1356 См.: Михайлов–1895. С. 16–21; Адрианова–1910. С. 36–37 (см. также работы В. М. Истрина и А. А. Шахматова). 1364 См.: Творогов–1975. С. 20–21, 46, 58, 124, 127, 129, 133–135, 144, 187; Творогов–1986. С. 19–28; Горина–1991. С. 121–129; Славова–1991; Алексеев–1993. C. 64–67. 1366 См.: Протасьева–1968. С. 97–108; Сергеев–1981. С. 25–29; Белоброва–1987. С. 25–29; Попов–1997. Из дореволюционных работ на эту тему можно указать: Редин–1901. С. 1–9. 1367 См.: Истрин–1922. С. 213–224; Жданов-1939. С. 3–50; Борисов–1987. С. 162–165; Алексеев–1987. P. 1–29; Алексеев–1993. P. 44–75; Мещерский–1978; Мещерский–1995а. С. 271–272, 298–299; Мещерский–1995б. С. 314; Топоров–1995. С. 355–356. В дореволюционной историографии зависимость Толковой Палеи от иудейских памятников обозначили И. Я. Порфирьев (см.: Порфирьев–1872. С. 19–197, 232–247, 256–284), А. Н. Веселовский (см.: Веселовский–1880. С. 298–300; Веселовский–1881; Веселовский–1883б. С. 1–8). Особый блок литературы посвящён анализу иудейского происхождения входящих в Палею «Заветов двенадцати патриархов»: Jonge–1959. P. 546–556; Jonge–1960; Jonge–1975; Амусин–1983. С. 53–54, 174–175; Тантлевский–1994. С. 71–74, 155–159, 263; Тантлевский–2000. С. 70; Берсенев–2000. С. 11. Из дореволюционных работ об иудейском происхождении «Заветов двенадцати патриархов» см.: Смирнов–1911. С. 48–55. 1369 См.: Каган–Тарковская–1987. С. 106–110; Шохин–1988. С. 259–260; Былинин–1991. С. 123; Максимович–1992. С. 316–334. 1370 129 См.: Лурье–1970. С. 145, 321, 322, 325, 327–331. Turdeanu–1964. P. 195–206; Turdeanu–1967. P. 35–64. 1371 См.: Лурье–1961. С. 130–168; Каган-Порнырко–Рождественская–1980. С. 182–184 (Публикацию текста «Сказание о Соломоне и Китоврасе» по Ефросинову сборнику Кир.-Бел. см.: Louria–1964. P. 7–11). 1373 См.: БЛДР. Т. 3: «О сотворении Адама» по списку Ефросина – РНБ. Кир.-Бел. XV в. (подготовка публикации М. Д. Каган-Тарковской. С. 92–93, 366–367); «О потопе» по списку Сокращенной Палеи русской редакции – РНБ. Софийск. 1448. XVI в. (подготовка публикации М. Д. Каган-Тарковской. С. 108–113, 372–374); «Сказание о Мельхиседеке» по рукописи БАН. 45. 13. 4, XVI в., где содержится пространная версия сюжета. Аналогичный рассказ в Барсовской Палее по рукописи (ГИМ. Барс. 619. Л. 2) сохранился фрагментарно (подготовка текста М. Д. Каган-Тарковской. С. 114–119, 374–376); «Житие пророка Моисея» по рукописи ГИМ, Барс. 619, конец XIV в., которая представляет Хронографическую редакцию (подготовка публикации М. В. Рождественской. С. 192–203, 376–378); «Сказание о царе Давиде» объединяет Палейные рассказы о Давиде, помещавшиеся кроме палейных текстов в Псалтырях и в некоторых смешанных сборниках. Сборный текст публикуется по разным рукописям: БАН. 13. 2. 25, XVI в.; РНБ. Софийск. 1485, XVI в.; РНБ. Солов. 711/819 (подготовка публикации М. Д. Каган-Тарковской и Р. Б. Тарковского); «Суды Соломона» по рукописи принадлежавшей Ефросину – РНБ. Кир.-Бел. XV в. (подготовка публикации Г. М. Прохорова).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Иллюстрацией еще одной стороны эмансипации женщин (отход от заповедей Господа) является легкое принятие ими “бутылочного” кормления взамен напряженных материнских обязанностей, связанных с кормлением грудью. Питание ребенка раннего возраста, как показано в работах физиологов, биохимиков, иммунологов, педиатров определяет полноценность процессов роста и дифференцировки органов и систем, становления нейроэндокринной регуляции, метаболизма, социальной адаптации. Как отмечается в монографии крупных ученых нашей страны И. М. Воронцова, Е. М. Фатеевой, Хазенсон “Естественное вскармливание детей” , питание новорожденного и грудного ребенка не может быть безразличным для его судьбы, не может не сказаться на совершенстве адаптации, реализации творческих способностей, на сроках возникновения заболеваний пожилого возраста и