Скачать epub pdf О святом Вселенском Пято-Шестом или, лучше сказать, Шестом Соборе Предисловие Святой Вселенский [ 177 ] Пято-Шестой, или, вернее сказать [ 178 ] , Шестой Собор, был собран в Константинополе, в знаменитой императорской палате, называемой Трулла, при Юстиниане II (который был сыном Погоната и имел прозвище Ринотмит), в 691 г. по P. X. [ 179 ] . На нем присутствовали 227 отцов, по словам Вальсамона и Зонары, а согласно автору «Συνοδικο βιβλιαρου» – 240. Предводительствовали ими Павел Константинопольский [ 180 ] , Василий, епископ Гортины Критской, и некий епископ Равенны, – два последних представляли Римского папу [ 181 ] – Петр Александрийский , Анастасий Иерусалимский и Георгий Антиохийский. Этот Собор состоялся по императорскому указу не ради рассмотрения какой-то особой ереси и не ради определения веры, иначе было бы основание называть его отдельным Собором, но ради издания необходимых правил, касающихся упорядочения и устройства Церкви. Эти правила и приведены ниже. Они подтверждаются: – 2, 4 и 8-м деяниями VII Вселенского собора и его 1-м правилом; – тремя папами: Адрианом I, Григорием II и Иннокентием III; – Грацианом; – легатами папы, присутствовавшими на VII Вселенском соборе; – так называемым Двукратным собором, который приводит правило VI Всел. 31 в своем 12-м правиле; – Кедрином; – Иоанном Дамаскиным , который говорит: «Исследуй определения VI Вселенского собора и найдешь там доказательство» 182 ; – толкователями правил; – Фотием; – собственноручными подписями императора, легатов Римского папы, патриархов и отцов Собора и, кратко сказать, всей Кафолической Церковью, хотя современные латиняне клевещут на эти правила, потому что они обличают их нововведения. Адриан I в послании к Тарасию оставил нам достойное восхищения свидетельство об этих правилах: «Деяния сего святого VI Собора я принимаю вместе со всеми законно и божественно провозглашенными им правилами, среди которых принято и такое: «На некоторых чтимых иконах начертывается... " » – и далее следует текст всего 82-го правила этого Собора (Синодикон. С. 748). А папа Григорий в послании к св. Герману (которое находится в 4-м деянии VII Всел.) об этом же правиле настоящего VI Вселенского собора пишет: «Потому сонм святых отцов по Божественной воле преподал Церкви это важнейшее правило как основу величайшего спасения». Отметь также, что он называет этот Собор святым сонмом, а его правила – изданными по Божественной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 181. О деятельной жизни Далее мы исследуем деятельную жизнь, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) все ли дела нравственных добродетелей относятся к деятельной жизни; 2) относится ли к деятельной жизни рассудительность; 3) относится ли к деятельной жизни обучение; 4) о продолжительности деятельной жизни. Раздел 1. Все ли дела нравственных добродетелей относятся к деятельной жизни? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не все акты нравственных добродетелей относятся к деятельной жизни. В самом деле, похоже, что деятельная жизнь касается только наших отношений с другими людьми. Так, Григорий говорит, что «деятельная жизнь подаёт хлеб алчущему», а затем, упомянув многое из того, что касается наших отношений с другими людьми, добавляет: «Подаёт всем и каждому то, в чём тот нуждается». Однако в своих отношениях с другими мы направляемся не всеми актами нравственных добродетелей, но, как уже было сказано (58, 2; ΙΙ– Ι, 60, 2, 3), только актами правосудности и её частей. Следовательно, не все акты нравственных добродетелей относятся к деятельной жизни. Возражение 2. Далее, Григорий говорит, что слабая глазами, но плодовитая Лия означает деятельную жизнь, которая, «будучи озабочена делами, видит меньше, однако, побуждая ближнего примером и словом подражать себе, порождает многочисленные следствия добрых дел». Но это, похоже, скорее присуще любви, посредством которой мы любим ближнего, чем нравственным добродетелям. Следовательно, дело представляется так, что акты нравственных добродетелей не относятся к деятельной жизни. Возражение 3. Далее, ранее мы показали (180, 2), что нравственные добродетели располагают к созерцательной жизни. Но расположение и совершенство принадлежат одному и тому же. Следовательно, похоже, что нравственные добродетели не относятся к деятельной жизни. Отвечаю: как уже было сказано (179, 2), различение деятельной и созерцательной жизни основано на различии людских занятий, которые направлены к разным целям; одним из этих занятий является рассмотрение истины, каковое суть цель созерцательной жизни, в то время как другим является внешняя деятельность, к которой определена деятельная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

