(ок. 852-841 гг. до Р. Х.), 9-й израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия (4 Цар 1. 17 - 8. 16; 8. 25; 8. 28 - 9. 26; 9. 29; 2 Пар 22. 5-7). Ок. 850 г. до Р. Х. он попытался восстановить власть над Моавом, отложившимся от Израиля по смерти царя Ахава (4 Цар 1. 1, 3. 5; ср. также надпись моавитского царя Меши : ст. 4-9 - ANET. P. 320-321), его поддержали иудейский царь Иосафат и эдомитяне (вероятно, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар 22. 47; ср. 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Несмотря на первоначальный успех, эта коалиция потерпела поражение. В 4 Цар 6. 8 - 7. 20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования И. Ок. 841 г. до Р. Х. И. попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске (Венадад II (см. в ст. Венадад ) был убит, а его убийца Азаил провозгласил себя царем), чтобы отнять у сирийцев при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, Рамоф Галаадский. В ходе сражения И. был ранен и возвратился в Израиль, в г. Изреель; войска же оставались у Рамофа Галаадского под началом Ииуя , к-рый в то время был помазан на царство по повелению прор. Елисея, враждебно относившегося к И. (см.: 4 Цар 3. 13 сл., ср.: 6. 31 сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью к-рого должно было стать полное искоренение культа Ваала, широко распространившегося в Израиле в правление И. (прежде всего благодаря усилиям его матери, финикиянки Иезавели), и против чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили И., его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию (4 Цар 9. 24-28; 2 Пар 22. 5-9; ср. Ос 1. 4-5; 3 Цар 19. 17; 4 Цар 9. 6-10, 30-37). Тело И. было брошено на поле Навуфея во исполнение пророчества прор. Илии об уничтожении дома Ахава (3 Цар 21. 21-24). О событиях, связанных с умерщвлением И. и Охозии, вероятно, говорится в арам. надписи на стеле из Тель-Дана (араб. Телль-эль-Кади) (2-я пол. IX - нач. VIII в. до Р. Х.), согласно которой виновником их гибели является сир. царь, предположительно Азаил: «[…Я убил Ио]рама (  ), сына [Ахава], царя Израиля, и [я] убил [Охоз]ию (  ), сына [Иорама, ца]ря (из) дома Давида. И я превратил [города их в руины и сделал] землю их [пустыней…]» (ст. 7-10A и 7-8B; такое прочтение см.: Biran, Naveh. 1995. P. 13, 16-17). Можно предположить, что Азаил рассматривал убийство И. и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию. А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог считать Ииуя своим агентом (Ibid. P. 16). Нашествие царя Азаила и его победу предрек Азаилу Елисей, к-рый свободно пророчествовал наряду с др. пророками Господа во времена И. (4 Цар 8. 7-15; ср. также: 3 Цар 19. 17; 4 Цар 10. 32-33).

http://pravenc.ru/text/578368.html

Итак, когда умер Кир, как выше сказали, в 62 Олимпиаду, прошло времени от основания Рима 220 лет, и в это время Римлянами управлял Тарквиний, но прозванию Супербус (Гордый)....... Царствовал он 25 лет. После того, в продолжении 453 лет, начальствовали по году Консулы, Трибуны и Эдилы, перечислять имена которых считаю делом продолжительным и излишним...... Потом управляли т.н. Императоры: первый Кай Юлий, который царствовал 3 г., 4 м. и 6 д.; потом Август – 56 л., 4 м. и 1 д., Тиверий – 22 года. Затем другой Кай – 3 г., 8 м. и 7 д.; Клавдий – 13 лет, 8 м. и 84 д.; Нерон – 13 л., 6 м. и 28 д.; Гальба – 7 м. и 6 д.; Отон – 3 м. и 5 д.; Вителий – 6 м. и 22 д.; Веспасиан – 9 л., 11 м. и 22 д.; Тит – 2 г. и 22 д.; Домициан – 15 л., 5 м. и 6 д.; Нерва – 1 г., 4 м. и 10 д.; Траян – 19 л., 6 м. и 16 д.; Адриан – 20 л., 10м. и 28 д.; Антонин – 22г., 7м. и 6 д.; Вер – 19 л. и 10 д. – Таким образом, период Кесарей до смерти императора Вера (т. е. Марка Аврелия) содержит 295 лет. От смерти Кира и царствования Тарквиния Гордого до смерти вышеупомянутого императора Вера всего времени прошло 741 год. – От сотворения же мира всё время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года; от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, – 1036 лет; от Исаака, сына Авраама, до странствования народа с Моисеем в пустыне 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства И. Навином, до смерти Давида патриарха – 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю Вавилонскую – 518 л., 6 м. и 10 д. От царствования Кира до смерти императора Вера – 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира (до смерти указанного императора) – 5695, с несколькими месяцами и днями» 843 . 