636 Собр. л. 3, 4. 214. 5, 166. 7, 23. 2, 7. Надпись на настенной иконе Спасителя в Ио- анновском доме: «образ с 1116 г. по летописи». События с князьями 1136 и 1142 г. по­казывают, что тогда на дворе владыки Новгородского был не один Никитский дом. Дом с иконою, пред которою молился в 1169 г. св. архиепископ, уже в сказании назывался Иоанновским, как называется поныне. Все это показывает, что дом построен епископом Иоанном Попином тогда же, как кн. Мстислав (в 1116 г.) строил новую крепость (Ма­карий (Миролюбов), архим. Описание новгородского архиерейского дома. СПб, 1857). 637 Собр. л. 3, 4. 214; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии.Ч. IV. По 4-ой Новгородской летописи (Собр. л. 4, 123) «того же (1446) лета архиепископ Евфимий заложи монаст. св. Георгия в городке, в Ладоге, и стену каменную понови и церковь св. Георгия понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею (черепицею) и бысть крестьянином прибежище. Следовательно, только храм, а не монастырь, при- надлежал блаж. кн. Мстиславу (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях). Фрески с горнего места Георгиевской церкви XII в. у Прохорова (Христианские древности и археология/Изд. Прохоров В. А. СПб., 1863. Т. 2). Там же – изображение самого храма и описание его. (Т. 1). 639 Собр. л. 1, 131. 2, 12. 7, 26–28. Синаксарь по серб. спискам Румянцева и по Белградскому 1340 г.: «в Киеви же съезда церковь св. Феодора и святи ю священи- ем великим, с митрополитом Михаилом ...створи честный монастырь св. Феодора». Монастырь Феодоровский Мстислава называли «вотчим» – отцовским – и здесь погребены были многие князья. Кальнофойский, описывая старый Киев, говорил: « церковь св. Феодора Тирона, только стены стоят». Остатки Феодоровского храма ныне – в саду Королева, в Андреевском отделении (Закревский Н. В. Летопись и опи­сание города Киева. М., 1858. § 32). 643 Писец Евангелия называет кн. Мстислава благоверным и христолюбивым. На­слав, устраивавший оклад по воле князя, говорит: «Иного труда подъял и печали: но Бог утеши мя доброго князя молитвою... Дай Бог его молитву всем христианином и мне худому Наславу, правящи его орудия в правду» т. е. дай Бог, чтобы по его молитве успешны были все христиане и я худой Наслав, обязанный честно исправлять дела его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Веровать вы можете по своему, – ответил я Поликарпу – но верование ваше не согласно с Словом Божиим. Христианам, конечно, в крещении прощаются все грехи. Но откуда же в них постоянная греховность после крещения ( Иак. 3:2 ; 1Ин.1:8 ; Лк.11:4 )? Зачем это даже такой праведник, как ап. Павел, «усмирял и порабощал» свое возрожденное благодатию Божией «тело», боясь, как бы через него ему «не оказаться не достойным " ( 1Кор.9:27 ср. 2Кор.5:2–3 )? Что значит и следующее предостережете ап. Павла: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 )? Если вы вникните глубже в приведенные свидетельства Слова Божия, – вы поймете, что хотя через крещение люди омываются от грехов своих и перестают быть «чадами гнева» ( 1Кор. 6:11 сн. Еф. 2:3–5 ; Кол. 1:21–22 и др.), однако склонность ко греху в них остается. Эта склонность не замедляет переходить у христиан в греховные поступки ( Иак. 3:2 ; 1Ин.1:8,10 ). Вследствие того, она растравляет их залеченные благодатию Божиею греховные раны, – делает эти раны не только болезненными, ио и заразительными ( 1Кор. 5:6 ср. ст. 13; Иов. 16:14,15 ). С такою живою, растравленною склонностью ко греху родятся и христианские дети ( Ин. 3:6 ). Их, потому, нельзя считать чистыми и безусловно неповинными пред Богом ( Иов. 15:14,15 ). Рожденные от «хотения плоти» ( Ин. 1:13 ), во время страстных движений в крови родителей, – дети лишь не обнаруживают, на первых порах, скрытых в их сердце греховных влечений. Но как скоро пробуждается у них сознание, они тотчас же дают знать о своей греховности (Сн. Рим. 7:8,9 ). Они капризничают, упрямствуют, завидуют, сердятся даже, когда мать сделает что нибудь не по их желанно. Ужели сектанты не наблюдали этих общеизвестных явлений? И как объяснят они их без мысли о врожденности всем людям греховных влечений?.. Если ж так, – никто не говори, что христианские дети – святы без крещения, что они могут благополучно возрастать без благодатных соков «хорошей маслины» – Христа ( Рим.11:17,24 ). Это – одно самооболъщение. Пусть от слова Божия покажут нам, что православная церковь поступает незаконно и безцельно, крестя детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Stauffer, Jerusalem und Rom im Zeitalter Jesu Christi, Bern, 1957, S. 113–115). – Само по себе представление о «князе бесов» находит себе вполне вербальное соответствие в кумранских текстах (1QS 3, 20–21), а также и в апокрифической литературе (Test. Sal 2, 9; 3, 5; 6,1). 