23-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 38, гл. 8, ст. 26–39; Апост. к Ефесянам, зач. 220, гл. 2, ст. 4–10). 1) Все темы 5-ой недели по Пятидесятнице (см. ст. 31–32). 2) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина приносить Богу благодарение по получении от Него какого-либо благодеяния и рассказывать всем безбоязненно о чудесах Божиих (ст. 39; Лк.17:15, 16 ). 3) Какого человека можно назвать мертвым при жизни? Грешника, который умер для добрых дел. Раскаявшийся же грешник, напротив, человек воскресший ( Ефес.2:5, 6 ). Из апостольского чтения ( Ефес.2:8, 9 ). Не следует гордиться добрыми делами: это действует в нас благодать Божия, а не мы. Кроме того, если мы видим свое доброе, то, значит, мы не видим бездны злого в себе; а следовательно, зрение наше помрачено и душа потемнела. Мы так далеки от Святого Образа Иисуса Христа, Которому должны подражать, что наше добро – ничто, ничтожная тень. «Мы – рабы неключимые». 24-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 39, гл. 8, ст. 41–56; Апостол к Ефесянам, зач. 221, гл. 2, ст. 14–22). 1) Какую веру и надежду мы должны иметь на Бога, чтобы могли ожидать от Него себе помощи (ст. 41, 42, 44, 48)? Пример веры Иаира (ст. 41, 42). Пример веры кровоточивой жены (ст. 44, 48). 2) Касайтесь риз Господних. Ризы Божии – храм, святое богослужение, святое слово. Они хранят в себе силу исцеления. 3) Напоминание слушателям о том, что не должно стыдиться в болезнях как тела, так и души, обращаться за помощью (ст. 45, 47). Стыдиться же следует творить грех. 4) Христос примирил нас с Богом. Посему будем иметь мир со всеми людьми (ст. 17; Рим.12:18–21 ; Кол.3:12–14 ; Ефес.4:26 ; Пс.132:1–3 ). Будем миротворцами. Тот, кто сеет вражду, от диавола. Не передавайте злых речей ближнего о ближнем. Гасите вражду и свою и чужую в начале. Упустишь огонь – не потушишь. 5) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина стремиться к совершенству, к добродетели, чтобы сделаться достойным жилищем Святого Духа (ст. 21, 22; Мф.5:48 ; 1Кор.9:24, 25 ; Флп.3:12–14 ; Сол.4:3–5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В ней Израильтяне рисуются дщерями (IX, 7) и чадами (XII, 7. 19. 20. 21. XVI, 10. XIX, 6; ср. II, 8. V, 5) Божиими, для которых Иегова есть и отец (XI, 1) и Бог именно израилев (XV, 1), ибо Он возлюбил (XVI, 26), призвал (XVIII, 8) и признал их в качестве Своих (XV. 2), всегда остается верным клятвам и заветам благих обетований пред отцами их (XII, 21. XVIII, 22) и дарует чрез них миру нетленный свет закона (XVIII, 4) при участии служителя Господня (X, 16), святого пророка (XI, 1) и непорочного мужа (XVIII, 21) Моисея. Посему все потомки Авраама являются святыми (X, 18. XVIII, 1. 5. 9) и праведными (X, 20. XVI, 17. XVIII, 7), а в целом этот народ Божий (IX, 7. XII, 19. XVI, 2. 20. XXVIII, 7. XXIX, 5. 21) именуется Сыном Божиим (XVIII, 13). 1546 Наоборот, враги (X, 19. XI, 3. 5. XII, 22. XV, 14. XVIII, 7. 8) и противники (XI, 9) Израиля естественно бывают нечестивыми (X, 20. XII, 23. [XVIII, 10.] XIX, 1) и беззаконными (XVII, 2). Понятно, что универсалистические проблески псевдо – Соломона меркнут без отражения пред ослепительностью националистической замкнутости и не могли быть опорой для благовестнических концепций. Раз же для последних иного источника не обретается, то мы вынуждаемся согласиться, что широта и глубина апостольского прозрения совершенно оригинальны и должны быть комментируемы в солидарности с незыблемым убеждением св. Павла, что он просто описывает объективный ход благодатной истории и из нее заимствует все