8:24–25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях. Владыки владык. Так Даниил называет Бога. но будет сокрушен не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1Мак. 6,1–16 и 2Мак. 9,1–28 . 8 сокрой это видение. Букв.: «запечатай». ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333–323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171–164 гг. до Р.Х. Глава 9 9:1–27 Даниил повествует о полученном им откровении. Откровение следует за молитвой пророка, в которой тот исповедал грех народа Божиего, признал справедливость опустошения Иерусалима и просил милости Божией ради восстановления города и храма. 9 В первый год Дария, сына Ассуирова. См. ком. к 5,30.31 и 6,1. Слово «Ассуир» следует, скорее всего, рассматривать не в качестве имени собственного, как один из титулов царя. Первый год Дария соответствует 539 г. до Р.Х. 9 семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Относительно того, что считать началом и концом этого семидесятилетнего периода, и следует ли выражение «семьдесят лет» понимать как обозначение срока человеческой жизни или видеть в нем указание на определенный период, мнения специалистов расходятся. Одни предполагают, что данный период начинается с 586 г. до Р.Х. (с год разрушения Иерусалима Навуходоносором) и длится до завершения восстановления храма Зоровавелем в 516 г. ( Езд. 6,13–18 ). Другие начинают его отсчет от того года, когда сам Даниил был уведен в плен (605 г. до Р.Х., см. ком. к 1,1); в таком случае очевидно, что Даниил осознавал близость окончания семидесятилетнего срока. 9:4–19 В молитве Даниила воплотилось понимание им заветных отношений между Богом и Его народом, предусматривающих благословение за послушание и наказание за отступничество (ст. 5, 7,11,12,14; Лев. 26,14–45 ; Втор. 28,15–68; 30,1–5 ). Сходная молитва приводится в Неем., гл. 9. Данный отрывок делится на четыре части: обращение (ст. 4), исповедание греха (ст. 5–11), признание того, что Бог справедливо покарал беззаконие Своего народа (ст. 11–14), просьба к Богу быть милостивым к Израилю ради имени, царства и воли Его (ст. 15–19). Проникнутая духом раскаяния и смирения (ст. 3), молитва Даниила служит образцом того, какой должна быть всякая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Инии же купно из домов истекаху на всенароднуу молтву, зане хотяше приити место в поругание» ( 2Мак.3:15–18 ). «Архиерей убо Симон противу храма преклонив колена, и руце простер благочинно, творяше молиту» ( 3Мак.2:1 ). «Елеазар же некто муж знаменитый от иерей страны тоя, в старости лет уже достиг, и всякою добродетелию в житии украшен, окрест себе устроив пресвитеры призывати святаго Бога, моляшеся сице: Царю Великодержавный, Вышний, Вседержателю Боже и проч.» ( 3Мак.6:1–2 ). «Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего» ( Пс.133:1 ). «В храме его всякий глаголет славу» ( Пс.28:9 ). «От храма твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары» ( Пс.167:30 ). «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый его» ( Пс.26:4 ). Замечание. Чин ветхозаветного Богослужения служил прообразом новозаветнаго чина Богослужения. Если в прообразовательном Богослужении составлялся такой важный и торжественный чин для общественной церковной молитвы, то тем более ныне должен быть торжественнее, что в наших православных Богослужениях и исполняется. Там чрез трубный глас призывались люди к церковной молитве, а ныне у нас чрез колокольный благовест созываются. Там священнослужители возносили жертву и молитву Богу о всех верующих, также ныне и у нас священнослужители возносят бескровную жертву и молитву о всех верующих. Там была возносима жертва: тело и кровь господа нашего Иисуса Христа. Если, при возношении животных жертв, такое было чинное и торжественное Богослужение, то тем более ныне должно быть торжество, при возношении святейшей жертвы Христовой. Если там все двенадцать колен чинно и благоговейно становились крестообразно вокруг скинии, то тем более ныне должны мы благоговейно стоять, когда возносится бескровная жертва за нас. Если там совершалось по велению Божию пение псалмов и трубоглашение в прославлении Бога, то тем более ныне должно быть христианское пение в прославлении Бога (Смотри бес.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

