а. Предварительное замечание о начале рода человеческого и о первой чете (ст. 1–2) Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека… (Ст. 1). С какой целью Моисей повторяет о создании человека? С той, чтобы в начале родословия людского поставить Бога, как первоначальный источник естества человеческого, и как бы главного родоначальника людей; подобно тому как, и Евангелист Лука родословие человеческое возводит до Бога 178 . … по подобию Божию создал его… Зачем Моисей повторяет о создании Адама по подобию Божию? Затем, чтобы, приступая к повествованию о размножении людей, отличить первосозданного богоподобного человека от грешных и несовершенных потомков его. Посему-то, – сказавши, что первый человек был по подобию и образу Божию, – далее делает нарочитое примечание, что Адам родил сына по подобию своему и образу своему, т.е. такого же грешного и падшего, каков был сам 179 . … Мужчину и женщину сотворил Бог и благословил их … (Ст. 2). С каким намерением Моисей повторяет здесь снова свое сказание о создании двух полов? Приступая к родословию человеческого рода, он хочет показать, что после первого человека, происшедшего непосредственного от Бога, все последовавшие затем люди размножились путем естественного нарождения от одной четы людской, получившей от Бога благословение на размножение своего рода. Этим вступительным замечанием своим Моисей опровергает весьма важные заблуждения: например, будто бы род людской есть только высшее и дальнейшее развитие породы животных (произошел от обезьян; – Дарвин); и будто бы различные племена людские имеют своих отдельных родоначальников. б. Родословие патриархов от Адама до Еноха (ст. 3–20) Как исчисляются допотопные патриархи? … (Ст. 3–32). Адам 180 , Сиф 181 , Енос 182 , Каинан 183 , Малелеиль 184 , Иаред 185 , Енох 186 , Мафусал 187 , Ламех 188 , Ной 189 . По какой линии ведется у Моисея родословие допотопных патриархов? поскольку до рождения каждого из них полагается весьма значительное время в жизни их отцов 190 ; то невероятно, чтобы до сего возраста у патриархов вовсе не было детей. Это открывает нам, что родословие допотопных патриархов ведется не по прямой линии от отца к старшему сыну, а вводится в него только такие лица, которые составляют преемственный ряд прямых предков Ноя, а чрез него Авраама – отца Евреев, а чрез него Мессии – Иисуса Христа 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Книга 2 7 (Maur. 37). Амвросий Симплициану 177 1. Недавно, когда мы с тобой по обычаю старой дружбы вели беседу, ты, к моей радости, сказал, что тебе понравилось, как я выбрал для проповеди народу нечто из писаний апостола Павла, прежде всего потому что глубина его мыслей понимается с трудом, а ею суждения возвышают слушателя и воспламеняют проповедника, а также по той причине, что к сказанному самим Павлом в большинстве своих посланий толкователю уже нечего прибавить от себя, и если он хочет что-то сказать, то должен чувствовать себя скорее грамматиком, 178 нежели проповедником. 2. Однако в этом я узнаю и приязнь старой дружбы, и, что еще ценнее, благодать отеческой любви, ибо старую дружбу могут разделять многие, отеческую же любовь разделить нельзя, а также поскольку ты счел, что я уже в полной мере исполнил твои пожелания, я намерен повиноваться твоей воле, увещеваемый и побуждаемый своим собственным примером, что мне совсем не трудно, ибо я буду подражать не кому-то великому, но самому себе и следовать не чьим-то великим образцам, а своим собственным привычкам. 3. И так как в нашем слове будет вырисовываться вид и образ блаженной жизни, 179 мы думаем, что наше повествование, возможно, придется по душе многим и конечно же тебе, искренне любящему нас, хотя заслужить твое одобрение и труднее, чем чье-либо еще; однако суровость твоего суждения смягчается любовью и потому ко мне оно снисходительно. 4. Это же письмо, обращенное к тебе, отсутствующему, посвящено суждениям апостола Павла, который призывает нас от рабства к свободе, говоря: Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков ( 1Кор. 7. 23 ), показывая, что наша свобода – во Христе, что наша свобода – в познании премудрости. Эту мысль философы много раз высказывали, бурно обсуждали и оспаривали, потому что если «всякий мудрец свободен», 180 то всяким неразумный пребывает в рабстве. 5. Однако еще намного раньше Соломон сказал, что глупый меняется, как луна ( Сирах. 27. 11 ). Ведь мудрого ни страх не сломит, ни власть не изменит, ни благополучие не вознесет, ни скорбь не потопит. Ибо где мудрость, там добродетель духа, там постоянство и храбрость. 181 Следовательно, в духе мудрец остается тем же самым, не умаляется и не возрастает от превратностей судьбы, и не колеблется, как младенец, увлекаемый всяким ветром учения ( Еф. 4. 14 ), но пребывает совершенным во Христе, утвержденным в любви, укорененным в вере. 182 Итак, мудрец не знает оскудения и духом не ведает непостоянства, но как солнце правды ( Мал. 3. 20 ) воссияет тот, кто сияет в царстве Отца своего 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