длительности жизни, на достижении полноценного полового, родительского и социального поведения. Приведем показатели рождаемости и смертности в России (Табл. 3), рождаемости и смертности в Москве (Табл. 4), динамику физического развития мальчиков (Табл. Анализ таблиц и изложенные данные показывают, что уже наступившая демографическая катастрофа в России в числе других причин тесно связана с последствиями перевода наших младенцев на искусственную пищу. По данным профессора Фатеевой Е. М. — педиатра, специалиста по питанию, статистические данные по России свидетельствуют о неуклонном снижении продолжительности естественного вскармливания (см. график).   Таблица Динамика некоторых демографических показателей в России (в расчете на 1000 жителей) Годы Число родившихся Число умерших Естественный прирост населения Таблица Динамика изменения основных демографических показателей в Москве (на 1000 жителей) с 1989 по 1996 гг. Показатель 9 мес. 1996 Рождаемость Смертность Прирост населения Таблица Динамика физического развития мальчиков 13–15 лет г. Москвы в 1987–1997 гг. Возраст, годы Масса тела, кг Рост, см 1987–88 1996–97 ФАО/ВОЗ 1987–88 1996–97 ФАО/ВОЗ   Если в 1987 году число детей до 4х месяцев, лишенных грудного молока, не превышало 32%, в 1992 году — 52%, то в 1994–1995 — оно стало свыше 70%! Число сертифицированных “заменителей” женского молока достигло 67 и поставляется оно в 17 стран. “Делайте деньги, делайте больше денег, заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег” .

http://azbyka.ru/zdorovie/obolshhenie-o-...

С 16 февраля по 15 марта 2011 года в Научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета проходит выставка трудов академика С. С. Аверинцева (1937-2004) С 16 февраля по 15 марта 2011 года в Научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета проходит выставка трудов академика С. С. Аверинцева (1937-2004) из фондов библиотек РГГУ и Свято-Филаретовского православно-христианского института «Академик Сергей Сергеевич Аверинцев – филолог, философ, богослов, «читатель всея Руси»». Сергей Сергеевич Аверинцев родился 10 декабря 1937 г. в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875-1957). Окончил кафедру кла ссической филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1961). В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография»; науч. рук. — С. И. Радциг), в 1979 г. — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»). После окончания аспирантуры он работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964-1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966-1971). В 1971 — 1991 гг. — старший научный сотрудник Института мировой литературы им. М. Горького АН СССР, в 1981-1991 гг. возглавлял сектор истории античной литературы. В 1989 — 1994 гг. — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ. В 1992 — 2004 гг. — заведующий отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ. В 1992 — 1994 гг. — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. В 1994 — 2004 гг. — профессор Института славистики Венского университета. Он был удостоен званий член-корреспондента АН СССР (1987), действительного член РАН (2003); лауреата Ленинской премии (1968), Государственных премий СССР (1990) и РФ (1996). Скончался С. С. Аверинцев 21 февраля 2004 в Вене. Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище. Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988). Особенную славу Аверинцеву принесла монография «Поэтика ранневизантийской литературы», вышедшая в 1977. В этом сборнике эссе, объединенных темой христианства на переломе эпох как самостоятельного культурно-исторического типа, Аверинцеву удалось очертить новые способы осмысления этого феномена в гуманитарных исследованиях, что стало значимым не только для советской, но и для мировой научной мысли.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-vyst...