свои принципы. Но события протекали вовсе несогласно проекту псевдо – Соломона, и отсюда неизбежно, что его язык был непригоден для христианского писателя, созерцавшего совсем иную картину и извлекавшего из нее свое толкование. При всем том утверждают, будто «Пр. Сол. ЧI, 24 содержит не только (встречающееся и в Ветхом Завете) положение о помиловании всех, как в Puм. XI, 32 (– чему поэтому нельзя придавать особенного значения –), но и важную догму о презирании грехов ради покаяния, что имеется в Дeяh. XVII, 30 ». Для первого пункта оговорка устраняется ссылкой на поразительное словесное совпадение, и он причисляется к разряду самых прочных параллелей и объявляется позаимствованием из неканонического документа, который другими упоминается с энергичностью при второй аналогии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Десять прокажённых исцелены, и только один из десяти, самарянин (язычник или хуже, чем язычник, во всяком случае, человек «недостойный») возвращается, чтобы возблагодарить Бога. «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк.17:17–18). Благодарность – это то, что нам, как правило, не свойственно. Просить – у нас получается, благодарить же мы не умеем, это гораздо труднее. А у него, у этого самарянина, – получается. Этим Евангелие напоминает, как важно уметь благодарить. А апостол Павел, как бы подводя итог рассказу евангелиста Луки, восклицает: «За всё благодарите!» (1 Сол.5:18). …Один из десяти вернулся, чтобы воздать хвалу Иисусу. Десять – это очень интересная цифра. Один из десяти – это как раз те десять процентов, о которых обычно говорят французы или итальянцы, когда спрашиваешь, сколько у них в стране верующих. Они отвечают: примерно десять процентов. Это минимальное, но, я думаю, достаточное количество для того, чтобы общество было духовно здоровым. В нашей же стране верующих чуть больше одного процента – в десять раз меньше, чем тот минимум, о котором говорит Спаситель! Благая Весть Благовестие до такой степени многомерно, что его нельзя «вместить» в одно Евангелие. Поэтому одни грани Благой Вести подчёркиваются у Матфея, другие – у Марка, третьи – у Луки, четвёртые – у Иоанна. Но если о чём-то говорится у одного евангелиста, следы того же самого непременно есть у другого. Суть Благой Вести невозможно вместить не только в один текст, но, наверное, и в одну Церковь. И если говорить о том, что есть Церковь, можно сказать: все черты Церкви присутствуют и в православии, и в других христианских исповеданиях. У нас, православных (и через нас), Господь подчёркивает что-то одно, у католиков или протестантов – другое, и подчёркивает прежде всего для нас. Какой великий дар, что в православии дети допущены к мистической жизни Церкви во всей её полноте! У протестантов, как известно, детей не крестят до взрослого возраста, а у католиков их до 11–12 лет не миропомазают и даже не причащают.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

( Псал. 44:8. 109, 1 ), Elohim от Adonai ( Дан. 9:17 ). Правда иногда повторяется имя вместо того, чтобы употребить местоимение ( Исх. 16, 28. 29 . Сл. 24, 1. 2. Лев. 10, 11 ), но этого нельзя приложить к словам Захарии (2, 10. 11). 4 .     Иногда от Иеговы различается ангел Иеговы, которому вместе приписываются свойства и действия Иеговы и само имя Иеговы ( Быт. 16:7–13. 22, 1. 11. 15. 17. 18. 1.13. 16. 22 . Исх. 3:2, 4, 6. 14. 23, 20. 21. 20, 3 ). Сюда относятся места, где Мессии усвояются: а) вечность ( Мих. 5:2 . Исх. 9:6 ); б) называется он Богом крепким ( Исх. 9:6 ); в) Иеговой – правдой нашей ( Иер. 23:5, 6 ); г) предписывается благоговеть перед Ним – перед Сыном Божьим – как перед Богом ( Пс. 2:7, 11–13 ). 