Член синодальной комиссии по догматическим и каноническим вопросам. 447 Родился в 1946 году. Получил высшие экономическое и медицинское образование. В 1971 году пострижен в монашество. Диаконское и священническое посвящение принял в 1972 году. Во епископа Ахайского рукоположен в 1979 году в «каллистовской» юрисдикции. Помимо непосредственного возглавления Ахайской митрополии, с 1985 года является временно управляющим епархией Ионийских Островов и Западной Греции, совмещая своё служение с должностью Экзарха «флоринитского» синода церкви ИПХ в Западной и Центральной Европе. В 1998–2001 годы являлся председателем синодального экономического комитета. В настоящее время является генеральным секретарём «флоринитского» синода и членом синодальной комиссии по догматическим и каноническим вопросам. 448 Родился в 1966 году. Обучался в Ризарийской Церковной Школе и Афинском Церковном Лицее, по окончании которого принял монашество. В 1985 году рукоположен во иеродиакона, в 1987 году во иеромонаха. В 1990 году назначен протосингелом Пирейской митрополии, а в 1999 году избран правящим архиереем данной епархии. К 2008 году являлся Генеральным секретарём синодальной комиссии по информации и членом юридического комитета. 449 Родился в 1968 году. Окончил технический лицей, Ризарийскую Церковную Школу и богословский факультет Афинского Университета. Монашество и диаконское посвящение принял в 1987 году. Во иеромонаха рукоположен в 1989 году, во епископа в 1999 году. 450 Родился в 1970 году. Окончил техникум, Ризарийскую Церковную Школу и богословский факультет Афинского Университета. Монашество и диаконское посвящение принял в 1989 году. Рукоположен во иеромонаха в 1994 году. В 1999 году хиротонисан во епископа Христианупольского. С октября 2003 года является местоблюстителем митрополии Восточной Македонии и Фракии. 451 Родился в 1968 года. Монашество принял в 1986 году. Диаконскос и иерейское посвящение принял в 1994 году. Во епископа рукоположен в 1999 году. 452 Родился в 1936 году. Монашество, диаконское и иерейское посвящение принял в 1978 году в афонском монастыре Эсфигмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Тиханова М. А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма: Материалы по археологии Юго-Западного Крыма (Херсонес, Мангуп). М.-Л., 1953 (Материалы и исследования по археологии СССР. 34). С. 319–333; Тиханова М. А. Базилика//Там же. С. 334–389. Существует обширная литература о локализации, размерах, системе укреплений страны Дори, см.: Соломоник Э. И., Домбровский О. И. О локализации страны Дори: Археол. исслед. средневекового Крыма. Киев, 1968. С. 11–44. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37.2 — Р Cotz…rwn? C. 242. Кроме названных выше работ В. Г. Васильевского и А. А. Васильева, см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 193–202, 252–258; Плетнева С. А. Хазары. М., 1986, а также Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р. Х. М., 1908 (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 3). С. 30–42. См.: Дружинина Е. И. Северное Причерноморье 1775–1800 гг. М., 1959. С. 57–58; Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 18. ? 86. С. 407; Notitia 19. 93. С. 413; Notitia 20. 46. С. 417; Notitia 21. 70. С. 420. См.: Васильевский В. Г. Житие Стефана Сурожского//Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. Исследование — С. CXLII–CCLXXXVIII. Тексты — С. 72–98. О заметках на страницах Синаксаря, хранящегося в библиотеке на о. Халки, см.: Marias I. Nistozopoulon H eu Taurikh Cerson»sw polis Sougdaia. Afhnai, 1965; русский перевод записей: Антонин (Капустин), архим. Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре//Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 595–628. Об истории Судака в византийскую эпоху см.: Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 69–75, 88–95, 103–113; Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму. Симферополь, 1966. С. 151–154. См.: Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.: Экскурс: Где находились Фуллы? С. 194–202; Веймарн Е. В. О двух неясных вопросах средневековья юго-западного Крыма. Ч. 1: О Чуфут-Кале и Фуллах//Археол. исслед. юго-западного Крыма. Киев, 1968. С. 45–77.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

