Финикия с её городами Тиром и Сидоном была языческой территорией на северо-запад от Галилеи. На юго-востоке была Наватея. Жители её были арабами, которые прогнали едомлян с плоскогорья на юге Заиорданья приблизительно в 200 году до Р.Х. Они воевали за контроль над торговыми маршрутами в Заиорданье и нагорье Негева. Их столицей была Петра. Рим покорил Наватею только в 107 году по Р.Х. Идумеи были потомками Исава-Едома. Изгнанные из земель Едома наватеями они поселились на юге Иудеи. Идумеи были обращены в иудаизм при Хасмонеях. Самым известным из них, конечно же, был Ирод Великий. Семья Иродов (Саломия была сестрой Ирода Великого) владела собственностью на побережье близ Аскалона. В Марк. 3:7–8; 4:25; 5:20  и 7:24–32 описывается влияние служения Иисуса на людей в этих областях. Луки 3:1–3 , хронология Тиверий был кесарем в 14–36 годах по Р.Х. Лука пишет, что служение Иоанна Крестителя начиналось в «пятнадцатый... год правления Тиверия кесаря», что, включая год его воцарения, соответствует приблизительно 28 году. Служение Иисуса (прибл. 29–32 гг.) проходило в дни Тиверия. Лука уточняет дату начала служения Иоанна говоря: «Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, – в Итурее и Трахонитской области, ... при первосвященниках Анне и Каиафе». Никто из этих правителей не замечал, что прямо на их глазах разворачиваются дела Божьи ( Лук. 7:30 ). Ожидание Мессии, Иоанн Креститель и Иисус Причинами, по которым Мессию ожидали в это время, были сложная политическая ситуация и территориальные границы Израиля в дни Иисуса ( Лук. 3:15 ). Многие евреи были недовольны политической составляющей римского господства и надеялись на нечто лучшее. В это время и появился священник из левитов Йоханан бен Захария, также известный как Иоанн Креститель. Иоанн обличал начальствующих и священство не для видимости. И Новый Завет , и Иосиф Флавий (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2) показывают, что Иоанну, в отличие от политиков и священников того времени, можно было верить. После 400 лет пророческого молчания Бог ещё раз послал Израилю пророка, который говорил истину. Служение Иоанна Крестителя было двояким: 1) призвать людей к покаянию перед приходом Мессии, что включало в себя предупреждение о грядущем суде; и 2) засвидетельствовать о Мессии в преддверии Его появления ( Лук. 3:3–17 ; Иоан. 1:26–34 ). Тем, о Ком свидетельствовал Иоанн, был Иисус из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

4) Как пчела со цветов собирает мед, а паук – яд, так православные при руковод. церков. учителей и при содейств. Св. Духа получают от Писания пользу, а самочинно-истолковывающие свящ. Писание сектанты получают вред: 2Петр. 3:16 . Хвалясь самостоятельным познанием Писания, сектанты забывают слова апостола: 1Кор. 8:2; 10:12 . 5) Разобрать главн. места свящ. Писания, приводимые сектантами в оправдание самопроизвольного толкования: Иоан. 5:39 ; 1Иоан. 2:27–28 ; 1Кор. 1:19, 26–28 ; Колос. 3:16 ; Мф. 11:25 . 6) Как сектанты смотрят на свящ. Писание? Когда вручают новосовращенному прозелиту Библию , главари сектант. говорят: «читай ее и живи так, как ты понимаешь ее, для спасения только одно это и необходимо». Забывают сектанты: Деян. 8:30–35 . Рим. 10:13–15 . 7) Результаты такого наставления: в сектах нет единообразного вероучения, напр. молокане не признают водного крещения, штундисты некоторые крестят младенцев, а другие, как и баптисты, не крестят детей до совершеннолетия. Скопцы поняли в буквальн. смысле: Мф. 19:12 , хлысты все свящ. Писание понимают в переносном смысле и, по такому понятию их, теперь на небе никого нет, а все святые во главе с Саваофом, Христом и Богородицею находятся в живых лицах – главарях хлыстовских кораблей. 8) Далее сектанты говорят: «В деле веры должно повиноваться только указанию Библии, – этого чистого слова Божия». А Апост. Павел учит: «повинуйтесь наставн. вашим»: Евр. 13:17 . Самим же наставникам сказано: «внимай себе и всему стаду»: Деян. 20:28 . 