31 он очень изранен был стрелками. В отличие от неуязвимого Давида, отвергнутый Богом Саул стал мишенью для филистимлян (см. ком. к 31,1). 31 эти необрезанные. См. ком. к 14,6. Тогда Саул взял меч свой, и пал на него. Более достойно ведут себя те, кто в минуты крайней опасности либо, как Давид, укрепляются упованием на Господа (23,16; 30,7), либо, подобно Ионафану, целиком предают себя воле Божией. Упадок и конец царствования Саула. 31:7–10 Эти стихи продолжают описание поражения израильтян (см. ком. к ст. 1). Подобно тому как Давид в свое время обезглавил великана-филистимлянина (17,51), так теперь и филистимляне обходятся с тем, кто был «выше всего народа» (9,2) израильского (ст. 9). 31 капище Астарты. См. ком. к 7,4. Беф-Сана. Город Беф-Сан располагался в долине Иордана южнее Галилейского моря. В Нав. 17,11–16 и Суд. 1,27 Бен-Сан назван в числе городов, которые долгое время служили оплотом хананеям, а также, как явствует из данной главы, филистимлянам. 31 Иависа Галаадского. См. ком. к 11,1. 31 и взяли тело Саула и тела сыновей его. Этот бесстрашный поступок жителей Иависа Галаадского следует, по всей видимости, рассматривать как дань уважения Саулу за то, что когда-то он спас их от Мааса аммонитянина (гл. 11). В то же время, спасение тела Саула теми, кого сам он прежде спасал, является вехой, знаменующей конец его царствования. Автор Второй книги царств неизвестен. Хотя некоторые данные (см. Введение к Первой книге царств) позволяют считать автором пророка Самуила, однако неоспоримым является факт, что многие события, описанные в книге, произошли после смерти Самуила. Время и обстоятельства написания Общность литературной формы Первой и Второй книг царств указывает на первоначальное их единство. Эти книги являлись частью ретроспективного осмысления заветных отношений Бога и избранного Им народа, и написаны они были в период вавилонского пленения. Характерные особенности и темы Смерть Саула (1 Цар., гл. 31) открывает Давиду путь к престолу и избавляет его от необходимости поднимать руку на помазанника Божиего. В гл. 1,1 5,5 излагаются события, сопровождавшие воцарение Давида сначала над Иудеей, а затем и над всем Израилем. Его восхождение на престол в Иудее прошло мирно и без кровопролития, которого, однако, Давиду не удалось избежать на пути к власти над всем Израилем. Автор (или авторы), тем не менее, подчеркивает, что лично Давид не был виновен в гибели полководца Саула Авенира и последнего оставшегося в живых царского сына Иевосфея, как не был он виновен и в смерти самого Саула и его первенца Ионафана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

гл. 13–17). Иеффай, в уповании на помощь Божию, против Аммонитян, и поразил их (Суд. гл. 11). Давид, в уповании на Бога, вступил в единоборство с Голиафом и поразил его (1 Цар. гл. 17). Высокую веру Давида показывают многие и великие подвиги его, описанные в первой и второй книге царств, а также его псалмы и особенно пророчественные. Самуил молитвою веры испросил у Бога своему народу победу над Филистимлянами (1 Цар. гл. 7); и другие дела его, как пророка, свидетельствуют о крепкой его вере и уповании на Бога ( 1Цар. 17–31 ). И другие пророки. Упомянув о пророке Самуиле, Апостол указывает и на других пророков: потому что самое звание пророков свидетельствует о том, что они исполнены были веры и действовали по вере. Братия! Чему научают нас предложенные примеры подвижников веры? Они показывают, как необходима нам вера. Они напоминают нам, что без веры не возможно угодит Богу ( Евр.11:6 ). Видим мы, как вера воспитывает великих подвижников благочестия, как возвышает их души от земли к небу, делает их твердыми и непоколебимыми среди всяких скорбей настоящей