2Мак.1:28 . Покарай насилующих и обижающих с превозношением. 2Мак.1:29 . Насади народ Твой на месте Твоем святом, как сказал Моисей». 2Мак.1:30 . Жрецы же воспевали песнопения. 2Мак.1:31 .И когда сгорело жертвенное, тогда оставшеюся водою Неемиия велел полить большие камни. 2Мак.1:32 . Но как только это сделано было, вспыхнуло пламя: но жаром, сиявшим от жертвенника, было поглощено. 2Мак.1:33 . Когда же известно стало это дело, и поведано было царю Персов, что в том месте, где огонь скрыли переселенные жрецы, явилась вода после того, как и бывшие около Неемии заклали жертву: 2Мак.1:34 . тогда царь, по изследовании дела, поставив тут ограду, сделал капище. 2Мак.1:35 . И к кому благоволил царь, тем раздавал многие дары, которые сам получал. 2Мак.1:36 . Прозвали же сие бывшие около Неемии Нефтар, что значит, очищение. А многие называют то Неффаи. Глава 2 2Мак.2:1 . Обретается же в записках, что Иеремия пророк повелел переселившимся взять огонь: что показано выше [Смотри гл. 1, ст. 19]; 2Мак.2:2 . и что сей пророк, вручив переселенцам закон (Моисея), внушал им, чтобы они не забывали повелений Господа, и не прельщались бы помыслами, смотря на идолов золотых и серебрянных, и на украшение около них. 2Мак.2:3 . Говоря и другое подобное, он умолял их не отдалить закон от сердца своего. 2Мак.2:4 . Было в писании и то: как скинии и ковчегу повелел сей пророк, по данному ему прорицанию, следовать за ним. Когда же он отправился на гору, с которой Моисей, взошедши, видел наследие Божие [Разумей гору Нево за Иорданом. С вершины ея Моисей видел обетованную землю, названную здесь наследием Божиим]; 2Мак.2:5 . тогда, прибыв, Иеремия нашел дом пещерный, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник фимиама, и загородил двор. 2Мак.2:6 . И пришедши некоторые из спутников его, чтобы обозначить путь туда, не могли найти его. 2Мак.2:7 . Когда же Иеремия узнал о сем, то попрекнув им сказал, что неизвестно будет место сие, пока не соберет Бог сонм народа, и милостив будет. 2Мак.2:8 . И тогда Господь укажет оная, и явится слава Господа и облако, как при Моисее являлось то и другое, как и Соломон, просил, чтобы место (храм) освятилось торжественно

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.6:28 . а юным оставлю доблестный пример на то, чтобы решительно и доблестно умирать за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. 2Мак.6:29 . Тогда и те, которые вели его, изменили прежнюю пред сим благосклонность к нему в неблагосклонность вышесказанныя слова, кои сочли они за безумие, 2Мак.6:30 . Долженствуя же скончаться от ран, он возстенав, сказал Господу, святый разум имеющему, явно, что могши избавиться от смерти, терплю жестокия страдания тела, будучи бичуем, но душею сладко страдаю, по благоговению пред Ним. 2Мак.6:31 . И таким образом он преставился, не только юным, и всем в народе его оставив смерть свою, как образец доблести и памятник добродетели. Глава 7 2Мак.7:1 . Случилось же, что седмь братьев с матерью их были взяты, и принуждаемые царем есть недозволенное свиное мясо были терзаемы бичами и ремнями. 2Мак.7:2 . Один же из них, став первенствовать в слове, сказал: что намерен ты спрашивать и вызнать от нас? Ибо мы готовы скорее умереть, нежели преступить отеческие законы. 2Мак.7:3 . Тогда царь, будучи разгневан, приказал раскалить сковороды и котлы; 2Мак.7:4 . Когда же они были немедленно раскалены, повелел у первенствовавшаго в слове за них отрезать язык, и у ободраннаго отсекать крайние члены в виду прочих братьев и матери; 2Мак.7:5 . а сделавшагося уже совершенно увечьем приказал отвести к костру, еще дышущего, и жарить на сковороде. Когда же от сковороды пошел сильный пар, они вместе с матерью увещали друг друга умереть доблестно, говоря так: 2Мак.7:6 . Господь Бог зрит, и по истине нами утешается, как выразил Моисей в той песни, которая упрекает израильтян в лице, говоря: «и рабами своими утешится» [ Втор. 32, 36 ]. 