9) Еще говорят сектанты: «Свящ. Писание каждый может понимать, и кто читает его, тот не может впасть в заблуждение, так как само свящ. Писание ведет его к истине». А из самого свящ. Писания мы видим: 2Петр. 3:16 ; 2Петр. 1:20 ; Мф. 21:44 ; Евр. 4:12 . V. О соборах Церкви 1) Верующие в Господа И. Христа первых веков жили как братия, и, составляя едино тело – Церковь , имели единую главу И. Христа. Поэтому, когда являлись споры или недоумения, они решали их по общему согласию в собрании епископов и пресвитеров, по невидимому внушению Духа Святого: Деян. 15:28–29 . Сии собрания называются соборами: Деян. 15:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, миръ многъ любящимъ законъ Твой, Господи (Пс. 118, 165). 9. О мире душевном Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: несть бо наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ мipoдepжumeлeмъ тьмы века сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Св. Духа, по слову Божию: въ мире место Его (Пс. 75, 3). Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше жumie на небесехъ есть (Фил. 3, 20). Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго. Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдетъ beлepeчie изъ устъ вашихъ (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемере, изми первее бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего (Мф. 7, 5). Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю Вамъ (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и миръ Бoжiй, превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и paзyмehiя ваша о Христе Иисусе (Фил. 4, 7). Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души. Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохомъ сквозе огнь и воду и извелъ еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

http://zavet.ru/novo/duh/006.htm

И ныне – когда возвещается исполнение предвечного Совета о спасении мира, когда является «Раб Его, как созданный Им от чрева матери», (ст.1), – т.е. когда наступает время воплощения Сына Божия, для того, чтобы собрать Израиля к Богу, иначе – обратить народ Божий к новому Завету и тем спасти народ и прославить Бога, теперь Господь говорит своему Рабу о назначении Его – в самом имени Его (ст.1). И Раб Божий теперь уже твердо верит в успех своего дела. Он говорит решительно: Я соберу народ Божий, прославлю Его и прославлюсь перед Ним, потому что Сам Бог будет Моей силой; а эта сила неодолима и для самого ада. Пророк совершенно ясно и верно созерцает исполнение дела и славу Христа Спасителя. – Оканчивая земное служение, изобразив Свою вечную жертву в таинстве Евхаристии. Христос молил Бога о даровании Ему славы в мире, но – вечной славы, которую Он имел не как раб, а как Сын Божий, чтобы мир весь, прославлял и Бога Отца, который спас мир смертью Своего Единородного Сына ( Иоан.17:1–5 и сл.). 6. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. (И рече Ми: велие те есть, еже назватися Тебе рабом Моим, еже восставити племена Иаковля и рассеяние Израилево обратити: се, дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение даже до последних земли). В то время, как Отрок Иеговы – Мессия, в своем рабском самоунижении, приходит к сознанию, что Его труды и подвиг не имеют надлежащего успеха (ст.4), Господь, утешая и укрепляя Его, говорит Ему, что в Его звании «раба» состоит Его величие. При таком своем таинственном и священном служении, как Раб Божий, Он не только объединит и возвратит из рассеяния все племена, все двенадцать колен Израильского народа, но и послужит для этого рода или народа основателем нового Завета, – а именно, Он сам лично будет дан Богом народу, следовательно, как жертва, как Агнец новой Пасхи; а для язычников, которые еще не были в завете, Он первоначально будет светом, точнее – источником света их духовной жизни и, через то потом, также и для них основой вечного Завета (ст.8). Таким образом, для всего мира, до последних пределов земли, населенной падшим человечеством, «Раб Божий» будет спасением или источником вечного спасения. Это определение воли Божией над Собой и совершил Иисус Христос ( Мф.28:18–20 ; Мр.16:19–20 ; Деян.1:7–8; 13:46–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тульского уезду села Арлова иерей Никита Афонасьев, у него жена Мавра Федотова, дьячек села Арлова Николай Павлов, жена ево Федора Никитина; Одуевского уезду села Левенскаго иерей Игнатей Матвеев, жена ево Мария Семионова, сын их Ефим. Прихожане: того ж села госпожи генеральши Агрепены Алексеевой дочери Карабановой; той же госпожи деревни Лапиной (л. 52 об.). 