92 Под волей души И. Кассиан, очевидно, разумеет волю, или точнее, расположение человека в цельном составе и, как такую, отличает от воли духа и плоти в их особости (см. Соб. IV, 7–12). Ведь, и воля плоти и духа, не особые какие-то воли, а только выражение потребностей этих частей человека, взятых в отдельности, в форме волевых стремлений. Очевидно, волю И. Кассиан считал за силу, которая в себе уже несет известное внутреннее стремление к приобретению такого или иного содержания, берет ее, как силу стремящуюся. 100 Таким образом, в круге христианского мышления не только идея Церкви и идея борьбы связаны, но и идея жизни человеческой, идея плана наличного его бытия не отделима от идеи борьбы. Α где борьба, там и подвиг. Да и общность идеи Церкви и борьбы понятны только при последнем. 103 Часто преп. Кассиан употребляет выражение «закон пороков», обозначая этим, очевидно, уже совокупность греховных действий и их проявление в жизни. Соб. XXIII, 15; XII, 2. 115 См. лекции по пастырскому Бог. Архиеп. Антония, мыслями которого в настоящей статье мы пользуемся. 118 Припомните слова Апостола о том, чем должна регулироваться свобода христианина: всякий стоит или падает Господеви; у всякого свое духовное дарование, нужно не претыкание ставить ближнему, а помогать ему, умаляя и ограничивая себя ( 1Кор.9:24 ). 119 Α личность пастыря сама по себе не должна особенно значить. Ап. Павел хорошо выясняет роль пастыря в посланиях к Коринфянам. 121 Носитель определенной идеи и последовательный в своих принципах человек даже в мирской жизни пользуется всегда уважением, даже у противников: политических и других, а человек колеблющийся, куда ветер подует и всем друг, никогда не пользуется почетом. 123 Знаете, как люди ненавидят своего кумира, которому они прежде покланялись; если он на чем-либо преткнется и не оправдает их вожделений и ожиданий. 126 То же самое буквально говорит и ап. Павел: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас не доставало сил. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы вас вознести? Чего у вас не достает пред прочими церквами, разве только того, что я не был вам в тягость. Простите мою такую вину. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезмерно любя вас, я меньше любим вами. ( 2Кор.12:13,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кто знает, может быть Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:5, 6–9 ). «Так, в великом городе Ниневии, в неслыханном дотоле вопле слились голоса людей и животных... От страданий они уподобились мрачным теням, от строгого поста сделались подобными обгоревшим головням, от бдений растаяли кости их, остались только кожа и остов... В эти шесть седмиц и мертвым было спокойнее, нежели им, оставшимся в живых. Они были тоже мертвецы, только не погребенные. Весь город несет одно иго – покаяние...» (11, 98, 105). «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и не навел» на ниневитян истребления ( Ион.3:10 ). «Если бы, – пишет свт. Василий Великий , – с ниневитянами не постились и бессловесные, то им не избежать бы угрожавшего» бедствия. Великий проповедник покаяния – Предтеча и Креститель Иоанн, живя в пустыне, питался акридами 33 и диким медом... Киево-печерские подвижники благочестия, по словам профессора-хирурга Архиепископа Луки (Войно-Ясинецкого), «посмеивались над законами физиологии питания и жили по сто и более лет», питаясь просфорками, хлебом и водою. «Эти блаженные люди, изнуряющие плоть свою, держали ее в повиновении духу... Они знали, что дух властвует над плотью, что дух неизмеримо сильнее плоти, что все происходящее в теле нашем, направляется духом, живущим в нас» (Проповедь 3.XII.1949). «Известно, что иные деревья нужно подрезать, чтобы они приносили плоды; нам ведомы люди, которым в монастырской келье открываются бескрайние духовные горизонты, и эти люди, идя от ограничения к ограничению, достигают подлинной свободы» от оков плоти (105, 572–3). Они, оставаясь в плоти, становятся тогда способными возвышаться и приступать своим духом к Богу, Который есть Дух. «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» ( Прит.15:17 ). Языческое воззрение 34 ошибочно. Оно опровергается всем сонмом христианских мучеников и подвижников благочестия. «Дух человека переносит его немощи» ( Прит.18:15 ). «Сила Моя, – сказал Господь ап. Павлу, – совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Часто с нами бывает такое: болеет дух, а мы откармливаем свое тело и думаем, что как только оно разжиреет, то сейчас же и вселится в него «здоровый дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Весьма возможно, что в этом рассказе мы имеем уже позднейшую приписку, сделанную именно сирским переводчиком апокрифа и отсутствовавшую в греческом тексте. Самая мысль о составлении апокрифа в виде именно переписки Ап. Павла с Коринфянами, по Цану, могла возникнуть из 1Кор.7:1 по сравнению с 5:9. Город Филиппы, как место написания 3-го послания к Коринфянам, мог быть избран потому, что Апостол был в нём несколько раз ( Деян.16:12–40 ; – 18:5; – 20:1–6), – из Македонии писал Апостол к Коринфянам ( 2Кор.7:5–9:5 ) а из Коринфа в Македонию (1 и 2 к Фессалоникийцам). И хотя заключение Апостола в темницу, описанное в Деяниях 16:12–40, было до основания Коринфской Церкви, но на основании 2Кор.11:22 сл. (cp. 1 Посл. св. Климента к Коринфянам, V. 6. Funk, р. 68) легко было придумать другие узы Апостола в тех же Филиппах. 