Название «Маккавейские» ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которого описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пять сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первый проявил героизм в борьбе против религиозного ига Селевкидов, за что получил прозвище «Маккав» – Молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии. Позднее Маккавеями в широком смысле стали называть всех иудеев, подвизавшихся в защите веры отцов от притеснений гонителей. Церковь , в частности, называет Маккавеями семь братьев-мучеников (2 Макк. 7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних времен. В знаменитых кодексах греческого перевода 70-ти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими: в Александрийском кодексе (V в.) четыре книги, в Синайском (IV в) только Первая и Четвертая, а в Ватиканском (IV в) их вообще нет. Апокрифическая 4-я Маккавейская книга является расширенным пересказом Второй книги о мучениках-маккавеях: старце-книжнике Елеазаре и матери с семью сыновьями (2 Макк. 6, 18 – 7, 42). Автором ее, вероятно, был александрийский иудей, живший в конце I в. до Р. Х. Место Маккавейских книг в Библии. В греческой Библии Маккавейские книги помещаются последними в разделе исторических книг, после Товита и Иудифи, перед учительными книгами, а в славянской и русской Библии, также как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг. Первая маккавейская книга 1. Разделение и содержание книги. Первая Маккавейская книга описывает борьбу палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого ига Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 40 лет (176 – 135 гг. до P. Х.). Содержание книги можно разделить на четыре части: в первой. (1 – 2 глл.) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии; во второй (3, 1 – 9, 22) – подвиги Иуды Маккавея; в третьей (9, 23 – 12 гл.) – подвиги Ионафана Маккавея; в четвертой (13 – 16 глл.) – правление Симона Маккавея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Память этих мучеников Православная Церковь чтит 1/14 августа. Обращаясь к гонителю, они исповедовали свою веру в воскресение из мертвых. «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, — сказал один из юношей, — но Царь мира воскресит нас , умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит ; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Макк 7,9,14). Впервые в Израиле прозвучали тогда молитвы за умерших (2 Макк 12,42–45). Волна насилий постепенно спадала. Все, кто попали в руки врага и не отреклись, погибли; тысячи верных покинули города. Иерусалим обезлюдел. Храм стоял оскверненный. Единственным живым местом в городе была крепость Акара, где хозяйничали греки и отступники. Только чудо могло воскресить ветхозаветную Церковь после нанесенного ей удара. Весть о спасении открылась народу в те дни через пророчество Даниила. Вопросы для повторения 1. Чем характеризовался эллинизм? 2. Что положительного принес он ветхозаветному обществу и какие таил опасности? 3. Когда было написано Послание пр. Иеремии? 4. В чем его основное содержание? 5. Когда написана Кн. Варуха? 6. Каково ее учение о Боге? 7. Когда были написаны 1–2 Маккавейские книги и о каких событиях они повествуют? 8. Как Антиох Епифан пытался ввести эллинизацию в Иудее мирным путем? 9. Кто поддерживал его замыслы? 10. Опишите гонения Антиоха. 11. Как ветхозаветные мученики исповедовали веру в воскресение? §28 Книга Пророка Даниила (60-е годы II века) 1. Происхождение книги. В еврейской Библии Кн. Даниила (евр. Даниэль — Бог мне Судия) отнесена не к Пророкам (как в синодальном переводе), а к Писаниям. Это указывает на то, что ранняя традиция сближала Кн. Даниила с назидательной св. литературой. Предание считало автором книги иудейского мудреца Даниила, жившего, как явствует и из ее содержания, в эпоху Плена (VI b. до Р.Х.). Однако никаких свидетельств о Данииле в других частях Ветхого Завета нет. Молчит о нем и Сирах в своем перечне пророков. Даниил в Иез 14,20 — не библейский пророк, а древний финикийский царь-мудрец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