3:31 Братья Твои. Ср. поименное перечисление ниже, 6:3. Предание единодушно интерпретирует слово «братья» в расширительном смысле, что, вообще говоря, вполне сообразно с лексическим узусом семитских языков. Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , св. Ефрем Сирин , св. Епифаний Кипрский и другие раннехристианские авторы склонны относить это слово к сыновьям Иосифа от более раннего брака. Евсевий сообщает версию, согласно которой один из братьев, Симон, по законам левиратского брака Иосифа с вдовой его умершего брата Клеопы считался сыном Клеопы (Hist Ecclesiast. IV, 22, 4 и др.); то же рассказывали об упоминаемой в Ио 19:25 Марии Клеоповой. Византийский толкователь Феофилакт Болгарский собирает эти версии воедино, суммирует их: «Братьями же и сестрами Господь имел детей Иосифа, которых он родил от жены своего брата, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял его жену за себя и родил от нее шестерых детей: четыре мужского пола и двух женского – Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Благовестник. Толкования на святые Евангелия, СПб, б.г., с.82). Поэтому несколько странно решительное утверждение в одной недавней отечественной публикации: «Ортодоксальная Церковь не признает этой версии и считает всех упомянутых братьев и сестер Иисуса – двоюродными» (И. С. Свенцицкая и А. П. Скогорев, Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых, М., 1999, с. 44). Но другие интерпретаторы, в частности, 6л. Иероним и особенно бл. Августин, действительно думали о двоюродных братьях; это мнение особенно характерно для латинской традиции. Судя по тому немногому, что мы знаем об иудео-христианской Иерусалимской общине, она была склонна к тому, чтобы предоставить патриархальному клану Христа, «братьям Господним», особый статус: отнюдь не случайно первым ее предстоятелем был один из упоминаемых здесь братьев, Иаков, вторым – другой из них, Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

1. В Синден-маци. Была до января. Только для христиан; новые иногда приходили. Производилась по вечерам в 1-е и 6-е дни. Ходили на проповедь попеременно. По бесполезности прекратили. 2. В Уеда-мура. Была до января. По вечерам в 3-е и 8-е дни. Попеременно ходили. По неимению слушателей прекратили. 3. В Сакана-чё. Была до марта. Ходили через вечер, попеременно. Были два новые слушателя, но и те ушли, хотя приняли оглашение. По бесполезности прекратили. 4. В Надая-чё. Была до конца февраля. 8 раз в месяц, — по воскресеньям и средам. Петр Сато, завтра имеющий креститься, там слушал (и по испытанию, почти нисколько не знает учения). Прекратили, за неимением слушателей. 5. В Коку-чё. Начали с 10 января. Туда ходил Нараяма до болезни о. Иоанна. Оттуда 1 оглашен. За неимением больше слу-шателей прекратили. 6. В Микода-мура. (Тут же, в конце города, где дом Александра Сасама.) Ходил Яков Ооцуки с 10 января до болезни о. Ио-анна. Было 5 новых слушателей; из них 4, и при них 2 ребенка, вероятно, сделаются христианами. После Пасхи слушателям не-когда стало слушать, и потому приостановлено. Новых слушателей нет — решительно ни одного. Два ученика каких-то только приходят в церковный дом по временам, но ненадежны. В городе же ни единого. Я. Оцуки говорит, что нужно новые средства придумывать для отыскания слушателей; по его мнению, или проповедовать открыто на улицах, или входить в языческие дома прямо с проповедью. Но в последнем случае по меньшей мере прогонят; в первом — опыт ихний же доказал бесполезность меры; они в прошлом году проповедовали открыто в Иокочё; слушателей останавливается множество, но ни один не заинтересовался и не попросил продолжить научение; напротив, все уходили, как только были приглашаемы войти в комнату для дальнейшей беседы. Средство-то, собственно, есть, да не им воспользоваться, средство это — одушевиться самим и одушевить христиан. Церковь устроена по-настоящему, только икон настоящих, иконостасных нет. Поставлены — какие случились. Самая большая — запрестольная — литограф, образ Спасителя, благословляющего хлебы при преломлении. Нужно будет озаботиться снабжением церкви настоящими храмовыми иконами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Догмат в своем