Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, то есть имел изображения святых херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17, 21; 43:1011 ). Маккавеи. Принесение Иудой Маккавеем молитв и жертв за умерших воинов ( 2Мак.12:3945 ). Молитвы умерших праведников Онии и Иеремии за народ ( 2Мак.15:1214 ). Священная история Нового Завета Посещение Божией Матерью праведной Елизаветы. Отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Слова эти сбываются: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию. Сретение Господне. Сорокадневного Младенца Иисуса принесли во храм ( Лк.2:22 ). Посему у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм. Святой Иоанн Предтеча. Он питался акридами и диким медом ( Мф.3:4 ); у этого подвижника всегда была постная пища. Крещение Господне. В Ветхом Завете на горе Хориве (Синае) люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас ( Втор.4:1216 ); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, то есть здесь было истинное и полное Богоявление ( Лк.3:2122 ; Ин.1:1418 ). Потому в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только святых ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и Самого Господа. Пост и искушение Господа Иисуса Христа в пустыне. После Своего крещения Господь Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ). Если пост телесный нужен был для безгрешного Христа, то тем более он нужен для обыкновенных людей. Приступил ко Христу диавол. Диавол, когда искушал Господа Иисуса, то в доказательство приводил слова Священного Писания ( Мф.4:111 ). Так иногда слово Божие употребляется для злых целей. Посему-то не всякого человека слушать нужно, который будто говорит от Писания, нужно слушать только людей, на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте ( Ин.2:111 ; Деян.2:4647 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Преподобный Иоанн Дамаскин , который точно суммировал все существовавшее дотоле учение святых отцов, пишет: «Мы верим также и в Воскресение мертвых, ибо будет на самом деле, будет Воскресение мертвых». Когда же мы говорим о воскресении, то подразумеваем воскресение тел. Поскольку воскресение – это новое воздвижение падшего, ибо как могут воскреснуть души, которые бессмертны? В самом деле, если смерть определяют как разлучение души и тела, то воскресение, несомненно, есть воссоединение души и тела и новое воздвижение живого существа, которое разделилось на свои составляющие и пало. Таким образом, то самое тело, которое разрушается и уничтожается, вновь воскреснет нетленным. 996 Эту истину Бог открыл нам, как уже говорилось, еще во времена Ветхого Завета. Пророк Иезекииль в 37-й главе своих пророчеств повелевает именем Господним, чтобы «сухие кости» воссоединились, приняли плоть и облеклись в тело, вновь обрели свою жизненную силу и, получив дух, ожили и встали на ноги. Это живое описание открывает нам воскресение тел, которое должно последовать в великий День Общего Воскресения. Аналогично пророчествует и евангелист Ветхого Завета пророк Исаия, когда торжественно говорит: «Воскреснут мертвии и востанут же во гробéх» ( Ис.26:19 ). И пророк Даниил утверждает, что восстанут спящие во прахе земли, одни в жизнь вечную , а другие во укоризну и в стыдение вечное ( Дан.12:2 ). Но более всего сияет и поражает врагов народа Божьего та вера ветхозаветных людей в воскресение мертвых, которую мы видим во второй книге Маккавейской. Третий сын святой Соломонии, выставляя язык и протягивая палачу руки, чтобы тот отрубил их, с твердостью и мужеством говорит царю-идолопоклоннику: «От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» ( 2Мак.7:10–11 ). Из той же книги мы узнаем об одном из иерусалимских старейшин, Разисе, «друге граждан» и «отце иудеев». Бросившийся со стены на толпу врагов, израненный и истекающий кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу , моля Господа жизни и духа вновь вернуть их ему во время воскресения тела ( 2Мак.14:37–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