Christoph von Schonborn, Risurrezione e reincarnazione, (Italian translation) Casale Monferrato (Piemme) 1990. J. Francis Stafford, 7/movimento «New Age»: L " Osservatore Romano, 30 October 1992. Working Group on New Religious Movements (ed.), Vatican City, Sects and New Religious Movements. An Anthology of Texts from the Catholic Church, Washington (USCC) 1995. 8.2. Христианские исследования Raul Berzosa Martinez, Nueva Era у Cristianismo. Entre el didlogo у la ruptura, Madrid (ВАС) 1995. Andre Fortin, Les Galeries du Nouvel Age: un chretien s " y promene, Ottawa (Novalis) 1993. Claude Labrecque, line religion americaine. Pistes de discernement chretien sur les courants populaires du «Nouvel Age», Montreal (Me-diaspaul) 1994. The Methodist Faith and Order Committee, The New Age Movement Report to Conference 1994. Aidan Nichols, «The New Age Movement»: The Month, March 1992, pp. 84–89. Alessandro Olivieri Pennesi, II Cristo del New Age. Indagine critica, Vatican City (Libreria Editrice Vaticana) 1999. Okumenische Arbeitsgrappe «Neue Religiose Bewegungen in der Schweiz», New Age – aus christlicher Sicht, Freiburg (Paulusverlag) 1987. Mitch Pacwa s.j., Catholics and the New Age. How Good People are being drawn into Jungian Psychology, the Enneagram and the New Age of Aquarius, Ann Arbor MI (Servant) 1992. John Saliba, Christian Responses to the New Age Movement. A Critical Assessment, London (Chapman) 1999. Josef Sudbrack, SJ, Neue Religiositat – Herausforderungfur die Christen, Mainz (Matthias-Granewald-Verlag) 1987=La nuova religiosita: una sfida per i cristiani, Brescia (Queriniana) 1988. «Theologie fur Laien» secretariat, Faszination Esoterik, Zurich (Theolo-gie fur Laien) 1996. David Toolan, Facing West from California " s Shores. A Jesuit " s Journey into New Age Consciousness, New York (Crossroad) 1987. Juan Carlos Urrea Viera, «New Age». Vision Historico-Doctrinal у Princi-pales Desafios, Santafe de Bogota (CELAM) 1996. Jean Vernette, «Lawentura spirituale dei figli dellAcquario»: Religioni e Sette nel Mondo 1996/2.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сегед, 1986. С. 143-164; С. Прилог живописа цркве св. Николе код 1987. Кн. 18. С. 22-36; Павел (Стефанов), архим. Кирил и Методий в средновек. художествена култура//Проблеми на културата. София, 1987. 3; Смядовски С. За една мнима живописна успоредица на личности, познати от Храбровата апология//Palaeobulgarica. 1987. Т. 11. 4. С. 67-72; он же. Надписите на стенописите на църквата св. Никола край с. Станичене, Нишко (1331-1332)//Ibid. 1994. Т. 18. 3. С. 17-43; Dufrenne S. Les saints Cyrille et Méthode dans l " iconographie orientale//Christianity Among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. R., 1988. P. 187-200. (ОСА; 231); Грозданов Ц., Хадерман-Мисгвиш Л. Курбиново. Ckonje, 1992; Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992; Балабанов К. Св. Кирил и Св. Memoдuj во делата на зографите од IX до XIX в. Ckonje, 1993; Данчев Г. Вести за дейността на Кирил и Методий, съхранени за науката от Владислав Граматик//Слав. филология. София, 1993. Кн. 21: Доклади и статии за XI междунар. конгрес на славистите. С. 58-64; Радзивиловская летопись: Текст. Исслед. Описание миниатюр/Отв. ред. М. В. Кукушкина. СПб.; М., 1994; Grozdanov C., Bard ieva D. Sur les portraits des personages historiques а Kurbinovo//ЗРВИ. 1994. Кн. 33. С. 61-84; Паскалева К. Кирил и Методий в изобразителното изкуство//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 265-267; Москополски зборник: Пролошки жumuja на светци/Ред.: Х. Меловски. Ckonje, 1996; Князев А. С. Святые равноап. Кирилл и Мефодий, просветители славян/Рис. Ф. Бронникова. М, 1997; Ангеличин-Жура Г. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999; он же. Пештерните цркви во Охридско-Преспанскиот регион (Р. Makeдohuja, Р. Aлбahuja, Р. Гpцuja). Струга, 2004; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Maproлiha i . Kupuлibcьka церква в icmopiï cepeдhьobiчhoro К., 2000. С. 124-133; она же (Марголина И. Е.). Почитание херсонесской святыни во фресках Киево-Кирилловского храма//Сугдейский сборник.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

