Что в храме Божием сыны Иуды поставили статую Ваала, об этом узнаём из начала книги Иезекииля. А высоты, которые по еврейски называются ватотн, или жертвенник Тофет, находящийся в долине сынов Енномовых, обозначает то место, которое орошается источниками Силое; это место приятное и лесистое; оно и теперь дает наслаждение своими садами. Это заблуждение язычества охватило все провинции, так что на вершинах гор и в наиболее приятных рощах они закалали жертвы и здесь отправлялось все служение нечестивого суеверия. Тофет на еврейском языке значит широта. И в книге Иисуса, сына Нуна, этим словом обозначается то место, которое находится в долине сынов Енномовых и которое по-еврейски называется geennom; ибо ge значит φραγξ, долина, а еппот или есть имя человека, или значит благодать. Евреи передают, что от этого места получило свое название геенна, потому, то есть, что там погиб весь народ Иудейский, оскорбляя Бога. В этом месте они и сыновей своих огнем посвящали идолам или приносили во всесожжение, чего Бог не повелевал им и не определял никаким постановлениям закона (4 Цар. гл. 17). Если же Иеффай принес в жертву Богу дочь свою девицу, то здесь благоугодна не жертва, а духовное расположение приносящего. Ибо, если бы отцу, при возвращении его с победы над неприятелями, первою встретилась собака, или осел, или какое либо нечистое животное, то он не должен бы был приносить его в жертву. Ст. 32–33. Посему вот придут дни, говорит Господь, и не будет называться более: Тофет и долина сына Еннома, но долина убийства, и будут погребаемы в Тофете, потому что нет места. И будет мертвечина народа сего в пищу птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. Указывает на время осады, на то, что они вытерпели от девятого до одиннадцатого года царя Седекии (4 Цар. гл. 25) и говорит, что долина эта не будет называться geennom, то есть долиною Еннома, или сынов Еннома, но, по причине убийства весьма многих, долиною убийства. И такая будет пагуба, что на месте прежнего культа будет безчисленное множество могил, и кого не успеют погребать, те будут терзаемы птицами и пожираемы зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Царь Езекия и прор. Исаия. Исполнение пророчества. Миниатюра из Книги пророков с толкованием 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 8) 2. Главы 13-23 образуют единство благодаря общей теме пророчества о суде Бога над языческими народами, на помощь к-рых Иудейское царство не должно надеяться, но в то же время не должно и бояться их. Это пророчества о Вавилоне (главы 13, 14, 21), о Моаве (15-16), о Сирии (Араме) (17), об Эфиопии и о Египте (18-20), о Тире (23). 3. «Апокалипсис Исаии» (Ис 24-27) содержит обетования о восстановлении Израиля, пророчества о суде над народами дают ему надежду на спасение. Хвалебные гимны (25. 1-5; 26. 1-6; 27. 2-6) прославляют Господа за совершенные суды и спасение, когда Господь соберет народы на эсхатологическую трапезу. «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» (25. 6). Народ Израиля, в бедствии искавший Господа и изливавший тихие моления (26. 16), будет восстановлен во всей полноте, включая умершие поколения, которые воскреснут. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (26. 19). 4. «Ассирийский цикл пророчеств» (Ис 28-32) содержит подающие надежду на спасение пророчества о Самарии и об Иерусалиме, перемежающиеся историко-биографическими эпизодами. Тексты, видимо, относятся к периоду кризиса 701 г. (осада Синаххерибом Иерусалима). Основные темы пророчеств: судьба Ефрема как предупреждение Иерусалиму в связи с надеждами на спасение своими силами (гл. 28); обличение лицемерия Сиона (гл. 29) и надежды на помощь Египта (главы 30-32). Далее следуют тексты апокалиптического жанра: «Малый апокалипсис Исаии» (гл. 33) с предсказаниями спасения Сиона и «Апокалипсис Эдома» (главы 34-35). Главы 36-39 составляют повествования о служении Исаии при царе Езекии, о нашествии и поражении Синаххериба (36. 1- 37. 20), о послах от вавилонского царя (гл. 39). Во многом они совпадают с 4 Цар 18-20 (ср. также с 2 Пар 32-33). Этот, последний, раздел 1-й ч. завершается хвалебной песнью царя Езекии о чудесном исцелении (Ис 38. 9). В зависимости от т. зр. о единстве или многочастности И. п. к. этот текст рассматривают либо как эпилог, либо как «интерлюдию» (ср.: Ла Сор, Хаббард, Буш. 1998. С. 343).