Разберем теперь противоречие, которое будто бы существует между второй и первой книгами относительно определения того периода времени, в продолжение которого храм находился в запустении 163 . По известию второй книги запустение храма продолжалось два года (X, 3), по словам же Первой Мак. книги (I, 54) храм был осквернен 25-го Хаслева 145 г. и снова освящен в тот же самый месяц и день 148-го г. (IV, 52). Ясно, что по известию Первой Макк. книги жертвоприношения прекратились на три года. Итак, каким же образом вторая книга насчитывает только два года? Попытки разрешить это противоречие начались еще с Фрелиха 164 , Цигои 165 в своем труде разбирает мнение по данному вопросу Фрёлиха, Кейля 166 и согласных с ними по решению данного вопроса Вельте 167 и Шольца 168 . По уверению всех означенных ученых, первая языческая жертва, осквернившая Иерусалимский храм, была принесена 25-го Хаслева 146-го года эры Селевк. и, следовательно, иудеи могли еще совершать жертвоприношения в течение всего 146-го года. Однако Цигои справедливо говорит, что такое толкование не выдерживает критики, словам 1-ой Макк. (1, 54) „βδελυγμα ερημως“ появилась в храме 15-го Хаслева 145-го г. Иосиф Флавий 169 думает, что под „βδελυγμα ερημως“ нужно понимать небольшой идольский алтарь, воздвигнутый выше алтаря истинного Бога. Стих 59-ый ясно говорит о таком жертвеннике и подтверждает мнение Иосифа Флавия. Итак, по словам означенных ученых, на этом жертвеннике, целый год не приносилось ни одной жертвы языческой. Но, имея в виду, что в других местах повсюду курились жертвы даже на улицах и у дверей домов (1 Макк. I, 55), странно предполагать, при такой обстановке, возможность для евреев приносить жертвы в продолжение 146-го года. Кроме того, должно считать слишком большой натяжкой перестановку 25-го Хаслева на 146-ой г. в стихе 59-ом. Если бы даже храм Иерусалимский и не был осквернен в 146-м г., то и тогда иудеи не могли бы справлять свои праздники в Иерусалиме и приносить жертвы. В этом году, а частью и в предшествующем, должно было происходить жесточайшее гонение на приверженцев закона Моисеева (1 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из них Вернсдорф 71 основывает свое воззрение на том, что в упомянутом 169-м году эры Селевкидов иудеи уже отпали от Димитрия к Антиоху Дионису и составители письма не могли отнести этот год к „Βαδιλευοντος Δημητριου”. В опровержение этого возражения скажем, что в 1-ой Макк. книге не выставлен год избрания Трифоном Антиоха в качестве соперника Димитрию Никатору. Если даже допустить, как склонны думать некоторые богословы, что таковым годом был 168-ой, все же остается недоказанным, в этом ли самом году Антиох овладел столицей Антиохией и послал Ионафану письма, привлекшие на его сторону евреев (1-ая Макк. XI, 57). Но если это произошло в 169-м году, то мы вместе с Берто 72 можем допустить, что письмо могло быть составлено в первую половину года, когда власть еще оставалась в руках Димитрия и. следовательно, это время могло быть обозначено „Βαδιλευοντος Δημητριου”. Подтверждение такому предположению мы можем указать и в данных о времени царствовапия Димитрия Никатора. Священное Писание (1-ая Макк. XI, 19) удостоверяет, что Димитрий Никатор был признан царем по смерти Александра Бала в 167-м году эры Селевкидов. Это, по словам Геркенне 73 , подтверждается и свидетельством нумизматики, так как первые монеты Димитрия помечены числом ZZP (Babylone. р. Очень возможно, поэтому, что Димитрий был признан всеми иудеями во второй половине 167-го года эры Селевкидов или даже в конце его. Монеты Димитрия Никатора мы имеем от 168-го года эры Селевкидов. Есть монеты Димитрия и с годом 169-м эры Селевкидов и просто с добавлением „Τυριων или Σιδωνιων“. Последние встречаются, очевидно, потому, что Димитрий, выгнанный из Иудеи Антиохом Дионисом или точнее Трифоном, признавался царем в других местах. В свидетельстве 1-ой Макк. кн. гл. 31–41 ст. находим указание на то, что он снова сделался царем над иудеями перед 170-м годом эры Селевкидов 74 . Таким образом, по данным 1-ой Маккавейской книги и нумизматики вполне возможно допустить, что бегство Димитрия от Антиоха или вернее от