В.В. Виноградов Поехали андроны ПОЕХАЛИ АНДРОНЫ У Гоголя в «Мертвых душах» о той чуши, которая заварилась по поводу чичиковских мертвых душ, говорится: «Какая же причина в мертвых душах? даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» (т. 1, гл. 9). Если обратиться к словарю В. И. Даля, то там можно найти и слово андрон и выражение андроны едут, но не в том значении, как у Гоголя. У Даля отмечено: «Андрон м. шест, жердь;//совок, плица, черпак, напр. на свеклосахарных заводах. Подпускать андрона ряз. врать, лгать, хвастать. Андроны едут тул. говорится, коли кто некстати важничает и дуется. Андроны толстогубые, то же.//В Камч. андроны, ожоги, две палки, замест кочерги и щипцов, для ухода за очагом в юрте, кибитке; ими выносятся головни, когда юрта кутается» (сл. Даля 1903, 1, с. 43). Это последнее значение заимствовано Далем из «Опыта областного великорусского словаря», в котором указаны «андроны... Палки для выбрасывания из юрты головней» (Опыт обл. влкр. сл., с. 2). Очевидно, что для понимания гоголевского текста важнее всего областное выражение подпускать андрона в значении «врать, лгать». Здесь андрон (или андроны) является синонимом слов балясы, балы, лясы (ср. выражение подпускать балы). Еще проф. П. П. Дубровским было указано, что «в польском также есть слово: androny, но оно значит: «болтовня, сказка, вздор«» 281 . Ср. в «Новом карманном польско-русском и русско-польском словаре» проф. Иоанна Адолфа Эрдманна Шмида (Лейпциг, 1845): «androny, w, pl. «болтание, вздор»» (с. 5). Между тем и акад. Я. К. Грот связывает фразеологическое сочетание андроны едут с областным значением слова андроны – «одноколка с жердями, которые сзади тащатся, для возки снопов или сена». Но какая это связь, каков был смысловой переход, конкретно не указывается. Просто приводятся два переносных выражения: андроны, врать, хвастать. Андроны едут, говорится, когда кто некстати важничает и надувается» (сл. Грота–Шахматова 1891, т. 1, вып. 1, с. 46). Понятно, что и Михельсон уже вполне конкретизирует намеки Даля и Грота на связь выражения андроны едут с областным словом андроны в значении «повозка с жердями». Андроны едут «говорится, когда хвастун несет чушь..., некстати важничает и трещит о себе; намек на с треском едущие андроны-повозку с жердями, которые тащатся концами по земле» (Русск. мысль и речь, 1903, 1, с. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В России сократился до исторического минимума приток мигрантов из стран СНГ 9 апреля, 2019. Новостная служба Миграционный прирост падает на фоне роста естественной убыли населения 9 апреля. ПРАВМИР. В 2018 году приток мигрантов в Россию оказался минимальным за всю постсоветскую историю. По данным экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, за прошлый год в Россию въехало 124 900 иностранцев — на 4% меньше, чем в 2017 году. При этом число выехавших из страны, наоборот, увеличилось на 16,9%, пишут «Ведомости». Меньше мигрантов стало приезжать почти из всех стран, кроме Азербайджана, Армении и Туркменистана. Сильнее всего сократился приток людей из стран, ранее бывших крупнейшими миграционными донорами России, — Украины и Узбекистана. Эксперты РАНХиГС отмечают, что миграционный прирост падает на фоне роста естественной убыли населения. В 2017 году мигранты полностью ее компенсировали. В 2018 году иностранцы заместили естественную убыль населения лишь на 57,2%. По прогнозам экспертов, в 2019 году миграционный прирост может немного вырасти, но приезжих из других стран все равно будет меньше 200 000 человек. В то же время в Росстате ожидают постепенного роста этого показателя с 208 000 человек в 2019 году до 281 600 в 2035 году. Однако, предупреждают эксперты, даже такой миграционный прирост не будет компенсировать естественную убыль населения в России. По данным Росстата, число россиян в 2018 году впервые за 10 лет сократилось. Естественная убыль за прошедший год населения РФ составила 218 тысяч человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 мая, 2018 13 декабря, 2018 15 января, 2019 4 апреля, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 22 марта, 2024 12 марта, 2024 29 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/v-rossii-sokratilsya-d...