5 .     Наконец замечательно, что от Иеговы различается иногда дух Иеговы ( Ис. 48, 16. 63, 10. 11 ). 6 .     Сличая все таковые изречения Ветхого завета, можем видеть, что тайна св. Троицы, становилась в В. завете более ясной по той мере, как постепенно становилась более определённой мысль об Искупителе и освятителе; сперва видим повременные указания на множественность лиц в божестве, далее ангел Иеговы открывает в себе славу неведомого Бога и Дух является освятителем сердец человеческих; слава Искупителя и освятителя, открываясь более и более в частных действиях и случаях, представляла от времени до времени в большем свете различие трех лиц в божестве. Ко времени рождества Христова мысль о различии лиц в божестве переходит как будто и в верование народное. Это видно из книг апокриф. премуд. Сол. 7:25. 8, 3. 9, 1. 3. 17. 18, 15. Сир. 1:1–4 . § 45. Новозаветное учение о св. Троице. а) учение евангелия После того, как многочисленными и многообразными откровениями утверждена была в избранном народе вера в единого истинного Бога, народ Божий сделался способным к принятию высших тайн: благодать Божия благоволила через Слово вечное научить людей и самой высокой тайне существа своего, явить им и самые внутренние черты божественной природы своей. В Н. завете в ясном свете открыта тайна триипостасного Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

35 Продано купцу Сиротнину серебра 1 п. 22 ф. 43 золот.; а именно: потир, дискос, звездица, две тарелочки, ковшик с тарелочкой (14 ф. 66зол.), дарохранительница (З ф. 24 зол.), сосуд для благословения хлебов (1 ф. 18 зол.), семь риз с икон царских дверей (6 ф. 20 зол.), 17 лампад разной величины(1 п. 6 ф. 17 зол.). и один подсвечник (90 сол.). Купцу Пучкову продано 3 малых колокола целых (7 п. 10 1 / 2 ф.) и два разбитых (4 п.). Приобретены вновь серебряные вызолоченные сосуды в 9 ф. за 473 р.; пьедестал для медали за 173 р. 5 коп. и белая глазетовая ризннца, состоявшая из 4 фелоней и 2 стихарей, за 782 р. 73 коп. 36 При этом, нельзя не заметить, что много вещей, принадлежавших монастырю, еще прежде, при переводе его в другое помещение, и при открытии особой церкви при Обществе благородных девиц, могли оставаться и действительно остались, как в церквах вдовьего дома, прежде бывших монастырскими, так и в церкви Общества благородных девиц, где монастырский причт отправлял Богослужение. В последней особенно замечательна изящной формы и замечательного веса серебрянная водосвятная чаша – дар Императрицы Елизаветы Петровны Воскресенскому Новодевичьему монастырю. 37 В инструкции, данной вахмистру смотрителем Буниным, вменялось ему, между прочим, в обязанность смотреть, чтобы, кроме лиц, служащих при соборе, никто из посторонних не входил не только за балюстрад, но даже и на ступени солеи; и если-бы кто поступил вопреки этому распоряжению, то таких, не взирая на лицо и звание, велено было не просто приглашать удалиться, а даже выводить. 38 Впрочем, это дело сначала не обходилось без препятствий. Так как даже на подробном церковном плане мест для таких икон не было назначено, то почетные опекуны сами по себе не решались позволять постановку оных, как не согласную с планом, утвержденным Государем Императором, и лишь по сношении с опекунским советом, доводившим это до Высочайшего усмотрения, дозволено было устроить 3–4 аналогия для святцев и икон Спасителя и Божьей Матери, но и то, как потому только, что для икон храмовых с самого начала были устроены такие же аналогии, так и потому, что они