Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩАГИН Евгений Михайлович (род. 29.10.1939, Казань), языковед, исследователь церковнослав. языка. По окончании 1-го Московского гос. педагогического ин-та иностр. языков (в 1963) был оставлен в аспирантуре. В 1966 г. защитил канд. диссертацию, на основе к-рой выпустил кн. «Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)» (М., 1969). В 1966-1986 гг. являлся сотрудником Ин-та русского языка им. А. С. Пушкина, с 1986 г. работает в Ин-те русского языка им. В. В. Виноградова РАН. В 1971-1972 гг. выпустил монографию «Из истории возникновения первого литературного языка славян» (2 т.), посвященную лингвистическому анализу перевода Псалтири и Евангелия на церковнослав. язык. В 1973 г. монография была защищена в качестве докт. диссертации. С 1980 г. профессор. История церковнослав. (книжного) языка является основной темой исследований В. Ученого интересуют прежде всего языкотворческий вклад слав. переводчиков и иноязычные влияния. В 2001 г. кн. В. «Церковнославянская книжность на Руси» (М., 2001) была удостоена Макария (Булгакова) , митр. премии 1-й степени. За публикации в сфере лингвострановедения удостоен премии Президента РФ в области образования (2001). Совместно с нем. славистами В. издает древнейшие рус. служебные Минеи (издана Минея за декабрь - Köln; Weimar; W., 1996-1999. Т. 1-3; т. 4 в печати). Для массового читателя предназначены книги В. «Христианская книжность Древней Руси» (М., 1996) и «Библеистика для всех» (М., 2000). В. является автором 565 печатных работ, в т. ч. 19 книг и брошюр, а также ряда переводов с англ. и нем. языков. Соч.: Язык и культура. М., 1973, 19904 (совм. с В. Г. Костомаровым); Лингвострановедческая теория слова. М., 1980 (совм. с В. Г. Костомаровым); Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского - возможное поэтическое произведение Кирилла Философа. М., 1993; История возникновения древнего общеслав. лит. языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997; Дом бытия языка. М., 2000 (совм. с В. Г. Костомаровым); Мирознание вне и посредством языка. М., 2002 (совм. с В. Г. Костомаровым). Лит.: Верещагин Е. М.//КМЕ. Т. 1. С. 366-368; Верещагин Е. М.// Юдакин А. Ведущие языковеды мира: Энцикл. М., 2000. С. 158-160. Рубрики: Ключевые слова: ЕЛАНСКАЯ Алла Ивановна (1926 - 2005), коптолог, специалист в области грамматики копт. языка, издатель копт. текстов

http://pravenc.ru/text/150409.html

Рапорт Архиепископу Кентерберийскому от 27 июня 1966 года о переговорах по поводу взаимоотношений с Православной церковью. Папка ненумерованных документов, относящихся к отношениям с Православной церковью OC file 235/1-4. Архив библиотеки Ламбетского Дворца (Lambeth Palace Library). Мф. 11 : 12. Ср. Рим. 7 : 19. Ср.: Льюис К. С. Письма Баламута. Расторжение брака. М., «Fazenda „Дом Надежды”», 2005, стр. 105. Ср.: Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль». М., «Фирма Арт», 1993, стр. 262. 5 апреля 1986 года ливийские террористы взорвали бомбу в кафе «La Belle» в Западном Берлине. 15 апреля 1986 года США осуществили массированную бомбардировку столицы Ливии Триполи. Статья 51 Устава ООН (1945): «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Владыка, вероятно, имеет в виду политическую линию Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер в ливано-израильском конфликте 1986 года. Масштабный ливано-израильский конфликт, начавшийся в 1982 году, привел к образованию «зоны безопасности» на границе двух стран, но спорадические вооруженные столкновения между Израилем и Ливаном не прекращались в течение многих лет. В 1980-е годы в Никарагуа шла гражданская война между правящими сандинистами, пришедшими к власти в результате свержения режима Сомосы и поддерживаемыми СССР и Кубой, и контрреволюционными силами контрас, получавшими помощь от США. Речь, вероятно, идет о противостоянии социалистического и капиталистического блоков и политике «мирного сосуществования».

