Как следует отрекаться от себя Таковым образом тое делается. Востает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? – Сердце твое сего похотствует; а СЕРДЦЕ твое ты сам еси, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутрь и вне со всем свои наклонением разсуждаемый. Отрекись похоти сея злыя и с похотию тебе самого похотствующаго отрекись, и последуй чистотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце твоем ГОРДОСТЬ, и, как змий, голову свою возносит и хощет тебе угрызти? Отрекись сея мерзости, «яко все, яже в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» ( Лк. 16, 15 ), – и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись того, и последуй кротостию кроткому и незлобивому Агнцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем ЗАВИСТЬ и ненависть, как младенец пагубный от змиина семене? Отрицайся того зла, умерщвляй его внутрь тебе, и последуй любовию человеколюбцу Сыну Божию. Востает стыд безчестия и страх смерти правды ради? Плоти твоея славолюбивыя и немощныя свойство есть... Ободрися верою и духом, отрекися немощи твоея, воззри на Христа поруганного, обезчещенного, посмеянного, оплеванного, распятого за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебе ради пострадавшему. Тако первое себе должно отрещися, и тако последовати Христу. И сие-то есть «распинать плоть со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ); совлекаться ветхаго человека с деяньми его, и облекаться в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины ( Кол. 3, 9–10 ) (3:180–181). Признаки человека, отрекшегося от мира Знамения отрекшагося мира примечаются сии: 1) Таковый человек волю свою воли Божией во всем тщится покорять. 2) Самолюбие свое обуздывает и усмиряет. 3) Богатства, славы и чести не желает, но, хотя и даются ему сия, сердца к ним не прилагает. 4) Лишившийся богатства, славы и чести и всего, что в мире сем имеется, не жалеет, но с Иовом глаголет: «Господь даде, Господь и отъят» ( Иов. 1, 21 ). 5) Пищи, пития, одежды, покоя и прочиих мирских вещей не ради роскоши, но ради нужды и требования немощныя плоти употребляет, и всякой сладости убегает. 6) Как похвалою не превозносится и не утешается, так укорением и поношением не оскорбляется. 7) Всякия обиды терпеливо сносит, и на обидящих не жалуется никому. 8) От мира, то есть злых людей, ненависть терпит, но ненавидящих любит... Всегда поминает небесное отечество, и к нему сердцем и мыслию стремится; идеже бо сокровище его, тамо и сердце его, по словеси Христову ( Мф. 6, 21 ) (2:267–268).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

4. чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5. быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие; 6. юношей также увещавай быть целомудренными 176 . 7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худаго 177 . 9. Рабов увещавай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10. не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога 178 . 11. Ибо явилась благодать Божия. спасительная для всех человеков, 12. научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 179 , 14. Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. 15. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя 180 . Глава 3 1. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2. никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам 181 . 3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга 182 . 4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом. 6. Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, 7. чтобы, оправдавшись Его благодатью мы по упованию соделались наследниками вечной жизни 183 . 8. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

666 Такой порядок принят в изданиях греческого Нового Завета Лахманна (Lachmann – 1842–1850), Тишендорфа (Tischendorf – 1869–1872), Трежеллеса (Tregelles – 1857–1879), Уэсткотта и Хорта (Westcott and Hort – 1881), Бальона (Baijon – 1898), фон Гебхардта (von Gebhardt – 1901) и фон Зодена (von Soden – 1913). 667 См. Dieter Lьhrmann, «Gai 2, 9 und die katholischen Briefe. Bemerkungen zum Kanon und zur rйgula fidei», Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft, lxxii (1981), pp. 65–87. 668 См. C. G. Woide, Appendix ad editionem Novi Testamenti Graeä… (Oxford, 1799), pp. 18 и далее, и J. В. Lightfoot в F. H. A. Scrivener, A Plain Introduction to the Criticism of the New Testament, 2nd ed. (Cambridge, 1874), pp. 343 и 351. 669 Другие древние религиозные тексты тоже располагались в соответствии с объемом. Это относится к порядку следования трактатов в каждом из шести Седарим (последований) Мишны за исключением первого; к сурам в Коране (кроме начальной Фатихи); к 1628 гимнам в каждом разделе Ригведы, состоящем из множества частей; и текстов, включенных в Суттапитаку второй части Палийского буддийского канона (ср. H. L. Strack, Introduction to the Talmud and Midrash Philadelphia, 1931., p. 27, J. Brinktrine, «Nach welchen Gesichtspunkten warden die einseinen Gruppen des neutestamentlichen Kanons geordnet?», Biblische Zeitschrift, xxiv 1938–1939., pp. 125–135. 670 W. H. P. Hatch, «The Position of Hebrews in the Canon of the New Testament»,Harvard Theological Review, xxix (1936), pp. 133–151. 671 См. Η. F. D. Sparks, «The Order of the Epistles in φ 46», Journal of Theological Studies, xlii (1941), pp. 180–181 и Elliott J. Mason, «The Position of Hebrews in the Pauline Corpus in the Light of Chester Beatty Papyrus II», Ph.D. diss., University of Southern California, 1968. Mason считает, что александрийский переписчик φ 46 был противником взглядов, распространенных в Риме, и намеренно включил Послание к Евреям в число Посланий Павла. 672 Сведения о разном порядке следования (всего 17 вариантов!) Посланий Павла в рукописях см. в H. J. Frede, Epistula ad Colossenses (Vêtus Latina, 24/2; Freiburg, 1969), pp. 290–303.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