а. Предварительное замечание о начале рода человеческого и о первой чете (ст. 1–2) Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека… (Ст. 1). С какой целью Моисей повторяет о создании человека? С той, чтобы в начале родословия людского поставить Бога, как первоначальный источник естества человеческого, и как бы главного родоначальника людей; подобно тому как, и Евангелист Лука родословие человеческое возводит до Бога 178 . … по подобию Божию создал его… Зачем Моисей повторяет о создании Адама по подобию Божию? Затем, чтобы, приступая к повествованию о размножении людей, отличить первосозданного богоподобного человека от грешных и несовершенных потомков его. Посему-то, – сказавши, что первый человек был по подобию и образу Божию, – далее делает нарочитое примечание, что Адам родил сына по подобию своему и образу своему, т.е. такого же грешного и падшего, каков был сам 179 . … Мужчину и женщину сотворил Бог и благословил их … (Ст. 2). С каким намерением Моисей повторяет здесь снова свое сказание о создании двух полов? Приступая к родословию человеческого рода, он хочет показать, что после первого человека, происшедшего непосредственного от Бога, все последовавшие затем люди размножились путем естественного нарождения от одной четы людской, получившей от Бога благословение на размножение своего рода. Этим вступительным замечанием своим Моисей опровергает весьма важные заблуждения: например, будто бы род людской есть только высшее и дальнейшее развитие породы животных (произошел от обезьян; – Дарвин); и будто бы различные племена людские имеют своих отдельных родоначальников. б. Родословие патриархов от Адама до Еноха (ст. 3–20) Как исчисляются допотопные патриархи? … (Ст. 3–32). Адам 180 , Сиф 181 , Енос 182 , Каинан 183 , Малелеиль 184 , Иаред 185 , Енох 186 , Мафусал 187 , Ламех 188 , Ной 189 . По какой линии ведется у Моисея родословие допотопных патриархов? поскольку до рождения каждого из них полагается весьма значительное время в жизни их отцов 190 ; то невероятно, чтобы до сего возраста у патриархов вовсе не было детей. Это открывает нам, что родословие допотопных патриархов ведется не по прямой линии от отца к старшему сыну, а вводится в него только такие лица, которые составляют преемственный ряд прямых предков Ноя, а чрез него Авраама – отца Евреев, а чрез него Мессии – Иисуса Христа 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 57. о праве После рассмотрения рассудительности нам В должной последовательности надлежит исследовать правосудность, каковое исследование будет четверояким: во-первых, [мы рассмотрим саму] правосудность; во-вторых, её части; в-третьих, соответствующие [ей] дары; в-четвёртых, касающиеся правосудности предписания. В отношении самой правосудности будет рассмотрено четыре вещи: во-первых, право; во-вторых, собственно правосудность; в-третьих, неправосудность; в-четвёртых, суд. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) является ли право объектом правосудности; 2) надлежащим ли образом право разделяют на естественное и позитивное; 3) является ли право народов тем же, что и естественное право; 4) являются ли господское и родительское право особыми видами [права]. Раздел 1. является ли право объектом правосудности? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что право не является объектом правосудности. Так, юрист Цельс говорит, что «право является искусством добродетельности и справедливого равенства». Но искусство как таковое является умственной добродетелью, а не объектом правосудности. Следовательно, право не является объектом правосудности. Возражение 2 . Далее, закон, согласно Исидору, «является своего рода правом» 179 . Но закон является объектом не правосудности, а рассудительности, поскольку Философ говорит о законодательной [науке] как об одной из частей рассудительности 180 . Следовательно, право не является объектом правосудности. Возражение 3 . Далее, правосудность в первую очередь подчиняет человека Богу, поскольку, согласно Августину, «правосудность есть любовь к служению одному только Богу, вследствие чего она правильно распоряжается всем, что подчинено человеку». Но право (jus) относится не к божественным вещам, а только к человеческим делам, по каковой причине Исидор говорит, что «божественный закон – это «fas» 181 , а человеческий закон – это «jus " " 182 . Следовательно, право не является объектом правосудности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