6) 2, лл. 57–61. Села Устья церковь Святого Великомученика Егория. 1 . Тоя церкви иерей Ефим Афанасьев (36), жена ево Марфа Сергеева (36), дети их – Степан (12), Филип (4), Семион (двух месяцов). Вдова Евдакея Никитина (75), вдова Пелагея Петрова (42), сын ее дьячек Иван Гаврилов (16). На исповеди были (л. 57): Одоевского уезду села Башева иерей Григорий Афонасьев. Прихожане: генерала Василья Ивановича Чулкова крестьяне. 7) 3, лл. 62–76. Села Архангельского, что на Холохольне, церковь Святого Архистратига Михаила. 1 . Тоя церкви иерей Федор Алексеев (50), жена ево Дария Елиозарова (46), дети их – Петр (20), жена ево Настасия Петрова (19), Евдокея (16). 2 . Диакон Петр Алексеев (40), жена ево Федосья Прохорова (27), дети их – Дмитрей (6), Федосия (4), Иван (1). 3 . Дьячек Никифор Ларионов (58), жена ево Мария Мелетиева (48), дети их – Анна (20), Симеон (19). Пономарь Филип Семенов (20), жена ево Анна Савельева (18), Иван (18), Василей (14), Федор (12), Анна (9) – Семеновы дети. Означенной церкви приходские люди: вотчины генерал аншефа действительнаго камаргера и ковалера Василья Ивановича Чулкова прикащик Иван Григорьев (74), жена ево Праскевия Петрова (49), дети их – Тихон (21), Дария (15), Петр (14), Ефимия (12), Иван (10), Борис (4). 8) 4, лл. 77–92. Крапивенскаго уезду Окологороднаго стану села Троицкаго Красногорья тож церковь Живоначальныя Троицы. 1 . Иерей Иаков Ильин вдов (69), дети ево – диакон Василий (35), Иоаким (17), у диакона Василия жена Грипена Иосифова (31), их дети – Мария (16), Григорей (12), Иоан (6), Сергей (4), дьячек Тимофей Яковлев (19), жена ево Мавра Петрова (21), у него, Тимофея, родные сестры Анисья (10), Матрона (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Только один Христос свят, только Он один без всякого греха. Об этом во всеуслышание заявляют свидетели жизни Христа, Его друзья — ученики, лучше и больше других знавшие Его, видевшие его близко и подробно, не просто в отдельных важных моментах, но ежедневно следовавшие за Ним и находившиеся с Ним в самых различных обстоятельствах жизни. Они единогласно признают Христа святым и праведным, непорочным и чистым, не сделавшим никакого греха (Деян. 3:14; 1 Пет. 1:19, 2:22, 3:18; 1 Иоан. 3:5, 7 и др.). А Иоанн Креститель, — самый строгий, святой и великий пророк, пред которым благоговел весь народ еврейский, признавал Христа столь святым и нравственно высоким, что не считал себя достойным даже развязать ремень Его обуви, т.е. оказать Ему самую низкую рабскую услугу. Даже враги Христа, более трех лет следившие за каждым Его шагом, зорко наблюдавшие за Ним, ревниво подстерегавшие каждое Его слово и дело, чтобы было в чем обвинить Его, — и те не могли открыть ни одного пятна, которое-бы омрачало чистоту Его жизни. Пилат, внимательно исследовавший обвинения, возводимые на Иисуса, и даже сам жалкий предатель его — Иуда признают Его неповинным.    Против этого рационалисты говорят, что свидетели безгрешности Христовой не могли проникнуть в сокровенные Его мысли и в тайники его души; быть может, в глубине Его сердца и было что нибудь греховное, а между тем здесь только и можно искать меры для оценки поступков и слов. Но на это нужно сказать, что Сам Христос свидетельствует о Своей безгрешности, и это свидетельство имеет весьма важное значение. Обыкновенно наиболее в нравственном отношении развитые личности прежде и глубже всего сознают свои собственные недостатки и считают себя первыми из грешников, так как для их чистого взора и малейшее нравственное пятно кажется величайшим безобразием. Христос, — и Он один только, — не делает этого, ибо в Нем не находилось никакого основания для сознания собственной греховности. Ревностно и горячо призывая всех других к покаянию, Сам Он никогда не чувствовал нужды в каком бы то ни было исправлении; дав заповедь Своим последователям молить Бога о прощении грехов, Сам Он не просит у Бога прощения Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