«360 талантов серебра и с некоторых доходов 80 талантов…» Эта последняя прибавка дает будто понять, что 360 талантов серебра Иасон, по-видимому, имел в виду дать из храмовой казны или храмового имущества. Общая сумма взятки, если считать еврейскими талантами – более 1 000 000 рублей, сирийскими – около половины этого. Эта огромная сумма, очевидно, обещана была не как ежегодная дань, а как единовременная, раз и навсегда, уплата, может быть – лишь с некоторою отсрочкою, по частям. 2Мак.4:9 Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами. «Властью его…», т. е. царскою – δι τς εξουσας αυτο. – «И писать Иерусалимлян Антиохиянами» – και τους ν εροσολμας A­ ντιοχες αναγρφαι, т. е. или: «переписать живших в Иерусалиме Антиохтцев», подчеркнув их преимущество дарованием прав гражданства, или: «записать всех жителей Иерусалима Антиохийцами», с дарованием всем им прав антиохийского гражданства, но и обязав их через это к принятию Антиохийских обычаев. – За второе предположение говорит ст. 19, где упоминаются эти «Антиохияне из Иерусалима», бывшие, очевидно, Иудеями. Подобно александрийским и римским, антиохийские права гражданства состояли в некоторых привилегиях, в числе коих было право присутствовать на греческих общественных играх и торжествах (19 ст.). – Полномочие раздавать эти права Иасон, очевидно, надеялся сделать для себя богатым источником доходов, с избытком покрывающих и расходы по приобретению этого полномочия. 2Мак.4:10–11 Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам. Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы по ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство к Римлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи. «Человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы…», τα κεμενα τοις ουδαοις φιλνθρωπα βασιλικ слав.: «уставленная Иудеям человеколюбия царская…» Здесь разумеются, вероятно, права и льготы Иудеям Антиоха Великого (Арх И. Фл., XII, 3, 3 и д.), в числе которых были: беспрепятственная жизнь по отеческим законам, свобода священников и пр. служителей храма от податей, пособие на расходы по храму и на потребности Богослужения и т. п. – «По ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который (по 1Mak VIII: 17 и д.) предпринимал (точнее: предпринявшего – το ποιησαμνου…) посольство к Римлянам о дружбе и союзе…»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После продолжительной осады, Иерусалим был взят в 586 г. Пр. Иеремии был предоставлен свободный выбор: остаться в Иерусалиме или отправиться в Вавилон. Он предпочел первое (36:11–14, 40:1–6). Оставшись на развалинах Иерусалима, пр. Иеремия в весьма трогательной элегической песне оплакал гибель своего народа (Плач Иеремии 1–5). В это время (около 2-х месяцев, от 5 м. до 7: ср. 52:12 с 41:1) Иеремия мог просмотреть сборник своих речей и дать ему то надписание, которое он теперь имеет (1:1–3). Может быть, в это время он составил приписываемые ему псалмы 64, 136, размещённые в 3–4 кн. Царств. Последние годы жизни пр. Иеремии покрыты мраком неизвестности. Правда, мы знаем, что он был увлечен в Египет, проповедовал там некоторое время (41–44), но сколько времени проповедовал и какая его кончина,– об этом ничего не сообщается. По свидетельству св. Ефрема Сирина , пр. Иеремия был побит камнями в Тафнисе Иудеями. Память его празднуется 1 мая. Всего пророчествовал Иеремия в Иудее 41 год (627–586 г.).– Насколько сильно ненавидели Иудеи пр. Иеремию при жизни, настолько глубоко стали чтить его после смерти. Ему приписывали сохранение скинии и ковчега завета во время плена ( 2Мак.2:1–8 ; ср. 2Мак.1:13–36 ). Он, по иудейскому преданию, «братолюбец» и ходатай за народ пред Богом, поборник Его славы ( 3Мак.15:10–17 ). Около времени пришествия И. Христа ожидали его воскресения из мертвых и явления среди народа (ср. Мф.16:14 ). 