Поэтому в Священном Писании, как слове Божием, следует различать дух и букву: буква облекает дух, как солома зерно (littera cooperit spiritum, sicut palea tegit frumentum). Но есть солому свойственно животным, а человек должен вкушать злаки, ибо буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3,6 ). А поэтому мы должны от «внешности» буквы идти к «внутренности» духа; особенно это касается Песни песней, где под покровом «слов о внешней любви» (verba exterioris amoris) скрывается духовный смысл любви Божественной: через этот «язык страсти» мы обязаны перейти к добродетели бесстрастия (per haec verba passionis transire ad virtutem inpassibilitatis). Средством, или как бы «механизмом» (machina), для такого перехода и возвышения до духовного смысла является иносказание (4). Таким образом, «Толкование на Песнь песней» св. Григория в отношении метода и подхода к Священному Писанию принципиально ничем не отличается от рассмотренных выше его экзегетических произведений; уточняются лишь детали и нюансы данного подхода. Можно еще отметить, что святителю вплоть до самого последнего времени приписывалось также и «Толкование на Первую книгу Царств»: оно даже начало издаваться под его именем 441 . Однако совсем недавно ученый, предпринявший это издание, убедился, что данное сочинение принадлежит не святителю, а, скорее всего, средневековому монаху Петру Кавскому (XII в.) 442 . И уже под именем этого монаха продолжается издание произведения 443 . Что же касается толкований на Новый Завет , то единственным памятником творчества св. Григория в этом отношении являются переиздаваемые ныне «Беседы на Евангелия» 444 . Написаны они были в самом начале архипастырской деятельности святителя, а позднее, по его обыкновению, лично отредактированы, о чем он и сообщает в предисловии. Частично они произносились самим св. Григорием, а частично, когда он болел, читались священнослужителями, которым папа поручал это дело. Все они являются литургическими проповедями и произносились во время торжественных богослужений, которые весьма любил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

XII. Милостыню должно подавать с радостью и с веселым расположением духа. «Если даешь что нуждающемуся, – говорил преп. Исаак Сирин , – то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, то вид лица твоего утешит его более потребности телесной (сл. 89). Подавай милостыню с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил нищий, ибо сказано: «посли кусок твой на лице ближнего, и не по многом времени найдешь воздаяние» ( Еккл.11:1 , сл. 56). «Раздробляй алчущему хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой» ( Ис.58:6–7 ), и все сие делай радушно, – говорит св. Григорий Богослов . – Таким образом готовность твоя усугубит цену доброго твоего дела, – ибо, что делается с печалью или по нужде, то не может быть приятным и изящным; оказывая благодеяние, должно радоваться, а не сетовать» (Сл. о любви к бедным). «Мы удивляемся Аврааму, – говорит св. Златоуст, – не только потому, что он заколол тельца и замесил муки, но потому, что он с великим удовольствием и смиренномудрием принимал странников, выходя им на встречу, услуживая им, называя их господами, полагая, что он нашел сокровище бесчисленных благ, когда видел проходящим какого-нибудь странника, – ибо таким образом бывает двойная милостыня, когда мы даем с охотою: «доброхотна бо дателя любит Бог» ( 2Кор.9:7 ) (Б. на сл.: «подоб. ересем быти»). «Будем подавать бедным милостыню с щедростью и горячим усердием, никогда не делая неприятного вида при подаянии, но разговаривая с ними всегда кротко и показывая великую снисходительность к ним. «Приклони, – сказано, – ухо твое... и отвещай ему мирная в кротости» ( Сир.4:8 ), чтобы, еще прежде подаяния, ласковыми словами ободрить сокрушенную великой бедностью душу его. Ибо лучше «слово паче даяния» ( Сир.18:17 ). Так-то и слово может ободрить душу и доставить ей великое утешение» (34 б. на кн. Быт.). XIII. Милостыню должно стараться подавать тайно. «Будем заботиться о том, – говорит св. Златоуст, – чтобы благодеяние оставалось тайным: «да не увесть, – говорит Господь, – шуйца твоя, что творит десница твоя» ( Мф.6:3 ). Пусть не знает о сем ни слуга, ни – если можно – жена; много бывает соблазнов со стороны лукавого. Часто случается, что прежде она никогда не препятствовала, а тут станет препятствовать, вследствие тщеславия, или чего-либо другого, – ибо и Авраам, несмотря на то, что у него была достойная удивления жена, намереваясь принести в жертву сына, скрыл это от нее, хотя и не знал, что должно было произойти, так как он был уверен, что действительно принесет его в жертву. Хотя бы смотрели на него, как на собственный член, однако не должны, без крайней надобности, спешать открывать ему свои намерения, ибо от этого происходит много бед; и кто увлекается