134. Под сокровищем разумеется мудрая речь, безследно «проглатываемая» глупыми людьми, слушающими ее без внимания и приложения к жизни. Ср. Прем. Сир. 21:18. 135. Срав. 13, 3. 136. Срав. 15, 8. 137. Т. е. человек, охраняемый законом и покорный заповеди, запрещающей лжесвидетельство (Исх. 20:16), будет говорить правду на суде свободно. 138. Разумеются беззастенчивость и нахальство нечестивых, нестыдящихся своих дурных дел, и смирение праведников. 139. Т. е. не внимая наказанию других, сами потом подвергаются тому же. Ср. 19, 25. 140. 2 Коринф. 9:7 ст. 141. Ср. прим. к 18, 16. 142. φαιρεται ­ по слав. погубляет. Но гл. φαιρω значит: спасаю, освобождаю, обладаю. Здесь может разуметься нравственное обладание, т. е. блогодетельное влияние милостыни на пользующихся ею. 143. В греч. тексте ват. и алекс. код. нет слов: в путях своих. — Они есть в 68, 161, 249 и комил. изд. 144. В греч. списках нет чтения: людьми своими, в слав. (люди свои). 145. Ασθησιν т. е. жизнь и живущих сообразно с истинным богооткровенным знанием. Срав. Пр. 1, 7. 29—33. 2, 10—12. 146. Т. е. слова людей мудрых и богобоязненных, а равно и слова закона Господня. 147. В греч. списках ед. число παρανμου, в слав. множественное. 148. Слова: «отгоняет» нет в греч. тексте. 149. Επ λασσονι — букв. ради малого. Следуем слав. переводу и контексту. 150. В ват. и алекс. μν λγον — ед. ч., в 68, 106, 109, 147…, альд., компл., — μν λγων ­ слав. моя словеса. 151. Слов на них нет в общепринятом греч. тексте; они находятся лишь в 23 и 253. 152. В греч. тексте ват. и алекс. соотв. слову: «смысл» нет, но есть: κα ννοιαν в 68, 161, 258 и альд. изд. 153. В списках алекс. код. есть чтение λγοις, с коим согласовано προβαλλομνοις. Этим чтением, соотв. славянск., пользуемся. В общеупотребительном тексте λγους. 154. У городских ворот производился суд. 155. Срав. 6, 1—5. 17, 18 ст. 156. Разумеются здесь межи в полях. Срав. Пр. 23, 10. 157. ζω — букв. жизнь, но значит: средство жизни, пропитание. Этим значением, в уклонение от слав. перевода, пользуемся.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Наиболее основательные данные о состоянии старостильного раскола за всю историю его существования были получены после того, как второй заместитель председателя греческого правительства Д. Патилис издал распоряжение 1330 от 16 октября 1969 года, обращённое к главам органов исполнительной власти (номархам) и полиции о сборе сведений, касающихся количества клира и мирян у схизматиков. Поскольку более позднего изучения данного вопроса не приводилось, полученные в 1969 году данные представляют несомненную ценность и сегодня, ибо они дают возможность оценить масштабы и динамику распространения старостильного раскола на территории Греции. Согласно данным номархов, в конце 1969 года в Греции состояние старостильничества было следующим 1062 : Номы (области) Количество человек Клирики Монастыри Монахи Монахини 1. Аттика 10.629 2. Артис 3. Этолония 4. Арголидос 5. Архэфс 6. Ардакис 7. Виотиас 8. Гревенон 9. Драмас 10. Додеканес 11. Эввиас 12. Эврос 13. Эвританиас 14. Закинф 15. Илия 16. Имафиас 17. Ираклия 18. Фессалоники 11.000 19. Феспортиас 20. Иоанниос 21. Керкирас 22. Козанис 23. Коринф 24. Кавала 25. Килкис 26. Киклада 27. Касториас 28. Кефалиниас 29. Кардицис 30. Ларисис 31. Ласифия 32. о. Лесбос 33. Левкадос 34. Лакониас 35. Магнезиас 36. Мессианиас 37. Ксанфис 38. Пиреи 10.050 39. Превезис 40. Пеллис 41. Пиериас 42. Рефимнис 43. Родопис 44. Серрон 45. о. Самос 46. Трикалон 47. Фтиотидос 48. Фокидос 49. Флоринис 50. Ханион 51. о. Хиос 52. Халкидикис 57.229 Помимо учёта старостильничества государственными административными органами, собственный независимый подсчёт количества последователей раскола провела в 1969 году и Элладская Православная Церковь . Результаты церковного сбора данных представились следующими 1063 : Митрополия Архи-ереи Диа-коны Мона-хи Мона-хини Хра-мы Мона-стыри Ски-ты Кол-во чело-век Афинская Этолийская Александруполийская Арголидская Артская Верийская Аттикийская Горитинийская Гревенонская Гифийская Димитриадская Драмская Дриинуполийская Дидимотихийская