http://pravmir.ru/o-nasilii/

66 . Заметка о Церкви [Рец.на ст.: Богданов С.Т. Священство православных и баптистов//ВРХД. 1983. 140. С. 29–60]//ВРХД. 1984. 141. С. 78–82. 67 . Reply to Jürgen Moltman’s “The Unity of the Triune God”//SVTQ. 1984.Vol. 28. P. 183–188. 68 . Рец. на кн.: The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syn-cellus/Greek text, transl. and comment. by M. P. Vinson.Washington, DC: Dum-barton Oaks, 1985. 143 p. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae; T. 23– DOT;Vol. 8)//SVTQ. 1986. Vol. 30. P. 372–374. 69 . The Melkite Patriarchatë Paradoxes of Vocation – an Initial Response toFather Khairallah [P. 189–216]//SVTQ. 1986. Vol. 30. P. 217–230. 70 . Рец.на кн.: Fraigneau-Julien B. Les sens spirituels et la vision de Dieuselon Syméone le Nouveau Théologien. Paris: Beauchesne, 1985. 204 p. (Théologie historique)//SVTQ. 1987. Vol. 31. P. 383–385. 71 . Рец. на кн.: Basil (Krivocheine), archbp. In the Light of Christ St. Symeon theNew Theologian (949–1022): Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood, NY: SVSPress, 1986. 411 p.//SVTQ. 1987. Vol. 31. P. 383–385. 72 . Response to “Are We Lovers Anymore”//Theological Education. 1987. Vol. 24. P. 40–43. 73 . A Final Word in Defense of Ecclesiology [Reply to J. Boojamra and P. Garret]//SVTQ. 1988. Vol. 32. P. 72–87, 395–399. 74 . Рец. на кн.: Aidan Nickolson O. P. Theology in the Russian Diaspora. Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas’ev (1893–1966). Cambridge, NY: Cambridge University Press, 1989. 295 p.//SVTQ. 1990. Vol. 34. 4. P. 361–364. 75 . Рец. на кн.: Raeff M. Russia Abroad: A Cultural History of the Russian Emigration 1919–1939. New York; Oxford: Oxford University Press, 1990//SVTQ. 1991. Vol. 35. 1. Р. 83–85. 76 . Рец. на сб. ст.: de Halleux A.Patrologie et o_ecuménismë Recueil d’études.Leuven: University Press, 1990. 892 p.//SVTQ. 1992. Vol. 36. 3. Р. 299–301. 77 . Рец. на кн.: Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893–1965. Biobibliographie von Metropoliten Manueil (Lemeshevskij) bis zur Gegenwart, ergänztvon P. Coelestin. Patock, OSA. Teil 1 (431 S.), 2 (420 S.), 3 (414 S.), 4 (441 S.),5 (502 S.), 6 (532 S.)//SVTQ. 1992. Vol. 36. 3. P. 301–303.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

