Ибо какой вред или какое осквернение может быть для Бога от такого домостроительства (нашего спасения)? Не видите ли вы это солнце, у которого тело чувственное и разрушимое, хотя бы язычники и Манихеи, слыша это, тысящекратно задыхались от досады? И не оно только, но и земля, и море, и все вообще видимые твари подверглись суете. Послушай, как Павел объясняет это, когда говорит: суете бо тварь повинуся не волею, но за новинувшаго ю на уповании. Потом, объясняя, что значит повиноваться суете, он продолжает: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Римл. 8:20, 21 ). Следовательно, теперь она разрушима и тленна: ибо работать истлению значит не что иное, как быть тленною. Итак, если солнце, тленное тело, изливая везде лучи свои, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистые лучи, и, сообщая свои благие действия многим из воспринимающих его тел, само не получает ни малейшего зловония и осквернения: то гораздо более Солнце правды, Владыка бестелесных сил, приняв чистую плоть, не только не осквернился, но и сделал ее еще более чистою и святою. Помышляя обо всем этом и припоминая следующее изречение: вселюся в них и похожду ( 2Кор. 6:16 ), и еще: храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ), – будем и мы говорить против неправомыслящих и заграждать бесстыдные уста нечестивых, а нашим благам будем радоваться, прославлять воплотившегося Бога за такое снисхождение и по силам нашим оказывать Ему достойную честь и воздаяние. Для Бога от нас никакого иного воздаяния быть не может, как только спасение нас и душ наших и ревность к добродетели. Не будем же неблагодарными к Благодетелю, но станем все по силам нашим приносить все, веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие, дружелюбие. Настоящее время кратко, возлюбленные: будем трезвиться, бодрствовать, искренно оказывать всякое попечение о всех, быть благоговейными во всем. Не будем оскорблять Бога, вместо примирения с Ним, но, оказывая всю чистоту и безмятежность души, будем умилостивлять Владыку нашего Иисуса Христа, да приимем обетованные нам блага, благодатью и человеколюбием Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь 55 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И хотя заключение Апостола в темницу, описанное в Деяниях 16, 12–40, было до основания Коринфской Церкви, но на основании 2Кор. 11, 22 сл. (cp. 1 Посл. св. Климента к Коринфянам, V. 6. Funk, р. 68) легко было придумать другия узы Апостола в тех же Филиппах 33 . Сделанный Канайянцем немецкий перевод толкования св. Ефрема на апокриф Цан издал в „Истории новозаветного канона“, по местам сравнив этот перевод с армяно-библейским текстом по переводам Вистона и Аухера-Ринка и разными шрифтами отличив буквальный текст апокрифа от толкования или свободного перифраза св. Ефрема 34 . Благодаря незнанию латинского текста апокрифа, Цан иногда принимает за перифраз такие слова, кои представляют более древний текст, чем армяно-библейския рукописи, – и наоборот, перифраз св. Ефрема считает за текст апокрифа 35 . Изследование Цана всецело покоится на труде Аухера-Ринка. Самостоятельный и научно-ценный труд представляет небольшая статья молодого ученого Феттера (Vetter) в католическом журнале Theologische Quartalschrift за 1890-й год 36 . Приводимым у Ринка-Аухера свидетельствам Нерсена Лампронского (XII ст.), Феодора Кертенавора (VII ст.) и св. Григория Просветителя (IV ст.) автор не придает никакого значения – первым двум по их сравнительной недревности, а цитат из апокрифа у св. Григория он не нашел в приписываемых Просветителю Армении речах. Однакож последния два свидетельства зачеркнуты Феттером слишком поспешно. Феодор, как мы знаем, ссылается на св. Григория, как на древне-церковный авторитет, каковый для VII-ro века могли иметь только творения глубокой христианской древности. А цитат св. Григория Феттер, как оказывается из сообщения Каррьера, не нашел потому, что искал не там, где надо, именно у Агафангела (V в.), представляющего очень древний авторитет 37 . Впрочем эти суждения о приведенных Рннком-Аухером свидетельствах не воспрепятствовали Феттеру признать апокриф произведением глубокой христианской древности. Подобно Цану, изследователь со всею справедливостию придает существенно-важное значение комментарию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не тот любит себя, кто только ищет пользы своей: но тот прямо себя любит, кто любит всех, и свято наблюдает пользу всех, как собственную свою; Том II. стр. 425. XII. Богатство О всем всегда всяко довольство имущее, избыточествуете во всяко дело благо. 