Закрыть itemscope itemtype="" > «Сокол любит высоту полёта» Памяти слависта Ильи Михайловича Числова 17.12.2019 1291 Время на чтение 6 минут Друзья! Сегодня горе в славянском мире. После тяжёлой болезни, в расцвете сил ушёл от нас один из ведущих отечественных сербистов, известный литературный переводчик, член Союза писателей России, председатель Общества Русско-Сербской дружбы, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке Илья Михайлович Числов (14.03.1965-16.12.2019) . Воин Христов – первое, что скажу о нём. Он насмерть стоял за чистоту Православия, за правду Божию и национальную правду. Велик вклад И.М. Числова в сербистику и славистику в целом, в отечественную публицистику. Его мастерские художественные переводы признаны в профессиональной среде лучшими. Главный труд его жизни – это перевод творений святителя Николая Сербского, а также религиозно-философской поэмы «Луч микрокосма» величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Негоша, по своему поэтическому дарованию равного для сербов нашему Пушкину . Десятки переведённых Числовым поэтических сборников лучших сербских поэтов, составленная им Антология сербской поэзии – это тоже неоценимый вклад в славянскую филологию. В 1990-х и 2000-х годах мощным призывом к соборности русского народа звучали публицистические статьи Ильи Числова «Сербия как вызов космополитизму», «Сербское царство», «Сербский пример. (К вопросу о славянском единстве в современном мире)», «Что для нас Сербия», «Радован Караджич», «Босния и Герцеговина – сербская земля», «Балканские правила» и многие другие. Выдающийся скульптор Вячеслав Клыков, с которым Илья Михайлович был дружен, говорил, что «сербы такие, какими мы, русские, были когда-то…» И Клыков, и Числов были уверены: нам надо поучиться у сербов отстаивать православную веру и наше национальное достоинство! Будучи человеком академического склада, ученым (И.М. Числов блестяще окончил славянское отделение МГУ им.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/17/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Униатство на русском Севере 04.03.2024 437 Время на чтение 5 минут Источник: блог автора Любопытная новость пришла из ХМАО. Оказывается, в Нижневартовске находится самый большой униатский (греко-католический) храм в России. Его 22 мая 2022 года торжественно освятил во имя Святого Николая Чудотворца преосвященный отец епископ Иосиф Верт, глава российских униатов. В этой новости прекрасно всё! И то, что в это же время по всей западной Украине валом шли погромы православных приходов Московского патриархата, которые эта самая униатская церковь горячо поддержала! И то, что уже три месяца шла Специальная Военная Операция. И то, что УГКЦ (украинская греко-католическая церковь) является непримиримой ненавистницей Россией и активно поддерживает бандеровщину и нацизм. Достаточно напомнить выступление главы УГКЦ Святослава Шевчука ещё в 2014 году на встрече с украинской диаспорой в Австралии: «Я удовлетворён тем, что 23 года украинизации и бандеровщины не прошли даром для Юго-Восточных областей Украины. Украина сейчас украинизируется. Сегодня появились новые формы украинского патриотизма, которые можно прослеживать в тех областях Украины, в которых в основном употреблялся русский язык, в Харькове, Полтаве, Одессе, Николаеве, Запорожье и Херсоне. Там теперь можно увидеть те лозунги, которые в 1990-е годы были отражением социальных изменений только в Западной Украине. Например, на остановках можно увидеть надпись «Украина превыше всего». И после этого в Нижневартовске с помпой и пафосом открылся «самый крупный на территории России униатский храм»! Вообще, история появления униатства на русском Севере в Нижневартовске чрезвычайно любопытна. Сайт российской греко-католической церкви излагает такую историю: однажды в 2000-ом году в город Мегион в гости к своей сестре Нине приехал священник Василий Поточняк, клирик Самборско-Дрогобычской епархии Украинской греко-католической церкви. Затем ненадолго уехал на Украину и вновь вернулся оттуда уже с неким «диаконом Иваном». В 2007 году отец Иван регистрирует в Нижневартовске римско-католическую общину, после чего администрация Нижневартовска тут же выделяет униатам земельный участок под строительство соответствующего храма, куда тут же потянулись выходцы с Западной Украины. Причём, многие тогда совершенно не скрывали своей приверженности бандеровской идеологии и русофобии.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/uniats...