Трифона, которые вытеснили его из Иудеи, произошло только в 169-м г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Таким образом, кроме частного суда Божия, который бывает немедленно после смерти человека над его душою, 2-я Мак. книга ясно учит еще и о суде всеобщем, на котором человек будет судиться в полном его составе с душою и телом. Этот суд для праведников будет воскресением в жизнь, а для грешников в погибель (VII, 14) 444 . Каких-либо подробных сведений о том и другом суде 2-я Мак. книга не дает. Итак, учение о всеобщем суде и полном мздовоздаянии 2-я Макк. книга ставит в самой тесной связи с учением о всеобщем воскресении мертвых. Более подробное учение книги о всеобщем воскресении мертвых мы находим в главе, где семь братьев-мучеников ободряют друг друга надеждой на то, что Господь некогда возвратит им их истерзанные тела и воскресит их для вечной жизни; то же самое учение раскрывается в XIV. 46 – в рассказе о самоубийстве Разиса и в XII, 43–45 – в рассказе о принесении Иудою Маккавеем жертвы за падших воинов, которые за свои грехи должны были воскреснуть в погибель. В приведенных местах 2-я Макк. книга ясно учит, первее всего, о всеобщем воскресении мертвых, т. е. воскресении всех людей, и благочестивых, как-то братьев-мучеников, и грешников, как, например, иудеев, скрывших под одеждою вещи, взятыя из языческого храма (XII, 39–42), а равно и нечестивых язычников, как, например, Антиоха, про которого сказано, что для него не будет воскресения в жизнь (VII, 14). Это всеобщее воскресение мертвых, по учению книги, будет двоякого характера: воскресение в жизнь – блаженство и воскресение в погибель – наказание. Братья-мученики и все благочестивые иудеи воскреснут для блаженства, Антиох же и все нечестивые воскреснут в наказание – в погибель (VII, 36; VII, 14; XII, 42–43). Относительно времени всеобщего воскресения, 2-я Макк. книга учит, что оно, во всяком случае, будет не тотчас после смерти человека. Из слов Елеазара, сказанных им в своей предсмертной речи: «Скорее пошлите меня в ад» (VI, 13), ясно видно, что души умерших, по учению книги, непосредственно сходят в ад и там ждут момента воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14). В апокрифах и экзегетической литературе В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух ). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Перевод книги Высшие Дары, сочинения Касталания – благ. Б. к нему». «Из предисловия Галий-аль-Кариева изъяснения не фикиг-акбярь». Выписки из этих книг приведены в тексте Сличения двух учений о именах Б. с изменением порядка и с некоторыми опусками; здесь передаются они в том виде, в каком были мне доставлены. Приложение 21 Первосвященники иудейского храма, после Вавилонского плена до времен Маккавеев, в преемственном их порядке были: Иисус I. Неем. 12:10 . Агг. 1:1 . Зах. 3:10 . Иоаким III. Неем. 12:10 . Елиасив. Иодай II. Ездр. 10:6 . Неем. 12:11 . Ионаеан. Неем. 12:11 . Иисус II (по Флав., Иоанн. Нач. ц. библ. ист. стр. 319) Адуй. Неем. 12:11 . (при Александре В.) Ония I Симон (Симеон) I, Праведный. Елеазар II (брат Симона). Манассия. (дядя Симона?) Ония II. Симон II. (при Птоломее Филопаторе). Ония III (при Антиохе Великом). (Симон оспаривает у него начальство, при Селевке Филопаторе). Иисус III или Иасон, брат Онии III (при Антиохе Епифане), 2 Макк. 4:7 и след. Ония IV или Менелай (по Флав. брат Онии, по 2 Макк. кН. 4:23 и след., брат Симона, спорившего с Ониею III-м). Лисимах (брат Менелая, 2 Макк. 7:29 и след. Менелай во 2-й раз. Антиох Епифан вошел в Иерусалим). Ония V. (Начертание церковно-библейск. истор. стран. 319–331.– Библейско-биографический Словарь, составл. Яцкевичем и Благовещенским. Спб. 1849. Т. II Стран. 