377 Подробнее см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 181 и далее; об античном и средневековом понимании искусства см.: там же. С. 445–446. 378 См. в частности: Sauser Е. Frühchristliche Kunst. Sinnbild und Glaubensaussage. Innsbruck, Wien, München. 1966; Grabar A. Die Kunst des frühen Christentums von der ersten Zeugnissen christlicher Kunst bis zur Zeit Theodosius 1. München, 1967; Stützer H.A. Die Kunst der römischen Katakomben. Köln, 1983. 379 Подробнее см.: Grabar A. Ibidem; Kitzinger E. Byzantinische Kunst im Werden. Stilentwicklung in der Mittelmeerkunst vom 3. bis zum 7. Jahrhundert. Köln, 1984; Effenberger A. Frühchristliche Kunst und Kultur. Vc den Anfängen bis zum 7. Jahrhundert. München, 1986. 380 Подробнее см.: Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom von dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. Leipzig, 1967; Bovini G. Mosaici di Ravenna. Mailand, 1957; Nordström C.O. Ravennastudien. Ideengeschichte und ikonographische Untersuchungen über die Mosaiken von Ravenna. Stockholm, Uppsala, 1953. 381 Подробнее см.: Брунов Н.И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века. Л.-М., 1966. С. 16–160; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmonsworth, 1975: Mango C. Byzantine Architecture. N. Y., 1976. 382 Подробнее о византийской музыке и ее жанрах см.: Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961; Герцман E. Византийское музыкознание. Л., 1988. 389 Подробный анализ этого трактата см.: Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Т. 1. С. 376 и далее; 509 и далее. 392 Учитывая женский род греческого слова κφρασις (описание), некоторые российские исследователи (как правило литературоведы) ввели в обиход слово экфраза. Однако, учитывая, что в эстетике уже существуют такие глобалиные категории как мимесис и катарсис, имеющие в греческом так же ж. р., который согласно законам русского словоупотребления благополучно преобразовался в м. р.. считаю целесообразной подобную метаморфозу и для категории экфрасис, во всяком случае при ее использовании в эстетическом контексте, что и осуществлено мною в моих более ранних исследованиях. Экфрасис – описание произведений искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Sextus Empiricus. Adversus mathematicos I. 9.145, 153//Sexti Empirici opera/Ed. H. Mutschmann and J. Mau. V. 2 & 3. 2nd edn. Leipzig, 1961; русск. текст: Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2./Пер. А. Ф. Лосева. М., 1976. С. 83, 85. 43 Sextus Empiricus. Pyrrhoniae hypotyposes 2.19/Ed. H. Mutschmann. Vol. 1. Leipzig, 1912. P. 214; русск. текст: Там же. С. 306. 44 Близкие к этому мысли высказывает неоплатоник Прокл в своем комментарии к платоновскому “Кратилу”. — Proclus. Указ. соч. 17. 45 Diogenes. Testimonia et fragmenta/Ed. J. von Arnim//Stoicorum veterum fragmenta. III.20. Leipzig, 1903 (repr. Stuttgart: 1968). 46 Chrysippus. Fragmenta logica et physica/Ed. J. von Arnim//Stoicorum veterum fragmenta. II.167. Leipzig, 1903; русск. текст: Фрагменты ранних стоиков. Т. II. Хрисипп из Сол. Ч. 1. Логические и физические фрагменты/Пер. А. А. Столярова. М., 1999. С. 83. 47 Ammonius. In Aristotelis librum de interpretatione commentarius, 33–35/Ed. A. Busse//Commentaria in Aristotelem Graeca (далее — CAG) 4.5. Berlin, 1897. 50 Pohlenz M. Die Begrundung der abendlandischen Sprachlehre durch die Stoa. Gottingen, 1939. S. 61. 53 Называется также треугольником Фреге; см. Фреге Г. Смысл и денотат//Семиотика и информатика. Вып. 35. М., 1997. 54 А. А. Столяров первое определяет как “смысл”, второе как “обозначающий звук или писанное слово”. — Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995. С. 70. 60 Лучшее критическое издание текста, снабженное пространным вступлением см: Orig–ne. Philocalie, 1–20 (Sur les Йcrimures/Inmroducmion et notes M. Harl//Sources chremiennes. 302. 1983); 21–27 (Sur le libre arbitre/Texte, trad. et notes Й. Junod//Sources chremiennes. 226. 1976). 62 Diogenes Laertius. Vitae philosophorum VII.43.44/Ed. H. S. Long. Oxford, 1964 (repr. 1966); русск. текст: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986. С. 260. 67 Sextus Empiricus. Adversus mathematicos VIII, 11­­–12/Ed. H. Mutschmann and J. Mau//Sexti Empirici opera. V. 2 & 3 (2nd edn.). Русск. текст: Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 1/Пер. А. Ф. Лосева. М., 1975. С. 153.