IX. К истории мистицизма в России 1. Характер борьбы между партиями Из обнародованных за последние годы сведений 180 русские читатели достаточно знакомы с подробностями той борьбы, которая происходила, в первой четверти настоящего столетия, в русском обществе между партией мистиков и масонов, группировавшихся около простодушного министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, с одной стороны, и защитниками церкви и конфессионального религиозного учения – митрополитом Серафимом, архимандритом Фотием, Магницким, Аракчеевым – с другой. Борьба эта, как известно, была не столько борьбой идей и теоретических направлений мысли, сколько борьбой личных интересов и страстей, по крайней мере со стороны Магницкого и Аракчеева, оскорбленного близостью Голицына к Императору Александру I. Она окончилась, как известно, поражением мистиков и падением князя Голицына, место которого занял адмирал Шишков, который с первых же дней своего управления министерством народного просвещения сосредоточил всю свою деятельность на искоренении мистицизма и всего, что отзывалось близостью к мистицизму: исчезло библейское общество, так широко раскинувшее свою деятельность в России, остановлен перевод Священного Писания на русский язык; экземпляры русского перевода Библии, изданного обществом, изъяты из продажи и отобраны от лиц, успевших их приобрести; подвергся преследованию даже катехизис митрополита Филарета, в котором сочинитель, один из главных деятелей библейского общества, позволил себе приводить тексты в русском переводе. Но главным образом преследования Шишкова направлены были против мистических и масонских книг, в большом количестве распространившихся в России в министерство Голицына. Этот не лишенный интереса эпизод из истории мистицизма в России мы хотим рассказать теперь, руководствуясь архивными материалами 181 , не бывшими в распоряжении ни одного из историков этой знаменательной эпохи. 2. Распоряжение Шишкова от 17 ноября 1824 г. Первым действием Шишкова по вступлении в управление министерством народного просвещения было издание указа от 17 ноября 1824 года, содержавшего в себе подтверждение, с большей силой, прежде изданных указов, воспрещавших издание в свет книг без разрешения духовной цензуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Книга четвертая. Юсиф и его время Глава 22. Юность Иосифа В истории нет еще личности, которая по своей чудесной судьбе, исполненной необычайных превратностей, была бы более интересна и симпатична, чем личность Иосифа. Сказание о нем это – бесподобная эпопея кроткой, чистой и благородной души, которая сама по себе составляет величайшее счастье, возвышающее человека над всеми превратностями жизни. По простоте концепции, удивительно сочетающейся с необычайностью обстоятельств, по глубине психологического анализа, идущего на протяжении всей истории, по выдержанности характеров, – это сказание, рассматриваемое даже просто с литературной точки зрения, составляет перл в литературной сокровищнице человечества 180 . Будучи вполне верно законам психологическим, оно также верно и законам историческим. Все подробности его настолько точно изображают особенности современной ему культурно-исторической жизни, как она открывается теперь на каменных памятниках былой египетской и вообще восточной старины, что несомненно составляет драгоценный источник для ученой египтологии. Само по себе, в своем цельном объеме, библейское сказание о нем настолько известно всем, что нет надобности пересказывать его здесь, а достаточно проследить только, как оно во всех своих подробностях совпадает с данными новейших научных открытий и исследований в области древней восточной и особенно египетской жизни 181 . Исполненная приключений, жизнь Иакова подвигалась уже к пределу человеческого бытия. Ему было около ста лет, когда он, имея многочисленное семейство и владея значительным богатством, заключавшимся в стадах различного скота, думал спокойно отойти к праотцам. Но Провидение готовило ему новые испытания и именно чрез самого любимого им сына, Иосифа. В библейской истории Иосиф впервые выступает пред нами семнадцатилетним юношей ( Быт. 37:2 и сл.) Как любимый сын, он постоянно находился при своем престарелом отце и только изредка навещал своих братьев, занимавшихся пастушеским делом и переходивших с своими стадами с одного пастбища на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

