Мы обязаны «искать не (только) своей пользы, но пользы многих, чтобы (все) спаслись» ( 1Кор.10:33 ). Для этого все (Правосл. Догмат. Богословие Филарета, архиеп. черн., изд. 1865 г., ч. 2 § 304, стр. 412–415) мы всем и всегда должны «проповедовать слово Божие... назидать, наставлять и увещевать друг друга каждый день, пока можно говорить... ( 2Тим.4:2 ; 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; Евр.10:25 ); одних исправлять в духе кротости... а других строго обличать... страхом спасать» ( Гал.6:1 ; Тит.1:13 ; Иуд.1:23 ). Так вот, и должны мы всеми силами нашими содействовать ближним нашим сохранять высокое достоинство образа Божия и возвышаться постепенно к тому духовному совершенству, какое указано всем нам Богом, «доколе все приидем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», – но дабы истинною любовью, «облечься (нам) в нового человека, созданного по Богу... и жить в любви, которая есть исполнение всего закона Божия ( Еф.4:13–15 ; Еф.4:24 ; Еф.5:2 ; Рим.13:10 ). А достигать такого состояния особенно помогает нам грамота. Она дает нам возможность всесторонне научиться закону Божию, выраженному письменно. Грамота же помогает нам познавать Всевышнего небесного нашего Отца «чрез рассматривание Его творений» ( Рим.1:20 ), объясняемых в благочестивым книгах. Помогая нам ясно уразумевать Божественные истины учения Христова, грамота вместе с этим научает нас истинно благой жизни христианина во всех общественно-житейских положениях и состояниях. Из всего этого ясно, что христиан грамоте учат главным образом затем, чтобы образовать как можно больше хороших, деятельных людей – христиан. Вот для этого-то вас научили грамоте, и вы должны учить других. (См. «Народн. собеседник» ч. I, изд. 1898 г.). Май месяц. 21-ый день. Празднование Владимирской иконы Божией Матери Еванг. от Лук. зач. 58-е, гл. X, 38–42; XI, 27–28 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Солнце заливает землю. Яблони в полном цветении. Глаз не нарадуется дивному благолепию весны. Кто-то очень хорошо сравнил двенадцать месяцев года с двенадцатью учениками Христа. Май месяц – это Иоанн Богослов, апостол любви, любимый Христов ученик. Я сижу на солнышке и листаю псалмы Давида. На мое плечо и на страницы книги падают лепестки яблонь. И так кстати открылись мне слова псалмопевца о солнце: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь… Он поставил в них жилище солнцу… от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» . От этих слов или от вешней красоты я не мог не перекреститься и не воскликнуть: – Господи! Да приидет Царствие Твое! – Вот бы скорбь людскую изжить! Радость на земле насадить! Жития немятежного достигнуть! Лето стоит знойное. Во многих местах горят леса. Солнце застилается дымом. Свет стоит тревожный, словно апокалипсический. По ночам вспыхивают гневные сухие молнии. Ползают темные приглушенные слухи… Старик Кирик сказал мне сегодня, что он приникал к земле ухом и слышал, как гудит земля: – К беде это, батюшка! Деревенский дурачок Сема ходит по деревне и во все горло распевает пугающую песню:   Черный ворон, черный ворон, Что ты вьешься надо мной, Иль мою погибель чуешь, Да э-эх!..   Бабы на него шикают, а он раздирает душу этим степным взвизгом: «Э-эх!..» Я не мог удержаться, чтобы не выйти сегодня ночью в сад и не приникнуть ухом к земле – послушать, гудит ли она? А может быть, это мое сердце гудело? Я проснулся с великим криком. Во сне привиделось мне, что Господь покидает землю… Я встал с постели и никак не мог успокоиться. Горница моя озарялась сухими молниями. Я подошел к окну и долго смотрел на потемневшую землю. Меня стал охватывать страх. Пал перед иконами на колени, но молитва не успокоила: – Неужто Он не слышит? Среди ночи я побежал в церковь. В алтаре затеплил семисвечник и до самого утра простоял перед престолом. Мне стало легче. Объявлена война. По всей Руси панихиды служат. Помянники все гуще и гуще заполняются именами убиенных воинов. Душа подвига ищет. Все свое имущество я раздал осиротевшим. Смотрю сейчас на прохладную пустоту своих комнат и думаю: нет выше блага, как отречение от