По воскрешении Лазаря Господь Иисус удалился в Ефраим. Он удалился от Иерусалима для того, чтобы постановленный в Иерусалиме приговор о Его смерти был исполнен иудеями не ранее пасхи, при полном стечении народа, чего не хотели первосвященники и книжники ( Мф. 26:45 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:12 ). Впрочем, в Ефраиме Он пробыл недолго: когда Он удалился, уже приближалась пасха, а за шесть дней до пасхи Он уже снова пришел в Вифанию ( Ин. 11:55; 12:1 ). Здесь Ему приготовили вечерю, на которой Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, возлила на голову и ноги Иисуса, и отерла ноги своими волосами, и дом наполнился благоуханием. Увидев это, ученики вознегодовали и говорили: «к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, и дать нищим». Но Иисус ответил им, что нищих они всегда имеют с собою, а эта трата на Него имеет исключительное символическое значение. «Возлив миро сие на тело Мое, сказал Он о помазавшей Его женщине, она приготовила Меня к погребению» ( Мф. 26:12 ). В этом повествовании прежде всего следует обратить внимание на отношение возлияния мира на Иисуса к событию воскрешения Лазаря. Отношение это хорошо раскрыто св. Ефремом Сириным . Господь Иисус, пишет он, «воскресил Лазаря, а Сам вместо него умер. Ведь после того, как воззвал его из гроба и (затем) когда возлежал с ним за трапезой, Сам был погребен под образом мира, которое Мария возлила на главу Его» 129 . Мы знаем, что последовавшие события оправдали это значение воскрешения Лазаря, символически указанное миропомазанием Иисуса. Для кого же нужно было это символическое указание, разъясненное Самим Господом Иисусом? Конечно, для апостолов, к которым и была обращена речь Его. Примечательно, что последствия воскрешения Лазаря были не только предуказанье Христом Иисусом апостолам в символическом изъяснении дела Марии, но и предуготовлены Им. По евангелиям Матфея и Марка с событием на вечере в Вифании было связано темное решение Иуды Искариота предать своего Учителя. Евангелист Иоанн передает, что ропот учеников на трату Марии выразил именно Иуда Симонов Искариот, сказавший о нищих не потому, чтобы заботился о них, но потому что был вор. И вот на этого-то ученика объяснение Господом поступка Марии в смысле предуказания на Его смерть произвело такое сильное действие, что он тогда же пошел к первосвященникам, чтобы предать им своего Учителя. Они предложили ему за это тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать своего Учителя. § 45. Торжественный вход в Иерусалим и иссушение смоковницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

129 . Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши ( Мф. 6:12 ) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его ( Иов. 37:7 ). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим ( Дан. 9:20 ). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут. 130 . Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему. Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг. 7 1 . При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

А что Иисус и позже, от двенадцати до тридцати лет, не бывал в чужой стране, это видно снова из евангельских слов. Видно, во-первых, что Мария и Иосиф сильно тревожились о Нем и не могли спокойно перенести расставание с Ним даже на два или три дня. И сказала Ему Мать: «Чадо! что Ты сделал с нами?» То есть почему Ты отделился от нас на несколько дней? «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» 129 . Заботливая и нежная Мать! Разве такие заботливые родители допустили бы, чтобы Иисус пошел в Индию, а они бы с Ним не пошли – если уж надо было идти? Они с Ним и в Египет убегали от кровавого Ирода и с Ним в Египте жили. И второе: боговдохновенный евангелист пишет, что после этого явления Иисуса в Иерусалиме Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был им послушен, и возрастал в мудрости, возрасте и любви к Богу и людям. Оставался Он, следовательно, до тридцатилетия Своего послушным Матери Своей и старцу Иосифу, работая ремесленником по делу плотническому и – храня молчание. Поистине, Ему нечего было делать в Индии, или в Египте, или в Греции, или в какой-нибудь иной стране и даже в Палестине, на Его земной родине. Но учился Он в стране Молчания – в душе Своей, в которой всегда дышал Дух Божий. Тот самый Дух Божий, силою Которого Он был телесно зачат в теле Матери Своей, не оставлял ни на мгновение Его душу. Так Он возрастал в премудрости от Духа Святаго и не нуждался в том, чтобы Его кто-либо учил . И чему бы Он мог научиться в Индии? Сейчас многие из нас знают то, что знает Индия, и с сожалением констатируют, что этого недостаточно. Индийцы говорят: «Воплощение Бога и появление Его в образе человека нам небезызвестно. Бог Кришна 130 много раз воплощался, ходил среди людей и учил их». Увы, чему он их научил? И от чего их спас, если и сегодня Индия, страна Кришны, погруженная в печаль и отчаяние, стонет от этой жизни и тоскует по нирване, небытию и пустоте? Какой же это бог, если он так часто воплощался и ходил по земле, а судьбу человечества к лучшему изменить не смог?