http://pravmir.ru/yazyikovoy-argument-v-...

Ист.: PL. 163. Col. 31-448; Jaff é . RPR. T. 1. P. 702-772; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 134-152; LP. T. 2. P. 296-310, 369-376; Bethell D. Two Letters of Pope Paschal II to Scotland//ScottHR. 1970. Vol. 49. P. 33-45; Somerville R. An Unknown Letter of Pope Paschal II//Speculum. Camb. (Mass.), 1972. Vol. 47. N 4. P. 737-741; The Early Councils of Pope Paschal II, 1100-1110/Ed. U.-R. Blumenthal. Toronto, 1978; Brett M. Some New Letters of Popes Urban II and Paschal II//JEcclH. 2007. Vol. 58. P. 75-96. Лит.: Rowe J. G. Paschal II and the Relation between the Spiritual and Temporal Powers in the Kingdom of Jerusalem//Speculum. 1957. Vol. 32. N 3. P. 470-501; idem. Paschal II, Bohemund of Antioch and the Byzantine Empire//BJRL. 1966. Vol. 49. P. 165-202; Zerbi P. Pasquale II e l " ideale della povertà della Chiesa//Annuario dell " Università Cattolica del Sacro Cuore. Mil., 1964/1965. P. 207-229; Blumenthal U.-R. Patrimonia and Regalia in 1111//Law, Church and Society. Phil., 1977. P. 9-20; eadem. Paschal II and the Roman Primacy//AHPont. 1978. Vol. 16. P. 67-92; eadem. Bemerkungen zum Register Papst Paschalis " II.//QFIAB. 1986. Bd. 66. S. 1-19; eadem. The Correspondance of Pope Paschal II and Guido of Vienne, 1111-1116//Supplementum festivum: Studies in Honor of P. O. Kristeller. N. Y., 1987. P. 1-11; Servatius C. Paschalis II. (1099-1118): Studien zu seiner Person und seiner Politik. Stuttg., 1979; Chodorow S. A. Paschal II, Henry V, and the Origins of the Crisis of 1111//Popes, Teachers, and Canon law in the Middle Ages. Ithaca, 1989. P. 3-25; Robinson I. S. The Papacy, 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Cantarella G. M. Pasquale II e il suo tempo. Napoli 1997; Schilling B. Zur Reise Paschalis " II. nach Norditalien und Frankreich 1106/1107 (mit Itineraranhang und Karte)//Francia. Sigmaringen, 2001. Bd. 28. N 1. S. 115-158; 1106: Il Concilio di Guastalla e il mondo di Pasquale II: Atti del Convegno per il IX centenario del Concilio di Pieve di Guastalla (26 maggio 2006)/Ed. G. M. Cantarella, D. Romagnoli. Alessandria, 2006; De Palma L. M. La Pie postulatio voluntatis di Pasquale II in favore dell " Ospedale di San Giovanni di Gerusalemme (1113)//Lateranum. Mil., 2013. Vol. 79. N 2. P. 469-483.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Лит.: Занков П. М. Старец Артемий, писатель XVI в.//ЖМНП. 1887. 11. Ноябрь. С. 47-64; Садковский С. , свящ. Артемий, игумен Троицкий//ЧОИДР. 1891. Кн. 4. Отд. 3. С. 1-143 (отд. отт. М., 1891); Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава//БВ. 1904. 4. Апр. С. 671-680, 700; Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI в.). Од., 1906; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 144-151, 153-168, 170-171, 174-180, 183, 185-188, 191-192, 200 (сн. 448), 201, 208, 212-214; Mainka R. Des Starzen Artemij Polemik gegen die Zehn Gebote: Aus der Auseinandersetzung der Russischen orthodoxen Kirche mit den Lutheranern Litauens im 16. Jh.//OS. 1964. Bd. 13. S. 123-152; idem. Der Konflikt des Starzen Artemij mit der russisch-orthodoxen Kirche//Ibid. 1966. Bd. 15. S. 2-34, 113-129; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 43-52; он же. Начало книгопечатания на Украине: Иван Федоров. М., 1974. С. 56, 58, 86-87, 133; он же. Иван Федоров и старец Артемий//ВИ. 1986. 5. С. 162-163; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 116 (сн. 40), 117-118, 197-198; Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jh. Erlangen, 1980. (Oikonomia; Bd. 15); Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиогр. описание/Сост. Н. Н. Зарубин; подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 31, 46-47, 75; Rozemond K. Ivan Fedorov and starets Artemy//SEER. 1985. 