На основании противоречивых патристических свидетельств неясна до конца связь между Николаем и Н., а также соотношение между библейскими Н. и др. сектой более позднего времени с тем же названием. Вопрос об их гностическом происхождении, к-рое активно отстаивал А. Гарнак ( Harnack. 1923), не имеет ясного решения ввиду ограниченности источников, а также их яркой полемической направленности ( Caird. 1966. P. 52; ср.: Hemer. 1986. P. 94). Кроме того, ни распутство, ни поедание идоложертвенного никогда не служило отличительной чертой ранних гностических движений ( R ä is ä nen. 1995. S. 1624; Aune. 1997. P. 148). Скорее явление Н. создало базу для зарождения др. еретических движений в древней Церкви, в т. ч. и гностических. В тексте Откровения Н. представлены не как отдельная, изолированная антихрист. секта, о к-рой мы знаем из поздних источников, но как часть церковного сообщества Эфеса и Пергама ( R ä is ä nen. 1995. S. 1624). Н. выступают в тексте Откровения как носители заблуждений в области практической стороны религ. жизни, но в то же время они изображены не просто некой подгруппой внутри Церкви, ставшей более снисходительной к религ. практикам, к-рые царят в окружающем их обществе. В посланиях к Церквам их идеи названы учением (Откр 2. 14, 15, 20, 24). Возможно, их лидеры считали себя апостолами (Откр 2. 2), пророками (Откр 2. 20) и активно искали новых последователей. Высказывалась также непопулярная гипотеза, рассматривающая Н. как представителей синкретического малоазийского культа, почитающих фригийских богов ( Janzon. 1956. P. 106). Возможно, движение Н. носило ярко выраженный антизаконнический характер, возникший на фоне давления культа императора и языческого окружения ( Hemer. 1986. P. 94). В этом контексте мн. исследователи рассматривали Н. как заблуждающихся христиан, осуждение к-рых в тексте Откровения могло служить отражением полемики с идеями ап. Павла. Мн. авторы видят источник появления Н. в неверной интерпретации христ. учения, в слишком буквальном и некритичном восприятии представленной у ап. Павла идеи о степени применения христ. свободы (см., напр.: 1 Кор 8; Рим 14 - Hemer. 1986. P. 93-94; R ä is ä nen. 1995. S. 1623, 1629). Можно предположить, что и лидеры этого движения, слишком прямолейно истолковывая слова ап. Павла об идолах как о «ничто» (1 Кор 8. 4; ср.: Рим 14. 14), считали, что и сопутствующие их почитанию культы не в состоянии нанести к.-л. существенный вред христианам. Вероятно в контексте НЗ Н. становятся одним из знамений возрастающей апостасии (Мф 24. 11; Фес 2. 3) христ. общин эпохи скорого ожидания Второго пришествия, что приводит ряд исследователей к мысли о появлении Н. как об одном из основных поводов для создания кн. Откровение ( Fiorenza E. S. Apocalyptic and Gnosis in Revelation//JBL. 1973. Vol. 92. P. 565-581; см.: R ä is ä nen. 1995. S. 1635, 1638).

