Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН УРАНИОТ [греч. Ιωννης Ορανιτης], визант. мелург (XV в.). Точные даты жизни неизвестны. Упоминание его имени в рукописях визант. периода (Аколуфия Soc. of Antiquaries of London. 48, ок. 1430 г.; Анфология Пападики Ath. Pantokr. 214, 1433 г.; Пападики-Матиматарий Ath. Cuml. 456, 1443 г.; Пападики Athen. Bibl. Nat. 2406, 1453 г.) позволяет предположить, что он род. в нач. XV в. и умер в конце того же столетия. Его имя включено в каталог мелургов архидиак. Антиохийской Патриархии Никифора Кантуниариса Хиосского (см. рукописное Собрание «экзегезисов» (Συλλογ ξηγσεων) Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143, нач. XIX в.). Совр. исследователи также считают его мелургом позднепалеологовского периода (1433 г. или ранее; см.: PLP, N 21167). Прозвище Ураниот могло быть связано с местом его происхождения или деятельности - Ураносом (совр. ном Трикала, Греция; см.: Λεξικ [Электр. ресурс]). Однако мелург из небольшого поселения, расположенного далеко от центра культуры К-поля, не мог стать настолько известным, чтобы его произведения получили всеобщее распространение. Следов., прозвище мелурга было связано с местом происхождения его рода, а позже стало родовым именем. В неск. визант. и поствизант. рукописях И. У. назван протопсалтом (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 270v; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 284 sq.; Анфология Пападики Lesb. Leim. 459. Fol. 277, ок. 1700 г.; Пападики Ath. Iver. 987. Fol. 382, 1731 г.; Анфология - Матиматарий Ath. Pantel. 901. Fol. 43-68v, 1734 г.; Анфология Пападики Lesb. Leim. 8. Fol. 181-181v, кон. XVIII в.). Звание протопсалта свидетельствует как о муз. образованности И. У., так и о высоком уровне его певч. мастерства. И. У. известен как автор песнопений Пападики. В рукописях найдены его распевы воскресного причастна «Хвалите Господа» на 3-й глас (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 284 sq.; 2175. Fol. 415 et al., сер. XVIII в.; Sinait. gr. 1283. Fol. 74, 3-я четв. XVII в.; 1299. Fol. 281, 1715 г.; Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 288, кон. XVII в.; Ath. Iver. 949. Fol. 150-151v, кон. XVII - нач. XVIII в.; 987. Fol. 382; Ath. Pantel. 901. Fol. 43-68v, 1734 г.; Meteor. S. Stephan. 19. Fol. 351, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 255, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xen. 114. Fol. 163v - 185v, сер. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 338-341v, 1767 г.; РНБ. Греч. 132. Л. 367, посл. треть XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 181-181v, кон. XVIII в.; 459. Fol. 277), переведенного в XIX в. в нотацию Нового метода Хурмузием Гиамалисом (Athen. Bibl. Nat. 705. Fol. 98v - 99, 1829 г.), и две версии причастна Великой субботы «Воста яко спя» на 1-й плагальный глас (Ath. Cutl. 456. Fol. 117v; Meteor. Varl. 208. Fol. 41, XV-XVI вв.) и на 2-й плагальный глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 270v; Ath. Pantokr. 214).

http://pravenc.ru/text/471522.html

Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинскаго стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь - Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь, - строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою, - на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большаго двора. Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбныя ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенскаго монастыря, в откупу за пашенным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большаго дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд - 37 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням - 16 четей в одном поле, еще в двух по тому ж. Сена церковнаго 70 копен. Государевы десятильныя пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахатныя худой 512 четей, - перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянскаго 1.208 дес., лесу дровяного и болотнаго 346 дес.; лесу чернаго вообще с деревнями 23 вер., поперег тож, а инде больше, и инде меньше».