3. P. 417-421; Auerbach I. Russische Intellektuelle im 16. Jh.: Andrej Michajlovi Kurbskij und sein Kreis// Kurbskij A. M. Novyj Margarit: Hist.-krit. Ausg. auf d. Grundlage d. Wolfenbütteler Handschrift/Hrsg. v. I. Auerbach. Giessen, 1987. Bd. 3. Lfg. 15. S. 36-37, 48-49; Казакова Н. А. Артемий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1: А-К. С. 71-73; Плигузов А. И. «Прение с Иосифом»//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1989. С. 49-77; Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська Akaдeмiя (1576-1636). К., 1990. С. 74 (сн. 64), 82; Голубинский. История РЦ. Т. 2 (1-я пол.). С. 832-840; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретические взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 36-37, 71-72, 85-90, 103-105, 194, 199-200, 223, 246, 287 (сн. 19, 20), 288-289 (сн. 5), 293 (сн. 8); Dmitriev M. V. Dissidents russes II: Matvej Ba kin, le starec Artemij. Baden-Baden, 1999. S. 61-167. (Bibliotheca Dissidentium; T. 20); он же. Между Римом и Царьградом: Киевская митрополия во 2-й пол. XVI в. и генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/76378.html

788 Существование двух традиций, вероятно, можно объяснить тем, что Иеремия и Барух, перед уходом в Египет, взяли с собой копии материалов, которые были завершены на тот момент, оставив одну незавершенную копию в Иудее. В результате последующей редакционной работы, которая проводилась в двух географически разнесенных местностях, на свет произошли две разные версии книги. После изучения 4–6 глав книги Роберт Алтан пришел к выводу, что греческий перевод книги отличается от еврейского текста, потому что переводчики не понимали природы семитской поэзии и не придавали значения параллелизмам и другим повторениям. 789 J.A. Thompson, Jeremiah, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1980), pp. 27–29; J.G. McConville, Judgment and Promise: An Interpretation of the Book of Jeremiah (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1993), ch. 2. 793 John Bright, «The Prophetic Reminiscence: Its Place and Function in the Book of Jeremiah,» Biblical Essays, Proceedings: Die ou Testamentiese Werkgemeenskap (1966), pp. 11–30. 796 Eissfeldt, The Old Testament, p. 355; Thompson, Jeremiah, p. 39; John Bright, Jeremiah, AB (Garden City, NY: Doubleday, 1965), p. lxx. 800 W.L. Holladay, «Prototype and Copies: A New Approach to the Poetry-Prose Problem in the Book of Jeremiah,» JBL 79 (1960): 351–367; and «Style Irony and Authenticity inJeremiah, " JBi 81 (1962):44–54. 805 Там же, стр. 77. Карроль выразил свое мнение в двух основных книгах, помимо книги небольшого объема, на которую мы ссылаемся. См. R.P. Carroll, From Chaos to Covenant (New York: Crossroad, 1981); и Jeremiah: A Commentary, OTL (Philadelphia: Westminster, 1986). Подобный скептицизм по отношению к книге Иеремии не объясняет, почему весь биографический материал помещен в книге на первое место. Нам мало что известно о других пророках, и, тем не менее, их проповеди были сохранены. Знания о жизни Иеремии не так уж необходимы для правильного понимания книги. Почему же тогда информация о его жизни была включена в книгу, если она не имела под собой никакого фактического основания? См. Craigie et al.,Jeremiah 1–25, pp. xxxviii-xl.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