выражении уже ищет для себя обоснования в «церковном предании», свидетельства которого изыскиваются и подводятся вместе, конечно, с доказательствами от свящ. писания. Но в данном случае свящ. предание раскрывается именно как живая соборность Церкви. Если соборность есть истинный, хотя и подпочвенный, источник церковного догматического самосознания, однако супрарационального, интуитивного характера, — ведение чрез видение, — то в каком же отношении находится к нему догмат как разумение, как истина, выраженная в рациональных понятиях. И что такое догмат? Соборное сознание сверхлично, истина открывается не единоличному разумению, но церковному единению в любви, Оно таинственно и недоведомо в путях своих, как схождение Духа Св. в сердца людей. Не это ли разумеется в словах Господа Никодиму о Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ио. 3, 8). Здесь указаны основные черты церковного ведения: несомненность его («слышишь») и неисследимость, ибо оно и не принадлежит никакому отдельному сознанию как таковому. Соборная природа церковного сознания явлена в Пятидесятницу, при основании новозаветной Церкви, когда сошел Дух, в ней живущий. В Д. Ап. нарочито подчеркивается, что Он сошел на апостолов, пребывающих единодушно вместе (μο π τ ατ). «И исполнились все Духа Святого» (Д. А. 2, 1, 4). Первая проповедь ап. Петра, которая могла быть, конечно, лишь единоличною, была по существу также соборною, от лица церковной соборности, что выражено в словах: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой» (2, 14), и в заключение проповеди о Христе: «чему все мы свидетели» (2, 32). Также и слушавшие ап. Петра слышали в нем голос не единоличного проповедника, но всех апостолов. «Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» (2, 37). И о первой общине, основавшейся в Пятидесятницу, как свидетельство духа ее, говорится: «все же верующие были вместе π τ ατο и имели все общее» (здесь нет необходимости понимать äπαυτ κοιυα исключительно в отношении имущества, о чем идет речь в следующем 45 стихе) «и каждый день, пребывая е динодушно (μοθυμαδυ) в храме» (2, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В святоотеческой литературе очень много написано о таких обманах, подменах и иллюзиях: о таких прельщениях; написано обычно в тонах глубокой скорби, что и понятно. Сознательно принимающий духа лжи и злобы, достоин глубокого плача. Но, во-первых, его выбор обычно соответствует его же жизненному материалу. Он говорит: я выбираю коммерцию или блуд (тем более, что это можно обозначить в более изящных терминах) или что угодно еще, но не Бога, потому что Он мешает заниматься мне всем этим. По крайней мере, тут без обмана. Кроме того, при таком открытом противостоянии скорее можно отказаться от любого безобразия, когда оно не прикидывается чем-то другим. Но тот, кто желает жить в согласии с христианством, а вместе с тем принимает «духа лестча», говорит себе: я занимаюсь коммерцией, но не ради коммерции, а чтоб помогать другим, и тем самым, выполняю заповедь любви; или: это вовсе не блуд, а высшая и прекраснейшая степень самоотдачи; я уже перестаю жить собой, а живу другим человеком. Такие картинки представляют собой простейшие изображения неразличения духов. Довольно частое дело – представлять мир своих страстей как мир послушания чистым добродетелям. Гораздо серьезнее те искажения духовного опыта, которые приводят к неразличению духов в собственно духовной сфере. Апостол Иоанн продолжает: «Духа Божия и духа заблуждения (лестча) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ио. 4,2–3). Это различие Божественной правды от заблуждения лишь на первый взгляд имеет исключительно доктринальный характер, никакого отношения к нравственной сфере не имеющее. На самом деле исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти, означает исповедание всей полноты правды, которую Он, воплотившись, принес на землю, иначе это исповедание не Христа, а теории (духа лестча). Именно такое понимание открывает апостол Иоанн Богослов в других местах этого послания. « Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Бога, но заповедей Христа не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (2, 3–4). «Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно, как и не любящий брата своего " (3,10). « Имеющий Сына Божия, имеет жизнь; не имеющий Сына Божия, не имеет жизни» (5,12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Это место зачатия Предтечи в прологе Евангелия от Луки находит себе полную