вещей. Верно сказано: если кто приобрел себе одну фарфоровую чашку, то он уже не свободен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И соберутся два и три города в один город, чтобы напиться воды и не напьются досыта: но [и тогда] вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Не только Я дал оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших, но, когда еще оставалось три месяца до жатвы, Я удержал от вас дождь, который называется дождем поздним и который бывает крайне необходимым в Палестине для жаждущих полей и нив, так что, когда пшеничный стебель начинает колоситься и когда образуется зерно, чрезмерная сухость иссушает его. Это указывает на весеннее время в конце апреля, от которого до самой жатвы хлеба остается три месяца: май, июнь, июль. Вместо жатвы LXX по своему обычаю перевели сбор винограда; но мы не можем принять этого, потому что это вообще было бы необычайным и невозможным относительно всех восточных стран. Ибо никогда в конце месяца июня или июля мы не видели дождей в этих странах, и в особенности в Иудее. Поэтому в книгах Царей ( 1Цар12:17 ) говорится о дождях, пролившихся, по молитве Самуила, во дни лета и жатвы, как о великом знамении и чуде. Таким образом, излишне было бы угрожать засухой в июле месяце, в течение которого Он никогда не посылал дождей. Удержал же Он дождь для того, чтобы они испытывали не только недостаток хлеба, но также сильную жажду и недостаток питья. И действительно, в тех местностях, в которых мы теперь живем 22 , вся вода, за исключением небольших источников, заключается в цистернах, и если божественный гнев удерживает дожди, то более опасности представляет жажда, нежели голод. Так было, как говорит Писание ( 3Цар17 ), и во дни пророка Илии в продолжение трех лет и шести месяцев. А чтобы не могли подумать, что это произошло с городами и народами по законам природы, вследствие движения светил небесных и перемены времен [года], Он говорит, что на один город и на поля его Он прольет дождь, а от другого удержит дождь, так что два или три города отправятся в другой город, но не напьются воды досыта. Соделав это не для наказания, а для исправления, Он обличает их за упорство в преступлении: но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Тогда все ученики, оставив Иисуса, бежали» ( Мф. 26:56 ). А Иуда? Он тихо и спокойно шел, но голос вечного осуждения говорил ему: Беги, предатель, от людей И знай: нигде душе твоей Ты не найдешь успокоенья: Где б не был ты, везде с тобой Пойдет твой призрак роковой Залогом мук и осужденья. (Из стихотворения С. Я. Надсона “Иуда”) А умиленная душа верующего, потрясенная адским преступлением Иуды, и теперь со слезами покаяния взывает ко Христу: На Тайной вечери Твоей Приими меня, Сын Божий, ныне, Меня, в греховности моей, Яви причастником святыни; Не выдам тайны я врагам, Куда идешь теперь отсюда, Ни поцелуя, как Иуда, Тебе, Спаситель мой, не дам; Но, как разбойник умиленный, Тебя царем я чту над всем: О, помяни, Господь вселенной, Меня во Царствии Твоем! (Песни Страстной седмицы, Троицкий Цветок, 1889, май, 1, с. 8) Церковные песни мрачными красками рисуют нам образ Иуды. Так, во Святой и Великий четверток Церковь поет стихиру: “Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на Него поучашеся преданию, глаголаше в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения: искаше же миру продану быти, и Иисуса лестию яти. Отдаде целование, предаде Христа. И яко овча на заколение, сице последоваше Един благоутробный и Человеколюбец” (Стихира на Хвалитны во Святой и Великий четверток на утрени). А в седальне перед чтением третьего Евангелия в Святую и Великую пятницу на утрени Святая Церковь , выражая недоумение, что могло бы побудить Иуду предать Господа, изображает “неблагодарный нрав” его. “Кий тя образ Иудо предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость”. 