Закрыть Крещенская купель Воспоминания о праздновании Крещения Господня в 1990–2000-е годы Владимир Шкляев   19:54 19.01.2021 730 Время на чтение 9 минут В 90-е годы в Церкви многие важные общественные дела проводились впервые после долгого перерыва. Все это запомнилось всем, и старшим, и молодым. Так было по всей России, и в Ижевске тоже. В праздник Крещения Господня 1994 года в Невском соборе впервые освящали воду. Благодетели изготовили из нержавейки две больших емкости, вмещавшие около тонны каждая. Но, когда начали заливать в них воду, из кранов потекла ржавчина. Попробовали сливать её через пожарный шланг, но весь день вытекала только грязь. (Потом мы узнали, что одновременно такое же произошло и в Свято-Троицком соборе). Положение к концу дня стало аховым: машины, чтобы навозить воды, в соборе нет, людей тоже нет. Батюшка был на грани отчаяния! Побежали в соседнюю пожарную часть, а там руководитель противопожарной службы Удмуртии полковник Михаил Камалетдинов проводил совещание. Обо мне доложили, и вот, отодвинув все свои дела, они произвели мозговой штурм на тему как можно решить такую проблему собора. Казавшееся нам таким простым и легким решение – залить воду из емкостей пожарных машин – не подходило: емкости моют специальным шампунем, который опасен для здоровья. Один из командиров предложил привезти чистую родниковую воду в специальной цистерне для кваса. Только в ней не работает насос и воду придется из неё перетаскивать ведрами. Это в тех условиях стало выходом из положения. До часу ночи группа прихожан и строителей наполняла две наших цистерны водой. Потом пошли умываться, а из всех кранов течет чистая вода. Искушение… А, быть может, для такого первого за шесть десятилетий праздника святой князь Александр Невский послал людям чистейшей ключевой воды. На первом в новой истории собора водосвятии толпа так напирала, что даже здоровенные мужики не могли утихомирить народ, толпа даже слегка помяла одну из цистерн. В последующие годы все происходило уже спокойно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/19/kr...

Иерей Роман Богатов, настоятель Покровского храма г. Омска, проводит занятие по изучению Библии с молодежью в клубе " Маяк " ЖМП 3 март 2024 /  3 апреля 2024 г. 16:00 Евангельские группы сегодня: опыт епархий На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-bepcuя. Как два крыла Первые группы по изучению Священного Писания появились в нашей стране в период перестройки. В краеведческом музее города Кимры ( Тверская епархия ) можно увидеть постановление горкома комсомола от 1989 года о создании в городе историко-духовного кружка, который начиная с 1987 года вел с друзьями-­студентами мирянин, а ныне клирик Преображенского собора протоиерей Алексий Шевчук. Молодые люди собирались в подвальчике книжного магазина. Библию позаимствовали у баптистов, толкование святых отцов выписали из Джорданвилльской семинарии 1 . Сейчас священник ведет две библейских группы. Одна — в онлайн-формате, большинство участников которой — прихожане храмов Кимрского муниципального округа, а другая собирается в центральной библиотеке города Кимры. Отец Алексий руководил евангельским кружком с середины 1990-х по начало 2000-х, когда был отправлен в заграничную командировку. А после его возвращения в Россию в 2015 году директор библиотеки, ставшая за это время прихожанкой местного храма, предложила священнику продолжить занятия по изучению Библии. «Сначала пришло пять человек, это были читатели библиотеки, — рассказывает отец Алексий. — Потом сработало сарафанное радио, и число слушателей удвоилось. А после объявления в Преображенском соборе достигло двадцати человек. Любопытно, что слушатели из числа постоянных посетителей библиотеки, которые до этого заходили в храм только свечку поставить, постепенно тоже стали нашими прихожанами». Это не единственный пример, когда после посещения библейского кружка у людей появляется интерес к церковной жизни, поэтому можно говорить о миссионерской составляющей евангельских кружков.

http://e-vestnik.ru/analytics/evangelski...