IV в., Городской музей Брешиа, Италия). Св. Соломония, Елеазар и братья Маккавеи. Икона. XVII в. (мон-рь Пантократор, Афон) Св. Соломония, Елеазар и братья Маккавеи. Икона. XVII в. (мон-рь Пантократор, Афон) Блж. Августин проповедует, что трое были спасены «на виду» (aperte), а 7 - мистически, тайно; поэтому Навуходоносор обратился в истинную веру, а Антиох нет. Он повторяет эту мысль, многократно ее варьируя: «Illos aperte liberavit, istos occulte coronavit» ( Aug. In Ps. 148, 11. 31-33//CSEL. 95/5. P. 262; см.: Brown Tkacz. 1995. P. 41, 59-78). Однако трое спасенных юношей получили не так уж и много - телесное спасение, даже Навуходоносор получил больше - обращение в истинную веру. А семеро спасены духовно, избавлены от всех искушений и обрели бессмертие. Говоря о мучениях братьев, блж. Августин называет только огонь и пытки вообще. Огонь не только легко метафоризируется как пламень веры и как пламень Богоявления, но и позволяет сопоставлять и противопоставлять отроков в пещи и 7 братьев. В правосл. Церкви 1 авг. (14 авг. н. с.) совершается служба, озаглавленная «Память святых седми мученик Маккавей и матере их Соломонии, и учителя их Елеазара». Стихира мученикам традиционно начинается: «Закона верх, седмию столпы возвышен, мучительство не поколеба, ибо скотский гонителя гнев мужески претерпеша, тело предавше секущим, благороднии юноши и братия, Моисейским преданием хранителие...» (Минея (МП). Авг. 2002. С. 5-6). Кондак мученикам Маккавеям (нач.: «Премудрости Божия столпи седмочисленнии и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии...») входит и в совр. Тропарионы (Тропарион. 2008. С. 662). В Элладской Православной Церкви в день памяти Маккавейских мучеников читается 4 Макк. В католич. Церкви днем этих святых до II Ватиканского Собора также считалось 1 авг., но чтение М. к. праздник не предполагал. До II Ватиканского Собора было принято чтение глав из 2 Макк при поминовении мучеников Великим постом и поминание их 1 авг., в день празднования св.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

В период служения И. П. храмовое священство часто становилось объектом критики различных течений внутри иудаизма. Известны группы, которые отказались от храмового культа (напр., ессеи) или создали альтернативный храм (напр., Леонтопольский храм в Египте). Согласно евангелисту Марку, И. П. был хорошо известен первосвященникам, книжникам и старцам (Мк 11. 27-33). Евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа о том, что первосвященники и старцы не поверили И. П. (Мф 21. 23-32). Поскольку прямых высказываний И. П. о храме не сохранилось, исследователи строят рассуждения на анализе его практики. Одни считают, что ритуалы, к-рые совершал И. П., были альтернативой храмовому культу ( Kraeling. 1951; Webb. 1994; Dunn. 2003; Klawans. 2006; причем нек-рые даже называют его «чистым» священником - Hollenbach. 1979), другие доказывают, что все совершенное И. П. было в рамках закона Моисеева ( Taylor. 1997; Chilton. 2002). Ф. Авемари причисляет И. П. к тем, кто относились к храмовому культу не враждебно, а индифферентно ( Avemarie. 1999). Однако если в Мф 3. 9 и в Лк 3. 8 отражено отношение И. П. к проблеме завета с Богом и к богоизбранности народа, то на этом основании можно предположить, что и к обрядовым заповедям закона Моисеева, в основе которого лежит идея завета, у И. П. отношение было также негативным: если завет с Богом разрушен, то и искупительные жертвоприношения в храме потеряли силу, а значит, остается только каяться и ждать прихода Мессии для возобновления завета. И. П. как пророк и провозвестник Мессии Евангелисты сообщают, что народ считал И. П. пророком (Мф 14. 5; 21. 26; Мк 11. 32; Лк 20. 6), а некоторые - даже Мессией (Лк 3. 15). В период Второго храма среди иудеев было распространено мнение, что пророки в Израиле исчезли, а те, кто выдают себя за них, являются лжепророками (см.: Пс 73. 9; 1 Макк 9. 27; 2 Вар 85. 3). При этом многие ожидали пришествия эсхатологического пророка (см., напр.: 1 Макк 4. 46; 14. 41; 4QTest 5; 1QS IX 11). Основой для этих ожиданий, возможно, служили стихи Втор 18.