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Естественно, что такое новое рождение будет иметь последствия, превышающие рамки земной человеческой жизни (собственно, оно и совершается именно с целью преодоления этих рамок). Именно в связи с рождением в Царство Божие, в связи с мистериальным рождением в Вечность Евангелие употребляет слово, которое в греческом религиозном лексиконе было вполне техническим термином для обозначения перевоплощения: (Мф. 19, 28). В герметическом корпусе известен даже трактат о душепереселении, носящий название. Но 19 глава Матфея этого смысла несомненно не предполагает, именуя «пакибытием», «новым бытием», «новым рождением» не возвращение в мир сей, но, напротив, вхождение в Царство Небесное: «вы, последовавшие за Мной, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними и последние первыми»(Мф. 19, 28-30). Здесь обещается «жизнь вечная», а не «жизнь лучшая». Кроме того, слово употребляется также в Тит. 3, 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Что это слово не имеет никакого намека на реинкарнацию, видно из его употребления Оригеном: «Возрождение есть некое новое рождение, когда творятся новое небо и новая земля посредством обновления их самих и передается Новый Завет и чаша его» (Толк. на Мф. кн.15, гл. 22; PG XIII, 1320). Как видим, речь идет о мистериальном рождении в Духе, а не о новом рождении в теле. Помимо крещения, еще два таинства в православии насыщены символикой нового рождения: исповедь (именуемая «вторым крещением» и, подобно крещению, «баней пакибытия») и монашеский постриг (исповедь, из слов перешедшая в дело). Библия содержит немало стихов, которые в православной перспективе обретают мистериальное значение: «И найдет на тебя Дух Господень и ты сделаешься иным человеком» (1 Цар. 10, 6). Саулу при помазании «Бог дал иное сердце» (1 Цар. 10, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

4. ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским. 3–4. Имя сына пророка Исаии тожественно с изречением, написанным на доске (ст. 1), и толкование того изречения, естественно, должно относиться и к этому имени. Умение назвать отца и мать в ребёнке есть первое проявление способности говорить, наступающее обыкновенно приблизительно к концу или по истечении первого года жизни ребёнка. Прїиметъ – буквально перевод евр. глагольной формы, которая в настоящем случае точнее должна быть переведена безличным глаголом: «понесут». Сил: соответствующее евр. слово значит не столько нравственную силу и значение, сколько материальное имущество, богатства, сокровища (русск. перевод). Ст. 5–8. Предвестие о нападении ассирийского царя на Иудею – за измену некоторых иудеев своему отечеству в пользу царей сирийского и израильского. є. И прилож Гдь глати ко мн єщ, гл: 5. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал ещё: Понеже не восхотша людїе сіи воды Сїламли текщї тисе, но восхотша имти Рассна и сна Ромеліева цар над вами, 6. за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 5–6. «Вода» в такой жаркой стране, как Палестина, могла быть и была понятным символом благовременной и особенно нужной помощи (ср. толков. Иер.2:18 ). «Вода Силоамля (в источнике и пруде на юго-восточной стороне горы Сиона и на южной горы Мориа, по Неем.3:15 у царского сада) для иерусалимлян, для иудеев вообще, означала домашнюю, отечественную их помощь и силу, на которую они могли надеяться, именно царей из дома Давидова, которому обещана вечная милость Божия и непоколебимое царство ( 2Цар.7:16 ). Такое значение первой половины ст. подтверждается и сравнением её с половиной второй, где – в соответствие «воде Силоамли» первой половины – прямо называются цари: сирийский Расснъ (Алекс. Ραασσν; Ват. Компл. Альд. Ρασσν, ср. примеч. к толков. Ис.7:1 ) и израильский Факей (ср. там же.). Словами: восхотша имти... цар над вами – прямо и решительно указывается на существование в Иерусалиме в первые годы царствования Ахаза партии, готовой признать гегемонию Сирии и израильского царства над Иудеей. Менее решительно, но очевидно та же мысль выражается и в русск. с масор. т. переводе: и восхищается (народ этот) Рецином и сыном Ремалииным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Больше почвы для своих возражений находят противники подлинности книги в историческом содержании её. В этом содержании они стараются отыскать или взаимные противоречия одного повествования другому в самой книге, или противоречия между сказаниями книги и повествованиями других книг священных, равно как и вне библейскими сказаниями о Халдейском и Мидо-Персидском царствах, или, наконец, просто нечто неестественное, невероятное; и на основании всего это построевается ими заключение о недостоверности повествуемого и, значит, о позднейшем, на основании устных сказочных преданий, составлении содержания книги. Для большего удобства мы будем рассматривать эти возражения по порядку повествований книги. а) Повествование первой главы В повествовании 1 гл. сказание 1 и 2 ст. даёт повод защитникам маккав. происхождения книги к самым усиленным указаниям на противоречие книги, как самой себе, так и другим книгам писания. В этих стихах о