2Кор.9:3 . I. Богатство само чрез себя есть вещь средняя; по разным употреблениям бывает оно добро или худо. Дает Бог его добрым и за тем нельзя его назвать худым: имеют же его и худые, и по тому нельзя его почесть за истинный плод добродетели. Честь или бесчестие богатого зависит от доброго, или худого богатства употребления. Том II. стр. 131. Невиновно богатство да и богатиться не грех , но во всем должна быть мера. При собрании богатства, во-первых надобно наблюдать честность, то есть не думать, чтоб всякий способ позволен был к обогащению себя; второе богатству не отдавайте всего своего сердца, ведая, что не тот богат, кто много имеет, но кто малым доволен, Тот богат, кто и с нищетою дружно живет. Когда нищета соединена с безопасностью и спокойством; то она должна быть почитаема выше богатства, беспокойством и ежечасным страхом смущаемого. Том I. стр. 15, 144. Богатства чтоб приобрести, стоит великих трудов; чтоб сберечь, стоит великого страха; чтоб порядочно употребить, потребен благоразумия подвиг. Не имея оного, беспокоимся; получив оное, страшимся, чтоб какой случай его не восхитил. Не употребляя его, должны обременить дух свой тягостью сребролюбия; употребляя же должны бояться, чтоб непорядочным употреблением не расслабить тела и духа. Том XI. стр. 224. II. Но сие есть несчастье человеческого рода, что редко когда мы можем свои меры сохранить. Оное справедливое о нуждах своих попечение часто обращается в студный порок корыстолюбия, непомерные заботливости, скупости и роскоши. Бесчисленные ненасытные люди сожаления достойны, что столь много, а напрасно себя беспокоят; но при том и досадны, что сами, излишеством всяким изобилуя, попускают другим от скудости истаевать: а иногда и всякого проклятия достойны, когда разорением других себя обогащают, и на развалинах убогих свои расширяют здания. И сей есть первой непозволительного корыстолюбия способ.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Не отразилось ли это увлечение и на Апостоле 262 ? Догадки этого рода естественны по соотношению благовестника к Филону, стоическому в воззрениях 263 , и через него или прямо по связи со стоицизмом, родственным с гераклитовскою теософией 264 , которая лежала в его основе 265 и была фундаментом стоической физики 266 . Стоицизм во многом был возвращением к Гераклиту 267 . Так, распространенная стоиками (пантеистическая) логология воспринята отсюда 268 , а равно учение о божественном огне 269 инереальности человеческого восприятия по причине мировой текучести 270 . И уже в начале XVII в. отмечались тесные сближения 271 при достаточном количестве фактических иллюстраций (для 1Кор.15:32 . 2Кор.7:2 . Флп.3:20 ) 272 , но последние заимствовались из подложных гераклитовских писем позднейшего происхождения 273 , и потому допустима зависимость обратная – от апостольских писаний 274 . Иначе придется заранее отрицать подлинность последних, а это будет тенденциозною предзанятостью 275 . Но и помимо сего открывается близость к Гераклиту даже в основных частях послания к Римлянам 276 . Вместе с этим подвергается сомнению и этот документ в соответствующих отделах (гл. XII-XVI) 277 , особенно же послание к Ефесянам 278 , которое принижается до степени чуть не компиляции из гераклитовских философем, хотя и защищается библейская его оригинальность 279 . Такое мнение представлялось тем более законным, что философское содействие для послания к Ефесянам допускают и авторы 280 , не думающие о непосредственном знакомстве Апостола с мнениями Платона и Аристотеля 281 . Усердие в данном направлении доходит до того, что нам внушается, будто «параллель у Гераклита к известному христологическому месту в послании к Филиппийцам ( Флп.2:6–11 ) столь близкая и поражающая, что едва. ли она случайна и делает вероятною догадку о генетической связи». Сходство заключается в следующем. «В стиле своей мистически-теософической спекуляции Гераклит воображал, что абсолютное может обнажаться своего высшего состояния, спускаясь в низшие сферы бытия, подчиняясь страданиям и даже смерти, а когда этим будет засвидетельствована его добродетель, – возвращается к своему первоначальному положению» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Теперь аллилуарии поются перед Евангелием, состоят из двукратного аллилуйя, одного стиха и снова аллилуйя. Устав Римской церкви предписывает его петь всегда, кроме Великого поста и подготовительных к нему недель, в будни адвента и в посты четырех времен. В это время поется у католиков вместо аллилуария, так называемый tractus [протяженность, течение (лат.)], состоящий из нескольких стихов псалма, иногда даже и одного псалма целиком. По мозарабскому церковному уставу, аллилуйя, называемая «lauda» [хвала (лат.)], поется после Евангелия и тоже переменно со стихами псалма. На Востоке аллилуйя перед Евангелием поется также попеременно со стихами псалмов; у абиссинцев – 9 раз, у несториан 3 раза и возглашается, читавшим Апостол, диаконом; копты перед Евангелием не поют аллилуарий, но читают 50-й псалом. Древнейшее упоминание об аллилуарии в православном богослужении находим в иерусалимском грузинском канонаре VII века. Нынешние воскресные аллилуарии утвердились в нашей практике уже в XII веке 153 . Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву «прежде Евангелия». В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь. Эта молитва читается еще раз священником на утрене (на всенощной), во время чтения шестопсалмия, как 9-я утренняя молитва. " Возсияй в сердцах наших ( 2Кор. 6:6 ), Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи ( Еф. 1:18 ) во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше ( 2Пет. 2:11 ), духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси Просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». В то же время, диакон, окончив каждение, приходит к священнику и, «подклонив ему главу свою, держа орарь крайними персты и указуя на Евангелие», говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста такого-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

А в чем состоит сила добродетели? В удалении от мира и в прилеплении к Богу: ибо никто же может двема господинома работати. Не можете, говорит Господь, работати Богу и мамоне ( Матф. 6:24 ), т. е. сребролюбию и добродетели. Не можем мы прилежать добродетели и греху: ибо „кое общение свету ко тме“, или Христу с диаволом ( 2Кор. 6:14–15 )? Невозможно человеку и любить плотские похоти, и творить дела добродетели. К тому же, заповеди Христовы легки и облегчающи; а грехи тяжелы и отяжеляющи. Тяжко же паче то, что мы напрягаемся совместить противоположности и полагаем возможным и к плотским похотениям благоволить, и духовными деланиями заниматься с успехом. Итак, обратимся к себе; и если мы достигли меры совершенной добродетели, то слава Святому Богу, от Которого нисходит всякое даяние благо и всяк дар совершен. И позаботимся пребыть твердыми, страхом Божиим, соблюдая себя непоколебимыми и неизменными в добрейшем благоустроении нашем. Если же мы не достигли меры совершенства, и во многом недостаточны, то поспешим и напряжемся достигнуть совершенства, пока еще есть время для делания, утверждаясь верою, окрыляясь надеждою, связуясь любовью, украшаясь смиренномудрием, светясь послушанием, испытуясь терпением, просвещаясь исповеданием, и всеми прочими добродетелями, свидетельствуя о себе, что мы – мудрые, искусные во Христе и мудрые рабы Господни, дабы и настоящую жизнь провести нам добродетельно и мирно, и будущих благ достигнуть, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 172 . 172 Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. col. 614. „Добротолюбие», в русск. переводе, т. IV. Москва. Издание 1889 г., стран. 419–420; „Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника“. Калуга. 1896 г., стран. 236–238. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О, человеколюбивый и Божественный глас! „Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, – Меня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания, от холода». Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне ( Матф. 21:9 ). Благословен грядый простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы ( 1Тимоф. 3:16 ). Благословен грядый показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения ( Евр. 2:15 ). Благословен грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядый принести Себя в жертву за нас ( Ефес. 5:2 ), очистить все грехи ( Евр. 2:17 ) и примирить со Отцем ( 2Кор. 5:18 ). Благословен грядый разрушить смерть ( 2Тимоф. 1:10 ), возродить нам воскресение ( 1Петр. 1:13 ), избавить от рабства ( Евр. 2:15 ) и даровать в наследие усыновление ( Ефес. 1:5 ). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать, и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных, Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося ( Матф. 18:12 ), обратить от ложного пути ( Иак. 5:20 ) и удостоить древнего наследия. Ибо мы – людие Твои и овцы пажити Твоея ( Псал. 78:13 ), и все находимся под Твоею властью, и Тебе славу и благодарение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом, единосущной, животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь 173 . 173 Настоящая беседа переложена на русский язык с греческого текста изданного г. С. Аристархасем в официальном органе Константинопольской патриархии κκλησιαστικη λϑεια (1883 г., 34, стр. 328–331); по мнению издателя, эта беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Сравн. „Церковные Ведомости“ 1899 г., 15, стран. 609–614. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Обстоятельства оглашения читателей опять не совпадают с данными о миссионерской деятельности благовестника в Писидийско-Ликаонской стране. Посещение ее было решено по самому плану, и это намерение осуществлялось, несмотря на отпадение молодого помощника – Марка. В Галатии же св. Павел задержался по «немощи плоти» ( Гал. 4:13 ), т.