http://pravenc.ru/text/2565632.html

Тохтасьев 1986 – Тохтасьев С. Р. Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании//ВДИ. 1986. 2. С. 138–145. Тохтасьев 1986а – Тохтасьев С. Р. Из ономастики Северного Причерноморья. I: ΠΑΤΡΟΥΣ, ΠΑΤΡΑΣΥΣ, ΠΑΤΡΑΕΥΣ//Проблемы античного источниковедения. М.; Л., 1986. С. 69–87. Тохтасьев 1999 – Тохтасьев С. Р. Βσπορος//Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира. Материалы Международной конференции. СПб., 1999. С. 86–92. Тохтасьев 2001 – Тохтасьев С. Р. Еще раз о синдских монетах и синдском царстве//Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Материалы Международной научной конференции. Ч. I. СПб., 2001. С. 63–79. Тройский 1970 – Тройский И. М. Корнелий Тацит//Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах/Изд. подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко. Т. II. Л., 1970. С. 203–247. Трофимова 1959 – Трофимова М. К. О некоторых источниковедческих проблемах XXXVI (Борисфенитской) речи Диона Хрисостома//ВДИ. 1959. 3. С. 151–162. Тыжов 1994 – Тыжов А. Я. Полибий и его «Всеобщая история»//Полибий. Всеобщая история/Перев. с греч. Ф. Г. Мищенко. Т. I. СПб., 1994. С. 5–33. Тюленев 2001 – Тюленев В. М. Павел Орозий и его «История против язычников»//Павел Орозий. История против язычников/Перев. с лат., вступ. статья, комментарии и указатель В. М. Тюленева. Т. I. СПб., 2001. Устинова 1963 – Устинова В. А. К вопросу о присоединении Синдики к Боспорскому царству//ВДИ. 1966. 1. С. 128–136. Фалилеев 2006 – Фалилеев А. И. Восточные Балканы на карте Птолемея. Критико-библиографические изыскания. Мюнхен, 2006 (Studien zum Südosteuropasprachatlas. Bd. 5). Фармаковский 1915 – Фармаковский Б. В. Ольвия. М., 1915. Хазанов 1971 – Хазанов А. М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971. Хазанов 1975 – Хазанов А. М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975. Хенниг 1961 – Хенниг Р. Неведомые земли. Т. М., 1961. Хоммель 1981 – Хоммель X. Ахилл-бог//ВДИ. 1981. 1. С. 53–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2981       Лихачев Д.С. Памятники культуры – всенародное достояние/История СССР. 1964. 1. С. 3–12. 2983       Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. M., 1947–1948. 2-е изд., доп., с обширным комментарием Г.И. Вздорнова: M., 1986. Итал. пер.: Storia della pittura bizantina. Torino, 1967 (существует также сокращенное карманное издание). 2984       История русского искусства. Т. 1–3. M., 1953–1955. Нем. пер.: Geschichte der russischen Kunst. I-III. Dresden, 1957–1959. 2985       Гращенков B.H. Список опубликованных трудов B.H. Лазарева//Искусствознание. 1998. 1. С. 27–34; Он же. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие//Древнерус. искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. С. 8–32; Khrushkova L. Lazarev V.N.//PChA. Bd. II. S. 799–801. 2986       Лазарев B.H. Византийская живопись: Сб. ст. M., 1971; Он же. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. M., 1978; Idem. Studies in Byzantine Painting. L., 1993. 2987       Лазарев B.H. Искусство Новгорода. M.; Л., 1947; Он же. Мозаики Софии Киевской. M., 1960; Он же. Фрески Старой Ладоги. M., 1960; Он же. Андрей Рублев. M., 1960 (венг. пер.: Rubljov. Budapest, 1963); Он же. Феофан Грек и его школа. M., 1961 (нем. пер.: Theophanes der Grieche und seine Schule. Wien; München, 1968); Idem. Russian Icons: From the Twelfth to the Fifteenth Century. N. Y., 1962; Idem. Old Russian Murals and Mosaics: From the XIth to the XVIth Century. L., 1966; Он же. Михайловские мозаики. M., 1966; Он же. Андрей Рублев и его школа. M., 1966 (итал. пер.: Andrej Rublev. Milano, 1966); Он же. Новгородская иконопись. M., 1969; Он же. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. M., 1970; Он же. Московская школа иконописи. M., 1972; Он же. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. M., 1983 (перепеч.: M., 1994, 1996; итал. пер.: L’arte russa del le icone: dalle origini all’inizio del XVI secolo. Milano, 1996); Idem. L’arte dell’antica Russia: Mosaici e affreschi. Milano, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1962. Bd. 37. 1168       Ieromonaco Gregorio (Chatziemmanouil). La Divina Liturgia: «Ecco, io sono con voi... sino alla fine del mondo»/Trad. e Presentazione a cura di A. Ranzolin. Città del Vaticano, 2002. 1169       Vogel C. Introduction aux sources de l’histoire du culte chrétien au Moyen-Âge. Spoleto, 1966 (англ. пер.: Medieval Liturgy: An Introduction to the Sources/Trans. W. Storey, N. Rasmussen. Washington (DC), 1986); Idem. Le pêcheur et la pénitence au moyen-âge. P., 1969. см. также: Vogel C., Reinhard E. Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle. Vol. I, II. Le Texte. Città del Vaticano, 1963 (Studi e Testi, 226–227); Eiusdem. Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle. Vol. III. Introduction générale et Tables. Città del Vaticano, 1972 (Studi e Testi, 269). 1170       Lodi E. Ordini e ministeri al servizio del popolo sacerdotale. Milano, 1974; Idem. È cambiata la Messa in 2000 anni? Le lezioni della storia. Torino, 1975; Idem. Enchiridion Euchologicum Fontium Liturgicorum. Roma, 1979; Idem. Liturgia della Chiesa: Guida alio studio della liturgia nelle sue fonti antiche e recent. Bologna, 1981; Idem. I santi del calendario romano: Pregare con i santi nella liturgia. Milano, 1990 (англ. пер.: Saints of the Roman Calendar/Trans. J. Aumann. N.Y., 1992; франц. пер.: Les saints du calendrier romain avec les propres nationaux d’Afrique du Nord, de Belgique, Canada, France, Luxembourg, Suisse: prier avec les saints dans la liturgie. P., 1995). 1171       Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siècle//Archives de l’Orient chrétien. P., 1966. Vol. 9; Brightman F.E. The Historia mystagogica and other Greek commentaries on the Byzantine liturgy//Journal of theological studies. Oxf., 1908. Vol. 9. Fasc. 34, 35; Pétridès S. Traités liturgiques de saint Maxime et de saint Germain traduits par Anastase le bibliothécaire//Revue de l’Orient Chrétien. 1905. Vol. 10; Borgia N. Il commentario liturgico di S. Germano Patriarca Constantinopolitano e la versione latina di Anastasio Bibliotecario//Studi Liturgici.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