2Мак.7:7 . Когда таким образом преставился первый, вывели на поругание втораго, и содравши с головы кожу с волосами, спрашивали: будешь ли есть, а не то, истерзаем тело по частям? 2Мак.7:8 . Он же, ответив отечественным языком, сказал: ни. За это и сей по ряду принял мучение, как первый. 2Мак.7:9 . Быв же при последнем издыхании сказал: ты, губитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за законы Его, в вечное обновление жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

30 . Царь Антиох расхитил с Менелаем, предателем закона и отечества, сосуды и вещи храма и 1800 талантов ( 2Мак.5:21 ). 31 . Царь приказал осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, и принуждать иудеев не жить по законам Божиим ( 2Мак.6:12 ). 32 . Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные ( 2Мак.6:34 ). 33 . Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем ( 2Мак.6:6 ). 34 . С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса ( 2Мак.6:7 ). 35 . Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены ( 2Мак.6:10 ). 36 . Елеазара принуждали есть свиное мясо, и он пошел на мучения, говоря: Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти ( 2Мак.6:1826 ). 37 . А юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы ( 2Мак.6:28 ). 38 . Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним ( 2Мак.6:30 ). 39 . Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами ( 2Мак.7:1 ). 40 . Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы ( 2Мак.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

(Гл. I). Благочестивый обычай молитвенного призывания Ангелов существовал еще Ветхозаветных Евреев ( Быт.48:17 ; Иов.5:1 ). В священных книгах Ветхого и Нового Заветов находятся многочисленные свидетельства о том, что св. Ангелы принимают самое близкое участие в жизни людей и различным образом проявляют свою заботу о благе и спасении человека. Так, они молятся за людей пред Богом ( Тов.12:12–13 ; Зах.1:12–13 ; Дан.10:12–13 ; Апок.8:3–4 ); охраняют и укрепляют их в опасностях ( Пс.90:11, 33:8 ; Евр.1:14 ; Исх.14:19–20, 23:20, 32:34 ; Суд.6:14 ; 3Цар.19:5 ; Дан.6:22 ; Тов.5:22, 5:4–9 ); дают благие советы и наставления ( Тов.6:11–18 ; Деян.8:26, 10:3–6 ; Мф.28:5–7 ); помогают благочестивым людям в борьбе со врагами ( Исх.14:19–20 ; Нав.5:14 ; Чис.22:22–35 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; 2Мак.10:29–30, 11:8 ); избавляют их от несчастий и бедствий ( Быт.19:1–23 ; Тов.6:4–6, 8:3 ; Дан.3:49–50, 6:22 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19, 12:7–11 ); утешают в скорбях ( Быт.16:7–12, 21:17–18 ; Суд.6:12–14 ; Тов.11:1–12 ; Лк.22 : 43; Деян.27:23–24 ) и оказывают многие другие благодеяния людям ( Быт.18:1–15, 22:11–12, 28:12 ; Дан.10:11 ; Лк.1:11–20, 26–38, 2:9–14 ; Мф.4:11 ; Лк.24:4–7 ; Деян.1:10–11 ; Мф.18:10 ; Лк.16:22 ; Апок.12:7; 7:2–3; 20:1–2 ) (475 а –480 б ). Вследствие этого вполне справедливо молитвенное призывание св. Ангелов и почитание их со стороны людей (480 б –481 а ). (Гл. II). Православный догмат о призывании святых угодников Божиих имет за себя следующие основания. Во-первых, св. Писание свидетельствует о добрых делах или заслугах святых ( Быт.26:3–5, 24 ; Исх.3:6 ; Исх.32:12–13 ; 3Цар.11:11–13 ; 4Цар.20:6 ; Дан.3:34–35 ; Пс.131:1–10 ; 3Цар.15:4–5 ) и их молитвах пред Богом ( Иер.15:1 ; 2Мак.15:12–16 ; Вар.3:4 ; 2Пет.1:13–15 ; Апок.5:8; 6:10 ; Лк.16:27–28 ), как о великих посредствах, чрез которые Бог оказывал бесчисленные благодеяния людям (481 б –486 а ). (Гл. III). Во-вторых, соборы православной церкви – вселенские и поместные – ясно утвердили православное учение о почитании святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Положение вдовы не определяется с точностью законом: в общем оно обусловливается родственными связями. Если вдова имела детей, то конечно на них лежала естественная обязанность, которой, как выражается Михаэлис, нет нужды и определять законом, 86 – именно обязанность кормить мать. Эта обязанность по преимуществу лежала на старшем – первородном сыне, который для этого между прочим получал двойную часть в имуществе умершего отца. Если же вдова не имела детей, то забота о ее содержании переходила на родственников. Но закон не довольствуется предоставлением забот об обеспечении вдовы родственным чувствам: он и сам заботится о ней и изыскивает средства к ее пропитанию. Он предоставляет вдове пользование теми же средствами пропитания, какие предоставлены и определены в Моисеевом государстве всем обездоленным, несчастным членам его – бедным, чужестранцам, сиротам и даже левитам, которые не имели “части и удела“ в государстве. Так, вдова имела участие в десятине, через каждые три года отделявшейся от всех произведений в пользу бедных членов ( Втор.14:28–29; 26:12 ); имела право собирать узаконенные остатки на поле после жатвы, в садах и виноградниках после сбора плодов ( Втор.24:19–21 ), и участвовать в религиозных торжествах народа, имевших между прочим своей целью пропитание неимущих ( Втор.16:11–14 и др.). Есть историческое свидетельство, что даже часть военной добычи отделялась в пользу вдов ( 2Мак.8:28–30 ), и это совершенно в духе Моисеева законодательства. К специальным определениям относительно вдовы принадлежит постановление, запрещающее брать у вдовы одежду в залог ( Втор.24:17 ) и вообще предметы первой необходимости в жизни, как это можно заключать из слов Иова, видящего беззаконие и жестокость в том, что “у вдовы берут в залог вола“ ( Иов.24:3 ). Во всех других случаях законодатель попечение о вдове предоставляет частным общинам, указывая им лишь общий тон отношений к ней в общих постановлениях, вроде следующего: “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их и Я услышу вопль их, то воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами“ ( Исх.22:22–24 ). Публичному проклятию подвергался тот, “кто превратно судит – вдову“ ( Втор.27:19 ). Во время опасности вдове позволялось полагать свое имущество в сокровищницу храма ( 2Мак.3:10 ). Относительно вторичного вступления вдовы в брак законодательство, предоставляя ей полную волю, делает только два определения: первое, когда вдова останется бездетной, то она должна выйти за брата своего мужа, а второе, – что она не могла выйти за первосвященника ( Втор.25:5–6 ; Лев.21:14 ). Объяснение последнего ограничения нужно видеть в возвышенной святости первосвященнического достоинства, сообразно с которым и брак первосвященника должен представлять собой наичистейший союз с непорочной девой, каковым уже не может быть брак со вдовой, как уже пережившею свой естественный союз. Отдел второй. Законы социально-экономические

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Иисус Христос говорит: Иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей. Горе миру от соблазн. – Горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф.18:6,7 ). Слово Божие предписывает не делать и того, что са­мо по себе не есть грех, но, по немощи другого, может расположить его к греху. Так апостол Павел убеждает не есть и не пить того, что соблазняет брата, или верующего. «Если за пищу огорчается брать твой, – пишет он, – то ты уже не по любви поступаешь. Не губи своею пищей того, за кого Христос умер. Да не ху­лится ваше доброе» ( Рим.14:15,16 ). «Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который есть на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой пре­тыкается или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:20,21 ). Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор.8:13 ). И ветхозаветные праведники свято чтили долг не соблазнять других, и для того, чтобы не подать соблазна другим, даже решались подвергнуться смерти. Так поступил святой Елеазар, учитель последовавших его примеру святых семи Маккавеев. Он, принуждаемый нечестивым повелением вкусить, хотя притворно, зако­нами запрещенной пищи, отвечал: Не бо возрасту на­шему достойно есть лицемерити, да многи от юных непщующе Елеазара девятидесятилетна прейти к жительству иноплеменных, и они моего ради лицемерия и маловременнаго живота прельстятся мене ради, и нена­висть и порок старости моей сотворю. Темже муже­ственне ныне разлучився живота, старости убо досто­ин явлюся; юным же образ доблий оставлю, еже усерд­но и доблественно за честныя и святыя законы умирати. И сия рек, со тщанием на муку пойде ( 2Мак.6:24–28 ). Слово Божие повелевает всячески беречь себя от вредного влияния соблазна. С одной стороны мы должны заботиться о том, чтобы нам вести себя непорочно, ни словом, ни делом, не полагая другим претыкание, ста­раясь подавать другим пример благочестия и доброде­тели, а с другой стороны надобно нам остерегаться того, чтобы самим не потерпеть вреда от других, чтобы не увлечься ко греху силою соблазна. Спаситель учит со всею твердостью и самоотвержением противо­стоять силе соблазна и преодолевать его. Аще око твое десное соблажняет тя, говорит Он, изми е, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погиб­нет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну ( Мф.5:29,30 ). Слова Спасителя имеют такое значение: как бы ни приятно, или как бы, по видимому, ни полезно тебе казалось быть в общении с каким-либо лицом, или владеть и пользоваться какою-нибудь вещью, но, если это лицо или эта вещь вре­дит твоей душе, вводит тебя в грех, то ты должен удалить от себя предмет соблазна, или сам удалиться от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

6, 28–30). В царстве же животном, в определении числа живых и чувствующих тварей ( Лук. 12, 6 ), образа и цели бытия каждой твари, места жизни на земле и времени деятельности ( Пс. 103, 17–23 ), особенно – в целесообразнейшем устроении инстинктов животных премудрость Божия проявилась еще многоразличнее. Он мудро сочетал, напр., в бегемоте чрезвычайную силу и величину с кротостью, так что он питается травою и около него безбоязненно пасутся и играют самые малые и слабосильные животные ( Иов. 40, 10–19 ), в орле – его малоплодность с свиванием себе гнезда на высоте и остротою зрения ( Иов. 39, 27–29 ), в страусе – сокрытие от него мудрости, данной живым тварям, о сохранении своих детей и попечительности о них, с его многоплодностью ( Иов. 39, 14–17 ), в муравье – с его незначительностью чрезвычайное трудолюбие, поучительное и обличительное для человека. Но более всего свидетельствуют о премудрости Божией, по учению откровения, устройство природы человека, для которого и создан весь обитаемый нами мир, а особенно – судьбы мира нравственного, хотя человеку и не всегда бывают понятны пути провидения. Особенным действием Своего творчества Он установил в человеке чудное единение духа и тела ( Быт. 2, 7 ), с благословением чадородия ( Быт. 1, 28 ) определил весь таинственный ход утробного образования и рождения человека ( Иов. 10, 8–11 ; Пс. 138, 13–16 ; 2Мак. 7, 22–23 ), как и место и время его рождения ( Пс. 86, 6 ; Сир. 17, 1–2 ) и такое целесообразное соотношение между членами человеческого тела и мудрое расположение их в нем, что все они помогают друг другу и каждый, отправляя свою частную деятельность, служит общим пользам целого тела ( 1Кор. 12, 12. 20–25 ). Не дело простой случайности, а осуществление премудрого божественного плана мира и возникновение новых народов, размножение, степень благоденствия, время жизни и место селения, ослабление, поглощение другими народами ( Деян. 17, 18. 24. 26 ). По образному выражению Писания, Бог ведет писание или перепись народов, в которой записывается всякий новорожденный в том или другом народе ( Пс. 86, 6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010