ТРОИЦКАЯ (Моск.) 20.05(02.06)2005 Панкратий Кашперук КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 15(28)04.1946 21.05(03.06)1948 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 21.05(03.06)1948 02(15)11.1952 ЛЬВОВСКАЯ 02(15)11.1952 10(23)07.1956 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ, паки 10(23)07.1956 06(19)07.1962 ЧЕРНИГОВСКАЯ 03(16)11.1962 07(20)11.1962 в/у СУМСКАЯ 03(16)11.1962 07(20)11.1962 Пантелеимон ЧЕРНИГОВСКАЯ Пантелеимон Бащук ВАСИЛЬКОВСКАЯ 11(24)12.2000 Пантелеимон Долганов в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.04(12.05)1987 03(16)05.1987 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 04(17)05.1987 14(27)12.1995 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 13(26)12.1995 Пантелеимон Кутовой в/у БАЛТИЙСКАЯ 10(23)02.1993 18.04(01.05)1993 БАЛТИЙСКАЯ 19.04(02.05)1993 14(27)12.2000 МАЙКОПСКАЯ 14(27)12.2000 Пантелеимон Максунов ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ОХОТСКАЯ ХАБАРОВСКАЯ 28.05(10.06)1931) Пантелеимон Митрюковский в/у КАЗАНСКАЯ 12(25)07.1975 06(19)08.1975 в/у ИЖЕВСКАЯ 12(25)07.1975 06(19)08.1975 КАЗАНСКАЯ 06(19)08.1975 17(30)11.1988 в/у ИЖЕВСКАЯ 06(19)08.1975 в/у ИЖЕВСКАЯ 25.07(07.08)1985 17(30)11.1988 Пантелеимон Рожновский ДАУГАВПИЛССКАЯ 02.06.1913 10.1920 в/у ВИТЕБСКАЯ 03.11.1913 18.12.1913 в/у ВИТЕБСКАЯ, паки ПИНСКАЯ 10.1920 18(31)01.1922 ПИНСКАЯ, паки 04(17)10.1939 11(24)06.1940 ГРОДНЕНСКАЯ 11(24)06.1940 23.09(06.10)1941 МИНСКАЯ 23.09(06.10)1941 20.05(02.06)1942 МИНСКАЯ, паки 03(16)04.1943 24.06(07.07)1944 Пантелеимон Романовский КИЦМАНСКАЯ 11(24)07.1992 ГЛУХОВСКАЯ 16(29)12.1993 ВОЛЬНЯНСКАЯ 16(29)07.1994 27.07(09.08)1994 БРУСИЛОВСКАЯ 27.07(09.08)1995 23.10(05.11)1998 КИРОВОГРАДСКАЯ 23.10(05.11)1998 Пантелеимон Рудык ЛЬВОВСКАЯ 04(17)03.1941 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ 09.1943 КАНАДСКАЯ 26.07(08.08)1959 19.09(02.10)1968 Парфений АСТРАХАНСКАЯ 25.02.1672 05.10.1680 Парфений СМОЛЕНСКАЯ Парфений ЧЕРНИГОВСКАЯ (1124) Ираклид ЧЕРНИГОВСКАЯ Сщмч. Парфений Брянских НОВОМИРГОРОДСКАЯ 03(16)05.1921 в/у ОДЕССКАЯ 03(16)05.1921 АНАНЬЕВСКАЯ 17(30)11.1925 Парфений Левицкий МОЖАЙСКАЯ 10.10.1899 01.12.1904 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 01.12.1904 15.02.1908 ТУЛЬСКАЯ 15.02.1908 25.05.1917 в/у ПОЛТАВСКАЯ 08.1921 Парфений Небоза Грек АЗОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Б.м. [М.: Междунар. изд. центр правосл. лит-ры], 1994. Чурсанов С.А. Лицо (ипостась)//Богословская антропология . Русско-православный/римско-католический словарь. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 283–285. Чурсанов С.А. Личность//Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 63–71. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М.: Изд. ПСТГУ, 2014. Яннарас Х. Личность и эрос// Он же . Избранное: личность и эрос. М., 2005. Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. Balthasar H. Urs von. Theo-Drama IV: The Action. San Francisco, 1994. Cantalamessa R. The Power of the Cross. L., 1966. Doctrine Commission of the General Synod of the Church of England, We Believe in God. L.: Church Publishing House, 1987. Galot J. Dieu souffre-t-il? Paris: P. Lethielleux, 1976. Küng H. The Incarnation of God. N. Y., 1987. Sobrino J. Christology at the Cross Roads. L., 1978. Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Kampen: Kok Pharos, 1992.   Например, англиканский священник, богослов и ученый Артур Пикок (Оксфорд) пишет, что Бог являет Свою любовь к миру только в том случае, если мы признаем, что «Божественная природа может страдать точно также, как и человеческая природа Иисуса…» ( Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2004. С. 389. Например, см.: Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Kampen: Kok Pharos, 1992. Ch. 4–7. Doctrine Commission of the General Synod of the Church of England, We Believe in God. L.: Church Publishing House, 1987. Chap. 9. P. 159–160. См.: Бергман С. Дух, освобождающий природу: Тринитарная космология Григория Назианзина в свете экологической теологии освобождения/Пер. с нем. Архангельск, 1999. С. 284. Cantalamessa R. The Power of the Cross. L., 1966; Balthasar H. Urs von. Theo-Drama IV: The Action. San Francisco, 1994; Küng H. The Incarnation of God. N. Y., 1987; Sobrino J. Christology at the Cross Roads. L., 1978; Galot J. Dieu souffre-t-il? Paris: P. Lethielleux, 1976.