1393 Сделанный Канайянцем немецкий перевод толкования св. Ефрема на апокриф Цан издал в «Истории новозаветного канона», по местам сравнив этот перевод с армяно-библейским текстом по переводам Вистона и Аухера-Ринка и разными шрифтами отличив буквальный текст апокрифа от толкования или свободного перифраза св. Ефрема. 1394 Благодаря незнанию латинского текста апокрифа, Цан иногда принимает за перифраз такие слова, кои представляют более древний текст, чем —11— армяно-библейские рукописи, – и наоборот, перифраз св. Ефрема считает за текст апокрифа. 1395 Исследование Цана всецело покоится на труде Аухера-Ринка. Самостоятельный и научно-ценный труд представляет небольшая статья молодого ученого Феттера (Vetter) в католическом журнале Theologische Quartalschrift за 1890-й год. 1396 Приводимым у Ринка-Аухера свидетельствам Нерсена Лампронского (XII ст.), Феодора Кертенавора (VII ст.) и св. Григория Просветителя (IV ст.) автор не придает никакого значения – первым двум по их сравнительной недревности, а цитат из апокрифа у св. Григория он не нашел в приписываемых Просветителю Армении речах. Однако ж последние два свидетельства зачеркнуты Феттером слишком поспешно. Феодор, как мы знаем, ссылается на св. Григория, как на древне-церковный авторитет, каковой для VII-ro века могли иметь только творения глубокой христианской древности. А цитат св. Григория Феттер, как оказывается из сообщения Каррьера, не нашел потому, что искал не там, где надо, именно у Агафангела (V в.), представляющего очень древний авторитет. 1397 Впрочем эти суждения о приведенных Ринком-Аухером свидетельствах не воспрепятствовали Феттеру признать апокриф произведением глубокой христианской древности. Подобно Цану, исследователь со всею справедливостью придает существенно-важное значение комментарию св. Ефрема Сирина на этот апокриф. Комментарий представляет древне-армянский перевод с Сирского, – издан он по рукописи 999-го года, – сомневаться в его подлинности нет оснований. 1398 Во всяком случае свойства толкования дают видеть в нём произведение V-ro века и перевод с сирского. 1399 О происхождении апокрифа Феттер высказы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В одной статье Святославова Изборника (1076 г.) важность чтения объясняется такими сравнениями: «узда коню правитель есть и воздержание, праведнику же книги; не может корабль составиться без гвоздей, и праведник без почитания книжного, красота воину оружие, а праведнику почитание книжное 33 ». Ссылаемся в особенности на замечательное в этом отношении свидетельство современника, пресвитера Илариона. В своём слове «О законе и благодати», написанном в исходе первой половины XI века, он говорит: «Излагать в сем писаний проповедь пророков о Христе и учение Апостолов о будущем веке было бы излишне и клонилось бы к тщеславию: ибо что писано в других книгах и вам уже известно 34 , о том предлагать здесь было бы признаком дерзости и славолюбия». «Мы пишем, – продолжает он, – не для не знающих, а для насыщающихся с избытком книжною мудростью 35 ». И это сказано спустя лишь полстолетия после введения христианства у нас, то есть, о первом же поколении людей, учившихся в школах Владимира и Ярослава. Конечно, прежде всего пастыри и учители церковные должны были отличаться этою «мудростью», почерпнутою из Св. Писания и святоотеческих творений, – именно из этих, а не из иных источников, как это мы видим из дошедших до нас богословских сочинений наших предков XI и XII веков. Они не были и не могли быть навеяны влиянием учителей греков: бывшие у нас в то время первосвятители греки составляли писания преимущественно полемические (против латинян) и канонические, необходимые для устроения юной Русской церкви 36 . Нет, это были сочинения вполне оригинальные, почерпнутые непосредственно из Слова Божия и творений отцов церкви. Читая эти драгоценные остатки нашей духовной литературы домонгольской эпохи, невольно поражаешься глубиною разумения Слова Божия авторами их, а также теплотою, задушевностью их речи, их сердечным смирением и вместе радостным воодушевлением. «Мы веруем, потому и говорим», могли они сказать о себе с апостолом ( 2Кор. 4. 