http://sobory.ru/article/?object=03152

Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г. (Арх. Св. Синода, д. 1799 г. 124, лл. 74–76). Губернии Число церквей В каких епархиях. Кто были архиереями и как именовались Московская Московской – 1101 Платон, митрополит Московский и Калужский, Викарий – Серапион, епископ Дмитровский. Коломенской – 238 Дмитровской викар. – 83 Санкт-Петербургская Санкт-Петербургской – 297 Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Тверская Тверской – 944 Пиет, архиепископ Тверской и Кашинский Тульская Коломенской – 863 Мефодий, епископ Коломенский и Тульский Калужская Дмитровской (викар.) Серапион, епископ Дмитровский Ярославская Ростовской Арсений, архиепископ Ростовский и Ярославский Рязанская Рязанской – 725 Симон, архиепископ Рязанский и Шацкий Коломенской – 79 Тамбовской – 39 Воронежской – 8 Орловская Орловской – 835 Досифей, епископ Орловский и Севский Псковская Псковской – 492 Ириней, архиепископ Псковский и Рижский Симбирская Казанской – 416 Особого архиерея нет Нижегородской – 281 Тамбовской – 75 Владимирская Суздальской – 1069 Виктор, епископ Суздальский и Владимирский Курская Белгородской – 873 Феоктист, епископ Белгородский и Курский Костромская Костромской – 863 Павел, епископ Костромской и Галицкий Вологодская Вологодской – 742 Арсений, епископ Вологодский и Устюжский Пермская Тобольской – 280 Особого архиерея нет Вятской – 183 Казанская Казанской – 420 Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский Вятская Вятской – 344 Амвросий, епископ Вятский и Великопермский Тамбовская Тамбовской – 49 Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский Рязанской – 270 Воронежской – 138 Астраханской – 2 Воронежская Воронежской – 571 Епифаний, епископ Воронежский и Черкасский Смоленская Смоленской – 617 Димитрий, епископ Смоленский и Дорогобужский Нижегородская Нижегородской – 761 Вениамин, епископ Ннжегородский и Алаторский Тамбовской – 112 Рязанской – 7 Оренбургская Казанской – 168 Особого архиерея нет

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие Евхаристии См. также: Учение о Таинствах (сакраментология) 1474–1480). 2165. Аржанти К., свящ. Смысл символа в православной литургии/Пер. с фр.: Ю. А. Казачков//АиО. 1998. 1(15). С. 281–290. 2166. Арсений (Жадановский) , архиеп. Серпуховской, сщмч. Как часто древние христиане причащались?/Архим. Арсений//БТ. 1980. Сб. 21. С. 118–119. Выдержка из дореволюционного изд. 2167. Кураев А., диак. После «Херувимской "http://АиО. 1996. 4(11). С. 187–210. Апологетическое толкование Евхаристического канона. 2168. Мейендорф И. , протопр. Литургия, или Введение в духовность Византии/Пер. с англ.: Н. В. Поляков//АиО. 1995. 1(4). С. 95–108. 2169. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия как новозаветное приношение: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11. С. 164–173. 2170. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский . Благодатное преобразование – преображение мира и святая Евхаристия: [Докл. на Богосл. собеседовании между представителями РПЦ и ЕЦ Германии Арнольдсхайн – IV. Загорск, нояб. 1973 г.]/Михаил, архиеп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1980. Сб. 21. С. 90–102. 2171. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия и священство: [Докл. на Богосл. собеседовании между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в селе Ярвен-Пээ, май 1974 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11.//БТ. 1980. Сб. 21. С. 103–117. 2172. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия по учению Православной Церкви: [Докл. на II православно-реформатском собеседовании в Ленинграде, окт. 1976 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11.//БТ. 1980. Сб. 21. С. 71–89. 2173. Пивоваров Б., прот. Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 169–185.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чурачики. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 2007. Адрес: 429155, Чувашская Республика, Комсомольский район, с. Чурачики, ул. Ленина, 27 Координаты: 55.214448, 47.432432 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Преображения Господня, деревянная, построена первоначально в 1761 году, в 1871 году перестроена прихожанами, а в 1896 году снова перестроена и расширена. Изначально было престолов два: главный - холодный в честь Преображения Господня, в теплом приделе – во имя Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийского. Длина церкви с колокольней 141 саж., колокольня 2-ярусная, высота 10 саж. Большой колокол в 62пуд. 4фунт.Церковь была закрыта в 1936 году. Здание не сохранилось. Церковная община и церковь восстановлены в 2007 году. По благословению Митрополита Варнавы Поклонный Крест с.Чурачики Комсомольского района поставлен и освящен иереем Георгием Левшиным 2007году на том месте, где был престол алтаря молитвенного дома. Молитвенный дом был сооружен и освящен из одного из зданий деревянной школы.   Открытие и освящение каменной церкви села Чурачики Преображения Господня состоялось 1 февраля 2007 года Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой и епископом Савватием Алатырским, викарием Чебоксарской епархии. Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии  и фоторепортаж с. Чурадчики (Преображенское) при рч. Большой Хондурле. Храм деревянный, построен первоначально в 1762 году, в 1871 г. перестроен прихожанами заново, а в 1896 г. расширен; храм обнесен деревянной оградой. Престолов в нем два: главный (холодн.) в честь Преображения Господня и в приделах (тепл.) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли 33 дес. пахотной. Причт состоит из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. Дома у священников собственные; диакон и псаломщики живут на квартирах. Жалованья от казны: священникам по 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщикам по 100 руб. Прихожан: в с. Чурадчиках (н. р. и ч.) в 189 двор. 526 м. и 494 ж.; в дер. Подлесных Чурадчиках (при рч. Кукель, в 3 вер.; н. ч.) в 102 двор. 281 м. и 257 ж.; в дер. Старых Выслях (Туман Выели, при рч. Малой Кубе, в 7 вер.; н. р. и ч.)в 124 двор. 328 м. и 332 ж.; в дер. Нижней Тимерчеев (при рч. Хондурле, в 4 вер.; н. ч.) в 110 двор. 316 м. и 284 ж.; в дер. Старом Муратов (Степные Мураты, при рч. Сухой Хондурле, в 4 вер.; и. ч.) в 35 двор. 101 м. и 98 ж.; в дер. Яушевой Полевой (при рч. Сухой Хондурле, в 6 вер.; н. ч.) в 59 двор. 180 м. п. 155 ж.; в дер. Альбус-Сюреев (при рч. Сухой Хондурле, в 5 вер.; и. ч.) в 48 двор. 134 м. и 134 ж.; в дер. Ивашкин (при рч. Сухой Буле; в 9 вер.; н. ч.) в 44 двор. 129 м. и 136 ж.; в;;ер. Старом Чолно-Сюрбесве (при рч. Сухой Буле в 10 вер.; п. ч.) в 54 двор. 155 м. и 155 ж.; всего в 768 двор. 2159 м. и 2015 ж.

