Самое продолжительное из всех по времени и содержавшее много драматических событий. Оно продолжалось ок. 5 лет и завершилось в Иерусалиме. Первая его часть описана в кн. Деяний очень кратко: «И, проведя там (в Антиохии.- Авт.) несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» (Деян 18. 23). Далее следует отступление, касающееся пребывания Аполлоса в Эфесе, после чего говорится, что П., «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес» (Деян 19. 1). Из Антиохии П. должен был направиться в сторону Тарса. Можно предположить, что там он сделал остановку. Далее шел по тем же городам Юж. Галатии, к-рые посетил в ходе 1-го миссионерского путешествия и еще раз в ходе 2-го (ср.: «утверждая всех учеников», т. е. П. не создавал новые общины, но посещал те, которые уже были созданы ранее). Под «верхними странами», очевидно, следует понимать гористую местность, к-рую П. и Тимофей должны были пересечь. Точная идентификация этой области является предметом споров: одни указывают на долину Меандра ( Макрей. 2009. С. 204; Mitchell. 1993. Vol. 2. P. 4), другие - на долину Цеста ( Riesner. 1998. P. 286). Целью этого путешествия был Эфес, к-рый П. ненадолго посетил в ходе предыдущего путешествия и куда обещал вернуться (Деян 18. 20-21). Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи, по количеству населения уступая лишь Риму, Александрии и, возможно, Антиохии Сирийской (население Эфеса составляло, по разным подсчетам, от 200 до 400 тыс. чел. ( Kee. 1997. P. 226 (более 200 тыс.); McDonagh. 1989. P. 270 (более 250 тыс.); Jeffers. 1999. P. 57, 267 (400 тыс.)). Это был большой центр торговли ( Ios. Flav. Antiq. XIV 10. 11). Здесь располагался храм Артемиды - один из крупнейших храмов в мире (см. в ст. Эфес ). Городская евр. диспора была достаточно многочисленной в городе. Евреи издавна проживали в Эфесе и имели нек-рые привилегии: в частности, могли не служить в рим. армии (Ibid. 13-19). Первое, о чем упоминает ап. Лука в связи с приходом П. в Эфес,- его встреча с группой последователей Аполлоса (Деян 19. 1-7), к-рый проповедовал там. Он «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге». Акила и Прискилла, в то время тоже находившиеся в Эфесе, «приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Затем Аполлос отправился в Коринф, получив рекомендательные письма от эфесских христиан. В Коринфе он участвовал в полемике с иудеями, «доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян 18. 24-28).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Феофан). И апостол рисует картину всевозможных скорбей и лишений, какие претерпевают проповедники евангельского учения. " Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков... " " Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощни, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии... " Эти противоположения надо понимать в смысле обличительной иронии. Впрочем, еп. Феофан толкует это иначе: труды и лишения апостолов служат к славе и чести и утверждению в вере тех, кто уверовал через их проповедь. Заканчивает свое обличение св. апостол уверением, что делает он это " не срамляя " их, то есть " не к постыждению " их, но к вразумлению, как " возлюбленных детей " своих. " Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием " (ст. 14-16). Важное место! Св. апостол говорит, что хотя коринфяне имеют " тысячи наставников " , но " немного отцов " , и что он " родил их во Христе Иисусе благовествованием " , то есть является их духовным отцом. Сам св. апостол Павел называет себя " отцом " обращенных им в христианство, а между тем сектанты, неосновательно ссылаясь на слова Господа Иисуса Христа, обращенные Им только к апостолам в Мф. 23:9, отказывают православным христианским пастырям в праве именоваться " отцами " верующих. Для вразумления коринфян св. апостол посылает им доверенного ученика своего Тимофея и обещает вскоре и сам к ним прийти. Противники св. апостола Павла, видимо, распускали слух, что он четыре года уже не посещает Коринф из боязни встречи там со своими соперниками, более его сильными в слове. Апостол обещает при посещении Коринфа испытать " не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе " — в жизни и в делах (ст. 17-20). Вся пятая глава посвящена обличению блудника-кровосмесника, который взял себе в жену " жену отца своего " , то есть, надо полагать, мачеху. Св. Павел укоряет коринфян, что они возгордились " вместо того, чтобы лучше плакать " , то есть — не следовало бы коринфянам высоко о себе думать, если возможны среди них такие гнусности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

