Молитва пророка Варуха и Иуды Маккавея ясно свидетельствует о пользе молитвы за умерших и поминовения их: Вар. 3:4 . «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога Своего, за то и постигли нас бедствия.» Вар. 3:5 . «Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время.» 2Мак. 12:43 . «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении,» 2Мак. 12:44 . «ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.» 2Мак. 12:45 . «Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.» 1Цар. 2:6 . «Господь... низводит в преисподнюю (в ад) и возводит (из него).» Откр. 1:18 . «Имею ключи ада и смерти.» Откр. 3:7 . «Ключ Давидов, который отворяет...» Мф. 16:19 . " " Власть Спасителя не ограничивается одною областью живущих на земле. Ныне же будешь со Мною в раю. Ходатайство сестер об умершем Лазаре. Мф. 28:18 . " " Лк. 23:42–43 . Ин. 11:21 , Ин. «11:32,» Ин. 11:40 . " " В христианской Церкви благотворения и молитвы, творимые за умерших, для последних являются путем к облегчению их участи, а для живых исполнением заповеди Христа о любви к ближним. Это видно из следующего: 1Ин. 4:11 . «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга.» А потому не должны забывать своею любовью и духовным общением умерших наших братий по вере: Евр. 13:16 . «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.» Потому что любовь, по слову апостола, никогда не перестает: 1Кор. 13:8 . «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» По слову Спасителя, в молитве с верою все можно получить, а следовательно, и милость Божию к умершим братьям:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас…» ( Втор 28: 58–63 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19: 14, 15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2: 2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14: 31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7: 8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16: 11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15: 24, 25 ); «… Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4: 17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших ( 2Мак. 12: 39–42 ); « Ибо когда он (Менелай – П. Д.) совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле ( 2Мак. 13: 8 ). О связи грехов с болезнями ясно говорил Иисус Христос: «Потом Иисус встретил его (исцеленного человека – П. Д.) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5: 14 ). «Св. апостол Павел объяснял частые болезни и смерть коринфян как наказание за непочтительное и эгоистическое поведение на вечери Господней. Он также предостерегал христиан против ложного религиозного поклонения, напоминая о внезапных наказаниях, посылавшихся идолопоклонникам в Ветхом Завете» (118: 99). «... Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь)...» (143: 477).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«И рече Илия: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе: яко оставиша завет Твой сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изъяти ю» ( 3Цар.19:14 ). 16) При молитве пред земным храмом должно возноситься мыслию к небесному нерукотворенному храму. Ветхозаветные праведники пред храмом Божиим возносили молитву, а также и во храме поклонялись Богу; по их примеру и мы, православные, поступаем в почитании храмов Божиих, признавая их, как жилища Божии, мы прибегаем к ним для молитвы и поклонения Богу, и, проходя мимо них, воздаем им достойную честь, как жилищу Божию; не благоговеющие же пред ними безчестят живущаго в них Бога. «И прииде Моисей и Аарон от лица сонма пред двери скинии свидения, и падоша ниц, и явися слава Господня над ними» ( Числ.20:6 ). Архиерей убо Симон, противу храма приклонив колена, и руце простер благочинно, творяше молитву сию: Госопди, Госопди Царю небесный и пр. ( 3Мак.2:1 ). Ивнидоша жерцы, сташа пред лицем олтаря и храма, и плачуще рекоша: Ты, Господи избрал еси храм сей, нарещися имени Твоему в нем, да будет храм молитвы, и прошения людем Твоим ( 1Мак.7:36.37 ). Священницы же пред олтарем в священнических ризах повергше себе, призываху с небес давшаго закон ( 2Мак.3:15 ). Инии же купно из домов истекаху на всенародную молитву, зане хотяше приити место в поругание ( 2Мак.3:18 ). Пред олтарным прагом ниц падше, моляху милостива им быти, враждовати же враждующым на них ( 2Мак.10:26 ). И егда моляшеся Ездра, и егда исповедашеся плачущ и моляся пред домом Божиим… и воста Ездра от лица дому Божия… седоша вси людие пред домом Божиим трепещуще о словеси, и от зимы ( 1Ездр.10:1, 6, 9 ). И егда моляся Ездра исповедашеся, плачущ на земли ниц простер пред храмом, собрашася к нему от Иерусалима народ мног зело ( 2Ездр.8:88 ). Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем ( Пс.5:8 ). И внегда скорбети ми призвах госопда и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред ним внидет во уши Его ( Пс.17:7.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Тем более, если они благодетельствуют нам. Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они – не Божество, а только высшие служители Божии. Ап. Павел изрек: «Единому Богу честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ), но он же в другом месте говорит: «Слава и честь всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ). Потому еще мы должны почитать святых угодников Божиих, что они суть друзья Божии ( Ин. 15:14 ). В них и в жизни их, делах их и чудотворениях, сотворенных ими, Бог прославляется ( 2Фес. 1:10–12 ). О ходатайстве святых перед Бог ом Предстоя престолу Божию, св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами: 2Мак. 15:12 . «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом... видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский.» 2Мак. 15:13 . «Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.» 2Мак. 15:14 . «И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий.» Откр. 8:3–4 . «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.» Апостол Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих «после отшествия своего»: 2Пет. 1:14 . «Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.» 2Пет. 1:15 . «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.» Так как мы сами нередко «не знаем, о чем молиться, как должно», и недостойны бываем предстать пред Богом со своею молитвою, то должны просить помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного»; да наконец и Сам Господь иногда объявлял грешникам Свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

25. 4 Православная Церковь Чешских земель и Словакии История римо-католической церкви] 26. 1 История и современная жизнь 26. 2 Отношения с РПЦ 26. 3 Униатский вопрос 26. 4 «Пакс Кристи итернационалис» (см. отдел 10. 43) История ориентальных дохалкидонских церквей] 27. 1 Армянская Апостольская Церковь 27. 2 Коптская Церковь 27. 3 Маронитская Церковь 27. 4 Мелхитская (Греко-католическая) Церковь 27. 5 Несторианская Церковь (ассирийская). 27. 6 Сирийская (яковитская) Ортодоксальная Церковь (Сирия) 27. 7 Ортодоксальная Сирийская Церковь , Католикосат Востока (Индия) 27. 8 Эфиопская Церковь . История пореформатских церквей] 28. Общие и специальные вопросы истории и современной жизни Протестантизма (Ян Гус, Мапртин Лютер и др. ) 28. 1 Англиканская Церковь 28. 11 История и современная жизнь. 28. 12 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 2 Старокатолическая Церковь 28. 21 История и современная жизнь 28. 22 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 3 Евангелическо-Лютеранские Церкви 28. 31 История и современная жизнь 28. 32 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 33 Всемирная Лютеранская Федерация (ВЛФ). 28. 4 Реформатские Церкви 28. 41 История и современная жизнь 28. 42 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 43 Всемирный Реформатскиий Альянс… 28. 5 Церкви евангельских христиан-баптистов 28. 51 История и современная жизнь 28. 52 Отношения с РПЦ 28. 53 Всемирный Баптистский альянс. 28. 6 Методистские Церкви 28. 61 История и современная жизнь 28. 62 Отношения с РПЦ 28. 63 Всемирный Методистский Совет 28. 7 Другие протестантские Церкви и объединения и их отношения с РПЦ 28. 8 Монашеская жизнь в протестантизме 28. 9 Благотворительная деятельность христианских Церквей и организаций Сектоведение ] Церковная археология и искусство] 30. 1 Архитектура 30. 11 Дохристианская архитектура… 30. 12 Христианская архитектура 30. 12–1 Раннехристианская и византийская. Архитектура Поместных Православных Церквей. 30. 12–2 Архитектура Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 22. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. Пророк описывает грозный суд Божий, постигший нечестивых, и гонителей истинной религии. Под горним воинством в переносном значении разумеются нечестивые священники-отступники, которые и у пр. Даниила называются воинством небесным, которое Антиох Епифан поверг на землю (8:10, 11, 13; 12:3). В Св. Писании простой народ иногда уподобляется земле, а начальники их небу ( Пс.96:9, 97:4 др.); потому что как небо имеет влияние на землю, так священники и начальники имеют влияние на народ. Под царями земли разумеются цари Сирии. И будут собраны как узники в ров, и будут заключены в темницу. Это метафорическое выражение взято с военнопленных, которые связываются и заключаются в темницу, и вообще означает обуздание жестокости, и ограничение враждебной силы врагов церкви. Под посещением в Св. Писании разумеется явление и милости, и гнева Божия. По ходу речи здесь разумеется последнее, т. е. наказание. Это наказание Божие постигло как нечестивых Иудейских первосвященников, например Иасона, Менелая, Алкима и др. ( 2Мак. 5:8, 9 ; 1Мак. 9:55, 56 ; Иосиф. Флав. о древн. Кн. 13, гл. 15), так и многих Сирийских царей, начиная с Антиоха Епифана, которые все погибли преждевременно, несчастною смертью ( 2Мак. 9:5, 9; 14:2; 15:28–30 ). в) Следствие суда Божия по отношению к церкви Ст. 23. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господ Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава. Следствием судов, которыми Бог поразил врагов народа Своего, и погубил нечестивых, было освобождение, возвеличение народа Божия, и проявление царства Божия в этом народе гораздо яснейшее, нежели прежде. Начало этого относится к времени Симона Ефнарха и Иоанна Гиркана. Смысл этого стиха двоякий, – буквальный такой: в то время, или после того, как Бог накажет врагов своего народа, царство его проявится в большей славе и блеске, нежели сколько света проливают для земнородных солнце и луна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Слово Божие от нас требует веры во «Христа распятого», но как можно представить себе распятого без орудия креста? 1Кор. 1:23 . «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллннов безумие.» 1Кор. 2:2 . «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.» Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест как на орудие, посредством которого Он привлекал всех к Себе: Ин. 12:32 . «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.» Ин. 12:33 . «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Ср.: Ин. 3:14 .» Он же говорил при жизни, что второму пришествию Его на землю будет предшествовать знамение Сына Человеческого – крест: Мф. 24:30 . «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.» По слову пророка Давида, не иное «знамя» должны верующие поднять ради истины, как крест вещественный: Пс. 59:6 . «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины.» Тем же самым знаменем крестным для единения в вере собраны рассеянные иудеи и язычники: Ис. 11:12 . «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.» То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира (см. Мф. 24:30 ). Отсюда для всего христианского мира крест стал общим знаменем веры христианской. Крест был как бы жертвенником для Иисуса Христа, а нарочитая честь всегда подобает жертвеннику: Мф. 23:19 . «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» Мф. 23:20 . «Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. » В Ветхом Завете уделялась честь даже орудию, послужившему на добро: 1Цар. 21:9 . «И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода.» 2Мак. 15:15 . «Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал:» 2Мак. 15:16 . «возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христиане же признали нормативным текст Септуагинты, и корпус ветхого Завета христиан оказался на 11 книг больше, нежели еврейский Танах. В трудах церковных писателей фигурировали списки книг, имеющих различное догматическое достоинство. Это: 1) Книги канонические, т. е. богодухновенные, которые читаются за богослужением; 2) Книги неканонические, т. е. небогодухновенные, но назидательные и рекомендуемые для келейного чтения; 3) Книги апокрифические, т. е. еретические, запрещённые для чтения. В первую категорию попали только те книги, которые считались каноническими у иудеев. Однако, в отличие от раввинов, святые отцы не запрещали неканонические книги к прочтению и не призывали к уничтожению копий этих текстов. Статус канонических и апокрифических книг определить достаточно легко. Статус же неканонических книг в Библии определить труднее. Обычно о них говорится, что они, «будучи прибавлены к составу священных еврейских книг, не поставлялись наравне с ними по их достоинству, не заключались в самом составе книг богодухновенных. В христианской Церкви они удержаны при составе книг ветхозаветных, как особенно полезные, добрые, церковные, но не богодухновенные» 11 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг. Во-вторых, учительные неканонические книги содержат столь высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39;8:1–22 ). Неканонические книги являют собой необходимое звено, обеспечивающее преемственность ветхого и нового Заветов. Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги ветхого Завета, наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших стоит в прямой зависимости от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36;38:23 ), или утверждении о сотворении мира «из ничего» (οκ ξ ντων, ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