13 ). Замечательный пример тому представляет вышеназванный нами пресвитер Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Возражение 1 . Представляется, что проклятые не увидят славы святых, поскольку они больше удалены от славы святых, чем от счастья этого мира. Они не видят что происходит с нами: следовательно, Григорий, комментируя «В чести ли дети его» ( Иов. 14,21 ), говорит: «Как те, которые все еще живут, не знают в каком месте находятся души умерших, так мертвые, которые жили в теле не знают ничего о жизни тех, кто пребывает во плоти » (Moral. XII). Следовательно, в меньшей степени они смогут увидеть славу святых. Возражение 2 . Далее, то, что даруется как величайшая милость святым в этой жизни никогда не будет даровано проклятым. Апостолу Павлу была дарована величайшая милость увидеть жизнь, которой святые живут вечно с Богом ( 2Кор. 12 ). Следовательно, проклятые не увидят славу святых. Этому противоречит написанное, что богач, будучи в муках «увидел... Авраама и Лазаря на лоне его» ( Лк. 16,23 ). Отвечаю: Проклятые до Страшного суда увидят святых во славе, не для того, чтобы знать какова эта слава, но чтобы увидеть их в состоянии славы, которое превосходит все мысли. Это будет беспокоить их, потому что они желают через зависть печалиться о счастье, и потому что они потеряли право на эту славу. Следовательно, написано относительно грешников: «Увидев» они «смутятся великим страхом» ( Прем. 5,2 ). Однако после дня Суда они все будут удалены от видения святых: это не уменьшит их наказание, но наоборот, увеличит его, потому что они будут помнить славу святых, которую они видели до Суда или в день Суда, и это будет мучить их. Более того, они будут мучиться, обнаружив себя недостойными видеть славу, которую святые заслужили иметь. Ответ на возражение 1 . События этой жизни не мучают проклятых в аду так, как вид славы святых; поэтому вещи, которые случаются здесь, не показаны проклятым таким же образом как слава святых; хотя из тех вещей, которые происходят здесь, показаны только те, которые способны вызывать в них печаль. Ответ на возражение 2 . Апостол Павел смотрел на эту жизнь, в которой святые живут с Богом SS, Q A ad 2], действительным опытом и надеясь иметь ее более совершенной в грядущей жизни. Не так с проклятыми; поэтому сравнение неуместно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

411 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 5, стр. 100. Св. Григорий Н., придавая, как упомянуто, этому знамению такое же Мессиански-прообразовательное значение, между прочим замечает: «превращение жезла в змия да не смущает Хри­столюбцев тем, что понятие о таинстве приспособляем к животному про­тивного вида, ибо Сама Истина не отвергает сего изображения ( Ин. 3:14 ). Слово сие ясно: ибо если отец греха в Бож. Писании наименован змием, и рожденное змием без сомнения есть змий, то следует, что грех соименен с родившим его. Апостольское же слово свидетельствует, что Господь ради нас соделался грехом ( 2Кор. 5:21 ), восприяв на Себя греховное наше естество. Следовательно, гадание сие справедливо прилагать к Господу. Ибо, если грех есть змий и Господь соделался грехом; тот, кто есть грех, соделывается для нас и змием, чтобы поглощать и истреблять Еги­петских змиев, оживотворяемых волхвами, а по совершении сего снова обращаться в жезл» (его тв. ч. 1, стр. 268–269). 418 Св. Кирилл Иер. «Огл. поуч.» XII, 9, – стр. 214. Подобно сему св. Златоуст объясняет слова Псалмопевца, сказанные им от лица Бога Отца к Иисусу Христу: «Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя» ( Пс. 2:7 ). «Как выражение: «сый» употребляется о Боге в настоящем времени, потому что оно всего более прилично Ему и (все выражение) «Сын Мой еси ты» означает не что иное, как то, что Он из Самого Отца; так выражение: «днесь», мне кажется, сказано здесь по отношению к плоти Христовой» (посл. к Евр. стр. 37). 424 «Чтобы показать, что Он (Иисус Христос) есть истинно Бог и вместе человек, – говорит св. Отец, – пророк приписывает Ему свойства Божеские и человеческие. Именно, что Он поистине был во плоти, в этом он удостоверяет, говоря, что пища у Него была приличествующая младенцам – «мед и млеко». А что Он, хотя и соделался плотию, тем не менее будет выше греха, как Бог, этому научает он, тотчас же прибавляя, что «прежде, неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» ( Ис. 7:16 ), ибо люди еще не достигшие зрелости и не дошедшие до меры возраста, который как бы от самого времени почтен благоразумием, не совсем способны различать, что дурно и что хорошо... Истинно же это в отношении к Самому Христу и знаменует всегдашнюю твердость Божественного естества в добре» (Его тв. ч. 6, стр. 216–217).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В той же, например, проповеди на 12 декабря, о.