591 H Iερ Σνοδος/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. Главная резиденция «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции размещается по адресу: Κνιγγος 32 – 4 ος ροφος Τ.Θ.812 – Τ.Κ. 10010 –ΑΘΗΝΑ. Тηλ. 2103814087 – Φαξ 2103812133 592 Род. в 1962 г. Пострижен в монашество в 1980 г. Во иеродиакона рукоположен в 1981 г., во иеромонаха в 1986 г. В 1987 г. окончил факультет теологии Фессалоникийского университета. Во епископа Петрского посвящен в 1996 г. 593 Род. в 1925 г. В монашество пострижен в 1947 г. Во иеродиакона рукоположен в 1950 г., во иеромонаха в 1954 г., во епископа Фавмакийского в 1971 г.. Возглавлял «каллиникитский» Синод в 1995–2004 гг. 594 Род. в 1943 г. В монашество пострижен в 1962 г. Рукоположен во иеродиакона в 1967 г., во иеромонаха в 1972 г., во епископа Ставрупольского в 1979 г. Митрополитом Фессалоникийским избран в 1980 г. 595 Род. в 1930 г. Монашество принял на Афоне. В 1964 г. присоединился к «флоринитскому» Синоду и был рукоположен во иеродиакона. Во иеромонаха рукоположен в 1966 г. Во епископа Гревенонского посвящен в 1979 г., а в 1980 г. переведен на Ахарнонскую кафедру. В 1995–1998 гг. возглавлял «афанасиевский» Синод ЦИПХ Греции. В 1998–2007 г. являлся иерархом «флоринитского» Синода. В «каллиникитском» Синоде с начала 2007 г. 596 Род. в 1955. В монашество пострижен в 1973 г. Рукоположен во иеродиакона в 1974 г., во иеромонаха в 1976 г. В 1995 г. окончил факультет теологии Афинского университета. Во епископа Эгинского рукоположен в 1996 г. Митрополитом Месогейским и Островов избран в 1999 г. С 2004 г. Секретарь Синода. 597 Род. во Франции в 1956 г. Получил философское образование. Пребывал в юрисдикции «Православной Церкви Франции», где и принял монашеский постриг в 1987 г. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1988 г. Во епископа Парижского рукоположен в 1996 г. В юрисдикцию «каллиникитского» Синода ЦИПХ перешел в 2001 г. Проживает в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

226 См.: Dalmais I. H. Saint Maxime le Confesseur. Docteur de la Charité//La Vie Spirituelle, 1948, t. 2, p. 296–303. 227 См.: Dalmais I. H. La doctrine ascetique de S. Maxime le Confesseur d " apres le Liber Asceticus//Irenokon, 1953, t. 24, p. 17–39 228 Практически единственным исследователем, посвятившим небольшой экскурс данному произведению, является Э. Швартц: Scwartz E. Christliche und jüdische Ostertateln//Fbbandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse, 1905, Bd. 8, 6; S. 81–88. 229 См.: Bratke К. Maximi Confessoris Chronolqgia succinta vitae Christi//Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1892, Bd. 13, S. 382–384. 230 См.: Balthasar H.U. Kosmische Liturgie (2 Auft.), S. 644–672; Suchla В. R. Die sogenannten Maximus-Scholien des Corpus Dionysiacum Areopagiticum//Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse, 1980, Bd. 3, S. 33–66. 231 См.: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Vol. 1. Cambridge (Mass.), 1956, p. 463, 493. 232 См.: Heinzer R. Gottes Sohn als Mensch, S. 29–116; Idem. Anmerkungen zum Willenbegriff Maximus» Confessor//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie, 1981, Bd. 28, S. 372–392. 234 Так, например, в экзегетических «катенах» на «Песнь Песней» большое место занимают цитаты, подписанные именем преподобного. И хотя мировоззренческие мотивы их явно выдержаны в его духе, они вряд ли принадлежат ему. См.: Kirchmeyer J. Un commentaire de Maxime le Confesseur sur le Cantique?//Studia Patristica, 1966, vol. 8, t. 2, p. 406–413. 235 См.: Maxime le Confesseur. Vie de la Vierge, Traduit par Michel-Jean van Esbroeck//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores iberici. T. 22. Lovani, 1986, p. VXXXVIII. 238 См.: Hausherr I. Nouveaux Fragments grecs d " Evagre ie Pontique//Orientalia Christiana Periodiaca. 1939, vol. 5, p.229. 240 См.: Disdier M. T. Elie l’Ecdicos et les Hetera Kephalaia attribues a saint Maxime le Confesseur et a Jean Carpathos//Echos d’Orient, 1932, t. 31, p. 17–43; Darrouzes J. Elie Ecdicos//Dictionnaire de Spiritualite. T. IV, pt. 1. P., I960, p. 576–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010