Однако, если история не может прямо подойти к воскресению, то вера в него все-таки поддается исследованию. История может изобразить зарождение и развитие этой веры; ей дано рассмотреть евангельские рассказы о воскресении, высказаться и о литературной их стороне и о внутреннем смысле, и, наконец, сопоставить с этими положительными данными различные гипотезы, выдвинутые для объяснения веры в воскресшего Иисуса. Чтобы фиксировать все наши данные, мы вкратце повторим четыре евангельских рассказа о воскресении. 1) Мф 28 . На рассвете первого дня Мария Магдалина и «другая Мария» идут ко гробу. Им является ангел и возвещает воскресение Иисуса. Они уходят и встречают Самого Иисуса. Он велит им объявить ученикам, чтобы они шли в Галилею, где увидят Его. Одиннадцать идут в Галилею: в указанном месте они видят Учителя. 2) Мк 16 . Утром первого дня недели Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея находят пустую гробницу, внутри которой сидит ангел; он возвещает женщинам воскресение и велит сказать ученикам, что они увидят Иисуса в Галилее. Воскресший Иисус является Марии Магдалине, которая сообщает о воскресении полным недоверия ученикам. Затем Иисус показывается двум ученикам, идущим в селение. Наконец, Он является собравшимся одиннадцати и упрекает их за неверие. 3)Лк 40;4. На заре первого дня недели женщины, неся благовония, направляются ко гробу и находят его пустым. Они сообщают об этом ученикам, но те им не верят. Петр идет ко гробу и удостоверяется, что он пуст. Вечером, по пути в Эммаус, двое учеников идут с Иисусом, беседуют с Ним и узнают Его в доме, при преломлении хлеба. В тот же день Иисус является Петру, затем одиннадцати, собравшимся в Иерусалиме. Он заставляет их удостовериться, что Он не призрак: Он ест с ними. 4)Ио 20 – 21. На рассвете первого дня недели Мария Магдалина находит пустой гроб с отваленным камнем. Она предупреждает Петра и «ученика, которого любил Иисус». Они спешат к гробнице, видят сложенные пелены и возвращаются. Мария, оставшаяся у гроба, видит сначала двух ангелов внутри пещеры: они говорят ей о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святителю, ставившему патриарха, в момент прибытия его к Успенскому собору устраивалась духовенством торжественная встреча, при колокольном звоне. Затем прибывший святитель прикладывался к образам, мощам святителей и шел на уготованное среди собора место облачаться. Поставляемый же в патриархи облачался в приделе Похвалы Преч. Богородицы, a все остальныя сослужащия духовныя лица облачались «во освященная одежда, в алтаре, по чину». Дальнейшее чередование действий уже излагается нашим документом, текст которого мы и приводим. л. 1 освященная одежда в олтаре. И пот(ом ег?)да будет время благочести(вый?) и христолюбивый царь и великии князь Василеи Иванович всеа русии самодержец ( ) из своих царских полат в соборную церковь пречистые богородицы со всеми князи и з боляры и з дворя (ны?), и пришед в церковь пречистые богородицы и зна(меновался?) у (о)бразов и у великих Чудотворцов петра и (Ио?)ны восходит на то уготованное ме(сто?). Также и митрополиту взыти и сести на уготованном месте от себя с левые стороны; также и митрополитом и архиепискупом и епискупом и игуменом повелит сести на своих местех по обычею: и посадя по местом, по обычею церковному, ходят по них архидиякон да протодиакон. Потом благочестивый государь царь и великии князь Василеи Иванович всеа русии самодержец и митрополит ноугородцкой посылают по новонареченново патриарха к похвале пречистые богородицы протопопа да протодиякона и поставят его пред орлом ( ). л. 2, где сидят архиепискупы и епискупы лицем к благочестивому царю и великому князю Василию Ивановичу всеа русии и к митрополиту и мало приклонся. И митрополит встав и руку простер знамяно(ва?) его крестообразно, глаголя сице: благодать Пресвятого Духа да будет с тобою; и новопоставленный патриарх восход(ит?) на уготованное место к благочестивому Государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа русии и к митрополиту и станет против царя и митрополита. И новопоставленный патриарх и митрополит здравствуют государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа русии самодержцу, а благочестивый государь и великии князь Василей Иванович всеа русии (л. 3) и весь освященный собор и бояре здравствуют благочестивому государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа русии и патриарху. И потом новопоставленный патриарх поклонився до полу отходит к Похвале Пречистые Богородицы и дожидаетца у Похвалы, и до обедни. А благочестивый и христолюбивый царь и великии