Наконец, необходимо рассмотреть отношение Ветхого Завета к Завету Новому. Если мы назовём Ветхий Завет формой или силуэтом, тогда Новый предстанет в качестве исполнения формы или сущностью силуэта. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ; ср. Лк.22:37, 24:44 ; Ин.17:4 ; Деян.1:16, 7:17 ). Другими словами, Ветхий Завет через точные наброски обнажает нам жизнь Мессии, Его дело, Его «портрет». «Что пророки изрекли чрез столь великий ряд Писаний, истинно духовный (христианин) объяснит, к какой особенной черте распоряжения Господа относится каждое из изречений и вместе покажет весь состав дела Сына Божия, всегда зная Одного и Того же Бога и всегда познавая то же Слово Божие, хотя Оно ныне только открылось нам…» 27 . Ветхий Завет христоцентричен: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Поэтому-то священномученик Ириней Лионский и советует внимательней читать как Евангелие, так и Писания пророков, поскольку там «вы найдете, что вся деятельность, всё учение и всё страдание Господа нашего предсказано ими» 28 . Такое прочтение Нового Завета (через Ветхий) является, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова , одним из важнейших условий для правильного его разумения 29 . Ветхий Завет, в свою очередь, открывает свои смыслы, когда прочитывается через Новый. Христос — средоточие Писания, высвобождает его от наложенного на него покрывала (см. 2Кор.3:13-16 ). Таким образом, как говорит Сугерий (XII в.), «что Моисей скрывает, учение Христа вскрывает» 30 . Подобное высказывание мы находим и на статуе апостола Павла в церкви святого Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Апостола раскрывает: зёрна, данные на Синае, благодаря Апостолу стали мукою» 31 . Если говорить о соотношении обоих Заветов между собой, то они будут связаны как рука и душа, как деятельность, побуждаемая сердцем, самим сердцем. «Учения закона и пророков дают законы руке, а Евангелие — душе. Они исправляют и направляют деятельность, а Евангелие — сердце. Они подобны учителю-грамматику, а Евангелие — высокому философу», — таким видит это соотношение преподобный Исидор Пелусиот 32 . Два Завета через взаимосвязи укоренены друг в друге, оба вплетены в историю человечества. Однако ни один из них не является целью как таковой для другого: Ветхий Завет — чтобы достичь и претвориться в Новый, а Новый — чтобы стать исполнением Ветхого, так же, как человечество не для того родилось, чтобы о нём была написана история. Оба Завета имеют одну общую цель, одно средоточие, один центр. Об этом прекрасно сказал знаменитый ученый Блез Паскаль: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» 33 . А средоточие обоих — Христос.

http://azbyka.ru/zachem-chitat-vetxij-za...

младенцев мучеников и где их священные останки хранятся за железной решеткой (см. о Киево-Печер. лавре). Кондак, гл. 4. Звезда волхвы посла к Рождшемуся, и Ирод неправедное воинство посла люто, убити мня во яслех, яко Младенца лежаща. Ап. ( 2Кор.5:15–21; 180 зач.; Ев. см. 26 дек.). Пр. отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпаемых. Родом из Апамеи Сирской, он подвизался сначала в г. Ефесе, а затем перешел в Царьград в обитель Неусыпающих (сн. 23 февр.), где за добродетельную жизнь и сделан был настоятелем. Проведя 60 лет в повседневном умерщвлении плоти, посте и молитвах, он мирно скончался в 485 или 486 г. (по иным в 470 г.). Пр. аддеа исповедника, ученика и слуги св. Феодора Студита (см. 11 нояб.). При имп. Льве Армянине он пострадал за иконопочитание и скончался от ран чрез 3 дня после биения его палицами, в 818 г. Препп. Марка пещерника, еофїла плачливого и Іанна Печерских. Они подвизались в конце XI и в начале XII в. в Киево-Печерской обители. Пр. Марк, чистый по сердцу, простой по жизни, занимался копанием пещер и могил. За этот тяжелый труд он не брал ничего, разве кто сам давал ему что-нибудь, да и это он раздавал нищим. Плоть свою он удручал ношением тяжких вериг и ныне висящих над его мощами; здесь же находится и его медный крест – внутри полый, который служил ему мерой утоления водой жажды: когда его томила жажда, он не более пил воды, сколько вмещалось в этом кресте. Своими подвигами пр. Марк так угодил Господу, что повелений его слушались мертвые. Пр. еофил в ожидании близкой кончины так много плакал о грехах, что потерял зрение. Брат его, пр. Иоанн, прославившийся дивными подвигами, скончался раньше его. Пр. Марку вместе с пр. Феофилом есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. Пр. еофила Омучского, скон. 29 дек., в каковой день и творится его память. См. 21 окт. 30 . З. Св. муч. Ансїи (девы), пострадавшей при Максимиане (285–305 г.). Родом из г. Солуни, дочь богатых и благочестивых родителей, она, посвятивши свою жизнь Господу, пребывала непрестанно в посте и молитве и употребляла свое имущество на помощь бедным, большим и заключенным в темницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Растительная пища почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия (2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки.    Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.    «Если удержишь чрево, сказал святой Василий Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти». Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.    Слово 1, гл. 4.    Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.    Там же.    Там же.    Алфавитный Патерик.    Лествица. Слово 14, гл. XII.    Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения. 12. О молитве. Статья I    Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться.    Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.    Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.    Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

79. Виды промышления Божия о человеке 1 . «Бог попускает часто и праведнику впадать в несчастия, чтобы сокрытую в нем добродетель показать другим: так было с Иовом. 2 . Иногда допускает нечто, по-видимому, несообразное, чтобы несообразным, по-видимому, действием произвести что-либо великое и удивительное: так Крестом совершено человеческое спасение. 3 . В некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести, или не впал в высокомерие, по причине данных ему сил и благодати: так было с ап. Павлом ( 2Кор. 12:7 ). 4 . Бог оставляет человека на время для исправления другого, чтобы другие, смотря на него, вразумлялись: так было с Лазарем и богатым ( Лк. 16:19–31 ). Ибо, видя страждущих, естественным образом приходим в себя. 5 . Иного же оставляет Бог и для славы другого, не за собственные его и не за родительские грехи: так слепой от рождения был слеп для славы Сына человеческого ( Ин. 9:2, 3 ). 6 . Еще Бог попускает страдать человеку для возбуждения другого к соревнованию, чтобы, видя возрастающую славу пострадавшего, и другие бестрепетно подвергались страданию в надежде будущей славы и из желания будущих благ. Так было с мучениками. 7 . Иному попускает Бог впасть в гнусное дело для исправления другой худшей страсти. Так, если кто превозносится своими добродетелями и заслугами, Бог попускает ему впасть в блуд, чтобы он чрез сие падение пришел в сознание свой немощи, смирился и принес исповедание Господу. При сем должно заметить, что многоразличны способы Божия Промысла и их нельзя ни выразить словом, ни постигнуть умом» (Из творений св. Иоанна Дамаскина ).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

46. Учение церкви о непостижимости таинства Пресвятой Троицы «Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство (таинство троичности лиц в Боге) и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть Един в существе и Троичен в лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог, именуемый Иегова, свидетельствует устами пророка: «Кому Мя уподобисте? и сравнисте, и приложисте Мя, и приуподобисте Мя, да буду подобен Ему?» ( Ис. 46:5 ). Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть и язык изречь Его. И так должно сказать с апостолом: низлагаем помышления и всякое возношение взимающееся на разум Божий, и пленяем помышления и всякий разум в послушание Христово ( 2Кор. 10:4, 5 ) («Исповед. веры» ч. I, отв. на вопр. 10).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Верою ходим, а не видением (2Кор. 5:7) Что будем делать мы, желая только видеть, а не верить? Мы будем подобны тем детям, которые, закопав зерно в землю, каждую минуту возвращаются посмотреть, выросло ли оно. Что станется с разными предприятиями и добрыми делами, если люди будут домогаться лишь такого успеха, который был бы для них осязателен и видим? Нет, Бог благословляет только тех, которые имея достаточно к Нему доверия, относят к Нему и каждый успех, говоря словами ап. Павла: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ). Известно, что один знаменитый астроном, всеобъемлющий гений которого открыл законы движения планет, видел свои громадные труды непризнанными современниками. Доведенный до крайней нищеты, он находился на пороге смерти. Один друг спросил у него: не тяжело ли ему умирать, видя, что открытия его непоняты? «Друг мой, – отвечал ему Кеплер, – Бог ждал пять тысяч лет, прежде чем одно из Его творений открыло удивительные законы, данные Им светилам небесным. Разве я не могу ждать также, пока мне воздадут должное?» Заметьте эти слова, вы, также составляющие творение Божие! Действуйте, если это нужно, без успеха, говорите, не будучи слышимы, любите, не будучи понимаемы, бросайте свой хлеб неблагодарным, но чтобы победить мир для истины, ходите верою, а не видением! («Из Бесед Берсье», т. I, стр. 154).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О дарах Святого Духа Деян.2:17–18 . «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Объяснение. Это пророчество Иоиля об излиянии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян.2:16 ) исполняется в православной Церкви чрез преподание людям благодатных даров в таинствах: 1Кор.12:13 ; Еф.4:5 , но тем не менее излияние Духа на всех не исключает разделения дарований и разделения служений: 1Кор.12:4–5:29 . 