1 Тип Иуды ярко изобразил еще пророк Иеремия за 600 лет до Р. Х. О своих современниках он говорил: «устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы» (Иер, 9: 8). Такими же чертами характеризовал своих современников и Псалмопевец: «с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» ( Пс. 27:3 ); «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» ( Пс. 54: 22 ). Таким образом, тип Иуды зародился еще во времена Давида и пророков. И этот тип не исчез с лица земли и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот) . 25. На Марка прилет певчих птиц стаями. Выходят ловить чижей (тульск.) . Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. 28. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. Теплый (Южный) ветер на Иасона приносит здоровье. 30. Теплый вечер на св. ап. Иакова и звездная ночь – к урожаю. В этот день не выезжают в путь, не искупавшись в мартовской снежной воде. На чужбине бродят тощие, заморенные болезни. Ясный восход солнца – вёдрое лето (рязанск.) . Май. Май обманет, в лес уйдет. Май смаит. Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден. Ай, ай, месяц май: и тепел и холоден. Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров. Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Коли в мае дождь, будет и рожь. Майская трава и голодного кормит. Май холодный – год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май. В мае родиться – весь век промаяться. В мае жениться – век маяться. В мае добрые люди не женятся (крестьянские свадьбы быв. осенью, по окончании работ, кои в мае только начинаются) . Рад бы жениться, да май не велит. Захотел ты в мае добра. Захотел ты у мужика да в май перепутья (дорожной пищи) . 1. Еремея запрягальника, яремника. Третья и последняя встреча пролетья, весны. На Еремея, по ранней росе, иди на посев. Еремея подыми сетево (1 мая) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; т. е. начало и конец посева) . Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. На Еремея непогода – всю зиму промаешься. Сей неделю, после Егорея, да другую после Еремея. 2. Св. Бориса и Глеба – барышдень. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом. Св. Бориса – сам боронися (западн. Барышники плутуют) . Борис и Глеб сеют хлеб. На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за печеный хлеб; может быть, это относится к 24 июля?) . Борис-день, соловьиный день: начинают петь соловьи (костром.) . 3. Мавры – зеленые щи. 5. Ирины рассадницы. Рассаживают рассаду, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» и пр.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

1. Печатные греческие синаксари 2. Славянский печатный пролог Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские 2) Подлинники простые или словесные, лицевые святцы, лицевые подлинники. 3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые). Святцы славянской печати краткие Месяцеслов в печатном уставе, и по нем в служебниках и в других богослужебных книгах Месяцесловы гражданской печати полные Славянкой печати. Месяцеслов всех святых, празднуемых православною грековосточную церковию Русская литература об иконах богоматери Святцы рукописные, содержащие единственно русских святых, и о канонизации русских святых Канонизация русских святых Прибавления. 1. Замечания о грузинских, армянских, абиссинских и контских памятниках агиологии II. Общее сравнение святцев восточной и западной церкви. Праздники господские и богородичные Ветхозаветные святые Апостолы Мученики, святители, преподобные и прочие святые Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 3 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 4. Приложение 5. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 6. Месяцеслов при синодальном евангелии X-XI в. 44 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 7. Месяцеслов греческого евангелия 43 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 8. Праздники Приложение 9. Кондакарь. Приложение 10. Месяцесловы при уставах. Студийские уставы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 11. Св. Пасха Приложение 12. Служебные минеи. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 13. Славянские рукописные четии минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  Телецитата: Совместный проект журнала «Фома» и передачи «Русский взгляд» (3 канал). Священник Валерий Степанов , клирик храма св. Мартина Исповедника, ведущий программы «Мифы и легенды» на телеканале «Столица», Москва. Синтез зрелищности и духовности . Цитата из телевыступления, эфир от 2 декабря 2007 года (тема - «Театр»): «Культура Древнего Рима была, в первую очередь, культурой зрелищ: языческие мистерии, гладиаторские бои, встречи победителей… А первые христиане происходили из культуры книги…». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2008. – С.16. – (рубрика « Телецитата »)   Тема номера: Глобализация: (на заставке – фото Владимира Ештокина) Боятся ли христиане глобализации? / Редакция. Вступительная статья. Рисунок Юлии Кузенковой//Фома. - – май 2008. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »). « Сии грозные бури обратятся к славе России! ». Беседа с известным экономистом Виталием Найшулем о том, «что такое глобализация с точки зрения экономики». Беседовал Виталий Каплан. Рисунки Юлии Кузенковой. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2008. – С.20-24. – (рубрика: « Тема номера: Глобализация »). Имеется краткая биографическая справка « Виталий Аркадьевич Найшуль …» (С.20). О вреде и пользе водопровода /Автор – Феликс Разумовский (создал и более 10 лет ведет историческую телепрограмму о русской цивилизации «Кто мы?»)/Подготовил Виталий Каплан. Фото Максима Праздника//Фома. - – май 2008. – С.26-27,28,30,32. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »).   Реклама : С.29. Почему глобализация вызывает столь жаркие споры и нужно ли ей противостоять? На вопрос ответили: Священник Михаил Першин , руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи, Москва. Выбор между сникерсом и чупа-чупсом? Фото из архива журнала «Фома»//Фома. - – май 2008. – С.25. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »). Елена Шестопал , заведующая кафедрой политической психологии философского факультета МГУ. Многомерная глобализация . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2008. – С.27. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-61-m...

  Может, наконец, избавимся от чувства вины, которое внушают нам со времен перестройки, призывая каяться перед несчастными странами Восточной Европы, страдавшими от советской оккупации. Май 45-го они уже забыли... Мы все видели кадры хроники тех лет, на которых счастливые жители освобожденных городов забрасывают цветами, обнимают, качают на руках наших солдат-освободителей. Помните у Твардовского в поэме " Василий Теркин " : " Вот Европа, а спасибо Все по-русски говорят " . Есть такая песня 45-го года «Майский вальс». Первый куплет и припев этой замечательной песни, хорошо знаком большинству наших слушателей. Весна сорок пятого года… Как ждал тебя синий Дунай! Народам Европы свободу Принёс жаркий солнечный май! На площади Вены спасённой Собрался народ, стар и млад, На старой, израненной в битвах гармони Вальс русский играл наш солдат.   Помнит Вена, Помнят Апьпы и Дунай Тот цветущий и поющий Яркий май, Вихри венцев в русском вальсе. Сквозь года Помнит сердце, Не забудет никогда!   А теперь послушайте, какую новую песню сложили русские люди сегодня. Забытый май 45-го. Несколько куплетов из этой песни. Весна сорок пятого года, Забыл тебя синий Дунай, Забыли народы Европы Тот жаркий и радостный май.   Забыли, как в Вене спасённой Собрался народ, стар и млад, На старой, израненной в битвах гармони Вальс русский играл наш солдат.   Вы отвергли это, Вена и Дунай, Тот цветущий и поющий жаркий май. Вихри ненависти к русским сквозь года Не простим и не забудем никогда.   Легко, вдохновенно и подло взрастили нацистских собак, И подняли головы гордо Бандеры наследников ряд.   И Лондон, Париж и Варшава подкинули кость неспроста, Чтоб ненависть к русским собратьям в крови украинской текла!   Помнит Горловка, Одесса, Первомайск, О погибших детях стонет этот вальс. Артобстрелы в смертной пляске сквозь года Не простим и не забудем никогда! . Помнит Крым и моря Черного волна. Как пришла на землю Русская_весна, Вальс свободы и единства сквозь года, Помнит сердце не забудет никогда.   Донбасс был цветущим и русским,

http://radonezh.ru/2024/03/06/viktor-sau...