Ил. 1. Крепостная стена с установленными в прорезях зубцов компактными люминисцентными лампами - изюминка проекта архитектурного освещения московского Даниолва мужского ставропигиального монастыря. Фото Сергея Шахиджаняна ЖМП 10 октябрь 2015 /  16 декабря 2015 г. 07:55 Свет во откровение ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ХРАМОВ, СПОСОБЫ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Архитектурное освещение 1 — сравнительно молодое направление в зодчестве, заслужившее, впрочем, право на самостоятельность. Новое поколение специалистов — инженеров и строителей — привычно воспринимает его как неотъемлемую часть любого значимого архитектурного проекта. Происходит это не в последнюю очередь благодаря общему совершенствованию осветительных технологий в мегаполисах. Но на фоне залитых яркими фонарями автострад, сияющей неоновыми огнями рекламы и изобретательно освещенных памятников гражданской архитектуры церкви «провалились» и в большинстве случаев меркли. В 1990-х — начале 2000 года специалисты отечественной храмовой архитектуры активно и успешно наверстывали упущенное. Тем обиднее, что после бума осветительных проектов эта важная часть храмовой архитектуры в России не развивалась должным образом. В каком же направлении ей следует развиваться дальше? Первый опыт Время от времени элементы декоративной подсветки на православных храмах появлялись и прежде. Так, ни одна торжественная коронационная церемония XIX столетия не обходилась без праздничной иллюминации кремлевских соборов. ­После великого освящения Храма Христа Спасителя в 1883 году его фасады специально стали освещаться сверхсовременными на тот момент электрическими фонарями 2 . Всё же «достижения» советской эпохи на этом поприще исчерпываются индивидуальными проектами архитектурного освещения собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве и тех же кремлевских соборов, реализованными соответственно в 1957 и 1967 годах. Даже современной профессиональной терминологии тогда не существовало: вместо полноценных проектов предпочитали говорить о «подсветке». Годы же вполне явно угадываемых исторических юбилеев, в преддверии которых выполнялись упомянутые работы в послевоенное время, красноречиво иллюстрируют: приоритетом для осветителей тех лет были не архитектурные достоинства московских храмов, а лишь выгодная подача отнесенных к объектам мирового культурного наследия зданий-памятников советской столицы.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhitektur...

Илл. 1. Запрестольная композиция в алтаре. Вид после реставрации ЖМП 3 март 2019 /  5 апреля 2019 г. 13:50 Что скрывали холсты в алтаре ЗАГАДКИ И ОТКРЫТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ СТЕНОПИСИ В СТОЛИЧНОМ ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ Восстановленная в прошлом году Архитектурно-реставрационным товариществом «АРТ» монументальная живопись в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке — один из лучших примеров современных реализованных проектов по воссозданию церковного убранства. Столкнувшись со сложной многослойной структурой позднейших записей и поновлений, реставраторы сумели раскрыть самые старые (из уцелевших) композиции в алтаре и сводах четверика и восстановили их в кратчайшие сроки. PDF-bepcuя Старинная столичная церковь в Брюсовом переулке прекрасно известна многим поколениям москвичей. Отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения и никогда не закрывавшийся храм справедливо слыл «интеллигентским». Хотя, вопреки устойчивой легенде, народный артист СССР знаменитый тенор Иван Козловский никогда не пел на здешнем клиросе, — он много лет был прихожанином Воскресенского храма и даже специально прорубил окошко в стене своей квартиры, чтобы слышать колокольный звон. В алтаре хранится пожертвованная Антониной Неждановой икона Божией Матери. Прославленная оперная певица была прихожанкой этого храма, как и ее муж Николай Голованов (главный дирижер Большого театра и известный церковный композитор). Имена великих артистов, которых здесь провожали в последний путь, составляют подлинную славу российской культуры. Свыше трех десятков лет на этом приходе постоянно совершал богослужения митрополит Питирим (Нечаев). Как раз при нем и была предпринята единственная (до нынешнего момента) научная реставрация убранства. Тогда специалисты Межобластных специальных научно-реставрационных производственных мастерских раскрыли стародавние росписи на стенах алтаря и четверика — самых древних архитектурных объемов храма. К сожалению, в 1990-е и 2000-е годы они понесли определенный урон.

http://e-vestnik.ru/church/uspenskiy_vra...