тщеславием, тот часто встречает в этом препятствие» (14 б. на 1 п. Тим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он всемогущ, праведен, благ, премудр; словом, Ему приличествуют все наименования и понятия, обозначающие свойства Божественные. Теперь смотри – каким образом все упомянутые нами свойства, т. е. благость, премудрость, всемогущество, правосудие, совокупились в явленном нам благодеянии. Как благий, Он возлюбил преступника; как премудрый, Он нашел средство возвратить плененных; как правосудный, Он не силою отъемлет их у поработившего, возымевшего право на владение ими, – но, взамен содержимых в рабстве, отдает Самого Себя, дабы, подобно поручителю, берущему на себя долг, освободить содержимых из-под власти содержащих. Как всемогущий, Он не был удержан адом, и плоть Его не видела истления ( Псал. 15:10 ): ибо невозможно, чтобы Начальник жизни был удержан тлением. Ты говоришь, что постыдно было вступать в жизнь человеческую, и подвергаться страданиям телесным. Но сим самым ты доказываешь великость благодеяния Божия. Поскольку не было другого способа извлечь человечество из бездны зол: то Царь всякого блаженства благоизволил собственную славу променять на уничижение нашей жизни. Чистота вмещается в нашей нечистоте, но нечистое не прикасается к чистому, как говорит Евангелие: свет во тьме светится, и тьма его не объят ( Ин. 1:5 ); мрак исчезает от лучей солнечных, и солнце не помрачается тьмою; смертное поглощается жизнью, по слову Апостола ( 2Кор. 5:4 ), и жизнь не истощается смертью; истлевшее сохраняется от нетлевшего, и к нетлению не прикасается тление. Таким образом, вся тварь участвует в хвалении Господа, всякое создание единогласно воссылает славословие Владыке своему, и всякий язык, небесных и земных и преисподних, взывает, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца благословен во веки веков. Аминь 48 . 48 См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom LXVI, col. 1127–1150; сравн. „Торжественник“, рукоп. Московск. Синод. библиот. IX в. (281–CCLXXI), л.л. 72–81; „Христианск. Чтен.» 1837 г., ч. IV, стр. 247–274. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 12 Что такое духовные дарования в христианстве (1–3). Единство духовных дарований при их различии (4–13). Разнообразие дарований, служений в Церкви, подобное разнообразию членов в теле человека (14–31) Предварительное замечание . С XII-й и по XIV-ю главу Ап. говорит о так называемых духовных дарованиях ( χαρσματα πνευματικ), которые проявлялись преимущественно при богослужении. Отсюда связь XII-й главы с XI-й, где также шла речь о богослужении, ясна. Но что такое были эти духовные дарования? Выражение «дарование» ( χρισμα) обозначает такую способность человека, какая подана ему божественною благодатью ( χρις). Таким образом, этот термин указывает более на происхождение дарования. Что касается выражения «духовный» ( πνευματικς от πνεμα), то этот термин обозначает рассматриваемое явление более со стороны его сущности, показывая, что оно идет от Духа Святого и сосредоточивается в духе человека. Церковь есть тело Христово (см. ст. 27), т. е. орган, чрез который Христос, после Своего вознесения на небо, осуществляет на земле план Свой, подобно тому, как прежде Он приводил в исполнение Свои намерения посредством Своего собственного тела. Вознесшийся Христос живет в верующих чрез Своего Духа, и верующие чрез это становятся деятельными членами тела Христова. Но деятельность их основывается на чрезвычайных силах, какие Христос им сообщает. При этом, однако, имеют значение и собственные способности человека: они усиливаются под действием Духа Христова и направляются на служение целям Божиим. Но пока духовный человек не достиг совершенной святости, до тех пор он не может быть всецело предан Богу и служить Ему, как должно. Эгоизм, гордость, суетность, лицемерие, ложь, зависть и ненависть значительно изменяют характер духовных дарований (ср. 2Кор. 7:1 ). В Коринфе такое влияние страстей и предрассудков было особенно сильно. Люди, владевшие духовными дарованиями, старались только о том, как бы им блеснуть перед другими. Ценились поэтому такие дарования, которые проявлялись в особенно поразительных формах, и презирались такие, которые хотя и приносили большую пользу Церкви, но не отличались внешнею эффектностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«»Которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» ( Откр.20:9 ). Упоминаемый здесь зверь может быть предметом особого исследования; однако же правой вере не противоречит разуметь под ним сам нечестивый град и народ неверных, враждебный народу верному и граду Божию. Образом же его, по моему мнению, называется лукавство его в тех людях, которые веру как будто исповедуют, но живут как неверные. Ибо они изображают из себя не то, что они на самом деле, и называются