Иоанн в конце слова говорил об этом так: «Мирские люди ставят нам в укор золотошвейные одежды и митры, упрекая нас в роскоши. Да не Сам ли Господь Бог облек Своих священников в особенные благолепные одежды, повелев Моисею сделать для них одежды благолепия и красоты? Царь одевает своих слуг золототкаными мундирами и всячески отличает и награждает их. Царь ли неба и земли не имеет власти отличать Своих слуг, предстоящих Его страшному и славному престолу, одеждами блистающими, как ангелов земных? Дай Бог только, чтобы мы старались соответствовать своему призванию и радели о спасении душ человеческих, да были бы светлы душами своими». Но не меньше удивляет нас и другое свойство его: любовь к Богу и к людям. О том и другом он так часто и много говорит в своем Дневнике, что потребовались бы десятки страниц выписок. Однако это ничуть не говорит против отмеченного главного назначения священства: посредничества, ходатайства, уполномоченности. Все это тесно связано с любовью. В самом деле: как уполномоченный от Господа, он должен вести себя в духе своего Господина. Бог же есть любовь! И если бы Батюшка проявлял только величие и силу Божию в себе, он был бы плохим посредником: совершенно необходимо священнику быть подобным Богу, Уполномочившему его на это служение, то есть иметь любовь. Да этого же требует и смиренное сознание священником своей уполномоченности: ведь он не господин, а только слуга Божий; поэтому не своей силой силен он, а силой Уполномочившего его; и цель у него – та же, которую имеет и Господь: спасение людей, примирение их, – прежде изгнанных врагов Божиих, – с Богом. Как посредник он – представитель и пасомых им людей. И он должен любить, просить, ходатайствовать за свою паству. Тем более, что они «родные» Христу, Сыну Божию, братья Ему по плоти, а еще прежде – по созданию. Они были и остаются «образом» Божиим, образом Уполномочившего священников служить спасению этого образа. Как мы видим, Батюшка почти постоянно твердит об этом образе в своем Дневнике. Он часто, очень часто напоминает нам об этом: ведь грехи лишь короста на человеке, а суть-то его – все тот же образ Божий! Тем более помнил и чувствовал это сам о.Иоанн! Да иначе и быть не могло! Поэтому он и в заглавии проповеди на 12/XII приводит следующие слова из апостола Павла: «Он (Христос) должен был во всем уподобиться братиям (людям), чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» ( Евр.2:17 ). И другой стих: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам (священникам) слово примирения» ( 2Кор.5:19 ). Так объединяются различные виды пастырской деятельности – ходатайство, совершение таинств, проповедание Слова Божия и руководствование верующих в жизни. Иначе можно назвать эти виды так: молитва, таинства и руководство; последнее возможно объединить с проповедью, так как она есть тоже – руководство ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вместо предисловия И состав, и происхождение настоящего сборника определились совершенно случайно. Он является ответом на настойчивые просьбы благосклонных слушателей, пожелавших видеть мое устное слово в печати, в отдельно изданном сборнике. Но, к сожалению, те проповеди , которые показались моим слушателям наиболее задушевными, а потому были и наиболее удачными по своему воздействию на аудиторию, не вошли в состав этого сборника. И это по той простой причине, что у меня не было времени их записать. По особым условиям моего служебного положения я призван проповедовать почти ежедневно, а в воскресные и праздничные дни количество произнесенных за день проповедей иногда возрастает до четырех и пяти. При постоянной текучести наплывающих и сменяющих друг друга новых образов, конечно, создается очень неблагоприятное условие для того, чтобы сказанное раз слово удержалось в памяти и сознании в своей первоначальной форме, дабы быть восстановленным потом «во время благоприятное» ( 2Кор.6:2 ). Поэтому состав настоящего сборника пришлось ограничить прежде всего теми проповедями, которые были произнесены по официальному назначению и подлежали предварительной цензуре епархиальной власти, куда они представлялись по необходимости в записанном виде, а потом теми, которые удалось восстановить по случайным записям некоторых моих благосклонных слушателей. Так как при этом большая часть проповедей восстанавливалась по записям во время печатания самого сборника, то поэтому в размещении их отсутствовала какая-либо система, и оно имело совершенно случайный характер. Пусть указанные условия происхождения настоящего сборника хоть несколько оправдают перед судом читателей и смелость издания его, и часть тех недостатков, которые, несомненно, будут замечены в этих слабых опытах моего проповеднического слова. Протоиерей Петр Миртов Петроград, Обводный, 116 1914. XII. 16 Царь и народ (Речь, произнесенная по прочтении Высочайшего Манифеста о войне с Германией перед молебном на Варшавском вокзале в Петрограде 20 июля 1914 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010