параллель в Евангелии от Иоанна, где, непосредственно после небесного пролога, – пролог земных событий открывается так: «был человек, посланный от Бога, имя ему: Иоанн» (Ио. 1,16). В Евангелии от Иоанна не говорится ни о рождестве Христовом, ни о рождестве Предтечи, а только об явлении миру Господа с Его Предтечей. Поэтому послан выражает в обобщенном виде все повествование св. Луки, удерживая вместе с тем то место, которое занимает оно в общем плане повествования. Рассказ ев. Луки начинается хронологическим указанием: во дни Ирода царя Иудейска (1, 5). В Евангелии от Матфея, которое, в отличие от Луки, начинается прямо с рождества Христова, такое же указание отнесено к этому последнему: Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя» (2). Это хронологическое указание, конечно, увеличивает важность повествуемого. Евангелист указует имя отца (и матери) Предтечевых: иереи Захария из чреды Авиани. Давидом было установлено 24 чреды, из которых восьмая была Авиева (I Парал. 24, 10 ср. Неем. 12, 17 ), для чередного исполнения богослужения. Имя Захария означает: вспомянутый Богом. О Захарии в Евангелии вне главы первой Ев. от Луки более не сообщается ничего. Но церковное предание сохраняет о нем еще другие сведения. Прежде всего, оно почитает его первосвященником, а не священником. 13 Иереем в Писании иногда называется и архиерей ( Исх. 35, 1 , Д. Ап. 5, 24). В службе св. Захарии он прямо называется архиереем: «Кидарь положися на главе твоей, о пророче, в начертании имущ истинное божественное священие». «Радуется тварь рождеством твоим, архиерее: ты бо прозябя еси покаяния проповедника» (Канон, п. 5, тропарь 1,2). «Егда кадило служения приносил еси архиерее, тогда Предтечи приял еси провозвещение» (п. 3, тр. 1). Предание изображает его тем первосвященником, который встречал деву Марию при введении в храм, так именует его св. Церковь в службе введения во храм. На всем протяжении службы предпразднества (20 ноября) и праздника введения во храм (21 ноября) говорится о Захарии, как о священнике, вводящем Деву Марию, причем он именуется «Захария великий архиерей» (на мал. веч. ст. на Гос. воз.), «Захария старец, родитель Предтечев» (на литии стих. слава и ныне).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Даосизм. (I–VIII гл.) Содержание: I. Введение: происхождение даосизма, его основатель, место, время, особенности и характер, сравнение Лаоцзы с Конфуцием. II. Книга «Дао-дэ-цзин» и её анализ. III. Продолжение того же. IV. «Ле-цзы» и «Чжуан-цзы», личности и учения сих философов. V. Позднейший даосизм. VI. Книга «о наградах и наказаниях» и книга «о тайной добродетели и проистекающем из неё блаженстве». VII. Даосские божества. III § 85. Текстуальные приложения к отд. VI-мy 1-го тома к 1-й части (введение) истории Библии в Китае, Корее и Японии в русском переводе избранных отрывков из китайских классиков и других авторов, иеромонаха Алексия Виноградова Цель, разделение и содержание текстуальных приложений к VI-мy отд. первого тома, к 1-й части (введение) по Истории Библии на Востоке – Названия и порядки хрестоматии китайских текстов в русском переводе (иеромонаха А. В–ва) – I. Догматические и нравственные понятия по китайским классикам о Боге, человеке и проч. – II. Гомилетическое собрание изречений из китайских классиков и III. «Хун-фань» или великий план небесного мироправления. IV. «Чжун-юн», V. «Да-сюэ-цзин», VI. «Сяо-цзин». VII. «Нюй-эрр-ю» слово к девицам, VIII. Отрывки из «Да-цзин Лю-ли», IX. «Цзин-цзе» об изучении цзинов. X. Рассуждение Ван-ань-ши, XI. Вэнь-ван-ши-цзы, XII. Импер. училища и кумирни. XIII. «Сио-цзи», XIV. Китайские сочинения на экзаменах, XV. «Цюй-син» поведение ученого. XVI. «Фа-сюэ-ши-чжэнь-цзюй». XVII. Правила о поведении учеников, XVIII. «Ду-шу-синь-фа» о чтении книг. XIX. «Ио-цзи-цзин» о музыке, XX. «Юэ-лин» месяцеслов. XXI. Мемориал И-чжуна и XXII. Этнографическая таблица древнего Китая – Самые тексты и их общие рубрики: 1. Догматическо-нравственные понятия извлеченные из китайских классиков (по Чальмерсу) – 1. О Природе Божией (сюнь-цзы, ян-фу, Пан-ку, Чу-цзы, Лянь-инь, Цзы-ся), 2. Единство, 3. Всемогущество, 4 Благость Божия, 5. Справедливость, 6. Милосердие, 7. Творчество, 8. Законодательство, 9. Богооткровение, 10. Мироправление… Цель, разделение и содержание приложений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