1Кор.1:7 . «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особенных целей божественных подаваемы были христианам апостольского века. Во всей целости Церкви Христовой, Дух Святой, обитающий в ней, и теперь по отношению к отдельным членам Церкви разнообразит Свои дары и разделяет действия и служения: 1Кор.12:4–5:9–11 . Основные места Священного Писания в учении о таинстве миропомазания 2Кор.1:21–22 . Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши. 1Ин.2:20–21 . Впрочем, вы имеете помазание от Святого, и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Деян.2:38 . Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Деян.8:12:14 . Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким образом, никто не может услышать слово Бога, если прежде не освятится, то есть если не станет свят «и телом, и духом» ( 1Кор.7:34 ), и если не омоет свои одежды. Ибо вскоре идти ему на брачный пир вкушать плоть Агнца и пить чашу спасения. Да не придет на этот пир никто в грязной одежде. Премудрость также повелевает это в другом месте: «Да будут во всякое время одежды твои светлы» ( Еккл.9:8 ). Ибо твои одежды были однажды омыты, когда ты принял благодать крещения, очистился телом, омылся от всей нечистоты плоти и духа. «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15, 11:9 ). Послушай теперь своего рода освящение: «Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» ( Исх.19:15 ). И Апостол говорит о том же: «Хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор.7:1 ). Тем не менее, брак – надежное средство для тех, кто нуждается в нем по своей слабости. И все же послушаем совет Апостола: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие… и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:29–31 ). Временное царство проходит, чтобы пришло непреходящее и вечное, как предписано нам произносить в молитве: «Да придет Царствие Твое» ( Мф.6:10 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О сияющем лице Моисея и о покрывале, которое он положил на лицо свое 1 . Прочитанный нам отрывок из книги Исход либо побуждает нас искать понимания, либо отвращает от этого поиска. Он побуждает умы пытливые и независимые и отталкивает умы праздные и поглощенные заботами, ибо сказано: «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» ( Исх.34:30 ). И немного ниже: «Положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало» ( Исх.34:33–34 ). Но Апостол, рассуждая над этими вопросами с присущим ему возвышенным пониманием, о котором он сказал: «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), говорит: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» ( 2Кор.3:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава XII Восхищение Апостола Павла до третьего неба и удручающий его ангел сатаны (1–10). Заключительные замечания апостола к своему самовосхвалению (11–21). 2Кор.12:1–10 . Так как Коринфянам, конечно, хотелось иметь другие удостоверения в истинности апостольского достоинства Павла, помимо тех, о которых он говорил в предыдущей главе, т. е. хотелось каких-нибудь чудесных знамений от него, то Апостол теперь говорит о том необычайно чудесном обстоятельстве, какое имело место в его жизни четырнадцать лет тому назад. Он имел необычайное видение – восхищен был в рай и там видел то, что и пересказать нет возможности. И вообще он имел очень много откровений, так что Бог послал ему какую-то болезнь, для того чтобы Апостол не слишком превозносился в своих собственных глазах. 2Кор.12:1 .  Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Ап. сознает, что самовосхваление ему не принесет пользы. Почему? Да потому, что он должен при этом, принимая во внимание желание Коринфян, говорить о чрезвычайных, бывших ему откровениях и видениях. Между тем среди читателей его послания всегда могут найтись такие люди, которые посмотрят подозрительно на этот рассказ Апостола и сочтут его человеком, склонным к простой экзальтации, способным принимать собственные фантазии за божественные откровения. Да, Апостолу хвалиться невыгодно! Но тем не менее он должен это сделать, так как в противном случае те же читатели могут сказать, что он гораздо ниже других проповедников, которые хвалились тем, что видели и слышали Самого Христа. Между «видениями» и «откровениями» есть некоторое различие. Первые предполагают собою откровение в символических образах и картинах, вторые – откровения в словесной форме. 2Кор.12:2 .  Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет [в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает] восхищен был до третьего неба. Апостол говорит здесь о себе (ср. ст. 6 и 7), но говорит о как постороннем человеке по своей скромности, а отчасти и как исторический повествователь о совершившемся с ним событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010