князь Василий Иванович всеа русии пойдет, благословясь у митрополита, с того уготованново места на свое царское место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Это были люди с противоположной церковной настроенностью, которые с каким-то особым рвением охраняли в это время единство церкви. Именно, в это время значительная часть русского церковного общества особенно сильно почувствовала, как ей близка церковь и как ей дорого церковное единство. Ни смерть, ни заключение, ни невероятно тяжелые переживания на свободе не заставили этих людей изменить церковной власти. В числе верных сынов Русской церкви оказались: 1) подавляющее число церковного народа, 2) огромная часть иерархии 3) и, увы, в первое время, лишь ничтожная часть белого клира. В эти трудные моменты церковной жизни особенно как-то почувствовалось все величие исповедничества, когда люди без фразы и позы принимали суровую действительность, как ниспосланные испытания. В этом настроении была великая сила, которая не только облегчала испытания, но и примиряла с ними. Безгранично более мучительно, по сравнению с личными переживаниями, было видеть разрушение церковной организации, безрассудно преданной зарубежными политиканами и внутренними изменниками. Сын Человеческий шел на вольную страсть «по предназначению», но и Он сказал: «горе тому человеку, которым Он предается!» Мужественно перенося исключительные испытания, исповедники этого времени повторяли, в иных, может быть, выражениях смысл этой фразы, и относили ее, как к живо-церковным отщепенцам, так и к зарубежным политиканам. III Кризис церковной смуты в России и ее дальнейший рост за рубежом (1923 г.) «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ио. XVII, 21). «Ибо так будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Св. Дусе, Отец и Сын и Св. Дух» Единство верующих есть главный завет Основателя церкви и, следовательно, основной закон ее, как общества верующих во Христа. Единство это достигается «единомыслием» церковного общества. 34-ое Апостольское правило указывает и средство для достижения такого единомыслия. Оно достигается канонически установленными взаимоотношениями в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я милости хочу, а не жертвы», – возглашал Господь устами пророка Осии. А чтобы иметь доступ к Божию милосердию, все – и иудеи и язычники – все равно должны признать себя грешниками, ибо «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (ср. Рим. гл. 2). «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 11 гл.). «Нет лицеприятия у Бога», – говорят апп. Петр и Павел. Новый Завет возвещает нам Благую Весть о бесконечном милосердии Божием. Христос состраждет всем: пред Ним ученые члены синедриона, пред Ним кающиеся грешники – мытари и блудницы, пред Ним чуждые евреям самарянка, хананеянка и римский сотник. Иисус Христос указывает, что чувство милосердия должно сближать с каждым человеком в беде, которого я встречаю на своем пути, и исполнять жалостью к тем, кто наносит мне обиды. Христианин не может затворять свое сердце от брата, находящегося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Ио. 3:17). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – говорит нам Господь. Совершенство, которого требует от нас Христос, согласно сегодняшнему Евангельскому чтению, должно заключаться, прежде всего, в обязанности «быть милосердным». Милосердие – это сострадание и прощение. Слово милосердие указывает на чувство преданности, на духовную связь между людьми, предполагающую верность Богу. Милосердие – это не просто проявление инстинктивной доброты, это жизнь в Боге, милующем нас, это – как бы ответ на наш внутренний долг перед Богом. Аминь. Неделя 19-я по Пятидесятнице «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – поучает нас Господь. В этом наставлении заключается азбучное правило христианской нравственности. Если ты ожидаешь внимательного к себе отношения, будь внимателен к переживаниям, скорбям и нуждам других; если от других ожидаешь уважения, сам научись оберегать чужую честь и бытовые интересы других людей. Не желаешь ты себе зла? смотри и другим зла не только не твори, но и не желай, – ибо в какой-то момент жизни другому тобою творимое и, даже, только желаемое зло обратится на твою голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Боспором назовется в честь тебя. Оставив за собой поля Европы, На материк Асийский вступишь ты… Странствие Ио. Карта составлена по тексту трагедии Эсхила. Печатается по изд: Aeschylus. Prometheus Bound/ed. M. Griffith – Cambridge, 1983. P.VI. 1. р. Фермодонт 2. Халибы (действительное расположение) 3. р. Фасис (действительное расположение) 4. Кавказские горы (действительное расположение) 5. Истм Киммерийский 6. В действительности р. Танаис 7. р. Обида Не кажется ли вам равно жестоким Ко всем созданьям царь богов? Ведь он, Желая быть супругом этой смертной, Ее обрек скитаниям таким! О девушка, ты горького для брака Стяжала жениха!.. Но то, что слышишь, Поверь, – начало только бед твоих! ИО Увы мне! Увы! ПРОМЕТЕЙ Ты вскрикнула опять и застонала! Что сделаешь, узнав об остальном? ХОР А разве ждут ее еще страданья? ПРОМЕТЕЙ Тоски и скорби бурные моря! ИО Зачем мне жить? Не лучше ль мне с утеса Низвергнуться теперь же, чтоб, о землю Ударившись, избавиться от бед? Ведь много лучше умереть однажды, Чем день за днем мучительно страдать. ПРОМЕТЕЙ Тебе бы не стерпеть моих страданий! Ведь мне и умереть не суждено: Была бы смерть спасением от муки. Теперь же нет конца моим мученьям, Покуда власти не утратит Зевс. ИО А разве Зевс когда-нибудь падет? ПРОМЕТЕЙ Ты, верно бы, при этом ликовала? ИО Еще бы нет! От Зевса мука вся. ПРОМЕТЕЙ Тогда узнай, что вправду будет так. ИО Кто ж у него похитит царский скиптр? ПРОМЕТЕЙ Сам у себя, безумием охвачен. ИО Но как? Коль мне не повредит, скажи. ПРОМЕТЕЙ Он вступит в брак и после пожалеет. ИО С богиней или смертною? Ответь… ПРОМЕТЕЙ Об этом говорить не подобает. ИО Итак, жена сведет его с престола? ПРОМЕТЕЙ Родив дитя сильнее, чем отец. ИО И он судьбы предотвратить не может? ПРОМЕТЕЙ Нет, если я не выйду из оков. ИО А кто ж избавит против воли Зевса? ПРОМЕТЕЙ Он должен быть из рода твоего. ИО Как ты сказал? Мой сын тебя избавит? ПРОМЕТЕЙ Он третий родом, после десяти. ИО Мне непонятно это предсказанье. ПРОМЕТЕЙ Не спрашивай и о своих скорбях.

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

938 Как богиня-корова Ио отождествлялась с почитаемой египтянами Исидой (тем более что странствия Ио закончились в Египте). 939 Ионийский залив и Боспор («коровий брод»), которые Ио переплыла, будучи коровой. См.: Эсхил. Прометей, 732–7346 839–841; Аполлодор. Мифологическая библиотека, II. 1. 3. 940 По преданию, цари Египта и Аргоса произошли от нее. См.: Эсхил. Прометей, 853–869; Аполлодор, II. 1. 4. 941 История, I. 5. 2–3. Здесь и ниже Геродот цитируется по изданию: Геродот. История, М., 1993 (пер. Г.А. Стратановского). 942 I.5: «О похищении же Ио финикияне рассказывают иначе, чем персы, вот что. Именно, по их словам, они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор. Так рассказывают персы и финикияне. Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе». 944 Там же, I. 4. 2. Геродот приводит этот довод как мнение персов, но выше (гл. 8) уже оговаривалась эта уловка. 945 Речь идет о девушках, живших неподалеку от Левктр, обезчещенных спартанскими послами и покончивших с собой. Поражение спартанцев при Левктрах – в виду могил этих девушек – расценивалось как гнев богов. Плутарх (Моралии, 773b-774d; Пелопиду гл. XX) и Павсаний (IX. 13. 5–6) называют их дочерьми Скедаса, а Диодор (XV, 54) – дочерьми Скедаса и Левктра. См. также: Ксенофонт. Греческая история, VI. 4. 7. 946 Аристомен – предводитель мессенцев в войне со Спартой 685–668 гг. до н.э. – не упоминается у Геродота. Ср.: Павсаний, IV. 7.1 и 18. 4. 947 Филопемен (253–183 до н.э.) – политик и военачальник, неоднократный стратег Ахейского союза; за упорное отстаивание независимости Греции был назван «последним эллином». 948 Вероятно, речь идет об оправдании в смысле «снятия обвинений», т.е. об отрицании Геродотом самого факта принесения человеческих жертв в г. Бусирисе, где чтилась Исида (II.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Ибо и то, и другое истолкование применимо к Слову, поскольку оба они приличным образом сокровенны для нас по причине неочевидности, дабы не дерзали мы недостойно приближаться к тому, чего не можем вместить: [толкование, подразумевающее] речения Святого Писания [применимо к Нему] как к Слову, а [подразумевающее]тварь как к Творцу и Художнику. Посему я говорю, что произволяющий непорочно шествовать к Богу имеет неотложную нужду в том и другом: и в [сокровенном] в Духе знании Писания, и в духовном естественном созерцании сущих, так чтобы два закона естественный и писаный он смог показать равночестными и учащими тому же самому, и ни один из них не преимуществующим и не недостаточествующим по отношению к другому, как это подобает желающему стать совершенным рачителем премудрости. Примечания: 110. Мф.17:1-13; Мк.9:2-13; Лк.9:28-36. 111. Ис.53:2. 112. Ио.1:14. 113. Пс.44:3. 114. Ио.1:1. 