Воля Человек наделен Богом свободной волей, поэтому от самого человека зависит выбор добра и зла, принять Христа в свое сердце или не принять. К нашему несчастью, братья и сестры, мы все бываем более склонны ко злу и к земным пристрастиям, нежели к богоугодной жизни. Возлюбив грех, человек тем самым удаляет себя от Бога, от Источника жизни и подвергает свою бессмертную душу вечной гибели. И наоборот, человек, проводящий добродетельную жизнь, пребывает в Боге, и Бог в нем. А кто с Богом, тому везде жить легко. Такой человек уже на земле предвкушает вечное блаженство (3, с.159–160). Бог не отнимает от человека свободного выбора действий и не принуждает его совершать те или иные дела без согласия на то его воли (7, с.177). Почему Бог не спасает человека против его воли Спасти человека без его хотения, против воли, насильно, было бы недостойно Бога; этим Он разрушил бы ту свободу, которую даровал человеку при творении (Там же). Влияние на волю человека оказывает вера Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом человека, является всеобъемлющим руководствующим принципом жизни христианина, проникает все силы его и способности. На этой стадии своего развития вера оказывает решительное влияние на волю человека. Это проявляется в акте сознательного и свободного устремления верующего по пути к вечности (7, с.225). Вера управляет волей Согретая теплой молитвой, одухотворенная чтением слова Божия, оживотворенная Святыми Христовыми Таинами, вера возвышает разум христианина, управляет его волей, освящает его чувства (7, с.227). Что укрепляет волю в борьбе против искушений Самым действенным духовным оружием против гордости является молитва , которая «вразумляет» христианина, укрепляет его волю в борьбе «против искушения диавола, греха и всякого неблагополучия» (2.324) (7, с.321). Терпением укрепляется воля в духовной борьбе В духовной борьбе терпение сообщает подвизающемуся силы переносить различные испытания физического и нравственного характера, укрепляет твердость и крепость воли (7, с.281).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Извест.” от 27 ноября 1956 года, 281. ФПС I, стр.15. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 238. ♦ 9.5.1975 nach langer schwerer Krankheit in Kiev. (MP 1975,8,35–36). Varlaam (IÍjušenko, Aleksej Timofeevi) В von ernovcy und Bukovina Geboren am 13.5.1929 im D Prusska, ray. Klimovo, obi. Brjansk, aus einer Bauernfamilie. 1943 Abschluß der Mittelschule, dann arbeitete er im Dorf, später im Donbass, als die dort zerstörten Fabriken wiederhergestellt waren. Er ließ keine Gelegenheit aus, die Kirche zu besuchen und diente als ponomar», Sänger, Vorleser und Hypodiakon. 1949 trat er in das Kiever GS ein, das er bald beendete. 1954 wurde er von M Ioann von Kiev und Galizien zum Diakon und bald darauf zum Priester geweiht. Als Priester diente er in den Kirchen von Kiev und im D Zavoroci, ray. Brovary bei Kiev. 1968 wird er Protoierej und Vorsteher der Kirche «Himmelfahrt Christi» in Demeevka in Kiev. Seit 1969 arbeitete er im Exarchatsbüro und als Dekan der Kirchen von Kiev. 5 .6.1970 Mönchsweihe, 14.6.1970 Archimandritenweihe, im gleichen Jahr nimmt er als Student am Fernkurs der Moskauer GA teil. Im Februar 1972 wird er Vorsteher der St.-Vladimir-Kathedrale in Kiev. 11 .10.1972Ernennung als В von Pereslavl " -Chmelnickij, V der Ep. Kiev. 22 .10.1972 Bischofsweihe in Kiev durch M Filaret von Kiev und Galizien, EB Palladij von itomir und 0vru u.a. Hierarchen. 18 .4.1973zw. Vw der Ep. ernigov und Sumy. 31 .5.1973 von der zw. Verwaltung dieser Ep. befreit. 1 . 3.1977 В von ernovcy und Bukovina (MP 1977,5,4). Werke: Episkop Nikon (Lysenko), Nekrolog, in: MP 1972,7,23. 900-letie so dnja blaennoj koniny prep. Antonija Peerskogo, in: MP 1973,10,20. Archiepiskop Varlaam (Borisovi), Nekrolog, in: MP 1975,8,35. Literatur: MP 1973,1,13–19. MP 1973,5,4. MP 1978,12,6. StdO 1973,1,16. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как известно, родоначальником христианской апофатической теологии, которая в патристической литературе считается наиболее точным способом познания Бога 1 , соответствующим Его абсолютному превосходству над всем конечным и непостижимости Его сущности, считается неизвестный византийский автор так называемого Corpus Areopagiticum, появившегося в конце V – начале VI в. Его труды «О Божественных именах» и «О мистическом богословии» стали классическим образцом применения философского апофатического метода в христианской теологии. Однако следует отметить, что уже в середине IV в. на Западе жил один христианский философ и богослов, которого по праву можно назвать предшественником Псевдо-Дионисия в апофатической теологии 2 . Мы имеем в виду Гая Мáрия Викторина (ок. 281/300–386 гг.), африканца по происхождению, но бóльшую часть жизни проведшего Риме. Как нам известно из «Исповеди» блаж. Августина 3 , вначале Викторин был языческим ритором и философом, за свои заслуги перед обществом удостоившимся статуи на Римском форуме. Однако впоследствии, ок. 355–356 гг. он обратился в христианство и вскоре стал одним из крупных христианских богословов на Западе, написавшем целый ряд догматико-полемических трактатов против ариан и составившим первые комментарии на Послания св. апостола Павла 4 . Именно он впервые в полном объеме стал применять апофатический метод для выражения истин христианского вероучения. При этом Викторин опирался на широкий круг философских источников, из которых особенно выделяются труды средних платоников и неоплатоников: Нумения, Плотина, Порфирия и так называемые «Халдейские оракулы». Если мы обратимся к трактатам самого Викторина, то сразу обнаружим, какое важное место он отводил апофатическим определениям Бога и методу Его познания путем отрицания несоответствующих понятий (κατ φαρεσιν, per privantiam) 5 или «превознесения» над всем (per supralationem, per eminentiam) 6 . Вслед за Платоном 7 Викторин полагает, что познать Бога трудно, а выразить это познание в словах – невозможно 8 . Более того, Бог – Сам по Себе таков, каков Он есть (quod est) – превосходит все наши представления о бытии и познании, и потому Он во всем остается совершенно непостижимым для нас (inintellegibilis, incognoscibile omne quod Deus est) 9 . Имея веру в Бога, мы, тем не менее, пребываем в совершенном неведении (omnigena ignorantia) того, чтó такое Бог (quid sit) и как Он существует (quomodo sit) 10 . Будучи запредельным всему, в том числе и самому уму, Бог познается скорее в неком сверхмышлении (praeintellegentia), чем в мышлении 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу ст. проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»] Источник В февральской книжке «Богословского Вестника» за настоящий год на мою долю досталась укоризна от Ал. П. Лебедева в том, что я приписал ученейшему р.-катол. епископу Гефеле «невозможнейший абсурд» (стр. 281 – примеч. под строкою). Обвинение конечно тяжкое, и мне – признаться – горько слышать это, – тем паче, что, бросив на меня эту укоризну, А. П. не благоволил обставить свою речь так, чтобы дело было изложено в надлежащей ясности и чтобы никаким недоумениям места не оставалось. В чем же, однако, дело? Дело в том, что слова «невозможнейший абсурд» сковал сам А. П., что из-под моего пера их выпускаемо не было. Я в своем разборе Гефелевского мнения по разбираемому вопросу употребил выражение, что Гефеле допустил «важ­ный недосмотр». Чтобы, кажется, нетерпимого в таком моем выражении, чтобы следовало из-за него выпускать такой громкий выстрел? Ал. П. изъявляет свое неудовольствие на мое замечание, сделанное при разборе суждения Гефеле потому, что таким замечанием оказывается неуважение к учености Гефеле; не говорит Ал. П. ясно – но разуметь дает, что благодаря таким не разумным отношениям к трудам западных ученых, мы рискуем опасности подвергнуться неприятностям от немцев: благо нам, что немцы не читают наших книг. Да позволено мне будет отстранить от себя обвинение, какое незаслуженно возвел на меня г. Лебедев. В разбираемом месте, служащем поводом к настоя­щему неприятному объяснению, у Гефеле идет речь о том, кто был составителем Символа веры , известного теперь у нас под именем Никео-Цареградского. Гефеле пишет (Ист. соб. т. 2, стр. 10): Никифор Каллист свидетельствует, – (точнее было бы перевести слова Гефеле: will wissen – словами: Никифор хочет знать – но ведь смысл от сего не изменяется): – так Никифор Каллист свидетельствует, что Символ нашего собора был издан