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудно сказать, была или нет книга Еноха в руках Климента Римского , оставившего нам два послания к Коринфянам, написание которых ученые относят к концу первого века; прямых заимствований из апокрифа здесь нет, но есть отдельные места (Клим. 1 Коринф. 20 гл. ср. Ен.69:15–21) и выражения (вроде – избранные вместо праведные и Владыка духов), происхождение которых можно объяснить заимствованием у псевдо-Еноха. Укажем еще на одно обстоятельство: в 1 послании (23 гл.) есть одна цитата из Писания, повторяющаяся и во 2 послании (11 гл.) – цитата, заимствованная по словам ученых не из библейских книг; заповедуя праведникам не отчаиваться в получении славных даров и наград Божиих, Климент прибавляет: «да будет далеко от нас сказанное в Писании, где оно говорит: несчастны двоедушные, колеблющиеся душою и говорящие: это (обещание благ) мы слышали и во время отцев наших, и вот мы состарились, но ничего такого с нами не случилось» 301 . Читая нравоучительный отдел книги Еноха и особенно 9–15 стихи 103 главы, легко склоняешься к мысли, не заимствовал ли Климент приведенные слова Писания из книги Еноха, но только слов этих, как и многого другого, не сохранилось в апокрифе. Такую, правду сказать, смелую догадку мы позволяем себе высказать на том основании, что раскрываемый Климентом вопрос о несоответствии между праведностью и благоденствием ни в одной библейской книге не затрагивается так определенно и смело, как в книге Еноха. Цель нашей догадки не стремление непременно доказать связь Климента с книгою Еноха, а желание пособить в разрешении недоуменного для ученых вопроса: что это за писание, из которого Климент заимствовал вышеприведенные слова? Пастырь Ермы, написанный в конце 1 или в самом начале 2 века 302 , обнаруживает самое близкое сходство с книгою Еноха. Сходство это можно объяснить отчасти общею библейско-литературною формою обоих произведений, так как между всеми апокалипсисами замечается тесное родство; вследствие этого Пастырь Ермы имеет кое-что общего со всеми известными апокалипсисами, например, книгой пророка Даниила, Откровением Иоанна Богослова и 3 книгой Ездры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

    Стих 37. Господни есть заповеди. Указывает на особенное откровение Божие, бывшее ему; потому что в Евангелии нигде мы не находим заповеди об употреблении даров духовных.     Стих 38. Кто не разумеет, да не разумевает. Кто из вас найдётся такой, кото­рый не признает сказанного мною за Божии заповеди и не захочет подчиниться им, тот пусть и останется неразумным (Откр. 22:11), в своем ложном убеждении: я не считаю нужным спорить с ним (11:16).     Примечание. Стих 39 есть вывод сказанного в первых 25-ти стихах; стих 40 подытоживает 26—35 стихи. Первые стихи говорят о сущности и значении даров языка и пророчества, последние — об употреблении их. Четвертая часть. Учение о воскресении мертвых и заключительныя наставления (главы 15 и 16)   В Коринфе были сомневающиеся в воскресении мертвых или объяснявшие его аллегорически. Апостол убеждает в этой истине многими доказатель­ствами, более же всего связью ея с другими истинами Евангелия, и указы­вает образ воскресения тел в видимой природе. В итоге обещает прийти в Коринф и приветствует верующих от себя и от других.    1) Учение о воскресении мертвых (15:1—58).   Учение о воскресении мертвых хотя не было присуще исключительно Христианству, но в нём только оно достигло той ясности и определённости, в какой мы имеем его теперь. Следуя учению Своего Божественного Учителя и на основании Его чудесного воскресения, Апостолы внесли и в сам символ учение о воскресении мёртвых (Евр. 6:2). Но новому учению и среди евреев встречались противоглаголющие (Лк. 20:27; Деян. 23:8), и ещё более, конеч­но, и сильнее противоглаголать должны были язычники, у которых и учение о безсмертии души не было признаваемо за истину (Деян. 17:18,32). Поэтому нет ничего удивительнаго, что многие из новообращённых язычников Цер­кви Коринфской и сами не понимали учения о воскресении мёртвых, и дру­гих колебали в вере. Апостол Павел, напоминая Коринфянам Евангелие, проповеданное им, требует, чтобы они были тверды и непоколебимы в этом учении, и представляет целый ряд доказательств для утверждения их в вере в воскресение мёртвых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, не будем отчаиваться. Но имея такие побуждения, такие добрые надежды, если и каждодневно согрешаем, будем приступать с прошением, молением и требованием отпущения грехов. Таким образом, и на грех будем уже более косны, и дьявола прогоним, и милосердие Божие призовем, и будущих благ достигнем благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 23 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА XXIII. Не судите, да не судими будете (VII, 1).       1. Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или - лучше - Христос чрез Павла: ты почто осуждаеши брата твоего? Или: ты что уничижаеши брата твоего? Ты кто еси судяй чуждему рабу (Рим. XIV, 10 и 4)? И опять: темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Коринф. IV, 5). Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: обличи, запрети, умоли (2 Тимоф. IV, 2)? И еще: согрешающих пред всеми обличай (1 Тимоф. V, 20)? Равным образом, и Христос говорит Петру: иди, обличи его между тобою и тем единем. Аще ли не послушает, возьми с собою другого, если же и при этом не уступает, повеждь Церкви (Матф. XVIII, 15-17)? И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, всуе получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Цель речи – расположить коринфян к милостыне в пользу иерусалимских христиан, которым более других приходилось терпеть от фанатизма иудеев. Раздел первый. Побуждения к благотворительности на разных примерах (8:1–15) I . По буждение примером македонян (8:1– 6) Достойно удивления, что по этому случаю замечается в Македонии (ст. 1). Там щедрость прямо пропорциональна их собственной нужде (ст. 2), так что они доброхотны сверх своих сил (ст. 3). Не выпрашивать надо было у них милостыню, а лишь не обижать отказом – принять (ст. 4). Ради дела Божия, они готовы были отдать все (ст. 5). То же хорошо было бы делать и вам, а потому я посылаю к вам Тита, который ранее уже начал у вас этот сбор, так пусть он его и окончит (ст. 6). II. Другие, более близкие коринфянам побуждения, к щедрому собиранию милостыни (8:7–15) A). При прочих добрых качествах, не следует им отставать от других христиан ив этой добродетели (8:7–9) Зову вас к этому совершенству (ст. 7) не силою повеления, а лишь указывая на усердие других, чтобы возбудить вашу ревность к милостыне (ст. 8), ибо и Христос всего Себя лишил, что свойственно Ему было по Его природе, для нашего обогащения (ст. 9). Б). Дело милости не ново для них, уж начали, остается лишь кончить (8:10–11) Вы хотели это делать еще в прошлом году (ст. 10), а теперь уже закончите, как того хотели ранее (ст. 11). B). Не чрезмерное что требуется, а кто что может (8:12–15) Давайте не сверх сил (ст. 12), дабы было уравнение у неимущего с имущим излишек (ст. 13–14), как было при собирании манны, там Сам Господь распределял, сколько кому было надо (ст. 15). Раздел второй. Распоряжение Апостола послать в Коринф Тита с другими двумя братьями (8:16–9:5) Чтобы не было замедления в сборе милостыни, святой Павел рассудил послать для этой цели Тита с двумя братьями. Извещая теперь об этом коринфян, Апостол считает нужным сказать I . Кто посылаемые (8:16– 24) Прежде всего, идет Тит (ст. 16), который взялся за это дело по своему усердию (ст. 17), а с ним еще брат, спутник, которого мне указала Церковь специально для этого дела (ст. 18–19), того требовала осторожность, чтобы ввиду обильно собираемой милостыни, не было какого нарекания (ст. 20–21). К ним присоединяю и еще одного брата, тоже избранного Церковью для этого дела (ст. 22). Тит – от меня, а те двое – от Церквей, их я и прошу принять с почетом и уважением, дабы не напрасною была моя похвала вами (ст. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Призови, Мя в день скорби твоея, и изму тя, говорит Господь ( Пс.49:15 ). Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). Аминь. Беседа XVII. О третьей заповеди Кроме грехов богохуления, кощунства и ропота на Бога, о которых говорили мы с вами, братие, в предшествующих беседах, к грехам против третьей заповеди относится также невнимательность к молитве, т.