Фото Олега Варова ЖМП 5 май 2018 /  25 декабря 2018 г. 13:50 Пеший крестный ход ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и оскверняемую стопами грешников». PDF-bepcuя Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников. Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990-х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000-х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторя­ющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода.

http://e-vestnik.ru/church/krestnyy_hod_...

Ханты-Мансийск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово Карта и ближайшие объекты Церковь построена в  селе Самарово (ныне в черте города Ханты-Мансийск) в 1816 г. под руководством присланного из Тобольска архитектора Шаньгина. Около церкви размещалось училище, в котором некогда преподавал едва ли не весь церковный причт. На протяжении века церковь была средоточием духовной жизни населения северного края. В 1930-х гг. была разрушена. Заново построена на фундаменте прежнего храма. Освящена в 2000 году. Архитекторы Н.З. Казаков и В.Н. Филиппов. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Каменная одноглавая церковь на склоне Самаровой горы. Основной объем построен по типу " восьмерик на четверике " , трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Церковь была полностью уничтожена в 1930-х. В конце 1990-х была заново воссоздана на историческом фундаменте в своем прежнем виде. Тобольский Благочинный соборный иерей Петр Фелицын приказом от 1 апреля 1808 г. сообщил Самаровскому духовенству об отобрании с жителей подписки на предположенное ими построение новой, каменной церкви. В приложенной копии с указа по этому поводу говорилось: «Состоящая в Самаровском яму деревянная Покровская церковь построена уже не малое время, которая до от продолжения лет приходит в обветшание и требуются некоторые поправки; а как Высокомонаршим повелением строение вновь деревянных церквей воспрещено, посему они, предупреждая крайнее обветшание церкви, согласились построить заблаговременно каменную и заготовить на созидание ея денежной суммы до двух тысяч рублей». В это время в Самарово насчитывалось 242 дома, мужчин 721 человек, женщин 725 душ. Самаровское духовенство в 1808 году состояло: два священника - Петр Протопопов и вдовый Федор Ильиных, дьячок Уфим Наумов и два пономаря — Андрей Фирсов и Егор Логинов. Волостной голова Борис Губин 1-го июля 1808 года собрал сходку, на которой присутствовало крестьян и ясашных остяков 115 человек, все они дали согласие на строительство каменной церкви и внесли на постройку оной 1584 рубля 30 коп. До ноября месяца прибавилось еще 370 рублей 95 копеек, и вся сумма 1955 рублей 25 копеек препровождена была с самаровским ямщиком Герасимом Корепановым в Тобольск к соборному иерею Петру Фелицыну.

http://sobory.ru/article/?object=06734

Храм иконы Божией Матери «Одигитрия». Деревня Кимжа, Мезенский район, Архангельская область ЖМП 5 май 2023 /  10 мая 2023 г. 14:00 От Холмогор до Колы тридцать три Николы 25  ЛЕТ МИССИОНЕРСКОМУ СЛУЖЕНИЮ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , которые начались в  1990 -х годах, стала Нарьян-Марская  епархия Архангельской митрополии . Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко .   PDF-bepcuя.  Наследники поморов — В этом году исполняется четверть века с первой поездки миссионеров ПСТГУ в Архангельскую митрополию, на землю поморов. Для современной миссии это целая эпоха. Можно ли, оглядываясь назад, оценить, как развивалась она на разных этапах, как менялись ее задачи, формы, приоритеты и направления? Протоиерей Андрей Близнюк. Прежде всего отмечу, что главная и неизменная задача миссии — привести человека ко Христу. Иногда люди задают мне вопрос: вы же не в Буркина-­Фасо или на остров Ява едете, а к тем, для кого Православие уже 1000 лет является традиционной религией. Какие вы миссионеры? В чем-то это правда: в последнее время крещений мы совершаем меньше по сравнению с прошлыми годами. Но это и понятно, мы начинали, когда вера на Русском Севере была утрачена несколькими поколениями, и люди крестились целыми селами. Помню, в начале 2000-х годов в Лешуконском районе, в селе Засулье, принять таинство изъявили желание сразу 130 человек. Иерей Филипп Ильяшенко. На первом этапе перед нами стояла задача рассказать людям о Православии, об основах христианской жизни, объяснить значение исповеди, важности регулярной молитвы, после чего крестить желающих с последующим объединением их в общину, в которой началась бы молитвенная жизнь в отсутствие священника. Второй этап условно можно назвать катехизаторско-просветительским.

http://e-vestnik.ru/interviews/ot_holmog...

