Кармил называется так по-гречески и по-латыни, а по-еврейски он называется «Chermel», и есть две горы, носящие такое название. Один Кармил, на котором был Навал, муж Авигеи (Abigail), расположен к югу, а другой, на котором пророк Илия, преклонив колена, испросил дождь (3 Цар. гл. 15), находится близ Птолемаиды, называвшейся прежде Акою (Асно), и возвышается над морем. Таким образом если здесь говорится о том Кармиле, на котором жил Навал, то это более применимо к стадам пастухов, потому что он находится близ пустыни; а если о том, который находится вблизи морского берега, то это относится к царям и [в частности] к высокомерию царей израильских, о которых говорится, что они чрез предстоящий плен подвергнутся разорению и будут подобны пустынным горам. Иначе: когда Господь с Сиона и Иерусалима, с сторожевой башни Церкви, которая находится на горе и не может укрыться и в которой пребывает видение мира, даст глас Свой чрез Ветхий и Новый Завет (Instrumentum) и чрез учителей Церкви и как бы зазвучит на звонкой трубе; тогда все, что было прекрасного у пастухов, то есть учение еретиков, казавшееся прекрасно изложенным, и познание обрезания (ибо это значит слово «Chermel»), вследствие которого они обнадеживают себя знанием истинного обрезания, восплачет и иссохнет, и тысячи людей, по причине простоты называющихся стадами, подвергнутся, вследствие внезапной засухи, увяданию. Ам.1:3. Так говорит Господь: за три, преступления Дамаска и за четыре не отвращу его, потому что они молотили Галаад железными телегами LXX: И сказал Господь: за три беззакония Дамаска и за четыре не отвращусь от них» (или «от него»), «потому что они распиливали железными пилами беременных в Галааде.    Вместо «молотил», которые по-еврейски называются «absoth» и которые Феодотион перевел чрез «железные колеса,» а мы чрез «железные телеги,» LXX перевели «железными пилами.» Это род телеги, которая приводится в движение посредством находящихся под нею железных зубчатых колес, чтобы, выбив зерна, разбивать стебли на токах и размельчать солому для пищи скоту при неурожае сена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