http://sobory.ru/article/?object=22775

Шацк. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», изданное в Тамбове в 1911 году под редакцией А. Е. Андреевского, указывает, что собор построен в 1752 г., а деньги на постройку выделил " Московский купец Леонид Милованов " . Однако облик здания указывает на серьезную перестройку в 1-й половине XIX в. Соборно-Воскресенская церковь каменная, построена в 1752 году, вместо сгоревшей, тщанием бывшей провинциальной канцелярии, в 1824 г. распространена, в 1893 году вместо ветхой выстроена новая каменная колокольня, в 1894 г. придельная теплая церковь распространена в два света. Престолов четыре: главный - Воскресения Христова, холодный, в теплой половине: правый – Усекновения главы Иоанна Крестителя, левый - Корсунской иконы Божией Матери и на верху св. Николая Чудотворца. Храмовые праздники: 2–й день Пасхи, 29 августа, 9 октября и 6 декабря. Есть местночтимые иконы: «Дружинная», бывшая в ополчении у Шацкой дружины в Севастопольскую войну, представляющая складень с изображениями Спасителя, Николая Чудотворца и св. Благоверного великого князя Александра Невского. Знамения Божией Матери, пожертвованная в 1894 году купцом г. Шацка Шараповым. Последняя икона особенно чтится прихожанами и жителями г. Шацка. Дворов в городе 162, душ муж. пола 410, жен. пола 481, в пригородной Казачьей слободе дворов 107, душ муж. пола 253, жен. пола 281, слободские прихожане от храма в полуверсте. Раскольников, духовных христиан, душ муж. пола 4 и жен. пола 6. Жители великороссы, городские занимаются торговлею и тарханским промыслом – скупкою кож, шерсти, щетины, пакли и прочим, а слободские – хлебопашцы, у последних душевой надел по 75 сажень в 3-х полях. В городе река Шача. Школа церковно-приходская, двухклассная, женская, законоучителю 120 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1802 года. Церковная библиотека скудная, в 250 томов.

http://sobory.ru/article/?object=18910

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 НОЯБРЯ - 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в к-ром нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г. , прежде всего подтверждение Свящ. Синодом в авг. 1992 г. решения свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» правосл. Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности правосл. Церкви в Молдавии, принятое на заседании Свящ. Синода в окт. 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и мон-рей РПЦ: ко времени А. С. РПЦ имела 281 мон-рь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15985, в Церкви совершали служение 12841 священник и 1402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т , количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных уч-щ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило ок. 4 тыс. чел., вместе с заочным сектором - ок. 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в Василия Блаженного соборе , освящение восстановленного Казанского собора на Красной пл., начало восстановления храма Христа Спасителя , а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского . Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля

http://pravenc.ru/text/АРХИЕРЕЙСКИЙ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЕЗДА [евр.    ; греч. Βηθεσδ; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот ( προβατικ)». Название этого места часто понималось аллегорически как     -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδ предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д. -М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282). Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» ( Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» ( Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

