Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ († 1122), свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), еп. Владимиро-Волынский. Предполагают, что он первоначально подвизался в Киево-Печерском мон-ре. 27 авг. 1105 г. митр. Киевским Никифором I поставлен во епископа Владимира-Волынского. Управлял кафедрой 17 лет. В эти годы в епархии началось каменное церковное строительство (в частности, построена ц. св. Иоанна Предтечи в Перемышле). Мощи А. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Время канонизации святого неизвестно. Местное почитание А. было подтверждено включением его имени в Собор Волынских святых, установленный в 1866 г. В Минее (МП) помещены тропарь и кондак А. (Октябрь. С. 261). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280-281, 292; Т. 2 . Стб. 257, 286. Лит.: Хойнацкий А. , прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик волыно-почаевский. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 221. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский

http://pravenc.ru/text/114612.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Димитрий Солунский, Мироточивый, вмч. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Киев. 1108-1113.] Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва. Файл 5490.jpg:   Размер: 662x1200, 0.79 MPix, 281 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (414) , (13) . Описание: [Русь. XII.] Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва. Файл 5491.jpg:   Размер: 2841x3883, 11.03 MPix, 4003 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (661) , (26) . Описание: [Византия. XIII.] Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Файл 5492.jpg:   Размер: 907x1200, 1.09 MPix, 294 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (359) , (10) . Описание: [Русь. XVI.] Вмч. Димитрий с житием. Русь. Начало XVI в. 88 х 65. Из ц. Покрова с. Гуменец, где существовал придел вмч. В 1927 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 5496.jpg:   Размер: 1330x1800, 2.39 MPix, 381 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (518) , (10) . Описание: Икона Святой Димитрий Солунский. Это икона Димитрия Солунского -небесного покровителя крейсера 1 ранга «Дмитрий Донской», писанная на меди и поднесенная крейсеру в 1901 г. (надпись, что имеется на иконе увеличена на снимке внизу). Запас плавучести иконы отрицательный. Она находилась в алтаре церкви крейсера и утонула вместе с ним. Размеры ее чуть больше 2 метров в длину, вес по словам хранителя - свыше 50 кг. Но после завершения Цусимского сражения указанную икону не то на корейском, не то на я[...]

http://pravicon.com/icon-1626-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ греч. имя, к-рым надписаны каноны и самогласные стихиры в корпусе богослужебных текстов визант. обряда. Исследователи высказывали разные т. зр. относительно авторства этих сочинений. C. Петридис считал, что все богослужебные каноны, носящие имя А., принадлежат одному гимнографу, однако др. приписывают их авторство разным лицам. Наиболее ранним из возможных авторов считается монах Студийского мон-ря, подвергшийся гонениям со стороны иконоборцев, ученик прп. Феодора Студита († 826), известный по письмам преподобного. Вероятно, он написал канон субботы перед Пятидесятницей 2-го плагального (6-го) гласа, нач.: «Ψυχν πασν Δεσπτης κα ποιητς» (Душ всех Владыка и Создатель), с акростихом «Ψυχας πσαις ανον ξ Αρσενου» (Душам всем песнь от Арсения), и канон Пресв. Богородице 3-го гласа, помещенный в греч. Богородичнике в среду вечера c надписанием «Ποημα Αρσενου Μοναχο» (Творение Арсения Монаха), нач.: «Τν ντως πρθεον Κρη πναγνε» (Сущего Пребожественнейшего, Дева Всенепорочная) и акростихом «Τρτος πναγνε ψαλμς ξ Αρσενου» (Третья, Всенепорочная, песнь от Арсения). Возможно, этот канон является единственным дошедшим до нас из 8 (по числу гласов) богородичных канонов одного автора. Х. Г. Бек не отрицал возможности авторства студийского монаха для канона из последования таинства Елеосвящения, но М. Жюжи , Х. Матеос и др. относили его, как и канон сщмч. Тимофею Прусскому (пам. 10 июня), к творениям свт. Арсения , архиеп. Керкирского (IX-X вв.). В качестве автора др. 3 неизданных канонов, а также 4 самогласных стихир, помещенных в службах Миней, называют игум. Арсения Криптоферратского (XI в.). Бек считал, что автором указанных стихир мог быть также Арсений, митр. Пергамский (нач. XV в.), написавший стихиры Пресв. Богородице, содержащиеся в кодексах Vat. Ottob. gr. 441 и Leimon. gr. 268. Ист.: Theodori Studitae Epistulae 38, 41, 48, 216/Ed. G. Fatouros. B., 1992. (Corpus fontium historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31). Bd. 1. S. 108-111, 121-122, 124-128, 129-139; Bd. 2. S. 338-339; Феодор Студит, прп. Творения. СПб., 1908. Т. 2. С. 279-281, 289-290, 296-298, 733; Θεοτοκριον το γου Νικοδμου Αγιορετου. Βλος, 199112. Σ. 70-72.

