В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения. Вид с северо-востока на церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года После закрытия прихода в 1723 году в помещении церкви был устроен придел преподобной Марии Египетской, относящийся к расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В девятнадцатом веке проведение служб в приделе было прекращено. В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. " Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апреля — память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; " 21 мая, 23 июня и 26 августа — праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю. Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета " Рабочая Москва " за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: " Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь " . Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении " интенсивности транспортных потоков " . Разборка церкви преподобной Марии Египетской. Открытая арка могла принадлежать первоначальному алтарю. Май 1930 года В 1928-1930 годах исчезли с лица Москвы памятник времен Дмитрия Донского и памятник победы над Большой Ордой. Сначала была разобрана древняя церковь Сретения на Кучковом поле, затем церковь Святого Николая и трапезная. Потом была снесена колокольня над Святыми воротами и прилегающие к ней кельи. В последнюю очередь уничтожили стоявшую совсем в стороне от улицы церковь Марии Египетской. За нее долго боролись люди, не испугавшиеся в страшное время защищать памятник истории и культуры. Разборка церкви преподобной Марии Египетской была начата 6 мая 1930 года. От архитектурного ансамбля Сретенского монастыря сейчас остались строения Владимирского собора, палат и бывших служебных помещений.

http://pravoslavie.ru/5791.html

Май 4 (17) Священномученик Иоанн (Васильев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился в 1886 году в деревне Черные Грузди Осташковского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Васильева. Образование получил в Осташковском Духовном училище. В 1915 году Иван Яковлевич был мобилизован на военную службу и до 1917 года служил в армии рядовым. С 1917 по 1928 год он работал в сельскохозяйственной артели на Северном Кавказе. Будучи глубоко верующим человеком, он часто посещал храм и пел на клиросе; в конце концов он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению святой Церкви. Он был женат, но с женой Марфой Степановной у них детей не было. В 1928 году Иван Яковлевич поступил в один из храмов Владимирской епархии псаломщиком и все свое свободное время стал посвящать самообразованию. Один из местных священников согласился подготовить его к принятию священного сана. В марте 1929 года Иван Яковлевич был рукоположен во диакона, а 12 июля того же года – во священника ко храму в селе Рогозино Владимирской епархии. С 1930 года отец Иоанн стал служить в храмах Московской епархии. Служил в селе Прохорово Подольского района, в селе Юркино Истринского района, в селе Чаплыгино Воскресенского района и в Георгиевской церкви в селе Передельцах Краснопахорского района. В 1936 году отец Иоанн был награжден наперсным крестом. В феврале 1937 года скончалась казначея Георгиевского храма, и казначеем пришлось быть супруге отца Иоанна. Власти, однако, предупредили священника, что они с женой не имеют права касаться церковного ящика. После того, как все дела были сданы женщине, согласившейся быть казначеем, та отказалась, и никто из верующих в селе не согласился пойти на эту должность. Власти тогда предупредили священника, что поскольку у прихода нет казначея, то он должен службу прекратить. 6 сентября 1937 года отец Иоанн отправил прошение архиерею, где писал, что, поскольку в Георгиевском храме власти запрещают служить, он просит дать ему другой приход. Архиерей направил его в один из храмов Виноградовского района, и он поселился рядом с храмом в селе Усадищи. Отцу Иоанну пришлось прослужить здесь чуть более месяца, потому что в это время уже повсеместно шли гонения на Русскую Православную Церковь . Он был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. 1918 г. перешел из закрытой большевиками институтской ц. в Троицкий Измайловский собор Петрограда, где был настоятелем с июля 1919 по май 1922 г. Возглавил созданное при храме Троице-Измайловское православное братство, занимавшееся в основном благотворительностью - сбором и распределением среди нуждающихся продуктов и одежды. Также по окончании богослужений в Троицком соборе устраивались трапезы, которые многих спасли от голода. В июле 1918 г. на 1-м чрезвычайном Епархиальном собрании Петроградской епархии М. был избран председателем Петроградского епархиального совета. Осенью 1920 г., после ликвидации по распоряжению властей Епархиального совета, перешел на работу в канцелярию Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) . Петроградские большевики характеризовали М. как «элемент наиболее энергичный и умный из черной кости духовенства, может быть опасным для социалистической революции». Подвергался арестам и тюремному заключению на короткое время в авг.-окт. 1918 и в авг.-сент. 1919 г. 30 мая 1922 г. был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и привлечен в качестве обвиняемого к Петроградскому процессу над большой группой священнослужителей, приходских деятелей и мирян (более 80 чел.) во главе с Петроградским митр. Вениамином. 5 июля того же года в числе 10 обвиняемых приговорен Петроградским губ. революционным трибуналом к расстрелу. Провел месяц в камере смертников в тюрьме Петроградского ГПУ на Гороховой ул. 3 авг. решением Президиума ВЦИК смертный приговор в отношении М. и еще 6 осужденных был заменен на 5 лет тюремного заключения. Остальные приговоренные к смерти, в т. ч. митр. Вениамин, были казнены в ночь с 12 на 13 авг. 1922 г. Свое пребывание в тюрьме в ожидании расстрела М. позднее описал в кн. «Воспоминания «смертника» о пережитом». Заключение он отбывал в петроградском доме предварительного заключения ОГПУ (бывш. следственной тюрьме при Окружном суде на Шпалерной ул.). После сокращения срока заключения вышел на свободу в кон. 1923 г. С апр. 1924 г. настоятель храма Михаила Архангела в М. Коломне Ленинграда, также, по нек-рым сведениям, служил в Воскресенской ц. в М. Коломне. В 1925-1928 гг. преподавал Свящ. Писание НЗ и догматическое богословие на Высших богословских курсах в Ленинграде. В 1928 г. часть прихожан М. примкнула к иосифлянству . Сам настоятель остался верен каноническому священноначалию, но нижний храм Михаило-Архангельской ц. перешел к иосифлянской общине.