119). Приложение 22 Сираадж-уд-дин, приводя слова Закона на еврейском языке, не знал еврейского языка, не умел даже читать по-еврейски, и ему читал их еврей, а он только писал арабскими буквами с его диктовки, если бы он привел их в каком-либо арабском переводе, то его незнание еврейского языка осталось бы утаенным; но выдавая себя своим единоверцам за знатока подлинного языка св. Писания. он обличает себя в недобросовестности. Если бы Сирадж-уд-дин знал еврейский язык, то знал бы, в какой отношении стоит арабское письмо к еврейскому, или, точнее сказать, арабские буквы к еврейским: при этом знании он в своей переписке еврейского текста арабскими буквами не допустил бы безграмотной перемены одних букв на другие, какую у него видим, он пишет ха вместо ка, тогда как у евреев местоимение 2-го лица есть одно с арабским местоимением, что знающему оба языка должно быть известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Первосвященник Менелай и кучка грекофилов подчинились эдикту. Большинство же жителей Иерусалима предпочли, бросив свои дома, покинуть город. Правительственные эмиссары стали ездить по стране, убеждая, грозя и чиня расправы. Свитки Библии, которые попадали им в руки, они рвали на куски и предавали огню. Но и этого Антиоху показалось недостаточно. В декабре, в 15 день месяца кислева 167 года во дворе Храма был сооружен алтарь Зевсу Олимпийскому. На восточный манер его велено было называть Владыкой неба — Ваал шамем. Но народ переиначил этот титул в «шикуц мешамем», то есть отвратительная гнусность, или мерзость запустения (1 Макк 1,54; см. ниже §28). А через десять дней вышел новый приказ: собраться к Храму для участия в языческом богослужении. В жертву были принесены свиньи, чтобы лишний раз показать, что с иудейскими обычаями покончено. Поскольку глухое сопротивление указу продолжалось, Антиох обрушил на страну репрессии. Убивал тех, кто отказывался ставить у своего дома языческий жертвенник, и тех, кто не желал являться в оскверненный Дом Божий. Женщин, чьи дети были тайком обрезаны, отправляли на виселицы вместе с младенцами (1 Макк 1,60–61). Из Палестины гонение перекинулось и в страны диаспоры, подвластные Антиоху. Кто мог, бежал в Египет, остальные укрывались в деревнях, горах и пустынях. Как впоследствии при гонении на христиан, наиболее беспощадны власти были к духовным вождям народа. В книжниках, мудрецах и раввинах видели корень зла. В то же время некоторых из них пытались склонить к отречению, чтобы посеять соблазн среди простых людей. 2 Маккавейская книга повествует, как язычники, захватив престарелого законоучителя Елеазара, убеждали его хотя бы для вида нарушить Закон. На что Елеазар ответил, что единственное его желание — умереть за веру. «Ибо недостойно нашего возраста лицемерить, — сказал он, — дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость» (2 Макк 6,24–25). Он был казнен, как и семь его учеников, погибших на глазах матери, которая, присутствуя при пытках, укрепляла в них стойкость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Из книги прор. Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авг.) читается паремия из стихов: 3–4 глл.: 3, 1–3, 5–7, 12. 17–18; 4, 4–6. Хронология библейской истории I. Период Праотцев (Быт. 12–50) ок. 1850 – поселение Авраама в Ханаане. ок. 1700 – 1650 – поселение Израильтян в Египте. II. Моисей и Иисус Навин (Исх., Числ., Втор., Ис. Нав.) ок. 1250 – исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство. ок. 1220 1200 – завоевание Палестины Иисусом Навином. III. Период Судей и Царей (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар.1–11, 1 Пар., 2 Пар. 1–9) 1200 – 931 1200–1025 – Судьи. ок. 1040 – Самуил – последний из Судей. ок. 1030–1010 – Саул – первый царь Израильский. Резиденция в Гиве. ок. 1010–970 – Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000. 970–931 -Соломон. IV. Разделение Царств: Иуда и Израиль (3 Цар. 12–22; 4 Цар. 1–17; 2 Пар. 10–28; Ам., Ос., Ис., Мих.). Израиль (931–722) Иеровоам I 900 – подъем Ассирии 722 – падение Самарии Ассирийский плен (Тов.) Иуда (931–587) Ровоам 612 – падение Ниневии, столицы с 612 – Вавилонское владычество Ассирии 587 – падение Иудеи Вавилонский плен. 539 – взятие Киром Вавилона Персидское владычество. V. Восстановление в персидскую эпоху (538–333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.) 538 – Указ Кира о возвращении иудеев. 537–515 – построение Второго храма. 458 – возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе. 445–433 – деятельность Неемии. 350 – Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты. VI. Эпоха эллинизма (333–63) (1 и 2 Макк., Дан. 11) Платон 356 – Филипп Македонский. Аристотель. 