7. Христианину же достаточно немногого для понимания этого предмета. Ведь и достоверного всегда немного, да и не позволено христианину стараться узнать больше, чем можно. Бесконечные же прения и Апостол запретил 176 . Кроме того, нельзя открывать больше того, что открыто Богом; а то, что открыто Богом, есть всё. Глава III. Происхождение души – из дыхания Бога. 1. О, если бы не существовало необходимости возникновения ересей для выявления искусных! 177 Тогда мы вообще не спорили бы о душе с философами, я бы сказал, патриархами еретиков 178 ; ведь еще Апостол предвидел, что философия станет потрясением для истины 179 . Ибо он, побывав в Афинах, понял, что сей город отличается словоблудием, когда убедился на собственном опыте, что все там торгуют мудростью и красноречием 180 , потому-то он и сформулировал свое предостерегающее предписание. 2. Точно так же и понимание души было извращено философскими учениями людей, смешивающими воду с вином 181 : одни отрицают, что душа бессмертна, другие утверждают, что она более чем бессмертна 182 ; одни рассуждают о ее сущности, другие – о форме, иные – о ее устройстве. Эти считают ее появление нездешним, те полагают таковым ее конец, – в зависимости от того, убедил ли их авторитет Платона или энергичность Зенона 183 , или размеренность Аристотеля, или глупость Эпикура, или печаль Гераклита, или безумие Эмпедокла 184 . 3. Оплошало, думаю, божественное учение, возникнув в Иудее 185 , а не в Греции. Ошибся и Христос, послав на проповедь рыбаков, а не софиста. Итак, если где-нибудь ясный и чистый воздух истины подобным образом загрязняется чадом философии, то рассеять этот чад должны христиане, опровергающие первичные, то есть философские, умозаключения и противопоставляющие им небесные, то есть Господни, предписания, чтобы разрушить то, при помощи чего философия улавливает в свои сети язычников, и сломить то, при помощи чего ересь тревожит верных. 4. Одно сражение – против Гермогена – уже закончено, как было сказано в самом начале, ибо мы утверждаем, что душа – из дыхания Бога, а не из вещества, находя поддержку и в этом вопросе в одном из положений божественного учения, которое нельзя затемнить. И вдохнул, – говорит, – Бог дыхание жизни в лице человека, и стал человек душой живою 186 , – конечно, из дыхания Бога, и к этой проблеме не стоит более возвращаться; есть посвященный ей трактат 187 , есть соответствующая ересь. Перейду к остальным вопросам 188 . Глава IV. Душа рождена и сотворена.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