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Основными моментами ветхозаветного договора являются вера и оправдание, грех и наказание. Поскольку завет начинается со стороны Бога, Который обращается к человеку с требованием и обетованием, постольку со стороны человека первым актом вступления в договор является послушание и вера, с которою он исполняет требование Божие и которая увенчивается исполнением обетования. Так Авраам, руководимый идеей своего Бога, оставил землю свою и дом отца своего в надежде получить новую землю. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» 129 . Так и для народа еврейского исшествие из Египта не было только исходом из страны рабства, но было также оставлением страны, текущей молоком и медом, ради обетованной земли. «Разве мало того, говорили Моисею некоторые из евреев в пустыне, – что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом? А ни в землю, текущую молоком и медом, ты не привел нас, ни владения полями и виноградниками не дал нам» 130 . В частности Моисей «верою отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное наслаждение» 131 . При Синае Бог обратился к народу еврейскому с требованием исполнять Его уставы и обетованием сделать евреев народом могущественным. Исполнение обетования есть оправдание человека от Бога. Так уже Авраам поверил Иегове, и Он вменил это ему в праведность 132 . Все благоденствие патриархов, все могущество народа еврейского и его слава были оправданием их веры в Бога. Но вместе с тем завет делает возможным неверность договору со стороны людей, которая является их грехом пред Иеговой 133 . Грех наказывается и требует своего искупления. Посему наряду с обетованиями в Ветхом Завете слышатся угрозы, перечисляющие все ужасы и несчастья природной и общественной жизни и международных отношений 134 и т.д. Самым характеристичным наказанием с еврейской точки зрения было рабство другому народу 135 . Но грех может быть искуплен и завет может быть восстановлен 136 : искуплением служит само страдание в соединении с раскаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Это и означает: сначала религиозность (вера), а потом, как ее плод, – праведность. Но никак не наоборот! Сказано: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» ( Пс.67:19 ). Он, Господь, Сам дает «дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Противящиеся, то есть бывшие грешники, чтобы они «могли обитать у Господа Бога». И если кто-то думает, что он сам, без помощи Духа Святаго, без Христа может исполнить Закон Божий, может самостоятельно забраться на Небо, тот подобен дьяволу, который хотел иметь полную автономию от Бога. Если Христос не очистит наше сердце Кровию Своею, если Дух Святой не просветит нас, то сами по себе мы никакими молитвами, никакими постами не сможем найти дорогу в Небеса. Нет никаких автономных святых, которые сами по себе стали таковыми. Все грешники! Давид восклицал: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс.129:3 ). Сами свв. апостолы писали о себе: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8–10 ). Итак, начало нашего исправления – осознание своей собственной греховности. Блаженный Иероним писал: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием» . Иными словами, все доброе – от Бога, все злое – от нас! Вот почему Писание и учит нас не придавать значения добрым делам. Это не наше добро, а милость Божия, а мы кающиеся грешники – то есть люди, надеющиеся на Ходатая и Посредника за нас Господа Иисуса Христа. Сказано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). Итак, верою – и оправдание, верою – и доступ к благодати, верою – и исправление нашей жизни. Сказано: «…что вера без дел мертва?» ( Иак.2:20 ). А так как и сама вера – дар Божий, то что мы без Бога? Дела, которые рождаются от веры, не есть собственно наши дела. Как следствие дара веры такие добрые дела – дар Милости от Бога, следовательно, непосредственно к нам они не имеют прямого отношения. Они как индикатор показывают нам: перешагнули ли мы порог личной (субъективной) веры и вошли ли мы в мир Веры Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Чтобы могли мы знать и самые пути Божией премудрости, возводящей к богопознанию, Писание говорит: начало премудрости есть страх Господень ( Пс.110:10 ). Значит, чтобы придти в познание Бога и получить от Него радость спасения, нужно сначала потрудиться, потужить о своей погибели, или что то же, исполниться страхом Божиим и потомиться им. Страх же муку имать ( 1Ин.4:18 ), как сказано; он служит человеку наказанием, которое в настоящее время не мнится радостию быти, но печалию ( Евр.12: 11 ). Потому-то Писание возвещает: Премудрость стропотно обходится с ним в первых, боязнь же и страх наведет нань, и помучит его в наказании своем ( Сир.4:18 ). И за то боящиеся Бога, как сказано, обрящут у Господа милость и великое у Него избавление (Ср. Пс.129:6 ). Не без причины же апостол Иаков заповедует всем нам: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, – как говорит он, – смех ваш в плач да обратится и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Смиритеся пред Господом, и вознесет вас. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Горе же, кто ныне не смиряется, не сокрушается и не плачет; горе тому, кто говорит или думает ныне, как упоминаемый Давидом нечестивец: в род и в род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ). Писание о таких ясно говорит: скончаша во благих житие свое, в покои же адове успоша ( Иов.21:13 ). Горе потому, как и Господь сам говорит, горе богатым; горе насыщенным благами века сего; горе смеющимся ныне. Все таковые, имеющие сердце, приученное к любостяжанию и сласть мняще вседневное насыщение, не помышляющие же о страшных судьбах Всевышнего, идут к вечному мучению. Приидите же ныне богатии, как вещает апостол Иаков, – приидите те, которые обогащены дарами Божией благости и возлюбили их более, нежели Самого Дародателя, – приидите, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Ибо приближается то время, в которое, как Господь возвестил, восплачутся все племена земные, и люди будут вздыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Ср. Мф.24:30 ; Лк.21:26 ). Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся ( Мф.24:29 ); а на земле будет уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится ( Лк.21:55 ). Приидите в чувство покаяния прежде, нежели прийти дню Господню, приидите, – взывает всем нам пророк Давид, – ...и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Ибо такова есть воля Божия о нас, чтобы мы в этой жизни страшились судеб Господних, чтобы печалились и плакали. Потому и Писание говорит нам: повинитеся убо Богу, – пострадите, и слезите, и плачитеся ( Иак.4:7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Книга Деяний рассказывает, как Святой Дух участвовал в деле распространения Евангелия и руководил апостолами. Он избирал их на то или иное дело: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ), определял направление миссионерских путешествий: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» ( Деян.16:6–7 ). Таким образом, апостольское служение и устанавливается, и осуществляется при участии всех Трех Лиц Святой Троицы: избрание от Отца и через Сына, обновление и просвещение Святым Духом 120 . Для своего служения, для того чтобы приносить плод, апостолы были наделены особыми дарами : «Всякое изобилие благих тебе Христос даровав, верх Божественных дарований, апостоле, показа тя, судом праведным богоявлене, праведен Един» 121 . Среди этих даров – способность постигать Божественные тайны, прежде недоступные для разумения. Дух Святой, обновляя разум апостолов, делает их «всемудры и богословцы» 122 , «невежда бо суще умудришася, божественная ветийствоваху» 123 , «некнижная мудрости научи, рыбари богословцы показа» 124 . В гимнографии Пятидесятницы подчеркивается, что обновляющее и просвещающее действие Духа Святого («таинственное обновление разума») дало апостолам способность проповедовать непостижимый для человеческого ума догмат о Святой Троице: «обновляет бо их Утешитель, в них обновляяся таинственным обновлением разума: иже странными гласы, и высокоглаголивыми проповедающе Присносущное естество же и Простое, Триипостасное почитати, Благодетеля всех Бога» 125 . Указание на причастность к небесным тайнам очень часто встречается в гимнографии. Апостол «небесным учен тайнам воистину» 126 , он «тайноглагольник» 127 , «служитель Христовых тайн» 128 , «небесный таинник» 129 . В приведенных цитатах нетрудно увидеть преломление слов св. ап. Павла: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). По святоотеческим толкованиям, Божественные тайны – это не только догматическое учение. Святитель Феофан Затворник поясняет, что здесь разумеются «не одни таинства, но устроение всего дела Христова на земле... не одни тайны учения, а все домостроительство спасения, в которое входит и учение, и заведение правой жизни, и преподание освящающих Таинств» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высказав сначала общее положение (ст. 5), в виду которого приведены сами эти изречения Псалмиста, св. апостол разъясняет теперь частные стороны его: «когда же покорил Ему все, то не оставил ничего не покоренным Ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен предо ангелами (ст. 8–9). Очевидно, таким образом, что как в первом месте, так и здесь св. апостол толкует все приведенные слова псалма о Христе. А между тем, псалом говорит о человечестве вообще, «хотя прямее может относиться ко Христу по плоти» 125 . Не без основания также один из новых толкователей Евальд, восходя от общего, отвлеченного понятия «о человечестве» к более конкретному представлению идеала человечества в первобытном его состоянии, говорит, что этот псалом есть «молния, брошенная во мрак истории творения» 126 . В связи с толкованием св. апостола, мы теперь прямо говорим, что, по его разумению, этот псалом уже в Ветхом Завете предоткрывал тайну типического отношения между первозданным человеком и Перворожденным всея твари, Образом Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), имевшим некогда принять на Себя и видимый образ смертного естества человеческого, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» 127 . Основную