не могли закрывать собой не только колонн, но и подножий у колонн, отделанных под блестящий белый мрамор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Фил. 1:1, 2:25 ). Апостолы – епископы – диаконы 493 имеют особую роль и миссию в Церкви, они как «Божии служители» ( 2Кор. 6:4 ; ср. 1Кор. 3:5 ; 1Сол. 3:2 ) совершают более трудную и важную службу в теле Церкви, и поэтому Бог «показал их последними», они последние, потому что они – «слуги» всем «ради Иисуса» ( 1Кор. 4:9–19 ; 2Кор. 4:5 ), неся «в любви нелицемерной» службу примирения ( διακοναν καταΛΛαγς) и слово примирения ( 2Кор. 5:18–19 ). Они необходимы как проповедники Евангелия спасения и служители Нового Завета ( 2Кор. 3:6, 4:5 ; 1Кор. 3:5; 1 Сол. .3:2; 2Тим. 4:2 ; Тит. 1:7–9 ), посланники (посредники) от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ) 494 . Они определены и поставлены Христом для приращения тела Его 495 , и пока оно продолжается, они необходимы, и без них не может быть Церкви, и Её жизни, и деятельности в мире 496 . С этим служением, с этим заданием и с этой целью доверена им большая благодать и большая власть, как говорит златоустый наследник святых апостолов: «Власть, которую имеет Спаситель, дарует Он апостолам» 497 , то есть поставил их как «экономов Божиих» Себе в сотрудники ( συνεργος , соработники, соделатели – 1Кор. 3:9 ; 1Сол. 3:2 ) 498 , Сам действуя через них во всём 499 . Они эту полученную от Него власть употребляют как Апостолы (Посланники) Христовы, Апостолы Церквей, слава Христова ( 1Сол. 2:7 ; 2Кор. 8:23 ), и всё это они получают и умножают на пользу нашим душам ( Евр. 13:17 ). Богодарованной благодатью и священной властью они как служители Христовы и икономы (домостроители) Тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ) Духом Святым перерождают нас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор. 4:15 ) 500 , а часто и снова в муках рождения, доколе не изобразится в нас Христос ( Гал. 4:19 ). И служат всем, и священнодействуют в Церкви – доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Само собой понятно, что апостолы и пастыри Церкви совершают своё служение не от себя, но в них и через них действует Глава тела Церкви, Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

10 Был там... — речь идет о Нитрийской пустыне, лежавшей к югу от Александрии. 11 Авва — “отец”. На христианском Востоке так называли настоятелей монастырей или известных своей мудростью и благочестием старцев-подвижников. 12 Вечеря любви, или агапа,— совместная трапеза в память Тайной вечери. Во время агапы первоначально совершалась евхаристия, т. е. вкушение хлеба и вина, мыслившихся как плоть и кровь Христова; позднее агапа превратилась в обычное пиршество. 13 Онагр — дикий осел. 14 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 15 Сайта — греческая мера жидкостей; секстарий — римская мера жидкостей, равная 0,547 л. 16 Скит — пустыня в Нижнем Египте, знаменитое место монашеских поселений, отличавшихся особо строгой жизнью. 17 Унция — римская мера веса, около 28 г. 18 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому 19 Приобщись... Святых тайн — причастись. 20 ...сплети, как я, веревку.— Плетение различных изделий из ветвей и других частей деревьев было обычным занятием египетских монахов. 21 12. Локоть — греческая мера длины; немного менее 0,5 м. 22 13. Милоть — овчина. 23 Пещь вавилонская — подразумевается библейский рассказ о вавилонском царе Навуходоносоре, который бросил в раскаленную печь не желающих поклоняться истукану из золота иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила: отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их праведность, не погибли в пламени. 