Таинство Покаяния на протяжении своей истории имело различные имена, различные образы понимания 407 , хотя каждое из них имеет тесную связь с Евангельским провозвестием 408 . Новое понимание обряда не отменяет предыдущего, но разрешает его противоречия; следовательно, верующий, согрешая, никогда не бывает лишен этого обрядового действия, в котором он, принимая Божественное прощение, отвергает зло. В каждой таинственной форме просматривается та динамика, благодаря которой христианская община, видя в грешнике брата, заботится о его спасении ( Мф. 18 ; ср. 9:1–8). Таким же образом как христианская община не может не заботиться о том, кто согрешает после Крещения, так, в свою очередь, и согрешающий должен стремиться обрести этот путь возвращения в Церковь и к Богу. В первые века христианской истории формируется практика «канонического покаяния». Предназначенная для совершивших тяжкие преступления и осуществляемая только один раз в жизни, эта практика налагала на христианина тяжелые обязательства также после торжественного примирения, происходившего с участием епископа. Однако постепенно эта практика выходит из употребления, и на возникающий таким образом кризис таинства Покаяния Церковь реагирует принятием его аскетической модели, в результате чего монашеская практика приобретает особое значение для общехристианского опыта. 3 . В VII веке распространяется практика покаяния, в которой на первый план выдвигается индивидуальная исповедь грехов. Забота о Церкви, о Ее святости ( 2Фес. 3:6–15 ; 1Кор. 5 ; 2Кор. 2:5–11 ; а также 1Ин. 1:9; 3:6–9; 5:6–17 ), на которую опиралась древняя практика отлучения от церковного общения, становится основанием личной заботы о чистоте совести. Это означает, что отдельный верующий открывает сердце тому, кому вверено попечение о нем, чтобы, посредством тесного соединения с Богом, в нем исцелились духовные раны. Исповедь, таким образом, становится основным центром таинственного действия, к которому призывается грешник. В личной исповеди священнослужителю он приводит к завершению процесс внутреннего обращения. В XII веке личная исповедь достигает широкого распространения, она и сегодня является неотъемлемой частью таинства Покаяния 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

7. Пребывание Святого Духа в церкви Христовой Дух Святой сообщился через апостолов и всем верующим в Иисуса Христа. Он теперь пребывает и действует и будет пребывать и действовать в церкви всегда, по обетованию Иисуса Христа ( Ин. 14:16 ). Без Духа Святого нельзя уверовать в Иисуса Христа ( 1Кор. 12:3 ; 1Ин. 4:13 ). Только силою и действием Святого Духа усвояются заслуги Иисуса Христа и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертию, и всеобщее искупление делается достоянием каждого. «Вы... несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас» ( Рим. 8:9 ; ср. 2Кор. 3:16 ). Так что нельзя назвать того верующего истинным христианином, который не имеет в себе Духа Святого. «Аще... кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ( Рим. 8:9 , ср. Ин. 3:5 ). «Во внутренности верного обитает Дух Святой и по той мере, как человек сохраняет в чистоте дом сердца своего, он просвещается, и посредством слез, радости, восхищения, утешения и веселия ощущает огнь Божий, живущий в себе; наипаче же во время праздников, священных собраний и во дни просвещения сходит Дух Святой и Его благодать, живущая в человеке, сликовствует, и сам человек удостоверяется, что он воистину христианин и приял св. Крещение. Посему многие и в мире ощущают действия оной благодати Св. Духа, как то предстоящие алтарю и приступающие к причащению Христовых Таин, ибо они тотчас исполняются слез, радости и веселия» (Блаж. Иерон. Греч. исслед. полезн. всяк. христиан., «Хр. чт.» ч. 2, стр. 127, 128).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