б) «Чем Он побуждает своих последователей к послушанию Его благим заповедям?» Обращением ли к холодной, житейской мудрости, которая во всем рассчитывает на свою собственную пользу? Возбуждением ли тщеславия, которое действует только для достижения славы и похвал человеческих (Мат. 6:2)? Угрожающим ли только страхом наказаний за нарушение долга? Нет. Побуждения к христианской деятельности несравненно чище и сильнее. Бог, для побуждения нас к благочестию, указывает на себя, как на источник всякого блага, — как на любовь, которая первее возлюбила нас (1 Иоан. 4:11–14), — как на Отца, который всех знает, о всех заботится и всем хощет спастися (1 Тим. 2:14–15) A если мы любим Бога в нас самих, то мы стараемся обновляться по Его образу (Кол. 3:10). Если мы любим Его в подобных нам (ближних), то мы заботимся не о себе только, но и о других (Фил. 2:4) и делаем другим то же самое, чего желаем себе (Мат. 7:12). Любовь к Богу и любовь к ближним — вот основание, на котором Христос утверждает свое учение! Какая простая и могучая сила, которой Он побуждает богобоязненных к исполнению добра и которая скрывается не вне нас, a внутри, в глубине нашего собственного существа, созданного для любви! 2. Дела Иисуса Христа. а) Если ты, христианин, не можешь обнять всех дел Спасителя: то посмотри хотя на те, которые Он творит своим словом и своим Духом в своей церкви. Не оправдывается ли еще и ныне, что слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, и нищим благовествуется (Мат. 11:5)? Не Христос ли это озаряет небесным лучом взоры тех, которые окружены были греховной тьмой, a теперь видят и радуются сиянию славы Божией? Не Он ли божественной силой восставляет тех, которые колебались между Богом и мамоной, хромали на обе ноги, a теперь ходят твердо по благому дути? Не Он ли всесильной благодатью воскрешает духовно-мертвых, давая им «дух нов и сердце ново». Не Он ли ободряет угнетенных, утешает нищих духом, которым земля не может доставить никакого утешения, и холодная мудрость мира — никакого успокоения?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2. Частный характер ветхозаветного предсказания, как боговдохновенной истории Нового Завета в Ветхом Слушайте небеса, и внимай земля! – так начинает свою победную, торжествующую над ограниченным ведением человеческим пророчественную песнь величайший из древних пророков Исаия (1:2), когда к его проповеди оказывались глухими те, которые должны были бы не только внимательно выслушать, но и с любовью, с духовным торжеством радости передать ее всем народам земли. И небеса, послушные воле Того, Кто говорил к ним устами Пророка, не ограничиваемые никакими препятствиями, встречавшимися на пути проповедания лучей утренней зари, блеска которых не всякий мог выносить, –зеркальной поверхности воды, в которую не всякий хотел и был способен всматриваться, чтобы видеть в них единый предмет проповедания – восход солнца правды – Христа, по всей вселенной пронесли голос слова Божия (сн. Рим. 10:17,18 с парал. ветхозав.). Тут нет уже никаких посредств: это прямо – не слово человеческое, а воистину – слово Божие (срав. Рим. 10:17 ). Точно также нет никаких стесняющих условий места, времени и пр. Ибо Дух дышит, где хочет ( Иоан. 3:8 ). Отсюда-то ветхозаветное предсказание собственно скорее может быть названо новозаветной историей в Ветхом Завете, нежели ветхозаветной историей Нового Завета, какой были история Израиля и закон. Отсюда же проповедь небес в Ветхом Завете большей частью прямо переносится и в Новый Завет ( Рим. 10:6–21 ). Но и небо с землей не так вечны, как вечно слово Божие (Мф. 5:18; Луки 16:17,21,33 ) и они обветшают и изменятся, оставив неизменяемость только Тому, Который через них открывал Себя в Ветхом и Новом Завете т. е. Сын Божий в Боге Отце и Св. Духе (сн. Евр. 1:10–12 с 2Пет. 3:7–13 и парал. ветхозав.). И ветхозаветное предсказание, будучи столь неограниченным по различным условиям, терпело некоторое ограничение, но ограничение нисколько не со стороны людей, не завися от воли их (срав. 2Пет. 1:21 ), а ограничение в Самом же Духе божественном, при сообщении его существам ограниченным людям, в бесконечной Премудрости ветхозаветного Домостроителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» ( Мф.7:17–18 ). Плоды же Духа суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). VII. По силе этого прошения заповедано нам стремиться и к Царству Небесному и молиться о нем. «Кроме Царства благодатного этим прошением верующий, по учению св. отцов, испрашивает у Бога и того Царства, которого удостоятся праведники во второе пришествие Христово, когда Иисус Христос скажет им: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). «И испрашивать Небесного Царства со стороны верующего есть дело мудрого сына Божия по благодати, – как выражается св. Иоанн Златоуст , – сей сын не привязывает сердца своего ни к чему видимому, считает все настоящее суетою и стремится единственно к Отцу Небесному и к наследию будущих благ» (См. св. Иоан. Златоуст. 