Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. [Ranovich A. Pervoistochniki po istorii rannego khristianstva. Antichnye kritiki khristianstva (Primary sources on the history of early christianity. Ancient critics of Christianity). Moscow, 1990.] Evieux 1985 – Evieux P. Introduction//Cyrille d’Alexandrie. Contre Julien. P., 1985. Vol. 1. Livres I, II (SC 322). P. 9–72. Guinot 1988 Guinot J.-N. L’ exegese du bouc emissaire chez Cyrille d’Alexan­drie et Théodoret de Cyr//Augustinianum. 1988. Vol. 28. P. 603–630. Kopallik 1881 Kopallik J. Cyrillus von Alexandrien. Mainz, 1881. La Bible d’Alexandrie. 1988 La Bible d’Alexandrie. Vol. 3. Le Levitique/Traduction du texte grec de la Septante, introduction et notes par P. Harle, D. Pralon. P., 1988. Abstract St. Cyril of Alexandria. On the scapegoat. Epistle to Acacius, Bishop of Scythopolis (traslated from Ancient Greek, an introduction with notes by hieromonk Theodore (Yulaev)) The publication offers a first Russian translation of the Epistle by St. Cyril of Alexandria containing an interpretation of the sacrifice as described in Leviticus. The introduction sheds light on the addressee’s identity and on the time of writing. It also provides a survey of the contents of the Epistle. The author notes the typological character of the proposed interpretation and its close connection with the Saint’s christological and soteriological views. The author also mentions other typological interpretations of this excerpt in the writings of the Early Fathers. 6 Florilegium Cyrillianum. Cap. 21/Ed. R. Hespel. Louvain, 1955. P. 119; Photius. Bibliotheca 169, 116b:29–30/Ed. R. Henry. P., 1960. Vol. 2; Ephraem Antiochenus apud Photius. Bibliotheca 229, 253ä9–10 (CPG 6908)/Ed. R. Henry. P., 1965. Vol. 4. 7 Иынешний г. Бейт-Шеан (Израиль). Один из древнейших городов в Палестине, упоминается в Св. Писании: Суд. 1, 27 (по Септуагинте: τν Βαιθσαν στιν Σκυθν πλις; син. пер.: «Бефсан, который есть Скифополь»), Иуд. 3, 10 и 2Мак. 12, 29 , а также в сочинениях Геродота, Плиния Старшего и Иосифа Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2Мак.15:29 . Когда крик и шум утихли, они благословили Обладателя на отечественном языке. 2Мак.15:30 . И приказал (Иуда), этот совершенный первоподвижник за граждан и телом и душею, сохранивший лучшия лета свои для одноплеменников, отсечь голову Никанора и руку с плечем, и принесть в Иерусалим. 2Мак.15:31 . Пришедши же туда, и созвав единоплеменников, а жрецов поставив пред жертвенником, пригласил и бывших в Акре, 2Мак.15:32 . И показав голову сквернаго Никанора и руку сего злохульника, которую он простирал на святый дом Вседержителя, и превозносился, 2Мак.15:33 . и отрезав язык нечестиваго Никанора, сказал, что он по частям отдаст его птицам, а в расплату безумия велел повесить против храма [Разумей правую руку Никанора]. 2Мак.15:34 . Тогда все, зря на небо, благословили Господа, явившаго помощь, говоря: благословен Сохранивший место свое не оскверненным. 2Мак.15:35 . Голову же Никанора выставил из Акры в видимое для всех и ясное знамение помощи Божией. 2Мак.15:36 . И все общим приговором определили, никогда не оставлять без торжества день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатаго месяца, который называется Адар на сирском языке, за день до дня Мардохейскаго. 2Мак.15:37 . Так кончилось дело Никанорово; а так как с тех пор город остался во власти евреев, то и я здесь кончу мое слово. 2Мак.15:38 . Если я изложил его хорошо и трогательно, то я сего и желал: если же слабо и посредственно, то такова способность моя. 2Мак.15:39 . Ибо как неприятно пить особо вино и особо воду, тогда как вино смешанное с водою приятно и доставляет веселое удовольствие: так и сочинение слова приятно занимает слух читателей лишь при соразмерности. Здесь будет конец. 2Мак.15:18 . И описал это Птоломей и послал к царю, чтобы он прислал ему рать на помощь и передал ему страну их и города. 2Мак.15:19 . И одних послал в Газары сгубить Иоанна, а тысященачальникам послал письма, чтобы они прибыли к нему, да даст им серебро и золото и подарки, 2Мак.15:20 . а других послал занять Иерусалим и гору храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.4:10 . Когда же царь соизволил, и сам он получил начальство, тогда скоро склонил одноплеменников своих к еллинскому образу жизни, 2Мак.4:11 . И данныя иудеям снисхождения царя при посредстве Иоанна, отца Евполема, ходатайствовавшаго о дружбе и споборничестве с римлянами, отринул и, нарушая жительство по закону, вновь вводил обычаи противузаконные. 