е. когда молятся Богу без внимания, произносят слова одними устами, а сердцем далеко отстоят от Бога, и следовательно произносят имя Божие с нарушением благоговения. Пред объяснением молитвы Господней мы подробно беседовали с вами, братие, о молитве и о том, как нужно молиться. Посему, чтобы не повторять прежде сказанного, перейдем к объяснению других грехов против третьей заповеди, а именно ложной клятвы, клятвопреступления, божбы и нарушения обетов. Клятва или присяга, братие, есть призывание Бога в свидетеля истины наших слов или нашего обещания. Она установлена и освящена Самим Богом для народа израильского. Господа Бога твоего да убоишься, заповедал Господь чрез пророка Моисея, и Тому Единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленишися ( Втор.10:20 ). Слово Божие представляет нам много примеров употребления ее как в ветхом, так и в новом завете. Ею клялись патриархи, пророки, апостолы, ею клянется и Сам Господь. Напр. патриарх Авраам клялся царю Содомскому ( Быт.7:14,22 ), клялся прор. Моисей и царь Давид ( Нав.14:9 ; 1Цар.24:28 ). Св. апостол Павел в своих посланиях многократно призывает Бога в свидетеля. Свидетель бо ми есть Бог, писал он Римлянам, Ему же служу духом моим в благовествовании Сына Его, яко безпрестани память о вас творю ( Рим.1:9 ). Он же писал Коринфянам аз же свидетеля Бога призываю на мою душу, яко щадя вас ктому не приидох в Коринф ( 2Кор. 1:23 ); Филипийцам свидетель ми есть Бог, яко люблю всех вас ( Флп.1:8 ) и др. Сам Бог, снисходя к немощи человеческой, в откровениях Своих употреблял клятву. Мною Самем кляхся, читаем в книге Бытия, глаголет Господь, воистинну благословя благословдю тя ( Быт.22:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

14 Несколько строк, находящихся затем в памятнике, Гарнак опускает, так как они стоять вне связи с последующим. 15 „К нам“, т.е., апостолам. Нужно сказать, что в памятнике та или другая тирада влагается в уста того или другого из апостолов. Но Гарнак, печатая текст в сочинении: die Quellen und s. w. опускает имена апостолов, потому что считает эти имена позднейшим привнесением в первоначальный текст. 16 О случае с Марией, сестрой Марфы, о котором здесь упоминается, неизвестно ничего в древнецерковной литературе; ни один апокриф не говорить об этом. Апокрифическое изречение Господа: „слабое спасается …“ встречается единственно только в этом памятнике. Думают, что оно заимствуется из, так называемого, евангелия Египтян. 17 Мысль всей этой (8-й) главы такая: женщины не должны участвовать в богослужении, в качестве служебных лиц, ибо, во 1-х, Христос, установляя Евхаристию, повелел совершать это таинство лишь апостолам (след. лицам мужского пола), а во 2-х, женщины обязаны молиться сидя, а не стоя, почему они и не могут служить при алтаре, где служба требует стояния. Такого правила о сидении женщин во время молитвы от древности не дошло до нас. 20 Можно пожалуй указать на одну параллель, которая впрочем относится не к избранию епископа, но однако же все же эта параллель касается сродного предмета – об отношениях церковного устройства. В 96 году в Коринфской церкви возникли беспорядки в церковном управлении; когда Римская церковь узнала об этом, то она послала туда не только письмо, но также трех избранных мужей – в предположении, что эти три мужа будут приняты родственною церковью, как лица облеченные известными определенными правами (1 послан. Климента к Коринф., гл. 63. 65). 23 Вопрос о времени происхождения данных документов Гарнак решает, как мы видели, и в другом сочинении, но там определяет термин, позже которого не могли произойти документы, а здесь – термин, раньше которого появление их немыслимо. Читать далее Источник: Лебедев А.П. Так называемые церковные каноны (Canones ecclesiastici) и их значение в вопросе о церковных должностях в древности.//Прибавления к Творениям св. Отцов, 1887. Ч. 40. Кн. 4. 