36. О том, сколь спасительно и благотворно для нас памятование о вездеприсутствии Божием и сколь бедственно забвение о Нем Угодник Божий, святитель Тихон, подает нам превосходнейший пример и образец тех чувствований и расположений, кои должно возбуждать в нас памятование о вездеприсутствии Божием: «В доме ли я сижу, – беседует святая душа его сама с собою в задонском уединении, – Господь Бог со мною, из дому ли изыду? Он не оставляет меня. По пути ли иду? Он со мною есть. Во граде ли? в селе ли? в пустыне ли? с людьми ли, или без людей? не отступает от меня Он. Но не вижу Его, " верою бо хожду, а не видением» ( 2Кор. 5:7 ); делаю ли, или говорю, или мыслю? пред Ним все делаю, говорю, или мыслю. На молитве ли стою? пред Ним стою, Он на меня смотрит, и видит меня, видит седание мое и востание мое, и разумеет помышления мои ( Пс. 138:1, 2 ). Пред Ним я колена мои преклоняю, и припадаю, и покланяюсь, и воздыхаю, и молюся Ему, и прошу, и ищу у Него милости: но Его не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои; но Его Самого не вижу». «Сие размышление мое научает меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже; и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать так, как дети пред отцом своим, подданные пред царем своим». Гибельные последствия забвения о вездеприсутствии Божием трогательно излагает св. Димитрий Ростовский : «Где нет присутствия Господня, – беседует он, – где люди не имеют пред очами Бога, где не смотрят на Бога: там не иное что бывает, как присутствие бесов, там бесовская злоба да свинское житие, там люди не как люди, но как бесы и как свиньи бесноватые, в глубине погибели утопающие». Будем же постоянно иметь пред очами Бога и бояться Его. Страх Божий удержит нас от греха. Пример сему – прекрасный Иосиф и целомудренная Сусанна (См. кн.: «Излож. христ. уч. прав. кафол. церкви». Спб. 1869 г. стр. 24–25).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ), и проживешь много времени, и прибавится тебе лет жизни ( Притч. 9:11 ), как ты слышал уже». 25. Вот тебе, друг, согласно твоему требованию речь о Премудрости, её священных действиях и божественных символах, в трех этих книжечках, – речь, относительно достоинства, весьма недостаточная, а сравнительно с нашими силами – никак не маловажная. И сказанное хорошо и в здравом смысле приписывай Слову, в Нем ( 2Кор. 12:19 ) глаголавшим апостолам и пророкам, и прочим чрез принятие Духа ( 1Кор. 2:12 ) мудрым и богословам, которым последовавши, и мы, кажется, сказали нечто здравое; а сказанное неправильно и мало, или совсем недостойно Премудрости, покрывающему меня мраку страстей и происходящему оттого тупому зрению души и ума, почему и не переставай умолять саму ипостасную Премудрость Божию и избавить нас от настоящего омрачения и тьмы, и сподобить будущего света, который в Нем и чрез Него будет познан любящими Его ( Флп. 3:8–14 ). Потому что Ему подобает слава со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь. 2 Св. Дионисия Ареоп. О небесной иерархии, гл. 1. § 2, 7, § 1–3. Максима Испов. Примечания на эту книгу 3 То есть – чувственное движение желательной силы, состоящее в представлении добра или зла. Дамаскина Точное Изл. веры, кн. 2, глава 25). 5 Дамас. Точное изложение веры 111, 15. «В разженном мече как два естества сохраняются, так и два действия, и их окончания» – и проч. 8 Σοφς по сродству с σαφς, ясный, указывает по своему значению на того, кто ясно уразумевает вещи. И сама «Мудрость ( σοφα) учит, потому, что она есть некоторая ясность» ( σαφεα), говорит Ф е о ф и л а к т (в Толковании на 8 ст. XII главы 1-го посл. к Коринфянам). 11 Г р и г о р и я Б о г. Стихотворение «О душе» (Твор. IV, 243). Конечно, эти выражения не должно понимать буквально, а в смысле – творения отличнейшаго. 18 То есть – не приобретая ее отъинуда. «Бог не вмещается местом, пот. что Он невеществен и неописуем: Сам Он есть Свое место, как все наполняющий, высший всего и все содержащий» – Д а м а с к. Точное изложение Веры, кр. 1, гл. 17. 19 Ф е о д о р и т в толковании на Пс. 11 :7Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.: «с е м ь раз пророк употребил вместо м н о г о к р а т н о; пот. что это обычно св. Писанию». Сн. е г о ж е на Пс. 73 :12Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли. и Пс. 118 :64Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя.. И еще до него З л а т о у с т тоже говорит в пятой беседе на Иудеев, в XIX бес. на книгу Бытия и в LXI на Ев. Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Сектанты заблуждаются, не зная Писания и не исполняя учения Христова; «всякий же преступающий во учение Христово и не пребывающий в нем, – по словам св. Апостола Иоанна, не имеет Бога» ( 2Ин. 1,9 ). А не могут ли служить основанием для отрицания молитвенного обращения к Святым слова св. ап. Павла: «Един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2, 5 ). Нет, не могут, так как посредником Христос называется в смысле нашего Искупителя. Как Искупитель, Христос один посредник между Богом и людьми что же касается посредников молитвенных, каковыми являются Ангелы и св. Угодники, то таковых может быть много. Св. ап. Павел в послании к Коринфянам пишет: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1, 11 ). XII. О молитвах за умерших. Что еще отвергают сектанты из учения, прав. Церкви? Молитвы за умерших. Правильно ли поступают сектанты, отвергая молитвы за умерших? Нет, не правильно, потому что молиться за умерших нам заповедует Слово Божие. Где в Слове Божием содержится заповедь о молитвах за умерших? Св. апостол Иаков писал христианам: «молитесь друг за друга» (5, 16 – ср. 1Тим. 2, 1 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, ибо у Бога нет мертвых: у Него все живы. «Бог же не есть Бог мертвых, сказал Спаситель, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20, 38 ). « А живем ли, – писал христианам св. ап. Павел, для Господа живем, умираем ли для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14, 8 ). Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди молились за умерших? Имеются. Пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобой... Не вспоминай неправду отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Во второй книге Маккавейской повествуется о том, как Иуда Маккавей совершил моление о воинах, павших в сражении: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести, тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертвы за грех». При этом св. писатель добавляет: «Он (Иуда) поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12, 39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ап. Павел, желая защитить искренность своего образа действий, приводит в свидетели свою совесть, повелевающую ему поступать прямодушно, по благодати Божией, а не по лукавым расчётам, которые он называет «плотскою мудростью» ( 2Кор.1:12 ). Апостол объясняет изменение плана своего путешествия: вместо того, чтобы идти из Ефеса в Коринф по пути в Македонию и обратно ( 2Кор.1:16 ), о чем, вероятно, он сообщал коринфянам до написания 1-го послания, он идет через Македонию ( 1Кор.16:5 ). Из этого не должно допускать мысли о непостоянстве Апостола, будто у него слово то «да», то «нет» и что он действует «по плоти» ( 2Кор.1:17 ). Его благовестие о Христе всегда и везде одно и то же, как неизменен Сам Христос, в Котором всегда «да» и «аминь», т. е. неизменная истина. Причиной же перемены плана, задержки прихода в Коринф и избрание более длинного пути к ним было желание Апостола дать время Коринфянам исправиться, самим наказать кровосмесника, чтобы не огорчать их строгими мерами апостольской власти: «щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ). 3. Прощение покаявшегося кровосмесника (2Кор.2:1–11) (в современной богословской науке существует мнение, что здесь ( 2Кор.2:5 ) речь идет не о кровосмеснике, а о ком-то ином, кто огорчил ап. Павла во время его посещения Коринфа ( 1Кор.16:5 ). См. еп. Кассиан «Христос и первое христианское поколение». Париж, 1950, стр. 206, а также Новый Завет , Брюссель, стр. 464) Апостол свидетельствует коринфянам свою уверенность в том, что они «верой тверды» ( 2Кор.1:25 ), потому и рассудил дать им возможность искоренить зло самим без строгих мер со стороны Апостола. Видя же, что и коринфяне скорбели о грехе кровосмесника, послушали ап. Павла и отлучили его от церковного общения, Апостол теперь просит «лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор.2:7 ), просит «оказать ему любовь» ( 2Кор.2:8 ) и принять его вновь в церковное общение. Апостол предостерегает коринфян от чрезмерной суровости, чтобы сатана не восторжествовал, доведя христианина до отчаяния, и