Скачать epub pdf ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1. Повод к написанию послания В первом послании к коринфянам ( 1Кор.16:1–7 ) ап. Павел сообщает, что намеревается прийти в Коринф «через Македонию» для сбора милостыни в пользу палестинских христиан. С этой целью к ним был послан ранее Тимофей ( 1Кор.4:17, 16:10 ). Сам же Апостол намеревался пребыть в Ефес до Пятидесятницы ( 1Кор.16:8 ). Но дела у ап. Павла пошли не так, как он предполагал. Возмущение Димитрия среброковача заставило Апостола оставить Ефес раньше срока, чем нарушились все его планы, о которых он сообщал в 1 послании к Коринфянам; милостыня еще не могла быть собрана к его приезду; не было известно, какое впечатление произвел резкий тон послания. Для решения этих вопросов ап. Павел и направил Тита в Коринф ( 2Кор.8:16–23 ). Ап. Павел надеялся встретить Тита на его обратном пути из Коринфа в Троаде, почему и «не имел покоя духу своему», не найдя его здесь ( 2Кор.2:13 ); однако в Македонии, вероятно в Филиппах, ап. Павел встретил Тита с утешительными известиями о радушном приеме его в Коринфе и о сильном действии 1-го послания Апостола ( 2Кор.7:5–7, 2:14 ) (в Македонии ап. Павел встретился и с другим своим сотрудником – Тимофеем, который только еще намеревался отправиться в Коринф. Поэтому в надписании послания Апостол упоминает Тимофея). Общество сильно возревновало исправить все недостатки; негодовало на кровосмесника, возбудилось усердием в делах благотворительности. Однако меньшинство, возбуждаемое иудействующими христианами, роптало на Апостола, возводило низкую клевету на него с целью подорвать его авторитет и доверие к нему других. Не имея принципиального повода в чем-либо обвинить Апостола, эти люди усиливались придать важное значение тому факту, что он несколько раз изменял план своего посещения коринфян ( 2Кор.1:16–18 ), а через это набросить тень непостоянства на его характер и возбудить сомнение в верности самого учения ап. Павла. Бескорыстие же, скромность и простоту его поведения они хотели перетолковать как доказательство его слабости ( 2Кор.10:10 ). Некоторые не спешили также раскаиваться в нечистоте, блудодеянии и других пороках ( 2Кор.12:20–21 ). Эти обстоятельства и побудили ап. Павла отправить новое послание в Коринф. 2. Цель написания Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Коринф Коринф, один из важнейших городов Греции, столица рим. провинции Ахаии и резиденция проконсула ( Деян. 18:12 ). К. был расположен на перешейке, соединяющем Сев. Грецию с полуостровом Пелопоннес. Через порт Лехей в Коринфском заливе К. был связан с Ионическим морем, а через портовый город Кенхреи ( Деян. 18:18 ) в Эгинском заливе – с Эгейским морем. Т.о., К. стоял на пересечении важнейших торг. путей, связывавших Испанию, Италию, Сицилию с Малой Азией и Египтом. Малые суда и грузы с кораблей переправляли и сухопутным путем через перешеек для дальнейшего следования. Т.о. удавалось избежать опасного морского путешествия вокруг Пелопоннесского полуострова. К. являлся городом мирового значения; на его улицах можно было встретить сотни купцов и ремесленников из Рима, Греции, Палестины, Сирии, Египта. Население К. было неоднородным, две трети его составляли рабы. После того как в 146 г. до Р.Х. город разрушили римляне, он был заново отстроен только при Юлии Цезаре в 44 г. до Р.Х. В К., как и в большинстве крупных порт. городов, нормы обществ. морали были невысоки. Безнравственность коринфян вошла в поговорку. Глагол коринтиадзестай означал «вести беспутную жизнь», «сводничать». «Коринфскими девицами» называли женщин предосудит. поведения. К этому добавлялась и храмовая проституция – своего рода некий результат оживленной торговли с востоком, – являвшаяся составной частью культа Афродиты. По преданию, этому служению посвятила себя тысяча «жриц», которые жили в К. в маленьких домах, окруженных садами из роз. Не было недостатка и в культах вост. божеств – Исиды, Мелькарта, Кибелы, Сераписа, – завезенных сюда финикийцами. Из посланий ап. Павла можно понять, как пагубно это окружение влияло на членов молодой Церкви ( 1Кор. 6:9–11,18 ). Павел дважды посещал этот город, оставаясь в нем продолжит. время ( Деян. 18:1–18 ; Деян. 20:2,3 ); во время своего второго пребывания здесь он написал Послание к Римлянам (ср. Рим. 16:23 ; 1Кор. 1:14 ; 2Тим. 4:20 ). Амер. археологи определили, что древний город располагался на двух террасах у подножия крепостного холма Акрокоринфа, высота которого составляла 600 м. Археологами были обнаружены остатки многочисл. храмов, здания, где вершил суд наместник ( Деян. 18:12 ), а также ряды мясного рынка [макеллон, от лат. macellum; 1Кор. 