375-437 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Послание святого апостола Павла к Титу Сведения о святом Тите Исторические сведения о лице св. Тита весьма скудны. Книга Деяний о нем совсем ничего не говорит. Знаем мы о нем лишь по посланиям св. апостола Павла и из преданий. Первое упоминание о нем мы находим в послании к Галатам (2:3), где говорится, что он сопровождал св. апостола Павла на апостольский собор, бывший в Иерусалиме. Оттуда мы узнаем, что он был по происхождению эллин, язычник, а предание добавляет, что он был родом с острова Крита, происходя из тамошнего царского рода, был любителем мудрости и ревнителем благочестия не по-язычески и девственник не по-язычески (Поел. св. Игнатия к Филадельф.). По преданию, Тит был послан своим дядею, анфипатом Критским, в Иерусалим во время земной жизни Господа, беседовал там с Господом и св. апостолами и видел дивные знамения (см. Ин. 12:20-22), был свидетелем крестной смерти Господа, удостоверился в истине Его Воскресения и находился в числе критян, слышавших, как св. апостолы в день Пятидесятницы, по сошествии на них Святого Духа, говорили по-критски. Все это он возвестил, возвратившись в Крит, своим соотечественникам. Оттуда, будучи уже верующим, он отправился в Антиохию и сделался преданнейшим учеником и спутником св. апостола Павла. Какие крепкие узы взаимной любви связывали великого апостола с Титом, видно из того, что он говорит о нем во втором послании к Коринфянам 8:23: " это мой товарищ и сотрудник " . Вероятно, Тит сопровождал св. апостола во время его второго путешествия, когда обращены были галаты, ибо в послании к Галатам св. апостол говорит о Тите как о лице, им известном (Гал. 2:1-3). Тит находился при св. апостоле Павле и во время его третьего путешествия, ибо св. Павел посылал его из Ефеса в Коринф с важным поручением — узнать о впечатлении, какое произвело на коринфян его первое послание, и устроить дела Коринфской церкви (2 Кор. 2:12-13; 7:13-15). Когда же, вследствие полученных от Тита известий, апостол написал второе послание к Коринфянам, то с этим посланием он отправил опять Тита же, поручив ему собрать милостыню в пользу бедствующих церквей палестинских (2 Кор.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

дал залог. Залог первый взнос в обеспечение выплаты всей суммы. Бог даровал верующим Святой Дух как залог полного спасения, которому еще предстоит стать реальностью. Это означает, что христиане несут в себе небесную жизнь еще здесь, на земле (5,5; Рим. 8,23 ; Еф. 1,14 ). 1 Бога призываю во свидетели на душу мою. Павел клянется, дабы убедить коринфян в своей искренности. Его слова означают: «Если я говорю неправду, пусть Бог возьмет мою душу». щадя вас. Предстоящий визит Павла будет в силе и власти Господа (10,3.4; 13,2–4.10), и он дает коринфянам возможность покаяться. Именно поэтому апостол переменил свои намерения и не посетил Коринф, перед тем как направиться в Македонию, а не по причине колебаний или робости. Глава 2 2 не приходить к вам опять с огорчением. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 2 Это самое и писал я вам. После «огорчительного» посещения (ст. 1) Павел направил коринфской церкви послание, полное упреков, которое доставил Тит (2,13; 7,6.7.13.14). 2 От великой скорби... я писал вам. Павел продолжает здесь тему, поднятую в так называемом «строгом послании» (не сохранившемся до наших дней), которое он отправил в укоризну коринфской общине после кратковременного, тягостного посещения (Введение: Время и обстоятельства написания). не для того, чтобы огорчить вас. Отправляя «строгое послание», Павел хотел показать, что его любовь к коринфским христианам глубока и он всегда озабочен их подлинными интересами, даже если это бывает связано с временным огорчением для них и для него самого. 2 Если же кто огорчил. Возможно, эта указание на упомянутого в 1Кор. 5,1–8 человека, который имел женой жену своего отца. 2 наказания от многих. По-видимому, то ли после отбытия Павла, то ли после прибытия Тита со «строгим посланием» коринфяне применили к согрешившему церковное наказание (ср. Мф. 18,15–20 ). 2:7 Церковное наказание должно прекратиться после искреннего раскаяния грешника в содеянном. Цель наказания везде и всегда устранить грех и достичь примирения. 2 от лица Христова. Тема прощения часто возникает в этом послании. Все человеческие поступки совершаются не втайне, а перед лицом Христа, Церкви. Если Христос, а за Ним и Павел простили согрешившего, то и коринфянам следует поступить так же (ср. Мф. 16,19 ; Ин. 20,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010