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юрьево (Петрово). Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Храм св. вмч. Георгия Победоносца в селе Юрьево строили 10 лет, с 1791 по 1801 год. Он был украшен мраморным барельефом Екатерины II, созданным скульптором Ф.И. Шубиным. В 1964 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. Иконостас увезён в Новгородский музей-заповедник. В 1990-е и 2000-е гг. в храме силами местных жителей и приезжающих были вставлены окна. Однако храм продолжает разрушаться. С сайта boreparhia.ru Георгиевская церковь в с.Юрьево, один из наиболее ценных памятников зрелого классицизма на Новгородчине, построена в 1791-1801 гг. на собственные средства помещика, тайного советника Ивана Ивановича Кушелева, о чём свидетельствуют две мраморные доски над входом в храм. Левая доска: «Сей храмъ СВ. В. Георгия заложенъ съ благословения митрополита Гавриила въ 1791 году 15го июля въ царствование Екатерины Великой и стараниемъ сенатора и Св. Георгия 3го класса, св. Анны 1-го класса и Маттинского св. Иоанна Иерусалимского коммандоромъ и кавалеромъ Иваномъ Ивановичемъ Кушелевымъ и супругою его Елизаветою Дмитриевною Кушелевой урожденной Ланскою, бывшею фрелиной второй императрицы Екатерины». Правая доска: «Освященъ съ благословения митрополита Амвросия въ 1801 году 15го июля въ царствование императора Александра 1го въ присутствии создателей храма и ихъ детей камергера Александра, дочерей: Авдотьи и Ольги, строителем Иоасафом Аничковым, протоиереями Петромъ и Иоанномъ при многочисленномъ собрании дворянъ, духовенству и народу». Фасадную сторону архитектурного комплекса храма составляют кирпичные ворота, кованая ограда, сторожка и деревянная церковь во имя Кирика и Иулитты, фланкирующие участок. Ворота с изображением Святого Георгия на арочном фризе, полуколонками по сторонам проезда, коваными решётчатыми створками напоминает арку Новой Голландии в Петербурге. Точно рассчитанное расстояние ворот от церкви позволяет взору входящего увидеть храм как бы в раме и во всей величественности. Храм крестово-купольный, квадратный. Снаружи имеется три портика: четырёхколонный западный, увенчанный фронтоном с фреской, выделяет главный вход; два небольших двухколонных портика – по середине северной и южной стены – соответствуют боковым дверям. Колонны тоскано-дорические. Восточная алтарная стена плоская без выступа апсиды. Наружный декор прост – дощатый руст, неглубокие ниши в виде ложных окон, клинчатые замковые камни над ними, арочные окна над портиками, пояс в виде прямоугольной полочки, на которую поставлены нижние окна, вал, завершающий цоколь, простой карниз. Поля дверей украшены накладными деревянными розетками.

http://sobory.ru/article/?object=27529

Ярославль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1918 году при обстреле города Успенский собор сильно пострадал, но его быстро отремонтировали, после чего передали под " биржу труда " , а в 1937 году... взорвали вместе с колокольней. До начала 2000-х гг. здесь был клочок парка сто на сто метров. А в 2004 году на месте старого храма торжественно заложили новый собор. Всё бы хорошо, однако новый собор оказался совсем не похожим на старый. Как выяснилось, воссоздание в прежних формах вообще не входило в задачу архитектора. Видно, что автор пытался взять за пример для подражания старинное зодчество - например, Софийский собор в Вологде. Но то ли выйти за рамки стереотипа не удалось, то ли подвели современные " евроматериалы " - нитрит титана вместо золота в качестве покрытия куполов, белейшая штукатурка, кровельная медь смотрятся слишком бутафорски, с первого взгляда выдавая " новодел " . Получился типовой храм в модном ныне " квазирусском " стиле - при полном отсутствии каких бы то ни было художественных особенностей. Помимо всего прочего, Успенский собор ещё и очень большой - больше храма-предшественника. Специалисты предупреждали, что такая гигантомания исказит вид старинной части города и " раздавит " Стрелку, но к этим доводам не прислушались. В сухом остатке: хорошо, что у Ярославля снова есть кафедральный собор на историческом месте. Жаль, что к его возведению подошли столь потребительски, без уважения к истории и архитектурным традициям города. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х г.г. В конце 2003 г. в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12099