842 О Самире не упоминается в Бибии. Может быть вм. «Самира» должно читать «Фамира», под которым Св. Феофил разумеет Ифамара. См. Иос. Флав., (с. Ар. V, II). (Прим. Свящ. П. Преобр.). 843 Св. Феоф. Антиох., к Автол., кн. III, 24. 25. 27. 28, – см. Св. П. Преобр., Сочин. др. хр. Аполог., стр. 252–257. – О хронологии событий от Саула до плена Вав. см. также: Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на р. м. Св. Пис., I, 503–509, Обозр. кн. В. З., Обозр. IV книги Царств. Читать далее Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

«Если будете искать Бога, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас… Когда… они взыщут Его, Он даст им найти Себя» (II Пар., XV, 2–4). Возможность богопознания дана всем людям. Но падший, духовно ослепший человек почти не использует этой возможности, и Бог лишь ограниченно открывается недостойным Его откровения. В Церкви может быть преодолена духовная слепота людей, и человек становится способен воспринять откровение Божие в той полноте, которая недоступна никому вне Церкви. Уже Ветхозаветная Церковь возрастала в богопознании, пока Сама Премудрость Божия не сделалась для нас во Христе «премудростию от Бога» (1 Кор., I, 30) и Дух Истины не снизошел на людей в Пятидесятницу, чтобы навсегда вместе со Христом остаться в Новозаветной Церкви. Большинство христиан так далеки от христианской жизни, что свидетельства Нового Завета о близости Бога к верующим кажутся им отвлеченностью. «Я Свет пришел в мир» говорит Христос (Ио., XII, 46). «Видевший Меня видел Отца» (Ио., XIV, 9). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем и вы во Мне и Я в вас… Я возлюблю его (любящего Христа и соблюдающего Его заповеди) и явлюсь ему Сам… И Отец Мой возлюбит его и Мы прийдем к нему и обитель у него сотворим» (Ио., XIV, 20–23). «Я открыл им имя Твое (Бога–Отца) и открою, да любовь которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них» (Ио., XVII, 26).Христиане сделались «причастниками Божеского естества» (2 Пет., I, 4). «Наше общение со Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом!» (1 Ио., I, 3)… Таких текстов можно было бы привести еще десятки. Весь Новый Завет есть книга о единении с Богом… В самом крещении мы «облекаемся во Христа» (Гал., III, 27) Все мы имеем «помазание от Святого и знаем все» (1 Ио., И, 20), т. е. имеем Духа Св. через помазание Церковью. Отсутствие богообщения в христианине есть признак уже не только духовной слепоты, но сознательного пренебрежения к дару Божию. Всю люди сотворены Богом, чтобы «они искали Его, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, и движемся и существуем…» (Де., XVII, 26–28)… Христиане рождены от Бога; они соединены со Христом и имеют Дух Божий, пока не отлучены от Церкви. Однако, тот факт, что большинство христиан чувствуют себя такими далекими от Бога, показывает, что возрастание в Боге и для христиан есть дело подвига. Без подвига и христиане не ощущают Бога, хотя Он и пребывает в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Ио. – Ин. – Евангелие от Иоанна. Дн. – Деян. – Книга Деяний Апостольских. Ик. – Иак. – Послание Иакова. 1 Пт. – 1Пет – 1-е Послание Петра. 2 Пт. – 2Пет. – 2-е Послание Петра. 1 Ио. – 1Ин. – 1-е Послание Иоанна. 2 Ио. – 2Ин. – 2-е Послание Иоанна. 3 Ио. – 3Ин. – 3-е Послание Иоанна. Ид. – Иуд. – Послание Иуды. Рм. – Рим. – Послание Ап. Павла к Римлянам. 1 Кр. – 1Кор. – 1-е Послание Коринфянам. 2 Кр. – 2Кор. – 2-е Послание Коринфянам. Гл. – Гал. – Послание Галатам. Еф. – Еф. – Послание Ефесянам. Фл. – Флп. – Послание Филиппийцам. Кл. – Кол. – Послание Колоссянам. 1 Сл. – 1Сол. – 1-е Послание Солунянам. 2 Сл. – 2Сол. – 2-е Послание Солунянам. 1 Тм. – 1Тим. – 1-е Послание Тимофею. 2 Тм. – 2Тим. – 2-е Послание Тимофею. Тт. – Тит. – Послание Титу. Фм. – Флм. – Послание Филимону. Ев. – Евр. – Послание Евреям. Ап. – Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863. Вас. В. – Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Злат. – Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 части, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С.-Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 гг. Феофил. – Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть Евф. Зиг. – Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Четверг. (Дея.2, 38-43; Ио. 3, 1-15). Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают взгромождаемую против истины Воскресения ложь. Читай и вооружайся этими соображениями; но при этом не ленись все больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения, и тем безопаснейшим становиться от всех стрел вражиих, направляемых против этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем должен ты быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? — и продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? — и пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Бегай одних и прилежи другим. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормою жизни твоей было следующее: нет общения свету ко тьме, Христу с велиаром. Пятница. (Дея.3, 1-8; Ио. 2, 12-22). Есть у святых отцов похвала некоторым лицам, славным по христианской жизни своей, состоящая в том, что они воскресли прежде общего воскресения. В чем же тайна такой жизни? В том, что они усвоили себе характеристические черты жизни по воскресении, как они указываются в слове Божием, и делали их качествующими в себе. Будущая жизнь представляется отрешенною от всего плотского: там не женятся, ни посягают, не будут там питаться мертвою пищею, и самое тело воспримут духовное. Итак, кто живет отрешенно от всего плотского, тот принимает в себя или возращает в себе элементы будущей по воскресении жизни. Дойди до того, чтобы в тебе замерло все плотское, и станешь воскресшим прежде будущего воскресения. Путь к этому указывает апостол, когда говорит: “поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал.5,16). И удостоверяет, что этим путем наверное можно достигнуть чаемаго:”сеющий, говорит он, в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6, 8). Суббота. (Дея. 3, 11-16; Ио. 3, 22-33). Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатью Божиею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе жив и действен; а гроб плоти сам по себе мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорить апостол: “где Дух Господень, там свобода” (2Кор. 3, 17). Это свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно расцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное расцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

Почерк той же эпохи, -XI-XII в. На листе, приклеенном к доске книги, бросились в глаза следующие заметки: 1) месяца марта в субботу 3-й недели св. Четыредесятницы, в 3-м часу, индиктиона 5-го, Постригся... и отец мой Ио(анн), А 9-го (числа) того же месяца на св. Четыредесятницу надел святый и ангельский образ (схиму), и 10-го того же месяца ко Христу возшел. Года 6635 (1127) 128 . 2) В том же месяце, Инд. 5-го, постриглась... и мать моя 129 ... а 8-го того же месяца, в 10-м часу в горняя перешла. Года 6635 (1127). 3) Того же месяца в 31 день, в понедельник, в 3-мъ часу, инд. 6-го, года 6639, почила родная сестра моя, христова раба Евдокия. 4) месяца февраля инд. 5-го, прибыл тесть мой Варис ( βαρς – тяжелый) в городе и... продолжение не сохранилось. На том же листке есть и славянская заметка в три строчки мелкого письма, к сожалению, совершенно неразбираемая. В начале указан и год, а именно сказано: В лето 7841-е (1333)... Кроме того, и на полях книги есть немало заметок о рождении, крещении и кончине разных лиц, с годами 6924–6978 (1416–1470). О многих, особенно под годами 6957–6964 (1449–1456) замечено, что они умерли в крепости ( κστρον), во время дозора или стражбы ( ν κατεσκπησε) 130 . Есть и еще одна заметка или, точнее, помарка вверху листа, дурного почерка: Акакий, божиею милостью архиепископ 1-й Юстинианы 131 , безграмотностью своею обличающая в писавшем не – эллина. Его же рукою и, тоже безграмотно, приписано пониже: Отверзу уста моя. Имя Акакия как и вышеприведенное Симеона, тоже в первый раз узнаем мы. Жаль, конечно, что оно не освещено летосчисолительною датою. Так-как книга могла быть занесена сюда от инуды, то, на основании заметок ее из XII века, мы не можем утвердительно сказать, что монастырь здешний существовал уже в то время. Но заметки XV века, по всему надобно думать, сделаны здесь, ибо упоминают о крепости, которая и теперь указывается на карте в окрестностях монастыря к востоку, как селение, обитаемое (по хронологии) исключительно мусульманами (в числе 81 дома или семейства).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