115. Ио.1:14. XXIII (V,19). Умозрение о естественном и писаном законе и об их взаимном со-устремлении друг ко другу. Я считаю, что естественный закон равномерно, насколько возможно, согласно разуму направляемый посредством свойственных ему по природе картин [мipoздahuя], имея гармоничную ткань всего по образу книги, имеющей в себе буквы и слоги, [как] первые, ближайшие к нам и частные тела, которые по собрании вместе получают качественное приращение; затем слова, более общие нежели они, далее находящиеся и более тонкие, из которых при чтении мудро составляется вырезавшее [их подобно печати] и неизреченно напечатлеваемое ими Слово, подающее нам понятие только о том, что Оно есть, и совершенно никакого о том, что именно Оно есть, и приводящее посредством благочестивого собрания различных представлений [о Нем] в единое уподобление истинного [представления], соответствующим образом через видимые предметы дая Себя Самого созерцать как Творца. А писаный закон, постигаемый поучением [в нем], посредством мудро заповеданного им как иной мip, составлямый из неба и земли, и того, что посередине, то есть, из нравственного, естественного и богословского любомудрия, являет неизреченную силу Заповедавшего. И каждый в свою очередь показывает, что он тождественен другому: писаный подобен естественному по силе, а естественный также писаному по обладанию [вышеописанными свойствами], и оба То же Самое являют и сокрывают Слово: один посредством слов и являемого, другой посредством разумения и сокровенного. Ибо, называя слова Святого Писания как бы одеждами, а смыслы помышляя как бы плотью Слова, мы одними сокрываем, а другими открываем; также и у творений доступные зрению виды и образы именуя одеждами, а логосы, по которым они созданы помышляя плотью, так же одними сокрываем, а другими открываем. Ибо сокрывается являемый Содетель и Законоположитель всего, Логос, будучи по природе невидим; и является сокрываемый, не будучи, как полагают мудрые, тонок естеством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

Не только любовь, но и вообще праведность есть путь богопознания: «что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его» (Ио., II, 3). Грешники не знают Бога (I Кор., XV, 34). Познание истины освобождает нас от зла (Ио., VIII, 32). «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф., V, 17), ибо исполнение воли Божией и есть путь праведности. Познавший волю Божию знает уже нечто о Боге. «Ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока Свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ио., XI, 35–36). Вся жизнь человечества должна быть бо–гопознанием и вечная жизнь есть знание Бога и Христа (Де., XVII, 16–34; Но., XVII, 3). Знание должно возрастать. Христианин должен «преобразоваться обновлением ума», чтобы познавать волю Божию (Рим., XI, 2). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо так поступая себя спасешь и слушающих тебя», пишет ап. Павел Тимофею (I Тим., IV, 16). «На зло будьте младенцами, а по уму — совершеннолетними!» (I Кор., XIV, 20). Ап. Павел неоднократно противопоставляет, говоря о познании, «молоко» и «твердую пищу» (I Кор., III, 1–4; Евр., V, 11–VI, 3): во Христе можно быть и младенцем и взрослым, но если мы слишком долго пребываем в младенчестве, то по нашей вине — из–за нашей плотянности, из–за того, что мы «несведущи в слове правды» и не умеем различать добра и зла. Следовательно, умственное возрастание соединяется с нравственным, а также с нашим одухотворением. «Умственный аппарат» или «техника мысли» может развиваться помимо религиознонравственной жизни, но даже «умный» в мирском смысле человек не в состоянии понять духовного, тем более, Божественного бытия, не имея нравственного опыта и не будучи в состоянии подняться над мирскими оценками. Зло не в мире, как таковом, но в установившихся среди грешных людей ложных взглядах и критериях. Коринфяне, например, считали, что каждый апостол должен иметь свою «партию», по–сколько апостолы формально независимы друг от друга; им, очевидно, было трудно возвыситься до идеи свободного единства в служении Богу… Знание христианина возрастает всю его жизнь, но в будущем мире открывается для него такая возможность духовного созерцания, которая лишь изредка и в ограниченной мере дается в этой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

