Сам Он, обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих озлобить оное отпускает битых. 2Мак.3:40 . Вот что было с Илиодором, и так способствовал он сохранению казнохранилища. Глава 4 2Мак.4:1 . А вышеупомянутый Симон, став доносителем о деньгах и отечестве, злословил Онию, будто он сам поощрял к сему Илиодора, и был виновником зол. 2Мак.4:2 . И благодетеля города и попечителя единоплеменников и ревнителя законов дерзал он называть противником дел (царских). 2Мак.4:3 . Когда же вражда дошла до того, что посредством одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства; 2Мак.4:4 . тогда Ония, видя, что борьба опасна, и что неистовствует Аполлоний, как военачальник Килисирии и Финикии, усиливающий злобу Симона, отправился к царю. 2Мак.4:5 . не как клеветник граждан, но как блюститель пользы всего народа, общественной и частной. 2Мак.4:6 . Ибо он видел, что без царскаго промышления невозможно делам быть мирным, и что Симон не перестанет безумствовать. 2Мак.4:7 . Но когда скончал жизнь свою Селевк, и принял царство Антиох, прозванный Епифан; тогда купил первосвященство Иасон, брат Онии, 2Мак.4:8 . обещав царю с торговли триста шестьдесят талантов серебра, и со всякаго другаго дохода восемьдесят талантов. 2Мак.4:9 . Сверх того обещал приписать и еще сто пятьдесят талантов, если будет дозволено ему, властию его устроить гимнасию и эфивию [Гимнасию для телесных упражнений и игрищ, а эфивию для обучения юношей], и иерусалимлян писать антиохианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Иерусалим – главный город древней Палестины. 2) 1 мая. 3) 21 июля. 4) Антиох IV Епифан, царь сирийский 176–164 гг. до Р. Хр., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2Мак.5:21, 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу – Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т. е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Мак.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Мак.1:11–15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Мак.4:23–50). – Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Мак.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Мак.1:41; 2Мак.5:24);15 Кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Мак.6:2; 1Мак.1:54) и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Мак.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Мак.52:64; 2Мак.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия.

http://pravicon.com/info-2291

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010