походе Навуходоносора на Иерусалим мы читаем: «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришёл Навуходоносор, царь вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». О том же походе в 4 кн. Цар. (24:1) сообщается: «во дни его (Иоакима) выступил Навуходоносор царь вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него», и в 2 кн. Парал. (36:6–7): «против него (Иоакима) вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтобы отвести его в Вавилон, и часть сосудов дома Господня перенёс Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своём в Вавилоне». Но ни в книге царств, ни в книге Паралип. не указывается год первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Между тем сопоставляя эти сказания со сказаниями книги прор. Иеремии в гл. 46:2; гл. 25 и 36, мы должны прийти к тому твёрдому заключению, что первое взятие Иерусалима Навуходоносором было не в 3-й г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

32:39) Умерщвляются и поражаются учители, чтобы стали живыми ученики; разделяются головы для исцеления прочих членов. Ам.9:2—5. Если они спустятся в преисподнюю, и оттуда рука Моя выведет их; если взойдут на небо, и оттуда свергну их; если скроются на вершине Кармила, и там отыщу и возму их; если скроются от очей Моих на дне моря, и там повелю змею, и уязвит их, и если пойдут в плен пред врагами своими, и там повелю мечу, и убьет их, и обращу очи Мои на них на беду им, а не во благо. И Он есть Господь Бог воинств, который коснется земли, и она растает, и восплачут все живущие на ней, и поднимется вся она, как поток, и опустится, как река Египетская. LXX: Если они зароются в преисподнюю, и оттуда рука Моя исторгнет их, и если взойдут на небо, и оттуда свергну их; если скроются на вершине Кармина, и там разыщу и возьму их, и если погрузятся от очей Моих в глубину морскую, и там повелю змею, и уязвит их; и если уйдут в плен пред лицем врагов своих, и там повелю мечу, и умертвить их, и обращу очи Мои на них на беду им, а не во благо. И Он ест Господь Бог всемогущий, который касается земли и колеблет ее, и восплачут все обитатели ея, и поднимется, как река, истребление их, и опустится, как река Египетская.    Сказавший выше: «они не убегут, и тот из них, кто будет бежать, не спасется,» теперь перечисляет различные виды бегства и говорит в гиперболической форме, что хотя бы они то, и то сделали, однако не могут спастись. «Если», говорит, «они спустятся в преисподнюю, и оттуда рука Моя выведет их.» Это не то значит, что кто-либо до дня воскресения может быть выведен из ада, а то, что и находящиеся в аду состоят во власти Его. Это, как мы знаем, исполнилось на Дафане и Авирове, которые живыми были поглощены разверзшеюся землею (Числ. гл. 16). «И если взойдут», говорит, «на небо, то и оттуда свергну их». Следовательно и Кнохом, и Илиею, которые были взяты вместе с телами на небо (Быт. гл. 5; 4 Цар. гл. 2), управляет воля Божия. И обрати внимание на особенности: в преисподнюю спускаются, на небо восходят; из преисподней мы выводимся, с неба свергаемся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак священник Софония прочитал это письмо вслух пророка Иеремии. Шемаия из местности Неелами, что значит поток, был отведен в Вавилон с царем Иехониею и ложно пророчествовал народу, что они скоро возвратятся в Иерусалим. А что он был лжепророк, это показывают дальнейшие слова Иеремии: так говорит Господь к Шемаии Нееламитянину: за то что пророчествовал вам Шемаия, а Я не посылал его. Итак, поскольку Иеремия к бывшим в Вавилоне посылал письмо говоря: стройте домы и живите в них; разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей, и потом присоединял пусть не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши, и потом: ибо они ложно пророчествуют вам именем Моим, а Я не посылал их, говорит Господь: то Шемаия, понимая, что под общим именем лжепророков письмо это направлено против него, посылает письмо в Иерусалим к Софонии, сыну Маасии, священнику и к прочим священникам против Иеремии, –почему не запретил ему священник Софония, который обязан различать между пророками, кто из них говорит Духом Святым, и кто противным, и повелевает ему, чтобы он заключил Иеремию в темницу, в наказание за его ложь и в предотвращение дальнейших обольщений народа. Иодай был священник, который после умерщвления Афалии передал власть Иоасу и умертвил жрецов Ваала (4 Цар. гл. 11. 