324 . Papandrea J. L. The Trinitarian Theology of Novatian of Rome. A Study in Third – Century Orthodoxy. Lewiston, Queenston, Lampeter, 2008. 325 . Weyer H. Novatianus De Trinitate. Uber den dreifaltigen Gott. Dusseldorf, 1962. Арнобий 326 . Дроздов Н. М. Арнобий. Семь книг против язычников. Киев, 1917; СПб., 2008 . 327 . Фокин А Р. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 376–378. 328 . Он же. 2005. См. выше, 142. 329 . Amata B. La cristologia di Arnobio il Vecchio//Bessarione, 5 (1986). P. 55–94. 330 . Beatrice P. F. Un oracle antichretien chez Arnobe//Memorial Dom Jean Gribomont/Ed. Y. de Andia et al. Rome, 1988. P. 107–129. 331 . Burger C. Die theologische Position des Alteren Arnobius. Diss. Heidelberg, 1970. 332 . Courcelle P. Les sages de Porphyre et les «viri novi» d’Arnobe//Revue des etudes latines, 31 (1953). P. 257–271. 333 . Idem. Anti-Christian Argument and Christian Platonism from Arnobius to Saint Augustine//The Conflict between Paganism and Christianity in the IV cent./Ed. A. Momigliano. Oxford, 1963. P. 151–192. 334 . Fortin E. L. The viri novi of Arnobius and the conflict between faith and reason in the early Christian centuries//The Heritage of the Early Church/Ed. D. Neiman, M. Schatin. Rome, 1973. P. 201–222. 335 . Gabarrou F. Arnobe et son oeuvre. Paris, 1921. 336 . Kraft P. Beitrage zur Wirkungsgeschichte des Alteren Arnobius. Wiesbaden, 1966. 337 . Lucarini C. M. Questioni arnobiane//Materiali e discussioni per l’analisi dei testi classici 54 (2005). P. 123–164. 338 . McDonald H. D. The Doctrine of God in Arnobius “Adversus Gentes”//Studia Patristica, 9 (1966). P. 75–81. 339 . Micka E. F. The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius. Washington, 1943. 340 . Rapisarda E. Arnobio. Catania, 1945. 341 . Simmons M. B. Arnobius of Sicca: Religious Conflict and Competition in the Age of Diocletian. Oxford, N.Y., 1995. 342 . Sitte A. Mythologische Quellen des Arnobius. Wien, 1970. 343 . Viciano A. Retorica, filosofia y gramatica en el Adversus nationes de Arnobio de Sicca. N. Y., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