24 Понтий Пилат — римский наместник Иудеи, которому верховное судилище иудеев выдало Христа; осужденный и в этой инстанции, Христос был приговорен к смерти и распят. 25 Чермное море — Красное море. 26 Явленную веру возвестит праведный.— Притчи Сол. 12, 17. 27 В этом монастыре...— имеется в виду женский Тавенниский монастырь, расположенный вблизи Сиены (Египет) и, подобно мужскому Тавеннискому монастырю, известный своим строгим уставом. 28 ...будучи, по пословице, посмешищем всего монастыря...— такая пословица неизвестна; перевод сделан по догадке, принятой толкователями этого выражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

(Григ. Бог.) (4). Еще в Ветхом Завете второе лице св. Троицы изображалось иногда под именем Слова ( Пс. 32, 6 . гг. 2, 5, 6. Прем. Сол. 18, 15 и д.). Жизнию Сын Божий называется как Бог , как, вечно сущий, имеющий бытие в самом себе и дающий бытие всему существующему (Иоанн. 1, 3. 10. Кол. 1, 16 ), как Начальник жизни ( Деян. 3, 16 ); «наименование жизни. употреблённое здесь, относится и к промышлению о сохранении созданного. Кроме того, говоря о жизни, Иоанн полагает основание учению о воскресении, что, с пришествием к нам жизни, разрушена держава смерти, что по озарении нас светом, уже нет тьмы, а всегда пребывает в нас жизнь, и смерть уже не можете преодолевать ее». (Ср. Иоан. 5, 26. 14, 6. 25 . Колос. 1, 16–17 . – Злат.) (5). В Новом Завете слово жизнь обыкновенно употребляется, по отношению к человеку, в означении высшей, духовной жизни или спасения и блаженства (6). – Что мы – Апостолы, имеющие общение во Отце и Сыне Его и по делу служения (см. 3. ст.), слышали и проч. ( Деян. 4, 20 ): возвещаем не сами от себя и не по свидетельству от других, а то, что непреложно истинно и в чем мы непосредственно сами убеждались и убедились непоколебимо; мы сами слышали Сына Божия и слышали не по внутреннему духовному откровению, как древние пророки, а видели его – видели своими телесными очами и в удивлении погружались в его видимую красоту (7). Мало этого, Он даже благоволил нам, по воскресении Своем, осязать Его руками нашими ( Лук. 24, 39 ), чтобы невозможно было уже никакое сомнение. Но, не только вне нас мы видели и осязали Его, как человека, мы слышали, рассматривали и осязали Его в нас самих – как Слово, как Жизнь – как Бога ( Деян. 17, 27 . Иоан. 1, 14 ): «не телесно, но разумно и не телесными только глазами видели, но и мысленными, осязали чувственным и вместе умственным прикосновением. Ибо Он был Один и неразделен, Один и тот же, зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек и чудотворящий как Бог». (Феофил.). в. И животъ вис, и видхомъ, и свидтельствемъ, и возвщаемъ вамъ животъ вчный, иже б у ца, и вис намъ: (3, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Сомнения в подлинности послания к Фессалоникийцам явились в XIX веке; до этого же времени послание пользовалось полным признанием несомненной своей подлинности, хотя внешними свидетельствами в этом отношении оно и небогато. Весьма возможно, что отголоски послания могут быть указаны у св. Игнатия Богоносца , в его посланиях к римлянам, глава 2 – 1Фес.2:4 ; к ефесянам, глава 10 – 1Фес.5:17 ; и Ермы в его «Пастыре» (видение III, IX:10, 1Фес 5:13 ). Прямое свидетельство в пользу нашего послания мы находим у Иринея Лионского (180 г. по Р. X.) в его Adv. haeres. V:6, 1: «in prima epistola acl Thessalonicenses» (ibid V:30, 2), у Климента Александрийского (190 г.) в его «Педагоге» (I гл. 5), и «Строматы» (I гл. 