35 Артефакт (фрагменты А и В 1–2) может быть интерпретирован как часть воздвигнутой в Дане победной стелы дамасского царя (вероятно, Хазаэля), в которой упоминается о его победах, в частности, над израильскими царями: «И вторгался царь И[з]раилев раньше в землю отца моего. ‹...› [Я убил Ио]рама, сына [Ахава], царя Израилева, и [я] убил [Охоз]ию, сына [Ахава, ца]ря дома Давидова» (строки 3–4, 7–9). 36 Надпись замечательна тем, что дает внебиблейское подтверждение историчности династии Давида и указывает, что термин «дом Давида» был в ходу не только в Израиле и Иудее, но и у окрестных народов. Значит, происхождение царской израильской династии от Давида было известно язычникам, что важно в свете позднейшего осмысления библейских пророчеств о рождении Мессии от Давида. Найденная стела позволила прочитать выражение «дом Давидов» и на знаменитом моавитском камне (найденном в 1868 и известном также как стела царя Меши), что также подтверждает важность аналитической работы даже с артефактами, известными науке уже на протяжении 140 лет. 37 Внебиблейское свидетельство о Мардохее Не меньший интерес представляет доказательство историчности еще одной личности Ветхого Завета – двоюродного брата Есфири Мардохея (в масоретском произношении Мардохай, yk;Dr> m»). Это вавилонское имя употреблялось у живших в плену иудеев, что видно из списков возвратившихся из плена вместе с первосвященником Иисусом и князем Зоровавелем иудеев в 538 году до Р. Х. (см. Ездр. 2:1–2 ; Неем. 7:6–7 ). Имеется около 30 клинописных табличек, датируемых между 505 и 499 гг. до Р. Х., в которых употребляется имя «Мардука» или «Мардуку» (PF 81, 412, 489, 790, 863, 941, 942, 991, 1183, 1236,1581, 1858, PT1, 84 и др.). Одна клинописная табличка, найденная в Борсиппе (культовом городе-спутнике Вавилона) и датируемая периодом конца царствования Дария I или началом царствования Ксеркса I, является уникальной: она повествует о высокопоставленном чиновнике по имени Мардука (Marduka), который был финансовым инспектором (sipir) при персидском дворе в Сузах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Но такое шизофренически раздвоенное исповедание сочетается с очевидной практической безнравственностью. Исповедание Бога не может быть временным: порою отступление, а порою – исповедание; «будем твердо держаться исповедания нашего» ( Евр.4 ,,14), иначе оно теряет нравственную силу. Исповедание не просто Бога, но именно Иисуса Христа, как Богочеловека настолько важно, что Слово Божие объявляет антихристовым тот дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти. (1 Ио.4,3). Наконец, следует отметить, что возможно не только личностное, но и народное нравственное значение исповедания Бога ( Фил.2,11 ). Духовно-нравственная задача христианства состоит в том, чтобы в эсхатологической перспективе каждый народ веровал, «исповедуя, что Господь есть Иисус Христос в славу Бога Отца». Печальный исторический опыт подсказывает, что когда такое исповедание прекращается, целый народ, и даже довольно скоро, может прийти к катастрофическому положению. В любом случае, идет ли речь о нравственном переживании личностного или всенародного исповедания Бога и Сына Божия Богочеловека Христа-Спасителя, оно может совершаться лишь тогда, когда в душе человека или в душе народной Бог займет нужное место. То есть – первое. Бог – впереди всего Это кажется само собой понятным и в частности – из предложенного Богом порядка заповедей. «Возлюби Бога» – на первом месте, что утверждено и Христом. Законник некий спросил Иисуса: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф.22,36–38 ). «Всем сердцем, всею душею, всем разумением» – конечно, может иметь место лишь тогда, когда Бог личностью возлюбившего, безусловно, будет поставлен впереди всего. Да это, несомненно, и следует из всей логики нравственной жизни. Если для личности и жизни человека Бог существует не просто как умственная конструкция, более или менее надуманная, или даже и связанная с учением Церкви, но как реальный Творец, Царь и Спаситель, Который слушает и слушается, то такой реальный Бог не может занимать какое-либо иное место, кроме первого; любое другое место – и оскорбительно и бессмысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