2Мак.4:12 . Ибо с охотою под самым вышгородом устроил гимнасию, и водил туда знатнейших юношей, заставив их носить шляпу с широкими полями. 2Мак.4:13 . Итак было какое-то усердие к еллинизму и приближение к иноплеменничеству, по причине безмернаго нечестия Иасона, этого нечестивца, а не архиерея, 2Мак.4:14 . так что и жрецы уже не были ревностны к службам у жертвенника, и презирая храм и не радя о жертвах, спешили участвовать в противозаконном игрище палестры по знаку диска [Игралищный кружок, или ободок]. 2Мак.4:15 . ни во что ставя почет отечественный, и за великое считая прославление от еллинов 2Мак.4:16 . За сие-то и постигло их тяжкое бедствие; и те самые, которым они соревновали в поведении и хотели во всем уподобиться, сделались их врагами и казнителями. 2Мак.4:17 . Ибо даром не проходит нечестивое нарушение божественных законов. Но это докажет последующее время. 2Мак.4:18 . Когда же в Тире праздновалось пятилетнее игрище, и царь присутствовал там, 2Мак.4:19 . тогда скверный Иасон послал туда зрителей, как бы антиохиян из Иерусалима, с препровождением трех сот драхм серебра на принесение жертвы Геркулесу, кои однако сами принесшие просили не употреблять на жертвоприношение, так как это непристойно, а назначить на другие расходы. 2Мак.4:20 . И так послал царь эти деньги, ради пославшаго, на жертвоприношение Геркулесу, а ради принесших на постройку трехвесельных кораблей. 2Мак.4:21 . Когда же послан был в Египет Аполлоний сын Менесфея на почетное место при царе Птоломее Филомиторе; тогда Антиох узнав, что сему царю чужды дела его, позаботился о безопасности своей. Посему прибыл в Иоппию, посетил Иерусалим. 2Мак.4:22 . Великолепно встреченный Иасоном и сим городом, он принят был тут, при освещении, с восклицаниями, а оттуда также отправился с войском в Финикию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

70 . А преступнейший Никанор, который привел тысячу купцов для покупки иудеев, при помощи Божией посрамлен был: один убежал в Антиохию, огорченный поражением 20 000, и объявил, что иудеи имеют защитником Бога, и таким образом остаются невредимы, потому что повинуются установленным от Бога законам ( 2Мак.8:3436 ). 71 . Царь же Антиох взывал с высокомерием: кладбищем для иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда; но, упав с колесницы, повредил тело; и черви выползали из него, и выпадали части тела, и смрад от него был в целом войске ( 2Мак.9:110 ). 72 . Он мечтал касаться звезд небесных, по высокомерию, но познал наказание Божие и говорил: праведно покоряться Богу, и смертному не должно думать высокомерно быть равным Богу ( 2Мак.9:1012 ); 73 . Маккавей же и бывшие с ним заняли храм и город, а построенные на площади жертвенники идолам и капища диавольские разрушили ( 2Мак.10:12 ). 74 . Очистили храм, соорудили жертвенник и принесли жертву после двухгодичного перерыва служения Богу ( 2Мак.10:34 ). 75 . Маккавеи в брани умоляли Бога, чтобы Он был милостив к ним, и видели, как однажды явились с неба пять величественных мужей на конях с золотыми уздами... Они взяли Маккавея в средину к себе и сохраняли его невредимым ( 2Мак.10:2530 ). 76 . Маккавеи с песнями и славословиями благодарили Бога ( 2Мак.10:38 ). 77 . Еще Лисий, собрав 80000 пехоты и много конницы, пошел на Иерусалим, хотел язычниками населить город, храм обложить налогом, и по вся лета продавати архиерейство, то есть священников назначать за деньги ( 2Мак.11:15 ). 78 . Маккавеи с плачем умоляли Господа, чтобы Он послал доброго Ангела ко спасению Израиля ( 2Мак.11:6 ). 79 . Когда они были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. И Лисий понял, что евреи непобедимы, потому что всемогущий Бог споборствует им ( 2Мак.11:8, 13 ). 80 . И писал Лисий царю, чтобы иудеям дать право жить, чтобы в храме их было богослужение и чтобы жили они по обычаю своих предков в мире с римлянами ( 2Мак.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