19 беседу на Еван. Матфея). К сему Царствию стремилась непрестанно душа великого ап. Павла, говорившего о себе: «Желание имый разрешитися и со Христоме быти, много паче лучше» ( Флп.1:23 ); к сему же Царствию стремилась и душа великого царя и пророка Давида, взывавшего ко Господу: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господи; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» ( Пс.83:2–3 ); к нему же, конечно, в этой жизни были устремлены и как бы пригвождены взоры, желания и ожидания и всех других чистых и св. душ, в вере почивших. Следовательно, и мы, проходящие еще путь жизни этой, должны каждодневно устремлять желания свои к небесному нашему наследию и из глубины сердца возносить ко Господу молитвенное об этом прошение. VIII. Условия успеха молитвы о Небесном Царствии. Но нельзя не заметить, что молящемуся о сем необходимо иметь чистую совесть, ибо иначе как он может желать и просить Небесного Царствия, когда совесть его, грехами оскверненная, грозит ему Судом Божиим и вечной мукой? Стяжавший же чистую совесть не только может устремлять желания свои к небесному сокровищу ( Мф.6:20–21 ), но еще и здесь, на земле, достигает возможного благополучия, ибо при таковой совести христианин, по мнению Златоустого, ни в счастливых обстоятельствах жизни сей не надмевается собою, ни в несчастных не теряет своего великодушия и спокойствия, но от всех таковых перемен совершенно свободна бывает душа его, обитающая как бы на небе 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для совершения Литургии требуется пять просфор, в воспоминание чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Спасителю повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Иоан. 6:22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора — Агнец, по слову Апостола, «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо как все причащаются от одного хлеба» (1 Кор. 10:17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников. Кроме пяти просфор для совершения проскомидии требуется вино . Вино должно быть виноградное красное, которое по своему виду может служить напоминанием крови.   Проскомидия совершается так: священник, подойдя к жертвеннику, выбирает одну просфору, вырезывает из ее середины четырехугольную часть в величину печати и кладет её на дискос. Эта часть называется Агнцем и изображает Господа Иисуса Христа . Затем священник надрезает крестообразно Агнец снизу доверха, в правую сторону Агнца вонзает копьё и вливает в чашу приготовленное вино с водой. Это символизирует то время, когда воин вонзил копьё в ребро Господа Иисуса Христа и из ребра потекла кровь и вода. Из второй просфоры вынимается небольшая треугольная часть в честь Пресвятой Богородицы и кладется на св. дискос, по правую сторону Агнца. Из третьей просфоры вынимаются девять частей в честь следующих святых: 1) Предтечи Христова Иоанна, 2) Пророков, 3) Апостолов, 4) Святителей, 5) Мучеников, 6) Преподобных, 7) Бессребреников, 8) Праведных Иоакима и Анны и 9) св. Иоанна Златоуста или Василия Великого, смотря потому, которого из сих святителей совершается Литургия. Эти девять частей полагаются на дискосе по три в ряд с левой стороны от Агнца. Из четвертой просфоры священник вынимает две части о здравии и спасении живых людей, а из пятой за умерших . Части из просфор как за живых, так и за умерших кладутся на дискос пред Агнцем. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; в это время прочитываются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор, и в конце Литургии погружаются в животворящую Кровь Христову с молитвою о прощении грехов тех людей, за кого вынимались эти частицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010