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кандалакша – южные рубежи Мурманской епархии, рубежи, просвещённые святым крещением около 500 лет назад. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей. Таким образом, история прихода храма Рождества Иоанна Предтечи ведется с 1526 года. 29-го мая 1589 года храм разделил участь монастыря и волости, когда «на петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек». Грамотой преосвященного Варсонофия от 23 октября 1751 года было разрешено ремонтировать церковь Иоанна Предтечи, а в 1768 году началось строительство новой церкви. Работа шла медленно, и лишь в 1801 году церковь открылась. Новый храм стоял до 1940-го года, пережив нападения англичан в Крымскую войну 1855-56 гг. Ныне действующая деревянная, шатровая, вместительная церковь была заложена 28 января 2000 года и строилась всем миром. 26 марта 2005 года её освятил Высокопреосвященнейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. По материалам Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше (старая) Деревянная ярусная церковь, обшитая тесом, построенная в 1786-1801 гг. Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Закрыта в 1940 г., перестроена, венчания сломаны, окончательно сломана в 1990-х гг. Место храма в 2004 г. отмечено памятной часовней. http://svyatayarus.su/church/detail/50316/ Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».

http://sobory.ru/article/?object=45368

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Автор: Татьяна Кириллина Фото: Станислав Марченко Есть в нашей области, в Лодейнопольском районе, монастырь с необычной историей. Это Покрово-Тервенический женский монастырь. В нашей стране за последние годы возрождено немало обителей, но обитель в Тервеничах - одна из немногих созданных там, где никогда до этого монастыря не было. Милостью Божией и заступничеством Богоматери за семнадцать лет из заброшенного, поруганного при советской власти храма выросла обитель, известная на всю страну. ОБРЕТЕННЫЙ ХРАМ Тервеничи - поселение древнее, старше Москвы. На этих землях издавна жили вепсы - небольшая народность финно-угорской группы. Потом пришли славяне. У вепсов со славянами всегда, даже в суровые средневековые времена, отношения были добрососедские. Да и делить-то особо было нечего: земли вокруг много, а вера после принятия вепсами Православия была одна. В округе немало деревень с вепсскими названиями, а в названии «Тервеничи» отразилось жительство бок о бок вепсов и славян: «терве» по-вепсски (как, впрочем, и по-фински) «здравствуйте», а «ничи» - славянское окончание. В близлежащих деревнях были только часовни, а в Тервеничах всегда была церковь, а то и несколько: местность холмистая, на каждом холме - по храму. Но храмы были деревянные, часто горели. В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Храм был богатый, со стенными росписями, но в 1935 году, как и многие другие в стране, был закрыт: в церкви устроили клуб, потом склад зерна, затем склад удобрений. К началу 1990 - х от храма остались только стены. Возрождение церковной жизни в деревне началось довольно далеко от Тервеничей - в Санкт-Петербурге. Так сложилось, что в общине храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек оказались несколько женщин, готовых принять монашество. Настоятель храма отец Лукиан (Куценко) вместе с прихожанами стал искать место для будущей обители.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калужская область, с.Льва Толстого, ул. Советская, 19 Координаты: 54.604706, 36.038343 Проезд:с Киевского вокзала экспресс или электричка до г.Калуга, далее автобусом, 174 км от г. Москвы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела. В течение XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского. В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-haчaлe ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07088

Магаданская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Магаданской области [ править править код ] Начало Православия на земле Колымского края было положено в XVII веке русскими землепроходцами - казаками Москвиным, Дежневым и их сподвижниками. С приходом сюда русских православных людей начали строиться часовни и храмы. До революционного лихолетья на земле Колымы насчитывалось около десяти часовен и церквей, которые впоследствии подверглись поруганию и разрушению. На долгие годы духовная жизнь на Крайнем Северо-Востоке замерла. Возрождение церковной жизни в епархии началось в 1989 году, когда был зарегистрирован первый православный Свято-Покровский приход в Магаданской области. В микрорайоне «Солнечный» приходом был приобретен частный дом, где после переоборудования под молитвенный дом, 21 сентября 1989 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена первая Божественная Литургия. Первоначально приход Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав Хабаровской епархии. По мере образования новых приходов на территории обширной Магаданской области, в состав которой входил и Чукотский автономный округ, возникла потребность в образовании самостоятельной епархии. Магаданская епархия, в которую вошли Магаданская область, Чукотский автономный округ и Камчатская область, была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 года. 23 февраля 1993 года из её состава была выделена Петропавловская епархия на территории Камчатской области, а 19 июля 2000 года - Анадырская епархия на территории Чукотского АО. В 1990 году в г. Магадане началось строительство первого каменного храма в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Чин освящения закладки храма произвел епископ Хабаровский Гавриил. В настоящее время Магаданская и Синегорская епархия объединяет приходы и монастырь на территории Магаданской области. Кафедральный храм – Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Магадан. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Магаданская_об...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010