http://pravenc.ru/text/76208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († ок. 825), свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), митр. Халкидонский, исп. Источниками сведений о жизни И. являются сочинения прп. Феодора Студита (письма и «Малое оглашение»), а также Житие прп. Иоанникия Великого в обеих редакциях, созданных мон. Петром (BHG, N 936) и мон. Саввой (BHG, N 935). Согласно Житию прп. Иоанникия (Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357), И. принадлежал к знатному роду Камулианов. О его жизни до возобновления иконоборчества при визант. имп. Льве V (813-820) ничего не известно. Предшественником И. на Халкидонской кафедре был Косма, скончавшийся в 816 г. Первое письмо прп. Феодора Студита (Ep. 245// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 377-378), обращенное к И., датируется 816-818 гг. (по А. П. Доброклонскому, не ранее зимы 815/6 - Доброклонский. 1914. Ч. 2. С. 326-327). Из письма следует, что И. подвергся преследованиям иконоборцев и был отправлен в ссылку. Прп. Феодор говорит о том, что уже давно желал вступить с И. в переписку. Ответ И. не сохранился, однако из следующего письма прп. Феодора (Ep. 312// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 454-455) явствует, что в нем И. рассуждал об иконоборческой ереси. В одном из более поздних писем (Ep. 471//Ibid. P. 676-678; датируется на основании косвенных данных 821-825), посвященном учению об апокатастасисе , прп. Феодор также упоминает митрополита Халкидонского, не называя его по имени; вероятно, речь вновь идет об И. Согласно Житию прп. Иоанникия Великого (Vita Ioannicii auct. Petro. P. 404-405; Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357-358), И. участвовал в посольстве епископов и игуменов-иконопочитателей (в число к-рых вошли прп. Феодор Студит, Иосиф, игум. Кафарский, и свт. Петр , еп. Никейский) к прп. Иоанникию Великому , подвизавшемуся тогда на горе Трихаликс в горном массиве Олимпа Вифинского ( Janin. Grands centres. P. 188-189). По мнению Т. Прача, эта поездка имела целью выработку новой стратегии сопротивления иконоборцам, однако из-за противоречий между студитами и прп. Иоанникием иконопочитателям не удалось договориться ( Pratsch. 1998. S. 281-288). Во время встречи, состоявшейся на подворье прор. Илии мон-ря Агавр , И. предсказал скорую кончину Иосифа Кафарского. Относительно времени встречи высказывались различные предположения: Прач считал, что она произошла между нояб. 823 и мартом 824 г., Доброклонский - в 821 г.