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Нарушение, затем, стройного течения . —177— свящ. первоисточника весьма крупным пробелом в несколько столетий (от Неемии до Антиоха Епифана, 440–175 до Хр.) создаёт печальное положение для историка, лишённого всякой возможности сколько-нибудь прочным узлом соединить концы порванной нити библейского рассказа. Правда, имеется некоторая видимость способности заполнить означенный пробел в попытке Иудейского историка Иосифа Флавия; однако, эта попытка не идёт дальше воспроизведения пары легендарных событий, крайне слабых в своих деталях перед строгой исторической критикой, да и заполняет только лишь ничтожную часть всего громадного промежутка; подобная же попытка во II и III Макк. также ограничивается лишь самыми незначительными и, притом, исторически ненадёжными повествованиями. История Маккавейского периода может быть представлена по историческим книгам Маккавеев довольно обстоятельно, причём исторический характер 1 Макк. 1299 настолько удовлетворителен, как только можно желать для того времени. Важным достоинствам этого источника почти не вредит, напр., то, что сочинитель считает вполне позволительным, подобно классическим историкам, влагать в уста своих героев молитвы и речи, или хотя бы и то, что по местам он слаб по части иноземной истории, допуская, напр., Александра Великого на своём смертном одре делить царство и почти настаивать на сродстве Иудеев со Спартанцами (1Макк.12:21). Во всяком случае I книга по достоверности стоит выше II-oй, которая 1300 , кроме подозрительных элементов, допускает очевидные исторические и хронологические ошибки, особенно в Сирийской истории. При всём том, и эта книга сохраняет значение важного исторического пособия, и в целом заслуживает даже более веры, чем некритичный Иосиф. Собственно, побочным, но весьма важным источником параллельно Ветхозаветной истории служат дошедшие и доходящие до нас частью в вещественных открытиях и —178— памятниках, частью в письменных произведениях древности – сведения по истории тех народов, с коими народ Израильский вступал в более или менее близкое соприкосновение; таковы – Египтяне, Финикияне, Ассирияне, Вавилоняне, Персы, Греки (и позднее Римляне).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После того как государство Селевкидов попало в зависимость от римлян, сирийцы были обложены тяжелым налогом, который в свою очередь они добывали, грабя своих подданных. Следующий Селевкид Антиох IV Епифан вошел в Иерусалим как покровитель одного из первосвященнических семейств, враждующих с другим 138 . Потерпев поражение, последнее перебралось в Египет, и там около 160 года до н.э. первосвященником Онией (Хонио) был основан иной храм и альтернативный культ 139 . Затем Антиох Епифан 140 осквернил храм в Иерусалиме в 167 году до Р.Х. и нанес ряд нестерпимых оскорблений религиозному чувству иудеев 141 . Это переполнило чашу народного терпения и послужило поводом к восстанию под предводительством священника Маттафии. Около года старец героически сносил тяготы военной жизни, а затем умер (1 Макк 2). Руководство восстанием переходило по очереди к его сыновьям, из которых Иуда, прозванный «Маккавеем» (Молот), дал имя всей освободительной войне. На некоторое время (142–63 гг. до Р.Х.) евреям (пользуясь союзом с Римом) удалось освободиться, и в 164 году до Р.Х. они очистили Храм (чему посвящен иудейский праздник Обновления – Ханука). Этот исторический отрезок времени именуется обычно Хасмонейским (или Асмонейским) царством по имени родоначальника династии – священника Маттафии Асмонея, отца братьев Маккавеев. Такого периода национальной независимости, при этом длившегося менее 100 лет, с 586 года до Р.Х. и до середины XX века больше у евреев не было. После гибели Иуды его брат Ионафан был назначен первосвященником (1 Макк 10), и на длительное время первосвященство перешло в руки Хасмонеев. Окончательное освобождение от сирийцев было достигнуто лишь в правление первосвященника Иоанна Гиркана I (135–104 гг. до Р.Х.), сына последнего брата Симона Маккавея, когда Рим признал иудейскую независимость. Гиркан разрушил самарянское святилище на горе Гаризим, отчего взаимная ненависть иудеев и самарян еще больше усилилась. Его сын Аристобул I (104–103 гг. до Р.