10:25 ], располагавшиеся вблизи рыночной площади (агоры). На одной из дверных перемычек была обнаружена надпись: «Синагога евреев», возможно, та самая, что упомянута в Деян. 18:4 . В другой надписи встречается имя ⇒ Ераст (⇒ Послания к коринфянам ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Объяснение второго послания святого Апостола Павла к Коринфянам О втором послании к Коринфянам. Обстоятельства написания послания Св. Ап. Павел предполагал пробыть в Ефесе до Пятидесятницы, но возмущение против него Димитрия среброковача заставило его удалиться из Ефеса раньше, нежели как он писал в Коринф. Св. Тимофей, посланный туда, не успел еще сделать того, что ему поручалось. Явиться самому Апостолу в Коринф было неудобно, потому что он не знал еще, как принято там первое его послание. Поэтому Ап. Павел послал в Коринф св. Тита известить о своем прибытии, с поручением относительно собрания милостыни, а главное для скорейшего извещения о действии 1-го послания на Коринфян. Отправив Тита, Ап. Павел посетил некоторые церкви и остановился в Троаде, ожидая возвращения Тита. Здесь отверзлась великая дверь к благовестию Павла, но Тита все не было. От сильного беспокойства Павел не мог продолжать здесь дело благовестия и поспешил в Македонию, где настиг Тимофея и вскоре дождался в г. Филиппах Тита, пришедшего с утешительными и другими вестями из Коринфа. Св. Тит поведал, что Коринфяне, по получении 1-го послания Павла, возревновали тотчас же исправить все указанные в них Апостолом неисправности (7:11), изъявили готовность сделать все возможное по собранию милостыни, и что церковь Коринфская вообще была полна истинно-христианского духа и преуспеяния. Получив такое известие, Ап. Павел был, конечно, обрадован; но нечто сообщено было Титом и неблагоприятное, а именно, что еще оставались лица, которые не совсем охотно отставали от неодобрительных привычных дел (12: 20–21), и кроме того некоторые осуждали переменчивость Павла относительно плана путешествия его (1:17). Иные же говорили, что он очень строг в писании и тих в обращении и тому подобное. Были даже и такие, которые из ложного представления о непостоянстве Апостола выводили заключение о нетвердости и самой его Евангельской проповеди и всего дела домостроительства спасения (1:17–22). Желая поделиться с Коринфянами своею духовною радостию о их преуспеянии и рассеять недоумения некоторых из них и побудить к исправлению тех, которые медлили исправлением, чтобы, пришедши к ним, не иметь нужды действовать по всей строгости апостольской власти, Ап. Павел и решился написать им второе послание. Послание это было писано вероятнее всего из г. Филипп, в 58 или 59 году по Рождестве Христовом, т. е. вскоре после написания 1-го послания. Послание было послано в Коринф с Титом и двумя братиями. Сам же Апостол явился в Коринф месяца через три и нашел себе там гостеприимство у Каия и других лиц, упоминаемых в послании к Римлянам, написанном отсюда ( Рим. 16:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так именно давалась присяга на суде обвиняемыми. Ответ их на заклинательные слова судьи, выраженный словами: или аминь, или да будет так, или ты сказал, означал принятие присяги, т. е. формальное засвидетельствование истинности своих слов именем Самого Бога. Что касается апостолов, то величайший из них, именно св. ап. Павел, неоднократно призывает в посланиях своих Самого Бога во свидетели истинности своих слов. Так, например, в своем Послании к Римлянам, вынуждаясь возможно более уверить их в своей любви к ним и в своей заботливости о них, апостол говорит: «Свидетель мне Бог , Которому служу духовным в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим.1:9 ). Во втором своем Послании к Коринфянам апостол этот, чтобы окончательно рассеять их недоумения касательно причин неприбытия своего в Коринф, пишет: «Бога призываю во свидетели, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ). В Послании к Филиппийцам, чтобы наиболее ободрить и утешить их, св. ап. Павел говорит: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Флп.1:8 ). Мало того: из посланий того же апостола можно видеть, что и самые первые христиане прибегали к клятве в случаях необходимости. В Послании к Евреям вот что между прочим пишет св. ап. Павел: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор» ( Евр.6:16 ). Апостол, однако, не нашел нужным оговориться, что из этих людей, употребляющих клятву, исключаются лишь христиане, а это непременно он сделал бы, если бы неупотребление клятвы составляло одну из отличительнейших особенностей христиан. Затем, в Первом своем послании к Тимофею, в числе разных