http://pravenc.ru/text/468959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.). Пострадали в Финикии в гонение имп. Диоклетиана . Несмотря на юные годы, Анания был поставлен пресвитером. После того как А. П. силой своей молитвы чудесным образом ниспроверг идолов и разрушил языческий храм, он был заключен в темницу, где на 7-й день удостоился явления Христа, а на 12-й узрел Св. Духа в виде голубя. Бывший свидетелем этих чудес темничный страж Петр уверовал во Христа и вместе с А. П. предстал перед судом, к-рый приговорил их к мучениям. Петра положили на горячие угли, а А. П.- на раскаленную сковороду и строгали его тело, посыпая солью. После этого их заперли в горячо натопленной бане и через 3 дня обнаружили невредимыми. Присутствовавшие при этом чуде 7 воинов обратились ко Христу, за что были побиты плетьми. Затем все 9 мучеников были брошены в огонь, но, сподобившись видения Св. Духа в виде голубя, остались невредимы. А. П. не тронули звери, к-рым он был отдан на растерзание. После пыток мученики были утоплены в море; на пути к месту казни А. П. крестил 7 воинов. Мироточивые тела мучеников, вынесенные на берег волнами, были с честью погребены христианами. Сохранилось житие А. П., написанное ранее X в. (BHG, N 2023). В большинстве визант. календарей память А. П. указывается 27 янв.: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 213-214), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 281-282), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 425-427), Петровом Прологе XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 26). В совр. церковном календаре память А. П. перенесена на 26 янв. из-за празднования 27 янв. памяти Иоанна Златоуста. В рус. и слав. календарях память А. П. упоминается довольно редко, впервые она встречается 27 янв. в старослав. Ассеманиевом Евангелии XI в. (Л. 141). В рус. месяцесловах память А. П. появляется только в XIV в.: в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.) и Луцком Евангелии (РГБ. Рум. 112. Л. 246об., 2-я пол. XIV в.). Краткое житие А. П. было переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог под 27 янв. (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 190). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и приводится 26 янв. В ВМЧ помещены житие А. П. из Стишного и нестишного Прологов под 26 и 27 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420-421). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114760.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие 1850. Аввакумов Ю. П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии»: Текст, пер., коммент.//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220–256. Публ.: С. 222–245. Памятник XVII в., рукопись находится в Российской государственной библиотеке. 1851. Аввакумов Ю. П. Иллюминованный миссал XV в. в рукописном собрании библиотеки ЛДА//БТ. 1989. Сб. 29. С. 280–283. 1852. Белевцев И., прот., Вениамин (Новик), иером. Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю. П. на тему «Юрий Крижанич и его сочинения «О промысле Божием» и «Беседа о суеверии». Из истории взаимоотношений римо-католического и православного богословия»//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 164–167. 1853. Бонавентура. Слово брата Бонавентуры о Царстве Божием/Пер. с лат., предисл, примеч.: К. Клюшников//Страницы. 1996. 4. С. 115–127. 1854. Брандмюллер В. Прощение – путь к миру: «Акт покаяния» папы Иоанна Павла II: (Пер. на рус. язык в сокращении)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 149–151. 1855. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 222–238. 1856. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция: (Актовая речь в ЛДА 9 окт. 1970 г.)//ВРЗЕПЭ. 1970. 72. С. 266–287. 1857. Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Христологические проблемы в западном богословии: [Библиогр. обзор]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 281–288. 1858. Рашковский Е. [Рец. на кн.:] Лобье П., де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии/Пер.: А. Г. Крысов, Д. Б. Ключков. Минск: Тетра, 1995. 159 с.//Страницы. 1996. 2. С. 149–150. 1859. Себоюэ Б. Вечен ли ад?/Пер. с фр.: А. Бакулов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 335–352. Анализ (с позиций катол. богословия) евангельских, святоотеческих и философских суждений об аде. 1860. Суттнер Э. Единство и многообразие согласно II Ватиканскому собору/Пер. с нем.: Е. Б. Смагина//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 199–209. Изложение позиции РКЦ о статусе христианских Церквей и возможностей их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь История 1819. 74-й съезд германских римо-католиков в Пассау//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 42–43. 1820. Августин (Никитин) , архим . Россия и Сорбонна//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 82–94. История контактов богословов Сорбонны с рус. церк. иерархами в XVIII в. по вопросу соединения Церквей. 