20 . Когда потом пришли некоторые, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа ( 2Мак.2:67 ). 21 . И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно освятилось место ( 2Мак.2:8 ). 22 . Маккавеи, ревнуя о вере, воссоздали славный во всей вселенной храм (в который должен прийти Христос Спаситель), и освободили город, и восстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великим снисхождением умилосердился над ними (храня храм для Своего пришествия) ( 2Мак.2:23 ). 23 . Часто языческие цари, видя великие знамения и чудеса от Бога, почитали храм в Иерусалиме и приносили дары и жертвы Богу ( 2Мак.3:1436 ). 24 . Но среди израильтян появились предатели Отечества и сокровищ, как Иасон, брат Онии, который стал вводить языческие обычаи и привлекать юношей в безбожные училища, безнравственные ( 2Мак.4:812 ). 25 . Появился еллинизм, священники потеряли ревность к служению, к храму, молитве и спешили на игры в диски. Потом Менелай за 300 талантов серебра купил у царя первосвященство и убил Онию рукою Андроника ( 2Мак.4:13, 34 ). 26 . А над Иерусалимом почти в продолжение сорока дней являлись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобие воинов вооруженные копьями ( 2Мак.5:2 ). 27 . И стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел и блеск золотых доспехов и всякого рода вооружения ( 2Мак.5:3 ). 28 . И знамение предвозвещало великие бедствия за беззакония. Была смута в городе, и царь, подумал, что Иудея отлагается от него – и совершилось избиение юных и старых, умерщвление мужей, жен и детей – погибло 80 тысяч ( 2Мак.5:512, 14 ). 29 . И поскольку сыны Израилевы объяты были многими грехами, то место, избранное для народа, было оставлено Всемогущим во гневе ( 2Мак.5:1720 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Во всей судьбе Израиля, как «народа Божия и Его вечного удела» ( 2Мак. 1: 26, 14:15 ), он видит постоянное участие милосердого Господа, Который никогда не даст восторжествовать язычникам над народом завета. После тяжелых испытаний и бедствий Господь опять соберет от поднебесной свой народ в святое место и призрит на угнетенных, чтобы язычники познали имя Господа Израилева ( 2Мак. 2:18. 1:27 ); тогда будут открыты великие святыни Израиля – скиния, ковчег и жертвенник кадильный ( 2Мак. 2:5–7 ); всех же угнетающих и обижающих Израиля Господь покарает великими бедствиями ( 2Мак. 1:28 ). Занятый эсхатологическими идеями, писатель 2 Маккавейской книги особенно часто говорит о воскресении мертвых ( 2Мак. 7:9, 7:23. 12:43 ), при чем под этим воскресением он разумеет полное восстановление тела для вечной жизни ( 2Мак. 7:11 ): но для отступников от Бога и великих грешников, по его верованию, не будет воскресения в жизнь ( 2Мак. 7:14 ); даже согрешившие сыны Израиля нуждаются в разрешении от грехов и умилостивительной жертве для приобретения права на участие в блаженстве после воскресения ( 2Мак. 12:44–45 ). Прямых указаний на личность Мессии во 2 Маккавейской книге нет. Интерес представляет здесь ожидание доброго ангела с небес ко спасению Израиля и на страх и трепет врагам ( 2Мак. 11:6; 15:23 ); хотя употребленные здесь выражения и наводят на мысль о Мессии, однако нужно скорее думать, что речь идет здесь об ангеле-покровителе Израиля, так как автор очень часто говорит о вмешательстве небесных сил в судьбу Израиля ( 2Мак. 3: 24–26; 5:2–4 и далее). Первое место в ряду апокрифических произведений по своей важности для изучаемого вопроса должны занять подложные апокалипсисы, в которых речь идет главным образом и даже почти исключительно о последней судьбе мира и человека, а также о царстве Мессии, которое по представлению иудеев того времени должно наступить при конце этого мира. Обилие апокалипсисов, даже сохранившихся до нашего времени, указывает на то, что псевдо-эпиграфы подобного рода сделались у иудеев около времен Иисуса Христа излюбленной формой литературных произведений; это объясняется отчасти тем, что апокалипсическая форма открывала авторам свободу высказывать с полною откровенностью заветные думы и чаяния по эсхатологическим вопросам, так сильно занимавшим мысль тогдашнего иудея; при владычестве чужеземцев и даже в правление собственных недостойных царей было крайне рискованно выражать в письменности без всяких прикровенностей свою накипевшую злобу против притеснителей иудейского народа и свои утешительные мечты о восстановлении рода Давидова и открытии всемирного мессианского царства, в котором иудеи сделаются владыками