Буква же «ф» сохранилась. Она выполняет и сегодня свою совсем особую функцию – является своеобразной «переводчицей с иностранных языков» в русской азбуке. Теперь, я думаю, вам стало окончательно ясно, что звук и буква – далеко не одно и то же, и путать их никак нельзя. Так для чего же придумано такое неудобство? Давайте лучше писать так, как мы слышим и говорим! Вряд ли, однако, подобное изменение правил было бы более удобным. Впрочем, судите сами. Один за трех Как по-вашему: одна буква должна означать один звук или несколько разных? Одному звуку должна соответствовать одна буква или тоже несколько? Вопрос не из новых: еще b XVIII веке его задавал себе известный наш ученый и поэт Василий Тредьяковский. Знание орфографии, так писал он как раз по поводу букв «эф» и «фиты», «несравненно легчайшее будет, когда каждая буква свой токмо звон (звук – Л. У.) означать имеет: сие вам само собою вразумительно. Буде же один и тот же звон… означается двумя или тремя знаками, то как не быть сомнению и, следовательно, затруднению в писателе?» Вы, полагаю я, присоединитесь к этому разумному мнению. Было бы, ей-ей, ужасно, если бы буква «о» читалась то «о», то «з», то «р» или ежели бы звук «с» мы писали то в виде «и», то как «я», то через «к»… Да такого и быть не может! А ведь неправда: иной раз мы поступаем как раз таким образом. Возьмите простое русское слово: «я». Мы его пишем при помощи одной буквы «я». Что же, оно так и состоит из одного звука? Слово «я» есть и у других народов. У финнов «я» значит «и», у латышей и немцев – «да». Произносят они его почти в точности как мы. А пишут при помощи двух букв : «ja». Зачем им понадобились две буквы? Почему нам достаточно одной? Сколько же в этом слове звуков? Возьмем русские слова «май» и «гусь» и попробуем склонять их. Пишется: Произносится: Так же, как: Именительный падеж: май гусь май гусь дом Родительный падеж: мая гуся май + а гусь + а дом + а Дательный падеж: маю гусю май + у гусь + у дом + у Творительный падеж: маем гусем май + эм

http://azbyka.ru/deti/slovo-o-slovah-och...

Реклама : С.61. Дмитрий Соколов-Митрич . « Я говорю, ты говоришь, они говорят» . О русском языке, праве говорить и пользе заимствований Фото Renee Eppler//Фома. - – май 2015. – С.62-63. – (раздел « Люди ») материал продолжает дискуссию, начатую в мартовском, 2015 года, номере журнала «Фома» (см. «Тему номера. Казус Шарикова»). Андрей Кармухин , координатор общественного движения за строительство храмов в Москве «Сорок сороков». Стражник храма. Как защитить церкви без применения кулаков ? Беседовал Александр Кондратенко . Фото из архива автора (?)//Фома. - – май 2015. – С.64-69. – (раздел « Люди »). Имеется биографическая справка « Андрей Борисович Кормухин » (С.65). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Архангельской области.   Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – май 2015. – С.70-71 . – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Надя. Видеопаспорт 15 g 9 v (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71;   Витя и Илья. Видеопаспор m а 5 zfm , 65 r 6 (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы  любим). – С. 70,71; Куда обращаться будущим родителям Нади, Вити и Ильи (братьев можно забрать в семью только вместе). – С.71. Семейный совет: Ребенок и гаджеты: техника безопасности . На вопросы по теме отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова //Фома. - – май 2015. – С.71. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89. Необыкновенное путешествие Серафимы. На экраны выходит мультфильм о святости, надежде и любви . мая в прокат выходит полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», снятый по мотивам книги Тимофея Веронина. О том, как появилась история девочки Симы и как шла работа над проектом - от пробных эскизов до подбора музыки и голосов, о сложностях и о собственных открытиях рассказывают создатели мультфильма]. Подготовила Дарья Баринова . Материалы предоставлены анимационной студией «КиноАтис»//Фома. - – май 2015. – С.72-77. – (раздел « Культура »). О создании фильма рассказали:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-145-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010