жизни. Предложенные примеры внушают нам, как много должны мы заботиться о том, чтобы нам не ослабевать в истинной вере, но всегда более и более утверждаться в ней. Очами веры мы должны всегда созерцать вездеприсущего Бога, по примеру праведника, который говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс.15:8 ). Очами веры должны мы всегда и везде видеть пред собою Господа Спасителя, говорящего всем истинно верующим в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вера говорит нам, что и Дух Святый всегда с нами и в нас, по обетованию Господа Спасителя: Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин.14:16 ). Предложенные примеры напоминают, что и мы все на этой земле странники, и что отечество наше на небе. А потому, как древние патриархи – Авраам, Исаак и Иаков были странниками на обетованной земле, помышляя о граде небесном ( Евр.11:10 ); так и мы, кто бы в каком состоянии ни был, кто бы какие обязанности ни исполнял, и кто бы в каком возрасте ни находился, все должны всегда помнить, что на этой земле мы на короткое время, что здесь мы – не дома или не в своем постоянном отечестве, что здесь мы должны идти путем благочестия и добродетелей, идти к отечеству небесному, воспитывать в себе любовь к Богу и ближним, усовершать себя во всех доступных нам добродетелях, по учению Господа Спасителя, чтобы соделаться достойными обителей небесных, обещанных нам по беспредельной благости Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Рядом с Яхве не было места компромиссу. Просто в мирные годы о Нем забывали. Единственной возможностью избежать этих духовных сетей могло бы быть полное уничтожение носителей языческой духовности, что и было заповедано Богом. Но так не произошло – и духовная борьба за чистоту богооткровенной веры растянулась на многие века, почти на целое тысячелетие. Может быть, наиболее ярко и напряженно эта борьба изображается в цикле Илии (3 Цар. 17 гл. – 4 Цар. 2 гл.). Пророк Господень побеждает Ваала во всем, что являлось «принадлежащим» Ваалу: Ваал посылает жестокую смертоносную засуху – Бог Илии кормит сарептскую вдову и ее сына; Ваал умерщвляет этого ребенка – Бог Илии воскрешает мальчика. Бог Илии дает огонь с неба. Наконец (самое обидное для Ваала!), посылает обильный дождь в ответ на молитву своего пророка. В конце концов, только вавилонский плен отрезвит еврейское религиозное сознание, привьет сильный иммунитет против духовных прелюбодеяний двоеверия, против ваализации духовной жизни.     Киттель Р. История еврейского народа. Москва, 1917. С. 99. Никольский Н. Финикийская жертвенная мифология и обрядность. Москва, 1947. Мень Александр, протоирей. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 355. Тураев Б.А.Финикийская литература. – В сб. “Литература Востока”, 1920. С. 164. Шантепи де ля Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. Т. 1. Москва, 1899. С. 228. Церен Э. Библейские холмы. Москва, 1966. С. 258. Дзичковский Геннадий, диакон. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете последних научных открытий. Загорск, 1971 [машинопись]. С. 6-7. NothM. Storia d’Israele. Brescia, 1975. P. 31. Так, к примеру, считает Andre Caquot: CaquotA. Il popolo d’Israele. Roma-Bari, 1977. P. 16. Metzger M. Breve storia di Israele. Brescia, 1985. P. 89. Напр.: Caquot A. Ibid. P. 17. Некоторые, впрочем, считают его «сыном Эля», напр. Мартин Бубер: Buber M. La fede dei profeti. Genova, 1985. P. 76. Согласно Буберу, потому-то Ваал и изображается в виде теленка, что он – «сын Эля», изображаемого в виде быка. Эль сходит на землю, является в виде быка, сочетается на пастбище с одной из богинь, принявшей образ коровы (чаще всего – с Астартой), и она рождает ему «тельца» – Ваала.