же род двда цар. Двдъ же царь род соломна Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7. Соломнъ же род ровоама. Ровоамъ же род же род ас. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8. Аса же род же род же род Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9. же род же род ахаза. Ахазъ же род Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10. же род же род амна. Амнъ же род Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11. же род и въ вавлнское 11 въ греч.: же род и же род въ Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. В преселение Вавилонское – перед переселением иудеев в Вавилон в плен. Это было за 588 лет до Р. Хр. ( 2Пар.36 ) при Вавилонском царе Новуходоносоре, который завоевал и разрушил иудейское царство. Вавилонское царство было могущественно и находилось на восток от Палестины к Месопотамии. Столицею сего царства был Вавилон, он стоял на реке Евфрате. Ныне расследуют развалины этого великолепного города. Вавилонский плен был предсказан прор. Иеремею (25, гл.) и продолжался 70 лет. Кир, царь Персидский, завоевавший Вавилонское царство, отпустил иудеев из плена в своё отечество. 12. По же вавлнстмъ, род же род зоровавел. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13. Зоровавель же род же род же род азра. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14. Азръ же род садка. Садкъ же род же род Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15. же род же род матана. Матанъ же род Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иехония роди Салафииля. Об Иехонии известно, что он не имел детей по плоти ( 4Цар. 24:15 ). Если говорится о его детях, то это были дети по усыновлению, по так называемому закону ужичества, т. е. родственности (ужик значит родственник). По этому закону ( Втор. 25:5 ; Мф. 22:24 и дал.) брат или ближний родственник умершего бездетным должен был вступить в брак с его вдовою, чтобы восстановить семя его, и рожденные от этого брака дети считались детьми умершего и имели, таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Местом жительства Товита и некоторых из его соплеменников в Ассирии служила, по книге Товита, Ниневия ( Tob. I:3, VII:3, XI:14–16, XIV:1 ). Свидетельство это, вопреки мнению некоторых исследователей кн. Товита, удобосогласимо со свидетельством 4Цap. XVII:6, XVIII:11 о территории расселения израильтян в ассирийском плену, – и это тем более, что и по книге Товита, как по 4 Цар., израильские поселенцы были и в городах мидийских: Рагах или Раге ( Tob. V:1, 20, V:6, IX:2 ) и Екбатанах ( Tob. III:7, VII:1, XIV:12–13 ). 2б-3 . (LXX 3 ст.). Отличительным свойством и основным достоинством Товита была цело-жизненная его верность путям истины, αληθεας, т.е. вере и богопочтению отцов, и правды, δικαιοσνης – деятельной любви и благотворительности к бедным соплеменникам, к чему в плену было весьма немало поводов (ср. ст. 17). Тов.1:4 Когда я жил в стране моей, в земле Израиля, будучи еще юношею, тогда все колено Неффалима, отца моего, находилось в отпадении от дома Иерусалима, избранного от всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек. Тов.1:5 Как все отложившиеся колена приносили жертвы Ваалу, юнице, так и дом Неффалима, отца моего. Тов.1:6 Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец, Тов.1:7 и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; Тов.1:8 а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою. 4–8 . Верность же Товита чистой вере отцов и законному богоучрежденному культу выразилась еще во дни юности его в бытность его на родине – в том, что, при всеобщем господстве в Израильском царстве введенного Иеровоамом I культа тельцов (ст. 5, см. 3Цap. XII:19, 23, 30 , см. Толков. Библ. т. II), и при всеобщем же отпадении израильтян от Иерусалима, как религиозно-политического центра, – Товит один с немногими неопустительно посещал Иерусалимский храм, ревностно совершая там установленные законом жертвы и теократические приношения (ст. 4, 6–8, сн. Ucx. XXII:29, XXIII:17 ; Bmop. XVI:16–17 ). Возможность для Товита совершать эти паломнические путешествия в последние дни существования Израильского царства подтверждается известием 2Пар. ХХХ гл., что на призыв иудейского царя Езекии праздновать пасху в Иерусалиме туда прибыли некоторые жители Израильского царства, чему не делал препятствий последний царь израильский Осия ( 4Цap. XVII:1–2 , см. Толков. Библ. т. II, ср. у проф. Дроздова, с. 430–431). В отличие от т. LXX и других, Вульгата ведет речь о Товите в 3-м лице, а не в первом, как др. тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В кон. 1-й фазы железного века - во 2-й пол. XI в. Израиль представлял собой в основном сообщество земледельцев и скотоводов, не имеющее реальной централизованной организации и администрации. Филистимляне первоначально обладали явным технологическим превосходством над израильтянами (ср., напр.: 1 Цар 13. 19-22). В результате победы при Афеке филистимляне оккупировали значительную часть территории колен Ефрема, Вениамина и Иуды, в т. ч. и родной город Саула - Гиву (букв.- холм) Вениаминову. Судя по данным археологических раскопок, израильский культовый центр Силом был уничтожен в результате сильного пожара ок. сер. XI в. (ср.: Пс 77. 60; Иер 7. 12; 26. 9), что также связывается с военной активностью филистимлян ( Finkelstein, Lederman. 1983; Lemaire. 1988. P. 91). В этот опасный для Израиля период, приблизительно через 20 лет (ср.: 1 Цар 7. 2) после упомянутых событий, избирается на царство Саул; его правление проходит в непрестанных войнах с филистимлянами. Саулу удалось разгромить гарнизон филистимлян, располагавшийся в Гиве, и в конечном счете освободить от их ига всю центральную часть Израиля. Царство Саула включало территории колен Вениамина, Ефрема, Галаада; возможно, к нему присоединилась Галилея, а также колено Иуды (или по крайней мере оно оказывало значительное влияние на эти территории). Царь правил из Гивы в уделе Вениамина, превратив этот город в столицу - Гиву Саулову (     - 1 Цар 11. 4). Этот город также назывался Гиват-ха-Элохим (холм Божий - 1 Цар 10. 5) - здесь было расположено святилище Бога, вокруг к-рого, вероятно, группировалось сообщество пророков (см.: 1 Цар 10. 5, 10). В 1 Цар 28. 3, 9 говорится, что Саул активно боролся с древним и широко распространенным в Ханаане культом духов предков. Филистимский бихромный сосуд. XII–XI вв. до Р. Х. Филистимский бихромный сосуд. XII–XI вв. до Р. Х. Первый царь Израиля создал постоянное войско. Оно делилось на «тысячи» и «сотни» (см., напр.: 1 Цар 22. 7). Во главе войска Саула стоял Авенир , его двоюродный брат (1 Цар 14. 50; 17. 55; 2 Цар 2. 8). Согласно 1 Цар 14. 47-48 и гл. 15, Саул воевал с моавитянами, аммонитянами, эдомитянами, с арам. царством Арам-Цоба и с амаликитянами. Некоторые исследователи, однако, сомневаются в историчности этих сообщений, полагая, что они являются транспозицией событий времен Давида ( Lamaire. 1988. P. 91; Alstr ö m. 1993. P. 444 sqq.). Саул начал раздавать приближенным земельные наделы (ср.: 1 Цар 22. 7), что значительно поколебало племенной уклад. При Сауле начинает складываться и адм. аппарат. Помимо первосвященника и главного военачальника в Первой книге Царств упоминаются «начальник пастухов Сауловых» Доик (1 Цар 21. 7), слуги царя (1 Цар 22. 6-7, 9, 14, 17), т. е. чиновники, военачальники, телохранители и др. лица при дворе царя.