http://bogoslov.ru/article/6192568

Tromp, Nicholas. Primitive Conceptions of Death and the Nether World in the Old Testament. Romë Pontifical Biblical Institute, 1969. Van der Toorn, Karel. From Her Cradle to Her Grave. Sheffield, U.K.: JSOT, 1994. Van der Toorn, Karel. Sin and Sanction in Israel and Mesopotamia. Assen, Neth.: Van Gorcum, 1985. Vaux, Roland de. Ancient Israel. New York: McGraw-Hill, 1961. Walton, John H. Ancient Israelite Literature in Its Cultural Context. Grand Rapids: Zondervan, 1989. Weinfeld, Moshe. Social Justice in Ancient Israel. Minneapolis: Fortress, 1995. Wiseman, D. J. Nebuchadrezzar and Babylon. New York: Oxford University Press, 1985. Wright, Christopher J. H. God« " s People in God» " s Land. Grand Rapids: Eerdmans, 1990. Wright, David. The Disposal of Impurity. Atlantä Scholars, 1987. Yadin, Yigael. The Art of Warfare in Biblical Lands. London: Weidenfeld & Nicolson, 1963. Yamauchi, Edwin. Persia and the Bible. Grand Rapids: Baker, 1990. Younger, Lawson. Ancient Conquest Accounts. Sheffield, U.K.: JSOT, 1990. Zohary, Michael. Plants of the Bible. Cambridgë Cambridge University Press, 1982. Комментарии   Бытие   Hamilton, Victor. The Book of Genesis. 2 vols. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1990, 1995. Sarna, Nahum. JPS Torah Commentary: Genesis. Philadelphiä Jewish Publication Society, 1989. Wenham, Gordon. Genesis. 2 vols. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1987, 1994.   Исход   Beegle, Dewey. Moses: The Servant of Yahweh. Grand Rapids: Eerdmans, 1972. Davis, John. Moses and the Gods of Egypt. Grand Rapids: Baker, 1971. Durham, John. Exodus. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1987. Kelm, George. Escape to Conflict. Ft. Worth, Tex.: IAR, 1991. Sarna, Nahum. Exploring Exodus. New York: Schocken, 1986. Sarna, Nahum. JPS Torah Commentary: Exodus. Philadelphiä Jewish Publication Society, 1991.   Левит   Grabbe, Lester. Leviticus. Old Testament Guides. Sheffield, U.K.: JSOT, 1993. Hartley, John. Leviticus. Word Biblical Commentaries. Dallas: Word, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Oxy. 1082//ZfPE. 1987. Bd. 67. S. 37-41; Тахо-Годи А. А. Античная гимнография: Жанр и стиль//Античные гимны. М., 1988. С. 5-55; Hopkinson N., ed. A Hellenistic Anthology. Camb., 1988. P. 27-29, 131-136; Thielemann A., Wrede H. Bildnisstatuen stoischer Philosophen//Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abt. Athen, 1989. Bd. 104. S. 109-155; Dorandi T. Zu Diogenes Laertios VII 176//Philologus. 1990. Bd. 134. S. 161-162; idem. Ricerche sulla cronologia dei filosofi ellenistici. Stuttg., 1991; idem. Per la cronologia dei filosofi ellenistici: Cleante e Crantore//Proceedings of the 19th Intern. Congress of Papyrology, Cairo, 2-9 Sept. 1989. Cairo, 1992. Vol. 1. P. 491-502; Glei R. Der Zeushymnus des Kleanthes: Ansätze zu einer philosophischen Theo-Logie//«Ihr alle aber seid Brüder»: FS für A. Th. Khoury zum 60. Geburtstag. Würzburg, 1990. S. 577-597; Sier K. Zum Zeushymnos des Kleanthes//Beiträge zur hellenistischen Literatur und ihrer Rezeption in Rom/Hrsg. P. Steinmetz. Stuttg., 1990. S. 93-108; Furley W. Types of Greek Hymns//Eos: Commentarii Societatis Philologae Polonorum. Wrocaw, 1993. Vol. 81. P. 21-41; Gu é raud G. Cléanthe d " Assos//DPhA. 1994. T. 2. P. 406-414; Lapini W. Cleanthes frigidus//Latinitas. Vat., 1994. Vol. 42. P. 284-292; idem. Cleante il Macinatore//Elenchos. Napoli, 1995. Vol. 16. N 2. P. 291-304; Magnelli E. Una congettura a Cleante ed una nota orfica//Atene e Roma. N. S. Firenze, 1994. Vol. 39. P. 85-91; Steinmetz P. Die Schüler Zenons (II): Kleanthes und Sphairos//GGPh. [Ser. 1]. 