IX. К истории мистицизма в России 1. Характер борьбы между партиями Из обнародованных за последние годы сведений 180 русские читатели достаточно знакомы с подробностями той борьбы, которая происходила, в первой четверти настоящего столетия, в русском обществе между партией мистиков и масонов, группировавшихся около простодушного министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, с одной стороны, и защитниками церкви и конфессионального религиозного учения – митрополитом Серафимом, архимандритом Фотием, Магницким, Аракчеевым – с другой. Борьба эта, как известно, была не столько борьбой идей и теоретических направлений мысли, сколько борьбой личных интересов и страстей, по крайней мере со стороны Магницкого и Аракчеева, оскорбленного близостью Голицына к Императору Александру I. Она окончилась, как известно, поражением мистиков и падением князя Голицына, место которого занял адмирал Шишков, который с первых же дней своего управления министерством народного просвещения сосредоточил всю свою деятельность на искоренении мистицизма и всего, что отзывалось близостью к мистицизму: исчезло библейское общество, так широко раскинувшее свою деятельность в России, остановлен перевод Священного Писания на русский язык; экземпляры русского перевода Библии, изданного обществом, изъяты из продажи и отобраны от лиц, успевших их приобрести; подвергся преследованию даже катехизис митрополита Филарета, в котором сочинитель, один из главных деятелей библейского общества, позволил себе приводить тексты в русском переводе. Но главным образом преследования Шишкова направлены были против мистических и масонских книг, в большом количестве распространившихся в России в министерство Голицына. Этот не лишенный интереса эпизод из истории мистицизма в России мы хотим рассказать теперь, руководствуясь архивными материалами 181 , не бывшими в распоряжении ни одного из историков этой знаменательной эпохи. 2. Распоряжение Шишкова от 17 ноября 1824 г. Первым действием Шишкова по вступлении в управление министерством народного просвещения было издание указа от 17 ноября 1824 года, содержавшего в себе подтверждение, с большей силой, прежде изданных указов, воспрещавших издание в свет книг без разрешения духовной цензуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Книга четвертая. Юсиф и его время Глава 22. Юность Иосифа В истории нет еще личности, которая по своей чудесной судьбе, исполненной необычайных превратностей, была бы более интересна и симпатична, чем личность Иосифа. Сказание о нем это – бесподобная эпопея кроткой, чистой и благородной души, которая сама по себе составляет величайшее счастье, возвышающее человека над всеми превратностями жизни. По простоте концепции, удивительно сочетающейся с необычайностью обстоятельств, по глубине психологического анализа, идущего на протяжении всей истории, по выдержанности характеров, – это сказание, рассматриваемое даже просто с литературной точки зрения, составляет перл в литературной сокровищнице человечества 180 . Будучи вполне верно законам психологическим, оно также верно и законам историческим. Все подробности его настолько точно изображают особенности современной ему культурно-исторической жизни, как она открывается теперь на каменных памятниках былой египетской и вообще восточной старины, что несомненно составляет драгоценный источник для ученой египтологии. Само по себе, в своем цельном объеме, библейское сказание о нем настолько известно всем, что нет надобности пересказывать его здесь, а достаточно проследить только, как оно во всех своих подробностях совпадает с данными новейших научных открытий и исследований в области древней восточной и особенно египетской жизни 181 . Исполненная приключений, жизнь Иакова подвигалась уже к пределу человеческого бытия. Ему было около ста лет, когда он, имея многочисленное семейство и владея значительным богатством, заключавшимся в стадах различного скота, думал спокойно отойти к праотцам. Но Провидение готовило ему новые испытания и именно чрез самого любимого им сына, Иосифа. В библейской истории Иосиф впервые выступает