«оправдание наше», созвучно имени Седекии -  ). По мнению Дж. Брайта ( Bright. 1965. P. 143), этот текст мог использоваться во время обряда интронизации Седекии и отражает то, что он получил новое имя (его первое имя было Матфания - 4 Цар 24. 17). Р. П. Карролл ( Carroll. 1986. P. 446-447) указывает на то, что в этом пассаже очень важен мотив легитимности власти Седекии, который был вавилонским ставленником. Однако, по мнению Карролла, неправильно так однозначно привязывать этот отрывок к конкретному историческому моменту. Он обращен в будущее, спасение ожидается в послепленный период, исторический Седекия оказывается скорее противопоставлен новому полновластному царю. Книга прор. Иезекииля относится к VI в. до Р. Х.- времени падения монархии в Иудее и начала вавилонского плена. В пророчестве Иез 17. 22-24 повествуется о том, как Бог возьмет ветвь из кроны кедра и посадит ее на горе Израиля, где птицы будут жить в ее тени, когда она вырастет. Из контекста 17-й гл. Книги становится ясно, что этот образ относится к будущему идеальному царю, который противопоставлен Седекии, нарушившему завет и уведенному в вавилонский плен. Мессианские мотивы присутствуют также в 34-й и 37-й главах Книги прор. Иезекииля. В 34-й гл. пророк обвиняет плохих пастухов (т. е. царей Израиля), к-рые не заботились о своем стаде. Бог обещает, что Сам позаботится о Своих овцах: «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них» (Иез 34. 23-24). В 37-й гл. содержится пророчество о сухих костях, к-рые оживут по воле Божией: «...открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез 37. 12-14). В Иез 34 и 37 для обозначения буд.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«И не вспомнили они союза с братьями своими.» Спрашивается: почему тирийцы называются братьями иудеев? Братьями называются здесь друзья и лица, находящиеся в близких отношениях; потому что Хирам, князь Тира, находился в такой дружбе с Давидом и Соломоном, что тот для построения храма и дворца доставлял плотами кедровые деревья в Иоппию, а эти давали тирийцам хлеб и масло и подарили ему («или» им) двадцать городов в Васане, но он не захотел принять их, потому что они были полны травы (3 Цар. гл. 5 и 9: 2 Пар. гл. 2). Таким образом [Господь] говорит, что Он пошлет в стены его огонь, который пожрет здания или основания его. Пророк Иезекииль в видении о Тире упоминает об исполнении этого Навуходоносором, говоря: „окружит тебя укреплениями и сделает насыпь вокруг“ (Иезек. 26:8), и еще: «Навуходоносор, царь вавилонский, поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго, и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, еюже» работа Мне «нань» (Иезек. 29:18). потому что войско его сделало насыпь для взятия Тира, который прежде был островом. Тоже сделал, как говорит история, и Александр Македонский, превратив остров в полуостров, что греки называют χερρονησον (или Χερσνησυν). Тир значит «напасть» или «стесняющий», и всякое превратное учение стремится овладеть истиною и заключить ее в пределы земного разумения. Он не вспоминал о союзе с братьями своими, — о том, что мы должны от буквы восходить в духу, от земного к небесному, и что нам заповедано трояко записывать священное Писание в сердце нашем. Пошлет же Бог на все укрепления Тира огонь, который пожрет не только стены, но и укрепления его. О плене Соломона, вместо чего в еврейском стоит «полный» и «совершенный,» мы выше (ст. 6) сказали. Ам.1:11—12. Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не отвращу его, потому что он преследовал брата своего мечом, нарушал милосердие в отношении к нему, удерживал ярость свою, сохранял гнев свой до конца. Пошлю огонь на Саул и пожрет здания Восры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И у Исаии написано (гл. 29), что на узкой постели не будут помещаться двое и короткое одеяло не может покрывать обоих, чрез что Писание указывает на оное [изречение] апостола: кое согласие Христови с велиаром, церкви Божией со идолы (2 Кор. 6:15)?    Ст. 5. Я сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои по направлению к северу. И я поднял глаза мои по направлению к северу, и вот с северной стороны ворот жертвенника идол ревности при самом входе.    Вместо поставленного нами: с северной стороны ворот жертвенника идол ревности при самом входе. Семьдесят перевели: с северной стороны до ворот восточных, чего в еврейском нет, оставив прочее, написанное там. Сказано было мне, говорит, или славою Божиею, которую я видел на поле, или духом, который поднял меня между небом и землею. И, перенесши меня в Иерусалим, он говорил мне и показал или город или храм и повелел мне поднять глаза по направлению к северу. Ибо там, при самом входе в ворота, стоял истукан Ваала, который он называет идолом ревности. Относящие же идола ревности или обладающего к славе Божией или к духу поступают нечестиво, смешивая лицо идола с величием Божием.    