е. непредвиденно, и начал здесь благовествовать вопреки своим исконным предположениям. Пытаются (W. М. Ramsay) использовать и этот факт в интересах южно-галатийской гипотезы. Допускается, что разумеемая болезнь, напрасно сближаемая с «пакостником плоти» ( 2Кор. 12:7 ), была особая местная малярия, эндемически свирепствовавшая по низменному Памфилийскому побережью с наносными разложениями и болотистыми миазмами. Апостол, захватив ее там, будто бы поспешил для своего поправления на здоровую возвышенность около Антиохии Писидийской, где затем и произошли описанные в послании сцены. Но если они имели столь важное миссионерское значение, то выйдет, что у Дееписателя сделан существенный пропуск, совершенно непонятный и неизвинительный при его подробном рассказе о том периоде. Чистая догадка, что болезнь была малярийная и постигла именно в Памфилийской низине. Захворать можно везде, особенно слабому Павлу, который взял потом с собою Луку, возлюбленного ему и в качестве врача ( Кол. 4:14 ). По сравнению с ним молодому Марку, якобы оставившему Апостола из-за климатических неприятностей, нечего было бояться опасностей и лишений путешествия по суровой и нездоровой стране, раз это не устрашало болезненного учителя и раз последний направился теперь в благоприятную климатически местность на высоком плато. Зато для Марка было бы совсем преступно покинуть немощного Апостола в известной разбоями (Страб. XII, 7:2) Памфилии ( Деян. 13:13 ), а св. Павлу невдолге после выздоровления оказалось бы непосильным перенести тяжелые физические испытания с побиениями чуть не до смерти ( Деян. 14:19–20 ). При том же – согласно посланию – болезнь была причиною остановки и благовестничества, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы оне могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога–Слова, как Царя, но и для нас, рабов Божиих притекающих ко вселяющемуся в Нее: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой апостол Павел, движимый любовию, говорил к своим возлюбленным чадам: сердце наше распространися: не тесно вмещается в нас ( 2Кор. 6:11, 12 ). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она ость невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующее, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердой та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто пожелал сего: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет; но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благоутробному прошению. Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы, с таковым приветствием: «Радуйся, все непорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцем и Святым Духом, и Тебе, Дщери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки». Аминь 208 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Источник Часть 18, Глава 6 Часть 18, Глава 8 О таинстве миропомазания Скачать epub pdf Оригинал: 34 Мб 7. Что значат слова: «Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2Кор. 1:21, 22) Помазание в Ветхом Завете, употреблявшееся для утверждения в избрании на высшее служение или должность, было внешним признаком этого избрания. В таком значении оно употребляется и в церкви христианской; но при этом нужно заметить, что избрание или посвящение христиан к высшему служению требовало от них высших сил и способностей, которых недоставало естественному человеку. Эти высшие силы сообщались благодатию Св. Духа, и потому помазание в церкви Христовой должно было быть духовное, или лучше, должно сопровождаться обильным излиянием Св. Духа, Который давал верующим силы возрастающие и укрепляющие. Это излияние Духа называется иначе запечатлением и обручением, вернее – залогом обручения. Как печать кладется на предметы для означения их присвоения известному лицу, или как печать прилагается к тем документам, которые выдаются лицам во свидетельство их личности или для доказательства данных им прав и пр.: так и Бог излиянием Духа Св. положил на христианах печать в доказательство их принадлежности Христу (извествуяй во Христа), в удостоверение их личности и для утверждения их самих в том, что они действительно получают обещанное им. Слово «обручение», или залог указывает на такое же вступление христиан в завет с Богом, какое совершается в браке. Как здесь в знак верности и взаимной любви дается кольцо: так в доказательство взаимной верности Бога относительно своих обетований и человека, относительно исполнения их, и в залог взаимной любви подается Дух Святой. В приведенных словах апостола православная церковь находит основание для внешнего совершения таинства миропомазания. Все это апостол приводит для того, чтобы показать, что истинность его проповеди, а следовательно и всего сказываемого им зависит не от него, а от Бога. – (См. «Руковод. к истолк. чтению книг Нов. Завета», А. Иванова . Изд. 2-е Киев, 1875 г., стр. 251 – 253).   Читать далее Часть 18, Глава 6 Часть 18, Глава 8 Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Telegram-kahaлы Пожертвовать Комментарии для сайта Cackl e

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010