через это не отторг его от веры и Церкви: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Сатана пользуется как излишней снисходительностью, так и чрезмерной строгостью к согрешившим. II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: ВЫСОТА ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ (2Кор.2:12–7, 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Оттого-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Но Апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, «и одетыми не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ) («хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками божеской славы; этих он и называет «нагими» (бл. Феодорит, цит. по еп. Феофану, Толк. 2-го посл. к Коринф., 77). «Облечение», «одеяние» здесь есть образ получения нового духовного тела после смерти. Итак, тело – не только жилище души, но и её одеяние), т. е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками. Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его – «облечение в небесное», что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни: «Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа» ( 2Кор.5:4–5 ). Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредствованно, – очами веры: «ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). И если земному телу предлежит все равно распадение и смерть, то мы ревнуем о вечности уже сейчас: «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов ( 2Кор.5:10 ), то главное, с чем мы всегда должны заботиться, – это благоугождение Богу: «ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» ( 2Кор.5:9 ). 3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (2Кор.5:11–7, 1) а) «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:11–6, 2 ) Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, ап. Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом ( 2Кор.5:11 ). Во всех своих поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Бога ( 2Кор.5:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Апостол этим побуждает и других в ответной любви ко Христу и к новой жизни в Боге. Любовь ко Христу появляется у нас тогда, когда мы рассуждаем о безмерной любви Его, умершего за всех. Его смерть совмещала смерть всех, значит в Нем мы «все умерли» ( 2Кор.5:14 ). Умерли в том смысле, что и живя еще здесь на земле, «уже не для себя живем, но для Умершего за нас и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), т. е. для Бога. Это отвержение себя, взятие креста своего и следование за Христом по пути исполнения заповедей Его и есть духовная жизнь, в процессе которой рождается новый человек. Поэтому Апостол говорит, что «отныне никого не знаем по плоти» ( 2Кор.5:16 ), т. е. понимаем человека не как плоть и кровь, не по «анкетным данным», о рождении, жизни и смерти, а как личность, возрожденную Христом, ибо «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). По-новому мы видим и Христа: прежнее Его уничижение «по плоти», о чем соблазнялись и иудеи, и язычники, перестает быть уничижением в нашем сознании, и мы воспринимаем Его в вечной славе ( 2Кор.5:16 ). «Тварь», т. е. вся земная природа, древне пораженная грехом, стала «новой», потому что в жертвенной любви Христовой получила обновление и примирена с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, но вменяя людям преступления их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор.5:19 ). Во Христе, по благодати, Бог и оправдал нас: «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Для этого Господь учредил Церковь , снабдив ее всем необходимым: избрал Апостолов и дал им «служение примирения» ( 2Кор.5:18 ), т. е. таинства, и «слово примирения» ( 2Кор.5:19 ), т. е. учение. Апостол побуждает коринфян не пренебрегать этой благодатью примирения, чтобы она «не тщетно была принята ими» ( 2Кор.6:1 ), но принесла обильные плоды. Поэтому надо ценить настоящее время, как величайший дар Божий для спасения: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». «Указывает им Владыку и Благодетеля» (Феодорит). Это обычное во всех посланиях слово. Но как Апостол не скучает поминать его всякий раз, не должно и нам лениться освежить при сем в уме своем то благое помышление, что всякое благо нисходит к нам от Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, прибавляя: во Святом Духе, – от Пресвятой Троицы, – Бога единого и благожелательного, и щедродательного бесконечно. 