2 Если сравнить пр. Иеремию с двумя ближайшими великими пророками – Исаией и Иезекиилем, то между ними откроется тесная связь: у пр. Исаии указано спасение народа в будущем, у пр. Иеремии отвержено и разъяснение его в настоящем; у пр. Иезекииля – воскресение народа из мертвых под действием Духа Божия. Связь не только хронологическая, но и идейная. Предсказание пр. Исаии о будущем спасении служило для народа оплотом надежды во дни его бедствий при пр. Иеремии. Возвращение из плена (воскресение) есть оправдание надежды. Но в Талмуде этот порядок изменен, и пр. Исаия поставлен на 3 место: 1) пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Поучительны любовь и самоотвержение Маккавеев при исполнении ветхозаветного закона ( 1Мак.1:63; 2:48, 67; 12:9 ). Ориген восхваляет особенно ревность Маттафии о законе Божием ( 1Мак.2:24–27 ­­ Com. in Epist. ad Rom. VIII с.). Святитель Иоанн Златоуст восхваляет всех Маккавеев и их ревность и энергию. Преп. Ефрем Сирин указывает на точное исполнение в изложении истории Маккавеев, в первой Маккавейской книге, пророчеств Даниила (8-й гл.). По суду Киприана Карфагенского слова ее: «не убойтесь слов мужа грешнаго» ( 1Мак.2 ­­ Testim. III, 4. 15. 53), способны возбудить к подвигам всякого читателя. Амвросий Медиоланский прославляет геройский подвиг и самопожертвование Елеазара ( 1Мак.6:43–46 ­­ De offic. 40), а также и Иуды Маккавея ( 1Мак.9 ­­ ibid. 41). И вообще чтение этой книги чрезвычайно способствует воодушевлению прекрасными и благородными мотивами деятельности, не стесняющимися по-видимому всеми естественными преимуществами господствующего зла и злобою людей. Эта книга, можно сказать, есть идеал борьбы малочисленных, но воодушевленных добрыми целями и идеями героев, с исполинским полчищем, не имеющим ни благородного воодушевления, ни высоких целей и задач в жизни, а лишь преследующим узкие эгоистические расчеты, часто мало ведомые, а тем менее интересные массе народной, ее отдаленных вождей. Для всех начинающих подобную борьбу рассматриваемая книга всегда должна быть настольной, не только в начале таковой борьбы, но и в продолжении ее, при их успехах и неудачах. Правда, такие герои редки, но ими идет мир к лучшему. Вторая Маккавейская книга Как о первой Маккавейской книге, по вопросу об оригинальном языке, так и о второй мнения исследователей согласны. Эта книга была первоначально написана на греческом языке, как утверждал еще Иероним, не только на основании предания, но и языка ее (Prol. gal.). Встречающиеся в ней гебраизмы объясняются еврейской национальностью автора. Еврейский «отечественный» язык: мучеников ( 2Мак.7:8, 21, 27 ), воинов ( 2Мак.12:37; 15:29 ) – иудеев палестинских, – чужд автору и его первоисточникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Ныне-завтра», писал святитель. Прошло более века, но воз и ныне там. При этом многие верующие вполне довольны — удовлетворяясь просто тем, например, что нужный канон или кафизма «вычитаны» (говорят так и о подготовке ко Причастию: «вычитал правило»), а понятые в них от силы 60–70% слов и фраз создали нужное молитвенное настроение. Однако тот же святитель Феофан писал: «Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их, и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца ». Сколько же еще должно пройти лет/десятилетий/веков, чтобы в области улучшения понимания богослужебных текстов (что достигается не в последнюю очередь и обновлением существующего перевода) хоть что-то сдвинулось с мертвой точки? PS. После публикации статьи я получил от священника Максима Плякина совершенно справедливый критический комментарий: «В истории ирмоса про жертву и воду не все так однозначно. Да, дониконовский вариант действительно говорит о том, что Господь «праведнаго жертву и воду попали». Однако в Священном Писании есть эпизод, в котором Господь чудесно изменил свойства воды: после окропления ею жертвенника разгорелся огонь, который и попалил жертву, которую приносил праведник. Речь идет о Неемии и об отрывке 2Мак.1:18–23 . Именно отсылкой к этому месту Писания объясняется этот ирмос в некоторых современных толкованиях. Поэтому, как мне кажется, необходимо как минимум сделать поправку на возможное прямое объяснение текста и не мотивировать разночтение только (гипотетической) ошибкой при справе текста». Соглашусь, что здесь может иметь место как раз моя ошибка восьмилетней давности. Действительно, в некоторых современных изданиях этот ирмос понимается как относящийся одновременно к двум «эпизодам» – и Илии, и Неемии, напр., в «Настольной книге священнослужителя», 1992, т. 1: « Из пламени источил Ты росу для благочестивых (отроков) и водою попалил жертву праведника (пророка Илии и Неемии. 2Мак.1:18 ). Ибо Ты, Христе, всё творишь единою Своею волею. Мы превозносим Тебя во все века ».