над всеми иноземными и иноверными народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Иуда Маккавей из Первой книги не может быть в хороших отношениях с Никанором, пускай даже на короткое время. Для Иуды Маккавея из второй книги – это возможно, и даже, в контексте всего текста книги, выглядит органично. Различаются книги в отношении к Богу. Неправильно будет сказать, что в 1-й книге Маккавеев присутствует идея Богооставленности иудейского народа. Но там постоянно встречаются указания на то, что время пророков прошло и теперь связь человека с Богом осуществляется только через молитву: «и была великая скорбь в Израиле, какой не бывало с того дня, как не видно стало у них пророка» ( 1Мак.9:27 ), или: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный» ( 1Мак.14:41 ). Защищать от язычников нужно тору, храм, отеческие обычаи. О защите Бога напрямую, не через защиту храма, ничего не говорится. Для 2-й книги Маккавеев участие Бога в судьбе его народа не подлежит сомнению, и иудеи борются именно за Бога. Поражает также количество вариантов наименований Бога, используемое в книге: Повелитель, Владыка, Властелин мира, Царь царей, Святой всякого освящения, Господь Живой и т. д. Во 2-й книге Маккавейской говорится о сотворении мира из ничего, о вере иудеев издревле в воскресение мёртвых ( 2Мак.7:12,44–25,14:44–46 ) и о загробном воздаянии ( 2Мак.6:26 ). Описываются молитвы умерших святых за живых ( 2Мак.15:12–17 ) и живых за умерших ( 2Мак.12:39–45 ). Кроме того, в книге объясняется значение мученических подвигов ( 2Мак.6:18–7:41 ), приводятся примеры непоколебимой веры и надежды на Бога ( 2Мак.1:8–29, 2:17, 3:15, 22, 33–35, 8:18, 27 ) и явного наказания беззаконников ( 2Мак.5:7–10, 9:5–28, 13:6–8, 15:32–35 ). 1.9.2. Авторство. Имя автора книги неизвестно, но есть несколько версий, кем и откуда он был. По одной из версий, он был александрийским иудеем, на что указывает изящество его греческого языка. По другой, он был из Палестины и даже из Иерусалима. Об этом свидетельствует связь автора с иерусалимским храмом, восторженные выражения о нем: «Святейший во всей земле храм» ( 2Мак.5:15 ). Так не мог писать о храме иудей из Египта, привыкший жить без храмового культа. Также свидетельствует о палестинском происхождении автора его хорошее знакомство с историей Палестины и отношениями евреев с соседними народами (см.: 2Мак.13:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глава I Письмо (первое) палестинских иудеев к египетским (1–9). Второе письмо в том же роде (10–36). 2Мак.1:1 Братьям Иудеям в Египте – радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. Письмо Палестинских Иудеев Египетским начинается приветствием, которое выражается и в греческой форме ( χαρειν), и в еврейской ( ειρνην αγαθν – счастливого мира!). 2Мак.1:2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! «Да благодетельствует вам Бог…» – ближе определяется через дальнейшее выражение «да помянет завет Свой с… Авраамом, Исааком и Иаковом», т. е. относительно их потомков. 2Мак.1:3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! «Да даст… сердце, чтобы чтить Его…», т. е. «сердце, чтущее Его», преданное Ему. – «Волю Его» – τ θελματα αυτο, – слав.: хотение Его, выраженное в Его заповедях. – «Всем сердцем» – καρδα μεγαλη – слав.: сердцем великим. 2Мак.1:4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! «Для закона Его и повелений» – ν τω νμω αυτο – слав.: в законе Своем, т. е. в области Своего закона, в дни исполнения его. 2Мак.1:5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! «Во время бедствия» – ν καιρω πονηρω, слав.: во время лукаво, в несчастное время. 2Мак.1:6 Так ныне здесь мы молимся о вас. «Так ныне…» και νν (ср. ст. 9), и ныне, т. е. сообразно высказанным пожеланиям. 