336–323 – Александр Великий (Македонский). 333 – покорение Сирии. 332 – вторжение в Египет. 331 – завоевание Персии. 330–326 – основание Александрии и завоевание Индии. 323 – смерть Александра в Вавилоне. Борьба преемников Александра. В Сирии и Вавилоне – Селевкиды, в Египте – Лагиды. до 200 – Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.). с 200–142 – Иудея подчинена Селевкидам. 141 – конец оккупации Иудеи Селевкидами. 143–134 – Симон Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Возобновление союза с Римом и Спартой. 134–104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – Воцарение Антиоха IV Епифана. 167–164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167). Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166–160 – Иуда Макк. 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160–143 – Ионафан. 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев. 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой. 143 – убийство Ионафана. Ему наследует брат Симон (143–134). 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуда и Маттафия вероломно убиты Птоломеем, зятем Симона, во второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц. 134–104 – Иоанн Гиркан, первосвященник. 104–103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем. 103–76 – Александр Ианний. 76–67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II. 67–63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царем. VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдается Юлием Цезарем идумеяну Антипатру. 40 – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или. 6 г.) Синхронная таблица Северное царство – Израиль 931–722 гг. 931–910 Иеровоам 910–909 Нават 909–886 Вааса 886–885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Цар. 17–19; 4Цар. 1 ) 853–852 Охозия 852–841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Цар. 2–13). 841–814 Ииуй 814–793 Иоахаз 798–783 Иоас Южное царство – Иудея 931–587 гг. 931–913 Ровоам 913–911 Авия 911–870 Аса 870–848 Иосафат 848–841 Иорам 841 Охазия 841–835 Гофолия 835–796 Иоас 796–781 Амасия пр. ИОНА 793–753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Младенец этот снизойдет с неба, и на земле водворится мир; щедро будет он изливать свои дары; стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта несомненно было отголоском знаменитого пророчества Исаии, что «родится Младенец, которому нарекут имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», и тогда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя поведет их» (9:6; 11:6). Все таким образом показывало, что приблизилось «исполнение времен». Собственно, среди иудеев ожидание пришествия Спасителя или Мессии достигло наивысшего напряжения. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и истолкования, и самой любимой книгой была книга пророка Даниила с ее точнейшими определениями касательно времени явления Мессии. Неканонические книги подтверждали и разъясняли эти предсказания, дополняя их своими собственными соображениями и заявляя, что скоро сыны Израиля опять будут собраны в Иерусалим из отдаленных стран для поклонения своему Господу Богу (2 Макк. 2:18) и что потомство Давидово будет владеть престолом во веки (1 Макк. 2:57). Эти предсказания получили еще большее развитие в так называемых «Сивиллинских книгах», представляющих собою собрание пророческих изречений в стихах, наподобие языческих оракулов, и написанных, по всей вероятности, каким-нибудь иудеем из Александрии около 140 г. до Р.Х. В них говорится, что скоро должен явиться царь, который положит конец всяким войнам на земле. Язычники, которые соберутся против Иерусалима, погибнут. Под покровительством посланного с неба царя, Израилю будут дарованы мир и благоденствие, и затем сами языческие народы будут также приведены к поклонению истинному Богу и Его храму. Наконец, Бог учредит на земле вечное царство мира, «в которое будут собраны все народы». Ожидание это было до такой степени живо, что самые правители израильского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк верный» (1 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010