2), и у Тертуллиана (200 г.). Послание находится в каноне еретика Маркиона (140 г.) в Пешито, в старых латинских версиях, а в Мураториевом каноне (170 г.) оно поставлено шестым по счету среди посланий Апостола Павла. Что касается внутренних данных в пользу нашего послания, то их много. Достаточно бегло перечитать это послание, чтобы тотчас же убедиться в том, что оно никоим образом не могло выйти из рук какого-нибудь позднейшего анонима, писавшего под именем Апостола Павла. Характер великого Апостола языков отпечатан на всем послании самым неизгладимым образом. Язык и стиль послания тоже подтверждают это. «Внутренние данные настолько сильны, что их совершенно достаточно, чтобы убедить большую часть критиков. 1) Если бы наше послание было подложно, то оно естественно содержало бы какие-нибудь ссылки на важное у Апостола Павла учение об оправдании верою, и тому подобное. 2) Оно едва ли бы заключало в себе такое место как 1Сол.4:13–18 , которое, по-видимому, предполагает, что Апостол Павел ожидал быть личным свидетелем второго пришествия Христа. 3) Помимо этого подложное послание едва ли было бы в состоянии воссоздать ту теплоту чувства, те личные намеки и ту выразительность и энергичность языка, которые отмечают наше послание как подлинное… 4) Всякий подлог делается с определенною целью; но никакого мотива для подлога нельзя найти для такого послания, как 1 Сол». (H. W. Fulford. Thessalonians, 1911, p. 8–9). Литература

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

429 Не подтверждается Библией упоминаемое (14:33) существование в Иудее пророка Аввакума, современника Даниила. 430 А внезапное перенесение его с похлебкою в Вавилон (14:36) может немало смутить читателя. Канонические повествования о чудесах имеют иной характер... Но православный богослов не в праве совершенно отвергать историчность отдела. В православной службе в неделю праотец (Кан. 6 п. 2 троп.) и на 17 декабря неоднократно упоминается об умерщвлении Даниилом змея (Канон. 3 п. 2 троп. Седален по 3 песни кан.) и о том, что «пророк (т. е. Аввакум) предста восхищен пищу нося» (7-я песнь канона, 2 троп.). Кроме того, уклоняясь от категорического решения вопроса об историчности отдела, прав. богослов имеет право опираться на его учительный характер. А такое значение, несомненно, имеют главные мысли, в нем раскрываемые: унижение идолопоклонства (история Вила 14:1–22) и языческого богопочитания (история дракона 14:23–27) и чудесное промышление Божие о пророке Данииле и, вообще, о благочестивых людях (14:28 – 42). На эти мысли обращали внимание отцы Церкви, цитовавшие этот отдел в посрамление идолопоклонства и язычества, в подтверждение истинности единобожия и ободрение верующих людей: Ириней Лионский (Прот. ерес. IV, 5), Климент Александрийский (Strom. 1, 21), Ипполит Римский (Com. in Daniel. II, 26 ), Тертуллиан (De idololamr. 18), Киприан (Epist LVI. Testim ad Iudaeos. 1, 2; De orat. Dom. 21), Афанасий B. (C. Arian. ог. III, 30), Кирилл Иерусалимский (Catech. 14, 25), Златоуст (Объясн. на Дан. 14 гл.). 431 Современные исследователи также ценят в этом повествовании указанные мысли и считают их целью и идеей повествования, вызванного современными потребностями и историческим положением Иудеев среди язычников в Вавилоне и Египте. 432 Нужду в раскрытии этих мыслей признавали и другие ветхозаветные писатели канонических ( Ис. 40 44 гл. Иер.1:1–16 ) и неканонических (Посл. Иерем. Премудр. Сол. 13 15 гл.) книг. Текст обозреваемого отдела на греческом языке сохранился в одном списке (cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010