http://pravenc.ru/text/2563566.html

Учреждение в Пензе григорианской (см. ст. Григорианский раскол ) кафедры состоялось по инициативе одного из руководителей раскола и его коллегиального органа - Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - Можайского «митрополита» Бориса (Рукина) , служившего наблюдателем церковноприходских школ Пензенской епархии в 1909-1916 гг. 10-11 дек. 1928 г. с разрешения властей в Самаре при участии митр. Григория (Яцковского) состоялся съезд признающих ВВЦС духовенства и мирян Средневолжской обл. (в состав к-рой в 1928-1929 входила большая часть территории совр. Пензенской обл.). Пензенскую епархию на съезде представлял свящ. Калинин, заявивший, что епархия «имеет полное тяготение о присоединении» к ВВЦС ( Лавринов. 2018. С. 337). Избранному на съезде Самарскому епархиальному совету было поручено временно (до нового обл. съезда, к-рый, очевидно, не состоялся) исполнять обязанности обл. совета, «где это будет нужно и кто будет просить с мест» (Там же. С. 338). Т. о., обл. совет должен был временно управлять григорианскими приходами Пензенской епархии. 22 апр. 1929 г. с разрешения властей в Пензе состоялось собрание приходских советов, признающих ВВЦС. Почетным председателем собрания был «митрополит» Борис (Рукин), председателем - прот. Василий Архангелов; на собрании присутствовали 22 чел. Собрание избрало ЕУ, председателем к-рого стал прот. В. Архангелов. Также, «по получении принципиального согласия» Можайского «митрополита» Бориса на возглавление им Пензенской епархии, собрание постановило просить ВВЦС назначить «митрополита» временно управляющим епархией. 24 апр. того же года прот. В. Архангелов известил адм. отдел Пензенского окрисполкома о состоявшемся собрании, об избрании на нем «Временного Епархиального Совета» и о том, что совет с 24 апр. «приступил к епархиальной деятельности» (Там же. С. 340-341). В нач. 1933 г. из григорианской Пензенской епархии выделена самостоятельная Саранская. Пензенскую григорианскую кафедру занимали: Можайский «митрополит» Борис (Рукин; кон. апр. 1929 - 1 июня 1931, в. у.), «епископ» Анатолий Левитский (31 окт. 1932 (фактически с дек. 1932) - май 1933), Саранский «епископ» Агафангел Смирнов (8 мая - не позднее лета 1933, в. у.), «епископ» Викторин Поляков (лето 1933 - нач. 1937?).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Марта 1 (14) Преподобномученица Дария (Зайцева) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. В 19 лет она ушла в Аносин Борисоглебский женский монастырь, располагавшийся в 15 верстах от города Звенигорода, на берегу реки Истры. Здесь послушница Дария подвизалась до 1928 года, когда обитель была ликвидирована советской властью. После закрытия монастыря послушница Дария поселилась в Истринском районе в селе Холмы и стала прислуживать в Знаменской церкви. Жила она в церковном доме. В 1934 году ее избрали церковной старостой. 2 марта 1938 года послушница Дария была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения. 3 марта состоялся допрос. -Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации, проводимой вами среди населения села Холмы? – После прихода к власти коммунистов нам, православным, жить стало хуже, стали нас притеснять, закрывать церкви. Пересажали в тюрьму всех священников, диаконов, монашествующих. Вот я приготовила себе вещи и ожидала, когда меня посадят… В 1937 году зимою приходили ко мне в сторожку женщины деревни Холмы, где я вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог изба-виться нам от власти и послал нам другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и к нам крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть… Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя. -Почему вы недовольны существующим строем и проводите контрреволюционную деятельность? – Недовольна существующим строем лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных, и поэтому смириться с существующим строем не могу. 8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу Дарию к расстрелу. Послушница Дария (Зайцева) была расстреляна 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 23869. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1851 году вокруг острова Столобный сооружается гранитная набережная. В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после прихода в 1917 году к власти в России большевиков ее жизнь быстро пошла на спад. 25 февраля 1919 года была кощунственно вскрыта рака с мощами преподобного Нила Столобенского. А позднее его мощи были вывезены из обители и помещены в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Нило-Столобенская обитель была разграблена, из монастыря новые властители изъяли более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей. В 1928 году в монастыре отслужена последняя литургия. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась вначале трудовая коммуна, а затем колония малолетних преступников. С сентября 1939 года по май 1940 года корпуса монастыря используются как лагерь для военнопленных. Здесь содержались в заключении военнопленные войска польского, которые в мае 1940 года почти все были расстреляны. С 1941 по 1945 годы монастырские корпуса переоборудованы под военный госпиталь. С конца 1945 года на территории монастыря повторно разместили колонию для несовершеннолетних. А в 1960 году в монастырских корпусах разместили дом престарелых. В 1960-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь в уцелевших к тому времени монастырских строениях открывают турбазу " Рассвет " . И уже к 1988 году они приходят в полный упадок, и дальнейшее использование их без капитального ремонта становится невозможным. В 1990 году решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни был передан в пользование Русской Православной Церкви. В 1991 году первую литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора обители совершает архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник). В 1995 году состоялось торжественное перенесение святых мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