не истинным видом, а ложным подобием христианина. К тому же самому зверю относятся не только открытые враги имени Христова и славнейшего града Его, но и те плевелы, которые в конце века должны быть собраны от Его царства, под которым разумеется Церковь . А эти, не поклонившиеся ни зверю, ни его образу, кто они, как не те, которые исполняют слова апостола: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными ( 2Кор.6:14 )? Они не поклоняются ему, т. е. не сочувствуют, не подчиняются; и не принимают начертания, т. е. клейма преступления: на чело – ради исповедания, на руку – ради дел. Чуждые этого зла, они, при жизни ли еще в этой смертной плоти, или после смерти, царствуют уже со Христом и теперь известным, соответствующим настоящему времени образом, во весь тот период, который обозначается числом тысяча лет». Толкование блаженного Августина на слова Священного Писания Примечания: 1 Антихрист. http://gramota.ru 2 Священномученик Ипполит Римский . Слово о Христе и антихристе .  3 Там же. 4 Викторин Петавский . Жизнь. 5 Святитель Андрей Кесарийский . Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова  6 Преподобный Ефрем Сирин . На пришествие Господне (I)   7 Невоструев К. М . Слово святого Ипполита об Антихристе. В славянском переводе по списку XII в. М., 1868. С. 4. 8 Блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, Слово о кончине мира, и об антихисте, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа.  9 Священномученик Ириней Лионский . Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) .

http://azbyka.ru/pechat-antixrista

И как спасен был при этом Моисей, так спасен будет и Иисус. Как при рождении Иисуса Христа на небе возгорелась звезда, которую пронаблюдали волхвы с востока, так египетские звездочеты наблюдали в ночь рождения Моисея появление новой звезды и предсказали, что родился избавитель израильтян. А вот как Моисей стал косноязыким. Это произошло, когда он был еще мал и воспитывался при дворе фараоновом: «Привязался к ребенку и фараон, ласкал его, забавлял, а Моисей нередко снимал с головы фараона венец и надевал себе на голову. Не по душе была эта забава волхвам, приближенным фараона. В ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа. Теперь, видя Моисея, забавляющимся таким образом фараоновым венцом, волхвы обратились к повелителю Египта, говоря: Государь! Предостерегаем тебя от опасности, угрожающей тебе в лице этого ребенка: теперь он забавы ради надевает на себя венец твой. Однако как бы он не оказался тем именно, о котором мы пророчествовали, что он в будущем отнимет вместе с короною и царскую власть у тебя. И начали уговаривать фараона убить Моисея. Бывший среди них мадиамский жрец Иофор 4 сказал: – По моему мнению, ребенок этот еще не сознает того, что делает. Мы можем это испытать: пусть поставят перед ним блюдо с золотом и раскаленными угольями. Если ребенок потянется к золоту, то это докажет, что он способен действовать сознательно, и в таком случае казните его, если же он протянет руку к угольям, тогда за что же убивать его? Когда блюдо было принесено, Моисей протянул руку к золоту, но архангел Гавриил оттолкнул руку Моисея – и он, схватив уголек, сунул его себе в рот и обжег язык. С тех пор Моисей и сделался косноязычным» Агада, с. 51, Шемот-Раба, 1]. Согласно с Агадой, с некоторыми различиями в деталях, описывает это событие Иосиф Флавий Иуд. древности, II, гл. 9, п. 7]. Скорее всего, на основе Иосифа Флавия повествует об этом же византийский историк кон. XI или нач. XII в. Георгий Кедрин в своем «Историческом синопсисе», откуда это сказание переходит и в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского Жития святых, 4 сент.]. Так косноязычие Моисея от горящего угля стало печатью его Божественного избрания от рождения, памятью утопленных ради избранника еврейских младенцев, жалом в плоть ( 2Кор. 12:7 ) великого Боговидца. Зрящему Бога понадобятся уста, которыми станет его брат Аарон. Итак, он будет твоими устами ( Исх. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава XII Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд и кричавшей от мук рождения (1–2 ст.); явление дракона с семью головами и десятью рогами (3–4), рождение младенца и бегство жены в пустыню на 1260 дней (5–6). Борьба добрых Ангелов со злыми, низвержение последних с неба и небесная радость по этому поводу (7–11). Предостережение живущим на земле от диавола, начавшего преследовать жену, которую спасла земля (12–16); преследование христиан драконом (17 ст). Откр.12:1 .  И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле «оказалось пред глазами», «внезапно стало видимым». Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет знамение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе ( 2Кор.12:12 ). Знамение – небесного происхождения, и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ откровения Божественной воли. Знамение это есть жена. – Самым справедливым мнением может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов и кончая временем господства антихриста. Жена – это именно святая и славная Христова Церковь , какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, – Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. – Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены – Церкви. Луна при жене – с тою же целью, т. е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Думаете ли, братия, что сей несчастный пример должен просто пройти мимо нас, и нам не нужно из него взять никакого урока? – Я не так думаю. Кто не любит света? Кто позавидует мраку? – Но что говорит истина? – «Бе свет истинный, иже просвещает». Следственно есть и ложный свет, который блещет поверхностно, а не просвещает внутренно. И так не может ли случиться и между нами, как случилось некогда в Иудеи, что прельщенные светом, блещущим поверхностно, не узнают и не примут света, просвещающаго внутренно? Не могут ли встретиться и ныне люди, которые не называются, правда, и, вероятно, не пожелали бы назваться книжниками, но которые, над какою-нибудь темною книгою, в тумане воображения, увидев призрак истины, вследствие того почитают себя способными произносить суд над таинствами веры, над мудростию Церкви, над делами Провидения Божия в роде человеческом? – Что подобныя опасения не излишни, и внушаемая ими осторожность благопотребна, в том уверяет меня Апостольское слово. Не к иудейским книжникам, но к Христианским уже мудрствователям, следственно и ко мне и к вам, простирает Апостол увещание: «глаголю благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовати в целомудрии», то есть, с благоразумною осторожностию, не выходя из пределов смиренномудрия, «коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры» ( Рим. 12:3 ). Христе, Свете истинный! Просвещай нас Твоим светом, вразумляй Твоим словом, руководи Твоею премудростию Дух смиренномудрия даруй нам, «да низлагает Он в нас всякое возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор. Х. 4–5 ). Да познаем, как недостаточна и ненадежна мудрость мира, которая заботится украсить ум, но не улучшает сердца, которая богата мыслями и словами, но скудна делами, которая легко все судит и осуждает, но никого спасти не может. Тебе да исповедуем, Тебе да последуем, Твоим спасительным делам да чудимся, Тебе да прославляем, Христе, Божия сила и Божия Премудрость! Аминь. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Надлежит совершать крестное знамение тремя/первыми/пальцами/правой руки/, поскольку так запечатлевается призывание Святой Троицы (о Которой пророк говорит: «Кто взвесил тремя пальцами прах земли?» 656 ) так, чтобы сверху спускаться вниз и идти справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и прошел от иудеев к язычникам 657 . Тот способ наложения крестного знамения, который описывает папа Иннокентий III, в то время (конец XII века) еще только диакон Римской Церкви, был обычной практикой и в Восточной Церкви того времени и остается таковой и по сей день у православных христиан. Но и некоторое время после великого раскола 1054 года крестное знамение оставалось жестом, полным глубокого, продуманного символизма, продолжавшим объединять Восток и Запад. Но, как видно из продолжения только что процитированного нами текста, уже в то время «некоторые» начали полагать знамение в направлении поперечной стороны Креста наоборот, то есть слева направо, как сегодня повсеместно принято на Западе. Этому давалось символическое и практическое объяснение. Нам следует, говорилось, переходить от убожества (которое символизировала левая, «плохая» сторона) к величию (символизируемому правой, «хорошей» стороной), как и Сам Христос перешел от смерти к жизни и от ада к раю. Кроме того, нам надлежит совершать крестное знамение таким же образом, каким нас осеняют при благословении. Иннокентий не касается символического обоснования, однако практическое не считает важным. Он справедливо указывает на то, что мы не осеняем других крестным знамением так, словно они поворачиваются к нам спиной, но делаем это, становясь лицом к лицу! Поэтому священник полагает крестное знамение по поперечной стороне слева направо, так что верующий принимает благословение справа налево, то есть так, как если бы он крестился сам. Прискорбно, что от «некоторых» этот обычай перешел ко «многим», а затем и ко «всем», несмотря на ясные слова великого папы, и таким образом была утрачена важная часть того общего наследия, что связывало Восток и Запад. Но еще прискорбней то, что сегодня на Западе, возможно, никто уже не знает символики крестного знамения, переданной нам отцами. Заключение. «Сокровище в скудельных сосудах» (2Кор.4:7)

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010