А.В. Попов Источники Архив Санкт-Петербургской епархии Ф. 2, оп. 8, д. 16: Первомученик Петроградский протоиерей Иоанн Кочуров. 22 письма из Америки. Письма родных. Российский государственный исторический архив. Ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606: По ходатайству Преосвященного Алеутского о разрешении присоединить к православию униатского священника Алексия Товта и его прихожан. Ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093: По представлению Пр го Алеутского об устройстве православной церкви в гор. Нью-Йорке. Ф. 796, оп. 177, год 1896, д. 3330: По отношению Хозяйственного при Св. Синоде Управления с ходатайством Преосвященного Алеутского о назначении на службу в его епархию окончившего курс в Вологодской духовной семинарии Константина Попова и диакона Вологодской епархии Рафаила Кедровского и об отпуске им путевых денег по положению. Ф. 796, оп. 178, год 1897, д. 3625: По представлению Преосвященного Алеутского с ходатайством об утверждении проекта Устава для школ и приютов в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4086: О назначении студента IV го курса Казанской Дух. Академии Александра Шамие на священническое место в Галвестон, штата Тексас, в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4109: По ходатайству Пр го Алеутского о выдаче Архимандриту Анатолию какого-либо пособия для возвращения в Россию. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3539: По рапорту Преосвященного Алеутского о присоединении к православию 200 униатов в гор. Марблегеде, штата Огейо, и с ходатайством о высылке необходимой утвари и риз для вновь воссоединенных. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3639: По рапорту П го Алеутского с донесением о совершенном им обозрении епархии. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3686: По ходатайству П го Алеутского о переименовании епархии в «Алеутскую и Северо-Американскую». Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3078: По рапорту П го Алеутского, с проектом устава Православного Американского Миссионерского Общества. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3085: О назначении прогонов определенному на вакансию иподиакона при кафедральном соборе в С.-Франциско бывшему иеродиакону Холмского Архиерейского Дома Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ОСУЖДЕНИЕ Осуждение есть нарушение заповеди Бог весьма запретил нам судить и осуждать ближних наших: «не судите», глаголет Господь, «да несудими будете». «Ты почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? Вси бо предстанем судищу Христову», глаголет Апостол ( Рим. 14, 10 ). Следственно осуждающие ближняго заповеди сея Божия не слушают, и воле Божией противятся, и потому тяжко грешат (2:181). Осуждением заповедь Христова разоряется (1:135). Причины происхождения осуждения и КЛЕВЕТЫ Иногда бывает от ЗЛОБЫ: ибо злобный, не имея чим отмстить ближнему, оклеветанием и злословием славу его терзает. Иногда от зависти: понеже завистливый, не терпя видеть ближняго почитаема, безчестным именем его порочит и поносит. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения; всему корень есть самолюбие и ненависть к ближнему (1:135). Осуждение и КЛЕВЕТА происходят от зависти и злобы Иногда бывают от зависти: понеже завистливый не хощет видеть в почтении и славе ближняго своего; тщится честное имя его помрачить и для того безчестным именем его порочит. Иногда бывают от злобы: злобный бо, не имея чим отмстить тому, на кого злобится, злословием и оклеветанием славу его потемнить тщится. Бывают еще от злой привычки, ревнования, нетерпения и прочаго (2:181). Осуждение и КЛЕВЕТА от гордости происходят Бывают от гордости: гордый бо, возносясь и не терпя, чтобы другий ему равен был, пересуждает и уничтожает его, или, хотя свои грехи укрыть, других злословит и клевещет, чтобы слышащии думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближняго осуждает (2:181). От ГОРДОСТИ: гордый бо себе вознося и почитая, других пересуждает и уничтожает, или: хотя свои пороки прикрыть, других злословит, чтобы люди, слышащии об нем, думали, что он таких пороков не имеет (1:135). Осуждение от испытания чужих дел (5:160; см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Осуждение и КЛЕВЕТА свидетельствуют об отсутствии СТРАХА БОЖИЯ Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданнаго языка и сердца, страхом Божиим неогражденнаго. Осуждение же не токмо языком, но и мыслию, помазанием, покиванием главою, вздохом, смехом и прочиим образом бывает (2:180).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