мысль этого типического соотношения составляет мысль о славе человека в его первобытном состоянии соответственно его высочайшему первообразу Христу. При этом необходимо также припомнить свойства типа в отношении его к своему прототипу, так как у св. апостола, как мы сказали, устанавливается именно типическое соотношение, а в Рим. 5:14  он и прямо называет Адама типом, или образом будущего, т. е. Христа. Согласно учению св. церкви, в смысле св. апостола, преобразовательные черты этого соотношения суть следующие: а) первый человек – Адам создан по образу Божию (κατ’εκνα Θεο сн. Быт. 1:26; 27; 5:1  с 1Кор. 11:7 ): последний Адам – Иисус Христос есть также Образ Бога (εκν το Θεο 2Кор. 4:4  ср. Кол. 1:15 ) и в Своем воплощении, как явивший в Себе «Славу Бога Отца» 128 , почему и говорит: «видевый Мене, виде Отца» ( Ин. 14:9 129 ), будучи таковым и по силе предвечного отношения Своего к Богу Отцу по естеству (1 Кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апостол Иаков считает признаком истинного добродетельного действия: кто вникнет, говорит сей Апостол, в закон совершенный, закон свободы, пребудет в нем; тот, будучи исполнителем дела, блажен будет в своем действии ( Иак. 1:25 ). Все достоинство естественного добра заключается в том, что оно убеждает человека в его недостатке, за которым следуют неизбежно и внешние бедствия, – в его бессилии восстановить это достоинство собственными силами и освободиться от этих следствий и в необходимости искать помощи свыше. А отсюда и Бог для естественного человека не есть высочайшее нравственное Благо, общение с Которым само в себе имеет для него безусловное достоинство, а есть предмет или страха или надежды, как всемогущая грозная или милостивая сила и как средство для своекорыстных целей человека, для избежания страданий как внутренних и внешних последствий греха. Такой Св. Писание действительно и представляет естественную нравственность людей как из язычников, так и из иудеев 129 . Но и отрицательная нравственность, основанная на страхе и корыстной надежде, возможна, как мы сказали, в падшем человеке под тем условием, если его нравственная потребность сознается им. Если же она не сознается, то его нравственное состояние есть состояние скота бессмысленного, которому Св. Писание и уподобляет его ( Пс. 48:13, 21 ); в таком состоянии и божество почитается человеком не как нравственная грозная или милостивая сила, а как представитель меняющихся чувственных или эгоистических влечений; слава истинного Бога изменяется, по Апостолу, в образ подобный тленному человеку, и  птицам, и четвероногими, и пресмыкающимся ( Рим. 1:23 ). В обоих случаях человек является неспособным к истинному добру. Человек даже и не знает о живущем в нем влечении ко злу и не считает себя грешным, пока внешняя заповедь, закон извне не раскроет ему сознание этого влечения как греховного. Я не иначе узнал грех, говорит Апостол Павел, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай ( Рим. 7:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

А то, что избрание благодати совершается без всяких предшествующих заслуг дел, в другом месте ясно показывает тот же апостол, говоря: Так и в нынешнее время, по избранию благодати сохранился остаток. Но если по благодати, то уже не от дел, иначе благодать уже не благодать 127 . Имея в виду эту самую благодать, он вполне последовательно прибавляет пророческое свидетельство и говорит: Как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел, и тут же продолжает: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет. Но почему же: Да не будет? Неужели из-за будущих дел обоих, которые Он предузнал? Нет, да не будет и этого: Ибо Он говорит Моисею: «К кому буду милостив, его помилую; и над кем сжалюсь, ему явлю милосердие». Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога 128 . И чтобы на примере сосудов, готовых к погибели, причитающейся осужденной смеси 129 , другие сосуды из той же смеси, созданные для почести, поняли, сколь много даровало им Божественное милосердие, апостол продолжает: Ибо Писание говорит фараону: «Для того Я и поставил тебя, чтобы показать в тебе могущество Мое, и чтобы прославилось имя Мое по всей земле». Наконец, заключает апостол словами об обоих [родах людей]: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает 130 : и делает это Тот, у Кого нет неправды. Милует Он по безвозмездному дару, а ожесточает по справедливейшей заслуге. Всякий бывает ожесточен по своей вине, а помощь получает по благодати 40 . Но может все еще сказать превозношение неверующего гордеца или извинение наказанного и подлежащего осуждению человека: За что же еще упрекает? Ибо кто противостанет воле Его? Пусть скажет так, и услышит, что приличествует [слышать] человеку: А ты кто, человек, что возражаешь Богу? 131 и все следующее далее, о чем я уже говорил так много и часто, как только мог. Пусть услышит это и пусть не презирает этих слов. Если презрит это, то обнаружит, что он как раз и ожесточен, чтобы презреть; а если не презрит, то пусть верует, что дана ему помощь, чтобы не презреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010