http://pravenc.ru/text/293912.html

народы (2 Цар 8. 1-14), приобретает данника в лице Фойи, царя Имафа (2 Цар 8. 9-12). В результате завоеваний подвластная Д. территория распространяется от Евфрата на севере и до Синайской пустыни на юге, вплоть до Средиземного м. на западе и за Иорданом на востоке. Эта империя имела сложную организацию в форме израильско-иудейских поселений, завоеванных и вассальных государств. В центре империи находились колена Израиля и Иуды, к ним примыкали ханаанейско-аморейские территории, приведенные под власть Д. Вокруг них находились завоеванные и порабощенные царства, такие как Едом, Моав, Аммон, Арам-Дамаск и Арам-Цоба. В части из них находились наместники из Иерусалима, как, напр., в Едоме и в Дамаске (2 Цар 8. 6, 14), а нек-рые продолжали управляться представителями местных царских домов, к-рые покорились израильскому царю и фактически исполняли роль наместников, как напр., в Амоне. Вассальные гос-ва в той или иной степени были вынуждены признать господство Д. К ним относятся филистимляне и различные царства на севере Заиорданья, как Гессур, царь к-рого был тестем Д. и дедом Авессалома (2 Цар 3. 3; 13. 37); дары Фойи, царя Имафа (2 Цар 8. 9-10), также свидетельствуют о том, что он признавал господство Д. Вероятно, подобные отношения были также между Д. и Хирамом, царем Тира (2 Цар 5. 11). Разросшаяся империя нуждалась в хорошо организованной администрации, основные представители к-рой упоминаются в конце 8-й гл. (2 Цар 8. 16-18). Прор. Давид между аллегориями Мудрости и Провидения. Миниатюра из Псалтири. Кон. XIII в. (Vat. Pal. gr. 381. Fol. 2v) Прор. Давид между аллегориями Мудрости и Провидения. Миниатюра из Псалтири. Кон. XIII в. (Vat. Pal. gr. 381. Fol. 2v) После описания военных и адм. деяний Д. повествование 2-й книги Царств сосредоточивается в основном на личности Д. и событиях, связанных с царским домом. Ради завета с Ионафаном, сыном Саула (1 Цар 20. 14-17), Д. проявляет милость и приближает к себе хромого Мемфивосфея, сына Ионафана, единственного из оставшихся в живых отпрыска дома Саулова, и «Мемфивосфей ел за столом [Давида], как один из сыновей царя» (2 Цар 9.