http://bogoslov.ru/article/1986262

42 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «по числу сынов Израильских» . Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха (Сир. 17:17), — находится уже у Филона («De post Caїni», 25; «De plant Noe», 14). Св. !Иустин («Dial c. Tryph.», с. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 43 По замечанию ученых, это Климент составил из слов Втор. 4:34 и Чис. 18:26, а также 2 Пар. 31:14, чтобы выразить такую мысль: Бог избрал нас из среды прочих людей в Свое достояние, как с гумна берутся святые начатки Богу, которые делаются святым святых. 44 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 45 Буквально: скипетров. Слово «скипетр» здесь употреблено в значении колена, как и в 3 Цар. 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 46 Т.е. Христос Спаситель. 47 Т.е. от Бога создавшего нас на дела благая. 48 Эти слова почти буквально приводит ап. Павел (1 Кор. 2:9), как слова Писания. В Ветхом Завете подобное этому изречение читается у Исаии (Ис. 64:3—4). 49 Слов: как бы львом ( ως λεων ) — нет ни в еврейском тексте, ни в греческом переводе 70 толковников. 50 Так называется Иисус Христос и у ап. Павла (Евр. 4:15). 51 Т. е. начальники провинций, имевшие и военную власть. 52 Эти слова приводятся у Климента Александрийского (Strom., IV, 17). 53 Здесь в рукописи недостаток одного слова, Нольте дополняет это словом: σιγατω молчи. 54 Буквально: место ( τοπος ). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI также !Игнатий, «Послание к Поликарпу», гл. I; «Послание к смирнянам», гл. VI; Поликарп, «Послание к Филиппийцам», гл. XI. 55 Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

Религ. реформа И. сыграла значительную роль в истории евр. народа. Она в целом утвердила в иудейском обществе монотеизм и установила единое централизованное почитание Господа в Иерусалимском храме, очищенное от языческих элементов (ранее аналогичных результатов пытался достичь в ходе реформаторской деятельности иудейский царь Езекия - 4 Цар 18. 4-7; 2 Пар 29-31). Это консолидировало народ в изгнании и способствовало возвращению его на родину. Переселенные в нач. VI в. до Р. Х. в Вавилонию жители Иудеи, а также присоединившиеся к ним представители северных колен в подавляющем большинстве уже не представляли, что богослужение может совершаться вне Иерусалимского храма. Офиц. опубликование в ходе религ. реформы И. «Книги закона», в к-рой засвидетельствовано Слово Божие, явилось основополагающим моментом в процессе формирования Свящ. Писания. Она получила статус священной, и религ. жизнь каждого иудея и всей страны должна была сообразовываться с тем, что записано в этой книге. Дабы корректно соблюдать закон Моисея (4 Цар 23. 25), его следует должным образом знать - изучение закона становится составной частью его исполнения. В эпоху вавилонского плена и Второго храма к закону, опубликованному и освященному при И., присоединили др. документы, т. о. шел процесс составления, обработки и канонизации библейских книг (ср.: Weinfeld, Sperlimg. 2007. P. 458). «Книга закона» Большинство исследователей, сторонников т. н. документальной гипотезы происхождения источников Пятикнижия, отождествляют «Книгу закона» с кн. Второзаконие, призывающей к централизации поклонения Единому Богу «на том только месте, которое изберет Господь», т. е. в Иерусалиме (Втор 12. 13-14; ср., однако, текст Втор 27. 4-8, содержащий повеление возвести жертвенник на горе Гевал), и к очищению Его почитания от языческой обрядности. Впервые эта идея была предложена В. М. Л. Де Ветте ( De Wette W. M. L. Beiträge zur Einleitung in das AT. Halle, 1806-1807. 2 Bde) гл. обр. на основании того, что реформа И. была осуществлением предписаний Второзакония, а предыдущие исторические книги не знают централизации культа.

http://pravenc.ru/text/673725.html

8 в славе Отца Своего. Имеется в виду Второе пришествие. Глава 9 9 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4,11; 4,13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» ( Лк. 17,21 ), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян., гл. 2). 9 по прошествии дней шести. Согласно Исх. 24,16 , именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки ( Лк. 9,31 ) использовано греческое слово «эксодос» «исход». Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8,29; Мф. 16,18 ; Деян. 2,14 ). на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх., гл. 24; 3 Цар., гл. 19). преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем ( Рим. 12,2 ; 2Кор. 3,18 ). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса». 