То же читаем и в „Послании патриархов» (член 2), именно: „веруем, что Божественное и Св. Писание внушено Богом: посему мы должны верить ему беспрекословно». „Вселенская церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, – никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность» (Душ. чт. 1890 г. май).   11. Признаки, по коим узнается Божественное происхождение Библии, как истинного слова Божия    Таковых признаков можно находить восемь. Вот они:    I. Высота Богооткровенного учения. Главнейшее содержание этого учения состоит в том, что Бог, по безграничному милосердию Своему, послал в мир, для совершения спасения согрешивших человеков, Сына Своего Единородного, и что Сей Сын Божий, для спасения грешников, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и ниспослал Духа Святого; что Дух Святой освящает верующих, действуя в святых таинствах, и приготовляет их для вечной блаженной жизни на небе. Разум человеческий сам собою не мог дойти и никогда не дошел бы до того, чтобы ему изобрести столь высокое учение. Эта тайна превышает его силы и не может быть ему известна без Божественного откровения. „Мы проповедуем, говорит св. ап. Павел, Христа распятого, – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие; для самим же призванных, и иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость... Проповедуем премудрость Божию втайне сокровенную, которой никто из властей века сего не познал (1 Кор. 1:23 – 24; II, 7 – 8), и которую Отец небесный утаил от премудрых и разумных» (Матф. XI:16. Такова в главных и общих своих понятиях эта великая тайна Божественного откровения. Но и частные понятия, входящие в состав ее, опять превышают силы разума человеческого и не могли быть изобретены им. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, – это опять премудрость Божия, втайне сокровенная, которой никто из людей, не озаренных светом откровения Божественного, не знал. Воплощение Сына Божия, при чем Божество не переменилось в человечество и само не поглотило человеческого естества, Его страдание, крестная смерть и проч., – это опять тайна Божия, превышающая разум человеческий. Освящение и обновление падшего человека благодатию Духа Святого, действующего в св. таинствах Церкви, – это опять премудрость Божия, превышающая разум человеческий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

145 Благословение Божие за исполнение отцовского завещания. Детям Ионадава, сына Реховова, за то, что они исполняли завещание отцовское не пить внна, довольствоваться самою простою пищею, – было обещано сохранение потомства их во веки (Иерем, 35, 6, 19). И что же? Этот народ, известный под именем «Рихават», уцелел даже до наших дней среди разных войн и опустошений, которые сгладили с земли, как известно, и огромные государства. Это племя доселе сохраняется и живет в пустынях аравийских. Доселе же оно и исполняет завещание своего родоначальника. Так долг и каждого доброго сына или дочери исполнить такие завещания своего отца-матери, которые не противны закону Божию и гражданскому. (Сост. по «Душ. чт.» 1864 г. май). 146 Духовное завещание не должно делать прежде времени. Завещание вступает в силу по смерти завещателя. Но случается иногда, что отец семейства еще при жизни распределяет свое имущество между детьми, а сам остается ни с чем, в надежде, что его не покинут дети: это не всегда благонадежно; долг благоразумия требует, чтобы вы хоть над частию своего имущества оставались полным хозяином до конца жизни. Нет воли Божией на то, чтобы родители зависели от детей и кланялись им в своих нуждах. Притом полное отречение от своего имущества в пользу детей подает иногда повод в тяжкому греху неблагодарности со стороны детей. Вот почему премудрый сын Сирахов не советует родителям отдавать при своей жизни своего имущества детям. «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу, не давай власти над тобою, доколе ты жив, и не отдавай другому своего имущества, чтобы не умолять о нем. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не продавай себя никому из смертных; ибо лучше, чтобы дети имели в тебе нужду, нежели чтобы ты смотрел в руки своим сыновьям. Во всем, что ты делаешь, будь сам над собою господином и не навлекай пятна на свою честь. В последний день твоей жизни, и во время кончины разделв свою собственность». (Кн. премудр. Иисуса сына Сирахова, гл. ЗЗ, 19 – 24). Прославленный в одной из трагедий Шекспира английский король Лир, склонившись на льстивые речи двух дочерей своих, при жизни поделил между ними свое королевство; но вскоре он должен был раскаяться в своей неосторожности: ни у одной из них он не мог найти пристанища и нищим должен был скитаться в областях своего королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В нём приводится один весьма характерный рассказ. «Однажды к Ипаммаю, основателю одной из главных раввинских школ, пришёл какой-то язычник, который просил Шаммая научить его иудейскому закону в то время, пока он будет стоять на одной ноге. Шам- май прогнал его от себя локтем 5 ), который в это время был у него в руке. Тогда тот отправился к р. Гил- лелу, основателю другой раввинской школы, и просил его о том же. Последний ему ответил: «чего не желаешь себе, того не делай и ближнему, – в этом весь закон, все остальное есть только объяснение к нему (Шаббат, f. 31: а). Не напоминает ли это слов Христа Спасителя: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). Что касается законов общежития, то талмудисты предписывают почтение к правительству. Так, рабби Ханина, викарный первосвященник, говорил: «молись о благоденствии правительства, ибо если бы не было страха пред ним, то один человек проглотил бы другого (ближнего своего) живьем (Пирке Абот, 3:2). Есть ли в талмуде свидетельства о Христе Спасителе? Как извстно из евангелия, Спаситель нередко обличал тех книжников и фарисеев, которым талмуде главным образом обязан своим происхождением. Поэтому естественно ожидать, что здесь должна сохраниться память о Спасителе, Его учении и Его крестной смерти. И действительно, память об этом здесь сохранилась. Но так как составители талмуда сами не веровали во Христа, а некоторые из них относились к учению Христову весьма враждебно, а помимо того, были мало знакомы с ним, то поэтому свидетельства талмуда о Христе Спасителе отличаются сбивчивостью, неясностью, анахронизмами, а некоторые из них имеют кощунственный и богохульный смысл относительно личности Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии. Нужно заметить, что эти свидетельства встречаются не во всех изданиях талмуда. В некоторых, особенно новейших они выпущены и на тех местах, где они должны стоять, находятся или небольшие пропуски или кружечки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Разумеем наши статьи: а) «Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений» (актовая речь) («Христианское Чтение», 1899 г., март); б) «Христианская заповедь о любви – новая заповедь» («Душеполезное Чтение», 1908 г., март, апрель, май, июнь, сентябрь); в) «Не так говорил Христос» («Церковный Вестник», 1912 г., 41) и друг. Последняя статья написана специально против г. Дурново, – по вопросу, ныне нами рассматриваемому: о «любви к ближнему». Правда, писана она до нашего непосредственного ознакомления с книгой г. Дурново, – лишь на основании газетной о ней заметки В. В.Розанова , о чем нами в статье и сказано, – но и теперь, после того, как труд г. Дурново проштудирован нами тщательно от начала до конца, дело нисколько не изменилось в наших глазах: все, что нами там сказано, сохраняет свое значение. А первые две наши статьи дополняют дело. В Евангелии Иоанна Господь говорит: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (15:12).·«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15:13). »Сие», – настойчиво продолжает Господь, – «заповедую вам, да любите друг друга» (15:17)... Заповедь, заповедую... Кажется, ясно, что Господь учил тому, чего в Его учении г. Дурново не нашел. Он учил не просто «любви к ближнему», но любви до самопожертвования. Образец любви дал Сам Господь («как Я возлюбил вас»), потом вкусивший за нас, из любви к нам, даже крестную смерть. Какая еще другая требуется ясность? «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга·, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга·» (13:34). Исполнению людьми этой заповеди Иисус Христос придавал особенное значение: если люди будут поступать согласно с нею, то уже одного этого будет достаточно для того, чтоб в них узнать именно «учеников» Господних. Эта любовь – характернейший признак таких учеников. Отсутствие ее, следовательно, нагляднее всего убедит наблюдателей, что перед ними кто угодно другой, а только не Христовы ученики. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13:35). На «заповедях»: о любви к Богу и к ближнему «утверждается весь закон и пророки» ( Матф. 22:40 ) (22:37: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим«·, 22:38: «сия есть первая и наибольшая заповедь»·, 22:39: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя») (ср. Марк 12:28–33 ; Лук. 10:25–28 ). Но заповедь Господня о «любви к ближнему» только тогда будет исполнена надлежащим образом, когда любовь наша будет проявляться даже и ко «врагам», когда будем «благословлять проклинающих» нас, «благотворить ненавидящим» нас, «молиться за обижающих и гонящих» нас ( Матф. 5:44 ...). Иначе мы не отличались бы, по слову Господню, от »мытарей " и «язычников» и не уподоблялись бы всеблагому «Небесному Отцу» (5:46,47,45) (сравн. Лук. 6:27,28,32,33,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

78 (1) Маскил Асафа. Внимай, народ мой, учению моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. (2) Открою притчей уста мои, произнесу загадки из древности, (3) Которые слушали мы, и знаем их, и отцы наши рассказывали нам. (4) Не скроем от сыновей их, рассказывая поколению грядущему о славе Г-сподней, и мощи Его, и о чудесах Его, которые сотворил Он. (5) И установил Он закон в Йаакове и поставил Тору в Йисраэйле, которую заповедал отцам нашим возвестить сыновьям своим, (6) Чтобы знали они, поколение грядущее, сыновья, которые родятся, (чтобы) поднялись и рассказали сыновьям своим, (7) И возложили на Б-га надежду свою, и не забывали деяний Б-жьих, а хранили заповеди Его. (8) И чтобы не были, как отцы их, поколение буйное и упорное, поколение, не утвердившее сердце свое, чей дух не верен Б-гу. (9) Сыновья Эфрайима, вооруженные, стреляющие из лука, повернувшие (вспять) в день битвы. (10) Не хранили они завета Б-жьего и не следовали Торе Его. (11) И забыли они дела Его и чудеса Его, которые Он показал им. (12) Пред отцами их сотворил Он чудо в земле египетской, в поле Црана. (13) Рассек Он море, и провел их, и поставил воды, как стену. (14) И вел Он их в облаке днем, и всю ночь – в свете огня. (15) Рассек Он скалы в пустыне и напоил (их), как из бездны великой. (16) Исторг Он струи из скалы и низвел воды, как реки. (17) А они еще больше грешили пред Ним, не слушаясь Всевышнего в пустыне. (18) И испытывали они Б-га в сердце своем, прося пищи, вожделенной для них. (19) И роптали они на Б-га, говоря: " Разве может Б-г приготовитъ стол в пустыне? (20) Истинно, ударил Он скалу, и потекли воды, и полились потоки. Может ли Он и хлеб дать? Приготовит ли мясо для народа Своего? " (21) За то, услышав, разгневался Г-сподь, и огонь разгорелся в Йаакове, и гнев поднялся против Йисраэйля, (22) Потому что не верили они в Б-га и не уповали на помощь Его. (23) И повелел Он облакам наверху и двери небес растворил. (24) И дождем пролил им май для еды и хлеб небесный дал им. (25) Хлеб небесный ел человек, пищи послал Он им вдоволь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Итак, не только не унывай, но и радуйся и веселись. Вот и Христос Воскресе! И ты воскреснешь. Посмотри, как все изменяется; посмотри; как украсились горы и скалы, в какую прекрасную одежду облек их роскошнейший моральник 2 . Потерпи, все изменится. С нами Бог ! Тот, Кто за нас сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отымет». Ты во всем себя винишь: это хорошо; но только тогда, когда это самобичевание соединяется с молитвою и упованием на милосердие Божие. А без этого оно грозит большою опасностью: отчаянием и самоубийством. Никак не предавайся безотрадной печали: ибо печаль многих убила. С нами Бог ! Христос Воскресе! Ты не виновата, а виноват враг; да падет твоя печаль на его голову! Да сокрушит Господь сатану под ноги твои вскоре. Что приходят к тебе мрачные мысли бежать куда-то, как никуда якобы не годной, – за это не гневаюсь, но очень жалею тебя. Печаль многих убила. Недавно у нас самоубийством погибла одна дама, при отсутствии религиозности и веры в Бога и будущую жизнь. До этого, Бог даст, мы не дойдем, но не хотелось бы и предаваться сильной печали о чем бы то ни было. Теперь я уверен, что ты успокоилась, ибо Христос Воскресе, весна идет, май близится. Потерпи, ожидай Господа, отдай Ему всю печаль свою, и Он успокоит тебя. Письмо 62 Сей добре везде: где-нибудь да взойдет. – Мы все ищем чуда и мало верим слову (Божию). – О любви к детям и об их воспитании. – Благое действие проповеди на душу чиновника. В Апостольском чтении ( Гал.6:2, 3 ) преподаны полезные для нас наставления: – «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя»; это – для нас. А вот и для вас: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, не унывай. Сей добро, сей на доброй почве, сей на камнях, сей везде: где-нибудь да взойдет. А если взойдет, то все-таки сеющий не останется без награды за труд. Буди во всем воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он все знает, заботится и устраивает, как лучше. Любящим Бога все поспешествует во благое. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи веру твою не днем, а ночью – когда тьма помышлений сумнительных будет облегать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