http://pravenc.ru/text/158882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ МЛАДШИЙ Св. Нил Россанский в молении у Распятия. Роспись капеллы святых Нила и Варфоломея мон-ря Гроттаферрата. 1609–1612 гг. Худож. Доменикино Св. Нил Россанский в молении у Распятия. Роспись капеллы святых Нила и Варфоломея мон-ря Гроттаферрата. 1609–1612 гг. Худож. Доменикино [Греч. Nελος Νος; Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910, Россано, Калабрия - 25.09.1004, Гроттаферрата), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата , гимнограф. Источники Наиболее информативный источник о жизни Н. М.- пространное Житие (BHG, N 1370). Анонимное Житие, считающееся шедевром итало-греч. агиографии, было создано вскоре после смерти святого (не позднее 1040 г.) в мон-ре Гроттаферрата его учеником. Древнейший список Жития - Crypt. B. β. II (gr. 142) рубежа XI и XII вв.; к нему восходит список Paris. suppl. gr. 106 (1591 г.), являющийся в свою очередь протографом для Vat. gr. 1205 (рубеж XVI и XVII вв.) ( Follieri. 1997). В начальной части гроттаферратского и парижского списков отсутствует неск. листов (4 листа в Crypt. B. β. II, 2 - в Paris. Suppl. gr. 106). Возможно, они были удалены на рубеже XVI и XVII вв. по цензурным соображениям. Удаленный эпизод казался скандальным, поскольку повествовал о гомосексуальной связи в мон-ре св. Назария ( Caruso. 1998; иная интерпретация предложена в: Luzzi A. The Homosexual Background Attributed to a Textual Gap in the «Life of St. Neilos from Rossano»//Greek Monasticism. 2017. P. 267-281). Содержание отсутствующего в греч. версии эпизода позволяет восстановить лат. перевод кард. Г. Сирлето (1514-1585), выполненный еще до порчи гроттаферратского списка и сохранившийся в автографе Vat. lat. 6151. В научной лит-ре обсуждался вопрос о принадлежности авторства греч. Жития ученику Н. М. прп. Варфоломею , ставшему впоследствии игум. монастыря Гроттаферрата. Отождествление Варфоломея с автором Жития фиксируется со 2-й пол. XVI в. (кард. Г. Сирлето, кард. Ц. Бароний ). Оно было поставлено под сомнение Ф. Алькеном ( Halkin. 1943. P. 204-206), но нашло поддержку иером. Джованелли ( Giovanelli. 1949; Idem. 1951; библиографию вопроса см. в: Sansterre. 1985. P. 517-518). В новейших исследованиях выводы Джованелли были опровергнуты ( Luzzi. 2004. P. 178-180). Сравнение языка Жития и гимнографических произведений, чье авторство несомненно принадлежит Варфоломею, показывает, что они написаны разными авторами ( Follieri. 2017).

http://pravenc.ru/text/2577645.html

  СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ         СРЕТЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru СВОЕ И НАШЕ В ОДНОМ СЛОВЕ, ИЛИ МЫСЛИ О СЛАВЯНАХ При чтении трудов академика О.Н. Трубачева складывается стойкое ощущение слаженного многоголосия. Постоянные переклички тем, идей, фактов, апелляции к единомышленникам, оппонентам - всем этим отличается и второе издание (1-е изд. - 1991 год) монографии " Этногенез и культура древнейших славян " [Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 2002. 489 с.] , вышедшее уже после его кончины. Суть проблемного авторезюме О.Н. Трубачева (с. 4-11) заключается в положительном и доказательном развенчании большого количества лингвистических мифов и устоявшихся стереотипов в области славянского этногенеза - комплекса научных дисциплин, рассматривающих происхождение народов, их названий, направления и хронологию миграций, разнообразные контакты с другими этносами и др. Так, автор предпринимает пионерскую попытку охарактеризовать дунайско-балканскую миграцию славян как некое подобие реконкисты, " обратного завоевания " ; отвергает наличие чисто славянских ономастических ареалов; серьезно сомневается в балто-славянском единстве, сосредотачиваясь на германо-славянских аналогиях; для него не очевидна также и искусственность праславянского языка, его молодой возраст и т.д. Помимо этого, О.Н. Трубачев справедливо постулирует неразрывную методологическую связь этногенеза и типологии как сравнительного изучения структурных и функциональных свойств какого-то явления (в том числе и языков) независимо от характера генетических отношений между ними " : " Смысл типологии этногенеза - выявить неуникальность (здесь и далее выделено автором. - Л.М.) славянской эволюции, поскольку всякая уникальность вправе вызывать сомнения " (с. 10). Эти и многие другие вопросы, в том числе и из смежных дисциплин (археологии, культорологии, истории и мн.др.) освещаются в трех частях книги - " Этногенез славян и индоевропейская проблема " (с. 12-169), " Славянская этимология и праславянская культура " (с. 170-228), " Реконструкция древнейшей культуры и этногенез славян " (с. 229-281), а также в более чем 400 статьях О.Н. Трубачева, малая часть которых вынесена в приложение (с. 282-464).

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/mars...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010