Ст. 6. И сказал Он мне: сын человеческий! Думаешь ли, видишь ли ты то, что они делают, великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего! До обратившись еще, ты увидишь большие мерзости.    Чтобы ты не думал, что Я несправедливо покидаю храм и оставляю город, подлежащий разрушению, посмотри, говорит, на то, что они делают в храме. И когда ты увидишь это, то не думай, что это конец злодеяний, — ты увидишь еще большие. Это можно, конечно, понимать и в отношения к нашему Иерусалиму и нашему храму, так как мы, по примеру Офни и Финееса (1 Цар. гл. 2), совершаем злодеяния идольские в скинии Божией и любодействуем с теми, кои посвятили себя на воинствование и на служение Богу, и отделяем для себя начатки жертв Его, отдавая их для употребления [своим] приверженцам и слугам, и все делаем ради выгоды. Если же так велико то, что мы видим, то на сколько большим должно признать то, что недоступно для человеческого знания?    Ст. 7—9. И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене одна скважина. И сказал мне: сын человеческий! копай стену. И когда я прокопал стену, оказалась одна дверь. И сказал мне: войди и посмотри на наихудшие мерзости, какие они делают здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В местопребывании царя, говорить, который поставил его царем, клятвы которому он не исполнил и нарушил договор, заключенный с ним, среди Вавилона умрет он. Ибо мы читаем, что Седекия, быв взят в плен, быль отведен в Реблафу и там был ослеплен по умерщвлении сыновей, и, заключенный подобно дикому зверю в клетку, был переселен в Вавилон (4 Цар. гл. 25). Поэтому хотя Писание и кажется противоречащим себе, однако в обоих случаях остается вполне верным истине. Ибо Седекии было сказано: „и войдешь в Вавилон, но не увидишь его“ (Иерем. гл. 34). И он вошел, потому что был отведен в Вавилон, но не увидел, потому что был ослеплен. Следующее же затем: и ни с большим войском, ни с многочисленным народом Фараон не будет вести войны против него, насыпая насыпи и устраивая окопы, чтобы погубит много душ, двояко понимается: или царь египетский, идя против Навуходоносора, не будет в состоянии сражаться и с малым войском противустать такому множеству [людей], или сам Седекия будет покорен Фараоном, на помощь которого он надеялся, — не потому, чтобы Фараон покорил его или чтобы Писание где-либо свидетельствовало об этом, но потому, что покорение Навуходовосором случайно сделалось покорением от царя египетского, и не тот казался покорившим Иерусалим, кто осаждал, а тот, на кого Седекия тщетно надеялся. Вот, говорит, дал он руку свою и предался царю египетскому, и совершил святотатственное клятвопреступление против Бога. Неужели, говорит, это послужит ему на пользу? И, сделав все это, он не спасется.    Ст. 19—21. Поэтому так говорит Господь Бог: живу Я, что клятву, которую он презрел, и союз, который нарушен, Я обращу на голову его. И раскину т него сеть Мою, и пойман будет он в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и буду судит его там за вероломство, чрез которое он презрел Меня. И все беглецы его со всем войском [своим] падут от меча, а оставшиеся рассеяны будут по всем ветрам, и узнаете, что Я, Господь, сказал [это].    По мнению язычников:    Коварство иль честность, — кто станет спрашивать о враге?    Это [мнение] обыкновенно противупоставляют нам те, кои говорят, что врагов нужно обманом вводить в заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава XII Ueз.XIÏ1—2. И было ко мне слово Господне, говорящее. Сын человеческий! ты живешь среди дома прогневляющего; они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и уши, чтобы слышать, и не слышат; потому что это дом прогневляющий.     Вместо переведенного нами: ты живешь среди дома прогневляющего. LXX поставили: ты живешь среди неправд их.    Но из следующего затем: это дом прогневляющий мы заключаем, что и первое выражение соответствует этому стиху. Как мы часто указывали, вместо прогневления также употребляется слово огорчение, так что смысл следующий: ты живешь среди дома, который вызывает огорчение, который, горечию своих пороков, делает Бога, благого и сладостного по природе, причиняющим горесть и грозным. О Боге мы также читаем: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Псал. 33:9). Живет же пророк среди народа, который вызывает огорчение, который имеет глаза, и не видит, уши — и не слышит, не вследствие недостатка чувств, а по причине упорства во зле. Поэтому и Господь говорит иудеям: аще бысте слепи были, не бысте имели греха (Иоанн. 9, 41), обличая и осуждая их произвольное ослепление. Итак, поелику они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и уши, чтобы слышать, и не слышать, то научи их чрез образ и картинное изображение и покажи в телесных Формах, что они узнают об имеющем быть плене не только слухом, но и глазами.    