[Лат. Pancratius] († 304?), мч. Римский (пам. зап. 12 мая). Мученичество П. составлено в VI-VII вв. и относится к типу «эпических», что затрудняет его использование в качестве исторического источника ( Lapidge. P. 18). Совр. католическая Церковь считает установленным, что П. принял мученичество через усекновение головы на Аврелиановой дороге в Риме в возрасте 14 лет. Сохранилось не менее 8 редакций Мученичества (BHL, N 6420-6427), из к-рых, по мнению итал. исследователя Дж. Веррандо ( Verrando. 1982. P. 118-123), наиболее близка к оригиналу редакция BHL, N 6420 - изд.: по 2 спискам в AnBoll. 1891. Vol. 10. P. 53-56. В ней П. представлен христианином по рождению, соответственно, отсутствует сюжет о его крещении папой Римским. Однако итал. исследователь Франки де Кавальери считал, что ближе всего к оригиналу восходит самая распространенная редакция BHL, N 6421 ( Franchi de " Cavalieri. 1908. P. 87-92). Она была опубликована под названием Acta martyrii в ActaSS. Maii. (T. 3. P. 21) на основе большого числа рукописей XI-XIV вв., в т. ч. греческой. В этой редакции особое внимание уделяется роли папы Римского в приобщении П. к христианству. К данной редакции с небольшими отличиями примыкают тексты: из североитал. рукописи XI в. (BHL, N 6425, опубл.: Bibliotheca Casinensis, seu codicum manuscriptorum qui in tabulario Casinensi asservantur series. T. 3: Florilegium Casinense. [S. l.], 1877. P. 349-350; из северофранц. рукописи XII в. (BHL, N 6424); из «Санктуария» Б. Момбриция (ок. 1480) ( Mombritius B. Sanctuarium, seu vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 188) (BHL, N 6426); из собрания Житий святых, изданного картузианцем Лаврентием Сурием (BHL, N 6423; De probatis sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1572. T. 3. 180-181); из испан. Мартиролога X. Тамайо де Саласара ( Tamayo de Salazar J. Anamnesis, sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1656. Т. 3. P. 154-155) (BHL, N 6422). Еще одна редакция (BHL, N 6427), обнаруженная в кодексе из Намюра и опубликованная в AnBoll. 1883. T. 2. 289-291, интересна тем, что относит время событий к правлению императоров Валериана (253-260) и его соправителя Галлиена (253-268). С ней согласуются эпитомы, входящие в состав сб. «Золотая легенда» (кон. XIII в.) Иакова из Варацце (Гл. 76) и в «Каталог святых» Петра Наталиса (кон. XIV в.) ( Petr. Natal. CatSS. IV 156).

http://pravenc.ru/text/2578817.html

будет внезапно и поразительно: «якоже... молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого: идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» (Мф. 24:27). Пред открытием вечного царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце и луне, и звездах, и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. «Абие же, в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся» ( Мф. 24:29 ; Мк. 13:24, 25 ). Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – «звезды спадут», ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? – «силы небесные подвижутся», видя такую перемену ( Мф. 24:29 ) 178 . 2) Все эти ужасные потрясения будут предвестием страшного и славного пришествия Сына Человеческого: «тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына человеческого грядущего на облацех небесных... силою и славою многою» ( Мф. 24:30 ). Знамение Сына Человеческого, по согласному объяснению св. отцов, есть крест, который «первый явится на небе со всем своим воинством Ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки-Христа 179 . Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно, для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его Иудеи, увидев, восплакали» 180 , во исполнение слов древнего пророка: «воззрят нань, егоже прободоша» ( Зах. 12:10 ). Крест приведет им на память богоубийственное дело их и, обличив с непререкаемою силою упорное неверие их, сделает безответными на суде правды Божией 181 . Но восплачутся и все, которые проводили греховную и чувственную жизнь, мудрствовали земное ( Кол. 3:2 ), «хотя бы то были и христиане» 182 . Впрочем, это же победное знамение – страх для врагов – принесет «радость друзьям уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него» 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ [греч. Κριλλος Σκυθοπλεως] (ок. 525 - после 559, возможно, 90-е гг. VI в.), мон., пресв., визант. агиограф. Жизнь Единственным источником сведений о жизни К. С. являются его произведения. Излагая жития палестинских подвижников, своих старших современников, К. С. упоминает и о себе. Эти сведения были обобщены в критическом издании сочинений К. С. ( Schwartz . 