пред нами семнадцатилетним юношей ( Быт. 37:2 и сл.) Как любимый сын, он постоянно находился при своем престарелом отце и только изредка навещал своих братьев, занимавшихся пастушеским делом и переходивших с своими стадами с одного пастбища на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Письмо девятое Письмо девятое 2 декабря 1923 г. День св. пр. Аввакума Дорогие друзья мои! Я обещал познакомить вас с мыслями еп. Игнатия Брянчанинова , извлеченными мною из его писем к разным лицам. Исполняю обещанное. Мысли эти я расположил в известном порядке, по темам. Но иногда трудно бывает выделить из данного отрывка мысли, относящиеся к одному какому-нибудь предмету, и в таком случае неизбежно смешение тем. Я не хочу привносить ничего своего в мысли автора, чтобы сохранить в целости его индивидуальность, сквозящую в каждом слове: мне принадлежит только порядок распределения этих мыслей. Состояние современного еп. Игнатию общества и народа «Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни» 176 . «Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло новое направление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты» 177 . «Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные» 178 . «Напечатанное в «Домашней беседе», что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусье» 179 . «Печально – современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре 180 это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед» 181 . «Предсказанное в Писании 182 совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие» 183 . «Времена чем далее тем тяжеле. Христианство , как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы» 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 180. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему. Потщитесь оказаться исправными в сем. 120] Уже к концу приходит время поста: рассмотрите же в себе, исполнено ли вами все подобающее и должное: стяжали ль мы с вами послушание непрекословное, смирение нелицемерное, благоговеинство сокрушенное, молитву непрестанную, плач Богу приятный, стенание глубокое, веру непреткновенную, надежду непостыждающую, безропотность благодушную, воздержание всестороннее – и от слова сопротивительного, и от речений оскорбительных, от задорности, брани и самочинья. – Всего этого требует воздержание, и воздерживаясь от сего, мы в самом деле течем путем благочестия и подвигом добрым подвизаемся в чаянии вечных неизреченных благ. Если же найдется что противное сему: преслушание, гордость, ропот, шепотничество, самочиние, распущенность, спорливость, жестокосердие, ненависть, гнев и прочих скверных страстей непотребства, – то хотя и постимся мы телесно, не приносим однако же Богу приятного поста, но нечистый – не угодный Богу, отвергаемый им. Познав сие, потрудитесь соблюдать все заповеди Господни непорочно, отвергните все укорное, стыдное и срамное, и все благообразно и по чину делайте: ибо и доброе недобро, если недобре говорится и делается. «Не бывайте не смысленни, но разумевайте, что есть воля Божия» ( Еф. 5, 17 ) – «благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). 181. 1) Трудитесь в исполнении заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от Господа радованием неописанным. – 2) Такова сущность звания нашего и надежд его: не понерадим же об исполнении послушаний. – 3) Послушания сии несуетны; и никто у нас не служит человекам, но Богу, Который приемлет то, – и воздаст: трудитесь же в сем духе, и исполните в совершенстве дело звания своего. – 4) Так сделаемся подражателями отцов и самого Господа. – 5) Да утвердит вас в сем Господь и да сохранит. 123] 1. Прошу и молю, стойте во святом звании, в которое призваны вы, непоколебимо и неподвижно, исполняя заповеди Божии и оправдания Его; пребывайте всегда в ревностнейшей и теплейшей любви ко Господу, изгоняя всякую чуждую страсть из сердец ваших, возмогайте в крепости подвижничества вашего, каждый день все усерднее и трезвеннее проходя, в бдении и псалмопении, в послушании и смирении, в служении и пощении, и во всем прочем, принимая, как доказательство успешности вашей в содевании своего спасения эту настойчивость в труде и борении, и эту многопотность жизни вашей. Крепитесь: воссияет, наконец, для вас вечный покой вместо теперешнего злострадания и непрестающее радование вместо настоящих прискорбностей. Этим и Апостол одушевляет нас, внушая не смотреть на настоящее, потому что