2Мак.1:7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 2Мак.1:7–8 . Сообщение, что скорбь и несчастие, постигшие Иудеев при Димитрии (в 169 г. э. Сел. – 144–143 г. до Р. Х.), о чем они прежде писали, теперь прекратились. Здесь разумеется Димитрий II Никатор, воцарившийся после смерти Александра Валаса и Птоломея Филометора в 167 г. э. Сел. (см. к 1 Мак XI: 15–19). – «От святой земли…» – αγα γη Зax II: 12 – так называется Иудея, как место преимущественного пребывания Божия и явлений силы Его. – «И царства», т. е. святого же, Божия: такое наименование усвояется ветхозаветному народу и местожительству его только в данном месте Ветхого Завета. – «Отложением», или отпадением Иасона с его соумышленниками от святой земли и царства – писатель называет известный поступок Иасона, когда он решился купить у Сирийского царя первосвященство за деньги и позволение ввести в Иерусалиме языческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого арестовали семерых братьев, учеников Елеазара, вместе с их матерью Соломонией. Звали их Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Братьев так же, как и их учителя, пытками заставляли вкусить запрещенного и отречься от Бога. Первого приказали жечь на огромной сковороде на глазах у всех, так же поступили и со вторым. Когда Антонин умирал, он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак. 7, 9 ). Когда третьему отрубали руки, Гурий, протянув их, сказал: «От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» ( 2Мак. 7, 11 ). Когда казнили четвертого, он сказал царю: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» ( 2Мак. 7, 14 ). Пятый, Евсевон, казнимый, глядя на царя, сказал: «Имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом. Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое» ( 2Мак. 7, 16–17 ). Алим, умирая, сказал: «Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешив пред Богом нашим, оттого и произошло достойное удивления. Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу» ( 2Мак. 7, 18–19 ). Удивительно мужественно вела себя их мать. Она, глядя на страшные пытки своих детей, убеждала их терпеть страдания: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» ( 2Мак. 7, 22–23 ). Антиох, воспринимая ответы братьев как издевательство над собой, стал уговаривать младшего, обещая обогатить его и сделать крупным сановником. Но так как тот не слушал, то царь начал убеждать их мать, чтоб она уговорила сына отречься. Соломония же так уговаривала сына: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» ( 2Мак. 7, 27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Иосифа» – здесь и в X: 19 – надо принимать за Иоанна ( 1Mak II: 2 ; IX: 36, 38). Четвертый из братьев – Елеазар – упоминается далее (23 ст.), при особом полномочии, без командования отрядом. Он должен был делать при сражении все, что в законе предписывалось священникам ( Втор ХХ: 2 и д.; Чис Х: 8 и д.; 2Nap XIII: 12 ). 2Мак.8:23 Потом приказал Елеазару читать священную книгу, и, обнадежив Божиею помощью, сам принял предводительство над передовым отрядом и вступил в сражение с Никанором. Иуда командовал «передовым отрядом», πρτη σπερα, т. е. первым из 4-х, вероятно, и лучшим из них, который мог быть действительно передовым. – «Обнадежив Божиею помощью…», δος σνθημα θεο βοθεια, слав. точнее: «дав знамение помощи Божия…» Σνθημα у классиков техническое выражение для воинственного пароля. В данном случае паролем давалось выражение «Божия помощь» (ср. XIII: 15). Точный смысл данного места, следовательно, таков: «дав условный знак «Божья помощь», которым Иудеи в общей свалке лучше могли отличать своих и поддерживать общее воодушевление, Иуда и начал сражение. 2Мак.8:24–25 Так как помощником их был Всемогущий, то они побили врагов более девяти тысяч, и еще большую часть Никанорова войска оставили ранеными и изувеченными, и всех принудили бежать. Взяли и деньги у пришедших покупать их; преследовали их на значительное расстояние и возвратились, будучи остановлены временем. «Будучи остановлены временем…» – ρα – время солнечного захода накануне праздника Субботы. 2Мак.8:26 Ибо это был день пред субботою; по этой причине они и не продолжали гнаться за ними. «Не продолжали гнаться за ними…», οχ εμακροθμησαν κατατρχοντες αυτος…, слав. точнее: «непродолжиша гоняще их…» 2Мак.8:27 Собрав же за ними оружие и сняв доспехи с врагов, они праздновали субботу, усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день и начавшего являть им Свое милосердие. «В тот день…», ες τν ημραν τατην, слав.: «в день сей», в который они праздновали впервые мирно и безопасно. 2Мак.8:28–29 После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное разделили между собою и детьми своими. Окончив это, они учредили общественную молитву и умоляли милосердого Господа совершенно примириться с рабами Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010