http://pravenc.ru/text/168470.html

   Между тем как Я оказывал вам благодеяния, и вывел вас из земли египетской и истребил пред вами Аморрея, чтобы вы обладали землею его, и избирал пророков из сыновей ваших и назореев из юношей ваших, вы поили назореев Моих вином и говорили пророкам: «не пророчествуйте.» Поэтому, подобно телеге, нагруженной соломою или сеном и издающей скрипение и шум на большом пространстве, Я, не вынося более наших грехов и предавая [вас], как солому, на сожжение, возглашу и скажу: «не станет силы бежать у проворного», под которым евреи разумеют Иеровоама, сына Наватона, который прежде бежал в Египет (3 Цар. гл. 11). Но мы должны понимать здесь не самих князей, а семейства и потомство их. «И сильный не удержит силы своей»; под сильным разумеют Ваасу (Basau), который был весьма воинственным (3 Цар. гл. 15). «И крепкий не спасет жизни своей:» здесь разумеют Амврия (Amri или Omri). «И стреляющий из лука не устоит» или «не выдержит»: полагают, что это сказано относительно Ииуя, сына Намсиева, который стрелою поразил Иорама, царя израильского (4 Цар. гл. 9). «И быстроногий не спасется:» разумеют Менаима (Мапанеп), который тщетно поспешил отправить дары царю ассирийсвому (4 Цар. гл. 15), «И сидящий на коне не спасет своей жизни:» под ним разумеют Фавея, сына Ромелиина, который, соединившись с Арамом, то есть с Сириею, опустошил большую часть Иудеи при царе Ахазе (4 Цар. гл. 16). «И твердый духом среди храбрых убежит ногой в день тот, говорит Господь». Один только Осия, который был последним царем десяти колен и который старался возвратить блуждавший народ к служению Богу (4 Цар. гл. 18), как бы ногой уйдет от пожара. Нагим же он называется потому, что при нем десять колен были взяты в плен. Так думают евреи, и как это было передано ими нам, в таком же виде мы с точностию изложили это для наших. Теперь возвратимся к нашему [толкованию]. Бог угрожает, что под ними будет вращаться телега («или» как бы телега), нагруженная сеном или соломою, чтобы сено и солома их, как не имеющих пшеницы, собираемой в житницы, были сожжены огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Д. поручил новому военачальнику Амессаю в 3-дневный срок созвать ополчение, но недовольный его промедлением послал также Авессу преследовать Савея. После того как Амессай был убит Иоавом, к-рого он сместил на посту военачальника, Иоав возглавил преследование Савея, к-рый, отступив на север, пытался укрыться в Авеле-Беф-Маахе (верховье Иордана), но жители города, следуя совету одной мудрой женщины, убили его (2 Цар 20. 1-22). Повествование о преодолении мятежей и восстановлении прежнего единого гос-ва, объединившего сев. и юж. колена, завершается 2-м списком основных должностных лиц иерусалимской администрации (2 Цар 20. 23-26; ср. 8. 16-18). История прор. Давида и его сына Авессалома. Миниатюра из Симоновской Псалтири. Кон. XIII в. (ГИМ) История прор. Давида и его сына Авессалома. Миниатюра из Симоновской Псалтири. Кон. XIII в. (ГИМ) Заключительные главы Второй книги Царств подводят итоги деятельности Д. Длительное противостояние Д. и Саула (дома Д. и дома Саулова) оканчивается казнью 7 потомков Саула, виной чему - «кровожадность» дома Саулова и нарушение Саулом завета с Гаваонитянами. Д. же, напротив, хранил верность клятве, данной Ионафану, сыну Саула, щадил Мемфивосфея и даже перезахоронил останки Саула и Ионафана из Иависа Галаадского в родовую гробницу в Целе, где похоронил также и останки 7 казненных (2 Цар 21. 1-14). Победа над филистимлянами подытожена в кратком повествовании о 4 сражениях с упоминанием имен главных героев (2 Цар 21. 15-22). 22-я гл. включает песнь, к-рую Д. воспел, когда «Господь избавил его от руки всех врагов его» (2 Цар 22. 1-51). Сразу же за ней помещается др. поэтический фрагмент - «последние слова Давида» (2 Цар 23. 1-7), где так же, как и в предшествующем псалме, утверждается избрание Богом Д. и вечный завет, к-рый Бог положил с домом Д. Далее следует 2-й перечень героев - «храбрых у Давида». Этот список из 37 имен оканчивается Урием Хеттеянином, что напоминает о беззаконном поступке Д. и служит вступлением к рассказу о др. грехе Д. (2 Цар 23.

http://pravenc.ru/text/168470.html

1-5. 1) ( Глаголев. 1906. С. 46). Следующие 2 главы (11-12) посвящены возведению Давида на трон. Их цель - показать единство израильского народа как исполнение слова Божия к Израилю. Согласно П. (в отличие от 2 Цар 5-6), завоевание Иерусалима и строительные работы были частью этой истории. По-видимому, Летописец стремился представить взятие Иерусалима как первое и наиболее важное деяние воцарившегося Давида ( Japhet. 1993. Р. 234). Главы 13-17 объединены общей центральной темой: преобразование Иерусалима в политический и религиозный центр Израиля благодаря перенесению сюда ковчега Господня. В истории Летописца перенос ковчега в Иерусалим и завоевание города были первыми действиями Давида (Ibidem). В гл. 17 повторяется повествование 2 Цар 7, но ничего не сообщается об инциденте между Давидом и Мелхолой (ср.: 2 Цар 6. 20-23). В главах 18-20 описаны войны Давида и расширение границ государства. Эти главы в сжатом виде представляют историю из 2 Цар 8-21 (Ibid. Р. 343). Летописец пропустил основную часть 2 Цар 9-20, что, считается, служит идеализации образа Давида ( Longman, Dillard. 2006. Р. 197). В частности, Летописец не упоминул о существовании царского дома потомков Саула в течение 7 лет правления Давида в Хевроне, о переговорах Давида по поводу подчинения ему сев. колен, о грехах Давида в отношении Вирсавии и Урии, об Амноне и о Фамари и о восстаниях Авессалома и Адонии (Ibidem). В гл. 21 повторяется текст 2 Цар 24 о переписи, устроенной Давидом. Стих 1 данной главы - один из наиболее обсуждаемых комментаторами из-за упоминания сатаны вместо Бога (ср.: 2 Цар 24. 1) ( Japhet. 1993. Р. 384). В стихе 22 Летописец называет гумно Орны словом   что означает место, указывая т. о. на то, что именно здесь место буд. храма и это «святое место» ( Williamson. 1982. P. 148-149). В главах 22-29 описан переход царства от Давида к Соломону. Начинается повествование рассказом о подготовке к строительству храма (1 Пар 22). Уже здесь появляется Соломон, хотя на протяжении последующих 8 глав до конца 1 Пар Давид продолжает активно участвовать во всех мероприятиях.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010