грешников поставляя и клятвопреступников, ап. Павел уже тем самым говорит, что с его точки зрения благочестивая клятва не преступна и что среди христиан она употреблялась в случаях особенной нужды. (См. брошюру проф. А. Гусева «Законность клятвы и присяги»). вв) Клятва, или присяга, издревле употребляется в Церкви Христовой в делах важных и необходимых. По словам Тертуллиана , писателя III века, древние христиане по известному образцу произносили клятвенное обещание 20 . Св. Златоуст говорит, что древле клялись в церкви пред Священною Трапезою и пред Евангелием. У греков, при воцарении императора, произносима была всенародная присяга царю. По сказанию Никифора Грегораса (1365 г.), весь народ римский при воцарении Андроника Юного, или III, дал торжественную ему клятву. Патриарх же и собор священнослужителей заключили свою клятву в письмена, обещав, что как сами они, так и преемники их в управлении церковном будут хранить его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5. 2-е послание к Коринфянам. Вслед за первым посланием, Апостол отправил в Коринф Тита с двоякой целью: чтобы узнать, какое оно произвело действие; и чтобы, между прочим, собрать милостыню в пользу бедных Христиан Палестинских ( 2Кор. 8:6 ). Тит, по возвращении своем, уведомил, что послание принято с благоговением, злоупотребления исправлены, но некоторые лжеучители, из того обстоятельства, что Апостол, обещавшись быть к ним лично ( Деян. 19:21 ), писал только послание, стараются выводить такое заключение, будто Павел боязлив, не тверд в своих обещаниях, а, следовательно, (говорили они) и в учении. Чтобы отклонить эти подозрения, Апостол излагает причины, по которым он не мог быть в Коринфе (гл. 1, 2); указывает на преимущества Нового Завета и его служителей (гл. 3–5); убеждает Коринфян жить свято, и быть щедрыми к бедным (гл. 6–9); распространяется о своих Апостольских трудах, бедствиях и откровениях (гл. 10–12); и угрожает, по прибытии своем к ним, употребить строгость (гл. 13). Это новое послание отправлено было на одном году с первым, с Титом же и Лукою, из Македонии, когда сам Апостол был уже на пути в Коринф. 6. Послание к Римлянам. Из Коринфа отправлено было послание к Римлянам в следующем году, когда апостол Павел с милостыней, собранной в Ахаии и Македонии ( Рим. 15:25, 26 ), направлял путь к Иерусалиму, и из Иерусалима намеревался побывать в Риме ( Деян. 19:21 ; Рим. 15:23 ). Повод к написанию его, кроме желания видеть Римскую церковь , подал, возникший в ней, спор между Христианами из Иудеев и из язычников о том, которые из них более имеют права на оправдание пред Богом? Апостол вразумляет, что ни язычник своей мудростью, ни Иудей исполнением Моисеева закона не в состоянии оправдать себя перед Богом ( Рим. 1:1–3:20 ). А спасти может только вера в Иисуса Христа, которая одна приобретает благоволение Божие, равно, как Иудею, так и язычнику ( Рим. 3:21–11:36 ). После этого, преподает наставления, касающиеся Христианской нравственности (гл. 12–14). Эго послание, писанное со слов Апостола Терцием, отправлено было в Рим с Фивой, диакониссой церкви, находившейся в Кенхреях, в восточной пристани Коринфской, со стороны Эгейского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. … 1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. 2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? 3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. 4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели святой Павел говорит сначала о внутреннем свидетельстве, какое каждый христианин имеет в своем сердце относительно верности и непреложности христианского учения (ст.21–22). Сказав перед тем, что слово наше или евангельская проповедь не было то “да”, то “нет” (ст.18), т. е. что мы не учили иногда тому, а иногда другому, но всегда одному и тому же, потому что истины веры в Сына Божия, проповедуемые нами, неизменны и постоянны, — апостол тотчас прибавляет, что Сам Бог утверждает и подкрепляет апостолов и вместе всех христиан в вере во Христа. Каким образом? Помазанием, печатью даров Святого Духа, которыми мы запечатлены в таинстве миропомазания (ср. 1 Иоан. 2:20–21 ). Это внутреннее свидетельство, утверждая нас в непреложности истин Евангелия, служит в то же время залогом, удостоверяющим нас в получении вечных благ, обещанных Богом. Далее апостол указывает на причину, удержавшую его от вторичного посещения Коринфа и заключавшуюся в глубокой скорби о беспорядках, которые произошли между коринфянами в его отсутствие и за которые следовало бы их отечески наказать, но любвеобильная душа апостола щадила заблудших: “ щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею ” (ст.23–24). Что говорят те, которые не верят в Триединого Бога?