XLI 9). Что же касается коллизии правовых норм, то, по мнению Е. Р., нужно стремиться устранить противоречия в законах, пользуясь системным методом толкования права (Peira. VI 16). В «Пире» много примеров того, как Е. Р. дает нормам права свое толкование, отличающееся от буквального (напр., смягчает санкции), или в случае пробела в праве самостоятельно выносит решение ( Oikonomides. 1986. S. 183-185). Это, согласно Икономидису, свидетельствует о том, что составитель «Пиры» хотел создать сборник судебных прецедентов, к-рый бы имел нормативный характер (Ibid. S. 191). Однако для признания судебных актов Е. Р. прецедентами необходимо доказать, что решения имп. суда в мотивировочной части имели обязательную силу для низших судов Византии и реально учитывались ими при рассмотрении аналогичных дел. Совр. состояние источниковой базы не позволяет это сделать. Более того, визант. законодательство последовательно предписывало судьям руководствоваться не предшествующими решениями по аналогичным делам, а законами, причем данное правило воспроизведено в «Пире» (CJ. VII 45. 13; Basilic. IX 1. 79; Peira. LI 18. 32; см. подробнее: D " Emilia. 1965-1966. P. 30). В нек-рых случаях Е. Р. педантично следовал букве закона. Так, анализ 4 дел, связанных с проверкой подлинности документов (Peira. XIV 3; XLVII 8; LVI 1; LXIV 3), показывает, что в этих делах Е. Р. продолжал скрупулезно выполнять предписания Василик ( Медведев. 2001. С. 465-467). Е. Р. прямо утверждает, что все нормы Василик являются действующими и ни одна из них не была отменена (Peira. LI 16). Мн. дела, изложенные в сб. «Пира», связаны с такими важными правовыми институтами, как статус физических лиц (женщин, подвластных, стратиотов и др.), право собственности и иные вещные права, право предпочтения (протимесис) при отчуждении недвижимости, ипотека, договор купли-продажи ( D " Emilia. 1965-1966. P. 34-80), режим имущества супругов ( Simon. 1987), наследование ( D " Emilia. 1967). Более 100 глав «Пиры» касаются комплексного института рабства, гл.

http://pravenc.ru/text/187481.html

Хочу пожелать ему, чтобы его творческий потенциал никогда не остывал и его хватило бы еще на долгие годы плодотворной деятельности! Краткая биографическая справка: Владимир Иванович Добреньков родился 4 февраля 1939 года в Сталинграде. С 1946 по 1956 год учился в сталинградской средней школе 4, окончил её с серебряной медалью. В 1966 году окончил с отличием философский факультет МГУ. С 1966 по 1969 год учился в аспирантуре философского факультета МГУ. В 1969 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Неофрейдистская социологическая концепция Эриха Фромма (критический анализ субъективно-идеалистических оснований неофрейдистской социальной философии)». В 1975 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Современный протестантский теологический модернизм в США». С 1978 по 1983 год работал заместителем проректора МГУ по учебной работе, затем был назначен назначен директором Института повышения квалификации преподавателей общественных наук - проректором Московского университета. С 1985 года - профессор и заведующий кафедрой истории социологии философского факультета МГУ. В 1986-1992 годах был проректором МГУ по учебной и научной работе гуманитарных факультетов. С 1989 года - профессор и заведующий кафедрой истории и теории социологии социологического факультета МГУ. С 1989 года возглавляет Учебно-методическое отделение 143 университетов России по специальности «социология», «социальная антропология», «организация работы с молодёжью». С 1989 по 2014 год - декан социологического факультета МГУ. С июля по ноябрь 1994 года - вице-президент РАГС при Президенте России. С 1997 по 2015 год - ректор Международного университета бизнеса и управления (с 2005 года - Международная академия бизнеса и управления). В сентябре 2008 года по инициативе В.И.Добренькова и идеолога современного евразийства А.Г.Дугина при социологическом факультете МГУ был создан Центр консервативных исследований. Действительный член Российской академии социальных наук (1994), действительный член Международной академии информатизации (1994), заслуженный профессор МГУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/04/im...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010