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительный родник О новой книге Алексея Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками» 08.05.2021 1763 Время на чтение 11 минут На обложке книги: Ю.В. Бондарев даёт интервью автору книги Алексею Тимофееву. Фото - Павла Кривцова.1999 «Начал читать по вечерам письма тех, кто погиб в 1945-м. И был потрясён, как будто хлынула с этих страниц в душу светлая, чистая, мощнейшая волна. Это был спасительный родник». Так начинается книга Алексея Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками». 400 страниц эксклюзивного, высоко информативного текста, снабжённого большим количеством уникальных фотографий, с привлечением богатейшего, ранее не публиковавшегося архивного материала: книга Алексея Тимофеева, по существу - плод всей жизни писателя, она стала итогом многолетнего непрерывного труда, результатом освоения огромного количества печатных источников, общения с авторитетными специалистами и учёными и прежде всего с самими ветеранами. Книга Алексея Тимофеева вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Но, если начальные главы книги захватывают, вызывая естественное желание поделиться впечатлениями, соображениями, выводами, то, прочтя книгу до конца, хочется просто снять шляпу и помолчать. Хотя бы минуту. Основа этой книги сложилась в 1990-2000-х годах. В эти годы Алексей Тимофеев, автор известной, переизданной несколько раз в серии ЖЗЛ книги «Покрышкин», готовил интервью и очерки для различных газет и журналов, занимался составлением сборников документов и воспоминаний о полководцах Великой Отечественной войны. И вот уже многие годы Алексей Тимофеев продолжает эту тему в интернет-газете «Столетие». Во вступлении к книге автор написал: «Главный вопрос, который интересовал меня в 1990-2000-х годах - за счет чего Красная армия победила столь сильного врага? Умели ли русские воевать? В ходе бесед с ветеранами я расспрашивал их о боевой и психологической подготовке наших лётчиков и разведчиков-диверсантов, артиллеристов, танкистов и пехотинцев, о наиболее характерных эпизодах схваток и сражений, соотношении потерь, стратегии и тактике, оценке действий противника».

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/08/...

В.В. Бычков Библиография Монографии 1. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. – М. Искусство, 1977. – 199 с. 2. Эстетика поздней античности. II-III века. – М. Наука, 1981. – 325 с. 3. L’estetica bizantina. Problemi teorici. Prefazione di Andre Guillou. – Bari: Congedo Editore, 1983. – 203 p. 4. Estetica antichitatii tirzii. Secolele II– III. Prefata de Ion Janosi. – Bucuresti: Editura Meridiane, 1984. – 420 p. 5. Византийска естетика. Теоретически проблеми. – София: Наука и изкуство, 1984. – 180 с. 6. Эстетика Аврелия Августина . – М.: Искусство, 1984. – 264 с. 7. A bizanci esztetika – Budapest: Condolat, 1988. – 235 p. 8. Византийка естетика. Теорийки проблеми. Перев. Димитров М.Калезич. – Београд: Просвета, 1991. – 329 с. 9. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к Истине, 1991. – 407 с. (Библиография 1970–1990). 10. Естетскиот лик на битието. – [Скопье]: Табернакул, 1992. – 104 с. 11. Русская средневековая эстетика. XI – XVII века. – М.: Мысль, 1992. – 638 с. с илл. 12. The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. – Crestwood, NY: St.Vladimir " s Seminary Press, 1993. – 101 p. 13. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. – 2-е изд. – М., Мысль, 1995. – 637 с. с илл. 14. AESTHETICA PATRUM. ЭСТЕТИКА ОТЦОВ ЦЕРКВИ. I. Апологеты. Блаженный Августин . – М., Ладомир, 1995. – 593 с. (Zusammenfassung, Summary, Resume). 15. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., Ладомир, 1995. – 332 с. + 32 ил. Брошюры 16. CORPUS AREOPAGITICUM как один из философско-эстетических источников восточно-христианского искусства. – Тбилиси, 1977. – 12 с. 17. CORPUS AREOPAGITICUM als eine der philosophisch-asthetischen Quellen ostchristlicher Kunst. – Tbilissi, 1977. – 16 S. 18. Об эстетической значимости восточно-христианского искусства. – Тбилиси, 1983. – 11 с. 19. Эстетическое сознание Древней Руси. – М. Знание, Серия «Эстетика». 1, 1988. – 64 с. 20. Эстетика в России XVII века. – М., Знание, Серия «Эстетика». 4, 1989. – 64 с. 21. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского) – М. Знание, Серия «Эстетика». 6, 1990. – 64 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дмитрий Дробницкий: «Почему 1991-й «болит» так же, как и 1917-й» 24.08.2021 15:12:15 30 лет назад, 24 августа 1991 года, М.С. Горбачев заявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал Центральный комитет принять решение о самороспуске. Полномочия президента СССР Горбачев сложил с себя в декабре, но де-факто Советский Союз перестал существовать уже в августе. Начались 1990-е, позитивные воспоминания о которых, как об эпохе, сохранило абсолютное меньшинство наших сограждан. Распад СССР совершенно справедливо был назван Владимиром Путиным величайшей геополитической катастрофой. XX век вообще был, увы, щедр на катастрофы. И Советский Союз родился в горниле одной из них. События 1917-го и последующих лет нанесли стране такие раны, которые не залечены до сих пор. То, что сегодняшние горячие споры «белых» и «красных» продолжают раскалывать и без того хрупкий патриотический консенсус, свидетельствует о том, что травма 1917-го до сих пор столь же болезненна, как и травма 1991-го. То, что произошло в конце 1980-х (межнациональные конфликты начались уже тогда) и в начале 1990-х, по своим последствиям, прямым и косвенным жертвам, тоже можно считать особой формой гражданской войны, горячую фазу которой удалось завершить лишь в начале 2000-х. У обеих катастроф были объективные и субъективные причины. И среди субъективных не последнюю роль играли алчность, жажда власти и банальное предательство. И была одержимость общества, особенно его образованной части, жаждой перемен, причем в какой-то момент «перемен любой ценой». Но объективные причины не менее существенны. Российская империя, также родившаяся из кризиса смутного времени и достигшая за 300 лет огромных высот, к концу 1916 года в ее прежнем виде была уже нежизнеспособна. Конечно, развал армии является во многом следствием «революционной работы», но не стоит забывать и о том, что в стране случился транспортно-логистический коллапс, вызванный общим инфраструктурным кризисом, преодолеть который было бы крайне сложно даже в условиях мира. Быстрый промышленный рост и ускоренное освоение новейших по тем временам технологий только усугубляли этот кризис. Храброго русского солдата подвела слабая хозяйственно-административная система. Так что, когда была предложена новая, соблазн стал слишком велик.