На приложенном рисунке (см ниже) показана постройка про­филя колокола по немецкому, французскому и русскому способам. Немецкий профиль Немецкий профиль (рис. I) Немецкий профиль (рис. I) чертится таким образом: радиус колокола аб делят на семь равных частей. Одна такая часть носит название боевой. Из точки а проводят дугу радиусом ав=1 1/4; от в радиусом 1 1/2 боевой находят на дугу точку г. Соединив точку а с г, продолжив ее до точки д и отложив на ней одиннадцать боевых частей, получают вышину колокола. На перпендикулярных линиях в делениях 3, 7, 10, 11, откла­дывают боевые части; в 3-ем делении целую и затем 1/2 боевой части; получают точки е и ж; в точке 7 – 7/8 боевых – точка з и затем 1/3 боевой – точка к; в 10 точке – 1/4 боя – точка л; в 11 точке – 1 бой – точка м и 1/4 боя точка н. Из 11 проводят параллель радиусу аб, на линию об откладывают 1/4 боя и проводят также параллель. На линии ад от точки а откладывая 1 1/2 боя, получают точку п. Теперь остается лишь соединить между собой все полученные точки: р–а; п–а; з–ио; ио–м; л–н; м–с и л–к прямыми линиями. Остальные точки выгиба соединяют таким образом: между рж и жк проводят дугу радиусом, равным 14 боям; пе – дуга радиуса 3 боя, ез – радиуса 11 боевых частей. Верхнюю часть колокола иногда литейщики изменяют, достигая этим некоторых технических выгод. Подобная немецкая постройка профиля есть результат долго­летней практики. Французский профиль Французский профиль (рис. II) Французский способ постройки профиля колокола (рис. II) та­ков: радиус колокола аб делят на 7 1/2 частей, каждая часть будет равна боевой – краю. В точке в середине линии аб восстанавливают перпендикуляр вг, на этой линии радиусом, равным 12 боевым час­тям, из точки а находят точку 12, которую и соединяют с а. Ударную часть колокола находят, проводя из точки а дугу радиусом 1 1/2 бое­вой де 1/2, из 1/2 откладывают один бой и находят точку е, которую и соединяют с а. Выгиб профиля строится так: в точке 6 ставят перпендикуляр, откладывают на нем 1 1/2 боя, получают точку затем 1/3 боя, имеют точку к.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН (ум. между 1487 и 1490, Великое княжество Литовское?), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие ). Немногочисленные сведения об И. Ч. сохранились в его записях на рукописных книгах (где он трафаретно-униженно именует себя «Ивашко Чръной, якоже именем, такоже и делы», «Ио(анн) Чръны званием и деанми»), в посланиях Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) и в «Книге на новгородских еретиков» («Просветителе») прп. Иосифа Волоцкого. И. Ч. не следует смешивать (как это делал, напр., Е. Е. Голубинский ) с Иваном Самочёрным, братом архим. Юрьева новгородского мон-ря Кассиана, сожженным в 1504 г. из-за принадлежности к жидовствующим. Известен ряд книг, в переписке и сверке текста к-рых принимал участие И. Ч. и на которых он оставил записи с упоминанием своего имени: Летописец Еллинский и Римский 2-й ред. (РГБ. Пискар. 162/М. 597), 1485 г.; «Лествица» прп. Иоанна Синайского с копией записи митр. св. Киприана 1387 г. (ГИМ. Увар. 447-Q/Цар. 182), 1487 г.; Сборник ветхозаветных книг с Хронографом Троицким (РГБ. Унд. 1), посл. четв. XV в. И. Ч. использовал разработанный, достаточно мелкий и красивый полуустав, восходящий к рус. почеркам, сформировавшимся в 1-й пол. XV в., в эпоху второго южнослав. влияния (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ). Редакторские пометы и правка И. Ч. обнаружены также на полях Сборника ветхозаветных книг кон. XIV (?) - нач. XV в. (РГБ. Троиц. Фунд. 2), послужившего оригиналом для рукописи РГБ. Унд. 1 ( Клосс. 1971; СКСРК, XIV, С. 175-176, 65). Нуждается в дополнительном исследовании вопрос о принадлежности И. Ч. глосс (в т. ч. «пермских») на полях рукописи РНБ. F. I. 3, содержащей ветхозаветные книги 16 пророков с толкованиями (см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 394). Это украинско-белорусский кодекс с сильно болгаризированной орфографией (даже считающийся в литературе южнославянским или молдавским, см., напр.: ПССРК, XV. С. 87, 439 438); Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 165), который датируется не ранее рубежа XV и XVI вв. (ПССРК, XV. Доп. С. 47, 438); т. о., речь может идти о копиях глосс И. Ч.; факт, по-видимому, имеет значение для истории пребывания книжника в Литовском великом княжестве (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/200463.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010