«Налагают бремена тяжкие и неудобоносимые»…— Неточно цитируемые из Евангелия слова Христа о книжниках и фарисеях (фанатичных ревнителях религиозных правил), которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям; а сами не хотят и перстом двинуть их» (Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 4). 146 Я вам расскажу маленький анекдот — принеси домой. — Достоевский передает разговор с дочерью Лилией (Любовью Федоровной 1869–1926), называя ее именем другой дочери — Сони, умершей в возрасте трех месяцев (февраль-май 1868). 147 …хотя и прожили уже тысячу лет…— Тысячелетие России праздновалось в 1862 г. 148 В «Листке» г-на Гаммы («Голос» Под заглавием «Листок» в «Голосе» печатались по воскресеньям еженедельные обзоры Г. К. Градовского (псевдоним: Гамма); Достоевский цитирует номер от 7 марта 1876 г. 149 …ад вымощен добрыми намерениями…— ( Англ.: «The hell is paved with good intentions»). Крылатое выражение, означающее «от доброго намерения далеко до доброго дела». Автором этого изречения был английский писатель Сэмюэль Джонсон (1709–1784), перефразировавший, возможно, старинную пословицу «ад полон добрыми намерениями и желаниями» (the hell is full of good meanings and wishings). 150 …«вера без дел мертва». — Крылатое выражение, восходящее к Евангелию: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Соборное послание св. апостола Иакова, гл. 2, ст. 17); «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (там же, ст. 20; ср. ст. 26). 151 …«они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут». — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808). 152 В последнее время раздалось несколько голосов в том смысле, что у нас не может быть ничего охранительного, потому что у нас «нечего охранять». — Публицист-народник П. П. Червинский (1849–1931) писал о консервативной дворянской партии: «Спрашивается, что они собственно охраняют? Охранять несуществующее, — где на всем земном шаре, кроме России, возможна подобная странность?» ( П. Ч. Отчего безжизненна наша литература?//Неделя. 1875. 2 нояб. С. 1427). Это мнение поддержали Н. К. Михайловский и П. Д. Боборыкин; полемизировали с ним «Московские ведомости» и «Гражданин». 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

ж)  Помазуются ноги, чтобы мы ходили в оправданиях Божиих, чтобы твердо стояли на истинном пути, не хромали на оба колена, как некоторые израильтяне при Илии, уклоняясь то направо, то налево, чтобы всегда были готовы идти на помощь ближнему, благовествовать мир ближним и дальним; чтобы не ходили на совет нечестивых, помня слова св. Давида: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (1, 1); чтобы не знали пути в места увеселительные. Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине Твоей (Пс. 85, 11). Скажи пути Твои, Господи, и стезям Твоим научи мя (24, 4). Стопы моя направи по словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие (118, 133). з)  Помазуются перси, чтобы Бог отверз сердце наше внимати тому, что глаголет слово Божие (Деян. 16, 14); чтобы очистил это исходище живота от помышлений злых и похотей лукавых; чтобы научил нас о Господе радоваться, чтобы мы не увлекались чувственными удовольствиями, а в Боге едином искали счастья и успокоения, к Нему одному стремились как жаждущий елень стремится на источники водные. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). III. Братия! Мы прияли дары Святаго Духа в обилии. Будем же хранить этот залог в сердце. Духа не угашайте, Духа не оскорбляйте, исполняйтесь Духом! Всякая горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возьмется от вас со всякою злобою, а напротив, бываете друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Христос простил есть вам (Еф. 4, 31–32), и тогда сердце наше будет храмом Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Аминь. (Составлено по слову прот. М. Некрасова, помещенном в журнале «Пастырские собеседования» за 1886 г., май, стр. 17–18 Поучение 2-е. День Св. Троицы (О том, что мы должны делать, чтобы Дух Святый пришел и вселился в нас) Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны! I. Так взываем мы ныне, воспоминая сошествия Святаго Духа на апостолов; так и апостолы молились, ожидая Утешителя, обещанного им от Отца небесного (Ин. 14, 16 и 26. Деян. 1, 4, 14). И не тщетно они призывали Его. Когда все апостолы, говорит писатель их деяний, находились в день Пятидесятницы единодушно вместе, вдруг сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились, а вместе явились языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и тогда все они исполнились Духа Святаго и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Что значительное время прошло в более широкой деятельности, это доказывается как её успехом, так и свидетельством первых двух глав первого послания к Фессалоникийцам, которое не может с основанием быть относимо только к деятельности в синагоге или к непродолжительной миссионерской деятельности среди населения вообще. Апостол Павел ясно указывает на продолжительную, весьма успешную деятельность в Фессалонике. Его стремление возвратиться туда, его недовольство неожиданным препятствием к этому объясняется именно его успехом: он всегда стремился пользоваться благоприятными обстоятельствами для дела. Затем апостол Павел упоминает, что филиппийцы два раза присылали ему пособие ( Флп.4:16 ). С основанием можно думать, что между этими присылками прошёл какой-нибудь промежуток (особенно в виду того, что апостол Павел должен был трудиться для содержания себя. См. 1Фес.2:9 ). Вероятным временем пребывания его в Фессалонике можно считать период с декабря 50 года по май 51 года. «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпой и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повеления кесаря, почитая другого царём, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их» ( Деян.17:5–9 ). Описание этого мятежа отличается большими подробностями, чем прежние. Низший класс, менее всего образованный, наиболее рабски преданный язычеству с самой вульгарной и суеверной стороны, был наиболее фанатическим противником нового учения, между тем политархи были отнюдь не склонны принимать против него деятельные меры, а более образованные люди, по-видимому, давали из себя обращенцев. Проповедь апостола Павла произвела впечатление на мужчин всех классов, но на женщин только из высших фамилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-apo...

И так как они не могли преобразиться своими человеческими силами; не могли со своей прежней колеблющеюся верой, а подчас и полным неверием, совершать чудеса ( Мф.17:19–20 ); не могли проповедовать во Христе Сына Божия, в Которого прежде не верили, то вы должны согласиться, что воздействовала на Апостолов, преобразила их иная, сторонняя сила; и сила эта – Дух Святой, о Котором Иисус Христос говорил в прощальной беседе Своей с Апостолами: «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить; когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.14:26; 15:12–13 ). Да, Дух Святой сошел на Апостолов; и мгновенно спала с глаз их завеса, сотканная лжеучением книжников иудейских и скрывавшая от них свет Христовой истины; спала завеса, и они сразу уразумели все, над чем так часто недоумевали, в чем нередко сомневались, чему и верить не хотели; спала завеса, и мгновенно исчез навеянный ей образ Мессии-Завоевателя, и на место его стал ясный, отчетливый образ Христа Богочеловека, Сына Божия, равного Отцу. И сами Апостолы сознавали и открыто исповедовали, что преобразились, возродились не своей силой или благочестием, а силой Духа Святого, посланного на них Богом во имя Иисуса Христа, Сына Божия. О, если бы и нам, грешным, удостоиться благодати Духа Святого, дабы и с наших глаз спала завеса, сотканная современным лжеучением мира сего, – завеса, застилающая нам свет Христовой истины и препятствующая нам подражать Христу и идти за Ним, и безропотно нести за Ним свой жизненный крест! Приди же к нам, Царь Небесный, Дух Истины! Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши! Аминь. Ессентуки Май–Июнь 1910 г. 2 Предсказание Моисея сбылось: евреи отвергли Иисуса Христа, Сына Божия, восстали против Самого Бога, и за это рассеяны по всем народам от края и до края земли и стали ужасом и посмешищем для всех; да, ужасом и посмешищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010