1 Патр. Макарий, в бытность свою в Москве, участвовал на соборе 1655 г., который был созван для исправления богослужебных книг и на котором занимались рассмотрением древних греческих и славянских рукописей. К ним патр. Макарий присоединил свой служебник, на греческом и арабском языках, по коему был исправлен наш, и другие книги. Об этом служебнике, рассмотренном мною в Ватонедском греческом монастыре на Афон и неизвестно как туда попавшем, см. мою статью: „О служебнике” Антиохийского патр. Макария, находящемся на Афоне во II томе Трудов Восточной Комиссии Императорского Моск. Археол. Общества, 1895 г. «В этой статье» приведены в арабском подлиннике и русском переводе, предпсловие и помещенная в конце служебника любопытная дарственная запись (то и другое писано на одном арабском языке), подписанная рукою самого Макария и датированная 7155 годом от сотв. мира. 2 Множество интересных подробностей о том, как русские скрывали от иностранцев самые заурядные вещи и как нарочно объясняли им все неправильно, см. в статье проф. Брикнера: „Россия и иностранная печать в XVI-XVII ст. ”. 3 Приведем несколько примеров неточности этого перевода из числа собранных в нашей статье: „Некоторые курьезы английского перевода Путешествия антиохийского патриарха Макария…”, помещенной в сборнике статей но филологии и лингвистике, под заглавием ΣYΜΜΙΚΤΑ, в честь проф. Ф. Е. Корша. 1) Ио кунту – бнан maбu’йjah. Я... был родным сыном. I was natural son. (Я... был побочным сыном). 2) λ awahaшa – ллфну иин латфати нагматиним. Да не лишит нас Бог приятных их (колоколов) звуков! May God not be startled at the noisy pleasantness of their sounds! (Да не тревожится Бог при шумной приятности их звуков!) 3) инна ктатанатнум тахружу куддма- λ-мансири. Их священники являются главарями разбойничьих шаек. Their priests are carried out to execution. (Их священннков выводят на казнь.) 4) фумма андару лит-трб δа ми датан кабратан мин сири-т-тамти фумма салкатан. Они (родственники усопшего) доставили к трапезе множество всевозможных яств с кутьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6, (1). Итак, отправившись поутру из того [места] (так называемого Порта), поскольку слух о святом мученике уже распространился, мы встречали [по пути] братьев, исполненных страха и радости: они радовались, что удостоились встречи с Богоносцем, но страшились, что такой [муж] велся на смерть. (2) Некоторым, пылко предлагавшим усмирить народ, чтобы тот не искал смерти праведника, он даже велел успокоиться, (3) сразу же узнав их Духом, и приветствовав всех, и потребовав от них истинной любви, сказав больше, чем в письме, и убедив не завидовать спешащему ко Господу. Так, при коленопреклонении всех братьев попросив Сына Божия о церквях, о прекращении гонения, о взаимной братской любви, он был спешно поведен в амфитеатр. (4) Затем, вверженный согласно прежнему повелению кесаря [на середину цирка] прямо тогда, когда зрелища были близки к закрытию (ибо был праздничный, по их [язычников] мнению, [день], по-римски называемый тринадцатым 1413 , в который они старались собираться вместе). Так он был брошен безбожниками диким зверям и сразу же исполнилось желание святого мученика Игнатия, ио написанному: «Желание праведного приятно» ( Прит.10:24 ), – чтобы ни для кого из братий он не был обременителен из-за собирания останков (уже в письме 1414 он желал именно такой кончины). (5) Из святых его останков – бесценного сокровища, оставленного Святой Церкви благодатью, [бывшей] в мученике, – уцелели только прочнейшие 1415 , которые были доставлены в Антиохию и положены в саркофаге. 7, (1). Произошло это в тринадцатый день до январских календ, когда римскими консулами были Сура 1416 и во второй раз Сенекион. (2) Став очевидцами сих [событий], мы со слезами бдели ночью дома, с частыми коленопреклонениями и молитвой умоляя Господа уверить нас, немощных, после случившегося. Ненадолго заснув, одни из нас неожиданно видели блаженного Игнатия молящимся за нас, а другие – стоящего в поту как бы от большого труда и предстоящего Господу с большим (дерзновением и неизреченной славой). 1417 (3) Видевшие это, (исполнившись) радости и уразумев (συμβαλντες) 1418 сновидения, воспев Бога – Подателя благ и ублажив святого, мы указали вам день и срок, чтобы во время 1419 мученичества мы на собраниях имели общение с подвижником и благородным мучеником Христовым, поправшим диавола и свершившим течение своего христолюбивого желания во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава и держава со Святым Духом во веки. Аминь. Римские акты

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010