О том же пишет и историк: «Принудив митрополита Сергия к ведению просоветской политики, власти внимательно следили за реакцией на его действия со стороны церковных кругов» , и «в планы ОГПУ по уничтожению Русской Церкви по частям выступление ярославцев вполне вписывалось. Власти специально провоцировали появление внутри церковной оппозиции, с тем чтобы, дав ей выступить, развернуть против нее репрессии. Это может быть очень хорошо проиллюстрировано на примере внутренних документов ОГПУ, в которых речь шла о возникновении ленинградской оппозиции митрополиту Сергию» . В обнаруженной недавно записке современника о Ленинградском церковном расколе автор пишет: «Что говорят в этом случае св. великие отцы Церкви – это св. Иоанн Златоустый, Киприан священномученик Карфагенский и др.? А говорят они вот что: и кровь мученическая не смывает греха вершителей церковной смуты» . Соглашаясь с О. В. Косик в том, что Послание ко всей Церкви «являлось беспрецедентным деянием… по существу представляло собой отзыв власти у фактически исполняющего должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя» , позволю себе не согласиться с выводом о том, что «серьезных последствий этот акт не имел. Реакция на него неизвестна. Воззвание обсуждалось и в 1935 году на собрании епископов с участием архиепископа Феодора (Поздеевского) » . Если рассматривать только реакцию единомышленников и в целом духовенства, то становится известно, что особых последствий выпуск этого Послания не вызвал. С другой стороны, очевидно, что имело значение и то, как обращенное «ко всей Церкви» послание «обсуждалось» ОГПУ. И если реакция ОГПУ на откол ярославцев в 1928 г. известна, то подобных материалов по 1929 г. обнаружить пока не удалось. Как справедливо считает историк, «советские законы о религиозных организациях принимались не для того, чтобы оградить внутрицерковную свободу, а для того, чтобы способствовать дроблению и ослаблению Церкви» . Постановление от 8 апреля ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» к запланированному на май 1929 г. XIV Всероссийскому съезду Советов готовила Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) (АРК), бессменным ответственным секретарем которой был все тот же Тучков . День 8 апреля 1929 г. стал рубежным в советских государственно-церковных отношениях, а принятое постановление свидетельствовало, что в РСФСР в высшем партийно-советском аппарате сильнее оказалась та его часть (И. В. Сталин, В. М. Молотов, Н. И. Бухарин и др.), которая выступала за ужесточение вероисповедного курса государства и отказ от «послаблений» периода нэпа .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Загадочные обстоятельства составления послания, его обнаружения и обнародования (лишь спустя несколько дней после смерти Святейшего), а также принципиально важный смысл для отношений власти и Церкви, который в него вкладывался, наконец, отсутствие подлинника, составленного рукой Патриарха Тихона, вызвали острые споры вокруг этого документа [xcvi] . Митрополит Петр был последним из архиереев, с кем говорил перед своей кончиной Патриарх, и распространялись слухи, что он чуть ли не силой «вырвал» у Патриарха подпись. Только через неделю он вместе с митрополитом Уральским Тихоном (Оболенским) отправил «Предсмертное завещание» в редакцию газеты «Известия» с просьбой его опубликовать, подтвердив подлинность документа [xcvii] . Ранее подлинность документа митрополит Петр подтвердил в своей записке председателю ЦИК СССР М.И. Калинину от 9 апреля [xcviii] . Митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский), посетивший в Москве Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) осенью 1928 г. с отчетом о положении Православной Церкви в Литве и Польше, в своей книге «Неделя в Патриархии» писал, что за границей послание считали сфальсифицированным, но ни «в Москве, ни в Патриархии, ни от частных лиц я не слышал даже и намека на подтверждение наших заграничных слухов» [xcix] . В новейших работах по данной теме есть указание на то, что, согласно Сводке ОГПУ за май 1925 г., «завещание Тихона многими считается неподлинным. Значительная роль в его составлении приписывается митрополитам Тихону Уральскому и Петру. Последним, как местоблюстителем, патриаршего престола, большинство находящихся в Москве епископов недовольны, и не решаются выступить против него лишь из-за боязни церковного раскола. Петр, ища поддержки, пытается опереться на правых церковников (даниловцы), которые стараются забрать его под свое влияние» [c] . Д.