1821. Антес П. Католичество в разнородной европейской среде: [Докл. на конф. «Religion in Europe in Twentieth Century» («Религия в Европе в XX столетии»). Milton Keynes (Великобритания), 18–22 апр. 1997 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 377–390. Проблемы совр. Церкви: юридическое и психологическое положение католиков во Франции, Германии, Испании, Италии. 1822. Васильева О. Ю. Нам нужно «сильное Православие»//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 267–281. Об отношении к Православию советского государства и римо-католического престола в 1939–1948 гг. 1823. Голиков А., свящ. Миссионерская деятельность Католической Церкви в странах Третьего мира в ХХв.//ХЧ. 1999. 17. С. 147–156. 1824. Замен К. «Священники-рабочие»/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 24–26. Движение во Франции – семинаристы в вакантное время работают на заводах. 1825. Кава Р., делла . Римско-Католическая Церковь латинского обряда в России: Оценка пятилетнего опыта (1991–1996)/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 230–251. 1826. Кончина архиеп. Боссара, Парижского викария (29 февр. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 9. С. 25. 1827. Малов В. Н. Государство и Католическая Церковь во Франции XVII в.//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 144–147. 1828. Миннера Р. Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX в.: Пер. с англ.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 109–111. 1829. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Кафолики и католики//Страницы. 1996. 3. С. 52–64. 1830. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Иоанн XXIII, папа Римский//БТ. 1979. Сб. 20. С. 83–240. 1831. Памяти отца Жака Лёва//Страницы. 1999. Т 4. 1. С. 136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Разумеются шалаши, юрты или кибитки, которые всюду возят с собою кочующие народы в Африке. 2 Или: слышал в видении. 3 Римом (Roma). 4 Имя Паммахия ( Παμμαχς ), по объяснению блаж. Иеронима, означает человека опытного во всяком искусстве борьбы. 5 «Rugiet» , — собственно: «зарычит, заревет» . 6 Кв. Горация Флакка. 7 Или: не пощажу, не избавлю его от наказаний, которыми Я угрожал. 8 Или: «переселил всех пленников, заключив их в Идумее» . 9 Или: «всех пленников» . 10 Здесь и далее таким образом помечены не разборчивые символы. АВ. 11 Это слово происходит от ξος ; (viscum); так называется растение «омела» и приготовляемый из него «птичий клей» , который употребляется для ловли птиц; в переносном смысле оно означает «соблазн, прельщение.» 12 Именно число 365. 13 Сн. Письмо блаж. Иеронима к Феодоре вдове и кн. Против Вигилянция (русск. перев. ч. 2, стр. 280—281 и ч. 4, стр. 300). 14 Вместо «Азота» . 15 В школьном риторическом упражнении. 16 Творения блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 12, стр. 286—287. 17 Хотя слово «confusio» означает и «стыд» (нарицательное значение слова «Васон» ), но основным его значением служит «смешение» (нарицательное значение «Вавилона» ). 18 Еретики. 19 Еретики. 20 То есть: так как нечего будет есть, то зубы постоянно будут чистыми, и не будет нужды заботиться об очищении их. Сн. Scripm. sacrae curs. compl. t. XX. Paris. 1841 col. 754. 21 Собственно грязное место, в котором валяются или катаются свиньи. См. толков. блаж. Иеронима на Ос. 4:15 и 9, 15; русск. перев. ч. 12, стран. 207 и 277. 22 Блаж. Иероним писал толкования на пророка Амоса во время своего пребывания в Вифлееме. См. «Жизнь блаж. Иеронима» при творениях его в русск. переводе ч. 1, стран. 23 Опустошение, причиняемое ветром. 24 Под садами разумеются также и огороды (овощные сады). 25 Вопросительное пли относительное местоимение: «что» . 26 Вместо слова «семидесяти» (in LXX) в рукописях большею частию читается в «Церкви (in Ecclesia)» . 27 То есть Дух Святой. 28 О Христе. 29 Цицерону принадлежит перевод или свободное изложение Платонова диалога „Тимей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3164...

34. Просил и себе... «Простите ... и благословите...» (9:389) Святой Московский Иерарх оставил множество подлинных Архипастырских наставлений, обнимающих все пути спасительного шествия к Вечности. И, казалось бы, такой Мудрый Святитель не нуждается в ком-либо. – Но нет: он хорошо помнит те слова Христа Спасителя, которыми заканчивает свой славный Катихизис: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворите, сотворихом» ( Лк. 17, 10 ). – И святой Филарет «тако глаголет», почему и сам просит то у епископов, то у архимандритов, благочестивых христиан 1) прощения, 2) молитв, 3) поддержки, 4) указаний. 