  “Человек родился в мир” (Ио. 16: 21). Я увидел его чрез Христа. Он, человек, богоподобная ипостась, рождается как потенция; проходит процесс своего становления, сначала в пределах сего мира, затем должен достигнуть сверхкосмических измерений чрез следование Христу, победившему мир (космос): “Мужайтесь; Я победил мир (космос)” (Ио. 16: 33).   Я повторяюсь: Господь даровал мне благодать смертной памяти и благословенного отчаяния. “Смертная память” ставит человека пред вечностью, сначала в ее отрицательном аспекте: все бытие видится объятым мраком смерти. Затем снисходит на душу Свет Богоявления, с победой над смертью. “Отчаяние” же было следствием осознания моей далекости от Бога. Сии два: смертная память и отчаяние явились крыльями для перелета через бездну. Страшный и длительный опыт сей был Божиим благодеянием: благодаря ему снято было с сердца моего “древнее покрывало”, не допускавшее меня до разумения новозаветного Откровения во Христе и Духе Святом (ср: 2 Кор. 3: 13–18).   Все нелепое и страшное на мировой сцене; все банальное и скучное в людской повседневности — в результате слагается в противоречивую, но все же грандиозную картину. И великое, и малое — все так или иначе отражается в каждом из нас. Из многих контрастов: зла и добра, мрака и света, печали и радости, безумия и мудрости, любви и ненависти, немощи и силы, созиданий и разорении, рождений и смертей — создается всеохватывающее видение Бытия. От неисчислимого множества навязанных терзаний и издевательств — унижен человек, попрано его достоинство. Душа в отчаянии от этого зрелища. И вдруг до ее, души, сознания донеслись слова Христа: “ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ В МИР” — в их вечном значении даже для Бога. И от этой радости забываются все бывшие ранее болезни и скорби.   Заповеди Христа выражены в немногих простых словах, но чудным образом следование им приводит к тому, что дух наш раскрывается в томящей жажде обнять “все небесное и земное” (Еф. 1: 10) в заповеданной любви. А разве мыслимо, чтобы вызванные из “ничто” обладали такой силой? Конечно, невозможно нам, если мы исходим из самих себя, вместить в сердце все мироздание. Но Сам Творец всего сущего явился в нашем образе бывания и действенно показал, что природа наша создана способною обнять не только тварный космос, но и воспринять полноту Божественной жизни. Без Него мы не можем сотворить ничего (ср.: Ио. 15: 5), но с Ним и в Нем все становится доступным: не без “боли”, которая нам необходима во–первых для того, чтобы мы осознали себя свободными личностями (ипостасями), во–вторых — чтобы на Суде Господь смог даровать нам Свою жизнь в неотъемлемое от нас обладание (ср.: Лк. 16: 10–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Началом духовной трезвости христианина могут быть также вера и смирение. Вера устанавливает раз навсегда основу наших убеждений и дает нам меру суждения обо всем. «Если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема!» (Гал., I, 8). И вера не ограничивается усвоением книг. «Помазание (Духа Святого) учит вас всему и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте!» (I Ио., И, 27)… Смирение не дает нам впасть в самообольщение из гордости и самохвальства. Ап. Павел, достигавший высших созерцаний, писал тем не менее, что «не почитает себя достигшим, а только, забывая прошедшее и стремясь вперед, устремлен к цели — к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил., III, 13). Мы можем достичь большего, только когда сознаем, чего нам не хватает. Духовный рост невозможен без трезвой самооценки и умения различать качество наших, духовных состояний. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете, самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (II Кор., XIII, 5). Христос живет в каждом христианине, как в члене Его тела, т. е. Церкви. Но мы постоянно теряем наше христианское самосознание, фактически отпадаем от веры, живем мнимой религиозной жизнью, не видя в себе Христа. Постоянное созерцание в себе Христа в истинной вере должно было бы быть основой нашей жизни. «Мы не сильны против истины, но сильны за истину», заключает Апостол. Но истина должна быть постоянно в нашем сознании, как и трезвое понимание нашего внутреннего состояния. «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога» (I Ио., IV, 1–2). От Бога тот дух, который исповедует Христа Богочеловеком. Сущность спасения в соединении Бога с человеком. Все, что отделяет Бога от человека, противно христианству. Если Бог не может «придти во плоти», Христос не был человеком и мы отделены от Него. Если Христос — Человек, мы близки Богу через принятую Христом человеческую природу. Вообще, все положительное в человеке должно быть обращено к Богу, и если мы видим в себе противоположную склонность, значит мы подчиняемся «духу Антихриста» (I Ио., IV, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010