оно временно и тленно, но на будущее, потому что оно вечно, блаженно ( 2Кор. 4, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Глава 32 (1) Вот, по правде будет царствовать царь, И князья будут править по закону. (2) И будет каждый (из них) как защита от ветра, И навес от дождя, Как потоки вод в степи, Как тень высокой скалы в пустыне. (3) Тогда не помрачатся глаза видящих, И уши слышащих чутко будут слышать. (4) Тогда поспешные в суждениях и действиях научатся размышлять, И косноязычные получат дар говорить скоро. (5) Нечестивый не назовется более благородным, И о жадном не скажут, что он щедрый. (6) Ибо нечестивый и говорит нечестивое, И сердце его умышляет только неправое: Как бы сделать лицемерие, Сказать на Иегову ложное, Истощить душу голодного, И отнять питье у жаждущего. А жадный... образ действий его гибельный: Он измышляет ковы, Чтобы губить бедных ложными оговорами, Хотя на деле нищий прав. (7) Благородного же и намерения благородны, И он устоит в благородстве. XXVI 180 (9) Женщины беспечные! Встаньте, послушайте голоса моего. Дочери беззаботные! Приклоните ухо к слову моему. (10) Несколько дней к году.... Вы ужаснетесь, беспечные, Ибо не будет обирания винограда, Не придёт жатвы. (11) Ужаснитесь вы, беспечные! Содрогнитесь, беззаботные! Сбрось наряды и разденься до – нага, Оставь покров только на чреслах. (12) Возрыдают горько О полях роскошных, О виноградной лозе плодовитой. (13) На земле народа моего Прорастёт тёрн и дикий шиповник, А также и при всех домах роскоши В славном городе. (14) Да, чертоги опустеют; Многолюдство города исчезнет; Гофел и Боген 181 на долго обратятся в развалины, В гульбище для диких ослов, В пастбище для стад, – (15) Доколе не изльётся на нас дух свыше. А тогда пустыня обратится в сад, А сад покажется лесом. (16) И поселится в пустыни правосудие, И правда будет жить в этом саду. (17) И будет делом правды – мир, И плодом правосудия – безопасность во веки. (18) И заживёт народ мой в жилище мирном, В селениях безопасных, И в местах изобильных. (19) Между тем, град разразится над лесом, И город будет крайне унижен 182 . Счастливы вы, сеющие при всех водах,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

The number of Christians in Germany decreased dramatically in 2016, largely driven by demographic changes, the German press reports. CC BY 2.0/tefan Jurc/Landsberg am Lech The number of Catholics and Protestants in Germany sank to a new low in 2016, with the latter hemorrhaging almost 1.6 percent of members in comparison with the previous year, according to recently released figures. According to the Evangelical Church of Germany (EKD), at the end of 2016 there were around 22 million evangelicals in Germany. Demographics played the biggest factor in the change: in 2016, approximately 340,000 evangelicals passed away while there were just 180,000 baptisms. Some 190,000 people left the church and just 25,000 people chose to join it, the German newspaper Die Zeit reported. A similar situation is seen in the Catholic Church, which lost 162,093 members last year, as reported at the German Bishop’s Conference in Bonn on Friday. However, the Church took solace in the fact that the rate of decline has slowed from the 181,925 loss that it suffered in 2015. While the number of people describing themselves as Christian declined, the number of regular churchgoers also decreased. In 2015, 10.4 percent of Catholics attended a weekly church service, which declined to 10.2 percent in 2016, or 2.4 million people. The Catholic Church numbered around 23.6 million followers last year, slightly more than the 21.9 million evangelicals. Including Orthodox Christians and other smaller churches, the proportion of German Christians was 58.3 percent. This figure has been steadily decreasing in recent years. In 2012, 62 percent of Germans were Christian and in 2013 the proportion was 61.6 percent. The statistics are worrying reading for Christian church figures. Commenting on the declining numbers on Friday, German Catholic Cardinal Gerhard Ludwig Mueller described the situation as “dramatic” not only in Germany, but in Europe as a whole. Europe is experiencing a “process of forced de-Christianization, which goes far beyond just secularization,” Mueller told an Italian newspaper, Domradio.de reported.

http://pravmir.com/losing-faith-germanys...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010