2. Начало послания (2Кор. 1:3–11) Начинает свое послание святой Павел излиянием благодарных чувств к Богу за утешение в скорбях его и всех трудящихся в благовестии и избавление его от недавней смертной опасности, питая надежду, что Он и не перестанет избавлять, при споспешествовании тому, между прочим, и молитвы верных коринфян ( 2Кор. 1:3–11 ). а) Воссылая Богу благодарение за утешение в скорби, Апостол удостоверяет, что это Бог делает для блага верующих ( 2Кор. 1:3–7 ), и б) питая надежду на избавление впредь от бед, участниками в доставлении сего блага признает и молитвы верных ( 2Кор. 1:8–11 ). Там и здесь выражает самый тесный союз трудящихся в благовестии с верующими в него, под влиянием их благовестия. а)Бог посылает скорби для блага верующих (2Кор. 1:3–7) 2Кор. 1:3, 4 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. «Благословен Бог!» Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от «толикия смерти во Асии» ( 2Кор. 1:10, 8 ), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде ( 2Кор. 2:13 ) и в Македонии испытывавший «вниуду брани, внутрьуду боязни», утешен был пришествием Титовым ( 2Кор. 7:5, 6 )! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» употреблено в таком же значении, как и Сам Господь сказал по воскресении: «восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ), то есть по домосроительству спасения нашего. «В словах сих ничего нет нового. Одного и того же Христа, по Его человечеству, Он есть Бог , а по Божеству Отец» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2Кор. 3:14–16 . Только у самых упорных слушателей апостольской проповеди «тоже самое покрывало (неразумия) доныне остается на снятым при чтении ветхого завета, потому что оно снимается Христом» ( 2Кор. 3:14 ), ибо, как толкует Св. Златоуст, не принявшие Христа, Который отменил закон, откуда могут узнать, что сей закон отменен? «Доныне когда они (т. е. упорные и нравственно испорченные евреи) читают Моисея, покрывало (неверия) лежат на сердце их; но когда обращаются к Господу (Христу), то это покрывало снимется», и умственная слепота их проходит ( 2Кор. 3:15–16 ). Таким образом, примечает Св. Златоуст, Апостол до конца выдержал историю. Ибо Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое; когда же обращался к Господу, снимал с себя покрывало. 2Кор. 3:17–18 . Свою речь о светлости и просветленности новозаветного учения Св. Апостол заканчивает сими словами: «Господь (сказуемое) есть Дух (подлежащее). А где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3:17 ). Т. е. если многосложность ветхозаветных предписаний, стесняя свободу тогдашних людей, лишь постепенно руководила их, как возрастающих людей, ко Христу, то напротив, сыны нового израиля, под влиянием благодати Духа Святого, свободно и прямо приближаются к самому Господу Христу; или, как выражается далее Апостол, «мы все (т. е. не Апостолы только, но и все верующие) открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор. 3:18 ), тогда как в ветхом завете блистал один Моисей после бесед своих с Богом. г) Наконец (в-четвертых), столь могущественные свойства христианского откровения, несмотря на его неудобоприемлемость для разума, устраняют всякое уныние в его проповедниках, всякую боязнь неуспеха и всякую надобность прибегать к хитростям и искажениям ( 2Кор. 4:1–6 ), каковые допускали, как видно, в Коринфе лжеучители и разделители христианского общества. Напротив, проповедники евангелия Апостолы «открывая (чистую и неприкрашенную истину», смело представляют себя (т. е. свою проповедь) совести каждого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ), ибо проповедь о Господе Иисусе действует неотразимо на неиспорченные сердца. «Если же и закрыто (т. е. неудобовосприемлемо) благовествование наше, – прибавляет Апостол, – то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» ( 2Кор. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010