http://azbyka.ru/klassicheskie-oshibki-v...

327 Фракия – земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. 329 Селевк IV, Филопатр ( 2Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18 ) – сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь с страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: “На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет” ( 2Мак. 3 ). 330 Соломония – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. 331 Имя Маттафия означает “дар Господень”. Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде. 332 Слово Маккавей означает в переводе с арамейского “молот”, “молоток”. Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 1/14 августа. 333 Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В этом с ним соревновался второй первосвященник, также назвавший себя по-гречески, Менелай, враждовавший с Ясоном в стремлении угодить правителю и снискать его благоволение. Возвращаясь из египетского похода, Антиох, переименованный иудеями из Эпифана в Эпимана (безумного), осквернил и ограбил Иерусалимский храм и устроил в городе и во всей Иудее резню, приказав убивать всех, кто противился религиозным нововведениям, насаждавшимся Ясоном и Менелаем. Религия царя была объявлена официальной в Палестине, и уклонение от языческого культа стало караться смертной казнью. Доказательство отказа от прежней веры иудеи должны были предъявлять вкушением свиного мяса, запрещенным Законом – Торой. Многие иудеи обнаружили слабость и покорились насилию. Но против религиозного насилия восстали мужественные исповедники. За отказ вкусить запрещенную Законом свинину был умерщвлен 90летний книжник Елеазар. За веру в единого Бога по прямому приказу царя была предана мучительной смерти благочестивая вдова вместе с ее семью сыновьями: «Царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела, в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышущего, велел отнести к костру и жечь на сковороде» ( 2Мак. 7:3–5 ). С таким же мучительством один за другим были умерщвлены все братья и последней их мать, которая, пока казнили ее сыновей, убеждала их вытерпеть все муки и внушала им надежду на воскресение: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем, не я дала вам дыхание и жизнь, не мною образовался состав каждого. Итак Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите себя за Его Законы» ( 2Мак. 7:22–23 ) Большинство священников мужественно противилось введению в иудейском народе эллинского культа. Престарелый священник Маттафия Асмоней, живший в городе Модине, убил первого из иудеев, кто, подчинившись царскому указу, приблизился к языческому жертвеннику, а затем поразил присутствовавшего при этом чиновника и бежал в горы вместе со своими сыновьями и теми из иудеев, кто отважился, следуя его призыву, до конца стоять за веру отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О пастырстве О почитании Божией Матери Иер.44:17–19, 25 . Здесь говорится о богомерзком чествовании языческой «богини неба» или Астарты, ср. 4Цар.23:7 . К христианскому чествованию Божией Матери это место не может относиться потому, что Божия Матерь никогда не называется и не считается «богиней» а называется «Царицей Небесной», ср. Пс.44:10 ; кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной еще не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О недостойных пастырях Из послания Иеремии Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме ПослИер.1 глава. Пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу, а пред ветхозаветным храмом сам пророк благоговел и оплакивал разрушение св. Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... Скинию, Ковчег и жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . О чествовании св. икон Из Книги пророка Иезекииля Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжепророках О пострадавших от иконопочитания Иез.6:4–5 . Здесь говорится не об истинных изображениях и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, св. мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Петр.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать с сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 2Мак.3:58–59; 9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казенными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»; Исх.32:19, 27, 28 . Об иконопочитании

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010