А вдоль этой земли на юге, с другой стороны гор, лежит Свеоланд 26 и [простирается] эта земля на север, а вдоль северной части этой земли [лежит] Квенланд 27 . И иногда квены нападают на норманнов из-за гор, а иногда норманны на них. И повсюду в тех горах очень много озер; и квены перетаскивают свои суда по суше в эти озера, и оттуда нападают на норманнов; суда их очень маленькие и очень легкие. Охтхере сказал, что область, в которой он живет, называется Халголанд 28 . Он сказал, что никто не живет севернее него. [Далее Охтхере рассказывает о своей поездке в Данию]. (Перевод В. И. Матузовой с уточнениями и дополнениями Е. А. Мельниковой) 1 Форма Ohthere является древнеанглийской передачей скандинавского имени Öttarr. Это имя неоднократно встречается в древнеанглийских источниках. 2 Самой северной областью расселения скандинавов был Холугаланн (земля племени халейгов), который простирался узкой полосой вдоль берега Атлантического океана примерно от 67° до 78° северной широты. Буквальное прочтение этой фразы вызвало попытки определить точное место жительства Оттара, которые успехом не увенчались. 3 «Западным морем» (Vestmarr) в скандинавской традиции, которая воспроизведена в рассказе, обозначалось Северное море. 5 Из слов Оттара можно предположить, что земли к северу от Холугаланна были практически неизвестны скандинавам. Однако это противоречит и его последующему сообщению о китоловах, и описанию бьярмов (см. примеч. 14). 6 Norpryhte – «прямо на север». Фактически Оттар должен был плыть не строго на север, а на северо-восток. Эта неточность обозначения направления (аналогичные «сдвиги» направлений присутствуют и в дальнейшем изложении) вызвала различные объяснения. Наиболее вероятным представляется, что Оттар обозначает не точку в системе четырех стран света (север точно), что он вряд ли и мог сделать за отсутствием компаса, а сектор, ориентированный на север, т. е. направление от северо-востока через север до северо-запада (см. подробнее: The Old English Orosius. P. 180–181).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов – хронологически от V в. до н.э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения – по большей части прозаические – по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Как отмечает А. Каждан, Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, – а в программу тога входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель) C.288]. В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светски и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполит Римского , Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериаского, Диона Кассия и др.) – этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин. Тематический состав «Библиотеки» выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21– 24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120–123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Философия: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod.15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Как мученики, так и истинные монахи, по мере прохождения своего сверхъестественного подвига, обнаруживали обилие благодатных дарований. 180 По словам епископа Игнатия, «подвиг некоторых святых иноков кажется более непостижимым по сверхъестественности своей, нежели даже подвиг мученика». 181 В этом можно убедиться, говорит епископ Игнатий, если прочитать жития святых иноков: Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марии Египетской и многих других. 2. Зависимость монашества от общего уровня христианства Считая монашество Богоустановленным и уподобляя его подвигу мученичества, епископ Игнатий никогда не отделяет его от богоустановленного христианства. «Монашество, – по справедливому заключению епископа Игнатия, – основано на христианстве, зиждется и держится на нём... монашество – вид его (христианства), особенное проявление». 182 Если преуспевает в мире христианство – наступает и расцвет монашества; если же ослабевает христианство в мире – клонится к упадку и монашеская жизнь. Упадок нравственности монахов находится в тесной зависимости от нравственности мирян. Между христианами, живущими в мире, и монахами-христианами, живущими в монастырях, по наблюдениям епископа Игнатия, всегда существовала самая тесная связь. «Жители монастырей, – пишет он, – не слетели туда с луны или с какой другой планеты; они вступили из среды земного грешного мира. Нравственность, которую осуждают «миряне» в монастырях, образовалась посреди мира, питается, поддерживается сношениями с миром». 183 В дни жизни епископа Игнатия монашество подвергнулось со стороны многих светских лиц справедливым и еще чаще несправедливым нападкам. Вступая в защиту монашества, истинный поборник иночества писал: «Многие ныне жалуются на него (монашество), видя или отыскивая в нём разные недостатки; но монашество – барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутый, с точностью показывает состояние погоды на улице», – состояние вообще христианства. Постепенный упадок нравственности среди мирян и связанное с ним ослабление нравственности в монастырях епископ Игнатий подтверждает следующим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

минускуле удвоенное О в форме лежащей восьмерки, как без точек, так и с точками/точкой внутри , к-рое используется в формах двойственного и мн. ч. слова «око» и в формах слов «два», «оба», а также в др. случаях; О с прямым или косым крестом в середине , к-рое используется в слове «окрест» и др. Заимствованные из южнослав. письменности графемы входят в рус. полуустав в 10-х гг. XV в. (детальный анализ их употребления и перечень памятников, в к-рых они представлены, см.: Гальченко. 2001. С. 368-369, 383-437). Появление графемы ранее, в Чудовском Новом Завете , исследователи связывают с подражанием непосредственно греч. минускулу. Наглядной иллюстрацией семантического критерия употребления таких графических типов является «О мультиокулярное» в слове   [  ] в Буслаевской Псалтири 1489 г. (РГБ. Ф. 304.I. 308. Л. 244 об.), где декоративное О состоит из 10 «О очных». К сер. XVI в. графемы вышли из употребления. В памятниках южнослав. эпиграфики с кон. X до кон. XV в. использовались 3 варианта начертания буквы О: круглый, петлеобразный и с заостренным верхом и низом. При этом круглый вариант чаще встречается в надписях Боснии и Герцеговины. В новгородских берестяных грамотах с XI до сер. XV в. преобладало узкое начертание с заостренным верхом и низом . C XI до сер. XIV в. грамоты дают его модификации с верхним покрытием (или верхней засечкой) - и с плоским верхом . В XII в. появилась модификация с прямой линией вместо правой дуги, этот вариант распространился в XIV - 1-й пол. XV в. . Со 2-й пол. XII в. наблюдается расширенная модификация узкого О (шириной с И, Н) . Широкое О получило распространение с XIV в. . С кон. XIII в. встречается «очное О», преимущественно широкое , значительно реже наблюдается узкое «очное О» ( Зализняк. 2000. С. 180-181). В скорописи XV в. написание О по сравнению со своим полууставным овальным прототипом практически не менялось; форма овала варьируется от узкой до расширенной . В XVI в. в великорусской и белорус. скорописи наряду с традиц. овальным и более округлым вариантами распространялась модификация О каплевидной или петлеобразной формы, заостренная в верхней части .