е) СТИЛЬ АПОЛОГИИ АРИСТИДА. По внешней своей форме апология Аристида отличается от последующих (св. Иустина Мученика ) апологий: 1) планомерностью и упорядоченностью изложения, которой вовсе нет у большинства апологетов. Некоторые страницы – например, описание святой жизни первых христиан – производят даже художественное впечатление; 2) Для апологии характерно отсутствие дословных цитат, которые, например, так обильны у Иустина Мученика . Литературно-историческое положение Аристида определить трудно. По-видимому, он пользовался так называемой «Киригмой Петра» и, может быть, «Дидахи». Из ветхозаветных книг имеются явные намёки на 2Мак. 7:28 (Aristid. Apol. 1, 1//SC.T. 470. P. 183–185; p. п.: C.290), 2Мак.14:35 (Aristid. Apol. 1, 4//SC. T. 470.P. 185; р. п.: С. 291–293 и др.), Тов. (Aristid. 14, 3; 16//SC. T. 470. P.233, 235, 243–274; р. п.: С. 318, 322 – изображение иудеев), из новозаветных на Послания Апостола Павла (особенно Рим. 1 ). Влияние апологии Аристида на последующую апологетическую литературу незаметно – особенности его сочинения в ней не повторялись. Трудно даже сказать, известно ли оно было более поздним апологетам. Впрочем возможно, что апологию Аристида читал языческий критик христианства Цельс (см. исследование Seeberg 215 ). и) УЧЕНИЕ АРИСТИДА. Центральный пункт догматических воззрений Аристида составляет учение о Боге. Аристид первый пытается выразить это учение в философской форме. В полном согласии с философской постановкой этого вопроса он отмечает в нём 2 пункта: 1) истину бытия Божия Аристид выводит из факта существования и прекрасного устройства мира. Удивление пред красотой мироздания приводит Аристида к признанию «непреодолимой силы», управляющей им, то есть Бога, «Который во всём присутствует и во всём сокрыт». При таком рассмотрении истины бытия Божия, понятие о Боге принимает у Аристида космический характер, Он – «двигатель всего». Определить содержание этого понятия Аристид отказывается, подобно большинству представителей современной ему популярной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Сделаем вывод: по Корану, пророк Захария человек безгрешный просил себе дитя, но не поверил благовестию, и Бот дает ему чудо. Такой странный вид приняли коранические сказания оттого, что автор их изменил ясное и логичное евангельское повествование. е) В коранических сказаниях есть еще одно добавление. Благовествователь сказал Захарии, что прежде никто не назывался Иоанном. Священные книги, принимаемые христианами, напротив, подтверждают, что имя Иоанн и тождественное с ним Иоанан давалось в ветхом завете многим. Так, известны следующие Иоанны: один из потомков некоего иудея Ваваия ( 2Езд. 9:29 ; срав. 1Езд. 10:28 ), один из потомков Астафовых, сын некоего Акатана ( 2Езд. 8:38 ; срав. 1Езд. 8:12 ), отец Маттафии ( 1Мак. 2:1 ), старший сын Маттафии, прозванный «Гадис» ( 1Мак. 2:2; 9:36 ), сын Симона, сына Иуды Маккавейского ( 1Мак. 13:53; 16:1 ), сын некоего Евполема ( 1Мак. 8:17 ; 2Мак. 4:2 ), один из послов иудейских к царскому наместнику Лисию ( 2Мак. 11:17 ; См. 2Цар. 25:23 ; Иер. 40:8; 41:11–16 ; 1Пар. 3:15,24; 5:35–36; 6:9–10; 12:4,12 ; Лк. 3:27 ). Герок замечает, что до Иоанна Крестителя никто не носил такого имени, верно только относительно арабского имени Яхья . Но и этого нельзя сказать, в Ветхом Завете встречается имя Ехья – Иехия ( См. 1Пар. 15:24 ). Ахия (=Ахья) был первосвященник при Сауле ( 1Цар. 14:3 ), храбрец Давид ( 1Пар. 11:36 ; 1Цар. 4:3 ; 1Пар. 26:26 ) и пророк в Силоаме ( 1Цар. 9:29 ). Многие мусульманские толковники, замечая ошибку автора Корана, пытались иначе объяснить слова: . Так, например, Хазин говорит, что здесь можно разуметь и такой смысл; «мы не сделали никого похожим на него и подобным ему, потому что он не будет преслушатся пред Богом и никогда не будет помышлять о преслушании. Ибн-Аббас толкует так: ни одна из неплодных не родила подобного ему дитяти». 130 Очевидно, что это толкование составлено под влиянием евангельских слов: «Иоанн будет велик пред Господом» 131 , но оно едва ли могло выражать ту мысль, какую сам Мухаммед придавал разбираемым нами словам. Да и тот же Хазин замечает: «некоторые толковники говорят, что Бог всевышний не разумел под этим совокупности всех совершенств в Иоанне, а разумел только некоторые из них, ибо искренний друг Божий (т.е. Авраам) и собеседник (т.е. Моисей) жили раньше его и были совершеннее его».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010