Х.) принял титул царя (по другим сведениям это произошло еще до него). Такое сочетание должности первосвященника и царского титула сохранялось в течение последующих 40 лет с очевидным преобладанием политических интересов над религиозными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Также Ириней говорит: Во всем боголюбезнейшим и святейшим епископам Сирии, первой и второй Киликии и второй Каппадокии – Александр, Феодорит, Илиад, Авив, Mapa, Давид и Акилин о Господе радоватися. Пророк Иеремия, оплакивая пожар единственного города и пленение людей, просил источника слез, искал виталища последнего в пустыне ( Uep. IX, 1–2 ) и записал свои плачи, чтобы чрез плач, как бы чрез испарение дыма, излита была скорбь, которая бушевала внутри. Мы же, оплакивая войну против Церкви Божией, предательство святых и осквернение священства, приглашаем вас, сопастыри, к участию в общем плаче – не для того, чтобы учить вас, как неведущих, и выводить на состязание, как радующихся, но чтобы получить некоторое малое утешение от вашего соучастия в состязании. Ваша святость знает, сколько несправедливого или противозаконного совершалось и совершается: и то посольство, которое помимо воли всех «восточных» епископов было отправлено в Александрию; и то разрешение (как он думал) осуждения ( Кирилла Александрийского ), которое насильственно и вопреки церковным канонам сделано им (Иоанном Антиохийским). Тогда как почти двести (епископов) согласились на осуждение Египтянина, он (Иоанн), взявши в сообщество своих насилий двоих или троих и презревши всех прочих, разрешил (как ему мнилось) этого ( Кирилла Александрийского ), а того, кто не был осужден и не проповедовал чего-либо кроме апостольского учения, но следовал по стопам отцов, т. е. боголюбезнейшего и святейшего епископа Нестория, он убил жестоко и разбойнически, не воззрев оком ума на Всевидящего ( Ecф. V, 1. 2 Макк. III, 39. VII, 35. 2 Макк. II, 21 (16)), не убоявшись будущего суда, не обратив внимания на постоянные уколы стрел совести, не сожалея о людях, которых ранит это, не соблюдая тех написанных за этого мужа свидетельств, которые повсюду он рассылал не задолго до собора, убеждая Галатов и Каппадокийцев, что этот муж православен, на соборе же рассылая повсюду на суше и на море письма и обвиняя в совершенном нечестии и несправедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

богослужении имена: в правосл. традиции, к-рая сформировалась, видимо, в Сирии и была затем передана на Запад, это Авим, Антонин, Алим, Гурий, Елеазар, Евсевон и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар ( Abel. 1949. P. 381). Гурий, Самон и Авив - имена сир. мучеников, погибших в Эдессе в 306 г.; Евсевон и Авим могли быть взяты из монашеской истории Феодорита Кирского, там они названы основателями мон-ря, где ок. 403 г. начал путь аскезы прп. Симеон Столпник . Эти имена больше нигде не употребляются в таких формах. Антонин и Маркелл - лат. имена, в позднерим. период распространенные в Сирии и вообще на Востоке. Знаменитый епископ Апамеи мог дать свое имя Маркеллу ( Berger. 2012. P. 114-115). Вместе с именами появляется и иконография мучеников. Так, афонское руководство для иконописцев называет всех братьев по именам и дает рекомендации по их изображению ( Didron. 1963. P. 328). В тексте праздничной службы в правосл. Церкви мать семерых носит имя Саломония (Соломонова)/Соломония/Саломонида. Из текста службы это имя, видимо, попало и в одну из рукописей 4 Макк (Paris. gr. 1875). Кард. М. Рамполла, к-рый передает имя матери как Ашмунит, попытался классифицировать различные написания ее имени, разделив их на 2 группы. С одной стороны, это группа Шмуни (сирийская), куда относится и греч. Самона; с другой - Саломона, Саломонида, Соломония и т. п. (восходящие к Шуламит), к-рая обнаруживается в Синаксарях, в кодексе Paris. gr. 1875 (4 Макк) и в сочинениях Эразма ( Rampolla. 1899. P. 304). Соломония, естественно, отождествляется с Премудростью, а сыновья - со столпами ее храма; старец Елеазар сближается с Симеоном (ср.: Лк 2. 