1994. Bd. 4. Hbd. 2. S. 566-583; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; он же. Клеанф//Античная философия: Энцикл. слов. М., 2008. С. 419-421; Dilcher R. The Heracliteanism of Cleanthes// Idem. Studies in Heraclitus. Hildesheim, 1995. P. 177-200; Quack H. Der Zeushymnus des Kleanthes als Paralleltext zum Vaterunser//Der altsprachliche Unterricht. Stuttg., 1996. Bd. 39. H. 6. S. 86-97; Russo L., Medaglia S. M. Sulla presunta accusa di empietà ad Aristarco di Samo//Quaderni Urbinati di Cultura Classica.

http://pravenc.ru/text/1841277.html

S. 888). Согласно принимавшим этот аргумент стоикам, хотя на субъективном уровне человек может не знать, что будет завтра, на объективном уровне все события заранее определены мировым законом (логосом). В отличие от них К. полагал, что необходимость отсутствует и на объективном уровне; высказывания о будущем, являясь формально истинными или ложными до описываемых в них событий, материально становятся таковыми лишь в силу этих событий и без подтверждения событиями есть только формулы, не имеющие никакой связи с реальностью ( Cicero. De fato. 14. 32-33; ср.: Long, Sedley. 1987. Vol. 1. P. 466-467; G ö rler. 1994. S. 888-889). Особенно острой критике К. подвергал следовавшие из принятия концепции судьбы практики предсказания будущего. Теоретическая невозможность предсказаний следует из наличия человеческой свободы. Согласно К., предсказано может быть только необходимое в силу последовательности причин, и такое предсказание может сделать любой, знающий эти причины. Напротив, свободный выбор человека не может предсказать ни человек, ни бог. По словам К., «даже сам Аполлон может предсказать только такие будущие события, причины которых содержатся в природе», тогда как случайные буд. события, напр. убийство Эдипом своего отца, Аполлон предсказать не может, т. к. их причиной является лишь воля человека ( Cicero. De fato. 14. 32-33; ср.: G ö rler. 1994. S. 890). По утверждению К., задача дивинации - это «предчувствие и предсказание того, что происходит случайно». Однако само признание того, что нечто происходит по воле случая, К. считал аргументом против дивинации: случайное потому и случайно, что о нем никому ничего не известно заранее ( Cicero. Div. II 5. 13; CFrM. F9). В трактате «О дивинации» Цицерон свидетельствует, что К. предлагал мн. аргументов, направленных против дивинации как искусства предсказывать будущее, однако какие именно из приводимых Цицероном во 2-й кн. трактата аргументов принадлежат К., определить невозможно ( G ö rler. 1994. S. 880). Д. Аман в фундаментальном исследовании истории античных и эллинистических философских аргументов против детерминизма и дивинации ( Amand. 1945) возводил к К. мн. способы опровержения античных детерминистских теорий предсказания будущего и прослеживал влияние его критики дивинации на обширном фактическом материале, начиная с современников К. и заканчивая христ. писателями IV в. Хотя восстановленные Аманом «аргументы Карнеада» (см.: Ibid. P. 571-584) соответствуют общему стилю мышления К. и действительно могли им развиваться, в имеющихся источниках нет никакого подтверждения того, что К. предлагал именно такие доводы, вслед. чего работа Амана и опирающиеся на нее исследования остаются историко-философской спекуляцией ( G ö rler. 1994. S. 890-891). Влияние

http://pravenc.ru/text/1681111.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010