Григорием Нисским , Марк Евгеник на Флорентийском соборе утверждал, что автором Символа следует признавать или признается (werde gehalten) Григорий Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Почти половина заболевших проживают в Москве и Московской области 19 марта. ПРАВМИР. С начала года в России зафиксировано 872 случая заболеваемости корью. Почти половина заболевших проживают в Москве и Московской области, сообщила руководитель национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой РФ Нина Тихонова на региональном совещании в Хабаровске. В Москве зарегистрирован 281 заболевший, в Московской области — 120, передает РИА Новости. Во Владимирской области зафиксировано 63 случая, в Ивановской — 43, в Дагестане — 53 случая, в Свердловской области — 23, в Новосибирске — 50 случаев. Тихонова отметила, что для каждой территории это достаточно большой показатель. По ее словам, несмотря на рост случаев кори, в общем ситуация с заболеваемостью в России пока остается благополучной. Так, в Европе, по данным ВОЗ, заболеваемость корью за два года выросла в десятки раз: в 2016 году было чуть более пяти тысяч случаев, в 2018 году — 82 тысячи. В 2018 году в России было 2,5 тысячи заболевших корью. Это в 3,5 раза больше, чем в предыдущий год. С 1 апреля в России начнется массовая подчищающая вакцинация населения от кори. Во всех субъектах РФ будут выявлять детей и взрослых, не болевших корью и не делавших прививки против нее. Корь — чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Вирус может жить в воздухе и на поверхностях до двух часов после того, как больной человек покинул помещение. Как правило, заражаются 9 из 10 невакцинированных людей, контактирующих с больным. Заболевание может протекать тяжело и привести к осложнениям — пневмонии, ушной инфекции, воспалению мозга — энцефалиту, а также к инвалидности и смерти. Специфического лечения от кори нет. Единственный способ предотвратить заболевание — вакцинация. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-rossii-s-nachala-god...

Это почти на 20% больше, чем в прошлом году 19 ноября. ПРАВМИР. С начала года в пожарах погибли более 300 детей — МЧС. Более 300 детей погибли в пожарах в 2018 году. Об этом рассказал глава МЧС России Евгений Зиничев. «В текущем году произошло более 110 тысяч пожаров, на которых погибли более 300 детей. За аналогичный период 2017 года погиб 281 ребенок. Это недопустимо, ситуацию надо менять», — отметил он. С 2014 по 2017 годы количество детей, погибших при пожарах, снизилось на 32,6%, сообщает МЧС Медиа . В 2018 году ситуация изменилась: с начала года зафиксирована гибель 311 несовершеннолетних — почти на 20% больше, чем в прошлом году. Среди основных причин пожаров, на которых погибли дети, назвали неосторожное обращение с огнем, оставление детей без присмотра, злоупотребление родителей спиртными напитками. Чаще всего такие случаи происходили в Иркутской и Кемеровской областях и Забайкальском крае. Для снижения количества пожаров и детской смертности министр предложил обеспечить вниманием все многодетные семьи, а не только относящиеся к категории неблагополучных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 апреля, 2014 21 января, 2016 28 марта, 2018 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 28 марта, 2024 28 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/s-nachala-goda-v-pozha...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Комментарии на отдельные книги Ветхого Завета Пятикнижие Моисея 147. Вестель Ю. А. Три понимания начала книги Бытия//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 483–494. 148. Каледа Г. А., прот. Библия и наука о сотворении мира: (Опыт естественно-научного толкования книги Бытия)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 16–29; 1997. 2(13). С. 34–51. 149. Камчатнов А. М . Кем был Иаков у Лавана?: (Лингвистический коммент. на Быт. 29, 15–31, 41 )//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 280–281. 150. Кесслер Э. Ранние христианские и иудейские интерпретации жертвоприношения Авраамом Исаака: [Гл. из докт. дис. и докл. на науч.-методическом семинаре ББИ, март 1999 г.]/Пер. с англ.: А. Федорчук//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 323–342; 4. С. 483–500. 