2 Пар. гл. 23). Итак, вот что он пишет: зачем не подражаешь ты священнику Иодаю и не убиваешь лжепророка Иеремию? Ведь Господь поставил тебя на место Иодая, чтобы ты заботился о храме, и преимущественно чтобы разбирал, кто говорит Духом Святым, и кто демонским. И апостол упоминает, что различение духов есть дело благодати Божией (1 Иоан. гл. 4). Почему, говорит, ты не запретишь Иеремии Анафофянину? То, чего он сам заслуживал, как лжепророк, относит к пророку, и ложью предупреждает истину. Поэтому сыны тьмы и считаются в роде сем мудрейшими сынов света. И нас, действующих терпеливо и ожидающих спасения несчастных, предупреждают еретики и слепцы, ведущие в яму слепых, и называют нас своим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 2. Подними глаза твои прямо и посмотри, где ты не простиралась: на дорогах сидела ты ожидая их, как разбойник в пустыне (или как ворона пустынная). Вместо разбойник или ворона в Еврейском написано: arabe, что может значить и Арабы, каковой народ, преданный разбоям, до сих пор делает набеги на границы Палестины и стережет дороги путешествующих из Иерусалима в Иерихон, о чем упоминает и Господь в Евангелии (Лук. гл. 10). Итак, подними Иерусалим глаза твои, осмотрись в ту и другую сторону и посмотри, где не простиралась ты в любодеянии. Ибо как разбойники обыкновенно под вечер и в местах пустынных устрояют засаду для путешественников: так и ты, подобно блуднице книги Притчей, сидела на дорогах под вечер, чтобы совокуплением своим убивать души любодеев (Притч, гл. 7), вследствие чего вся земля осквернена любодеяниями твоими. И знаменательно в таинственном смысле тем, кои обещают оставить еретические заблуждения, повелевается поднять глаза прямо. Ибо, если они не начнут смотреть прямо, то прежнее нечестие свое осудить не могут. Ст. (6–10). И сказал Господь ко мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что сделала отступница Израиль? Пошла себе на всякую гору высокую и под всякое дерево ветвистое, и блудодействовала там. И сказал Я, когда она сделала, все это: обратись ко Мне, и она не возвратилась. И видела вероломная сестра ее Иуда, что за то, что прелюбодействовала отступница Израиль, Я отпустил ее и дал ей книжку развода, и не убоялась вероломная Иуда сестра ее, но пошла и блудодействовала и сама, и легкостью блуда своею осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом: и при всем этом не возвратилась ко Мне вероломная сестра ее Иуда всем сердцем своими, но во лжи, говорит Господь. Наказание одних есть врачевство для других. Когда убийца подвергается казни, то и сам он получает возмездие за сделанное им, и другим дается острастка от преступления. Итак, когда десять колен, называвшиеся Израилем, были отведены в плен Ассириянами и переселены в Мидию (4 Цар. гл. 17), то два колена Иудино и Вениаминово, которые должны были бояться подобного же и всем сердцем обратиться к Богу, превзошли преступлениями десять колен и так предались идолопоклонству, что в храме Божием поставили истукан Ваала, который у Иезекииля назывался идолом поставленным к ревности и раздражению Господа (Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

38. ихже не бы достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Это говорит Апостол о тех же подвижниках веры, о которых сказано впереди. Изображая достоинство праведников, он продолжает говорить о трудных подвигах их, о терпении их в настоящей жизни. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли». «Те, которых весь мир не был достоин». Мир, то – есть, люди, неверующие в Бога, неповинующиеся Его закону, не внимающие Его повелениям, не были достойны, чтобы среди их находились люди Божии, служившие истинному Богу, возвещавшие святую волю Его словом и примером. Нечестивые люди не были достойны тех благ, какими могли бы они пользоваться, приближаясь к праведникам, входя в близкое общение с ними. А какое великое благословение Божие для мира – благочестивые и праведные люди? Это раскрывает нам слово Божие. Знаем, как Бог благословил дом Лавана ради Иакова (Быт. гл. 30); как счастлив был дом Пентефрия, царедворца Фараонова, под управлением целомудреннего Иосифа ( Быт.39:2–5 ). Знаем и из беседы Авраама с Господом, что, если бы в нечестивых городах Содоме и Гоморре, нашлось десять праведников, то они остались бы целы ради сих праведников ( Быт.18:32 ). «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли». Почему скитались праведники по пустыням и горам? Потому что мир не понимал их, ненавидел их, не – терпел и преследовал их. И они, уступая вражде мира, скрывались в пустыни, в горы, в пещеры, в ущелия земли. Так скрывался Давид, преследуемый от Саула (Цар.гл.23–25); Илия, осужденный на смерть Иезавелью (3Цар.гл.19). Так сохраняли свою жизнь благочестивые Маккавеи с своими сообщниками, удаляясь в пустыни и горы (1Макк.2:29; 2 Макк.5:27;10:6). Так, под покровительством благочестивого Авдия, сто пророков, от преследования нечестивой Иезавели, скрывались в пещерах, питаясь хлебом и водою ( 3Цар.18: 4 ). И сии еси послушествовани бывше верою, не прияша обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010