Ст. 3. Поэтому, сын человеческий, приготовь себе вещи (vasa) переселенческие, и среди дня переселишься пред глазами их; переселишься же с места своего в другое место в глазах их, может быть они увидят, что они дом прогневляющий. LXX: И ты, сын человеческий, приготовь себе вещи пленнические, и среди дня отправляйся в плен (capmivare) пред глазами их и отправься в плен с места своего в другое место, чтобы они сидели, что они дом прогневляющий.    Для всякого несомненно, что все содержание этого места указывает на будущее пленение Седевии, царя над коленом Иудиным, которое было взято в плен вместе с Иерусалимом. Но так как некоторые утверждают, что пленение Седекии, который в переводе означает праведный Господь, служит прообразом Господа, который, сходя с неба на землю, принял тело человеческое, и что это означают вещи пленнические; то я считаю нужным предупредить благоразумного и осторожного читатели, что хотя мы излагаем это, чтобы не показаться обходящими что-либо, но не одобряем. Ибо нечестивый царь не может быть прообразом Того, кто служит примером всего благочестия. А что Седекия был взят в плен вавилонянами и халдеями и был водим с места на место, то есть из Иерусалима в Вавилон, и о прочем, о чем далее говорит Иезекииль, — обо [всем] этом сообщает и пророк Иеремия (гл. 39), и история Царей (4 Цар. гл. 25). А кои относят пленение его и переселение с места на место к Господу Иисусу Христу, те полагают, что этим указывается на сошествие с неба на землю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

гл. 24). Ст. 3. От тринадцатого года Иосии, сына Аммонова, царя Иудейского до сего дня – вот у же двадцать третий год – было ко мне слово Господне и я говорил вам, с ночи вставая и говоря, и вы не слушали. Иеремия начал пророчествовать с тринадцатого года царя Иосии, царствовавшего в Иерусалиме тридцать один год, и пророчествовал при нем девятнадцать лет; преемником ему в царствовании был сын его Иоахаз, а когда он скоро был отведен в плен Нехао царем Египетским, то на престол вступил брат его Иоаким (4 Цар. гл. 23). В четвертый год его царствования и было это слово Господне к Иеремии, и таким образом это был двадцать третий год с того времени, как пророк Иеремия начал говорить к народу. И никогда он не переставал проповедовать, но каждый день, вставая с рассветом и с ночи, говорил к народу. И вы, говорит, не слушали. Если же, как хотят новые из старых еретики, закон однажды дан нам в помощь и однажды установлены заповеди, которые мы по свободному произволу или исполняем или не исполняем: то зачем же пророк постоянно повторяется и ежедневно говорит о заповедях Божиих, которые, быв получены однажды, конечно довлели тем, кому они даны, – зачем, если не для того, чтобы показать, что мы нуждаемся в помощи Божией постоянно, и однажды данное никогда не может довлеть, если не будет ежедневно напоминаемо нам увещанием Господа? Ст. 4. И посылал Господь к вам всех рабов своих пророков, вставая с рассвета и посылая; и вы не слушали. Бог увещевал народ свой не чрез одного пророка, но чрез всех, постоянно и как бы стоя на страже и карауле вставал с рассветом, чтобы увещевать народ свой. И вы, говорит, не слушали, – чтобы чем чаще было увещание, тем больше были грехи непослушных. Ст. 5. И не приклонили ушей своих, чтобы слушать, когда Я говорил: обратитесь ко Мне каждый от пути своего злого и от наихудших помышлений ваших, и вы будете жить в земле, которую дал Господь вам и отцам вашим от века и до века. Жестокосердие народа было так велико, что он не принимал даже внешнего вида внимания, не приклонил уха своего, особенно когда Господь увещевал, чтобы каждый обратился от пути своего злого и от наихудших помышлений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо так говорит Господь воинств, Бог Израилев, сосудам, оставшимся в доме Господнем и в доме царя Иудейского, и в Иерусалиме: они будут перенесены в Вавилон, и будут там до дня посещения его, говорит Господь; и Я сделаю, чтобы они были перенесены и поставлены снова на месте сем. Этого, как мы сказали, у LXX нет, а это переведено с еврейского подлинника. Вместо же этого они поставили иное, чего не было написано, именно: пусть ходатайствуют предо Мною, ибо так сказал Господь: и прочие сосуды, которых не унес царь Вавилонский, когда вывел Иехонию из Иерусалима в Вавилон, пойдут туда, говорит Господь, выражая более смысл, чем слова, быть может, признав несообразным, чтобы Бог говорил столбам, морю, подножиям и прочей утвари, оставшейся в Иерусалиме, как будто мы не читаем, что Господь повелевал и червю утреннему ( Ион. 4,7 ) и морю говорил: молчи, престани ( Марк. 4, 39 ). Словами же: пусть противостанут Мне или Господу воинств, показывает то, что истинный пророк молитвами может противостоять Господу, подобно тому, как и Моисей в наказании противостал Господу, чтобы отвратить ярость гнева Его. Тоже сделал и Самуил (1 Цар. гл. 8). И