151. Князев А. , прот. Иуда и Фамарь//АиО. 1998. 1(15). С. 32–47. 152. Князев А. , прот. Господь, Муж брани: К уяснению религиозного значения книги Исход//АиО. 1999. 2(20). С. 35–58. 153. Кураев А., диак . Размышления о первой главе книги Бытия//АиО. 1994. 3. С. 23–44; 1995. 1(4). С. 25–51. 154. Кураев А., диак. Заповеди Эдема//АиО. 1995. 2(5). С. 37–48. 155. Кураев А., диак. «И отделил Бог...»: (Мотив разделения в Библии)//АиО. 1995. 3(6). С. 39–59. 156. Кураев А., диак . Мужчина и женщина в книге Бытия//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 268–300. 157. Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева//АиО. 1997. 1(12). С. 256–280. См. также 2334. Учительные книги Книга притчей Соломоновых 158. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседа о притчах/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 4(18). С. 14–23. Книга Иова 159. Крифт П. Иов: Жизнь – это страдание/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1997. Вып. 4. С. 5–15. 160. Сидорова С. В. Любовь Божественная и любовь человеческая: Размышления о Книге Иова//АиО. 1999. 4(22). С. 33–45. 161. Честертон Г. К. Книга Иова/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1993. Вып. 1. С. 32–36. Псалтирь 162. Аверинцев С. С . Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла//МБ. 1994. Вып. 2. С. 2–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желохово. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Жён-мироносиц Год постройки:1711. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская область, Перемышльский район, д. Желохово Координаты: 54.363619, 36.140288 Проезд:автодорога Перемышль-Воротынск, доехать до д. Сильково, повернуть направо на д. Торопово, далее по дороге до Желохово. Храм находился на въезде в село на высокой возвышенности. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1711 г. обновлена в 1849 г. на средства прихожан, обшита тёсом, покрыта железом, снаружи стены окрашены краской. Престолов два: в холодной во имя Введения во храм Божьей Матери, в трапезной теплой во имя Св. Жен Мироносиц, устроенный в 1868 г. Земли 62 дес. 308 саж. – усадебной 2 дес., под церковью и упразднённым кладбищем 4 дес., под зарослью 17 дес,, пашенной и сенокосной земли 39 дес. 1238 саж. Содержания священника 105 руб. 84 коп., псаломщика 35 руб. 28 коп. Дом у священника собственный деревянный на церковной земле. Священник Стефан Николаевич Никольский (1824-†?). Родился в с. Попкове Мещовского уезда. В 1846 г. окончил Калужскую духовную семинарию. Рукоположен в священники с. Желохово 26 августа 1850 г. Дети: Александр Стефанович Никольский (1857-†?) в Сухиничском городском училище. Псаломщик дьякон Андрей Евстигневич Никольский (1860-†?). Род в с. Покровском Перемышльского уезда. Приход включал 3 населенных пункта: с. Желохово - дворян 2 двора - 2 муж. 1 жен.; крестьян 82 двора - 225 муж. и 275 жен.; нижних чинов - 17 дворов 24 муж. и 26 жен. сельцо Головнино в 2-х верстах. Дворян 1 двор. Крестьян 101 двор - 281 муж. и 342 жен.; ниж. чинов 13 дворов - 26 муж. и 8 жен. д. Новосёлки в 2-х верстах. Крестьян 31 двор - 70 муж. и 85 жен.; ниж. чинов 3 двора - 9 муж. и 12 жен. Раскольников 1 двор - 4 муж. и 5 жен. Источник: Клировые ведомость церкви с. Желохово Перемышльского уезда, 1899 г. ГАКО Ф33 оп. 2 Работала в школе учительницей Вера Алексеевна Васильева, дочь последнего желоховского священника, в свое время учившаяся в Калужской женской гимназии, где преподавал Циолковский. Вера Алексеевна рассказывала, как они уважали Константина Эдуардовича, и хотя он плохо слышал, никогда не пользовались этим – не подсказывали друг дружке. Если был священник – значит, была и церковь. Была. Деревянная, построенная в 1606 году. В тридцатых её закрыли, но остов ее сохранялся до 50-х. Когда желоховский колхоз «Пламя» влился в объединенный имени Ленина, церковь окончательно разобрали и из ее бревен соорудили клуб в соседнем Торопове. И представьте себе, в первое время клуб смотрелся свежим, будто построенным из только что срубленных бревен (а им ведь уже было 350 лет!), но уже через десять лет почернел и сгнил. Так-то вот…

http://sobory.ru/article/?object=25032

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010