1) Просит прощения и сам прощает: «Преддверие поста отверзается. Простите меня и помолитесь, да вступлю в поприще покаяния и очищения не слишком леностно и не бесплодно» (10:281)... «Простите меня и благословите на поприще святого поста, да не леностью и унынием прейду, но в покаянии со вниманием и тщанием притеку к Отцу милосердия и щедрот, и благодать обрящу» (9:389)... «Уже слышится глас Церкви, зовущий к покаянию. Ко вступлению в сие поприще, прошу от дома Преподобного Сергия благословения, а от Вас (отца наместника. – К. С.) и братии в особенности прощения, в чем кого оскорбил, и во всем, в чем недостаточествовал пред Вами моим немощным и недостойным служением. Если же и из Вас кто мнится иметь нужду в моем прощении, подаю оное именем Господним с миром и любовью. Да управит Господь всех нас путем покаяния на путь благоделания и спасения» (8:190)... «В чем помысл наш не мирен ко мне, сказывайте, не накопляя таких помыслов, от чего смущение и затруднение увеличивается. Господь да простит нас во всем» (8:344). (См. также: «5. Путь духовного делания... б) Твори...»). 2) Взывает к молитве, которая бы испросила вразумление, терпение, бодрствование, усиление деятельности и проводила бы в последний путь: «Помолитесь, чтобы Господь вразумил меня, что я должен делать и скажите мне благое слово совета» (8:14)... «Помолитесь Преподобному Сергию, да дарует мне облегчение, или да приобрету пользу терпением» (9:332)... «Помолитесь о моей лености, да не найдет день Господень, яко тать, но да убужду себя, или да убужден буду, не совсем поздно, и возжгу светильник, и соберу хотя капли елея, и препояшу чресла, и буду яко раб, ждущий Господа своего» (8:303)... «Милосердием и долготерпением Господним дарованные мне дни оскудевают. Скудные силы истощаются, тогда как время требовало бы и крепкого терпения и усиленной деятельности. Продолжите споспешествовать мне молитвами, да не будет совсем бездейственна и бесплодна немощь моя, или же да изведет Господь иного крепкого делателя на здешнюю часть жатвы Его» (9:366)... «Прошу, ...чтобы Вы (отец наместник. – К. С.) молитвой проводили меня в путь, требующий доброго напутствия, при недостатке дел, которые бы благонадежно пошли вслед со мной» (7:134).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

52. От чего иногда происходит в нас духовное уныние и холодность к молитве и как избежать их (Из жизни преподобномученика Онуфрия. Аф. Пат. Ч. 2, стр. 280–282). Случается, братья, что иногда находят на нас сладкие восхитительные минуты, когда душа наша готова бывает оставить все земное и улететь на небо; когда она, так сказать, стремится к Богу–крепкому, живому; когда от молитвы нам и отстать не хочется и когда мы в сердце своем ощущаем предчувствие радостей небесных. Но также случается с нами нередко и совсем обратное: на душу нападает уныние, она тревожится, молитва не идет на ум, человек становится мрачным, холодным, мучится разными сомнениями и глубоко и далеко отпадает от своего Господа. От чего это последнее бывает с человеком? Причин, братья, на это иного. Иногда подобное уныние наводит дьявол , иногда оно происходит от сообщества с грешниками, иногда производят оное печали и заботы житейские и наконец, и едва ли не чаще всего, происходит оно от самообольщения и гордости духовной. Послужит человек Богу постом и молитвами, сподобится некоторых явлений из загробного мира, и тут то и начнет мечтать: „вот де я не таков, как другие люди; пощусь дважды в субботу, десятину даю от всего, елика притяжу; сподобляюсь видений, вхожу в общение с небожителями. Ну, за это, благодать Божия сейчас же и отступит от такого человека, а без благодати он и пропадает:–тревожится, унывает, не молится, мучится сомнениями.–Что же в таком случае нужно делать ему, чтобы успокоиться и стать на правый путь? Смириться и хоть с усилием, но паки к молитве обратиться.–Смирение и молитва паки возвращают человеку благодать Божию, а с нею он и паки может быть и счастлив и блажен. Чтобы убедиться в сем, выслушайте следующее повествование из жизни св. преподобномученика Онуфрия Афонского, память которого св. Церковь совершает 4-го января. Раз Онуфрий, сподобившись Божественного видения, прославил Бога и почувствовал в сердце своем Божественное действие духовной теплоты. Но в следующую ночь–теплота эта оставила его и его объял страх и трепет. Тогда он сказал руководившему его старцу Григорию: „отче, Божественный огнь угас в сердце моем,–за что я окаянный потерпел это несчастье?» „За что потерпел, спрашиваешь?» отвечал ему старец; ты возгордился, и за это скрылась от тебя благодать Божия, и вот суждено сделаться тебе посмешищем и радостью демонов, печалью для Ангелов, и предметом глумления для людей.«–„Увы мне бедному! » сказал тогда Онуфрий. „Жаль мне трудов своих, жаль и добрых надежд братий... Несчастный! придешь ли ты в самого себя?»... И он упал к ногам старца, и плакал долго, плакал горько и неутешно; потом встал на молитву, ручьями проливая слезы и до тех пор молился, пока не почувствовал в сердце своем обычной теплоты. И тогда он смиренно сказал своему старцу: „отче, благословен Бог, мне теперь хорошо!»–(Пат. ч. 2, стр. 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010