Господь сказал к Моисею: остави Мя и потреблю народ сей ( Исх. 32, 10 ). Когда говорит: остави Мя, то показывает, что молитвами святых Он может быть удержан. Пусть, говорит, противостанут пророки и докажут, что все предсказываемое ими исполнилось на деле, и тогда пророчество подтвердится истиною. О столбах же, море, подножиях и о прочей утвари читаем в Малахии и в конце книги этого пророка, где перечисляются сосуды, взятые в Вавилон, когда Седекия был отведен в плен, город сожжен и храм разрушен. Гл. XXVIII. Ст. 1–3. И было в тот же год в начале царствования Седекии, царя Иудейского, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, сказал мне в доме Господнем, пред священниками и всем народом, говоря: так говорит Господь воинств, Бог Израилев: Я сокрушил ярмо царя Вавилонского; еще два года дней, и Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 18–22. Так говорит Господь: вот Я возвращу плен шатров Иакова, и кровли их помилую; и будет построен город на высоте своей и будет основан храм по чину своему. К выйдет из них хвала и голос веселящихся. И умножу их и не уменьшатся (дальнейшего: и прославлю их и они не ослабеют у LXX нет) и будут, говорит, сыновья его как сначала, и сонм его будет предстоять предо Мною, и посещу всех, притесняющих его, И будет вождь его из него, и князь из среды его произойдет. И Я приложу его, и приступит ко Мне. Ибо, кто приложит сердце свое, чтобы приблизиться ко Мне, говорит Господь? (Также и этого у LXX нет). И будете Мне народом и Я буду вам Богом. В образе это исполнилось сначала при Зоровавеле и Ездре, когда народ был возвращен и стал строиться город на высоте своей и отправляться священнослужение храма и прочее, содержащееся в книге самого Ездры. Полнее же и совершеннее это исполнилось в Господе Спасителе и апостолах, когда на высоте своей построен был тот город, о котором написано: не может град укрытися верху горы стоя ( Мф. 5, 14 ), и основан храм по чину своему и обрядам, так что все, что у первого народа было телесно, в Церкви исполнилось духовно. Тогда-то вышла хвала или благодарение, ибо это значит слово thoda, так что все апостолы говорили: благодать вам и мир. И голос веселящихся, – не тем веселием, с каким народ ел и пил и встал играть (Исх. гл. 23), но тем, каким возвеселился Давид перед ковчегом Господним (2 Цар. гл. 6). И они умножились и не уменьшились, так что весь мир уверовал в Господа Спасителя; и прославились – во исполнение написанного: преславная глоголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86, 2 ). И были сыновья его, то есть апостолы, как были от начала Авраам, Исаак и Иаков, князьями рода Израильского. Тогда посетил Господь всех притеснявших народ Божий, то есть противные силы. И был вождь его из него, – без сомнения, Господь и Спаситель по плоти из рода Израилева, и произошел князь из среды его Отец приложил Его к Себе и Он приступил к Нему, так что как Сын он говорил: Аз во Отце и Отец во Мне ( Иоан. 14, 11 ), ибо никто не может так приложить сердце свое Богу и быть так соединен со Отцем, как Сын. Сказанное же по LXX: и будете Мне народом, и Я буду вам Богом, видим исполнившимся отчасти на Израиле, а вполне на множества язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью?   Мы, как объясняет Апостол, «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).    Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города — Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане — горожане. В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной?   Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в) подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом. а) Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?   Ап. Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр 13:7).    Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели (Сир. 44—49 гл).    б)и в) Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни?   Ап. Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).    Ап. Иаков говорит: «в пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак 5:10).    г) Есть ли в свящ. Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?   Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар 2:30). Псалмопевец же восклицал: «да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих» (Пс 149:5).    Премудрый же Иисус, сын Сирахов, в своей книге с 44 по 49 главу возвеличивает людей достославных: «восхвалим, — говорит он, — славных мужей» (Сир. 44:1). Допустимо ли в Новом Завете это прославление людей Богоугодных? Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: «славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им» (Ин 17:22). Значит, воздавать славу угодникам Божиим нисколько не противоречит воле Божией.   В другом месте Господь говорит: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан 12:26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010