В. Сафонов, рассмотрев различные редакции «Завещательного послания», которые сохранились в архивах, пришел к выводу, что опубликованное 15 апреля послание не может быть признано подлинным, и не было подписано Патриархом [ci] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Сентября 21 (4 октября) Священномученик Василий (Крымкин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился в 1901 году в селе Протасово Троекуровского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме. В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено. -Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, – сказал следователь. -Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, – ответил священник. – Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию. -Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительнотрудовом лагере в Самарской области 4 октября 1942 года. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 15641. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Загадочные обстоятельства составления послания, его обнаружения и обнародования (лишь спустя несколько дней после смерти Святейшего), а также принципиально важный смысл для отношений власти и Церкви, который в него вкладывался, наконец, отсутствие подлинника, составленного рукой Патриарха Тихона, вызвали острые споры вокруг этого документа [xcvi] . Митрополит Петр был последним из архиереев, с кем говорил перед своей кончиной Патриарх, и распространялись слухи, что он чуть ли не силой «вырвал» у Патриарха подпись. Только через неделю он вместе с митрополитом Уральским Тихоном (Оболенским) отправил «Предсмертное завещание» в редакцию газеты «Известия» с просьбой его опубликовать, подтвердив подлинность документа [xcvii] . Митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский), посетивший в Москве Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) осенью 1928 г. с отчетом о положении Православной Церкви в Литве и Польше, в своей книге «Неделя в Патриархии» писал, что за границей послание считали сфальсифицированным, но ни «в Москве, ни в Патриархии, ни от частных лиц я не слышал даже и намека на подтверждение наших заграничных слухов» [xcviii] . В новейших работах по данной теме есть указание на то, что, согласно Сводке ОГПУ за май 1925 г., «завещание Тихона многими считается неподлинным. Значительная роль в его составлении приписывается митрополитам Тихону Уральскому и Петру. Последним, как местоблюстителем, патриаршего престола, большинство находящихся в Москве епископов недовольны, и не решаются выступить против него лишь из-за боязни церковного раскола. Петр, ища поддержки, пытается опереться на правых церковников (даниловцы), которые стараются забрать его под свое влияние» [xcix] . Д.В. Сафонов, рассмотрев различные редакции «Завещательного послания», которые сохранились в архивах, пришел к выводу, что опубликованное 15 апреля послание не может быть признано подлинным, и не было подписано Патриархом [c] . Среди авторов трех сохранившихся вариантов черновиков послания Д.В. Сафонов называет Е. Тучкова («Тучков изложил»), отслеживает «редакцию Патриарха» и «карандашную правку, [которая], по всей видимости, принадлежит Патриарху либо митрополиту Петру». О возможном участии епископата в редактировании текста, со ссылкой на информацию прот.В.Виноградова, говорится только то, что Патриарх в день своей смерти вынужден был в срочном порядке «выехать на экстренное заседание Священного Синода, созванное для выработки нового проекта послания» [ci] .

http://bogoslov.ru/article/4492633

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010