1939. P. 408-415). Хронологические неточности, допущенные в издании Э. Шварца, были исправлены Э. Штайном ( Stein . 1944). Хронологическая таблица этапов жизни К. С. в контексте описанных им событий содержится в издании А. Фестюжьера ( Festugière . 1962. Vol. 3. Pt. 1. P. 17-26). К. С. род. в Скифополе (ныне Бейт-Шеан, Израиль), столице визант. пров. Палестина Вторая (Palaestina secunda). В Житии прп. Саввы Освященного К. С. упоминает о визитах святого в дом его семьи. Первый визит состоялся еще до рожденияК. С., в авг. 518 г., когда прп. Савва Освященный прибыл в Скифополь по поручению Иерусалимского патриарха Иоанна III , чтобы обнародовать указ имп. Юстина I (518-527), воцарившегося после смерти имп. Анастасия I (491-518), к-рый поддерживал монофизитство, о восстановлении в диптихах определений Вселенского IV Собора (451) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 61-63// Schwartz. 1939. S. 162-164). Во время 2-го визита прп. Саввы в Скифополь, в сент. 531 г., отрок (πας) К. С. вместе с отцом участвовал в торжественной встрече святого, организованной митр. Скифопольским Феодосием. Благословив К. С., прп. Савва сказал его отцу: «Сей отрок отныне будет моим учеником и сыном пустынных отцов» - и, обращаясь к митр. Феодосию, добавил: «Великий господин! Сего отрока я препоручаю тебе, обрати на него внимание, потому что он нужен мне» (Ibid. 75//Ibid. S. 179-181). Родители К. С. были людьми состоятельными и благочестивыми. Отец К. С., Иоанн, управлял епископским домом и входил в совет при митрополите (Ibid. S. 180). Фестюжьер предположил, что этот Иоанн - одно лицо с Иоанном схоластиком (см. Иоанн Скифопольский ), к-рый упоминается в Житии прп. Саввы как Иоанн, сын компульсора (Ιωννης το κσπελλευτο в рус. переводе передано ошибочно как имя собственное: «сын Експеллевтов»; компульсор (лат. compulsor или canonicarius) - высший чиновник, заведовавший сбором податей в провинции) (Ibid. 61//Ibid. S. 162; Festugière . 1962. Vol. 3. Pt. 2. P. 91). Однако, когда речь идет об отце, К. С. всегда это уточняет.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

О жизни св. Феофила антиохского мало известно. Из его сочинения, написанного к Автолику о вере христианской, видно, что Феофил родился и воспитался в язычестве и получил отличное ученое образование. Подобно многим другим (например, Иустину, Татиану и Афиногору) он познакомился со священными книгами и через чтение их, особенно пророческих писаний, уверовал во Христа. (ad Autol. 1, 14). Уважение, какое приобрел он в кругу верующих своей ревностью по вере, свидетельствуется тем, что по смерти Эроса, пятого епископа антиохской церкви (168), он был поставлен ему в преемники. О епископской деятельности его можно судить по следующему отзыву Евсевия: «так как в это время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, иногда наставлениями и увещеваниями к самим братьям, иногда открытой борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то через сочинения... Восставал на еретиков, в числе других и Феофил» (Церковная история IV, 24). Так как Феофил в 3-й книге своей к Автолику говорит о смерти римского императора Марка Аврелия философа (180), то обыкновенно вместе с Никифором принимают, что Феофил был епископом около 13 лет (168 – 181); а ученые бенедиктанцы время его епископства полагают от 176 года до 186 года. По свидетельству Евсевия, Феофил написал «превосходную» книгу против Маркиона и сочинение против ереси Гермогена, в котором он, между прочим, приводил свидетельства из апокалипсиса Иоанна (там же). Кроме того, Евсевий и Иероним упоминают о других «огласительных сочинениях», «о кратких, но прекрасных трактатах, относящихся к назиданию Церкви» (Catal. 48). Иероним говорит о приписываемом Феофилу толковании на евангелие и на притчи Соломона, но замечает, что они не соответствуют изяществу слога в других его сочинениях. Впрочем, он в предисловии к толкованию на Матфея цитирует Феофилов комментарий на евангелие. На основании слов Иеронима (epist. ad algas 121), думают (Отто), что комментарий Феофила был в роде свода или гармонии четырех евангелистов с объяснением текста в совокупности, а не порознь 1 . Сам св.Феофил упоминает в книге к Автолику (II, 28, 30) о сочинении, в котором излагалось о демоне, обольстившем первых человеков, и о родословии патриархов. Но все эти полемические, толковательные и общеназидательные сочинения Феофила не дошли до нас 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010