25-35). Возможно, Шамуни, Шмуни и т. д. осмыслялись как варианты прозвища Шменит (Восьмая), для легендарного мидраша это имя указывало на сюжет: умершая 8-й после 7 сыновей; причем это имя известно по угаритскому эпосу: дочь Карату зовут Восьмая (  ). Одним из ранних свидетельств христианизации Маккавейских мучеников является резной реликварий из слоновой кости (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Этим критериям полностью соответствует религ. реформа, инициированная Антиохом IV Епифаном. Книга в этом случае могла быть написана как реакция на гонения Антиоха, принудительное насаждение языческого культа и осквернение храма в свете последующего освобождения народа, прихода к власти династии Хасмонеев и восстановления храма. Имеет большое значение топографическое свидетельство: согласно И. к., иудеи были расселены на обширной территории - от Иерусалима до Изрееля. Эти границы превышают территорию персид. пров. Йехуд, но были достигнуты во II в. до Р. Х., когда Иоанн Гиркан завоевал Сихем с горой Гаризим и присоединил Самарию (128-107 гг. до Р. Х.). В то же время средиземноморские города (Газа, Аскалон, Азот и др.) фигурируют в И. к. как самостоятельные политические образования, что не было возможно после 96 г. до Р. Х., когда Александр Яннай присоединил к Иудейскому гос-ву прибрежную полосу с Газой ( Энгель. 2008. С. 392). Др. важным свидетельством является упоминание об освящении храмовых сосудов. В 1-й Книге Ездры, повествующей о возврате храмового имущества, восстановлении храма и возобновлении богослужения, ничего не сказано об освящении оскверненных сосудов, хотя обрядовые моменты, связанные с реорганизацией культа, раскрыты в книге очень подробно. Напротив, обновление и освящение храма и храмовой утвари после гонения Антиоха IV Епифана приобрело значение события Свящ. истории и положило начало новому празднику (см.: 1 Макк 4. 36-59; 2 Макк 10. 1-8). Т. о., есть основания соотносить события, описанные в И. к., с историческим контекстом праздника Обновления Иерусалимского храма - Ханукки . И. к. не подразумевает существования светской адм. власти у израильтян: все распоряжения принципиального характера отдает первосвященник Иоаким, и помощь ему оказывает собрание (γερουσα - Иф 4. 8; 11. 14; 15. 8). Это описание соответствует политической организации Иудеи в хасмонейскую эпоху ( Энгель. 2008. С. 392). В библеистике XVIII-XIX вв. предпринимались попытки связать И.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Оскверенное Святое Святых будет вновь освящено. Под этим разумеется освящение Храма при Иуде Маккавее (1 Макк 4,36–61), а прообразовательно — пришествие Мессии. Действительно, предновозаветная эпоха начинается именно со времени Маккавеев. В конце пророчества сроки уточнены (9,25–27). Период в 70 седмин (490 лет) разделен на две фазы — испытание (7 седмин) и возрождение (62 седмины). Указанные в книге цифры, как это принято в символических исчислениях Библии, округлены (ср. Мф 1,17). Относительно 70 седмин существуют два толкования: 1. Отсчет ведется от указа персидского царя Артаксеркса, разрешившего восстановить стены Иерусалима (445 г., ср. Неем 2,1), и доводится до конца земного служения Христа. 2. Более распространенный в современной библеистике отсчет ведется, согласно пр. Иеремии, от Плена (ср. Иер 29,10). Первая фаза — округленно 49 лет (7 седмин), длится от Плена (587 г.) до освобождения (538 г.), согласно Даниилу, «до Христа владыки». «Христос владыка» (евр. Машиах нагид — помазанный вождь) — не Иисус Христос, а первосвященник Иисус (Зах 3) или царь Кир (Ис 45,1). Вторая фаза — округленно 434 года (62 седмины), длится до смерти некоего помазанника (синод. текст «Христа»), под которым разумеется первосвященник Ония III (ум. 171 г.). Разрушение святилища «народом вождя» означает гонение Антиоха. Последняя семидесятая седмина — время бедствий (175–163 гг.). Половина седмины (3,5 г., см. Дан 7,25; 8,14; 12,7,11–12) начинается с 167 года, когда в Храме царит «мерзость запустения» (ср. 1 Макк 1,54; Дан 11,31; 12,11), и длится 1290 дней. Христос Спаситель обозначал этим словом поругание святыни язычниками (Мк 13,14). В Данииловых седминах мы находим, по словам прот. А. Князева, «ту же схему истории, что проходит через всю книгу: 4 звериных царства, которые должны сменить друг друга до наступления Царства Сына Человеческого: 7 первых седмин Нововавилонская империя золотая голова истукана (Дан 2) 62 седмины Персидская империя, Александр и Диадохи серебряная грудь и чрево из меди

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010