http://radonezh.ru/2021/08/24/dmitriy-dr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нужен новый Госплан» Необходимо создать правительственную комиссию совместно с бизнесом и подсчитать, чего именно нам не хватает 24.06.2022 621 Время на чтение 10 минут Фото: business-gazeta.ru «Если бы спецоперация началась не 24 февраля 2022 года, а 24 апреля 2020-го, когда была самая нижняя точка экономических процессов в мире в связи с пандемией, то той же Америке было бы не до того, чтобы вводить против нас санкции», — предполагает Андрей Кобяков, один из ведущих российских экономистов, предлагающих альтернативные либеральной модели развития страны. В конце нулевых под его редакцией вышел труд «Русская доктрина», объединивший несколько десятков крупных современных экономистов, политологов, историков, философов, считается, что многие из ее положений после 2012 года реализует Владимир Путин . В интервью «БИЗНЕС Online» Кобяков рассуждает о спаде российской экономики на 10–12% в 2022-м, социальном консерватизме, преодолении длительного периода санкций, несостоявшемся после 2014-го импортозамещении, необходимости квазиавтаркии, а также о том, повторятся ли в стране 1990-е. Экономист отметил, что к началу спецоперации экономика страны подошла не в самой лучшей форме. «С точки зрения циклов, в последние месяцы 2021 года и в январе – феврале 2022-го уже наблюдалось серьезное торможение в российской экономике. Если судить по индексам деловой активности, то они были близки к стагнации, нулевым темпам роста. Но если говорить стратегически, то экономика России в принципе слаба, и это является следствием непродуманных реформ, которые проводились прежде всего в 1990-е годы. Действительно, ряд ошибок был исправлен, плюс положительные для нас глобальные обстоятельства позволили России временами достигать достаточно высоких темпов роста (имею в виду период с 2000 по 2008 год). Но в целом все было поручено рынку, а он в условиях, когда государство не особо покровительствует определенным отраслям, оставил российской экономике преимущественно примитивные отрасли. А очень многие высоко- и среднетехнологические отрасли перестали существовать или оказались в совершенно забитом состоянии, что начинает крайне негативно проявляться в нынешних геополитических обстоятельствах. Я имею в виду сложившуюся квазиблокаду России, когда становится понятно, что многих видов производства в стране просто нет, даже тех, которые в результате распада СССР остались в качестве советского наследства», - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/nu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010