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иоасаф же ему возразил: " Как это может быть? Ты на вид кажешься лет семидесяти, а говоришь, что тебе сорок пять лет? Мне кажется, что в этом случае твои слова неистинны " . " Если ты,— отвечал Варлаам,— спрашиваешь, сколько мне лет от рождения, то ты верно определил, что мне около семидесяти лет. Но я вовсе не включаю в годы своей жизни то время, которое я прожил в мирской суете. Ибо, когда я жил плотью, порабощенный грехами, то духовно был мертв, так что я никоим образом не могу годы смерти включить в годы жизни. С тех же пор, как для меня мир распят и я для мира (Гал. 6, 14), сбросив с себя прежняго человека, растлеваемаго страстями, уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня (Гал. 2, 20). Годы, прожитые мною в такой жизни, я и называю годами спасения, прожито же их мною около сорока пяти. Потому-то я и определил тебе свой возраст этим числом и, как видишь, вполне согласно с разумом и сообразно с целью своей жизни. Отныне и ты веди такой счет на том основании, что чуждые всего добраго, живущие во грехе, тратящие свою жизнь на позорныя, страстныя удовольствия суть подлинные мертвецы, неспособные к истинной жизнедеятельности. Один мудрец совершенно справедливо назвал грех вечною смертью. Апостол говорит: Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такия дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец— жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий— жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 20, 23) " . Услышав это, Иоасаф говорит: " Так как ты не включил времени, прожитаго тобою в угождение плоти, в годы своей жизни, то и смерть, которою умирают все, по-твоему не следует считать смертью " ? " Без сомнения,— отвечал старец.— В этом случае я разсуждаю по предыдущему и ничуть не боюсь сей временной смерти и даже не называю ея смертью, если она постигнет меня на пути исполнения заповеди Господа, а считаю это скорее переходом от смерти в лучшую, совершеннейшую жизнь, сокровенную во Христе. Святые, желавшие достигнуть вечной жизни, весьма тяготились настоящею земною, почему Апостол говорит: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Коринф. 5,1, 5). И в другом месте: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). И опять: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Филип. 1, 23). Пророк восклицает: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41, 3 ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

   Посему, о чем говорит Писание, что Сын приял, говорит сие ради тела Его; а тело сие есть на­чаток Церкви; ибо сказано: начаток Христос (1 Коринф. XV, 23). Поелику же Начаток приял имя, еже паче всякаго имене, то силою Его совос­крешено и спосаждено и смешение (1 Коринф. V:7), по сказанному: с Ним воскреси и спосади (Ефес. II. 6). Посему-то и люди прияли благодать имено­ваться богами и сынами Божиими. Итак, Господь сперва воскресил из мертвых и вознес в Себе тело Свое, а потом воскрешает и члены тела Сво­его, да им, как Бог, дарует все, чтò Сам приял, как человек. Посему, Сам Себе дарует жизнь, Сам Себя святит и Сам Себя возносит. Когда же говорится, что Отец освятил Его, и воскресил Его, и даровал Ему имя, еже паче всякаго имене, и дал Ему жизнь,-явно, что чрез Него тво­рит все Отец: чрез Него воскрешает Его, чрез Него святит Его, чрез Него возносит Его, чрез Него дает Ему жизнь. И когда дух Свой предает в руки Отца, предает Себя Богу, как человек, да предаст Богу всех чело­веков; потомучто Он есть рука и руце Отца. И когда говорит: прежде всех, холмов рождает Мя (Притч. VIII:25), говорит сие от лица Церкви, которая первоначально создана, а потом раждается от Бога. Почему, в притче сперва сказано: Господ созда Мя (22), а впоследствии: родил (25).     Если Писание говорит об Отце: не Бог ли един созда нас, (Малах. II:10), то подобно сему говорит и о Сыне, яко Тем создана быша всяческая (Ко­лос. I, 16). А то же говорится и о Святом Духе. Отымеши, сказано, дух их, и изчезнут, и в перст свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. CIII, 29—30).     И если Сын об Отце говорит Петру: блажен ecu, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех (Матф. XVI:17), то и о Себе говорит то же самое: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. X:22). А Па­вел подобно сему говорит и о Святом Духе: нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живу­щий, в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Коринф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010