9 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось. 9 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8,31–33) страданий. 9 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса. Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок. 9 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4,11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине отсюда и недоумение учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В Ветхом Завете скиния (Исх., гл. 25–40) и храм (3 Цар., гл. 5–7; 2 Пар., гл. 2–4) были образами небесных обителей и престола Божия ( Исх. 25,40 ; Евр. 8,5.6; 9,1–14 ). Скорее всего, Иоанн созерцал небесный первообраз, а не его земную копию. 4 взойди сюда. Чтобы получить особые откровения, Моисей взошел на гору Синай ( Исх. 19,3.20 ), апостол Павел был восхищен на небо ( 2Кор. 12,2 ). покажу... чему надлежит быть после сего. См. ком. к 1,19. 4 был в духе. См. ком. к 1,10. престол стоял на небе. Царственное владычество Бога главная тема всего Откровения. на престоле был Сидящий. Явление Бога, как сидящего на престоле, описано без особых подробностей. Это свидетельствует о том, что величие Божие превосходит всякую возможность постичь его. См. ком. к 1,12–20. 4 двадцать четыре старца. Духовные сущности, служащие Богу, которые здесь названы старцами за свою мудрость. Как особо приближенные к Божиему престолу, они должны отражать Божию мудрость, которая ассоциируется со старостью ( Дан. 7,9 ). Слово «старец» также указывает на аналогию с пресвитерами церкви, совершающими свое служение на земле; поэтому некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь старцы олицетворяют собой Церковь . 4 молнии и громы и гласы. Таким образом проявляется сила Божия, аналогично Его явлению Израилю на горе Синай ( Исх. 19,16–19 ). семь светильников. См. Зах. 4,2.6 ; ком. к 1,2. Семеричный свет Святого Духа это тот изначальный свет, подобием которого был светильник, имевший семь ветвей, описанный в книге Исход (25,31–40). Сходство с текстом 1,12 указывает на то, что семь церквей, как истинный храм Божий, должны излучать свет, отражающий присутствие в Церкви Самого Бога Святым Духом. семь духов Божиих. Т.е. Святой Дух (см. ком. к 1,4). 4 море стеклянное. См. 15,2; Исх. 24,10 . Этот образ вызывает различные ассоциации. Параллельное место (15,2) напоминает о водах Чермного моря. Поражение фараона и разверзшиеся воды прообраз конечной Божией победы над злом ( Ис. 51,9–11 ). Если так, то стеклянное море изображает воды, покорившиеся силе Божией. Возможно также, что это море небесный прототип моря, находившегося в храме Соломоновом ( 3Цар. 7,23–25 ). Самому стилю книги Откровение свойственно соединять в единое целое многие ветхозаветные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

" Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении " (11:30). — При этом историческом событии, о котором рассказывает Книга Иисуса Навина в 6 гл. ст. 1-19, в чем проявилась вера израильтян? В беспрекословном послушании повелению Божию. За стенами Иерихона находились сильные, хорошо вооруженные враги, которые могли в любое мгновение броситься на осаждающих, a между тем израильтянам велено было на седьмой день осады семь раз обойти вокруг города. Такое обхождение, по человеческим размышлениям, могло бы довести их до последней степени телесного изнеможения. Однако, они подчинились распоряжению своего вождя Иисуса Навина, очевидно надеясь не на силу своего оружия, а веруя в чудесную помощь Божию. И эта вера их не была посрамлена: при звуке священных труб стены Иерихона пали. " Трубные звуки никак не могут разрушить стен " , рассуждает по этому поводу святой Иоанн Златоуст, " хотя бы кто трубил тысячу лет, а вера может делать все " . " Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными (т.е. с неверными соотечественниками своими) " (11:31) — о подвиге Раави рассказывается в книге Иисуса Навина (2 гл.), как она спасла скрывшихся у нее в доме израильских соглядатаев. В подвиге уверовавшей Раави было то замечательно, что она была чужестранка и до прихода соглядатаев не знала истинной веры, и жизнь ее была до тех пор предосудительной. Силою веры ее совершилось полное обновление ее грешной дотоле души. Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что Апостол с особым намерением упомянул Раав в числе лиц, заслуживающих подражания своей вере. Ибо " оказаться по вере ниже знаменитых лиц (например, Авеля, Ноя, Авраама и других), не так прискорбно; но прискорбно оказаться ниже лиц неизвестных. Посему Апостол начинает с родителей Моисея, людей неизвестных и не имевших ничего такого, что имел сын, а потом, продолжая речь, сильнее выражает нелепость неверия, указывая на блудниц и вдовиц (уверовавших) " . Далее Апостол перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния. Вот как поясняет сказанное Апостолом Блаженный Феодорит: " которые верою побеждали царства " — Гедеон низложил Мадианитян, Самсон — Филистимлян, Варак — Сисару, Лавид — Аммонитян, Амаликитян и оба племени Сириан (2 Цар. 10:6 [ 4 ]), Самуил — Филистимлян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исаии (7, 14): се Дева во чреве приимет и родит Сына, а также слов прор. Михея (5, 3) доколе не родит имеющая родить. Дева, носящая во чреве Мессию, есть в собственном смысле жена, окружающая мужа. Контекст речи, полагает Кнабенбауер, подтверждает такое толкование. Во всей 31-й гл. кн. прор. Иеремии и даже в предшествующей речь идет о временах мессаинских; поэтому и ст. 21-й 31-й главы имеет мессианский характер. Выше в 30, 9 и 21 пророк предвозвещал, что иудеи после возвращения из плена будут служить Давиду царю, что из среды их самих произойдет «вождь и владыка». Если в 31, 21 пророк снова обращается ко временам послепленным и говорит о муже сильном (geber), то, по мнению Кнабенбауера, он, очевидно, имеет в виду того же будущего царя Давида, владыку и вождя, явление которого он уже предсказал. При таком толковании слов пророка становится ясным, почему то, что «жена окружит мужа» он представляет делом Божиим, чем-то новым на земле и выставляет это, как мотив для возвращения иудеев в отечественную землю 7 . Другие сторонники разсматриваемого толкования, кроме оснований, указанных Кнабенбауером, приводят в пользу его еще некоторые свидетельства предания. Так, Кастро указывает речь св. Софрония de annuntione virginis, Аллиоли ссылается на Иустина мученика , Трошон цитует sermo de nativitate Domini св. Киприана, sermo IX de tempore блаж. Августина и толкования св. Григория Великого на 1 Цар. 8 . Как ни многочисленны изложенные основания, однакоже их нельзя признать достаточными. Прежде всего, несомненно, что если-бы под женою пророк разумел Деву Марию, то он не употребил бы слова nekebah. Происходя от nakab (колоть, сверлить), nekebah выражает общее понятие о женщине со стороны ея половой особенности и употребляется в этом смысле не только о людях ( Быт. 1, 27; 5, 2 ; Лев. 12, 5. 7; 15, 33 ), но и о животных ( Быт. 6, 19; 7, 3. 9. 16 ; Лев. 3, 1. 6; 4, 28. 32 ). Вместо неопределенного nekebah у пророка, нужно ожидать, стояло-бы специальное betulah (дева) или, по крайней мере, almah.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

17 воссел на Херувимов. Эти существа духовного мира впервые упоминаются в Быт. 3,24 . Судя по тому, какую роль они играют в Быт., гл. 3 и что их изображения были помещены в скинии ( Исх. 26,1.31 ), херувимы являются хранителями Божественной святыни. 17 глас Свой. Т.е. гром (ср. Пс. 27,3–9 ). 17 стрелы Свои. Т.е. молнии. 17 явились источники вод... от дуновения духа гнева Твоего. Водная стихия, символизирующая хаос и зло, подвластна воле Господа; ср. Пс. 76,17–20 и Пс. 105,9 (где вспоминается об исходе); Наум 1,4 ; Откр. 21,1 . Будучи Вторым Лицом Троицы, Христос также имел власть над водами ( Лк. 8,22–25 ). 17 извлек меня из вод многих. «Многие воды» аллегория тягот и несчастий (ср. Пс. 68,2 ). 17 вывел меня на пространное место. Т.е. избавил от притеснения. 17 пути Господни. О том, что это за пути, сказано в законе, данном Господом Израилю. 17:26–30 Псалмопевец описывает Божию справедливость и то, как она проявляется в Его отношении к праведным и к нечестивым. В первых трех стихах проводится противопоставление между теми и другими, а в следующих двух применяется полученное таким образом представление о справедливости к самому псалмопевцу. 17 С милостивым Ты поступаешь милостиво. Слова, переведенные как «милостивым» и «милостиво», по-древнееврейски передают понятие заветной милосердной любви. 17 Ты людей угнетенных спасаешь. Эта мысль постоянно звучит в ВЗ вообще и в Псалтири в частности. Особенно ярко она выражена в Пс. 112,7–9 . 17 С Тобою я поражаю войско. Эти слова можно рассматривать в качестве намека на исторический контекст создания псалма: псалмопевец, по-видимому, незадолго до того с Божией помощью одержал военную победу. 17 чисто слово Господа. В слове Своем Господь открывает Себя Своему народу. Можно предположить, что в данном случае имеются в виду слова, переданные Господом Давиду через пророка Нафана, которыми Он заключил завет с Давидом и его домом (2 Цар., гл. 7). 17 кроме Господа ... кроме Бога нашего. В форме двойного риторического вопроса псалмопевец выражает свою убежденность в том, что нет другого Бога и другой надежной защиты, кроме Господа (ср. Исх. 15,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010