http://pravenc.ru/text/2578023.html

На одном из этапов этого процесса дао порождает триаду небесных божеств – «Трёх чистых» (Сань цин), или называемых также « Тремя небесными достопочтенными » (Тянь цзунь). Третьим из этих «небесных достопочтенных» и был «Верховный старый государь Лао-цзы» (Тай-шан Лао-цзюнь). Именно ему и принадлежит роль творца мира. Созидание Вселенной он осуществляет из своего тела (cp. с древнекитайским мифом о Паньгу 179 ). После завершения творения мира начинается период промыслительных действий Лао-цзюня, главными из которых являются его периодические воплощения в образах мудрых советников при идеальных государях древности. Показательно, что различные даосские секты настаивали и на последующих воплощениях учителя. Суждения же в отношении того, кто именно был очередной инкарнацией «небесного достопочтенного», весьма различны. Перечисленные скромные биографические сведения обросли со временем грандиозными мифическими подробностями. Впрочем, мифологичность сюжетов наглядно демонстрирует религиозные предпочтения даосов: именно легендарные черты, которыми наделялся образ их учителя, в первую очередь и делали его объектом культа. И по сей день Китай ежегодно отмечает праздник в честь рождения Лао-цзы, который приходится на 15-e число 2-го месяца по лунному календарю. §3 Основные принципы даосизма в период его доктринального становления Формирование даосизма происходило под сильным оппозиционным влиянием конфуцианства. Историограф Сыма Цянь отмечает в своём труде: «Люди, изучающие [учение] Лао-цзы, отвергают конфуцианство, а конфуцианцы отвергают Лао-цзы» 180 . Указанная особенность даосизма позволила даже утверждать одному из выдающихся синологов XIX в. академику В.П. Васильеву, что «общая связь всех разнородных систем даосизма заключается в их протесте против конфуцианства, в принятии именно того, что не согласно с этим учением, в соединении под одно знамя всех недовольных» 181 . Несмотря на тот факт, что легендарный мудрец Лао-цзы считается в даосизме автором ключевой книги даосизма – «Дао дэ цзин», этот текст не был написан в VI в. до н. э., к которому относят время жизни учителя. Данный трактат датируется III в. до н. э. В пользу этого утверждения говорит и язык произведения, и отсутствие упоминаний об этом важнейшем тексте даосской традиции вплоть до того же III в. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ст. 180. Если будет доказано, что дозволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается: заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до одного года и 4 месяцев, с лишением некоторых, на основ. ст. 50 сего Уложения, особенных прав и преимуществ, или заключению в тюрьме на время от 4 месяцев до одного года и 4 месяцев. Ст. 181. Кто в печатных или хотя письменных, но каким либо образом распространяемых им, сочинениях, дозволит себе богохуление, поношение Святых Господних, или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над свящ. писанием и святыми таинствами, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения. Ст. 182. Изобличенные в так называемом кощунстве, т. е. язвительных насмешках, доказывающих явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства, приговариваются: к заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев. Если, однако ж, будет признано, что виновный не имел намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а сделал сие по неразумию, невежеству или пьянству, то он наказывается: арестом на время от 3-х недель до 3-х месяцев. Ст. 183. Кто с умыслом поколебать уважение к святым будет выделывать, или же продавать, или иным каким образом распространять писанные, гравированные, резные или отлитые в соблазнительном виде иконы и другие изображения предметов, относящихся к вере и богослужению, тот за сие подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Если же, однако, сие учинено им без всякого злого намерения и не по ненависти к вере христианской или церкви православной, а по неразумию или невежеству, то он приговаривается: к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев; или аресту на время от 3-х дней до 3-х недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010